46542

Система управления охраной труда (СУОТ) в РФ

Доклад

Безопасность труда и охрана жизнедеятельности

Значение Ксп = А Б А 31 Где А общее количество работающих на момент проверки 1 раз в месяц в подразделении; Б количество работающих с нарушениями правил и инструкций ОТ. n; Тс количество требований БТ соответствующих требованиям стандартов по данному оборудованию или процессу; Тс общее количество требований БТ по данному оборудованию или процессу; n количество единиц оборудования или процессов на участке; Ктбу1 Ктбу2 Ктбуm коэффициент технической безопасности участков 1 2 . m по оборудованию или процессам; m ...

Русский

2013-11-23

19.65 KB

33 чел.

Система управления охраной труда (СУОТ) в РФ, ее субъектах и на предприятиях. Она может быть государственной и ведомственной. Первую осуществляют Федеральные и региональные органы исполнительной госвласти: Президент РФ, Правительство РФ, Президент и Правительство республики или Глава администрации края, области и главы администраций городов и районов республики, края или области; вторую - хозорганы: министерство, госкомитет, департамент, АО или предприятие.

СУОТ - это регламентированная НТД совокупность взаимоуязвимых мероприятий ОТ, методов и средство управления, направленных на организацию планомерной деятельности по обеспечению безопасности, сохранению здоровья и работоспособности человека в процессе труда. Целью СУОТ является обеспечение благоприятных и безопасных УТ на РМ для предупреждения травматизма и профзаболеваний на предприятиях.

Постановлением Правительства РФ от 26.08.95 за № 843 на Минтруд РФ возложено государственное УОТ и созданы при нем Департамент ОТ, Госакадемия ОТ и Общероссийский центр ОТ с филиалами в каждом субъекте РФ. Поэтому Минтруд РФ координирует работу служб ОТ федеральных органов исполнительной власти через Департамент ОТ. В каждом субъекте РФ эту работу осуществляет Управление по труду и социальным вопросам через отдел УОТ. В Тверской области данный отдел занимается: 1) разработкой НТД по ОТ области и информированием о таких документах Федерального уровня; 2). организацией обучения и проверки знаний ПОТ, выдачей разрешений учебным центрам городов и районов на проведение этой деятельности; 3) организационно-методическим обеспечением деятельности администраций городов и районов области, хозяйствующих субъектов по вопросам ОТ; 4) организацией и проведением сертификации постоянных РМ через органы сертификации (Госэкспертиза УТ области, Тверской центр стандартизации, метрологии и сертификации); 5) подготовкой материалов для представления их администрации области, в областную межведомственную комиссию по ОТ, областной фонд ОТ и т.п. Кроме того, отдел по УОТ Тверской области взаимодействует с органами надзора и контроля за ОТ, с областной межведомственной комиссией по ОТ и областным фондом ОТ.

При администрациях городов и районов области созданы отделы труда (с главным или ведущим специалистом по ОТ), которые: 1) оказывают методическую помощь работодателям в разработке и реализации мер по созданию здоровых и безопасных УТ; 2). информируют администрации городов, районов области и областное управление по труду о состоянии ОТ на предприятиях, подотчетных соответствующим администрациям. Они взаимодействуют с учебными центрами и органами сертификации, созданными в районах и городах области, по соответствующим вопросам ОТ.

Постановлением Главы администрации Тверской области от 15.05.94 утвержден состав Межведомственной комиссии по ОТ в количестве 18 чел. под председательством начальника управления по труду и социальным вопросам администрации области. Ее задачей являются рассмотрение вопросов и подготовка предложений по проблемам ОТ Тверской области. В соответствии с Положением о территориальном фонде ОТ (утв. Правительством РФ) создан областной фонд ОТ. Его задачами является создание финансовых ресурсов для: а) финансирования и льготного кредитования мероприятий по улучшению условий и ОТ, проводимых членами фонда; б) оказания финансовой помощи не членам фонда путем предоставления кредитов на цели обеспечения БТ; в) финансирование областных программ по ОТ и улучшению УТ.

Ведомственная СУОТ - это целевая функциональная подсистема управления предприятием со специфическими функциями и задачами (рис. 14). Она охватывает показатели БТ, позволяющие ежемесячно, ежеквартально вести учет и анализ состояния ОТ в каждом структурном подразделении предприятия.

УОТ в этой системе осуществляют: в министерстве или ведомстве - министр и его заместитель; АО - генеральный директор и исполнительный директор по техническим вопросам; на предприятии - директор и главный инженер; в цехах и службах - руководители этих подразделений; в бригадах, сменах - бригадиры, мастера. Организационно-методическую работу по линии СУОТ, подготовку управленческих решений и контроль за их реализацией осуществляет служба ОТ, непосредственно подчиненная работодателю. В этой СУОТ могут участвовать совместные комитеты по ОТ работодателя и профкома, комиссии по ОТ профкома, цеха и уполномоченные по ОТ.

