46605

Понятие государственной региональной политики

Доклад

Политология и государственное регулирование

Применительно к системе государственного управления сформировалось следующее понимание государственной региональной политики. Под государственной региональной политикой можно понимать систему целей и задач органов центральной и местной государственной власти а также систему мер предпринимаемых ими в сфере управления политическим экономическим и социальным развитием регионов которая направлена на реализацию стратегии территориального развития государства. Региональной политикой можно считать лишь такую систему намерений и действий которая...

Русский

2013-11-24

21.61 KB

10 чел.

Понятие государственной региональной политики

Федеративное государство в сравнении с унитарным обладает важной особенностью. В нем одновременно сосуществуют по крайней мере два уровня государственного управления: общегосударственный (федеральный) и региональный (субъектов федерации). Региональный фактор становится одним из способов формирования децентрализованного механизма реализации государственной власти с целью его приближения к непосредственному объекту управления (гражданам страны) и концентрации усилий за счет разграничения полномочий между уровнями власти.

Формирование системы регионального самоуправления в федеративном государстве позволяет освободить центральное правительство от тех полномочий, которые оно не может эффективно осуществлять в силу своей географической удаленности. В первую очередь эти функции и принимают на себя органы субъектов федерации.

Государственное региональное управление – это направление деятельности органов государственной власти, связанное с регулированием социально-экономических процессов, обладающих собственной географической спецификой, на территории относительно обособленных регионов в рамках общей территории страны, предполагающее гармоничное сосуществование и развитие всех региональных подсистем единого общегосударственного территориального пространства.

Применительно к системе государственного управления сформировалось следующее понимание государственной региональной политики.

Под государственной региональной политикой можно понимать систему целей и задач органов центральной и местной государственной власти, а также систему мер, предпринимаемых ими в сфере управления политическим, экономическим и социальным развитием регионов, которая направлена на реализацию стратегии территориального развития государства.

Региональной политикой можно считать лишь такую систему намерений и действий, которая реализует интересы государства в отношении регионов и внутренние интересы самих регионов. Региональная политика в той мере политика и в той мере эффективна, в какой достигнут и стабилизирован компромисс между региональными интересами государства и местными интересами самих регионов.

Среди основных направлений государственной региональной политики присутствуют следующие.

  1.  Экономическая политика.

Необходимость смягчения региональных экономических диспропорций и достижения регионального экономического равновесия характерна для всех стран, как процветающих, так и наименее развитых. Именно цель снижения или устранения межрегиональной социально-экономической дифференциации считается основной целью региональной экономической политики. 

            Социальная политика. 

. Поиск путей выравнивания (сглаживания) уровней жизни между различными регионами и типами поселений (особенно между городом и селом), а также общее улучшение качества социальной среды составляют суть региональной социальной политики.

Демографическая политика является одним из аспектов социальной политики. Она предполагает активное вмешательство государства (с помощью экономических, административно-правовых и пропагандистско-профилактических мер) в естественное и механическое движение (миграционные потоки) населения с целью достижения специфических для региона целей. В федеративных и полиэтничных государствах демографическая политика нередко носит разнонаправленный характер: в одних регионах она направлена на повышение рождаемости и естественного прироста населения, в других – на ограничение этих или других факторов

Поселенческая политика. 

Она заключается в проведении геопланировочных мероприятий, направленных на эффективное использование территории (территориальных ресурсов) страны и входящих в нее регионов путем оптимального размещения производств, коммуникаций и мест расселения с учетом природных, экономических, архитектурно-строительных и инженерно-технических факторов и условий

Экологическая политика.

Усиливающаяся концентрация производства, диктуемая объективными потребностями его развития, урбанизация и скученность населения, широкое применение синтетических материалов, которые не могут быть трансформированы природой, привели к резко возросшей нагрузке на окружающую среду. Опаснейшее нарушение естественного круговорота веществ и энергетических потоков в биосфере, а также повреждение ее регенерационных механизмов человечество фактически на грань глобального коллапса. При этом становится очевидным, что прежние природоохранные действия по типу «латания дыр» уже не в состоянии сколько-нибудь надежно улучшить ситуацию: нужны принципиально новые подходы, основанные на тесном союзе науки и практики.

