46528

Конституционные основы развития экологического права

Доклад

Государство и право, юриспруденция и процессуальное право

При анализе Конституции России как источника экологического права можно выделить две группы норм: общего характера важных с точки зрения последовательного обеспечения охраны окружающей среды и рационального природопользования и чисто экологические. Именно от этой категории граждан зависит возможность обеспечения благоприятного состояния окружающей среды в процессе принятия экологически значимых решений выполнения обычных трудовых обязанностей связанных с охраной окружающей среды. 72 в области прав человека и гражданина собственности на...

Русский

2013-11-23

20.81 KB

4 чел.

Билет 4.

1. Конституционные основы развития экологического права.

Конституционные основы экологического права могут развиваться по двум направлениям:

1) пересмотр Конституции, внесение в нее изменений и дополнений;

2) преобразование Конституции путем принятия федеральных конституционных законов, федеральных законов, толкования Конституционным Судом РФ.

При анализе Конституции России как источника экологического права можно выделить две группы норм: общего характера, важных с точки зрения последовательного обеспечения охраны окружающей среды и рационального природопользования, и "чисто" экологические.

К общим относится норма, сформулированная в ст. 1: "Российская федерации есть демократическое федеративное правовое государство".

В соответствии со ст. 7 Конституции Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

Одна из наиболее существенных новаций основ конституционного строя России, установленных действующей Конституцией, связана с закреплением принципа разделения государственной власти в России на законодательную, исполнительную и судебную (ст. 10).

С учетом значимости последовательного решения вопроса об информировании населения об экологических опасностях немалый правовой смысл имеет норма ст. 41 Конституции об ответственности соответствующих должностных лиц за сокрытие фактов и обстоятельств, создающих угрозу для жизни и здоровья людей (п. 3).

При характеристике Конституции РФ как источника экологического права надо обратить особое внимание на специальные - экологические нормы. Одной из центральных по значимости является ст. 9, согласно которой земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории. Данная норма определяет роль и место природных ресурсов, с учетом их естественных и экономических свойств, в жизнедеятельности как общества в целом, так и народов, проживающих на соответствующих территориях. Именно в этой норме закрепляется экологическая функция государства и субъектов-природопользователей.

Ст. 9 устанавливает также многообразие форм собственности на природные богатства. Земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности.

Отношения собственности на природные ресурсы регулируются также в ст. 36 Конституции РФ, закрепившей право граждан и их объединений иметь в частной собственности землю - основное средство производства и операционный базис.

В той же статье провозглашается один из основных принципов рыночной экономики - свободы собственника по владению, пользованию и распоряжению принадлежащим им имуществом. В соответствии с п. 2 ст. 36 владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно.

В развитие содержащегося в ст. 2 Конституции положения о том, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью, она закрепляет в ст. 42 право каждого на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

Ст. 58: Каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам

Правовая и моральная обязанность сохранять природу адресована как каждому жителю города, поселка и деревни в России, так и, что весьма важно, каждому, чья трудовая деятельность сопряжена с природопользованием и воздействием на окружающую среду. Именно от этой категории граждан зависит возможность обеспечения благоприятного состояния окружающей среды в процессе принятия экологически значимых решений, выполнения обычных трудовых обязанностей, связанных с охраной окружающей среды.

С учетом федеративного устройства России Конституция определила предметы исключительного ведения Российской Федерации (ст. 71) и совместного ведения РФ и субъектов Федерации (ст. 72) в области прав человека и гражданина, собственности на природные ресурсы, природопользования и охраны окружающей среды. Так, в ведении Российской Федерации находятся:

- регулирование и защита прав человека и гражданина;

- федеральная государственная собственность и управление ею (применительно к природным ресурсам и иным объектам, имеющим отношение к рассматриваемой сфере);

- установление основ федеральной политики и федеральные программы в области экологического развития Российской Федерации;

- ядерная энергетика, расщепляющиеся материалы;

- производство ядовитых веществ, наркотических средств и порядок их использования;

- определение статуса и защита государственной границы, территориального моря, воздушного пространства, исключительной экономической зоны и континентального шельфа Российской Федерации.

Очевидно, что к развитию и осуществлению экологического права имеют отношение и некоторые другие предметы исключительного ведения России.

Обоснованно то, что защита экологических прав человека и гражданина, регулирование некоторых отношений собственности на природные ресурсы, природопользования и охраны окружающей среды в целом отнесено Конституцией РФ к предмету совместного ведения Российской Федерации и субъектов Федерации. В совместном ведении находятся:

- вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами;

- разграничение государственной собственности (применительно к природным ресурсам и иным объектам, имеющим отношение к рассматриваемой сфере);

- природопользование; охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности; особо охраняемые природные территории;

- осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий;

- земельное, водное, лесное законодательство, законодательство о недрах, об охране окружающей среды;

- защита исконной среды обитания и традиционного образа жизни малочисленных этнических общностей.

