46530

Скульптура Эмиля Антуана Бурделя

Доклад

Культурология и искусствоведение

Энергия заключенная в скульптурах Бурделя настолько велика и неистова что форма напрягается взрывается сминается под собственной тяжестью деформируется едва не утрачивая образную целостность. Самой большой прижизненной выставкой Бурделя считается экспозиция в Брюсселе в 1928 г. Произведения Бурделя отмечены яркостью замысла тяготением к мощным монументальным формам но часто не свободны от стилизации и архаизации.

Русский

2013-11-23

20.88 KB

3 чел.

Скульптура

Эмиля Антуана Бурделя

(Bourdelle, Emile Antoine. 1861-1929) французский скульптор, живописец и график. Родился в Монтобане, Прованс. Отец - резчик по дереву, прекрасный рисовальщик. Учился в Школах изящных искусств в Тулузе (1876-1884 гг.) и Париже (1884–1886 гг.). Работал в мастерских Ж. Фальгьера и Ж. Далу, стал учеником и помощником О. Родена. Преподавал в студии Гранд-Шомьер в Париже (1909-1929 гг.). Посетил Италию, Грецию, Чехию. Энергия, заключенная в скульптурах Бурделя, настолько велика и неистова, что форма напрягается, взрывается, сминается под собственной тяжестью, деформируется, едва не утрачивая образную целостность. Необыкновенный "скорбный накал" поражает в серии скульптур, которые Бурдель посвятил Бетховену: бронзовом "Бетховене, подпирающем рукой щеку" (1888 г.), "Моя стихия - воздух", а также в "Гамлете" (1891 г.). От проникнутых бурной экспрессией ранних произведений ("Памятник павшим" в Монтобане, бронза, 1893-1902 гг.) перешёл к более уравновешенным композициям, в которых творчески претворил традиции древне-греческой архаики и ранней классики, стремился к героизации и монументализации образов ("Геракл, стреляющий из лука", 1909 г.; "Пенелопа", 1909-1912 гг., и "Сафо", 1924-1925 гг.; все - бронза). Его "Геракл, стреляющий из лука", которого можно увидеть в Национальном музее современного искусства в Париже, на заре XX в. стал символом возвращения в искусство образа "естественного" человека. Бурдель решился доказать, что у человека еще достаточно сил и воли, чтобы самому, без помощи хитроумной, сложной техники вступить в схватку с природой. Очень экспрессивно, неистово переосмысленный образ древнегреческого мифического героя воплощает выдвинутую Бурделем пластическую идею "уравновешенной неуравновешенности" и остается одним из самых выразительных памятников скульптуры нового времени. В годы Первой мировой войны Бурдель создал бронзовую статую Победы, которую задумал как памятник павшим на фронте депутатам Национального собрания (1916 г.). В 1920-е гг. Бурдель приобрел мировую славу. Его выставки проходят в Праге, Венеции, Японии, США. Самой большой прижизненной выставкой Бурделя считается экспозиция в Брюсселе в 1928 г., на которой были представлены 141 скульптура, 78 живописных и графических работ. Бурделю принадлежат памятники К. Альвеару в Буэнос-Айресе (1915-1923 гг.) и А. Мицкевичу в Париже (1909-1929 гг.); ему удалось с поразительной чуткостью уловить наиболее существенные черты личности каждого из них. Бурдель автор портретов О. Родена (1909 г. ), О. Пере (1910-е гг.), А. Франса (1919 г.). Произведения Бурделя отмечены яркостью замысла, тяготением к мощным монументальным формам, но часто не свободны от стилизации и архаизации. Умер Бурдель в Ле-Везине, Ивелин. Он оставил после себя около 900 скульптур, 6 000 рисунков, фрески, живопись, гуаши и пастели, иллюстрации. У Бурделя учились известные русские скульпторы В. Мухина, Б. Терновец, И. Шадр, И. Жуков. Жена Бурделя, гречанка по происхождению, К. Севостос, воплощенная им в 1906 г. в работе "Скульпторша", долгое время встречала посетителей в доме-музее Бурделя в Париже, где собраны многие из лучших творений мастера.

Работы: «Геракл» (1909), памятник А. Мицкевичу в Париже (1909—1929), памятник К. М. Альвеару в Буэнос-Айресе (19141917), "Скульпторша".

Шарль Деспио́

Французским скульптором, тяготевшим к камерности и интимности, был Шарль Деспио (Charles Despiau) (1874—1946), один из крупных портретистов двадцатого столетия. Ему присущи острое чувство индивидуального, глубокое проникновение в характер и сложный внутренний мир человека, умение видеть неповторимость каждой формы лица, ее неуловимые изменения.