Нормативной основой ведомственной СУОТ являются: Конституция РФ, федеральные и обычные законы о труде, об ОТ и различные НТД по ОТ федерального и регионального уровня (детально см. п.п. 4.1.2.1).

Непрерывный процесс функционирования СУОТ осуществляется статическими (связь между звеньями - РМ, бригада, участок, цех) и динамическими (управляющими) воздействиями. Постоянные воздействия реализуются путем выполнения должностных функций по ОТ административно-техническим персоналом, а периодические воздействия - в виде приказов, постановлений, предписаний и решений.

СУОТ обеспечивает оперативное выполнение 5 функций при решении 10 задач, указанных на рис. 14. Детальная сущность функций и задач излагается в НТД по ОТ субъекта РФ. При этом особое значение играет функция "Стимулирование работы по ОТ". Она направлена на обеспечение заинтересованности работников всех подразделений и служб в обеспечении безопасных и здоровых УТ на РМ. Стимулирование может быть моральным и материальным, а их формы разрабатываются работодателем совместно с профкомом предприятия на основе показателей состояния ОТ - коэффициентов охраны труда (Кот) и условий труда (Кут).

Кот оценивает состояние ОТ в подразделениях и по предприятию. Он вычисляется по формуле:

Кот = (Ксп + Ктбо + Квпр) /3, (30)

где Ксп - коэффициент уровня соблюдения правил и инструкций ОТ работниками; Ктбо - коэффициент технической безопасности производства; Квпр - коэффициент выполнения плановых работ по ОТ.

Значение Ксп = (А - Б) /А, (31)

Где А - общее количество работающих на момент проверки (1 раз в месяц) в подразделении; Б - количество работающих с нарушениями правил и инструкций ОТ.

Величина Ктбц = (Ктбо + К¬тбт)/2, (32)

Где Ктбо - коэффициент технической безопасности оборудования; Ктбт - коэффициент технической безопасности технологических процессов. Их определяют 1 раз в квартал или полугодие по каждому оборудованию или технологическому процессу, а затем - по участку, цеху и предприятию, используя формулы

Ктб1 = Тс / То; Ктбу1 = (Ктб1 + Ктб2 + ...+ Ктбn)/n;

Ктбп1 = (Ктбу1 + Ктбу2 + ... + Ктбуm)/m, (33)

где Ктб1, Ктб2,..., Ктбn - коэффициенты технической безопасности оборудования или процессов (1, 2, ..., n); Тс - количество требований БТ, соответствующих требованиям стандартов по данному оборудованию или процессу; Тс - общее количество требований БТ по данному оборудованию или процессу; n - количество единиц оборудования или процессов на участке; Ктбу1, Ктбу2, Ктбуm - коэффициент технической безопасности участков (1, 2, ..., m) по оборудованию или процессам; m - количество участков в цехе; Ктбп1 - коэффициент технической безопасности цеха № 1.

СМ РИСУНОК 14

Значение Квпр определяют не реже 1 раза в квартал по формуле

Квпр = Рф / Рп, (34)

где Рф - фактическое количество выполненных работ по ОТ; Рп - предусмотренное количество работ по ОТ на данный период по планам, соглашениям, предписаниям, актам, приказам и распоряжениям для данного цеха или предписаниям.

Значения Кут определяют по данным санитарно-технического паспорта цеха (о паспорте см. ниже), руководствуясь формулой

Кут = (Ксг + Ксб)/2, (35)

Где Кут, Ксг и Ксб - коэффициенты соответственно УТ, санитарно-гигиенических УТ и санитарно-бытового обслуживания работающих.

Значение Ксг находят по формуле

Ксг = (А + Б + В + Г + ... + Ф) / n, (36)

где А, Б, В, Г ... Ф - показатели производственной вредности, например, загазованность или запыленность воздуха, шума или вибрации и т.п. n - количество показателей по санитарно-гигиеническим УТ.

Каждый показатель производственной вредности (например, А) вычисляют по формуле А=1-(Нф/Но), (37)

где Нф - фактическое количество РМ, не отвечающих требованиям НТД по санитарно-гигиеническому фактору; Но - общее количество РМ в цехе, которые подвергаются воздействию данного фактора.

Значение Ксб находят по формуле

Ксб = (а + б + в + ... + з)/n1, ( 38 )

где а, б, в, г ... з - показатели санитарно-бытового обеспечения работающих, например, по гардеробным, душевым, умывальникам и др.; n1 - количество показателей по санитарно-бытовым помещениям и устройствам.

