46589

Методы и средства предупреждения пожара, взрыва и обеспечения противопожарной защиты на объекте экономики

Доклад

Безопасность труда и охрана жизнедеятельности

Для ограничения развития пожара в зданиях сооружениях предусматривают противопожарные преграды: противопожарные стены перегородки перекрытия зоны тамбурышлюзы двери окна люки и клапаны. В этих стенах перекрытиях и перегородках допускают устройство проемов в которых предусмотрены противопожарные двери окна ворота люки и клапана или тамбурышлюзы. Противопожарные двери могут быть НГ или ГВ. НГ двери изготовляют из металлического каркаса обшитого кровельной сталью.

Русский

2013-11-23

21.1 KB

13 чел.

Методы и средства предупреждения пожара, взрыва и обеспечения противопожарной защиты на объекте экономики. Требуемый уровень пожарной безопасности объекта установлен  ГОСТ 12.1.004-91: он должен быть не менее 0,999999 предотвращения воздействия опасных факторов в год в расчете на каждого человека, а допустимый уровень пожарной опасности - не более 10-6 воздействия опасных факторов пожара в год на каждого человека. Методика расчета вероятности пожара такая же, как и при расчете индивидуального риска. Детально она изложена в ГОСТ 12.1.004-91 (см. с. 43...47) и там приведены необходимые исходные данные для расчетов (интенсивность отказов элементов оборудования, приборов и аппаратов, а также защитных устройств - гидропушек, оросителей, пламеотсекателей и т.д.)

Пожарная безопасность объекта обеспечивается системами предотвращения пожара и противопожарной защиты, а также организационно-техническими мероприятиями, при его эксплуатации. Предотвращение пожара должно достигаться предотвращением образования горючей смеси и возникновения или появления в ней источников зажигания. Предотвращение образования горючей смеси решается технологическими методами (заменой ГВ на НГ, вакуумированием или герметизацией пожароопасных технологических процессов, применением флегматизаторов и т.д.). Особого внимания в приведенном перечне заслуживает применение флегматизаторов, которые замедляют реакцию горения за счет снижения преимущественно ВКПР и в меньшей степени НКПР. Горение прекращается при сравнительно невысокой концентрации флегматизатора по объему (например, для бромистого метилена равном 2,4%, йодистого метилена - 2,7, бромистого метила - 4,5% и т.д.).

Предотвращение появления источников зажигания обеспечивается применением машин и оборудования, не создающих этих источников, особого исполнения электрооборудования (ЭО) в пожаро- и взрывоопасных зонах, защитой от статического и атмосферного электричества (рассмотрено в п.п. 2.2.4.2), ликвидацией условий для самовозгорания, установкой быстродействующих средств защитного отключения возможных источников зажигания и т.д. Наиболее перспективными из этих подходов являются применение взрывозащищенного и защищенного ЭО и ликвидация очагов самовозгорания.

Требования к ЭО для работы во взрывоопасных зонах изложены в гл. 7.3 ПУЭ и ГОСТ 12.2.020-76. Согласно этим требованиям в зонах классов В-I и В-II следует устанавливать взрызобезопасное ЭО; В-Iа и B-Iг - ЭО повышенной надежности против взрыва; В-Iб и В-IIа - ЭО без средств взрывозащиты, но в оболочке со степенью защиты соответственно IР-44 и IР-54 (первая цифра - защита от проникновения посторонних тел размером соответственно более 1,0 мм и до 1,0 мм; вторая - защита от брызг в любом направлении). В пожароопасных зонах гл.7.4 ПУЭ рекомендует использовать ЭО закрытого типа со степенью защиты оболочки не ниже IР-44.

В основе процессов самовозгорания лежат микробиологические процессы окисления (для веществ растительного происхождения, недосушенного сена, опилок, листьев и т.д.), химического возгорания (в частности, для веществ, самовозгорающихся при взаимодействии с воздухом, -белый и красный фосфор, щелочные металлы, ди-этиловый эфир, олифа и т.д.) и воздействия  водой, (щелочные металлы, их карбиды, негашеная  известь и т.д.), а также вещества, самовозгорающиеся при взаимодействии друг с другом (органические вещества и сильные окислители, галогены и ряд металлов и т.д.).

