46605

Понятие государственной региональной политики

Доклад

Политология и государственное регулирование

Применительно к системе государственного управления сформировалось следующее понимание государственной региональной политики. Под государственной региональной политикой можно понимать систему целей и задач органов центральной и местной государственной власти а также систему мер предпринимаемых ими в сфере управления политическим экономическим и социальным развитием регионов которая направлена на реализацию стратегии территориального развития государства. Региональной политикой можно считать лишь такую систему намерений и действий которая...

Русский

2013-11-24

21.61 KB

10 чел.

Понятие государственной региональной политики

Федеративное государство в сравнении с унитарным обладает важной особенностью. В нем одновременно сосуществуют по крайней мере два уровня государственного управления: общегосударственный (федеральный) и региональный (субъектов федерации). Региональный фактор становится одним из способов формирования децентрализованного механизма реализации государственной власти с целью его приближения к непосредственному объекту управления (гражданам страны) и концентрации усилий за счет разграничения полномочий между уровнями власти.

Формирование системы регионального самоуправления в федеративном государстве позволяет освободить центральное правительство от тех полномочий, которые оно не может эффективно осуществлять в силу своей географической удаленности. В первую очередь эти функции и принимают на себя органы субъектов федерации.

Государственное региональное управление – это направление деятельности органов государственной власти, связанное с регулированием социально-экономических процессов, обладающих собственной географической спецификой, на территории относительно обособленных регионов в рамках общей территории страны, предполагающее гармоничное сосуществование и развитие всех региональных подсистем единого общегосударственного территориального пространства.

Применительно к системе государственного управления сформировалось следующее понимание государственной региональной политики.

Под государственной региональной политикой можно понимать систему целей и задач органов центральной и местной государственной власти, а также систему мер, предпринимаемых ими в сфере управления политическим, экономическим и социальным развитием регионов, которая направлена на реализацию стратегии территориального развития государства.

Региональной политикой можно считать лишь такую систему намерений и действий, которая реализует интересы государства в отношении регионов и внутренние интересы самих регионов. Региональная политика в той мере политика и в той мере эффективна, в какой достигнут и стабилизирован компромисс между региональными интересами государства и местными интересами самих регионов.

Среди основных направлений государственной региональной политики присутствуют следующие.

  1.  Экономическая политика.

Необходимость смягчения региональных экономических диспропорций и достижения регионального экономического равновесия характерна для всех стран, как процветающих, так и наименее развитых. Именно цель снижения или устранения межрегиональной социально-экономической дифференциации считается основной целью региональной экономической политики. 

            Социальная политика. 

. Поиск путей выравнивания (сглаживания) уровней жизни между различными регионами и типами поселений (особенно между городом и селом), а также общее улучшение качества социальной среды составляют суть региональной социальной политики.

Демографическая политика является одним из аспектов социальной политики. Она предполагает активное вмешательство государства (с помощью экономических, административно-правовых и пропагандистско-профилактических мер) в естественное и механическое движение (миграционные потоки) населения с целью достижения специфических для региона целей. В федеративных и полиэтничных государствах демографическая политика нередко носит разнонаправленный характер: в одних регионах она направлена на повышение рождаемости и естественного прироста населения, в других – на ограничение этих или других факторов

Поселенческая политика. 

Она заключается в проведении геопланировочных мероприятий, направленных на эффективное использование территории (территориальных ресурсов) страны и входящих в нее регионов путем оптимального размещения производств, коммуникаций и мест расселения с учетом природных, экономических, архитектурно-строительных и инженерно-технических факторов и условий

Экологическая политика.

Усиливающаяся концентрация производства, диктуемая объективными потребностями его развития, урбанизация и скученность населения, широкое применение синтетических материалов, которые не могут быть трансформированы природой, привели к резко возросшей нагрузке на окружающую среду. Опаснейшее нарушение естественного круговорота веществ и энергетических потоков в биосфере, а также повреждение ее регенерационных механизмов человечество фактически на грань глобального коллапса. При этом становится очевидным, что прежние природоохранные действия по типу «латания дыр» уже не в состоянии сколько-нибудь надежно улучшить ситуацию: нужны принципиально новые подходы, основанные на тесном союзе науки и практики.

Формирование высокоцентрализованной системы государственного (в том числе регионального) управления (1999-2007гг.).

