46490

Распад СССР, образование СНГ. Формирование независимой российской государственности и системы права в нач.1990-х годов

Доклад

История и СИД

Распад СССР образование СНГ.1990х годов РаспадСССР: причины и последствия. Предпосылки распада СССР: идеологический кризис раскол КПСС с ее интернациональной идеологией ее политическая недееспособность создали почву для развития идей национализма и сепаратизма как на уровне СССР так и внутри союзных республик; резкий переход к рыночным отношениям подорвал экономическую опору государственного единства СССР стержнем которой являлись плановая экономика и централизованное распределение материальнотехнических ресурсов. А отсутствие...

Русский

2013-11-22

17.38 KB

23 чел.

58.Распад СССР, образование СНГ. Формирование независимой российской государственности и системы права в нач.1990-х годов

РаспадСССР: причины и последствия.

Предпосылки распада СССР:

идеологический кризис, раскол КПСС с ее интернациональной идеологией, ее политическая недееспособность создали почву для развития идей национализма и сепаратизма как на уровне СССР, так и внутри союзных республик;

резкий переход к рыночным отношениям подорвал экономическую опору государственного единства СССР, стержнем которой являлись плановая экономика и централизованное распределение материально-технических ресурсов. Следствием этого стало разрушение хозяйственных связей между предприятиями различных регионов, развитие местничества. А отсутствие экономического единства ставит под сомнение единство политическое;

война законов, игнорирование общесоюзного законодательства, Конституции СССР. Союзные республики принимают декларации о суверенитете, в которых провозглашается создание своего внутреннего законодательства, приоритетного по отношению к общесоюзному.

парад суверенитетов; приход к власти в республиках националистически настроенных сил, проводящих антисоветскую, антикоммунистическую и антирусскую политику, поддерживающих идеи сепаратизма и разжигающих межнациональные конфликты;

неспособность союзных органов власти справиться с критической ситуацией, неэффективность проводимых ими мер, одной из которых была попытка заключения нового Союзного договора в 1991 г. по обновлению СССР (новоогаревский процесс). Договор предполагал предоставление республикам широких полномочий, одна из моделей: сильный центр - сильные республики или сильные республики - сильный центр.

17 марта 1991 г. всесоюзный референдум подтвердил право на существование СССР. 23 июля 1991 г. 9 союзных республик подписали Договор о союзе суверенных государств, по которому СССР утрачивал большую часть своих полномочий. 18 августа был образован Государственный комитет по чрезвычайному положению в СССР, однако

его попытка навести порядок закончилась крахом и полностью дискредитировала общесоюзные органы.

После августовского путча три Прибалтийские республики заявили о своем выходе из состава СССР, и в сентябре 1991 г. Президент СССР признал данный факт своими указами.

8 декабря 1991 г. президенты России, Украины и Белоруссии подписали Соглашение о создании Содружества Независимых Государств (беловежское соглашение).

21 декабря Алма-атинским соглашением 11 республик поддержали создание СНГ и роспуск СССР. Правопреемником СССР стала РФ.

Становление РФ как самостоятельного демократического государства.Формирование новых органов власти.

Принятие Конституции. 12 декабря 1993 г. всенародным голосованием был при-нят президентский проект Конституции РФ и выбраны депутаты Государственной думы. В Конституции провозглашалось, что Российская Федерация – демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления. Носителем суверенитета и единственным источником власти в России является её многонациональ-ный народ. Человек (а не коллектив, класс, партия, как это было в старой Конституции), его права и свободы были объявлены в Конституции высшей ценностью. Конституция декларировала демократические права и свободы граждан. В Конституции провозглашалось признание частной собственности равноправной с государственной, допускалась частная собственность на землю. Конституция преду-сматривала идеологический и политический плюрализм и многопартийность. Конституция устанавливала принцип разделения властей на законодательную, ис-полнительную и судебную. Главой государства является президент, за которым закреп-лены широкие полномочия, включая право формирования правительства, а также право вето, которое он может использовать при несогласии с законодательными актами, приня-тыми Федеральным собранием (сами акты вступают в силу только после подписания их президентом).

Высшим законодательным органом РФ является Федеральное собрание, пришед-шее на смену Съезду народных депутатов и Верховному Совету. Оно состоит из двух па-лат: Государственной думы и Совета Федерации. Федеральное собрание принимает за-коны, утверждает бюджет, ратифицирует договоры. Судебную власть представляют Конституционный, Верховный и Высший Арбитражный суды. Президент в качестве главы государства определяет политику, назначает главу государства, выдвигает кандидатуры членов Конституционного суда. Российский президент получил также право распускать Думу и назначать новые выборы в случае троекратного отклонения ею предложенной президентом кандидатуры премьер-министра.

Конституция РФ 1993 г.Основные тенденции развития правовой системы РФ

Череда преобразований, связанных со сменой государственного и общественного жизнеустройства вывела правовую систему нашей страны на качественно новый уровень развития.

