46487

Л.С. Выготский. «Вопросы детской (возрастной) психологии

Доклад

Психология и эзотерика

Говоря о кризисах он выделяет помимо очевидного негативного характера ребенок становится капризен и трудновоспитуем еще и позитивный то есть возникновения новообразование. В этот период центральным новообразованием является индивидуальное существование собственная психическая жизнь хотя отделяясь от матери физически ребенок еще зависит биологически от нее способ питания новорожденного смешанный внеутробное своеобразен сон составляющий большую часть его времени новорожденный уязвим и беспомощен. Теперь ребенок переходит в период...

Русский

2013-11-22

17.22 KB

29 чел.

85. Л.С. Выготский. «Вопросы детской (возрастной) психологии». (Главы: «Проблема возраста»; «Младенческий возраст»; «Кризис первого года жизни»; «Ранний возраст»; «Кризис трех лет»; «Кризис семи лет»)

В статьях: «Проблема возраста», «Младенческий возраст», «Кризис первого года жизни», «Ранний возраст», «Кризис трех лет», «Кризис семи лет» Выготский выделяет существование стабильных и кризисных возрастов. Стабильный возраст характеризуется тем, что в этот период незаметны внутренние изменения личности ребенка, нет резких сдвигов и изменений. Тогда, как в кризисные периоды происходит резкий сдвиг, изменение личности ребенка и все это за весьма непродолжительный период. Говоря о кризисах, он выделяет помимо очевидного негативного характера (ребенок становится капризен и трудновоспитуем), еще и позитивный, то есть возникновения новообразование.

Выготским были введены такие понятия, как «центральная линия развития, побочная линия развития и социальная ситуация».

Центральная линия развития- те процессы развития, которые более или менее связаны с новообразованием, а частичные процессы - побочные линии развития.

Социальная ситуация развития - специфическое, своеобразное для данного возраста отношение между ребенком и окружающей действительностью. У каждого возраста свои особенности.

В младенческом возрасте Выготский выделял период новорожденности, который длится примерно месяц. В этот период центральным новообразованием является индивидуальное существование, собственная психическая жизнь, хотя, отделяясь от матери физически, ребенок еще зависит биологически от нее (способ питания новорожденного смешанный - внеутробное, своеобразен сон, составляющий большую часть его времени, новорожденный уязвим и беспомощен). Новообразования этого периода не сохраняются, становятся частью психического образования более высокого порядка.

Выготский выделял в качестве важнейшего компонента психического развития - аффект, который меняется на каждой новой ступени развития личности. Начальный аффект новорожденного ограничивает его психическую жизнь узкими пределами сна, питания, крика, затем принимает форму рецептивного интереса к внешнему миру, а затем и активный интерес к окружающему.

Социальная ситуация развития младенца - младенец пассивен, зависим от взрослого, от которого зависит удовлетворение его потребностей. Новообразования младенца: возникает интерес к внешнему миру, что является переходом к активности, сон и бодрствование занимает одинаковое время, начинает совершать простейшие действия с предметами, затем младенец учится подражанию, то есть возникает новое поведение.

Младенческий возраст завершается кризисом первого года жизни, который был изучен раньше всех остальных, но не был подчеркнут его критический характер.

Причины появления кризиса в этом возрасте, связаны с:

1- становление ходьбы

2-появление речи (она, как и ходьба не появляется в один день, латентный период ее становления- 3 месяца)

3-аффект и воля, гипобулические реакции (по Кречмеру) – появляются первые реакции протеста, оппозиции, гипобулические, поскольку связаны с волей, при неправильном воспитании могут развиться в гипобулические припадки.

Автор считал. Что особое внимание нужно уделить именно развитию речи, поскольку она является связанной с детским сознанием и с социальными отношениями ребенка.

Переход от безъязычного к языковому период развития совершается посредством автономной детской речи.

Особенности автономной речи:

-значение слов - ситуационно, нет словесного мышления, оторванного от наглядной ситуации

-слова соединяются образу связь непосредственный впечатлений

, мышление носит несамостоятельный характер.

Таким образом, автономная речь представляет своеобразный этап развития мышления. Начало и конец автономной детской речи рассматривают как симптомы начала и конца кризиса, когда возникает настоящая речь, автономная исчезает и заканчивается кризис первого года жизни.

Теперь ребенок переходит в период раннего возраста, для которого характерно:

-единство сенсорных и моторных функций - все, что видит ребенок, он хочет потрогать.