Помимо предметов совместного ведения субъекты Российской Федерации в соответствии со ст. 76 осуществляют собственное правовое регулирование.

Таким образом, в Конституции РФ определены основы и закономерности развития федеративной структуры законодательства об окружающей среде.

Международные организации в области охраны окружающей среды

В настоящее время в мире функционирует более ста различных международных организаций, занимающихся вопросами экологии. Охраной окружающей среды занимаются следующие виды международных организаций:

специализированные учреждения и органы ООН;

межправительственные организации;

международные неправительственные организации универсального типа;

региональные и субрегиональные органы.

По содержанию охватываемых экологических проблем все международные организации можно разделить на три группы:

1) приодоохранного направления (ЮНЕП, Международный союз охраны природы и природных ресурсов — МСОП);

2) комплексного природоохранительного профиля (ФАО, ВОЗ, ВМО);

3) специального природоохранительного профиля.

Ведущая роль в международном экологическом сотрудничестве принадлежит ООН, ее специализированным учреждениям. Она рассматривает важные вопросы на Генеральной Ассамблее, принимает резолюции, проводит международные совещания и конференции.

Одним из главных органов ООН является Экономический и Социальный Совет (ЭКОСОС), который наряду с другими политическими, экономическими и социальными вопросами занимается экологическими проблемами.

Международный союз охраны природы и природных ресурсов (МСОП) является неправительственной организацией. Ее основная задача состоит в развитии международного сотрудничества государств, национальных и международных организаций.

Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) занимается вопросами охраны здоровья человека в аспекте взаимодействия его с окружающей средой.

Членами этой организации являются правительственные (министерства, комитеты, комиссии) и общественные организации многих государств.

Уголовные санкции в экологическом законодательстве, принятом за последнее десятилетие, включают самые разнообразные штрафы, а также тюремное заключение. В некоторых странах денежные средства, получаемые за счет штрафов, идут на покрытие административных расходов, на содержание системы, борющейся с загрязнением окружающей среды.

Специальным центральным органом, который занимается исключительно охраной окружающей среды, является Программа ООН по окружающей среде (ЮНЕП). В ЮНЕП входят:

Совет управляющих (представители государств);

Совет по координации охраны окружающей среды;

Фонд окружающей среды..

Кроме того, ЮНЕП занимается проблемой экологических правонарушений и их пресечением в рамках своей программы технической помощи в области экологического законодательства на основе оказания технической поддержки в разработке типовых природоохранных законов, а также региональных законов.

Продовольственная и сельскохозяйственная организация ООН (ФАО)осуществляет охрану почв.

Всемирная метеорологическая организация (ВМО) создана для изучения и обобщения степени воздействия человека на погоду и климат планеты в целом и по отдельным регионам. Она действует в рамках глобальной системы мониторинга окружающей среды (ГСМОС).

Организация Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО) также принимает участие в решении экологических вопросов. ЮНЕСКО осуществляет следующие функции:

учет и организацию охраны природных объектов, отнесенных к всемирному наследию;

оказание помощи развивающимся и другим странам в развитии экологического образования и подготовке специалистов-экологов.

Международные конференции по охране окружающей природной среды и обеспечению экологической безопасности и международное сотрудничество

Важной составляющей международного сотрудничества является соблюдение международных соглашений.

Почти все природоохранные конвенции, заключенные в последнее время, содержат положение, требующее от договаривающихся сторон принимать надлежащие меры для обеспечения эффективного соблюдения и применения соответствующих международных соглашений. Существуют конвенции, требующие от участвующих в них государствах применения уголовных санкций за экологические правонарушения. К числу таких конвенций относятся:

Базельская Конвенция по контролю за международными перевозками опасных отходов и их уничтожением 1989 г., в частности, п. 5 ст. 9;

Конвенция о международной торговле видами диких животных и растений, находящимися под угрозой исчезновения 1973 г. (ст. VIII);

Конвенция по предотвращению загрязнения с судов 1973 г. (ст. 4);

Бамакская Конвенция о запрещении ввоза в Африку опасных отходов и о контроле за их трансграничной перевозкой и обращением с ними в пределах Африки, принятая Организацией африканского единства (п. 2, ст. 9)

Многими государствами-членами ООН заключены двусторонние и многосторонние договоры об охране окружающей среды.

Страны ЕС также вносят свою лепту в область охраны окружающей среды и обеспечения экологической

Европейское экономическое сообщество издало ряд директив, в том числе директиву 337/85 об «оценке воздействия некоторых государственных и частных проектов на окружающую среду».

