46522

Великая Отечественная война (1941-1945 гг.)

Доклад

История и СИД

Основные периоды Великой отечественной войны. от начала войны до начала наступления советских войск под Сталинградом. вышла из войны Италия. – завершающий период Великой Отечественной войны.

Русский

2013-11-23

18.51 KB

2 чел.

Великая Отечественная война (1941-1945 гг.)

На рассвете 22 июня 1941 г. гитлеровская Германия напала на Советский Союз. На стороне Германии выступили Румыния, Венгрия, Италия и Финляндия. Группировка войск агрессора на-считывала 5,5 млн. человек, 190 дивизий, 5 тыс. самолетов, около 4 тыс. танков и самоходных ар-тиллерийских установок (САУ), 47 тыс. орудий и минометов.

В соответствии с разработанным в 1940 г. планом «Барбаросса» Германия планировала в кратчайший срок (за 6-10 недель) выйти на линию Архангельск – Волга – Астрахань. Это была ус-тановка на блицкриг-молниеносную войну. Так началась Великая Отечественная война.

Основные периоды Великой отечественной войны. Первый период (22 июня 1941 г.–18 ноября 1942 г.) от начала войны до начала наступления советских войск под Сталинградом. Это был самый тяжелый для СССР период.

Создав многократное превосходство в людях и военной технике на главных направлениях наступления, немецкая армия добилась существенных успехов. К концу ноября 1941 г. советские войска, отступив под ударами превосходящих сил противника до Ленинграда, Москвы, Ростова-на-Дону, оставили врагу огромную территорию, потеряли убитыми, пропавшими без вести и пленными около 5 млн. человек, большую часть танков и самолетов.

Основные усилия немецко-фашистских войск осенью 1941 г. были направлены на захват Мо-сквы. Битва за Москву продолжалась с 30 сентября 1941 г. до 20 апреля 1942 г. 5-6 декабря 1941 г. Красная Армия перешла в наступление, Фронт обороны противника был прорван. Фашистские войска были отброшены от Москвы на 100-250 км. План захвата Москвы провалился, молниенос-ная война на востоке не состоялась.

Победа под Москвой имела большое международное значение. Япония и Турция воздержа-лись от вступления в войну против СССР. Возросший авторитет СССР на мировой арене способ-ствовал созданию антигитлеровской коалиции. Однако летом 1942 г. из-за ошибок советского ру-ководства (прежде всего Сталина) Красная Армия потерпела ряд крупных поражений на Северо-Западе, под Харьковом и в Крыму. Немецко-фашистские войска вышли к Волге – Сталинграду и Кавказу. Упорная оборона советских войск на этих направлениях, а также перевод экономики страны на военные рельсы, создание слаженного военного хозяйства, развертывание партизанско-го движения в тылу врага подготовили необходимые условия для перехода советских войск в на-ступление.

Второй период (19 ноября 1942 г. – конец 1943 г .) – коренной перелом в войне. Измотав и обескровив противника в оборонительных сражениях, 19 ноября 1942 г. советские войска перешли в контрнаступление, окружив под Сталинградом 22 фашистские дивизии численностью более 300 тыс. человек. 2 февраля 1943 г. эта группировка была ликвидирована. В это же время вражеские войска были изгнаны с Северного Кавказа. К лету 1943 г. советско-германский фронт стабилизи-ровался.

Используя выгодную для них конфигурацию фронта, фашистские войска 5 июля 1943 г. пе-решли в наступление под Курском с целью вернуть стратегическую инициативу и окружить со-ветскую группировку войск на Курской дуге. В ходе ожесточенных боев наступление противника было остановлено. 23 августа 1943 г. советские войска освободили Орел, Белгород, Харьков, вы-шли на Днепр, 6 ноября 1943 г. был освобожден Киев.

За время летне-осеннего наступления была разгромлена половина дивизий противника, осво-бождены значительные территории Советского Союза. Начался распад фашистского блока, в 1943 г. вышла из войны Италия.

1943 г. был годом коренного перелома не только в ходе боевых действий на фронтах, но и в работе советского тыла. Благодаря самоотверженному труду тыла к концу 1943 г. была одержана экономическая победа над Германией. Военная промышленность в 1943 г. дала фронту 29,9 тыс. самолетов, 24,1 тыс. танков, 130,3 тыс. орудий всех видов. Это было больше, чем произвела их Германия в 1943 г. Советский Союз в 1943 г. превосходил Германию по производству основных видов боевой техники, оружия.

