46592

Организационные основы обеспечения ОТ на предприятиях

Доклад

Государство и право, юриспруденция и процессуальное право

Они вытекают из обязанностей и прав по ОТ работодателя и работника которые регламентируются КЗоТом РФ и Основами законодательства РФ об ОТ далее Основами. 3 Основ закрепляет признание и обеспечение приоритета жизни и здоровья работников по отношению к результатам производственной деятельности предприятия. 139 КЗоТ РФ основной обязанностью работодателя по ОТ является обеспечение здоровых и безопасных УТ на каждом РМ. Поэтому он обязан внедрять современные средства ТБ предупреждающие травматизм и обеспечивать санитарногигиенические...

Русский

2013-11-23

21.25 KB

0 чел.

Организационные основы обеспечения ОТ на предприятиях. Они вытекают из обязанностей и прав по ОТ работодателя и работника, которые регламентируются КЗоТом РФ и Основами законодательства РФ об ОТ (далее - Основами). При этом ст. 3 Основ закрепляет признание и обеспечение приоритета жизни и здоровья работников по отношению к результатам производственной деятельности предприятия. Поэтому согласно ст. 139 КЗоТ РФ основной обязанностью работодателя по ОТ является обеспечение здоровых и безопасных УТ на каждом РМ. Поэтому он обязан внедрять современные средства ТБ, предупреждающие травматизм, и обеспечивать санитарно-гигиенические условия, предотвращающие возникновение профзаболеваний работников. Более детальные обязанности работодателя приведены в ст. 9 Основ. Должностные лица обязаны (ст. 143 КЗоТ РФ) обеспечивать надлежащее техническое оборудование всех РМ и создавать на них УТ, соответствующие требованиям НТД по ОТ. Отсутствие в последних требований по безопасному ведению работ не освобождает их от вышеуказанной обязанности. В таких случаях работодатель должен принять по согласованию с профкомом предприятия меры, обеспечивающие безопасные УТ работников.

Согласно ст. 10 Основ работник предприятия по ОТ обязан: 1) соблюдать нормы, правила и инструкции по ОТ; 2) правильно применять СКЗ и СИЗ; 3) немедленно сообщать своему непосредственному руководителю о любом НС, происшедшем на производстве, о признаках профзаболевания, а также о ситуациях, которые создают угрозу жизни и здоровью людей. Чтобы он успешно выполнял эти обязанности, глава 11 Основ указывает гарантии права работника на ОТ, которые обеспечивает государство в лице органов законодательной, исполнительной и судебной власти РФ. Ниже остановимся на ряде важнейших прав работника, которые в основном реализуют работодатели, ответственные за состояние условий и ОТ на предприятии.

Работодатель обязан проводить обучение и инструктирование работников по ОТ (ст. 144 КЗоТ и 12 Основ) за счет своих средств. Для лиц, поступающих на производство с вредными или опасными УТ, где требуется профотбор, он организует предварительное обучение по ОТ со сдачей экзамена и последующей периодической аттестацией. Все работники предприятий, включая руководителей, обязан проходить обучение, инструктаж и проверку знаний правил, норм и инструкций по ОТ в порядке и в установленные для них сроки. В зависимости от характера и времени проведения инструктаж работающих подразделяют (ГОСТ 12.0.004-90) на вводный, первичный на РМ, повторный, внеплановый и целевой. Вводный инструктаж проводит инженер по ОТ (или лицо, заменяющее его), а остальные виды инструктажа - непосредственный руководитель работ. О проведении каждого инструктажа по программам, указанным в ГОСТ 12.0.004-90, и проверки знаний, полученных при инструктаже, эти работники делают запись в спецжурнале с обязательной подписью инструктируемого. При неудовлетворительной оценке знаний инструктируемого нельзя допускать его к работе. Ему необходимо вновь пройти инструктаж.

Вводный инструктаж проводится со всеми принимаемыми на работу, в том числе и с командированными и прибывшему на производственное обучение или практику; первичный инструктаж на РМ - со всеми вновь принятыми на предприятие, переводимые из одного подразделения в другое, впервые выполняющими новую работу и командированными, в том числе и с пребывшими на обучение или практику; повторный - не реже чем через 6 месяцев со всеми работающими; внеплановый - при изменении стандартов, правил и инструкций ОТ или технологического процесса, замене или модернизации оборудования или инструмента, нарушении работниками требований БТ, которые могут привести или привели к травме, аварии, взрыву или пожару; по требованию органов госнадзора за ОТ; при перерывах в работе более 30 (для работ с повышенными требованиями БТ) и 60 (для остальных работ) календарных дней; целевой - с лицами перед производством работ, выполняемых по наряду-допуску, разрешению или другому документу; выполнением разовых работ, не связанных с прямыми их обязанностями, а связанных с ликвидацией последствий аварий, СБ, и катастроф; проведением экскурсии на предприятии или организации массовых мероприятий с учащимися.