Следует напомнить, что именно в рамках Европейского Союза на встрече глав государств и правительств в Париже в 1972 г. было решено разработать программу экологических действий. Таким образом, можно утверждать, что Европейское экономическое сообщество стало инициатором движения за принятие законодательства об окружающей среде. Это является исключительно важным фактом для входящих в сообщество стран. Ведь известно, что по решению Европейского суда (Nold, 7/73) законодательство сообщества превалирует над любым национальным законодательством, даже над конституциями.

Практическая деятельность органов власти и управления всех уровней, предприятий и общественных объединений в странах ЕС в этом направлении базируется на:

эффективном контроле и надзоре за выполнением норм и стандартов безопасности;

экономической ответственности;

целесообразности и заинтересованности;

государственной экспертизе;

лицензировании видов деятельности;

декларировании экологической безопасности и многих других процедурах.

Для реализации каждой из них разрабатываются соответствующие программы и проекты, которые, по оценкам специалистов, наиболее эффективны в средне- и долгосрочных планах социально-экономического развития.

Одной из более действенных в экологической области организаций Европы является Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ). Она принимает необходимые меры для осуществления различных международных конвенций и соглашений, касающихся охраны окружающей среды.

Таким образом, международное сотрудничество в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности влияет на национальное законодательство. Должен действовать принцип приоритета международно-правовой нормы над нормой национального права. Он обязателен и для Российской Федерации (по тем договорам и соглашениям, которые она подписала или по которым она стала правопреемником СССР).


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

18500. ПЛАТОСПРОМОЖНІСТЬ СТРАХОВОЇ КОМПАНІЇ І СПОСОБИ ЇЇ ВИЗНАЧЕННЯ 939.5 KB
  ТЕМА 12. ПЛАТОСПРОМОЖНІСТЬ СТРАХОВОЇ КОМПАНІЇ І СПОСОБИ ЇЇ ВИЗНАЧЕННЯ План 1.Поняття про платоспроможність страхової компанії. 2.Показники платоспроможності страхових компаній з ризикового страхування та зі страхування життя. 3.Показники платоспроможност
18501. Предмет, мета і види економічного аналізу 164.5 KB
  Тема 1. Предмет мета і види економічного аналізу Аналіз як абстрактнологічний метод пізнання. Сфера економічного аналізу. Роль економічного аналізу в управлінні діяльністю суб’єкта господарювання. Мета зміст та завдання економічного аналізу. Предмет економічног...
18502. Метод економічного аналізу та його основні прийоми 437.5 KB
  Тема 2. Метод економічного аналізу та його основні прийоми Метод економічного аналізу його складові. Методологія методика. Основні категорії економічного аналізу. Характеристика основних принципів економічного аналізу. Класифікація і характеристика п...
18503. Інформаційне забезпечення та організація економічного аналізу 160.5 KB
  Тема 3 Інформаційне забезпечення та організація економічного аналізу Поняття та принципи інформаційного забезпечення економічного аналізу. Класифікація і характеристика найважливіших груп інформації. Вимоги економічного аналізу до використовуваної ним ...
18504. Аналіз виробництва та реалізації продукції 149 KB
  Тема 4. Аналіз виробництва та реалізації продукції Значення завдання джерела даних та система показників аналізу. Аналіз ринку продукції підприємства. Аналіз обсягу випуску продукції. Аналіз випуску продукції за структурою і асортиментом. Аналіз по...
18505. Аналіз стану і використання основних засобів 124.5 KB
  ТЕМА 5. Аналіз стану і використання основних засобів 1. Значення завдання та джерела даних аналізу. 2. Аналіз виробничих потужностей підприємства. 3. Аналіз складу структури технічного стану і руху основних засобів 4. Аналіз узагальнюючих показників ефективності в
18506. Аналіз забезпеченості підприємства матеріальними ресурсами та їх використання 73 KB
  Тема 6 Аналіз забезпеченості підприємства матеріальними ресурсами та їх використання 1. Значення завдання та джерела даних аналізу предметів праці. 2. Загальна оцінка виконання плану матеріальнотехнічного постачання. 3. Аналіз складських запасів матеріальних ресу
18507. Аналіз використання трудових ресурсів 79.5 KB
  Тема 7. Аналіз використання трудових ресурсів Значення завдання та джерела даних аналізу кадрового потенціалу підприємства. Аналіз стану трудових ресурсів і забезпеченості ними підприємства. Аналіз використання робочого часу. Аналіз продуктивності прац
18508. Аналіз витрат підприємства і собівартості продукції 85.5 KB
  Тема 8 Аналіз витрат підприємства і собівартості продукції Значення завдання та джерела даних аналізу. Оцінка собівартості продукції за узагальнюючими показниками. Аналіз прямих витрат в собівартості продукції. Аналіз комплексних статей витрат.