46530

Скульптура Эмиля Антуана Бурделя

Доклад

Культурология и искусствоведение

Энергия заключенная в скульптурах Бурделя настолько велика и неистова что форма напрягается взрывается сминается под собственной тяжестью деформируется едва не утрачивая образную целостность. Самой большой прижизненной выставкой Бурделя считается экспозиция в Брюсселе в 1928 г. Произведения Бурделя отмечены яркостью замысла тяготением к мощным монументальным формам но часто не свободны от стилизации и архаизации.

Русский

2013-11-23

20.88 KB

3 чел.

Скульптура

Эмиля Антуана Бурделя

(Bourdelle, Emile Antoine. 1861-1929) французский скульптор, живописец и график. Родился в Монтобане, Прованс. Отец - резчик по дереву, прекрасный рисовальщик. Учился в Школах изящных искусств в Тулузе (1876-1884 гг.) и Париже (1884–1886 гг.). Работал в мастерских Ж. Фальгьера и Ж. Далу, стал учеником и помощником О. Родена. Преподавал в студии Гранд-Шомьер в Париже (1909-1929 гг.). Посетил Италию, Грецию, Чехию. Энергия, заключенная в скульптурах Бурделя, настолько велика и неистова, что форма напрягается, взрывается, сминается под собственной тяжестью, деформируется, едва не утрачивая образную целостность. Необыкновенный "скорбный накал" поражает в серии скульптур, которые Бурдель посвятил Бетховену: бронзовом "Бетховене, подпирающем рукой щеку" (1888 г.), "Моя стихия - воздух", а также в "Гамлете" (1891 г.). От проникнутых бурной экспрессией ранних произведений ("Памятник павшим" в Монтобане, бронза, 1893-1902 гг.) перешёл к более уравновешенным композициям, в которых творчески претворил традиции древне-греческой архаики и ранней классики, стремился к героизации и монументализации образов ("Геракл, стреляющий из лука", 1909 г.; "Пенелопа", 1909-1912 гг., и "Сафо", 1924-1925 гг.; все - бронза). Его "Геракл, стреляющий из лука", которого можно увидеть в Национальном музее современного искусства в Париже, на заре XX в. стал символом возвращения в искусство образа "естественного" человека. Бурдель решился доказать, что у человека еще достаточно сил и воли, чтобы самому, без помощи хитроумной, сложной техники вступить в схватку с природой. Очень экспрессивно, неистово переосмысленный образ древнегреческого мифического героя воплощает выдвинутую Бурделем пластическую идею "уравновешенной неуравновешенности" и остается одним из самых выразительных памятников скульптуры нового времени. В годы Первой мировой войны Бурдель создал бронзовую статую Победы, которую задумал как памятник павшим на фронте депутатам Национального собрания (1916 г.). В 1920-е гг. Бурдель приобрел мировую славу. Его выставки проходят в Праге, Венеции, Японии, США. Самой большой прижизненной выставкой Бурделя считается экспозиция в Брюсселе в 1928 г., на которой были представлены 141 скульптура, 78 живописных и графических работ. Бурделю принадлежат памятники К. Альвеару в Буэнос-Айресе (1915-1923 гг.) и А. Мицкевичу в Париже (1909-1929 гг.); ему удалось с поразительной чуткостью уловить наиболее существенные черты личности каждого из них. Бурдель автор портретов О. Родена (1909 г. ), О. Пере (1910-е гг.), А. Франса (1919 г.). Произведения Бурделя отмечены яркостью замысла, тяготением к мощным монументальным формам, но часто не свободны от стилизации и архаизации. Умер Бурдель в Ле-Везине, Ивелин. Он оставил после себя около 900 скульптур, 6 000 рисунков, фрески, живопись, гуаши и пастели, иллюстрации. У Бурделя учились известные русские скульпторы В. Мухина, Б. Терновец, И. Шадр, И. Жуков. Жена Бурделя, гречанка по происхождению, К. Севостос, воплощенная им в 1906 г. в работе "Скульпторша", долгое время встречала посетителей в доме-музее Бурделя в Париже, где собраны многие из лучших творений мастера.