На предприятиях следует осуществлять планирование работ по ОТ (важнейшая функция СУОТ), которое может быть перспективное, текущее и оперативное. Оно проводится в соответствии с Рекомендациями по планирования мероприятий по ОТ (утв. постановлением Минтруда РФ от 27.02.95г. за № 11) и предложениями Рострудинспекции и других органов надзора и контроля за ОТ. При этом учитываются результаты анализа причин производственного травматизма и профзаболеваний, экспертизы технического состояния оборудования и данные санитарно-технического паспорта цеха (участка), а также работы по сертификации постоянных РМ на объектах на соответствие требованиям ОТ.

В Рекомендациях определены 26 укрупненных организационно-технических и санитарно-оздоровительных мероприятий, направленных на реализацию требований НТД по ОТ.

Перспективное планирование работ по ОТ осуществляют в форме плана первоочередных мер по улучшению условий и ОТ по предприятию на ближайшие три года. Текущее планирование ведут на 1 - 2 года в форме плана мероприятий по ОТ, включаемых в виде соглашения по ОТ в коллективный договор. Планирование таких работ ведут служба и комиссия по ОТ или служба ОТ и совместные комитеты (комиссии) по ОТ (см. о них ниже в п.п. 4.1.2.4). Они указывают по каждому мероприятию стоимость работ, сроки и лиц, ответственных за исполнение, а также ожидаемый социальный эффект. Он выражается количеством работников (в том числе женщин), которым улучшают УТ и которых высвобождают с тяжелых физических работ.

Оперативное планирование работ по ОТ ведут на квартал, месяц в Форме планов по цехам и участкам на основе соглашения по ОТ на текущий год, обследований контролирующих органов и т.д. Эти планы согласовывают со службой ОТ, заинтересованными подразделениями и утверждают руководители этих подразделений предприятия.

Мероприятия по ОТ, включенные в соглашение, обеспечиваются соответствующей проектно-конструкторской и технологической документацией. Они финансируются за счет ассигнований, выделяемых отдельной строкой в федеральном, республиканском, областном, городском, районном и поселковом бюджете; прибыли (доходов) предприятий, а также их фондов ОТ. Работники предприятий не несут каких-либо дополнительных расходов на эти цели (ст. 17 Основ).

Соглашение вступает в силу с момента его подписания сторонами (работодателем и профсоюзом или органом, уполномоченным на то работниками предприятия) либо со дня, установленного в соглашении. Контроль за его выполнением осуществляют непосредственно стороны или уполномоченные ими представители, а контроль за правильным использованием средств, направляемых на реализацию мероприятий по ОТ, - федеральные органы исполнительной власти и органы по труду субъектов РФ.

В обеспечении здоровых и безопасных УТ работников большую роль играет паспортизация УТ и аттестация РМ по ОТ, а также сертификация постоянных РМ на соответствие требованиям ОТ. Паспортизация УТ осуществляется в РФ с 1980г. путем составления санитарно-технического паспорта цеха. Он отражает состояние санитарно-гигиенических УТ работников в цехе, выявляет участки или РМ, не удовлетворяющие требованиям НТД по ОТ, а также численность работающих в этих условиях.

В качестве паспортизируемого объекта в цехе принимают производственный участок, который характеризуется одинаковыми УТ для всех работающих. Если участок территориально разобщен или УТ (по воздействию вредных факторов) не являются одинаковыми для всех работающих на этом участке, то в качестве такого объекта может быть принята группа РМ (помещение) в составе этого участка, характеризующаяся идентичными УТ, или отдельное РМ. Эту работу выполняет начальник цеха до проведения паспортизации и затем согласовывает со службой ОТ и с профкомом. К учету принимают РМ, на которых работающие выполняют трудовые обязанности не менее, чем половины смены. По каждому такому объекту в паспорт заносят фактические и нормативные (по ГОСТ 12.1.005-88, 12.1.003-83* и 12.1.012-90) величины уровней шума и вибрации, загазованности и запыленности воздуха, искусственной освещенности, температуры и относительной влажности воздуха (теплый и холодный периоды года). Одновременно указывают источники шума, вибрации, загазованности, пылеобразования и их количество, а также наименование выделяющихся паров, газов и пыли по каждому паспортизируемому объекту. Кроме того, приводится обеспеченность цеха санитарно-бытовыми помещениями.