-восприятие и аффект тесно связаны, в последствии мы научаемся смотреть на вещи без особой эмоциональной окрашенности, ребенок этого возраста пока так не может

-единство аффективно-рецептивных моментов, аффективного восприятия и действия, предмет имеет притягательную силу, аффективная заряженность каждой вещи таит в себе источник притяжения для ребенка.

Ребенку этого возраста сложно взаимодействовать с предметом, который находится вне поля его зрения, который он непосредственно не воспринимает. (Это хорошо иллюстрирует опыт К.Левина, когда ребенку нужно было сесть на камень, чтобы сесть на него, нужно было повернуться к нему спиной, убрать из поля зрения).

Новообразованием является появление речи, что рушит всю социальную ситуацию, сложившуюся ранее, рушится сенсомоторное единство, разбивается ситуационная связность ребенка. Речь начинает выступать как деятельность, связанная с людьми. При овладении речью возникают обобщения, то есть вещи начинают видеться не только в ситуационном отношении друг к другу, но и в обобщенном, создается устойчивая картина мира, возникает системное и смысловое строение сознания, но в этом возрасте доминающим в сознании является процесс восприятия, а другие процессы подчиняются доминающему. Также Выготский говорил, что уже в этом возрасте появляется игра, но это квазиигра - «игра в себе», не отделенная от реальности, серьезная игра.

Этот возрастной этап заканчивается кризисом 3 лет, который в первую очередь связан с перестройкой социальных отношений ребенка, перестраивается социальная позиция по отношению к окружающим людям, к авторитету матери, отца. Этот кризис выражается в 7 симптомах, причем из них только 4 Выготский считал главными, остальные второстепенными:

1)-возникновение негативизма - поведение ребенка идет вразрез с тем предлагают ему взрослые, реакция не на содержание, а на предложение взрослого (если ребенок чего-то не делает, потому что не хочет это не негативизм)

2)-упрямство- ребенок настаивает на чем-то, причем не, потому что это сильно хочет, а потому что он это потребовал, то, что он потребовал ему может быть вовсе не нужно

3)-«тротц»- строптивость, это поведении направлено не против кого-то, а против норм поведения, установленных для ребенка, направлено вовне, вызвано желанием настоять на собственном желании.

4)-своенравие, стремление к самостоятельности, своеволие

5)-протест-бунт, все в поведении ребенка носит протестующий характер, состояние войны с окружающими, постоянный конфликт с ними

6)-обесценивание взрослых, начинает ругаться на родителей (Ш. Бюлер описала негодование семьи, когда мать услышала от ребенка, что она дура)

7)-деспотизм (в семьях с одним ребенком) и ревность (с несколькими детьми) - стремление проявить деспотическую власть по отношению к окружающим

Ребенок становится трудновоспитуем, происходит изменение аффективно-волевой сферы, возрастает самостоятельность и активность ребенка, меняется отношение не только к окружающим, но и к собственной личности.

Также Выготский писал о проявлениях кризиса семи лет, который в литературе появился раньше остальных, поскольку ребенок резко меняется при переходе от дошкольного к школьному возрасту. Ребенок кардинально меняется, причем не только внутренне, но и внешне (смена зубов, вытягивание в длину).

Поведение дошкольника характеризуется наивностью и непосредственностью, что говорит о том, что ребенок внешне такой же, кА и внутри, когда такой дошкольник вступает в кризис, то он теряет эту наивность и непосредственность в поведении, в поступки приносится интеллектуальный момент. Поведение характеризуется манерностью, капризами, начинает ходить не так как раньше, появляется что-то искусственное, нелепое, вертлявость, паясничанье.

Особенности кризиса:

-переживания приобретают смысл. В семилетнем возрасте возникает такая структура переживаний, когда ребенок начинает понимать, что значит «я радуюсь», «я огорчен». Сердящийся ребенок понимает, что он сердит

-возникают обобщенные переживания, логика чувств, аффективное обобщение (если со школьником случалась много раз какая-то ситуация, у него возникает аффективное обобщение, характер которого относится к единичному аффекту, обобщая переживания, приходит к определенному выводу)

Новообразования в этом возрасте - самолюбие, самооценка (дошкольник любит себя, но у него нет самолюбия, как обобщенного отношения к себе, которое остается одним и тем же в разных ситуациях)

Меняется у ребенка отношение к среде, хотя бы, потому что при переходе в школьную среду она сама меняется, в связи с этим меняется ход развития ребенка.