Для предотвращения образования источников зажигания в горючей среде необходимо ликвидировать условия самовозгорания обращающихся материалов. Особенно важно в этом отношении строгое выполнение требований ГОСТ 12.1.004-91 по совместному хранению следующих 6 групп веществ и материалов: 1). вещества, способные к образованию взрывчатых смесей (главным образом, соли азотной кислоты); 2). сжатые и сжиженные газы (горючие и взрывоопасные; инертные и негорючие  и поддерживающие горение газы); 3). самовозгорающиеся и самовоспламеняющиеся от воды и воздуха вещества; 4). ЛВЖ и горючие вещества (нафталин, целлулоид и др.); 5) вещества, способные воспламеняться (HNO2, H2SO4, KMnO4 и др.) и 6) легкогорючие органические вещества.

Второй важнейшей системой обеспечения пожарной безопасности является система противопожарной защиты. Она включает устройства, ограничивающие распространение пожаров, средства, повышающие огнестойкость СК и зданий, и обеспечение противодымной защиты, организацию оповещения и эвакуации людей, применение средств пожаротушения, пожарной техники и сигнализации (в том числе автоматических установок и средств).

Для ограничения развития пожара в зданиях (сооружениях) предусматривают противопожарные преграды: противопожарные стены, перегородки, перекрытия, зоны, тамбуры-шлюзы, двери, окна, люки и клапаны. Противопожарные стены, перекрытия и перегородки делят здание на противопожарные отсеки, а отсеки - на секции или помещения. Противопожарная стена, разделяющая здание на отсеки, имеет По не менее 150 мин, а в пределах отсека - менее 45 мин. При этом такая стена должна возвышаться над кровлей на 30...60 см в зависимости от ее горючести. Когда нельзя здание разделить на пожарные отсеки такими стенами (например, по условиям технологии), то допускается применение противопожарных зон шириной не менее 12 м. В этих стенах, перекрытиях и перегородках допускают устройство проемов, в которых предусмотрены противопожарные двери, окна, ворота, люки и клапана или тамбуры-шлюзы. Общая площадь проемов не должна превышать 25% площади преграды. Противопожарные двери могут быть НГ или ГВ. НГ двери изготовляют из металлического каркаса, обшитого кровельной сталью. Внутри такую дверь заполняют НГ теплоизоляционным материалом (минеральной ватой и т.п.). ГВ двери изготовляют из древесины, пропитанной антипиренами, или же из двух рядов обычных досок, сбитых под углом 90˚. Между рядами досок прокладывают листовой асбест. Со всех сторон дверь обшивают кровельной сталью по асбесту.

Для предотвращения распространения огня по производственным коммуникациям применяют сухие огнепреградители (свободно пропускающие по трубопроводам жидкости и газы, но гасящие пламя специальными насадками), жидкостные предохранительные затворы (тушащие пламя при прохождении горючей смеси через слой жидкости), сухие затворы (для гашения твердых измельченных материалов), автоматически действующие задвижки и заслонки, а также аварийные сливы (для экстренной эвакуации горючей жидкости из технологических аппаратов и емкостей).

Для борьбы с опасным повышением давления в аппаратах используются предохранительные мембраны и клапаны, отсечные клапаны, создание инертной зоны по ходу распространения пламени и активные средства подавления взрывов (в том числе автоматические системы подавления взрывов), а также блокирование аппарата с помощью отсекателей и его автоматическое выключение.

Необходимость в противодымной защите связана с быстрыми появлением (через 1-2 мин после начала пожара) и распространением токсических продуктов горения и пиролиза. Для незадымленных лестниц и помещений при возможности создается подпор воздуха, в помещениях без окон устанавливаются дымовые люки (их площадь должна составлять 0,2% площади пола при ширине здания более 30 м), окна в подвалах (одно окно размером 0,9х1,2 м на 1000 м2 пола).

Важное место в противопожарной защите занимает своевременная эвакуация людей из очагов пожаров. ГОСТ 12.1.004-91 предусматривает обязательное определение уровня обеспечения пожарной безопасности людей и своевременности их эвакуации. При этом учитываются ширина и длина эвакопутей, плотность людского потока и интенсивность эвакуации. СНиП 2.09.02-85* установлены предельная длина эвакопутей и плотность людского потока.

