46563

Контроль и учет успеваемости учащихся на уроках изобразительного искусства. Отметка и оценка. Критерии оценки

Шпаргалка

Педагогика и дидактика

Наряду с восприятием памятью и мышлением важную роль в деятельности человека играет воображение. Воображение это психический познавательный процесс создания новых представлений на основе имеющегося опыта то есть процесс преобразующего проецирования действительности. Воображение – это образное конструирование содержания понятия о предмете или проектирование схемы действий с ним еще до того как сложится само понятие а схема получит отчетливое верифицируемое и реализуемое в конкретном материале выражение. Будучи теснейшим образом...

Русский

2013-11-23

20.21 KB

59 чел.

Экзаменационный билет №6.
1. Контроль и учет успеваемости учащихся на уроках изобразительного искусства. Отметка и оценка. Критерии оценки.

План: 1) виды контроля успеваемости 2) понятие оценки и отметки, особенности оценки и отметки 3) подход к оценке худож.развития Критерии оценки 4) выводы

1)Существуют следующие виды контроля успеваемости: 1)предварительный - оценка реального уровня учащихся (связан со сменой программы, учителей; 2) текущий (на каждом уроке) - рез-т выставление оценки-за выполнение классной или домашней работы,- за восприятие, понимание красоты окруж мира,- тема ,четверть, полугодие (на основании текущих оценок);  3)Итоговый ( за год, за весь курс обучения)

2)Оценка- оценивает качественный уровень ЗУНОВ. Строится на основе анализа. Обеспечивает мотивацию, повышает интерес к самовыражению, творчеству.    

Отметка- это количественное выражение оценки. Выставляется в сравнеии со стандартом. Требует меньше времени чем оценка, является стимулом к дальнейшему обучению. Ориентируясь на выставленную отметку, ученик изменяет свое поведение - стремится, как правило, ее исправить - быть дисциплинированным на уроке, регулярно выполнять все требования учителя и т.д.

На уроке изо необходимо сочетать оценку и отметку.

3)Подход к оценке худож.развития: оценка-твор-ва экспертиза; оцениваются научные знания, понимание искусства; оценка кач-ва, а не кол-ва, оценивает вектор его развития; детское ТВ-во должно оцениваться как детское.

Критерии оценки: низкий уровень учебных достижений (неумение характеризов сущ.стороны явления, худож. произведения, навыки работы с худ. мат-лами отсутствуют); удовлетворительный (ответ ограничен заученными примерами, термины не всегда верно даны, недостаточно сформированы навыки работы с худ. мат-лами); средний (ответ грамотный, ограничен типичными примерами, примениепрактич. Навыков по образцу); достаточный ( устынй ответ в целом грамотный, термины использ правильно, в практичдеятти владеет худож техникой, достаточно выразителен худож. образ); Высокий-( знание и понимание мат-ла в любых ситуациях), грамотное решение учебных задач и использовхудож. материалов, желание творить и применять свои знания. Общие для практич. Творч задания критерии: самост-ть, правильность (технич грамотность); выразительность, эмоциональность; эмоцион. эстетич отношение ребенка к работе.  

Вывод: контроль, учет успеваемости учащихся на уроках изо: оценка и отметка, знание критериев оценки – позволяет ученику и учителу увидеть слабые и сильные стороны своей работы и выстоить на основе осмысления этих результатов собственную программу дальнейшей деятельности.
2. Общая характеристика воображения как познавательного процесса.

Наряду с восприятием, памятью и мышлением важную роль в деятельности человека играет воображение. В процессе отражения окружающего мира человек наряду с восприятием того, что действует на него в данный момент, или зрительным представлением того, что воздействовало на него раньше, создает новые образы. 
Воображение - это психический познавательный процесс создания новых представлений на основе имеющегося опыта, то есть процесс преобразующего проецирования действительности.

Воображение – это образное конструирование содержания понятия о предмете (или проектирование схемы действий с ним) еще до того, как сложится само понятие (а схема получит отчетливое, верифицируемое и реализуемое в конкретном материале выражение). 

Будучи теснейшим образом связанным с мышлением, воображение характеризуется большей, чем при мышлении, неопределенностью проблемной ситуации. 
Процесс воображения свойствен только человеку и является необходимым условием его трудовой деятельности. 
Воображение всегда направлено на практическую деятельность человека. Человек, прежде чем что-либо сделать, представляет, что надо делать и как он будет это делать. Таким образом, он уже заранее создает образ материальной вещи, которая будет изготовляться в последующей практической деятельности человека. Эта способность человека заранее представлять конечный итог своего труда, а также процесс создания материальной вещи резко отличает человеческую деятельность от "деятельности" животных, иногда очень искусной. 
Воображение всегда есть определенный отход от действительности. Но в любом случае источник воображения – объективная реальность. 
Воображение представляет собой отражение внешнего пространства в новых непривычных сочетаниях и связях. Оно занимает промежуточное положение между восприятием и мышлением, мышлением и памятью. Это одно из самых загадочных психических явлений. Нам почти ничего не известно о механизме воображения, его анатомо-физиологической основе. Воображение свойственно только человеку. Оно позволяет ему выйти за пределы реального мира во времени и пространстве, дает возможность еще до начала работы представить себе готовый результат труда. Почти вся человеческая материальная и духовная культура является продуктом воображения и творчества людей.

Приемы воображения, или приемы ассоционирования образа (создания ассоциаций) разделяют на три группы:

1.Объединение частей (комбинирование). При задании, нарисовать несуществующее животное, человек просто берет часть от птицы, часть от тигра, часть от лягушки и т.д., и получает нечто, что не существует в реальности.

