46487

Л.С. Выготский. «Вопросы детской (возрастной) психологии

Доклад

Психология и эзотерика

Говоря о кризисах он выделяет помимо очевидного негативного характера ребенок становится капризен и трудновоспитуем еще и позитивный то есть возникновения новообразование. В этот период центральным новообразованием является индивидуальное существование собственная психическая жизнь хотя отделяясь от матери физически ребенок еще зависит биологически от нее способ питания новорожденного смешанный внеутробное своеобразен сон составляющий большую часть его времени новорожденный уязвим и беспомощен. Теперь ребенок переходит в период...

Русский

2013-11-22

17.22 KB

24 чел.

85. Л.С. Выготский. «Вопросы детской (возрастной) психологии». (Главы: «Проблема возраста»; «Младенческий возраст»; «Кризис первого года жизни»; «Ранний возраст»; «Кризис трех лет»; «Кризис семи лет»)

В статьях: «Проблема возраста», «Младенческий возраст», «Кризис первого года жизни», «Ранний возраст», «Кризис трех лет», «Кризис семи лет» Выготский выделяет существование стабильных и кризисных возрастов. Стабильный возраст характеризуется тем, что в этот период незаметны внутренние изменения личности ребенка, нет резких сдвигов и изменений. Тогда, как в кризисные периоды происходит резкий сдвиг, изменение личности ребенка и все это за весьма непродолжительный период. Говоря о кризисах, он выделяет помимо очевидного негативного характера (ребенок становится капризен и трудновоспитуем), еще и позитивный, то есть возникновения новообразование.

Выготским были введены такие понятия, как «центральная линия развития, побочная линия развития и социальная ситуация».

Центральная линия развития- те процессы развития, которые более или менее связаны с новообразованием, а частичные процессы - побочные линии развития.

Социальная ситуация развития - специфическое, своеобразное для данного возраста отношение между ребенком и окружающей действительностью. У каждого возраста свои особенности.

В младенческом возрасте Выготский выделял период новорожденности, который длится примерно месяц. В этот период центральным новообразованием является индивидуальное существование, собственная психическая жизнь, хотя, отделяясь от матери физически, ребенок еще зависит биологически от нее (способ питания новорожденного смешанный - внеутробное, своеобразен сон, составляющий большую часть его времени, новорожденный уязвим и беспомощен). Новообразования этого периода не сохраняются, становятся частью психического образования более высокого порядка.

Выготский выделял в качестве важнейшего компонента психического развития - аффект, который меняется на каждой новой ступени развития личности. Начальный аффект новорожденного ограничивает его психическую жизнь узкими пределами сна, питания, крика, затем принимает форму рецептивного интереса к внешнему миру, а затем и активный интерес к окружающему.

Социальная ситуация развития младенца - младенец пассивен, зависим от взрослого, от которого зависит удовлетворение его потребностей. Новообразования младенца: возникает интерес к внешнему миру, что является переходом к активности, сон и бодрствование занимает одинаковое время, начинает совершать простейшие действия с предметами, затем младенец учится подражанию, то есть возникает новое поведение.

Младенческий возраст завершается кризисом первого года жизни, который был изучен раньше всех остальных, но не был подчеркнут его критический характер.

Причины появления кризиса в этом возрасте, связаны с:

1- становление ходьбы

2-появление речи (она, как и ходьба не появляется в один день, латентный период ее становления- 3 месяца)

3-аффект и воля, гипобулические реакции (по Кречмеру) – появляются первые реакции протеста, оппозиции, гипобулические, поскольку связаны с волей, при неправильном воспитании могут развиться в гипобулические припадки.

Автор считал. Что особое внимание нужно уделить именно развитию речи, поскольку она является связанной с детским сознанием и с социальными отношениями ребенка.

Переход от безъязычного к языковому период развития совершается посредством автономной детской речи.

Особенности автономной речи:

-значение слов - ситуационно, нет словесного мышления, оторванного от наглядной ситуации

-слова соединяются образу связь непосредственный впечатлений

, мышление носит несамостоятельный характер.