Работы: «Геракл» (1909), памятник А. Мицкевичу в Париже (1909—1929), памятник К. М. Альвеару в Буэнос-Айресе (19141917), "Скульпторша".

Шарль Деспио́

Французским скульптором, тяготевшим к камерности и интимности, был Шарль Деспио (Charles Despiau) (1874—1946), один из крупных портретистов двадцатого столетия. Ему присущи острое чувство индивидуального, глубокое проникновение в характер и сложный внутренний мир человека, умение видеть неповторимость каждой формы лица, ее неуловимые изменения.

Основа творческого метода Деспио — пристальное изучение натуры, глубокое художественное обобщение, выраженное в целостных уплотненных объемах, совершенстве линий. Композиции он строил в соответствии с твердыми законами архитектоники, подчиняя детали целому, достигая равновесия масс, отточенности силуэта. Скульптор запечатлевал модель в момент душевного равновесия и погруженности в себя. Его привлекали лирическое начало, одухотворенность и интеллектуальная содержательность образов.

Мастерство Деспио ярко проявилось в обаятельных женских («Мадам Стоун», 1927, Нью-Йорк, частное собрание) и детских («Кра-Кра», 1917, Гренобль, Музей) портретах, а также в статуях, исполненных с конкретных моделей («Ася», 1937, Париж, Музей современного искусства), где художник с удивительной точностью воспроизвел индивидуальные особенности человека. Реализм в скульптуре находит дальнейшее развитие в творчестве Ж. Бернара, Ж, Салендра и др.

Работы: Одалиска, терракота, 1927; Вакханка, бронза, 1909.

Аристид Майоль

(Aristide Maillol) (1861-1944). Выдающийся скульптор XX в. Аристид Майоль (Аристид Жозеф Бонавентюр) начинал учебу в студиях салонных художников в 1881 в Париже, а затем в Школе декоративно-прикладного искусства. В своих ранних живописных работах Майоль подражал Гогену, Ренуару. Живописью он продолжал заниматься всю жизнь, считая это "необходимым отдыхом". Мастера увлекало также искусство гобелена. В 1894 на выставке в Брюсселе его гобелен "Очарованный сад" получил восторженный отзыв Гогена. Лишь в возрасте около сорока лет Майоль занялся скульптурой. Искусство пластики захватило его и стало главным в творчестве мастера. Майоль никогда не обращался к формалистическим поискам. Он стремился к тому, что- бы его скульптуры можно было наблюдать со всех сторон и любоваться красотой естественного, прекрасного и сильного тела. Излюбленная модель - обнаженное женское тело, отличающееся отменным здоровьем. Женский образ приобретал в творчестве Майоля различный аллегорический смысл, но при этом всегда сохранял естественность и красоту натуры. "Река", одна из последних крупных работ мастера, входила в задуманную им серию, олицетворяющую три природные стихии: землю, воду и воздух, которые он представил в виде трех женских фигур. "Река" - стихия воды, быстрой, играющей, капризной, вечно изменчивой. Скульптор погиб в результате автомобильной аварии. Последней, оставшейся неоконченной, работой была статуя "Гармония".

РАБОТЫ: Помона 1910, ГМИИ, Москва; Три нимфы 1930-1938, Галерея Тэйт, Лондон; Средиземное море в Перпиньяне, 1902-1905 Музей Майоля, Париж; Скованная свобода

1905, Музей Майоля, Париж; Венера с ожерельем 1918-1928, Галерея Тэйт, Лондон; Флора 1910, ГМИИ, Москва; Ночью 1930-1938, Галерея Тэйт, Лондон;

Река, 1938 Музей Майоля Париж; Памятник Полю Сезанну 1915, Сад Тюильри Париж; Покрывало купальщицы 1918-1928, Галерея Тэйт, Лондон.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