Формирование высокоцентрализованной системы государственного (в том числе регионального) управления (1999-2007гг.).

Путем инициирования изменений налогового и бюджетного законодательства федеральное правительство планомерно перераспределяло в свою пользу налоговые ресурсы государства и полномочия по управлению ими в целях решения социальных проблем.

Важной инициативой этого периода было создание в мае 2000 г. семи федеральных округов, ставших промежуточным уровнем государственного управления между федерацией и ее субъектами. Полномочные представители Президента России в федеральных округах получили значительные полномочия по координации работы федеральных структур на подведомственной им территории, полномочия по унификации регионального законодательства на территории страны, полномочия в сфере координации управления региональным развитием.

Кроме того, деятельность федеральных властей в России в этот период была направлена на укрепление вертикали исполнительной власти. Последовательно были реализованы следующие шаги:

  1. уточнены полномочия субъектов федерации по предметам совместного ведения;
  2. заложена модель решения вопросов о распределении полномочий в «сложноустроенных» субъектах Российской Федерации (фактически они были распределены в пользу краев и областей, на территории которых находятся автономные округа);
  3. законодательно определены основы финансовых взаимоотношений центра и субъектов федерации (с концентрацией большинства решающих полномочий на федеральном уровне);
  4. введен один из институтов федерального вмешательства – временная финансовая администрация – как чрезвычайный инструмент воздействия на региональные власти в случае их финансовой несостоятельности;
  5. образован новый консультативно-совещательный орган при Президенте – Государственный Совет, в который вошли главы субъектов федерации и основной функцией которого является выработка предложений в сфере региональной политики и федеративных отношений;
  6. начат процесс укрупнения субъектов федерации, в первую очередь «сложноустроенных» субъектов, включающих в себя автономные округа. Завершился процесс объединения Пермского края и Коми-Пермяцкого автономного округа, Иркутской области и Усть-Ордынского Бурятского автономного округа, Красноярского края и автономных округов, находящихся на его территории (Эвенкийского и Долгано-Ненецкого). Было положено начало объединению Камчатской области и Корякского автономного округа;
  7. изменен порядок избрания глав субъектов федерации, которые теперь наделяются полномочиями законодательными органами государственной власти субъекта федерации по представлению Президента России.

Эти изменения в целом позволяют говорить о постепенном формировании в стране централизованного варианта федеративного государства.

В 2005 г. вновь было образовано Министерство регионального развития России. После ликвидации в 2000 г. Министерства по делам федерации и национальным отношениям в структуре органов федеральной власти отсутствовало учреждение, которое занималось бы координацией региональной политики в стране. После того как руководители субъектов федерации посредством изменения процедуры их избрания стали полностью подконтрольны федеральному правительству, произошла децентрализация управленческих функций. К августу 2005 г. было принято решение о передаче на региональный уровень около 130 полномочий.

В стадию реализации вступила реформа жилищно-коммунального хозяйства. При постепенном переходе на стопроцентную оплату населением услуг ЖКХ предполагается реализация различных региональных моделей.

Методы регулирования регионального развития.

Классификация методов регионального регулирования может быть выполнена по разным классификационным признакам:

- в зависимости от способов воздействия на объект регулирования методы можно разделить на экономические и административные. Административные методы включают систему административных запретов. Экономические методы оказывают стимулирующее или ограничивающее воздействие на производство и развитие проблемных регионов.

Экономические методы реализации региональной политики могут быть разделены :

 На прямые, охватывающие государственные закупки, целевое финансирование, субсидии и льготы;

 косвенные, касающиеся налоговой, кредитно-денежной и амортизационной политики.