Путем инициирования изменений налогового и бюджетного законодательства федеральное правительство планомерно перераспределяло в свою пользу налоговые ресурсы государства и полномочия по управлению ими в целях решения социальных проблем.

Важной инициативой этого периода было создание в мае 2000 г. семи федеральных округов, ставших промежуточным уровнем государственного управления между федерацией и ее субъектами. Полномочные представители Президента России в федеральных округах получили значительные полномочия по координации работы федеральных структур на подведомственной им территории, полномочия по унификации регионального законодательства на территории страны, полномочия в сфере координации управления региональным развитием.

Кроме того, деятельность федеральных властей в России в этот период была направлена на укрепление вертикали исполнительной власти. Последовательно были реализованы следующие шаги:

  1. уточнены полномочия субъектов федерации по предметам совместного ведения;
  2. заложена модель решения вопросов о распределении полномочий в «сложноустроенных» субъектах Российской Федерации (фактически они были распределены в пользу краев и областей, на территории которых находятся автономные округа);
  3. законодательно определены основы финансовых взаимоотношений центра и субъектов федерации (с концентрацией большинства решающих полномочий на федеральном уровне);
  4. введен один из институтов федерального вмешательства – временная финансовая администрация – как чрезвычайный инструмент воздействия на региональные власти в случае их финансовой несостоятельности;
  5. образован новый консультативно-совещательный орган при Президенте – Государственный Совет, в который вошли главы субъектов федерации и основной функцией которого является выработка предложений в сфере региональной политики и федеративных отношений;
  6. начат процесс укрупнения субъектов федерации, в первую очередь «сложноустроенных» субъектов, включающих в себя автономные округа. Завершился процесс объединения Пермского края и Коми-Пермяцкого автономного округа, Иркутской области и Усть-Ордынского Бурятского автономного округа, Красноярского края и автономных округов, находящихся на его территории (Эвенкийского и Долгано-Ненецкого). Было положено начало объединению Камчатской области и Корякского автономного округа;
  7. изменен порядок избрания глав субъектов федерации, которые теперь наделяются полномочиями законодательными органами государственной власти субъекта федерации по представлению Президента России.

Эти изменения в целом позволяют говорить о постепенном формировании в стране централизованного варианта федеративного государства.

В 2005 г. вновь было образовано Министерство регионального развития России. После ликвидации в 2000 г. Министерства по делам федерации и национальным отношениям в структуре органов федеральной власти отсутствовало учреждение, которое занималось бы координацией региональной политики в стране. После того как руководители субъектов федерации посредством изменения процедуры их избрания стали полностью подконтрольны федеральному правительству, произошла децентрализация управленческих функций. К августу 2005 г. было принято решение о передаче на региональный уровень около 130 полномочий.

В стадию реализации вступила реформа жилищно-коммунального хозяйства. При постепенном переходе на стопроцентную оплату населением услуг ЖКХ предполагается реализация различных региональных моделей.

Методы регулирования регионального развития.

Классификация методов регионального регулирования может быть выполнена по разным классификационным признакам:

- в зависимости от способов воздействия на объект регулирования методы можно разделить на экономические и административные. Административные методы включают систему административных запретов. Экономические методы оказывают стимулирующее или ограничивающее воздействие на производство и развитие проблемных регионов.

Экономические методы реализации региональной политики могут быть разделены :

 На прямые, охватывающие государственные закупки, целевое финансирование, субсидии и льготы;

 косвенные, касающиеся налоговой, кредитно-денежной и амортизационной политики.

В региональной политике необходимо, с одной стороны, сохранять приоритеты для регионов имеющих особо важное стратегическое значение, стимулировать развитие городов и районов с крупным научно – техническим потенциалом, которые могут стать «точками роста» экономики, предприятий, являющихся основой жизнедеятельности местного населения. С другой стороны, требуются специальные методы регулирования в отношении регионов со сложными условиями хозяйствования, экологического состояния, с высоким уровнем безработицы, миграционными проблемами.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

