46601

Кодификация советского права 1920-х годов

Доклад

Государство и право, юриспруденция и процессуальное право

Гражданский кодекс РСФСР был принят четвертой сессией ВЦИК девятого созыва 31 октября 1922 г. Отличительными чертами ГК РСФСР 1922 г. ГК гарантировал всем гражданам РСФСР охрану гражданских прав независимо от пола расы национальности вероисповедания и происхождения но в то же время ограничивал свободу предпринимательской деятельности и частной инициативы если осуществление гражданских прав противоречит их социальнохозяйственному назначению наносит явный ущерб государству. Право на пользование землей для ведения сельского хозяйства при...

Русский

2013-11-24

21.53 KB

156 чел.

  1.  Кодификация советского права 1920-х годов.

Была проведена первая в истории Советской России кодификация, в результате которой оформились целые отрасли права: впервые земельное право, трудовое право, уголовно-исправительный кодекс, лесной кодекс. В тот период идеологизированное трудовое законодательство сохранилось и шло в разрез с реалиями, можно было проследить ограничение прав работодателя. Стороны заключали неравноправный договор, в котором гораздо больше прав имел работник. Наиболее сложным представлялось содержание Гражданского кодекса (ГК). В процессе разработки кодекса использовались институты и понятия французского Гражданского кодекса, давалось понятие частной собственности, близкое к римскому гражданскому праву. Он признавал три вида собственности: государственную, кооперативную и частную.

Наибольшие разработки были в сфере уголовного права. В кодексе 1922 г. зафиксировано материальное понятие преступления, т.е. во главу ставится общественная опасность деяния, причинение вреда, не запрещенность действий уголовного закона. Это положение нанесло большой вред, т.к. послужило поводом для репрессий. В качестве достижений УК очень удачна формулировка о понятии вины в виде умысла и неосторожности. Вина как основная единица не указана, к ответственности могли быть привлечены люди, имевшие связь с общественно опасными элементами.  В новом УК сохранилось материальное понятие преступлений, уголовная ответственность для лиц, представлявших общественную опасность или связанных с преступной средой. Но были введены и нормы, защищающие личность: освобождение от уголовной ответственности лица, действия которого формально относились к уголовному праву, но не представляли общественной опасности или к моменту судебного рассмотрения утратили эту общественную опасность. Развитие уголовного права шло не путем его изменения, а путем принятия новых самостоятельных актов.

Кодификация советского гражданского и земельного права в 1920-х гг.

Гражданский кодекс РСФСР был принят четвертой сессией ВЦИК девятого созыва 31 октября 1922 г.

Отличительными чертами ГК РСФСР 1922 г. были: с одной стороны наличие многоукладной экономики, товарно-денежных отношений, проведение нэпа, с другой - приоритет социалистического уклада в народном хозяйстве.

ГК состоял из 4 разделов:

  1.  Общая часть содержала основные положения и общие принципы гражданского права;
  2.  Вещное право регулировал институт права собственности, права застройки и залога имущества;
  3.  Обязательственное право регулировал комплекс договорных обязательств (имущественный наем, купля-продажа, мена, заем, подряд, поручительство, поручение, страхование), комплекс обязательств, возникающих вследствие вреда и неосновательного обогащения, порядок создания товариществ;
  4.  Наследственное право (ГК вводил наследование по закону и по завещанию).

ГК гарантировал всем гражданам РСФСР охрану гражданских прав независимо от пола, расы, национальности, вероисповедания и происхождения, но в то же время ограничивал свободу предпринимательской деятельности и частной инициативы, если осуществление гражданских прав противоречит их социально-хозяйственному назначению, наносит явный ущерб государству.

Формы собственности по ГК:

  1.  государственная (земля, недра, леса, горы, железные дороги, - исключительная собственность государства);
  2.  кооперативная;
  3.  частная.

ГК устанавливал порядок, условия и формы заключения договоров, регламентировал размеры договорных сумм, сроки договоров, последствия нарушения договорных обязательств. Субъектами по ГК могли быть правоспособные граждане и юридические лица. Отдельную группу составляли государственные предприятия, переведенные на хозяйственный расчет, - тресты. Тресты объединяли промышленные и сельхозпредприятия, наделялись обособленным имуществом, самостоятельно осуществляли коммерческую деятельность с целью извлечения прибыли, государство не отвечало по их долгам. В целях регуляции оптовой торговли, заготовительных и сбытовых процессов создавались торговые объединения - синдикаты.

Земельный Кодекс состоял из Основных положений и 3 частей:

1) О трудовом землепользовании;

2) О городских землях и государственных земельных

имуществах;

3) О землеустройстве и переселении.

ЗК провозглашал отмену частной собственности на землю, недра, воды и леса. Все земли сельскохозяйственного назначения объединялись в единый государственный земельный фонд, находящийся в ведении Наркомзема.