В региональной политике необходимо, с одной стороны, сохранять приоритеты для регионов имеющих особо важное стратегическое значение, стимулировать развитие городов и районов с крупным научно – техническим потенциалом, которые могут стать «точками роста» экономики, предприятий, являющихся основой жизнедеятельности местного населения. С другой стороны, требуются специальные методы регулирования в отношении регионов со сложными условиями хозяйствования, экологического состояния, с высоким уровнем безработицы, миграционными проблемами.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

79070. Содержание и виды договоров. Условия действительности договора. Недействительность договора (сделки). Договоры противозаконные и противоречащие добрым нравам. Пороки воли 24.85 KB
  Со временем договорами стали также считаться неформальные соглашения лиц. Такие соглашения именовались пактами и, в отличие от контрактов, первоначально не пользовались исковой защитой, так как заключались без соблюдения установленной процедуры.
79071. Стороны в обязательстве. Замена лиц в обязательстве. Обязательства с несколькими кредиторами или должниками 28.95 KB
  Обязательства с несколькими кредиторами или должниками. Оно рассматривалось как строго личная связь между кредитором и должником несмотря на имущественный характер содержания обязательства.С установлением обязательства связывались определенные юридические последствия исключительно для тех лиц которые его установили. Понимание обязательства как строго личного отношения между сторонами приводило также к тому что обязательство первоначально признавалось абсолютно непередаваемым ни на активной стороне переход права требования от кредитора к...
79072. Уголовное право Рима в древнейший период. Виды деликтов 19.71 KB
  Многие из таких частных деликтов известных Законам XII таблиц стали рассматриваться как преступления в последующем. преступления которые наказывались от имени римского народа а взыскания по ним шли не частным лицам а государству. К ним относились прежде всего преступления против республики. В зависимости от характера преступления смертная казнь принимала различные формы: отсечение головы утопление распятие сбрасывание с Тарпейской скалы и т.
79073. Формы гражданского процесса 28.39 KB
  Характерной особенностью римского гражданского процесса в течение республиканского периода и периода принципата было деление процесса на две стадии производства из которых первая называлась вторая judidum. Римская же первая стадия процесса приводила к окончанию дела только в случае признания иска ответчиком а такой вопрос как видно из открытых в 1933 году новых фрагментов Институций Гая прямо ставился истцом; требую чтобы ты сказал да или нет.Какими потребностями было вызвано деление римского процесса на две стадии и какие цели оно...
79074. Эмфитевзис и суперфиций. Сущность и причины образования этих институтов. Прекращение эмфитевзиса и суперфиция. Залог и его формы. Ипотека 27.26 KB
  Установление одного из этих двух прав на земельный участок дает право собственности на эту землю почти только номинальным; лишь после прекращения эмфитевзиса или суперфиция право собственности на данный участок получает реальное выражение. Как показывает термин emphyteusis от греческого emphyteuein насаждать этот институт перешел в римское право из Греции где наследственная аренда земли имела широкое применение эмфитевзис был издавна также в практике Египта и Карфагена.В содержание эмфитевзиса входит право пользоваться земельным...
79075. Безымянные контракты. Их характеристика. Типы безымянных контрактов. Виды пактов 32.41 KB
  сведены к четырем основным типам: 1 do ut des: я передаю тебе право собственности на вещь с тем чтобы ты передал мне право собственности на другую вещь; 2 do ut fcis: я передаю тебе право собственности на вещь с тем чтобы ты совершил известное действие оказал какието услуги и т.; 3 fcio ut des: я совершаю для тебя известное действие с тем чтобы ты передал мне право собственности на известную вещь; 4 fcio ut fcis: я совершаю для тебя известное действие с тем чтобы и ты совершил для меня какоето действие. При куплепродаже...
79077. Вербальные договоры. Стипуляция. Порядок заключения и содержание 25.9 KB
  Открытые в 1933 году новые фрагменты из Институций Гая доказывают что договор стипуляции был известен уже законам XII таблиц.Несмотря однако на все смягчения необходимых формальностей в классическом римском праве всетаки прочно охранялись некоторые черты стипуляции как формального контракта: присутствие договаривающхся сторон в одном месте устный вопрос кредитора и такой же устный ответ должника совпадающий по смыслу с вопросом. Обязательство возникшее из стипуляции было обязательством строгого права и потому подлежало строго...
79078. Виды деликтов и обязательства из них. Личная обида. Кража. Неправомерное повреждение имущества. Другие виды частных деликтов 26.1 KB
  Наиболее подходящий русский термин соответствующий furtum кража. Однако furtum не совпадало полностью с современным понятием кражи. Во-первых к категории furtum в Риме относились и те деликты которые в современном праве именуются кражей и те которые теперь называются присвоением растратой и т.