79288. Высвобождение персонала 55.85 KB
  Высвобождение персонала Высвобождение персонала это вид управленческой деятельности предусматривающий комплекс мероприятий по соблюдению правовых норм и организационно-психологической поддержки со стороны администрации при увольнении работников. Виды высвобождения персонала из организации приведены на рис. тот вид высвобождения который практически не прогнозируется администрацией и как правило происходит для нее неожиданно. Однако с точки зрения работника это наиболее мягкий вид высвобождения: работник готов покинуть организацию и...
79289. Управление социальным развитием организации 11.87 KB
  Управление социальным развитием организации Говоря об управлении социальным развитием организации можно использовать термин – Социальная политика организации которая характеризуется как часть политики управления персоналом и включающая в себя все цели и мероприятия связанные с добровольными социальными услугами организации. Социальная политика организации означает уважение признание заслуг и поощрение людей. Соответственно этому система дополнительных социальных льгот должна быть не только привлекательной для сотрудника но и...
79290. Организация обучения персонала 19.09 KB
  Организация обучения персонала. Следует различать три вида обучения. Отечественный и зарубежный опыт выработал три концепции обучения квалифицированных кадров: Концепция специализированного обучения ориентирована на сегодняшний день или ближайшее будущее и имеет отношение к соответствующему рабочему месту. Концепция многопрофильного обучения является эффективной с экономической точки зрения так как повышает внутрипроизводственную и внепроизводственную мобильность работника.
79291. Аттестация персонала 13.3 KB
  Аттестация персонала организаций основного звена управления процедура определения квалификации уровня знаний практических навыков деловых и личностных качеств работников качества труда и его результатов и установления их соответствия несоответствия занимаемой должности. Аттестация персонала служит юридической основой для переводов продвижения по службе награждения определения размера заработной платы а также понижения в должности и увольнения. Аттестация направлена на улучшение качественного состава персонала определение степени...
79292. Управление деловой карьерой, служебно-профессиональным продвижением 353.73 KB
  Деловая карьера поступательное продвижение личности в какойлибо сфере деятельности изменение навыков способностей квалификационных возможностей и размеров вознаграждения связанных с деятельностью; продвижение вперед по однажды выбранному пути деятельности достижение известности славы обогащения. Планирование и контроль деловой карьеры заключаются в том что с момента принятия работника в организацию и до предполагаемого увольнения с работы необходимо организовать планомерное горизонтальное и вертикальное продвижение работника по...
79293. Работа с кадровым резервом 17.89 KB
  Работа с кадровым резервом Принципы формирования и источники кадрового резерва Формирование кадрового резерва основывается на следующих принципах: актуальность резерва потребность в замещении должностей должна быть реальной; соответствие кандидата должности и типу резерва требования к квалификации кандидата при работе в определенной должности; перспективность кандидата ориентация на профессиональный рост требования к образованию возрастной ценз стаж работы в должности и динамичность карьеры в целом состояние здоровья. Источниками...
79294. Теории мотивации трудовой деятельности 43.01 KB
  Различают первичные и вторичные потребности. Потребности можно удовлетворить вознаграждениями. Маслоу существует пять основных типов потребностей: физиологические потребности уровень 1; потребность в безопасности уровень 2; социальные потребности уровень 3; потребность в уважении и самоутверждении уровень 4; потребность в самовыражении уровень 5. Маслоу Эти потребности образуют иерархическую структуру которая определяет поведение человека причем потребности высшего уровня не мотивируют человека пока хотя бы частично не...
79295. Мотивация и стимулирование трудовой деятельности персонала 45.96 KB
  Мотивация и стимулирование трудовой деятельности персонала Система стимулирования труда персонала: общие положения и составные части. Система материального стиулирования труда и ее элементы. Основным компонентом материального стимулирования труда является система его оплаты которая осуществляется в двух формах – повременной и сдельной рис. Формы оплаты труда Система оплаты труда комплекс взаимосвязанных принципов и методов определления уровня оплаты труда персонала на основе учета количественных и или качественных характеристик...
79296. Оценка результатов труда персонала организации 16.86 KB
  Оценка результатов труда персонала организации Оценка результатов труда одна из функций по управлению персоналом направленная на определение уровня эффективности выполнения работы. Оценка результатов труда является составной частью деловой оценки персонала наряду с оценкой его профессионального поведения и личностных качеств и состоит в определении соответствия результатов труда работника поставленным целям запланированным показателям нормативным требованиям. Оценка труда мероприятия по определению соответствия количества и качества...