Каждый показатель (например, а) определяют по формуле

а = Кф/Кн, ( 39 )

где Кф - фактическое количество или площадь гардеробов, умывальников и др.; Кн - нормативное количество или площадь гардеробов, умывальников и др. согласно СНиП 2.09.04-87.

Коэффициент Кут оценивает Фактическое состояние УТ в цехе, на предприятии и позволяет сравнить их с родственными предприятиями отрасли. Его можно использовать при моральном и материальном стимулировании коллективов и отдельных работников, добившихся лучших результатов в создании здоровых УТ.

Итоговые результаты коэффициентов Кот, Кут и их составляющих рекомендуется вывешивать как на цеховых, так и общезаводских стендах "Охрана труда", что обеспечит гласность информации по ОТ.

Эффективность работы по линии СУОТ зависит от четкой регламентации обязанностей и прав по ОТ. Поэтому на каждом предприятии разрабатывают и утверждают Положение или СТП, где указывают структуру управления, взаимосвязи, соподчиненность, обязанности и права должностных лиц (от директора до бригадира) в решении вопросов ОТ. Формирование и накопление показателей о состоянии ОТ и функционировании СУОТ на участках, в цехах и на предприятии осуществляют с помощью ЭВМ. Для этого кафедрой БЖЭ ТГТУ разработаны программы "Охрана труда", "Условия труда" и др., реализуемые на ЭВМ. Они обеспечивают уровни управления ведомственной СУОТ дифференцированной информацией, достаточной для принятия решения по устранению отклонений в состоянии ОТ. В результате повышается оперативность СУОТ и снижается количество заболеваний, НС и аварий.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

74071. Предмет, методы и основные источники «Истории права зарубежных стран» 48.5 KB
  Предмет методы и основные источники Истории права зарубежных стран. Истоки права. История ПЗС иногда ее называют Всеобщая история государства и права изучает возникновение оформление и функционирование правовых обычаев и законов а также их последующие изменения у разных народов мира в отдельные периоды от древности до современной эпохи...
74072. Право Древнего Востока 88.5 KB
  Право Древнего Востока. Право Древнего Египта. Право Древнего Вавилона. Это в свою очередь сказалось на застойном характере восточных социальных структур на отсутствии на Востоке условий для развития тех политических и правовых институтов которые были призваны обслуживать нужды нарождавшегося гражданского общества: общественное самоуправление с правами и обязанностями каждого полноправного гражданина правовые гарантии его интересов прав и свобод.
74073. Право Юго-Восточной Азии в античное время 89.5 KB
  Особое место в истории Индии занимает Магадско-Маурийский период (IV-II вв. до н.э.), отмеченный созданием (впервые в истории Индии) объединенного государства - Магатха. Наивысшего могущество оно достигло при правлении династии Маурьев, и особенно, при Чандрагупте I (основателе династии) и Ашоке.
74074. Право Древней Греции 60 KB
  Право Древней Греции План. Государственноправовое устройство греческих полисов. Право Древней Греции. По достижении 18 лет они начинали пользовались политическими правами и правом получения различных пособий от государства.
74075. Римское право 71 KB
  Древний Рим – одно из крупнейших рабовладельческих государств – оставил ярчайший след в истории человечества. Его культурное наследие оказало глубокое влияние на все последующее развитие европейской цивилизации. Как гласит известное выражение. Римляне трижды покоряли мир – первый раз легионами, второй раз – христианством, третий раз – правом.
74076. ВОЗНИКНОВЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ФЕОДАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВА И ПРАВА 66 KB
  Для феодальной земельной собственности были характерны следующие особенности: 1 иерархический характер; 2 сословный характер; 3 ограничение права распоряжаться землей а некоторые категории например церковные земли вообще были изъяты из гражданского оборота. Основные черты феодального права Одновременно со складыванием феодальной государственности шел процесс становления феодального права. Можно выделить следующие характерные черты феодального права.
74077. Право континентальной Европы в средние века 100 KB
  Номинально верховным собственником всей земли в государстве считался король. Но большая часть земель находилась в руках феодалов в качестве фьефа (феода) – условного наследственного земельного владения. Феодалы считались вассалами короля, а он их сеньором.
74078. Право средневековой Англии 70.5 KB
  После нормандского завоевания в Англии было образовано централизованное государство с сильной королевской властью. В руках монарха были сосредоточены законодательная, судебная и военная власть. Это объясняется, прежде всего, необходимостью сплочения завоевателей для удержания в повиновении покоренного населения.
74079. Государство и право Византии 61 KB
  Государство и право Византии. Право Византии. В Византии не было определенного порядка престолонаследия. В связи с этим в Византии широко распространился институт соправителей когда император назначал соправителя своего малолетнего сына цезаря для облегчения тому борьбы за престол.