46520

Структура языкового знака. Аспекты знакового отношения (семантический «треугольник» Ч. К. Огдена и А. А. Ричардса)

Доклад

Иностранные языки, филология и лингвистика

Структура языкового знака. Таково определение языкового знака предлагаемое словарем. Значение знака идеально его внешняя форма материальна. Оптимальным способом анализа языкового знака в контексте данной работы является его осмысление как чисто субъективной субстанции существующей исключительно внутри сознания человека.

Русский

2013-11-23

18.38 KB

13 чел.

35. Структура языкового знака. Аспекты знакового отношения (семантический «треугольник» Ч. К. Огдена и А. А. Ричардса).

Треугольник:

Сторона А – функция замещения (форма замещает объект)

Сторона В – функцтия референции ( обозначение объекта)

Сторона Б – Осмысление

Современная лингвистика признает язык сложной знаковой системой.

Языковой знак — материально идеальное образование (двусторонняя единица языка), репрезентирующее предмет, свойство, отношение к действительности. Таково определение языкового знака, предлагаемое словарем.

Это определение отражает материалистическую позицию. Значение знака идеально, его внешняя форма — материальна.

Оптимальным способом анализа языкового знака в контексте данной работы является его осмысление как чисто субъективной 
субстанции, существующей исключительно внутри сознания человека. Как пишет Фердинанд де Соссюр в работе «Курс общей лингвистики»:
«Языковой знак связывает не вещь и ее название, а понятие и акустический образ. Этот последний является не материальным звучанием,
вещью чисто физической, а психическим отпечатком звучания, представлением, получаемым нами о нем посредством наших органов чувств…», «Языковой знак есть таким образом, двусторонняя психическая сущность…».

В качестве языкового знака можно рассматривать самые различные единицы языка — морфему, слово, словосочетание, предложение, текст и т. п.
Как отмечает Эдвард Сепир, сущность языка заключается в соотнесении условных звуков или их эквивалентов к различным элементам опыта.
Слово «дом» не есть языковой факт, если под ним иметь в виду только акустический эффект, производимый на ухо, моторные процессы,
составляющие его артикуляцию, или зрительное восприятие слова «дом». Лишь когда все эти явления автоматически ассоциируются с образом дома, они начинают приобретать характер символа, слова, элемента языка.

Рассмотрим структуру языкового знака, предлагаемую Н. Г. Комлевым. Но прежде чем приступить непосредственно к структуре необходимо описать  элементы языкового знака.

Комлев выделяет три элемента: 1) знак; 2) лексическое понятие; 3) денотат. Этот набор компонентов манифестирует слово в речи, соединяет
мышление индивида с внешним по отношению к нему миром через объединение общего значения лова знака с индивидуальным представлением объекта,
ставшим частью слова.

Знак состоит из физической субстанции и некоей внутренней формы. Звук как таковой, в том числе и голосовой, если он ничего не означает,
не может считаться знаком языка. Звучание до тех пор не является знаком, пока оно не соединяется со значением. А значением мы называем семантико-ассоциативную связь слова знака с лексическим понятием. Значения имеют все слова без исключения.

Сам по себе знак ничего не отражает. Его значение выполняет указательную функцию — соотносит звуковой комплекс с поня тием, которое существует вне
и помимо знака (слова). Причем это самое понятие существует в сознании людей еще до того, как они закрепили за данным понятием особый звуковой комплекс.

Ч.У. Моррис предложил различать в семиотике три аспекта: синтактику, семантику, прагматику. Форма и содержание языкового знака формируются как кумуляция, единство системы отношений:

1) денотативное отношение – отношение знака к обозначаемому объекту (предмету, явлению, факту) – денотату;
2) сигнификативное отношение – знак связан с понятием о реалии, отражением предмета, явления, факта в сознании в виде представления, понятия (сигнификата).

