46584

Урок изобразительного искусства - урок - образ. Специфика подготовки и проведения урока-образа

Шпаргалка

Педагогика и дидактика

Специфика подготовки и проведения урокаобраза. План: 1авторский характер урока искусства; 2Специфика подготовки и проведения урока образа; 3вывод 1Современный урок искусства это урокобраз созидателями которого являются учитель и учащиеся. можно говорить об авторском характере урока искусства. но внутренне связанный с урокамизвеньями одной целостной системы определенной в программе.

Русский

2013-11-23

20.93 KB

6 чел.

Экзаменационный билет № 10.
1. Урок изобразительного искусства - урок - образ. Специфика подготовки и проведения урока-образа.

План: 1)авторский характер урока искусства; 2)Специфика подготовки и проведения урока образа; 3)вывод

1)Современный урок искусства - это урок-образ, созидателями которого являются учитель и учащиеся.. Так же как в искусстве одна и также тема, идея, проблема выражается у разных художников по-разному, в зависимости от личного отношения автора, специфики его художественного языка, стиля, , так и уроки искусства у разных учителей должны быть разными, по-своему уникальными. Т.е. можно говорить об авторском характере урока искусства. Урок искусства - это своеобразное "педагогическое произведение", "мини-спектакль", художественно-педагогическое действо (имеющий свой замысел, свою завязку, кульминацию, развязку и т.д.), но внутренне связанный с уроками-звеньями одной целостной системы, определенной в программе. Исходя из особенностей авторского урока искусства как художественно-педагогического "произведения", определены следующие принципы проектирования урока-образа. 2)Главные принципы  построения новой структуры урока искусства  и его проведение включает:

1) догматического переход К гуманно-демократич модели 2) формирование эмоционально-ценностных отношений (создание доброжелательной атмосферы) 3) принцип авторской свободы проетирования (реализации модели урока-образа в зависимости от творческих возможностей художественных предпочтений учителя, ярко выраженный приоритет диалогической формы организации урока перед монологической. 4) принцип худ-пед-ой драматургии – построение урока иск-ва как пед произведения на основе реализации акономерностей драматургии и режиссуры: а) сценарий урока как реализация замысла; б) замысел урока (основная цель); в) драматургия самого процесса урока (сюжет); г) наличие эмоционально-образных акцентов сюжета урока (эпилог, завязка, кульминация и развязка), 5) . принцип вариативности типа и структуры урока-образа в зависимости от характера содержания взаимодействия деят-ти уч-ля и уч-хся И урок-исследование; урок-поиск; урок-мастерская; урок-сказка; урок-призыв; урок милосердия; урок-загадка; урок-песня; и т.д.; 6)  принцип диалога с друг видами худ-эстети-кой деят-ти, школьными и внешкольными видами работы;7)  принцип открытости урока искусства: а) привлечение к работе с детьми на уроке (по определенным темам, проблемам, блокам) специалистов вне школы: родителей, деятелей различных видов искусств, архитектуры, учителей других предметов и т.д.; 8)  пинцип оценки самооценки процесса и результатов худ-пед-кой деят-ти на уроке. оценка и самооценка процесса воплощения замысла урока (учащимися и учителями) через диалог, игровые ситуации, анализ и сравнение;

Вывод: Урок искусства- это неповторимое авторское произведение учителя и учеников,которое во многом подчиняется законам искусства. Оптимальная форма урока длят предмета ИЗО.
2. Психическое развитие и формирование личности подростка.

Подростковый возраст — это период перестройки социальной активности, сопровождающийся очень мощными сдвигами во всех сферах жизнедеятельности ребенка. Поэтому часто подростковый возраст называют кризисным, переходным от детского к взрослому.

Совершается переход от детства к взрослости, происходит серьезная перестройка психики, изменение условий жизни и деятельности. Именно поэтому подростковый возраст считается наиболее трудным для обучения и воспитания.

Психология установила, что движущими силами развития подростка являются противоречия между порождаемыми его деятельностью новыми потребностями и возможностью их удовлетворения; между возросшими физическими, интеллектуальными и нравственными возможностями подростка и старыми, сложившимися ранее формами его взаимоотношений с окружающими старыми видами и уровнями его деятельности; между растущими требованиями к подростку со стороны общества, взрослых, коллектива и наличными формами поведения подростка. Разрешаются эти противоречия путем формирования более высокого уровня психического развития, более сложных форм и видов деятельности, ряда новых качеств личности. В результате осуществляется переход подростка на более высокую ступень психического развития.

С переходом к обучению в средние классы изменяется содержание обучения. А это требует от подростков более высокого уровня психической деятельности. Старые формы обучения, учебной деятельности вступают в противоречие с новыми потребностями и задачами.

Новая социально организованная и стимулированная деятельность подростка является основой развития его психики, его личности.

Масштабы происходящих перестроек значительны и касаются организма, самосознания, способов социального взаимодействия, интересов, познавательной и учебной деятельности, нравственных позиций. Основным фактором развития личности подростка является его собственная социальная активность, направленная на вхождение в мир взрослых.