Такой паспорт заполняется ежегодно в 2 экземплярах в течение 5 лет, один из которых находится у начальника цеха, а второй - в службе ОТ предприятия.

Дальнейшим развитием паспортизации УТ является аттестация РМ по УТ. Она должна проводиться в отрогом соответствии с Инструкцией о порядке проведения аттестации РМ по УТ (утв. приказом Минтруда РСФСР и 2 от 08.01.92г.) в сроки, установленные самим предприятием, но не реже 1 раза в 3 года.

Аттестационные комиссии предприятий (в составе руководителей отделов ОТ, УТ, ОТиЗ, главного технолога, начальников цехов, представителей профсоюза, а также медработников и квалифицированных специалистов и рабочих) по каждому учтенному РМ определяют перечень всех опасных и вредных факторов и отражают их в соответствующей карте аттестации данного РМ. Затем путем инструментальных замеров или расчетов и обоснований устанавливают их фактическое значение. К оценке принимают факторы, воздействующие на работника в процессе труда не менее 80% рабочего времени. Оценка УТ проводится с использованием "Гигиенических критериев оценки УТ по показателям вредности и опасности факторов производственной среды, тяжести и напряженности трудового процесса" (утв. Госкомсанэпидемнадзором РФ 12.07.94г.). Результаты оценки могут быть: 1) РМ по УТ отвечает санитарно-гигиеническим требованиям (т.е. оптимальные или допустимые УТ), когда вредные производственные факторы отсутствуют или фактические их значения в пределах оптимальных или допустимых санитарных норм; 2) РМ относится к вредным или опасным УТ (3 или 4 класс УТ), когда фактическое значение хотя бы одного из этих факторов превышает гигиенические нормативы. При этом в зависимости от величины фактического превышения фактора над нормативным (ПДК, ПДУ) УТ 3 класса относят к первой, второй, третьей или четвертой степени вредности. Для 3 и 4 классов УТ комиссия определяет виды льгот и компенсаций за работу с вредными и тяжелыми УТ (см. выше на с.17) для работников, занятых на аттестуемых РМ, а также разрабатывает мероприятия по улучшению и оздоровлению УТ.

В настоящее время на предприятиях РФ осуществляется реализация постановления Правительства РФ по сертификации постоянных РМ на соответствие требованиям ОТ (см. выше пп. 2.2.2). Ее базой является аттестация РМ по УТ. Следовательно, в РФ ведется целенаправленная работа по дальнейшему улучшению условий и ОТ для работников предприятий.

Технико-экономический анализ результатов как аттестации РМ по УТ, так и сертификации постоянных РМ позволяет: 1) определить РМ, подлежащие ликвидации; 2) выявить РМ, подлежащие рационализации, и пути ее проведения; 3). установить необходимость создания новых РМ, соответствующих требованиям БТ и передовому научно-техническому уровню; 4) наметить меры по переподготовке рабочих, высвобожденных в связи с ликвидацией и рационализацией РМ; 5) выявить новые пути по улучшению условий и ОТ на предприятии.

Особое место в паспортизации УТ, аттестации РМ по УТ и их сертификации занимают инструментальные измерения. Их проводят работники санитарно-промышленных лабораторий предприятий (если ее нет, необходимо заключать договор с организацией, способной выполнить эти измерения) под руководством службы ОТ и начальников цехов по утвержденному работодателем и профкомом предприятия графику. При этом должно применяться требуемое метрологическое обеспечение замеров, а именно: современные (лучше стандартизируемые или аттестованные) методики измерений вредных и опасных факторов и приборов, прошедшие в установленные сроки метрологическую проверку.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

