46605

Понятие государственной региональной политики

Доклад

Политология и государственное регулирование

Применительно к системе государственного управления сформировалось следующее понимание государственной региональной политики. Под государственной региональной политикой можно понимать систему целей и задач органов центральной и местной государственной власти а также систему мер предпринимаемых ими в сфере управления политическим экономическим и социальным развитием регионов которая направлена на реализацию стратегии территориального развития государства. Региональной политикой можно считать лишь такую систему намерений и действий которая...

Русский

2013-11-24

21.61 KB

11 чел.

Понятие государственной региональной политики

Федеративное государство в сравнении с унитарным обладает важной особенностью. В нем одновременно сосуществуют по крайней мере два уровня государственного управления: общегосударственный (федеральный) и региональный (субъектов федерации). Региональный фактор становится одним из способов формирования децентрализованного механизма реализации государственной власти с целью его приближения к непосредственному объекту управления (гражданам страны) и концентрации усилий за счет разграничения полномочий между уровнями власти.

Формирование системы регионального самоуправления в федеративном государстве позволяет освободить центральное правительство от тех полномочий, которые оно не может эффективно осуществлять в силу своей географической удаленности. В первую очередь эти функции и принимают на себя органы субъектов федерации.

Государственное региональное управление – это направление деятельности органов государственной власти, связанное с регулированием социально-экономических процессов, обладающих собственной географической спецификой, на территории относительно обособленных регионов в рамках общей территории страны, предполагающее гармоничное сосуществование и развитие всех региональных подсистем единого общегосударственного территориального пространства.

Применительно к системе государственного управления сформировалось следующее понимание государственной региональной политики.

Под государственной региональной политикой можно понимать систему целей и задач органов центральной и местной государственной власти, а также систему мер, предпринимаемых ими в сфере управления политическим, экономическим и социальным развитием регионов, которая направлена на реализацию стратегии территориального развития государства.

Региональной политикой можно считать лишь такую систему намерений и действий, которая реализует интересы государства в отношении регионов и внутренние интересы самих регионов. Региональная политика в той мере политика и в той мере эффективна, в какой достигнут и стабилизирован компромисс между региональными интересами государства и местными интересами самих регионов.

Среди основных направлений государственной региональной политики присутствуют следующие.

  1.  Экономическая политика.

Необходимость смягчения региональных экономических диспропорций и достижения регионального экономического равновесия характерна для всех стран, как процветающих, так и наименее развитых. Именно цель снижения или устранения межрегиональной социально-экономической дифференциации считается основной целью региональной экономической политики. 

            Социальная политика. 

. Поиск путей выравнивания (сглаживания) уровней жизни между различными регионами и типами поселений (особенно между городом и селом), а также общее улучшение качества социальной среды составляют суть региональной социальной политики.

Демографическая политика является одним из аспектов социальной политики. Она предполагает активное вмешательство государства (с помощью экономических, административно-правовых и пропагандистско-профилактических мер) в естественное и механическое движение (миграционные потоки) населения с целью достижения специфических для региона целей. В федеративных и полиэтничных государствах демографическая политика нередко носит разнонаправленный характер: в одних регионах она направлена на повышение рождаемости и естественного прироста населения, в других – на ограничение этих или других факторов

Поселенческая политика. 

Она заключается в проведении геопланировочных мероприятий, направленных на эффективное использование территории (территориальных ресурсов) страны и входящих в нее регионов путем оптимального размещения производств, коммуникаций и мест расселения с учетом природных, экономических, архитектурно-строительных и инженерно-технических факторов и условий

Экологическая политика.

Усиливающаяся концентрация производства, диктуемая объективными потребностями его развития, урбанизация и скученность населения, широкое применение синтетических материалов, которые не могут быть трансформированы природой, привели к резко возросшей нагрузке на окружающую среду. Опаснейшее нарушение естественного круговорота веществ и энергетических потоков в биосфере, а также повреждение ее регенерационных механизмов человечество фактически на грань глобального коллапса. При этом становится очевидным, что прежние природоохранные действия по типу «латания дыр» уже не в состоянии сколько-нибудь надежно улучшить ситуацию: нужны принципиально новые подходы, основанные на тесном союзе науки и практики.

Формирование высокоцентрализованной системы государственного (в том числе регионального) управления (1999-2007гг.).

Путем инициирования изменений налогового и бюджетного законодательства федеральное правительство планомерно перераспределяло в свою пользу налоговые ресурсы государства и полномочия по управлению ими в целях решения социальных проблем.