В период этого кризиса ребенок становится трудновоспитуем, конфликтен, возникают противоречивые переживания, неразрешимые противоречия.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

79203. Общая характеристика преступлений против половой неприкосновенности и половой свободы личности 32.66 KB
  Разновидностью преступлений против личности являются общественно опасные посягательства на половую неприкосновенность и половую свободу человека. Видовым объектом преступлений являются общественные отношения обеспечивающие половую неприкосновенность и половую свободу личности. Непосредственным объектом выступают отношения связанные с посягательством на половую неприкосновенность и половую свободу конкретной личности нарушенные общественно опасным действием. Половые преступления в зависимости от непосредственного объекта можно подразделить...
79204. Изнасилование. Состав и виды 31.04 KB
  Беспомощное состояние потерпевшей при изнасиловании может выражаться в том что она: 1 не могла понимать характера и значения совершаемых действий в силу своего физического или психического состояния малолетства душевного расстройства беспамятства или иного болезненного состояния; 2 понимала характер совершаемых в отношении ее действий но не могла оказать сопротивления виновному физические недостатки сильное опьянение и т. Виновный же должен осознавать беспомощное состояние потерпевшей вне зависимости от того привел ли он сам...
79205. Насильственные действия сексуального характера. Состав и виды 29.74 KB
  Насильственные действия сексуального характера ст. Состав преступления предусмотренный этой статьей охватывает насильственное мужеложство и лесбиянство а также иные насильственные действия сексуального характера с применением или угрозой применения насилия либо с использованием беспомощного состояния потерпевшей потерпевшего. Под иными действиями сексуального характера понимаются любые кроме мужеложства и лесбиянства способы удовлетворения полового желания в извращенной форме.
79206. Общая характеристика преступлений против конституционных прав и свобод 33.74 KB
  В главе 19 УК РФ объединены уголовноправовые нормы о преступлениях посягающих на конституционные права и свободы человека и гражданина. Безусловно в данной главе помещены не все нормы охраняющие права и свободы человека и гражданина поскольку например жизнь здоровье охраняются нормами включенными в гл. Все охраняемые уголовным законом конституционные права и свободы человека и гражданина несмотря на их разобщенность по главам образуют видовой объект преступления совокупность конституционных прав и свобод. Субъективная сторона...
79207. Нарушение неприкосновенности частной жизни 29.9 KB
  Нарушения неприкосновенности частной жизни ст. собирать и распространять сведения о частной жизни человека без его согласия.
79208. Нарушение неприкосновенности жилища 34.29 KB
  Конституции РФ никто не вправе проникать в жилище против воли проживающих в нем лиц иначе как в случаях установленных федеральным законом или на основании судебного решения. 139 выражается в незаконном проникновении в жилище против воли проживающего в нем лица. 139 под жилищем понимаются индивидуальный жилой дом с входящими в него жилыми и нежилыми помещениями жилое помещение независимо от формы собственности входящее в жилищный фонд и пригодное для постоянного или временного проживания а равно иное помещение или строение не входящие...
79209. Нарушение авторских и смежных прав 30.8 KB
  Преступление небольшой тяжести состав основной сложный материальный Объект общественные отношения обеспечивающие реализацию авторских и иных смежных прав Общественные отношения собственности Предмет чужое научное литературное музыкальное или художественное произведение Потерпевший другое лицо Объективная сторона характеризуется: Деянием в форме действия присвоение авторства плагиат т.
79210. Общая характеристика преступлений против семьи и несовершеннолетних 33.68 KB
  Преступления против семьи и несовершеннолетних включенная в раздел VII Преступления против личности УК РФ 1996 г. Эта Конвенция развивает и детализирует общепризнанные положения международного права о приоритетности всех необходимых мер защиты которые должны быть обеспечены любому ребенку в его статусе как несовершеннолетнего со стороны семьи общества и государства. 20 УК РФ на две группы: преступления против несовершеннолетних и преступления против семьи.
79211. Вовлечение несовершеннолетних в совершении преступления. Состав и виды 33.82 KB
  Состав и виды Вовлечение несовершеннолетнего в совершение преступления ст. Вовлечением в совершение преступления признаются действия взрослого лица которые направлены на возбуждение желания несовершеннолетнего совершить активные противоправные действия. Обман может выражаться в убеждении несовершеннолетнего взрослым в безнаказанности за содеянное. Более серьезный вид вовлечения несовершеннолетнего в совершение преступления его вовлечение путем угроз.