Третий период (конец 1943 г. – 8 мая 1945 г .) – завершающий период Великой Отечествен-ной войны. В 1944 г. советская экономика достигла наивысшего подъема за все военное время. Успешно развивались промышленность, транспорт, сельское хозяйство. Особенно быстро росло военное производство. Выпуск танков и САУ в 1944 г. по сравнению с 1943 г. увеличился с 24 до 29 тыс., а боевых самолетов – с 30 до 33 тыс. единиц. С начала войны к 1945 г. было введено в действие около 6 тыс. предприятий.

1944 г. ознаменовался победами Советских Вооруженных Сил. Вся территория СССР была полностью освобождена от фашистских оккупантов. Советский Союз пришел на помощь народам Европы – Советская Армия освободила Польшу, Румынию, Болгарию, Венгрию, Чехословакию, Югославию, с боями пробилась до Норвегии. Румыния и Болгария объявили войну Германии. Финляндия вышла из войны.

Успешные наступательные действия Советской Армии подтолкнули союзников 6 июня 1944 г. открыть второй фронт в Европе – англо-американские войска под командованием генерала Д. Эйзенхауэра (1890-1969) высадились на севере Франции, в Нормандии. Но советско-германский фронт по-прежнему оставался главным и наиболее активным фронтом Второй мировой войны.

В ходе зимнего наступления 1945 г. Советская Армия отбросила врага более чем на 500 км. Почти полностью были освобождены Польша, Венгрия и Австрия, восточная часть Чехословакии. Советская Армия вышла к Одеру (60 км от Берлина). 25 апреля 1945 г. произошла историческая встреча советских войск с американскими и английскими войсками на Эльбе, в районе Торгау.

Бои в Берлине носили исключительно ожесточенный и упорный характер. 30 апреля было водружено знамя Победы над рейхстагом. 8 мая состоялось подписание акта о безоговорочной ка-питуляции фашистской Германии. 9 мая – стал Днем Победы. С 17 июля по 2 августа 1945 г. со-стоялась Третья конференция глав правительств СССР, США и Великобритании в пригороде Бер-лина – Потсдаме, которая приняла важные решения по послевоенному устройству мира в Европе, германской проблеме и другим вопросам. 24 июня 1945 г. в Москве на Красной площади состоял-ся Парад Победы.

Победа СССР над гитлеровской Германией была не только политической и военной, но и экономической. Об этом свидетельствует тот факт, что в период с июля 1941 г. по август 1945 г. в нашей стране было произведено значительно больше боевой техники и оружия чем в Германии.

Эта экономическая победа в войне стала возможной благодаря тому, что Советскому Союзу удалось создать более совершенную экономическую организацию и добиться более эффективного использования всех ее ресурсов.

Война с Японией. Окончание Второй мировой войны. Однако окончание военных дейтвий в Европе не означало завершение Второй мировой воины. В соответствии с принципиальной дого-воренностью в Ялте (февраль 1945) Советское правительство 8 августа 1945 г. объявило войну Японии. Советские войска развернули наступательные действия на фронте протяженностью свы-ше 5 тыс. км. Географические и климатические условия, в которых проходили боевые действия, были исключительно сложными. Наступающим советским войскам пришлось преодолеть хребты Большого и Малого Хингана и Восточно-Маньчжурских гор, глубокие и бурные реки, безводные пустыни, труднопроходимые леса. Но несмотря на эти трудности японские войска были разгром-лены.

В ходе упорных боев за 23 дня советские войска освободили Северо-Восточный Китай, Се-верную Корею, Южную часть острова Сахалин и Курильские острова. Было пленено 600 тыс. сол-дат и офицеров противника, захвачено большое количество оружия и боевой техники. Под удара-ми вооруженных сил СССР и его союзников по войне (прежде всего США, Англии, Китая) Япо-ния 2 сентября 1945 г. капитулировала. К Советскому Союзу отошла южная часть Сахалина и ост-рова Курильской гряды.

США, сбросив 6 и 9 августа атомные бомбы на Хиросиму и Нагасаки, положили начало но-вой ядерной эры.

 

* * *

 

Экономическое и социально-политическое положение, сложившееся в России в начале XX в., породило революцию 1905-1907 гг., затем Февральскую и Октябрьскую революции 1917 г.

Участие России в Первой мировой войне, Гражданская война и военная интервенция 1918-1920 гг. привели к потере миллионов жизней россиян и огромной разрухе народного хозяйства страны.