Важной инициативой этого периода было создание в мае 2000 г. семи федеральных округов, ставших промежуточным уровнем государственного управления между федерацией и ее субъектами. Полномочные представители Президента России в федеральных округах получили значительные полномочия по координации работы федеральных структур на подведомственной им территории, полномочия по унификации регионального законодательства на территории страны, полномочия в сфере координации управления региональным развитием.

Кроме того, деятельность федеральных властей в России в этот период была направлена на укрепление вертикали исполнительной власти. Последовательно были реализованы следующие шаги:

  1. уточнены полномочия субъектов федерации по предметам совместного ведения;
  2. заложена модель решения вопросов о распределении полномочий в «сложноустроенных» субъектах Российской Федерации (фактически они были распределены в пользу краев и областей, на территории которых находятся автономные округа);
  3. законодательно определены основы финансовых взаимоотношений центра и субъектов федерации (с концентрацией большинства решающих полномочий на федеральном уровне);
  4. введен один из институтов федерального вмешательства – временная финансовая администрация – как чрезвычайный инструмент воздействия на региональные власти в случае их финансовой несостоятельности;
  5. образован новый консультативно-совещательный орган при Президенте – Государственный Совет, в который вошли главы субъектов федерации и основной функцией которого является выработка предложений в сфере региональной политики и федеративных отношений;
  6. начат процесс укрупнения субъектов федерации, в первую очередь «сложноустроенных» субъектов, включающих в себя автономные округа. Завершился процесс объединения Пермского края и Коми-Пермяцкого автономного округа, Иркутской области и Усть-Ордынского Бурятского автономного округа, Красноярского края и автономных округов, находящихся на его территории (Эвенкийского и Долгано-Ненецкого). Было положено начало объединению Камчатской области и Корякского автономного округа;
  7. изменен порядок избрания глав субъектов федерации, которые теперь наделяются полномочиями законодательными органами государственной власти субъекта федерации по представлению Президента России.

Эти изменения в целом позволяют говорить о постепенном формировании в стране централизованного варианта федеративного государства.

В 2005 г. вновь было образовано Министерство регионального развития России. После ликвидации в 2000 г. Министерства по делам федерации и национальным отношениям в структуре органов федеральной власти отсутствовало учреждение, которое занималось бы координацией региональной политики в стране. После того как руководители субъектов федерации посредством изменения процедуры их избрания стали полностью подконтрольны федеральному правительству, произошла децентрализация управленческих функций. К августу 2005 г. было принято решение о передаче на региональный уровень около 130 полномочий.

В стадию реализации вступила реформа жилищно-коммунального хозяйства. При постепенном переходе на стопроцентную оплату населением услуг ЖКХ предполагается реализация различных региональных моделей.

Методы регулирования регионального развития.

Классификация методов регионального регулирования может быть выполнена по разным классификационным признакам:

- в зависимости от способов воздействия на объект регулирования методы можно разделить на экономические и административные. Административные методы включают систему административных запретов. Экономические методы оказывают стимулирующее или ограничивающее воздействие на производство и развитие проблемных регионов.

Экономические методы реализации региональной политики могут быть разделены :

 На прямые, охватывающие государственные закупки, целевое финансирование, субсидии и льготы;

 косвенные, касающиеся налоговой, кредитно-денежной и амортизационной политики.

В региональной политике необходимо, с одной стороны, сохранять приоритеты для регионов имеющих особо важное стратегическое значение, стимулировать развитие городов и районов с крупным научно – техническим потенциалом, которые могут стать «точками роста» экономики, предприятий, являющихся основой жизнедеятельности местного населения. С другой стороны, требуются специальные методы регулирования в отношении регионов со сложными условиями хозяйствования, экологического состояния, с высоким уровнем безработицы, миграционными проблемами.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

