46539

Методика организации уроков-бесед по изобразительному искусству

Шпаргалка

Педагогика и дидактика

Ценность урокабеседы заключается в том что взрослый учит ребенка логически мыслить помогает думать. Для учителей и воспитателей важнее всего изучить детей в естественных условиях педагогического процесса; большим подспорьем для них является психологопедагогическая характеристика охватывающая все важнейшие стороны личности ребенка. Хотя данная форма в специальном образовании уже редко практикуется в массовых школах и дошкольных учреждениях она является одной из форм описания психологом учителем воспитателем индивидуального состояния...

Русский

2013-11-23

19.56 KB

122 чел.

Экзаменационный билет № 12.
1. Методика организации уроков - бесед по изобразительному искусству.

План: 1)Цели метода Беседы, ценность урока-беседы; 2)методика организации уроков бесед по ИЗО, 3)вывод

1)Наряду с наглядными методами обучения изобразительной деятельности на уроках изобразительного искусства используются словесные методы и приемы (беседы, объяснение, вопросы, поощрения, совет, художественное слово). Беседы воспитывают у детей интерес к искусству, любовь к нему, расширяют представления об окружающем мире.

Ценность урока-беседы заключается в том, что взрослый учит ребенка логически мыслить, помогает думать. В беседе ребенок должен припоминать, анализировать, сравнивать, высказывать суждения и делать умозаключения, выводы.

2)Беседа используется обычно в первой части урока изобразительного искусства, когда стоит задача формирования изобразительного представления, и в конце урока, когда важно помочь увидеть свои работы, почувствовать их выразительность и достоинства, понять слабости.  Ознакомление с произведениями изобразительного искусства производится в начале или в конце урока в течение 8-10 минут; как правило, два-три произведения (или три-четыре иллюстрации). С 4 класса для бесед выделяются специальные уроки; в одной беседе можно показывать до пяти произведений живописи, скульптуры, графики, декоративно-прикладного и народного искусства". в нач. классах, но здесь цепочка вопросов не должна превышать 2-3, постепенно удлиняясь до 10-12 в ст. классах. От учителя требуется широта кругозора, учёт возрастных и индивидуальных особенностей и уровня умственного развития учащихся, быстрая и точная реакция на их ответы.  Подготовка к уроку беседе требует от учителя постановки целей и задач, выборе наглядных,словесных методов и средств, отбора содержания материала.Урок беседа  организуется с помощью тщательно продуманной системы вопросов, постепенно подводящих учеников к усвоению системы фактов, нового понятия или закономерности. Вопросы к беседе должны быть достаточно емкими для целостного восприятия. Слишком большое дробление темы на вопросы разрушает логическую ее целостность, а слишком крупные вопросы становятся недоступными для обсуждения обучаемыми. Требования к вопросам в рамках беседа носят общепедагогический характер: доступность, четкость, ясность формулировки, краткость, эмоциональность.

Возможны беседы, в ходе которых обучаемые вспоминают, систематизируют, обобщают ранее усвоенное, делают выводы.При достаточной подготовленности обучаемых беседы в среднем школьном возрасте, в ходе которых они под руководством  преподавателя сами отыскивают возможные ответы на проблемные задачи.  Вывод: Урок беседа выполняет многие функции и имеет большое значение для умственного, речевого, творческого развития детей.
2. Индивидуальный подход в процессе воспитания. Психолого-педагогическая характеристика как средство изучения личности.

Индивидуальный подход - осуществление педагогического процесса с учётом индивидуальных особенностей учащихся (темперамента и характера, способностей и склонностей, мотивов и интересов, и др.), в значительной, степени влияющих на их поведение в различных жизненных ситуациях.

Суть индивидуального подхода составляет гибкое использование педагогом различных форм и методов воспитательного воздействия с целью достижения оптимальных результатов учебно-воспитательного процесса по отношению к каждому ребёнку. Индивидуальный подход может применяться для поощрения или подавления тех или иных особенностей поведения и свойств личности конкретного ребёнка.
Классические примеры И. п.— поручение ребёнку заданий в соответствии с его возможностями и способностями; создание спец. педагогических ситуаций, помогающих выявить индивидуальные качества воспитанника; беседа педагога с воспитанником; заключение своего рода «джентльменского» договора с окружающими воспитанника сверстниками и взрослыми об определённых способах реагирования на его поведение в целях развития конкретных индивидуальных черт.
Индивидуальный подход  —  необходимое условие эффективности пед. процесса, т. к. любое воспитательное воздействие преломляется через индивидные особенности конкретной личности.

