46539

Методика организации уроков-бесед по изобразительному искусству

Шпаргалка

Педагогика и дидактика

Ценность урокабеседы заключается в том что взрослый учит ребенка логически мыслить помогает думать. Для учителей и воспитателей важнее всего изучить детей в естественных условиях педагогического процесса; большим подспорьем для них является психологопедагогическая характеристика охватывающая все важнейшие стороны личности ребенка. Хотя данная форма в специальном образовании уже редко практикуется в массовых школах и дошкольных учреждениях она является одной из форм описания психологом учителем воспитателем индивидуального состояния...

Русский

2013-11-23

19.56 KB

103 чел.

Экзаменационный билет № 12.
1. Методика организации уроков - бесед по изобразительному искусству.

План: 1)Цели метода Беседы, ценность урока-беседы; 2)методика организации уроков бесед по ИЗО, 3)вывод

1)Наряду с наглядными методами обучения изобразительной деятельности на уроках изобразительного искусства используются словесные методы и приемы (беседы, объяснение, вопросы, поощрения, совет, художественное слово). Беседы воспитывают у детей интерес к искусству, любовь к нему, расширяют представления об окружающем мире.

Ценность урока-беседы заключается в том, что взрослый учит ребенка логически мыслить, помогает думать. В беседе ребенок должен припоминать, анализировать, сравнивать, высказывать суждения и делать умозаключения, выводы.

2)Беседа используется обычно в первой части урока изобразительного искусства, когда стоит задача формирования изобразительного представления, и в конце урока, когда важно помочь увидеть свои работы, почувствовать их выразительность и достоинства, понять слабости.  Ознакомление с произведениями изобразительного искусства производится в начале или в конце урока в течение 8-10 минут; как правило, два-три произведения (или три-четыре иллюстрации). С 4 класса для бесед выделяются специальные уроки; в одной беседе можно показывать до пяти произведений живописи, скульптуры, графики, декоративно-прикладного и народного искусства". в нач. классах, но здесь цепочка вопросов не должна превышать 2-3, постепенно удлиняясь до 10-12 в ст. классах. От учителя требуется широта кругозора, учёт возрастных и индивидуальных особенностей и уровня умственного развития учащихся, быстрая и точная реакция на их ответы.  Подготовка к уроку беседе требует от учителя постановки целей и задач, выборе наглядных,словесных методов и средств, отбора содержания материала.Урок беседа  организуется с помощью тщательно продуманной системы вопросов, постепенно подводящих учеников к усвоению системы фактов, нового понятия или закономерности. Вопросы к беседе должны быть достаточно емкими для целостного восприятия. Слишком большое дробление темы на вопросы разрушает логическую ее целостность, а слишком крупные вопросы становятся недоступными для обсуждения обучаемыми. Требования к вопросам в рамках беседа носят общепедагогический характер: доступность, четкость, ясность формулировки, краткость, эмоциональность.

Возможны беседы, в ходе которых обучаемые вспоминают, систематизируют, обобщают ранее усвоенное, делают выводы.При достаточной подготовленности обучаемых беседы в среднем школьном возрасте, в ходе которых они под руководством  преподавателя сами отыскивают возможные ответы на проблемные задачи.  Вывод: Урок беседа выполняет многие функции и имеет большое значение для умственного, речевого, творческого развития детей.
2. Индивидуальный подход в процессе воспитания. Психолого-педагогическая характеристика как средство изучения личности.

Индивидуальный подход - осуществление педагогического процесса с учётом индивидуальных особенностей учащихся (темперамента и характера, способностей и склонностей, мотивов и интересов, и др.), в значительной, степени влияющих на их поведение в различных жизненных ситуациях.

Суть индивидуального подхода составляет гибкое использование педагогом различных форм и методов воспитательного воздействия с целью достижения оптимальных результатов учебно-воспитательного процесса по отношению к каждому ребёнку. Индивидуальный подход может применяться для поощрения или подавления тех или иных особенностей поведения и свойств личности конкретного ребёнка.
Классические примеры И. п.— поручение ребёнку заданий в соответствии с его возможностями и способностями; создание спец. педагогических ситуаций, помогающих выявить индивидуальные качества воспитанника; беседа педагога с воспитанником; заключение своего рода «джентльменского» договора с окружающими воспитанника сверстниками и взрослыми об определённых способах реагирования на его поведение в целях развития конкретных индивидуальных черт.
Индивидуальный подход  —  необходимое условие эффективности пед. процесса, т. к. любое воспитательное воздействие преломляется через индивидные особенности конкретной личности.

И. п. необходим каждому ребёнку, как «трудному», так и благополучному, т. к. помогает ему осознать свою индивидуальность, научиться управлять своим поведением, эмоциями, адекватно оценивать собственные сильные и корректировать слабые стороны.
И. п. применяется как воспитательными системами с гуманистической ориентацией (когда воспитатели признают право каждого ребёнка быть непохожим на других), так и системами авторитарного типа, стремящимися всех детей сделать одинаковыми. В связи с этим в современной педагогической науке и практике возникла необходимость введения нового понятия — личностного подхода, имеющего много общего с индивидуальным подходом, но в отличие от него преследующего главную цель — развитие личности, но не её подавление.

Для осуществления индивидуального подхода  как в обучении, так и в воспитании необходимо специальное изучение психологических особенностей детей. Для этого применяются различные методы исследования: наблюдение, специальные тесты, естественный эксперимент и др. Для учителей и воспитателей важнее всего изучить детей в естественных условиях педагогического процесса; большим подспорьем для них является психолого-педагогическая характеристика, охватывающая все важнейшие стороны личности ребенка.

Психолого-педагогическая характеристика как средство изучения личности.