45293. Объективная оценка показателей качества передачи речи: рейтинговая модель E при планировании; интегральные оценки по отношению сигнал/шум и на основе обобщенного коэффициента 490.5 KB
  Объективная оценка показателей качества передачи речи: рейтинговая модель E при планировании; интегральные оценки по отношению сигнал шум и на основе обобщенного коэффициента. Субъективная оценка показателей качества передачи речи: статистические слушательская и абонентская. Оценка качества передачи речи При оценке качества передачи речевой информации применяются субъективные квазисубъективные либо объективные методы. В последнее время чаще используются объективные методы оценки позволяющие автоматизировать данный процесс сделать его...
45294. Оценка показателей качества передачи данных в сетях с коммутацией пакетов. Уровни приоритетов, уровни надежности, классы скорости. Качество передачи данных в классах сетей 3G 126 KB
  Оценка показателей качества передачи данных в сетях с коммутацией пакетов. Качество передачи данных в классах сетей 3G. Оценка качества передачи данных в сетях с коммутацией пакетов Развитие технологий 2G 3G идет в направлении перехода от технологий передачи данных с коммутацией каналов к технологиям передачи данных с коммутацией пакетов Pcket Switched Dt ServicePSD Generl Pcket Rdio Service GPRS. Рассмотрим методы измерений показателей и расчета параметров качества предоставления услуг передачи данных в сетях подвижной связи с...
45295. Принципы управления качеством обслуживания. Схема взаимодействия при обеспечении качества 104.47 KB
  Обязательства операторов перед потребителями услуг связи по базовым услугам. Принципы управления качеством обслуживания Система управления качеством обслуживания представляет систему мер которые обеспечивают соответствие качества услуг связи установленным требованиям. Стандарты систем управления качеством базируются на принципах индивидуальной ответственности поставщика услуг фиксировании данных о качестве услуг и разработки эффективных административных процедур. Базовый уровень требований к системе управления качеством услуг обозначен в...
45296. Управление качеством обслуживания в рамках концепции QoS. Требования к параметрам качества услуг: задержке, потере данных 435.78 KB
  Требования к параметрам качества услуг: задержке потере данных. Соглашения о предоставлении услуг SL. К решению проблем управления качеством услуг разработчики стандартов GSM подошли только на этапе создания GPRS так как использование пакетной коммутации предъявило высокие требования к основным параметрам сети. Причиной этому является то что трафик услуг передачи данных обрабатываемый с использованием технологии GPRS в сети GSM всегда имеет вторичный приоритет по сравнению с речевыми услугами т.
45297. Общие принципы построения систем радиосвязи и их место в сетях связи РФ. Архитектура сетей. Системы фиксированной и подвижной радиосвязи. Виды систем радиосвязи. Характеристики 1-5 поколений 299.5 KB
  Системы фиксированной и подвижной радиосвязи. Системы фиксированной радиосвязи Системы связи работающие в диапазонах низких средних и высоких частот Современные технические средства ВЧ радиосвязи и их модульная архитектура позволяют создавать системы сухопутной и морской связи самого различного назначения. С помощью этих систем можно организовать: линии двухсторонней радиотелефонной связи по принципу каждый с каж дым с возможностью выхода в общегосударственную либо учрежденческую телефонную сеть; системы дипломатической связи передачу...
45298. Классификация опорных сетей радиодоступа. Характеристики систем радиодоступа. Регламент радиосвязи РФ: содержание, виды радиосвязи, службы, выделение полос. Федеральные, региональные и международные стандарты системы радиосвязи 914 KB
  Классификация опорных сетей радиодоступа. Характеристики систем радиодоступа. Под сетью радиодоступа понимают радиальнозоновую сеть радиосвязи предназначенную для предоставления услуг связи с качеством не уступающим качеству проводных систем связи. В состав сети радиодоступа входят базовые станции коммутационное оборудование К вспомогательные технические средств и программное обеспечение с помощью которых формируется территориальная зона на которой возможны подключения через радиоинтерфейс абонентских станций: В систему...
45299. Классификация радиорелейных линий связи. РРЛ прямой видимости: принципы построения, методы разделения каналов 75.5 KB
  РРЛ прямой видимости: принципы построения методы разделения каналов. Тропосферные РРЛ. Радиорелейные линии РРЛ представляют собой цепочку приемопередающих радиостанций оконечных промежуточных узловых которые осуществляют последовательную многократную ретрансляцию прием преобразование усиление и пе редачу передаваемых сигналов. Классификация радиорелейных линий В зависимости от используемого вида распространения радиоволн РРЛ можно разделить на две группы: прямой видимости и тропосферные.
45300. Спутниковые системы связи. Принцип действия, классификация. Примеры спутниковых систем связи 47.5 KB
  Спутниковые системы связи. Примеры спутниковых систем связи. СС отличаются орбитами спутников: формой круговая эллиптическая высота над Землёй наклон к экватору экваториальные полярные наклонные. На ней несколько сотен спутников что потребовало международного регулирования.
45301. Классификация и особенности транкинговых систем связи. Системы подвижной радиосвязи: принципы построения и функционирования, диапазоны частот, методы аналоговой и цифровой модуляции, методы кодирования, управление в СПС 104.5 KB
  Используемый частотный диапазон 400 450 800 900 1800 1900 МГц 2. Возможность роуминга Эстафетная передача Принцип выбора базовой станции с наибольшим уровнем сигнала MPS800 усовершенствованная мобильная телефонная служба диапазон частот 800МГц. Система работает в диапазоне 824894 МГц и имеет 666 дуплексных каналов при ширине полосы каждого канала 30КГц. Диапазон частот 825890 МГц.