И. п. необходим каждому ребёнку, как «трудному», так и благополучному, т. к. помогает ему осознать свою индивидуальность, научиться управлять своим поведением, эмоциями, адекватно оценивать собственные сильные и корректировать слабые стороны.
И. п. применяется как воспитательными системами с гуманистической ориентацией (когда воспитатели признают право каждого ребёнка быть непохожим на других), так и системами авторитарного типа, стремящимися всех детей сделать одинаковыми. В связи с этим в современной педагогической науке и практике возникла необходимость введения нового понятия — личностного подхода, имеющего много общего с индивидуальным подходом, но в отличие от него преследующего главную цель — развитие личности, но не её подавление.

Для осуществления индивидуального подхода  как в обучении, так и в воспитании необходимо специальное изучение психологических особенностей детей. Для этого применяются различные методы исследования: наблюдение, специальные тесты, естественный эксперимент и др. Для учителей и воспитателей важнее всего изучить детей в естественных условиях педагогического процесса; большим подспорьем для них является психолого-педагогическая характеристика, охватывающая все важнейшие стороны личности ребенка.

Психолого-педагогическая характеристика как средство изучения личности.

На сегодняшний день существуют разные варианты схем психолого-педагогической характеристики.  Хотя данная форма в специальном образовании уже редко практикуется, в массовых школах и дошкольных учреждениях она является одной из форм описания психологом, учителем, воспитателем индивидуального состояния ребенка.  Так же, если дети с отклонениями в развитии прежде чем поступить на обучение и воспитание в специальное (коррекционное) учреждение первоначально посещают массовые образовательные учреждения, то психолого-педагогическая характеристика зачастую является единственным источником информации для специалиста, к которому впервые обратились за помощью родители ребенка, испытывающего трудности.
Вашему вниманию представляется схема психолого-педагогической характеристики, которая может быть использована не только педагогами и психологами массовых образовательных учреждений, но и специальных (коррекционных) и реабилитационных учреждений. Специалисты данных учреждений предпочитают писать заключения по результатам обследования, но оно зачастую слишком изобилует профессиональной терминологией и может использоваться только узкими специалистами. К тому же, заключение далеко не всегда охватывает все аспекты личности ребенка с отклоняющимся развитием, а отражает только ту сторону психики, деятельности или поведения ребенка, которую традиционно изучает тот или иной специалист.
Схема психолого-педагогической характеристики.
Общие данные (ФИО ребенка, возраст, пол, образовательное учреждение, состав семьи, ее социальный и психологический статус (материальное положение, где и кем работают родители, степень благополучия-неблагополучия в семье и др.), физическое развитие ребенка (состояние крупной моторики, наличие хронических заболеваний, общее состояние здоровья и др.)

Взаимоотношение ребенка в семье и школе (со сверстниками и педагогом). Особенности познавательной деятельности и учебной деятельности. Особенности внимания. Особенности памяти. Особенности мышления. Развитие речи. Кругозор. Особенности учебной деятельности. Особенности личности и эмоционально-волевой сферы ребенка. Специальные способности ребенка. Особенности самосознания. Особенности эмоционального развития. Особенности характера и волевые качества личности. Особенности поведения. Сформированность навыков самообслуживания и трудовых умений. Интересы ребенка. Психолого-педагогические выводы и рекомендации.
Таким образом, составленная характеристика должна представлять собой анализ особенностей личности ребенка, т.е. раскрывать их внутреннюю связь и связь с окружением и занятиями ребенка, и подтверждаться результатами наблюдений, примерами из жизни. Это должно быть описание живого ребенка, а не абстрактного индивида, и вместе с тем это должно быть точное, научное описание на психологическом языке.
3. Выполнить изображение лица человека в профиль мелом на доске с соответствующим словесным объяснением.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

60978. ТИПОЛОГИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ УРОКОВ 87 KB
  Как и все сложные объекты уроки делятся на типы по различным признакам. По характеру познавательной деятельности выделяются проблемные и непроблемные уроки. По дидактическим целям можно выделить следующие типы уроков...
60980. СНІД – сучасна проблема людства 98 KB
  Мета дати знання про ВІЛ і СНІД, історію їх виникнення, дію на організм та шляхи передачі Поняття для засвоєння підлітками: ВІЛ, СНІД, шляхи передачі, засоби запобігання від інфікування...
60982. Развитие диалогической речи дошкольников в процессе игровой деятельности 542.04 KB
  Рассмотреть особенности диалогической речи детей в современном дошкольном образовательном учреждении. Разработать систему дидактических игр, направленных на развитие диалогической речи дошкольников. Разработать методические рекомендации по развитию диалогической речи.
60983. Создание и текстурирование сцены в 3 ds max и Photoshop 919.5 KB
  Этот урок состоит из двух частей. Первая часть описывает технику моделирования, освещение и размещение камеры. Вторая часть предоставляет информацию о текстурировании и рендеринге сцены.
60984. Моделирование в 3DSMax. Часть первая 1.41 MB
  Этот урок ставит своей целью практическое описание всех этапов создания сцены экстерьера с использованием 3DSMax и модуля рендеринга VRay.