Все сделки с землей (покупка, продажа, завещание, дарение, залог) запрещались под страхом уголовного наказания. Правом пользования могли обладать трудовые землевладельцы и их объединения, городские поселения, государственные учреждения и предприятия. Право на пользование землей для ведения сельского хозяйства при условии ее обработки своим трудом имели все граждане РСФСР. Использование наемного труда имело ограничения: все трудоспособные члены крестьянского хозяйства должны были участвовать в сельскохозяйственных работах наравне с наемными работниками, условия труда которых регулировались КЗоТ РСФСР.

ЗК устанавливал следующие формы землепользования: общинное с уравнительными переделами между дворами, участковое (отрубные и хуторские участки) и товарищеское (сельскохозяйственная коммуна, артель, товарищество по общественной обработке земли). Как исключение, ЗК разрешал аренду земли, которая носила трудовой характер. Срок аренды ограничивался одним севооборотом. Аренда допускалась в случае временного ослабления крестьянского хозяйства из-за стихийного бедствия, недостатка рабочей силы, неурожая. ЗК устанавливал правовой статус крестьянского двора, который представлял собой объединение членов одной или нескольких семей, проживающих в одном доме и ведущих совместное хозяйство. Во главе стоял отец семейства - домохозяин, который руководил крестьянским двором. ЗК предоставлял право замены домохозяина в случае неудовлетворительного руководства двором, которое оформлялось постановлением волостного исполкома с разрешения сельского совета. По ЗК правом рассмотрения земельных споров наделялись земельные комиссии.

Кодификация советского уголовного права, гражданского и уголовного процесса в 1920-х гг.

Уголовное право ликвидирует чрезвычайные карательные меры, характерные для периода Гражданской войны, множественность нормативных актов союзного и республиканского значения, получает четкое деление на Общую и Особенные части и завершается принятием в 1922 г. Уголовного кодекса РСФСР.

УК дает общее понятие преступления, выделяя общественную опасность и противоправность, наличие умысла или неосторожности, однако признает преступлением всякое действие и бездействие, угрожающее основам советского строя и правопорядка. УК объявляет законной аналогию и обратную силу уголовного закона, что на практике приводит к усилению судебного усмотрения в оценке правонарушения и назначения наказания.

Особенностью УК стало введение составов контрреволюционных преступлений как наиболее опасных. Контрреволюционным признавалось всякое действие, нацеленное на уничтожение революционных достижений, свержение советской власти, оказание помощи международной буржуазии, целью которой было свержение советского строя путем интервенции, шпионажа, финансирования и др. Понятие наказание становится частью мер социальной защиты, целью которых является общее предупреждение новых нарушений со стороны преступника или потенциального нарушителя. В качестве высшей меры наказания предусматривается смертная казнь в виде расстрела, далее по тяжести следует изгнание из РСФСР на определенный срок или бессрочно, лишение свободы, принудительные работы, конфискация имущества и т. д.

В 1927 г. было принято Положение о государственных (контрреволюционных) и особо опасных преступлениях против порядка управления, которым вводилось 14 составов контрреволюционных преступлений (шпионаж, вредительство, антисоветская пропаганда).

ГПК РСФСР был введен в действие с 1 сентября

1923 г., состоял из 5 частей, которые регламентировали: положения о представительстве в суде, подсудности, судебных расходах, сроках; исковое производство (порядок предъявления иска, судебное разбирательство, обеспечение доказательств); особое производство; пересмотр решений по гражданским делам; исполнение судебных решений и определений.

ГПК закреплял принципы гласности, публичности, ведения производства на родном языке, диспозитивности, объективного и всестороннего рассмотрения дела. ГПК устанавливал исчерпывающий круг источников гражданского процесса, на основании которых суд принимает решения по делу: действующие нормативные акты высших органов власти и управления СССР и РСФСР, норматив местных органов власти; общие начала советского законодательства; политика официального правительства.

Таким образом, из числа источников исключалось революционное правосознание, что способствовало усилению законности при принятии решений и упрочению принципов правосудия.

ГПК закрепил сильное процессуальное положение прокурора в гражданском процессе: прокурор мог предъявлять иски, вступать в дело на любой стадии процесса, давать заключение по делу, вносить протест в вышестоящую судебную инстанцию на незаконное и необоснованное решение нижестоящего суда.

УПК РСФСР вступил в действие с 1 июля 1922 г., однако в результате реформирования судебной системы 15 февраля 1923 г. был принят новый УПК. Нормы УПК были группированы в 5 разделов:

1 - содержал общие нормы, касающиеся подсудности, состава суда, ведения протокола;

2 - регламентировал порядок ведения предварительного следствия и дознания;

3 - содержал нормы о порядке производства в первой, апелляционной и надзорной инстанции, о производстве по вновь открывшимся обстоятельствам и особом производстве;

4 - устанавливал порядок судебного контроля, проводимого Народным комиссариатом юстиции;

5 - регулировал исполнение приговоров.