Основа творческого метода Деспио — пристальное изучение натуры, глубокое художественное обобщение, выраженное в целостных уплотненных объемах, совершенстве линий. Композиции он строил в соответствии с твердыми законами архитектоники, подчиняя детали целому, достигая равновесия масс, отточенности силуэта. Скульптор запечатлевал модель в момент душевного равновесия и погруженности в себя. Его привлекали лирическое начало, одухотворенность и интеллектуальная содержательность образов.

Мастерство Деспио ярко проявилось в обаятельных женских («Мадам Стоун», 1927, Нью-Йорк, частное собрание) и детских («Кра-Кра», 1917, Гренобль, Музей) портретах, а также в статуях, исполненных с конкретных моделей («Ася», 1937, Париж, Музей современного искусства), где художник с удивительной точностью воспроизвел индивидуальные особенности человека. Реализм в скульптуре находит дальнейшее развитие в творчестве Ж. Бернара, Ж, Салендра и др.

Работы: Одалиска, терракота, 1927; Вакханка, бронза, 1909.

Аристид Майоль

(Aristide Maillol) (1861-1944). Выдающийся скульптор XX в. Аристид Майоль (Аристид Жозеф Бонавентюр) начинал учебу в студиях салонных художников в 1881 в Париже, а затем в Школе декоративно-прикладного искусства. В своих ранних живописных работах Майоль подражал Гогену, Ренуару. Живописью он продолжал заниматься всю жизнь, считая это "необходимым отдыхом". Мастера увлекало также искусство гобелена. В 1894 на выставке в Брюсселе его гобелен "Очарованный сад" получил восторженный отзыв Гогена. Лишь в возрасте около сорока лет Майоль занялся скульптурой. Искусство пластики захватило его и стало главным в творчестве мастера. Майоль никогда не обращался к формалистическим поискам. Он стремился к тому, что- бы его скульптуры можно было наблюдать со всех сторон и любоваться красотой естественного, прекрасного и сильного тела. Излюбленная модель - обнаженное женское тело, отличающееся отменным здоровьем. Женский образ приобретал в творчестве Майоля различный аллегорический смысл, но при этом всегда сохранял естественность и красоту натуры. "Река", одна из последних крупных работ мастера, входила в задуманную им серию, олицетворяющую три природные стихии: землю, воду и воздух, которые он представил в виде трех женских фигур. "Река" - стихия воды, быстрой, играющей, капризной, вечно изменчивой. Скульптор погиб в результате автомобильной аварии. Последней, оставшейся неоконченной, работой была статуя "Гармония".

РАБОТЫ: Помона 1910, ГМИИ, Москва; Три нимфы 1930-1938, Галерея Тэйт, Лондон; Средиземное море в Перпиньяне, 1902-1905 Музей Майоля, Париж; Скованная свобода

1905, Музей Майоля, Париж; Венера с ожерельем 1918-1928, Галерея Тэйт, Лондон; Флора 1910, ГМИИ, Москва; Ночью 1930-1938, Галерея Тэйт, Лондон;

Река, 1938 Музей Майоля Париж; Памятник Полю Сезанну 1915, Сад Тюильри Париж; Покрывало купальщицы 1918-1928, Галерея Тэйт, Лондон.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

