46539

Методика организации уроков-бесед по изобразительному искусству

Шпаргалка

Педагогика и дидактика

Ценность урокабеседы заключается в том что взрослый учит ребенка логически мыслить помогает думать. Для учителей и воспитателей важнее всего изучить детей в естественных условиях педагогического процесса; большим подспорьем для них является психологопедагогическая характеристика охватывающая все важнейшие стороны личности ребенка. Хотя данная форма в специальном образовании уже редко практикуется в массовых школах и дошкольных учреждениях она является одной из форм описания психологом учителем воспитателем индивидуального состояния...

Русский

2013-11-23

19.56 KB

113 чел.

Экзаменационный билет № 12.
1. Методика организации уроков - бесед по изобразительному искусству.

План: 1)Цели метода Беседы, ценность урока-беседы; 2)методика организации уроков бесед по ИЗО, 3)вывод

1)Наряду с наглядными методами обучения изобразительной деятельности на уроках изобразительного искусства используются словесные методы и приемы (беседы, объяснение, вопросы, поощрения, совет, художественное слово). Беседы воспитывают у детей интерес к искусству, любовь к нему, расширяют представления об окружающем мире.

Ценность урока-беседы заключается в том, что взрослый учит ребенка логически мыслить, помогает думать. В беседе ребенок должен припоминать, анализировать, сравнивать, высказывать суждения и делать умозаключения, выводы.

2)Беседа используется обычно в первой части урока изобразительного искусства, когда стоит задача формирования изобразительного представления, и в конце урока, когда важно помочь увидеть свои работы, почувствовать их выразительность и достоинства, понять слабости.  Ознакомление с произведениями изобразительного искусства производится в начале или в конце урока в течение 8-10 минут; как правило, два-три произведения (или три-четыре иллюстрации). С 4 класса для бесед выделяются специальные уроки; в одной беседе можно показывать до пяти произведений живописи, скульптуры, графики, декоративно-прикладного и народного искусства". в нач. классах, но здесь цепочка вопросов не должна превышать 2-3, постепенно удлиняясь до 10-12 в ст. классах. От учителя требуется широта кругозора, учёт возрастных и индивидуальных особенностей и уровня умственного развития учащихся, быстрая и точная реакция на их ответы.  Подготовка к уроку беседе требует от учителя постановки целей и задач, выборе наглядных,словесных методов и средств, отбора содержания материала.Урок беседа  организуется с помощью тщательно продуманной системы вопросов, постепенно подводящих учеников к усвоению системы фактов, нового понятия или закономерности. Вопросы к беседе должны быть достаточно емкими для целостного восприятия. Слишком большое дробление темы на вопросы разрушает логическую ее целостность, а слишком крупные вопросы становятся недоступными для обсуждения обучаемыми. Требования к вопросам в рамках беседа носят общепедагогический характер: доступность, четкость, ясность формулировки, краткость, эмоциональность.

Возможны беседы, в ходе которых обучаемые вспоминают, систематизируют, обобщают ранее усвоенное, делают выводы.При достаточной подготовленности обучаемых беседы в среднем школьном возрасте, в ходе которых они под руководством  преподавателя сами отыскивают возможные ответы на проблемные задачи.  Вывод: Урок беседа выполняет многие функции и имеет большое значение для умственного, речевого, творческого развития детей.
2. Индивидуальный подход в процессе воспитания. Психолого-педагогическая характеристика как средство изучения личности.

Индивидуальный подход - осуществление педагогического процесса с учётом индивидуальных особенностей учащихся (темперамента и характера, способностей и склонностей, мотивов и интересов, и др.), в значительной, степени влияющих на их поведение в различных жизненных ситуациях.

Суть индивидуального подхода составляет гибкое использование педагогом различных форм и методов воспитательного воздействия с целью достижения оптимальных результатов учебно-воспитательного процесса по отношению к каждому ребёнку. Индивидуальный подход может применяться для поощрения или подавления тех или иных особенностей поведения и свойств личности конкретного ребёнка.
Классические примеры И. п.— поручение ребёнку заданий в соответствии с его возможностями и способностями; создание спец. педагогических ситуаций, помогающих выявить индивидуальные качества воспитанника; беседа педагога с воспитанником; заключение своего рода «джентльменского» договора с окружающими воспитанника сверстниками и взрослыми об определённых способах реагирования на его поведение в целях развития конкретных индивидуальных черт.
Индивидуальный подход  —  необходимое условие эффективности пед. процесса, т. к. любое воспитательное воздействие преломляется через индивидные особенности конкретной личности.

И. п. необходим каждому ребёнку, как «трудному», так и благополучному, т. к. помогает ему осознать свою индивидуальность, научиться управлять своим поведением, эмоциями, адекватно оценивать собственные сильные и корректировать слабые стороны.
И. п. применяется как воспитательными системами с гуманистической ориентацией (когда воспитатели признают право каждого ребёнка быть непохожим на других), так и системами авторитарного типа, стремящимися всех детей сделать одинаковыми. В связи с этим в современной педагогической науке и практике возникла необходимость введения нового понятия — личностного подхода, имеющего много общего с индивидуальным подходом, но в отличие от него преследующего главную цель — развитие личности, но не её подавление.

Для осуществления индивидуального подхода  как в обучении, так и в воспитании необходимо специальное изучение психологических особенностей детей. Для этого применяются различные методы исследования: наблюдение, специальные тесты, естественный эксперимент и др. Для учителей и воспитателей важнее всего изучить детей в естественных условиях педагогического процесса; большим подспорьем для них является психолого-педагогическая характеристика, охватывающая все важнейшие стороны личности ребенка.