УПК установил гарантии неприкосновенности личности, расширил право обвиняемого на защиту, закрепил принцип гласности судебного разбирательства, полного и всестороннего изучения дела, исследования как отягчающих, так и смягчающих обстоятельств.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

54322. Метод проектов 26.5 KB
  В последние годы в связи с реформами в образовании и изменениями в школьном математическом образовании в частности остро стоит вопрос об организации учебного процесса направленного на развитие творческих способностей личности и навыков исследовательской деятельности. В результате этого возник метод проектов как способ актуализации и стимулирования познавательной деятельности учащихся. Однако за последние несколько лет многое изменилось общество поднялось на новую ступень экономического развития потребовались кардинальные перемены во...
54323. МЕТОД ПРОЕКТІВ ЯК ТЕХНОЛОГІЯ НАВЧАННЯ 257.5 KB
  Метод проектів це метод в основі якого лежить розвиток пізнавальних творчих навичок студентів умінь самостійно конструювати свої знання орієнтуватися в інформаційному просторі критично мислити. Мета застосування методу полягає у формуванні навичок ефективного використання різних джерел інформації при навчанні студентів за допомогою інноваційних педагогічних технологій якими передбачається самостійна індивідуальна чи групова дослідницькопошукова та творча діяльність студентів підвищення рівня комунікабельності. Завдання методу...
54324. З’єднання болтом і шпилькою 496 KB
  Оформлення завдання Завдання виконується на креслярському папері в олівці у відповідність з правилами ЕСКД. Креслення повинне мати основний напис. Діаметри крізних отворів
54325. МЕТОДИЧНІ РЕКОМЕНДАЦІЇ ДО СТВОРЕННЯ НАВЧАЛЬНОГО ПРОЕКТУ 146.5 KB
  АНАТОМІЯ НАВЧАЛЬНОГО ПРОЕКТУ. Планування реалізації проекту. Методика управління для неосяжної кількості найрізноманітніших проектів має єдину структуру у якій можна виділити такі групи процесів: ініціації прийняття рішення щодо запуску проекту зазвичай завершується складанням і затвердженням уставу проекту із визначенням його мети терміну виконання критеріїв успіху призначенням та чітким окресленням повноважень керівника проекту; планування безперервне визначення кращих...
54326. Особливості використання кейс-методу при викладанні інженерної графік 704.5 KB
  Наявність головної умови використання кейс-методу при викладанні будь–якої дисципліни – наявність протиріч, на основі яких формуються і формулюються проблемні ситуації, задачі, практичні завдання для обговорення та знаходження оптимального розвязання учнями або студентами.
54327. Методичні рекомендації щодо формування комунікативно-мовленнєвих умінь в учнів початкових класів на уроках української мови в російськомовних класах 367.5 KB
  Діти що приходять у 1 клас особливо російськомовні мають обмежений словниковий запас для спілкування українською мовою. Наприклад: ТВАРИНИ Ведмідь медведь Лисиця лисица Вовк волк Заєць заяц Білка белка Їжак ежик Мавпа обезьяна Пташка птичка Жаба лягушка Ящірка ящерица Бобер бобёр Кажан летучая мышь Паралельно з цією карткою діти працюють з карткою з малюнками на якій намальовані ті предмети які були записані в картці словами. Скажіть діти кого із названих членів сім'ї ви вдома називаєте не так Пропоную з...
54328. Метод проектів як основа творчого розвитку особистості 170.5 KB
  Практична теоретична пізнавальна значимість передбачуваних результатів наприклад доповідь у відповідні служби про демографічний стан даного регіону фактори що впливають на цей стан тенденції що просліджуються в розвитку даної проблеми; спільний з партнером по проекту випуск газети альманаху з репортажами з місця подій; охорона лісу в різних місцевостях план заходів і т. Структурування змістовної частини проекту із указівкою поетапних результатів. Але незалежно від типу проекту всі вони в означеній мірі неповторні та унікальні;...
54329. Групування, формули, адресація, імена комірок, авто заповнення в Microsoft Excel (MICROSOFT OFFICE 2010) 429 KB
  Мета: Навчитися обєднувати дані за природними групами, користуватися документом, в якому є групування, створювати в комірках формули для обчислення нових даних, копіювати дані та формули, призначати імена коміркам, користуватися автозаповненням.
54330. ПРОЕКТНА ДІЯЛЬНІСТЬ НА УРОКАХ ІНФОРМАТИКИ 239.5 KB
  Це з одного боку сукупність прийомів операцій оволодіння певною областю практичного або теоретичного знання тієї чи іншої діяльності. Цей результат можна побачити осмислити застосувати в реальній практичній діяльності. Саме тому на уроках інформатики корисно вводити елементи проектної діяльності. Провідні принципи такої діяльності: Основні вимоги до проекту Необхідно наявність соціально значущої задачі проблеми дослідної інформаційної практичної.