Сами эвакопути должны быть кратчайшими и безопасными. Их безопасность обеспечивается высокой огнестойкостью ограждающих СК. При этом эвакопути принимаются те, которые ведут из помещений: 1) первого этажа наружу непосредственно или через коридор, вестибюль, лестничную клетку (ЛК); 2) любого этажа, кроме первого, в коридор, ведущий на ЛК, или непосредственно в ЛК (в том числе через холл). При этом ЛК должны иметь выход наружу непосредственно или через вестибюль; 3) в соседнее помещение (кроме категорий А и Б, а также помещения зданий III и IV степеней огнестойкости) на том же этаже, обеспеченное выходами, указанными выше. СНиП 2.01.02-85 определяет, что число эваковыходов из зданий, с каждого этажа и из помещений должно быть не менее двух. Они располагаются рассредоточено. Минимальное расстояние между эваковыходами из помещения вычисляют по формуле l ≥1,5П (где П - периметр помещения, м). СНиП 2.09.02-85 устанавливает расстояние от наиболее удаленной точки помещения до ближайшего эваковыхода и ширину эваковыхода (двери) из помещения. Это расстояние изменяется от 15 до 240 м в зависимости от плотности людского потока в общем проходе, степени огнестойкости здания, категории по взрывоопасности и объема помещения. Минимальная ширина двери из коридора наружу или на ЛК при этом должна быть не менее 0,8 м. Ширина путей эвакуации в свету должна быть не менее 1 м, а высота - не менее 2 м. Двери на этих путях должны открываться по направлению выхода из здания. Допускается проектировать открывающимися внутрь помещений двери из помещений с одновременным пребыванием не более 15 чел., кладовых площадью не более 200 м2, санитарных узлов и т.д.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

7765. Теория и практика воспитания детей и учащейся молодежи 135.5 KB
  Теория и практика воспитания детей и учащейся молодежи. Теоретические основы воспитания: закономерности, цели, принципы. В условиях социальных преобразований в обществе к человеку предъявляются требования активности, мобильности, готовности жить...
7766. Воспитание учащихся в духе ненасилия и мира 99.5 KB
  Воспитание учащихся в духе ненасилия и мира. Сущность концепции культуры мира. Педагогика мира В последние десятилетия обострились глобальные проблемы человечества, связанных с мирным сосуществованием народов планеты, экологией, демографичес...
7767. Гражданское образование школьников 92 KB
  Гражданское образование школьников. Сущность гражданского образования и модели его реализации в учебно-воспитательном процессе школы. Гражданин - это одна из основных социальных ролей человека, которая охватывает широкую сферу социальных отно...
7768. Профессиональная педагогическая деятельность: сущность, структура, особенности 90.5 KB
  Профессиональная педагогическая деятельность: сущность, структура, особенности. Требования к личности учителя и структуре педагогической деятельности В условиях реформирования высшей и средней школы, при которых вариативность и дифференциаци...
7769. Педагогика. Краткий терминологический словарь 52 KB
  Краткий терминологический словарь Активные методы обучения - это методы обучения, основанные на самостоятельной творческой деятельности учащихся по разрешению задач и ситуаций. Активные методы обучения повышают степень мотивации и эм...
7770. Свойства твёрдых тел, жидкостей и газов 87 KB
  Тема: Свойства твёрдых тел, жидкостей и газов. Цель: Закрепить знания о состояниях тел. Задачи: Рассмотреть свойства твёрдых тел, жидкостей и газов. Сформировать представления о деформации, упругости, пластичности. Ход урока. Орган...
7771. Аналіз статті. Дубовик С.Г. Мовний етикет у професійній культурі педагога 36 KB
  Аналіз статті. Дубовик С.Г. Мовний етикет у професійній культурі педагога Перебудова вищої школи передбачає виведення вищої освіти на світовий рівень, а тому розглядає багато проблем, серед яких важливе місце належить проблемі формування висококвалі...
7772. Аналіз статті: Трохимець О.І. Розвиток вищої освіти України в умовах глобалізації 16.58 KB
  Аналіз статті: Трохимець О.І.Розвиток вищої освіти України в умовах глобалізації Сучасний етап розвитку світової і вітчизняної економіки передбачає створення суспільства, що базується на знаннях, де соціальне й економічне благополуччя країни в...
7773. Загальні основи педагогіки вищої школи. організація педагогічного процесу та зміст освіти у вищій школі 533 KB
  Загальні основи педагогіки вищої школи. організація педагогічного процесу та зміст освіти у вищій школі Тема 1. Загальні основи педагогіки вищої школи. система вищої освіти в Україні і закордонні План вивчення теми: Предмет...