Таким образом, автономная речь представляет своеобразный этап развития мышления. Начало и конец автономной детской речи рассматривают как симптомы начала и конца кризиса, когда возникает настоящая речь, автономная исчезает и заканчивается кризис первого года жизни.

Теперь ребенок переходит в период раннего возраста, для которого характерно:

-единство сенсорных и моторных функций - все, что видит ребенок, он хочет потрогать.

-восприятие и аффект тесно связаны, в последствии мы научаемся смотреть на вещи без особой эмоциональной окрашенности, ребенок этого возраста пока так не может

-единство аффективно-рецептивных моментов, аффективного восприятия и действия, предмет имеет притягательную силу, аффективная заряженность каждой вещи таит в себе источник притяжения для ребенка.

Ребенку этого возраста сложно взаимодействовать с предметом, который находится вне поля его зрения, который он непосредственно не воспринимает. (Это хорошо иллюстрирует опыт К.Левина, когда ребенку нужно было сесть на камень, чтобы сесть на него, нужно было повернуться к нему спиной, убрать из поля зрения).

Новообразованием является появление речи, что рушит всю социальную ситуацию, сложившуюся ранее, рушится сенсомоторное единство, разбивается ситуационная связность ребенка. Речь начинает выступать как деятельность, связанная с людьми. При овладении речью возникают обобщения, то есть вещи начинают видеться не только в ситуационном отношении друг к другу, но и в обобщенном, создается устойчивая картина мира, возникает системное и смысловое строение сознания, но в этом возрасте доминающим в сознании является процесс восприятия, а другие процессы подчиняются доминающему. Также Выготский говорил, что уже в этом возрасте появляется игра, но это квазиигра - «игра в себе», не отделенная от реальности, серьезная игра.

Этот возрастной этап заканчивается кризисом 3 лет, который в первую очередь связан с перестройкой социальных отношений ребенка, перестраивается социальная позиция по отношению к окружающим людям, к авторитету матери, отца. Этот кризис выражается в 7 симптомах, причем из них только 4 Выготский считал главными, остальные второстепенными:

1)-возникновение негативизма - поведение ребенка идет вразрез с тем предлагают ему взрослые, реакция не на содержание, а на предложение взрослого (если ребенок чего-то не делает, потому что не хочет это не негативизм)

2)-упрямство- ребенок настаивает на чем-то, причем не, потому что это сильно хочет, а потому что он это потребовал, то, что он потребовал ему может быть вовсе не нужно

3)-«тротц»- строптивость, это поведении направлено не против кого-то, а против норм поведения, установленных для ребенка, направлено вовне, вызвано желанием настоять на собственном желании.

4)-своенравие, стремление к самостоятельности, своеволие

5)-протест-бунт, все в поведении ребенка носит протестующий характер, состояние войны с окружающими, постоянный конфликт с ними

6)-обесценивание взрослых, начинает ругаться на родителей (Ш. Бюлер описала негодование семьи, когда мать услышала от ребенка, что она дура)

7)-деспотизм (в семьях с одним ребенком) и ревность (с несколькими детьми) - стремление проявить деспотическую власть по отношению к окружающим

Ребенок становится трудновоспитуем, происходит изменение аффективно-волевой сферы, возрастает самостоятельность и активность ребенка, меняется отношение не только к окружающим, но и к собственной личности.

Также Выготский писал о проявлениях кризиса семи лет, который в литературе появился раньше остальных, поскольку ребенок резко меняется при переходе от дошкольного к школьному возрасту. Ребенок кардинально меняется, причем не только внутренне, но и внешне (смена зубов, вытягивание в длину).

Поведение дошкольника характеризуется наивностью и непосредственностью, что говорит о том, что ребенок внешне такой же, кА и внутри, когда такой дошкольник вступает в кризис, то он теряет эту наивность и непосредственность в поведении, в поступки приносится интеллектуальный момент. Поведение характеризуется манерностью, капризами, начинает ходить не так как раньше, появляется что-то искусственное, нелепое, вертлявость, паясничанье.