Новая экономическая политика (НЭП) партии большевиков позволила в течение семи лет (1921-1927 гг.) преодолеть разруху, восстановить промышленность, сельское хозяйство, транс-порт, наладить товарно-денежные отношения, провести финансовую реформу. Однако НЭП ока-залась несвободной от внутренних противоречий и кризисных явлений. Поэтому в 1928 г. с ней было покончено.

Сталинское руководство в конце 20-х – начале 30-х гг. взяло курс на форсированное по-строение государственного социализма путем ускоренного осуществления индустриализации страны и сплошной коллективизации сельского хозяйства. В процессе проведения этого курса в жизнь сложились командно-административная система управления и культ личности Сталина, ко-торые принесли немало бед нашему народу. Однако следует отметить, что индустриализация страны и коллективизация сельского хозяйства. были важным фактором обеспечения экономиче-ской победы над врагом в годы Великой Отечественной войны.

Великая Отечественная война была важной составной частью Второй мировой войны. Совет-ский народ и его Вооруженные Силы вынесли на своих плечах основное бремя этой войны и до-бились исторической победы над гитлеровской Германией и ее союзниками. Свой значительный вклад в победу над силами фашизма и милитаризма внесли участники антигитлеровской коали-ции. Главный урок Второй мировой войны состоит в том, что предупреждение войны нуждается в единстве действий миролюбивых сил. В период подготовки Второй мировой войны ее можно было предотвратить. Многие страны и общественные организации пытались это сделать, но един-ства действий так и не было достигнуто.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

47612. Сравнительная педагогика: Учебное пособие 1.72 MB
  Проблема демократизации школы. Реформы высшей школы. Экспериментальные школы. В пособии дан сравнительный анализ основных процессов школьного образования и воспитания в современном мире в нем представлены разнообразные материалы о современном состоянии школы и педагогики ведущих стран мира Адресованное студентам средних и высших педагогических учебных заведений пособие может быть полезно также работникам школьных учреждений и ведомств всем кто интересуется развитием образования и воспитания в современном мире.
47613. МЕТОДОЛОГИЯ СТРУКТУРНОГО АНАЛИЗА И ПРОЕКТИРОВАНИЯ SADT 1.17 MB
  Использование экспертных систем, языков четвертого поколения и систем автоматизированного производства постоянно расширяется. Успех этих систем непосредственно зависит от нашей способности предварить их разработку и внедрение описанием всего комплекса проблем...
47615. Организационно-экономическое обоснование научных и технических разработок 481 KB
  Техническое нормирование Расчет количества оборудования и производственных площадей. Организация труда на участке Организация ремонта оборудования. Расчет и составление сметы расходов на содержание и эксплуатацию оборудования. Расчёт количества оборудования и производственных площадей...
47617. ГРУЗОВЫЕ ПЕРЕВОЗКИ 1.82 MB
  Результаты расчетов производственной программы по эксплуатации необходимо свести в таблицу. Результаты расчетов необходимо свести в таблицу. Цель работы: найти кратчайшие расстояния между пунктами транспортной сети и заполнить ими соответствующую таблицу; найти кратчайшие пути проезда между пунктами и отразить их на соответствующем рисунке.
47618. Измерение сопротивлений изоляции и защитного заземления. Методические указания 898 KB
  Измерение сопротивлений изоляции и защитного заземления: методические указания к лабораторной работе составители Лустгартен Т. В методических указаниях содержатся краткие теоретические сведения об измерении сопротивления изоляции и защитного заземления методика измерения сопротивления. преподаватель Рассмотрено и рекомендовано к изданию редакционноиздательским советом КГТУ Костромской государственный технологический университет 2009 Введение Для безопасной и безаварийной работы электроустановок промышленных предприятий...
47619. Исследование параметров вибрации. Методические указания 951.5 KB
  Букалов ИССЛЕДОВАНИЕ ПАРАМЕТРОВ ВИБРАЦИИ Методические указания к выполнению лабораторной работы Кострома 2008 УДК 677 Сусоева И. Исследование параметров вибрации И. Лабораторная работа Исследование параметров вибрации соответствует учебным планам по дисциплине Безопасность жизнедеятельности для студентов вузов всех специальностей и факультетов. Требования безопасности во время работы Включать источник вибрации только после полного уяснения порядка работы с прибором и только на время замеров.
47620. UML Основы. Краткое руководство 20.23 MB
  В книге описаны все главные типы диаграмм UML, рассказано, для чего они предназначены и какие нотации применяются при их создании и чтении. Это диаграммы классов, последовательности, объектов, пакетов, развертывания, прецедентов, состояний, деятельности, составных структур, компонентов, обзора взаимодействия, коммуникационные и временные