29029. Учёт глубины сезонного промерзания грунтов при выборе глубины заложения фундаментов зданий и сооружений 20.5 KB
  Учёт глубины сезонного промерзания грунтов при выборе глубины заложения фундаментов зданий и сооружений. Глубина заложения фундамента из условия промерзания грунтов назначается в зависимости от их вида состояния начальной влажности и уровня подземных вод в период промерзания. Как непучинистые рассматриваются также пески мелкие и пылеватые с любой влажностью а также супеси твёрдой консистенции если уровень подземных вод во время промерзания находится от спланированной отметки земли на глубине равной расчётной глубине промерзания плюс 2 м...
29030. Определение глубины заложения фундаментов с учётом конструктивных особенностей сооружения, включая глубину прокладки подземных коммуникаций, наличие и глубину заложения соседних фундаментов 31.5 KB
  Определение глубины заложения фундаментов с учётом конструктивных особенностей сооружения включая глубину прокладки подземных коммуникаций наличие и глубину заложения соседних фундаментов. Основными конструктивными особенностями возводимого сооружения влияющими на глубину заложения его фундамента являются: наличие и размеры подвальных помещений приямков или фундаментов под оборудование; глубина заложения фундаментов примыкающих сооружений; наличие и глубина прокладки подземных коммуникаций. В зданиях с подвалом или полуподвалом а также...
29031. Определение размеров подошвы центрально нагруженных фундаментов мелкого заложения 63.5 KB
  Реактивное давление грунта по подошве жёсткого центрально нагруженного фундамента принимается равномерно распределённым интенсивностью: 1 где NoII расчётная вертикальная нагрузка на уровне обреза фундамента; GfII и GgII расчётные значения веса фундамента и грунта на его уступах см.1; А площадь подошвы фундамента. Площадь подошвы фундамента при его расчёте по второму предельному состоянию по деформациям определяется из условия: pII ≤ R 2 где R расчётное сопротивление грунта основания. Поскольку обе части неравенства 2...
29032. Определение размеров подошвы внецентренно нагруженных фундаментов мелкого заложения. Эпюры давлений под подошвой фундамента. Порядок расчёта 33 KB
  Эпюры давлений под подошвой фундамента. При расчёте давление по подошве внецентренно нагруженного фундамента принимают изменяющимся по линейному закону а его краевые значения при действии момента сил относительно одной из главных осей определяют как для случая внецентренного сжатия по формуле: 1 Подстановкой значений А=l·b W=b2l 6 и M=NII·e формула 1 приводится к виду 2 2 где NII суммарная вертикальная нагрузка на основание включая вес фундамента и грунта на его уступах; A площадь подошвы фундамента; е эксцентриситет...
29033. Гидроизоляция фундаментов. Защита подвальных помещений от сырости и подтопления подземными водами 42 KB
  Гидроизоляция фундаментов. Гидроизоляция предназначается для обеспечения водонепроницаемости сооружений антифильтрационная гидроизоляция а также защиты от коррозии и разрушения материалов фундаментов и подземных конструкций от агрессивных подземных вод антикоррозионная гидроизоляция. Гидроизоляция от сырости и грунтовых вод подвальных и заглубленных помещений является значительно более сложной выбор такой гидроизоляции зависит от гидрогеологических условий строительной площадки уровня подземных вод их агрессивности особенностей...
29034. Расчёт фундаментов по второй группе предельных состояний. Определение конечной осадки фундаментов мелкого заложения методом послойного суммирования 34 KB
  Расчёт оснований фундаментов по второй группе предельных состояний по деформациям производится исходя из условия: s ≤ su 1 где s конечная стабилизированная осадка фундамента определённая расчётом; su предельное значение осадки устанавливаемое соответствующими нормативными документами или требованиями проекта. После определения размеров подошвы фундамента и проверки условия pII ≤ R где рII среднее давление на основание по подошве фундамента a R расчётное сопротивление грунта ось фундамента совмещают с литологической колонкой...
29035. Расчёт фундаментов по второй группе предельных состояний. Определение конечной осадки фундаментов мелкого заложения методом эквивалентного слоя 31.5 KB
  Расчёт фундаментов по второй группе предельных состояний по деформациям заключается в выполнении условия s ≤ sw 1 где s конечная стабилизированная осадка фундамента определённая расчётом; sw предельное значение осадки устанавливаемое соответствующими нормативными документами или требованиями проекта. Конечная стабилизированная осадка фундамента может быть определена методом эквивалентного слоя. Осадка с учётом жёсткости и формы подошвы фундамента в случае однородного основания определяется по формуле: s=p0hэmv 2 где p0 ...
29036. Определение расчётного сопротивления грунтов основания по таблицам СНиП 23 KB
  Тип песчаного грунта пески гравелистые крупные средней крупности и т. Плотность сложения песчаного грунта плотный средней плотности рыхлый. Устанавливается по таблице в зависимости от типа песчаного грунта и его коэффициента пористости: 1 где γ удельный вес грунта; γs удельный вес твердых частиц; w влажность грунта. Степень влажности песчаного грунта Sr маловлажный влажный насыщенный водой: 2 где γs удельный вес воды.
29037. Условия применения свайных фундаментов. Конструктивные решения. Виды свайных фундаментов в зависимости от расположения свай в плане 32 KB
  Условия применения свайных фундаментов. Виды свайных фундаментов в зависимости от расположения свай в плане. В этих условиях чаще всего прибегают к устройству фундаментов из свай. Группы или ряды свай объединённые поверху распределительной плитой или балкой образуют свайный фундамент.