Особенности кризиса:

-переживания приобретают смысл. В семилетнем возрасте возникает такая структура переживаний, когда ребенок начинает понимать, что значит «я радуюсь», «я огорчен». Сердящийся ребенок понимает, что он сердит

-возникают обобщенные переживания, логика чувств, аффективное обобщение (если со школьником случалась много раз какая-то ситуация, у него возникает аффективное обобщение, характер которого относится к единичному аффекту, обобщая переживания, приходит к определенному выводу)

Новообразования в этом возрасте - самолюбие, самооценка (дошкольник любит себя, но у него нет самолюбия, как обобщенного отношения к себе, которое остается одним и тем же в разных ситуациях)

Меняется у ребенка отношение к среде, хотя бы, потому что при переходе в школьную среду она сама меняется, в связи с этим меняется ход развития ребенка.

В период этого кризиса ребенок становится трудновоспитуем, конфликтен, возникают противоречивые переживания, неразрешимые противоречия.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

37060. Интернет и зависимость от него 28.47 KB
  Информацию черпают И чего здесь только нет Как же сеть ту называют Ну конечно Интернет Поднимите руки кто хотя бы один раз играл в Онлайн игры Говорите ли вы с друзьями об играх кодах уровнях и т. Примерно такие вопросы задают психологи когда хотят убедиться страдает ли человек Интернет зависимостью. Я задала эти вопросы не случайно и хочу чтобы вы посмотрели на себя со стороны оценили свое отношение к компьютеру и Интернету.
37061. Минута славы 51 KB
  Ведущий 1 Здравствуйте ребята Сегодня мы рады приветствовать вас на прекрасном мероприятии которое приготовили ваши талантливые одноклассники. Ведущий 2 Вам кажется что вы знаете все о своих одноклассниках Ведущий 3 Вы ошибаетесь Имя фамилия и оценки в классном журнале это еще не все. Ведущий1 Сегодня мы предоставим каждому свою минуту славы И вы увидите что они этой славы достойны. Ведущий 2 Итак сегодня мы проведем игру Минута славы.
37062. Я- гражданин России. Класный час 31.56 KB
  Тема классного часа: Я гражданин России Задачи: Образовательные Знакомство с понятием гражданин. Знакомство с символами России. Воспитывать интерес к России.
37063. Классный час, посвященный 200 - летию Бородинской битвы 26.21 KB
  Наполеон Бонапарт- человек необычной судьбы. Он родился 15 августа 1769 года на небольшом острове Корсика, принадлежащем Франции. Сын бедного дворянина Наполеон закончил военную академию в Париже, когда ему было 16 лет. В 24 года он уже был генералом, затем стал консулом Франции
37064. Вредные привычки. Классный час 23.17 KB
  У1 – слайд №2 “Здоровье это состояние полного физического психического и социального благополучия а не только отсутствие болезней и поврежденийâ€. Основная часть: слайд 3 У2 На слайде мы видим три основных вредных привычки которые портят наше с вами здоровье. слайд №4 Табак приносит вред телу разрушает разум отупляет целые нации. слайд№5 Из истории Курение табака возникло еще в глубокой древности.
37065. Личностно-ориентированный классный час 74.5 KB
  Классный час это гибкая по составу и структуре форма фронтальной воспитательной работы представляющая собой специально организуемое во внеурочное время общение классного руководителя с учащимися класса с целью содействия формированию классного коллектива и развитию его членов Е. Час классного руководителя – это форма воспитательной работы при которой школьники под руководством педагога включаются в специально организованную деятельность способствующую формированию у них системы отношений к окружающему миру Г. Основные компоненты...
37066. ВИКТОРИНА ПО СКАЗКАМ К.И. ЧУКОВСКОГО 23.93 KB
  ЧУКОВСКОГО Тема: ВИКТОРИНА ПО СКАЗКАМ К. ЧУКОВСКОГО Цели: 1. Такова внешность Корнея Ивановича Чуковского. Сегодня мы встретимся с героями сказок Корнея Чуковского.
37067. В дела ты добрые вложи всё лучшее своей души! 55.5 KB
  Сформировать в сознании детей понятие доброта; 2. Говорят что если есть в человеке доброта значит он как человек состоялся. Человеческая доброта и милосердие умение радоваться и переживать за других людей создают основу человеческого счастья. Сейчас возрождаются такие понятия как доброта милосердие доброжелательность внимание друг к другу.