На сегодняшний день существуют разные варианты схем психолого-педагогической характеристики.  Хотя данная форма в специальном образовании уже редко практикуется, в массовых школах и дошкольных учреждениях она является одной из форм описания психологом, учителем, воспитателем индивидуального состояния ребенка.  Так же, если дети с отклонениями в развитии прежде чем поступить на обучение и воспитание в специальное (коррекционное) учреждение первоначально посещают массовые образовательные учреждения, то психолого-педагогическая характеристика зачастую является единственным источником информации для специалиста, к которому впервые обратились за помощью родители ребенка, испытывающего трудности.
Вашему вниманию представляется схема психолого-педагогической характеристики, которая может быть использована не только педагогами и психологами массовых образовательных учреждений, но и специальных (коррекционных) и реабилитационных учреждений. Специалисты данных учреждений предпочитают писать заключения по результатам обследования, но оно зачастую слишком изобилует профессиональной терминологией и может использоваться только узкими специалистами. К тому же, заключение далеко не всегда охватывает все аспекты личности ребенка с отклоняющимся развитием, а отражает только ту сторону психики, деятельности или поведения ребенка, которую традиционно изучает тот или иной специалист.
Схема психолого-педагогической характеристики.
Общие данные (ФИО ребенка, возраст, пол, образовательное учреждение, состав семьи, ее социальный и психологический статус (материальное положение, где и кем работают родители, степень благополучия-неблагополучия в семье и др.), физическое развитие ребенка (состояние крупной моторики, наличие хронических заболеваний, общее состояние здоровья и др.)

Взаимоотношение ребенка в семье и школе (со сверстниками и педагогом). Особенности познавательной деятельности и учебной деятельности. Особенности внимания. Особенности памяти. Особенности мышления. Развитие речи. Кругозор. Особенности учебной деятельности. Особенности личности и эмоционально-волевой сферы ребенка. Специальные способности ребенка. Особенности самосознания. Особенности эмоционального развития. Особенности характера и волевые качества личности. Особенности поведения. Сформированность навыков самообслуживания и трудовых умений. Интересы ребенка. Психолого-педагогические выводы и рекомендации.
Таким образом, составленная характеристика должна представлять собой анализ особенностей личности ребенка, т.е. раскрывать их внутреннюю связь и связь с окружением и занятиями ребенка, и подтверждаться результатами наблюдений, примерами из жизни. Это должно быть описание живого ребенка, а не абстрактного индивида, и вместе с тем это должно быть точное, научное описание на психологическом языке.
3. Выполнить изображение лица человека в профиль мелом на доске с соответствующим словесным объяснением.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

10776. Шаблоны и стили оформления в MS Word 296.5 KB
  Лабораторная работа №10 Шаблоны и стили оформления в MS Word Цель: Иметь представление о шаблонах и стилях в оформлении документов научиться создавать свои шаблоны Microsoft Word. Рекомендации к выполнению Деловые документы отчеты письма приглашения бланки и пр. часто име...
10777. Библиотекарь отдела обслуживания: профессиональные требования 287 KB
  Разработке теоретических, методических и практических проблем библиотечного обслуживания уделялось внимание на всех этапах развития отечественного библиотековедения. Большой интерес представляют современные концепции библиотечного обслуживания
10778. Теоретическое исследование влияния режимов сварки на распределение температур в свариваемом изделии 300.5 KB
  Цель работы: Приобрести навыки теоретического исследования с использованием персонального ЭВМ влияние режимов сварки на распределение температур в свариваемом изделии. Оборудование: Персональная ЭВМ. Исходные данные: Материал ...
10779. Исследование влияния режимов сварки плавлением на температурное поле 628.5 KB
  Исследование влияния режимов сварки плавлением на температурное поле индекс Т1 по дисциплине Теория сварочных процессов Цель работы: приобрести навыки исследования влияния режимов сварки на распределения температур в свариваемом изделии с использованием перс
10780. Исследование температурного поля при сварке разнородных металлов с использованием метода электромоделирования 6.15 MB
  Отчет по лабораторной работе №3 Исследование температурного поля при сварке разнородных металлов с использованием метода электромоделирования по дисциплине Теория сварочных процессов Цель работы: понять физический механизм лежащий в основе особенносте...
10781. Экспериментальные исследования процесса распределения тепла при сварке 2.43 MB
  Отчет по лабораторной работе №4 Экспериментальные исследования процесса распределения тепла при сварке по дисциплине Теория сварочных процессов Цель работы: приобрести опят и навыки экспериментального определения температуры в ходе нагрева и охлаждения ...
10782. Захід. У світі казок Виховний захід 59 KB
  Виховний захід для учнів ІІ VI класів У світі казок. Розроблений і складений учителем англійської мови загальноосвітнього навчального закладу № 14 м. Херсона Хоменко Н.Б. Питання про роль позакласної роботи в учбовому процесі про вплив її на мотивацію вивче...
10783. Арифметические основы цифровой вычислительной техники 332.5 KB
  Арифметические основы цифровой вычислительной техники Методические указания для выполнения лабораторной работы по дисциплине Вычислительные машины системы и сети УДК681.3.07 Арифметические основы цифровой вычислительной техники: Метод. указания к лаб. р
10784. Основы языка ассемблер: Метод. указания к лабораторной работе 650 KB
  Основы языка ассемблер: Метод. указания к лаб. работе по дисциплине Вычислительные машины системы и сети/ Воронеж. гос. ун. инж технол. Сост. Е.А. Хромых И.А. Козенко. Воронеж 2011. 30 с. Указания разработаны в соответствии с требованиями ФГОС ВПО подготовки бакалавров по н...