32153. Конкурентные преимущества. Базовые конкурентные стратегии 32.5 KB
  Конкурентные преимущества. Базовые конкурентные стратегии Конкретную рыночную позицию организации определяет ее конкурентные преимущества. Портеру конкурентные преимущества делятся на два основных вида: дифференциация продуктовтоваров и более низкие издержки на создание и реализацию товаров. Организации добиваются конкурентного преимущества находя новые способы конкуренции в своей отрасли и выходя с ними на рынок что можно назвать одним словом нововведение.
32154. Цепочка стоимости и система стоимости 24 KB
  Цепочка стоимости и система стоимости Виды деятельности при конкуренции в какойлибо конкретной отрасли можно разделить на категории. Они объединены в так называемую цепочку стоимости. Все виды деятельности входящие в цепочку стоимости вносят свой вклад в конечную потребительскую стоимость продуктатовара. Выбранная конкурентная стратегия определяет способ которым организация выполняет отдельные виды своей деятельности а также всю цепочку стоимости в целом.
32155. Переход от стратегического планирования к стратегическому менеджменту 36.5 KB
  Переход от стратегического планирования к стратегическому менеджменту Предшественником стратегического планирования была система долгосрочного планирования longrnge plnning. В арсенал новых методов используемых стратегическим планированием входят: модели анализа инвестиционных портфелей компаний разработка ситуационных планов развития применение сценарного планирования использование систем экспертных оценок применение различных аналитических матриц для исследования альтернатив возможного стратегического развития и т. Некоторые...
32156. Модели стратегического менеджмента 27 KB
  Модели стратегического менеджмента Одно из классических образных представлений о стратегическом мышлении в отличие от других видов мышления сделано К. В соответствии с моделью укрупненными являются следующие три этапа или фазы стратегического цикла организации: 1 стратегический анализ; 2 разработка стратегии стратегический синтезразвитие; 3 реализация стратегии. Отметим что рассматриваемая модель характеризует стратегическое управление организации и как органичную систему. В рамках предлагаемой модели стратегический...
32157. Анализ внешней среды организации. SWOT-анализ и PEST 38 KB
  Анализ внешней среды организации. К особенностям целевого SWOТ анализа при исследовании внешней среды организации относятся следующие. Вовторых анализ сильных и слабых сторон организации на втором этапе желательно увязывать с соответствующими результатами которые были выявлены и зафиксированы на первом этапе. Но и ценность любого тщательно просчитанного оптимального решения если оно появляется слишком поздно становится равной нулю На основании последовательного рассмотрения этих факторов принимаются решения по корректировке целей и...
32158. Анализ внутренней среды организации. SNW-анализ 26.5 KB
  Анализ внутренней среды организации. SNWанализ Исследование внутренней среды организации как части стратегического анализа представляет отдельный блок. Анализ внутренней среды организации осуществляемый во имя ее стратегических целей так же как и стратегический анализ внешней среды должен быть системным и многофакторным. При стратегическом анализе вся внутренняя среда организации и ее отдельные подсистемы и компоненты рассматриваются как стратегический ресурс развития организации.
32159. Стратегические беседы. Первичный формат сценарного планирования 27 KB
  Стратегические беседы Особую роль в становлении высокой стратегической культуры организации может сыграть система так называемых стратегических бесед strtegic converstions. Один из результативных способов построения системы стратегических бесед это проведение в организации серии беседдиалогов между соответствующими менеджерами и специалистами в процессе освоения и или развития метода сценарного планирования. Сценарный метод был разработан для того чтобы в коммерческой организации сформировать некоторое общее понимание...
32160. Восемь шагов методики сценарного планирования по П. Шварцу 30.5 KB
  Первый критерий это важность каждого фактора для принятия стратегических решений уровня шага 1. Второй критерий степень неопределенности по факторам уровней шага 3 и шага 2 для решения стратегических вопросов уровня шага 1. 5Выявление логики каждого сценария Результатом данного шага должны стать так называемые логические стержни т. суть в том чтобы выйти на относительно небольшое число сценариев которые являются действительно существенно разными по критерию содержания решений принимаемых по стратегическим вопросам уровня шага 1.
32161. Министратегии организации 26.5 KB
  Министратегии организации Министратегия организации состоит из трех элементов: миссии целей и стратегических приоритетов. Миссия это главная цель организации которая может быть сформулирована в относительно общем виде но при этом обязана достаточно четко выражать основную причину существования именно данной организации. Цели должны полностью раскрывать целевой аспект всей деятельности организации. В результате своеобразного синтеза стратегических целей организации и системы приоритетов по ее ресурсам получается система стратегических...