Провозглашение цели на построение правового демократического государства, экономической основой которого являются свободный рынок и многообразие форм собственности, ставит перед правовой системой задачу создания эффективных правовых механизмов, способных гарантировать обществу и государству стабильное развитие при соблюдении прав и законных интересов граждан.

Гарантом данных принципов и отношений призвана стать (119. Конституция РФ (К), принятая 12 декабря 1993 г. в результате всенародного голосования на К закрепляет происшедшие в государстве и обществе изменения; признает приоритет норм международного права над национальным законодательством; определяет основные принципы организации и деятельности государственной, политической, экономической, социально-культурной систем общества; закрепляет права и свободы человека и гражданина; К закрепляет федеративное устройство РФ; регулирует порядок избрания и полномочия Президента РФ, Федерального Собрания, Правительства РФ, судебной власти.

Отличительной чертой К является приоритет личности перед государством. Конституционной обязанности гражданина по соблюдению закона, уважению прав и свобод других лиц корреспондирует обязанность государства признавать, соблюдать и защищать права человека.

В экономической сфере закреплены институты частной собственности и свободного предпринимательства.119.)

В гражданском праве проведена большая кодификационная работа, завершившаяся созданием трех частей Гражданского кодекса РФ, который регулирует имущественные и личные неимущественные отношения, складывающиеся в условиях свободного рынка, многообразие видов коммерческих и некоммерческих юридических лиц, систему обязательств, правовое положение физического лица, наследственное право, международное частное право.

Нормы семейного права систематизированы в Семейном кодексе РФ, который провозглашает раздельный режим имущества родителей и детей, заключение брачных контрактов, содержит главу о правах несовершеннолетних детей.

В целом обновлению и кодификации подверглись все основные отрасли права: в дополнение к вышеперечисленным приняты и действуют УК, УПК, ГПК, АПК, УИК, Трудовой, Земельный, Таможенный, Налоговый и другие кодексы.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

18898. Психогенетика, шпаргалка 402 KB
  Большинство направлений в науке возникает в связи с запросом общества или рождается в результате практической деятельности человека. Если говорить о генетике в целом, то совершенно очевидно, что практическая генетика уходит корнями в глубокую древность
18899. Связи с общественностью: предмет, объект, цели и задачи, понятийный аппарат 60 KB
  Связи с общественностью: предмет объект цели и задачи понятийный аппарат Существует ок. 500 определений PR. Налицо много самых разных толкований данного понятия. Классическое определение ПР С. Блэка звучит так: ПР это искусство и наука достижения гармонии посредством в...
18900. Связи с общественностью: предмет, объект, цели и задачи, понятийный аппарат 40.5 KB
  Связи с общественностью: предмет объект цели и задачи понятийный аппарат Public Relations коммуникативная активность компании направленная на формирование гармоничных отношений с обществом установление и поддержание результативных отношений с полезными аудиториями из
18901. ЗАНЯТИЯ ЛЕПКОЙ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 172.5 KB
  Лепка имеет большое значение для обучения и воспитания детей дошкольного возраста. Она способствует развитию зрительного восприятия, памяти, образного мышления, привитию ручных умений и навыков. Лепка, также как и другие виды изобразительной деятельности
18902. Процедурные технологии PR: переговоры, фасилитация и медиация 77 KB
  Процедурные технологии PR: переговоры фасилитация и медиация Любое сообщение является попыткой влияния стремлением заставить человека смотреть на мир глазами коммуникатора. Уже софисты пытались с помощью приемов риторики изменить в нужном направлении мнение и пост...
18903. ПРОЦЕДУРНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ PR: ПЕРЕГОВОРЫ, ФАСИЛИТАЦИЯ И МЕДИАЦИЯ 44.5 KB
  ПРОЦЕДУРНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ PR: ПЕРЕГОВОРЫ ФАСИЛИТАЦИЯ И МЕДИАЦИЯ Любое сообщение является попыткой влияния стремлением заставить человека смотреть на мир глазами коммуникатора. Уже софисты пытались с помощью приемов риторики изменить в нужном направлении мнение и пост...
18904. Привлечение инвестиций, спонсоринг, фандрайзинг 28.5 KB
  Привлечение инвестиций спонсоринг фандрайзинг Тема привлечения инвестиций является всеобъемлющей. Основными инструментами привлечения инвестиций являются нормативные финансовые и политические рычаги. Но без грамотной информационной поддержки все эти меры не пр...
18905. PR-ТЕХНОЛОГИИ В ПРИВЛЕЧЕНИИ ИНВЕСТИЦИЙ. СПОНСОРИНГ И ФАНДРАЙЗИНГ 138 KB
  PRТЕХНОЛОГИИ В ПРИВЛЕЧЕНИИ ИНВЕСТИЦИЙ. СПОНСОРИНГ И ФАНДРАЙЗИНГ Вопрос привлечения инвестиций является всеобъемлющим: финансовые средства нужны всем: одним чтобы совершить благое дело другим чтобы прирастить объем уже существующей денежной массы третьим чтобы да