15058. Қазақ әдебитеті пәні бойынша ҰБТ-ге дайындаудың тиімді жолдары 116.5 KB
  ҚАЗАҚ ТІЛІ МЕН ӘДЕБИЕТ ПӘНІ БОЙЫНША ОҚУШЫЛАРДЫ БІРІҢҒАЙ ҰЛТТЫҚ ТЕСТІЛЕУГЕ ДАЙЫНДАУДЫҢ ТИІМДІ ЖОЛДАРЫ Манабаева Гүлбайрам Рахымқызы қазақ тілі мен әдебиеті пәнінің мұғалімі №35 жалпы орта білім беру мектебі Қазақ әдебиетінде өзіндік айтулы із қалдырған белгі
15059. Қазақ мақал-мәтелдерінің гендерлік сипаты 44 KB
  УДК 4Ф Б 76 ҚАЗАҚ МАҚАЛМӘТЕЛДЕРІНІҢ ГЕНДЕРЛІК СИПАТЫ М.Б. Боранбай Қ. Жұбанов атындағы Ақтөбе мемлекеттік университеті Ақтөбе қ. Қазақ халқы рухани дүниеге қазынаға бай халық. Оның қай түрін алсақ та тәлімтәрбиесі мол ұрпақтанұрпаққа қалдырған өcие
15060. Қазақ поэзиясындағы домбыра бейнесі 77.5 KB
  ТІРКЕУ ФОРМАСЫ 1. Тегі аты жөні: Абсаттарова Айдана Рамазанқызы 2. Мекеме лауазымы: Ы.Алтынсарин атындағы дарынды балаларға арналған мамандандырылған обл...
15061. Қазақ поэзиясындағы жыраулық дәстүр 432.5 KB
  Қазақ поэзиясындағы жыраулық дәстүр Ордада ханның қасында әр уақытта ақылшы жыраулар болған. Жыраулар халық поэзиясын жасаған ақылғөй даналар. Олар заманының өздері куә болған елеулі уақиғаларын тарихи кезеңдерді жырға қосқан... Жыраулар поэзиясына дейінгі әдеби...
15062. Қазақ фольклорындағы тарихи өлеңдер 186 KB
  ӘОЖ 398. 574 821.512.122 Қолжазба құқығында Ахметжанова Жанар Балтабекқызы Қазақ фольклорындағы тарихи өлеңдер 10.01.09 – Фольклортану Филология ғылымдарының кандидаты ғылыми дәрежесін алу үшін дайындалған дис
15063. Қазақ фольклорының тарихы және оның зерттелуі 57.5 KB
  Қазақ фольклорының тарихы және оның зерттелуі Қазақ фольклорының тарихы деген ұғым мен зерттеу дәл өз мағынасында осы уақытқа дейін арнайы түрде күн мәселесіне қойылған емес. Оның бірнеше себебі болды. Біріншіден ғылымда фольклорды жеке көркем жүйесі бар көп өзін...
15064. Қазақтың батырлар жыры туралы 46.5 KB
  Ерлер мен пірлер: Төрт батырға тағы бір үңілгенде Күні кешеге дейін кезкелген дерлік қазақ азаматы баласының батыр болғанын қалап тілеп келді. Тіпті Кеңестің тұсында да балам өскенде бай болсыншы деген атаана некенсаяқ болған шығар. Әрине ешкім ұлқызының мұқ...
15065. Қайта өрлеу дәуіріндегі итальян әдебиеті 42.5 KB
  Қайта өрлеу дәуіріндегі итальян әдебиеті Данте Данте Алигьери май 1265. Флоренция – 14.9.1321. Ровенна – итальян ақыны. Дворян әулетінен шыққан. Жасынан теологиямен философиямен астрономиямен орта ғ
15066. Қараша, желтоқсан мен сол бір-екі ай 18.9 KB
  Қараша желтоқсан мен сол бірекі ай Композициялық кеш 58сыныптар аралығында 1жүргізуші: Тақырыбы: Қараша желтоқсан мен сол бірекі ай Мақсаттары: Оқушыларға табиғаттың құдіреттілігін таныта отырып жыл мезгілдерінің әсемдігін сезіне бағалай білуге баул...