В подростковом возрасте наблюдается неравномерность развития отдельных органов и систем, сопровождающаяся функциональными нарушениями, плохим самочувствием и быстрой утомляемостью.

Все происходящие изменения осознаются подростками и глубоко переживаются. Такие переживания могут обостряться возникновением интереса к противоположному полу.

Главная тенденция в развитии подростка - переориентация общения с родителей и учителей на сверстников. Общение со своими сверстниками - ведущий тип деятельности в подростковом возрасте. Общение выделяется в отдельную, очень важную для подростка сферу жизни. При этом проявляются тенденции к общению и желанию быть принятым, уважаемым. Подростки, не принятые в своем учебном или другом коллективе, нередко ищут признания в других, в том числе и асоциальных группировках.

По складу личности младший подросток – общественник. Ребят привлекает коллективный способ жизни и деятельности.

Серьезные изменения претерпевают отношения подростка со взрослыми (родителями, учителями). Свои новые права подросток распространяет прежде всего на сферу отношений с ними. Он начинает сопротивляться категорическим требованиям взрослых, протестует против ограничения его самостоятельности, всяческой опеки, мелочного контроля, отношения к нему, как к маленькому. Он требует учитывать его интересы, отношения, мнения, хотя они не всегда достаточно разумны и зрелы. Расширяя свои права на самостоятельность, уважение к личности, подросток в большинстве случаев не имеет возможности взять на себя новые обязанности. Возникшее противоречие между потребностью проявить самостоятельность и реальными возможностями ее осуществления выступает в качестве конфликтообразующего фактора.

Формирование личности подростка – процесс сложный и неоднозначный: педагогическое воздействие, как правило, встречается с активным субъектом самовоспитания.

В числе первых оказываются внешние образцы взрослости. Подгонка своего внешнего облика под имеющиеся образцы вместо развития вкуса плодит одинаковые лица и униформу, а усвоение того, что считается популярным без осмысления, делает его формально принятым личным критерием оценки и самооценки, порождает бездуховность.

Склонность к подражанию характерна для человека любого возраста, но особенно проявляют эту склонность подростки. Они подражают не только внешним образцам, но и их внутреннему содержанию.

Переход к серьезным занятиям в какой-то конкретной области и реализация полученных знаний в деятельности ставит подростка перед необходимостью самооценки своего соответствия требованиям деятельности и самосовершенствования. В этой связи подросток обращается к размышлению о своих недостатках и достоинствах, однако самостоятельно решить эти вопросы ему еще трудно в силу отсутствия как достаточно четких критериев оценки, так и психологических знаний.

Для старших подростков характерно стремление к самовоспитанию, однако оно сосредоточено, концентрируется вокруг поведенческих моментов (регуляции своих реакций, поступков, планирования занятий и т. п.). Особенно часто ставится задача самовоспитания воли, хотя неорганизованность чаще всего зависит от отсутствия неорганизованности, умения и желания систематически работать. Научить этому – значит дать подростку ключ, инструмент для самовоспитания и саморазвития.

Формирование личности подростка в значительной степени зависит от того, как сложатся в процессе его жизни и воспитания отношения между его притязаниями, самооценкой и его реальными возможностями удовлетворить свои притязания, оправдать свою самооценку.
3. Показать приемы стилизации природной формы (цветок, дерево, рыба, птица, зверь -на выбор) с соответствующим объяснением.

Стилизация означает декоративное обобщение и подчеркивание особенностей формы предметов с помощью ряда условных приемов. Можно упростить или усложнить форму, цвет, детали объекта, а также отказаться от передачи объема.

Однако упростить форму вовсе не значит обеднить ее, упростить — лишь подчеркнуть выразительные стороны, опустив малозначащие детали.

В основе любого художественного произведения лежит органическая связь между его составными элементами.

Принципы стилизации имеют свои особенности в народном и декоративно-прикладном искусстве, в живописи и графике.

Народные орнаменты создаются, как правило, на основе стилизации реальных природных форм. Беря основное, мастер преобразует предмет, подчиняя его форму и цвет ритмическому строю орнамента.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

63336. Вадим Скуратівський - Київське літературне середовище 60-х - 70-х років ХХ століття 254.5 KB
  Історія поставила в ті десятиріччя дуже своєрідний і напевне просто таки страшний експеримент з цією літературою: вона була абсолютно одержавлена. Ну зрозуміло ті чи інші так звані національні літератури теж входили в ті чи інші зв’язки з державою...
63337. Вадим Скуратовский - Киевская литературная среда 60-х – 70-х годов XX века 229.5 KB
  Видите ли существует такой взгляд на литературу например взгляд покойного великого Бахтина который считал что собственно биография писателя в тех или иных литературоведческих исследованиях – это биографический балласт. Боюсь что великий литературовед и мыслитель был неправ.
63340. Вектори і лінійні дії над ними 594.5 KB
  Багато фізичних величин повністю визначається своїм числовим значенням (об’єм, маса, температура); вони називаються скалярними. Але є такі, які крім числового значення мають ще і напрям (швидкість, сила).