Психолого-педагогическая характеристика как средство изучения личности.

На сегодняшний день существуют разные варианты схем психолого-педагогической характеристики.  Хотя данная форма в специальном образовании уже редко практикуется, в массовых школах и дошкольных учреждениях она является одной из форм описания психологом, учителем, воспитателем индивидуального состояния ребенка.  Так же, если дети с отклонениями в развитии прежде чем поступить на обучение и воспитание в специальное (коррекционное) учреждение первоначально посещают массовые образовательные учреждения, то психолого-педагогическая характеристика зачастую является единственным источником информации для специалиста, к которому впервые обратились за помощью родители ребенка, испытывающего трудности.
Вашему вниманию представляется схема психолого-педагогической характеристики, которая может быть использована не только педагогами и психологами массовых образовательных учреждений, но и специальных (коррекционных) и реабилитационных учреждений. Специалисты данных учреждений предпочитают писать заключения по результатам обследования, но оно зачастую слишком изобилует профессиональной терминологией и может использоваться только узкими специалистами. К тому же, заключение далеко не всегда охватывает все аспекты личности ребенка с отклоняющимся развитием, а отражает только ту сторону психики, деятельности или поведения ребенка, которую традиционно изучает тот или иной специалист.
Схема психолого-педагогической характеристики.
Общие данные (ФИО ребенка, возраст, пол, образовательное учреждение, состав семьи, ее социальный и психологический статус (материальное положение, где и кем работают родители, степень благополучия-неблагополучия в семье и др.), физическое развитие ребенка (состояние крупной моторики, наличие хронических заболеваний, общее состояние здоровья и др.)

Взаимоотношение ребенка в семье и школе (со сверстниками и педагогом). Особенности познавательной деятельности и учебной деятельности. Особенности внимания. Особенности памяти. Особенности мышления. Развитие речи. Кругозор. Особенности учебной деятельности. Особенности личности и эмоционально-волевой сферы ребенка. Специальные способности ребенка. Особенности самосознания. Особенности эмоционального развития. Особенности характера и волевые качества личности. Особенности поведения. Сформированность навыков самообслуживания и трудовых умений. Интересы ребенка. Психолого-педагогические выводы и рекомендации.
Таким образом, составленная характеристика должна представлять собой анализ особенностей личности ребенка, т.е. раскрывать их внутреннюю связь и связь с окружением и занятиями ребенка, и подтверждаться результатами наблюдений, примерами из жизни. Это должно быть описание живого ребенка, а не абстрактного индивида, и вместе с тем это должно быть точное, научное описание на психологическом языке.
3. Выполнить изображение лица человека в профиль мелом на доске с соответствующим словесным объяснением.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

64510. Принцип недискриминации в соглашениях ВТО 15.92 KB
  Основной принцип развития современной мжд. торговой системы – недискриминация. Он реализуется через РНБ – означает, что преимущества предоставленные товару из одной из договаривающихся сторон, должны распространяться на все аналогичные товары всех договаривающихся сторон.
64511. Структура и закономерности развития экономических отношений. Производительные силы структура, закономерности и формы развития 60 KB
  Экономические отношения объективно складывающиеся отношения между людьми по поводу производства присвоения обмена и потребления благ в особенности продуктов труда. Экономика наука о рациональном поведении людей в процессе производства распределения потребления благ в мире...
64512. Расчеты испарения с поверхности реки Яны 1.03 MB
  Получить необходимые данные для расчёта испарения с реки Яна; рассмотреть основные методики расчета испарения и выбрать наиболее подходящую формулу для расчёта; произвести расчет испарения на конкретном примере.
64513. Понятие науки, ее основные аспекты: наука как знание, как среда деятельности, как социальный институт 41 KB
  Наука представляет собой очень сложный и во многих отношениях противоречивый в своем эмпирическом бытии объект. Так весьма противоречивым логически несовместимым является диахронное историческое многообразие форм науки: Древняя восточная преднаука особенностями которой являлись непосредственная...
64514. Социальная психология как наука. Место социальной психологии в системе научного знания: взаимосвязь с философией, социологией, другими гуманитарными науками 33.5 KB
  Социология как система знаний не может развиваться и реализовывать свои функции не взаимодействуя с другими науками. То что социология занимает общее место среди общественных и гуманитарных наук не означает что она является философской наукой.
64515. Становление и развитие социальной психологии 30.5 KB
  Индивидуальные особенности человека и его социальное поведение и положение у Платона связано с тремя частями тела: головой умом развит у философов сердце мужество у воинов и живот телесные вожделения у ремесленников.
64516. Основные идеи милетской школы (Фалес, Анаксимандр, Анаксимен) и Гераклита 38 KB
  Первые в истории мысли научно-теоретического построения. Предсказал полное солнечное затмение в 585 г. до н.э, удачный урожай оливок. Первый понял, что затмение происходит из-за луны. Нилу мешают течь пассаты, дующие с моря.
64517. ПЕРИОДЫ ДЕТСКОГО ВОЗРАСТА. ПЕДИАТРИЯ 85.5 KB
  Это медицина периода роста формирования и развития человеческого организма который является наиболее ответственным в жизни человека. какие будут конечные результаты детства с какой степенью здоровья физических интеллектуальных возможностей...
64518. ОБМЕН ВЕЩЕСТВ И ЭНЕРГИИ 32.53 KB
  Рост и обновление клеток организма возможны только случае непрерывного поступления в организм кислорода и питательных веществ. Для непрерывного обновления организма для совершения человеком работы нужна энергия.