2.Объединение и подчеркивание общих признаков (типизация, акцентирование, преувеличение (гиперболизация), приуменьшение).

3.Переосмысление. Такие ассоциации могут быть выдвинуты на основе контраста, неожиданной комбинации, столкновении взглядов, теорий или просто изменения точки зрения.
Воображение может функционировать на разных уровнях. Их различие определяется прежде - всего активностью человека.
Виды воображения:

Непроизвольное воображение его еще называют пассивным или непреднамеренным воображением - это создание новых образов без каких-либо внешних возбудителей. Оно заключается в возникновении и комбинировании представлений и их элементов в новые представления без определенного намерения со стороны человека, при ослаблении сознательного контроля с его стороны за течением своих представлений. Наиболее ярко оно выступает в сновидениях или в полусонном, дремотном состоянии, когда представления возникают самопроизвольно, сменяются, соединяются и изменяются сами по себе, принимая иногда самые фантастические формы.

Произвольное воображение или, как его еще называют активное или преднамеренное воображение - это создание новых образов с помощью волевых усилий. Оно представляет собой преднамеренное построение образов в связи с сознательно поставленной задачей в том или другом виде деятельности.

Мечта или мечтание - это построение тех образов, которые пока еще не осуществлены, а иногда и не могут осуществиться. Образы, которые человек создает в своих мечтах, отличаются следующими особенностями: ярким, живым, конкретным характером, со многими деталями и частностями; слабой выраженностью конкретных путей к осуществлению мечты, воображением этих путей и средств в самых общих чертах в виде некоторой пока еще тенденции); эмоциональной насыщенностью образа, его привлекательностью для мечтающей личности; стремлением соединить мечты с чувством уверенности в ее осуществимости, со страстным стремлением к претворению ее в действительность.

Творческое воображение - это создание новых образов в процессе творческой деятельности человека (в искусстве, науке и т.п.). Писатели, художники, скульпторы, композиторы, стремясь отобразить жизнь в образах, прибегают к творческому воображению. Они не просто фотографически копируют жизнь, а создают художественные образы, в которых эта жизнь правдиво отражается в ее наиболее ярких и обобщенных чертах. Вместе с тем в этих образах отражаются личность писателя, художника, его мировоззрение, понимание окружающей жизни, особенности присущего ему художественного стиля.

Воссоздающее воображение или репродуктивное воображение - это воображение на основе прочитанного или услышанного. Оно имеет место в тех случаях, когда человек по одному описанию должен представить себе предмет, который никогда им раньше не воспринимался. Например, он никогда не видел моря, но, прочтя описание его в книге, может себе представить море в более или менее ярких и полных образах.
3. Выполнить изображение синицы или снегиря акварелью с соответствующим словесным объяснением.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

82757. Товарные биржи как организаторы торгового оборота 45.14 KB
  Местом совершения биржевых сделок является биржа выполняющая функции организатора торговли. Биржа разрабатывает механизм управления финансовыми рисками в частности осуществляет антимонопольное регулирование устанавливает перечень требований предъявляемых к участникам торговли собирает с членов биржи...
82758. Социальное государство 121 KB
  Процесс возникновения и становления социального государства имеет довольно долгую и сложную историю. Идеи социального государства зарождались давно они уходят в глубокую античность где античные мыслители выдвигали мысли в необходимости определенного государственного устройства при котором...
82759. Поняття атмосфери у сценічний творчості та в роботі актора над роллю 35.82 KB
  Цій меті режисер сягає лише в тому разі якщо в процесі створення творчого колективу в наслідку створення цілісного художнього твору присутній сприятлива атмосфера. Немає більш загадкового і невловимого поняття в режисерській технології ніж атмосфера.
82760. Понятие культуры. Функции культуры 40.85 KB
  Несмотря на многообразие научных взглядов на культуру как систему, существуют и общие (традиционные) положения, поддерживаемые большинством исследователей. Многие ученые рассматривают культуру как сложное многокомпонентное явление, связанное с многообразием жизни и деятельности человека.
82761. Развитие прокуратуры в переходный период. Упразднение прокуратуры СССР Постановлением Президиума ВС РСФСР от 28.12.1991 года 27.19 KB
  С распадом СССР в начале 90-х годов прошлого века органы военной прокуратуры как и вся страна переживали непростые времена: трудности в экономике резко осложнили финансирование вооружённые конфликты в различных регионах лавинообразный всплеск преступности многочисленные реорганизации вызвали...
82762. Расходы бюджетной системы 592 KB
  В современных условиях бюджетные кредиты предоставляются в основном в форме связанных кредитов иностранных государств зарубежных банков фирм и международных финансовых организаций. Таким образом сумма налога на имущество физических лиц в следующем финансовом году составит...
82763. Биологический возраст человека 41.42 KB
  Определение биологического возраста. Понятие биологического возраста возникло в результате осознания неравномерности развития зрелости и старения. Биологический возраст может опережать либо отставать от хронологического возраста.
82764. Білінгвізм як психолінгвістичний феномен 43.01 KB
  Двомовність привертає увагу лінгвістів, психологів, педагогів відповідно до динаміки когнітивних підходів до опису мовних явищ та мовленнєвих процесів. У вивченні й оволодінні іноземною мовою надзвичайно велику роль відіграють різноманітні нейро- та психолінгвістичні аспекти.
82765. Типическое и индивидуальное в образах Онегина и Ленского 38.77 KB
  Цели: Формировать у учащихся представление об эпохе, в которой жил и создавал свои произведения А.С. Пушкин; Раскрыть причину недуга времени - равнодушия, разочарования во всем; Воспитывать чувство прекрасного и уважение к русской культуре.