Денотативное и сигнификативное отношение формируют семантику (схема) языкового знака. Прагматическое отношение (прагматика) – отношение знака к человеку-пользователю. Как результат этого отношения формируется прагматический аспект языкового знака. Так, например, знаки «тащиться», «влачиться», «идти медленно» противопоставлены прежде всего в аспекте прагматики как обозначения одного процесса, но с различным выраженным к нему и его субъекту отношением, соответственно – пренебрежительным, почтительным и нейтральным.

Синтаксическое отношение (синтактика) – отношение между знаками в процессе означивания. Выделяются синтагматические и парадигматические отношения.
Синтагматические отношения устанавливаются между последовательно расположенными единицами в процессе непосредственного развертывания речи, например, лист упал, желтый лист; парадигматические отношения устанавливаются в системе языке на основе частичного сходства и различия языковых (знаковых) единиц, например, желтый, зеленый, голубой – общий смысловой компонент «цвет»; лист, ствол, корневище, ветви – общий смысловой компонент «части дерева»; стол, столяр, столовая – общий корень стол.
Семантика, прагматика и синтактика – важнейшие знаковые отношения, определяющие устройство данной знаковой системы. Знак, как правило, несёт определённую целевую нагрузку, сообщая об отношениях его отправителя к своему адресату, к ситуации общения, к денотату и к самому сообщению.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

17553. Компоновка програм 24.5 KB
  ЛАБОРАТОРНА РОБОТА № 15 Тема:Компоновка програм. Мета: Навчитися розбивати програму на частини створювати файлінтерфейс файлреалізацию файлдодаток. Хід роботи include void Setfloa...
17554. Система вводу-виводу C++.Введення чисел, символів, рядків 23 KB
  ЛАБОРАТОРНА РОБОТА № 16 17 Тема:Система вводувиводу C.Введення чисел символів рядків. Мета: навчитися використовувати функції width precision fill; прапори функції setf; функцію setw для управління форматом вводу/виводу інформації в C. include...
17555. Запис у файл. Читання з файлу в C++ 29.5 KB
  ЛАБОРАТОРНА РОБОТА № 18 Тема:Запис у файл. Читання з файлу. Мета: отримання практичних навичок розвязання завдань з використанням текстових файлів мовою С. include include...
17556. Читання з файлу в C++ 31 KB
  ЛАБОРАТОРНА РОБОТА № 19 – 20. Тема: Читання з файлу. Мета: отримання практичних навичок розвязання завдань з використанням текстових файлів мовою С. include iostream.h include void...
17557. Міжнародні організації, курс лекцій 541.5 KB
  Міжнародні організації – об’єднання суверенних держав, установ, фізичних осіб, заснованих на базі міжнародних договорів і статутів для виконання певних цілей. Мають постійно діючі органи.
17558. Права доступу protected в C++ 36 KB
  ЛАБОРАТОРНА РОБОТА № 22 Тема:Права доступу protected. Ціль:Ознайомити з доступом до компонентів базового класу при закритому спадкуванні include include class Gruzoperevozchik { protected: float vremya; float stoimost; char mesto[15]; float rasst; Gruzoperevosc...
17559. Основи програмування С++. Базові типи даних та ввод-вивод 209.5 KB
  ЛАБОРАТОРНА РОБОТА № 1 Тема:Основи програмування С. Базові типи даних та вводвивод Мета: отримання практичних навичок в роботі з типами даних мови C і використання функцій стандартного вводувиводу. Приклад рішення задачі Буд...
17560. Структури в С++ 111.5 KB
  ЛАБОРАТОРНА РОБОТА № 3 Тема:Структури в С. Мета: отримання навичок роботи із структурами. Теоретична частина Тип даних структура об'єднує декілька змінних можливо різного типу. Змінні які об'єднані структурою називаються полями структури чи елементами ст...
17561. Освоєння основ програмування в програмному середовищі VISSIM 124 KB
  Лабораторна робота №1 з дисципліни: Автоматизоване проектування ТЗЗІ Тема: Освоєння основ програмування в програмному середовищі VISSIM Мета: спроектувати довільну модель. Теоретичні відомості Будьяке коло яке містить RLелементи має властивість часто...