46606

Понятие и система источников экологического права

Шпаргалка

Государство и право, юриспруденция и процессуальное право

Применение пестицидов и агрохимикатов связано прежде всего с экономическими интересами получения высоких урожаев. Мерами по охране окружающей среды при обращении с этими веществами служат: регистрационные испытания пестицидов и агрохимикатов; экспертиза результатов регистрационных испытаний пестицидов и агрохимикатов; государственная регистрация пестицидов и агрохимикатов; лицензирование деятельности в области безопасного обращения с пестицидами и агрохимикатами; стандартизация и сертификация пестицидов и агрохимикатов; ...

Русский

2013-11-24

21.75 KB

11 чел.

Билет 5

1. Понятие и система источников экологического права.

Источники экологического права – нормативные акты, принятые уполномоченными на то государственными органами и органами местного самоуправления в установленной форме и с соблюдением определенной процедуры, регулирующие общественные отношения в области природопользования, охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности.

Общественный источник экологического права – экологическое законодательство, которое условно подразделяется на три подсистемы.

Свойства НПА:

- письменная форма

- многократное применение

- неопределенное число субъектов

- обязательное исполнение

Классификация:

1) по уровню (федеральный/субъектов)

2) по юридической силе

Особенностью является то, что особое место отведено международно—правовым актам. К таким актам относятся:

Конвенция о биологическом разнообразии

Конвенция о защите Чёрного моря

Конвенция ООН по морскому праву

Венская конвенция об охране озонового слоя

Монреальский протокол по веществам, разрушающим озоновый слой

Рамочная конвенция ООН об изменении климата

I Конституция РФ: ст. 9, 36, 42, 58, 71, 72

II ФЗ

1) Специальные законы по экологическому праву:

«Об охране ОС» №7-ФЗ от 10.01.2002 г.

«Об экологической экспертизе» 1995 г.

«Об особо охраняемых природных территориях» 1995 г.

«О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах» 1995 г.

«О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» 1995 г.

«О государственном регулировании в области генно-инженерной деятельности» 1996 г.

«Об отходах производства и потребления» 1998 г.

«Об охране атмосферного воздуха» 1999 г.

«Об охране озера Байкал» 1999 г.

2) Обеспечение экологической безопасности:

«О безопасности» 1992 г.

«О защите населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера 1994 г.»

«Об использовании атомной энергии» 1995 г.

«О радиационной безопасности населения» 1996 г.

«О промышленной безопасности опасных производственных объектов» 1997 г.

«О безопасном обращении с пестицидами и ядохимикатами» 1997 г.

3) Источники природоресурсного законодательства:

ЗК 25.10.2002 г.

Водный кодекс 2007 г.

Лесной кодекс 2007 г.

Закон о недрах

Закон о животном мире 1995 г.

О континентальном шельфе 1995 г.

О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов 2004 г.

Об охоте и сохранении охотничьих ресурсов 2009 г.

4) НПА, привлекаемые из иных отраслей права:

УК, КоАП, ГК, Градостроительный кодекс, Налоговый кодекс, Трудовой кодекс, ФЗ «Об информации, информационных технологиях и защите информации» 2006 г., «О техническом регулировании» 2002 г.

III Подзаконные акты:

1) Указы Президента:

«О государственной стратегии РФ по охране ОС и устойчивому развитию»

"О Концепции перехода Российской Федерации к устойчивому развитию"

«О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти»

2) Постановления Правительства:

Положение о Министерстве природных ресурсов и экологии

Об организации осуществления мониторинга ОС

От 31.08.2002 одобрена экологическая доктрина РФ

IV НПА федеральных органов исполнительной власти

V Локальные НПА:

По Москве:

О защите зеленых насаждений

Об экологическом моиторинге г. Москвы

О комплексном природопользовании

О государственном экологическом контроле г. Москвы

Об особо охраняемых природных территориях г. Москвы

Особенность экологического законодательства состоит в том, что в общем объеме нормативных актов превалируют подзаконные акты, а среди подзаконных актов – ведомственные акты. Это означает, что большинство общественных отношений в области природопользования, охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности регулируется не актами высшей юридической силы – законами, а подзаконными актами, чаще всего ведомственными.

Среди предписаний экологического законодательства имеется множество технических норм. Их роль в экологическом праве является одной из основных. Технические нормы включаются в нормативные акты и таким образом приобретают статус технико—юридических норм.

В первую очередь это относится к нормативам предельно допустимых сбросов и выбросов загрязняющих веществ, размерам санитарно—защитных зон, правилам сооружения и эксплуатации очистных сооружений и др.

Основополагающие экологические нормы закреплены в Конституции РФ 1993 г.

2.  правовые требования обращения с радиоактивными и опасными химическими и биологическими веществами

Согласно ст. 47 Закона об охране окружающей среды производство и обращение с потенциально опасными химическими веществами, в том числе радиоактивными, иными веществами и микроорганизмами, допускаются на территории РФ после проведения необходимых токсиколого-гигиенических и токсикологических исследований этих веществ, установления порядка обращения с ними, природоохранных нормативов и государственной регистрации этих веществ в соответствии с законодательством РФ. Обезвреживание потенциально опасных химических и биологических веществ осуществляется при наличии согласованной в установленном порядке проектной и технологической документации в соответствии с законодательством.

Закон о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения предусмотрел в качестве одной из основных мер обеспечения безопасного обращения с потенциально опасными для человека химическими, биологическими веществами и отдельными видами продукции государственную регистрацию (ст. 14). Потенциально опасные для человека химические, биологические вещества и отдельные виды продукции допускаются к производству, транспортировке, закупке, хранению, реализации и применению (использованию) после их государственной регистрации.

В соответствии со ст. 43 государственной регистрации подлежат впервые внедряемые в производство и ранее не использовав-

1. Правовое регулирование обращения с потенциально опасными веществами

химические, биологические вещества и изготовляемые на их основе препараты, потенциально опасные для человека; отдельные виды продукции, представляющие потенциальную опасность для человека; отдельные виды продукции, в том числе пищевые продукты, впервые ввозимые на территорию Российской Федерации (перечень таких видов устанавливается Правительством РФ).

Государственная регистрация веществ и отдельных видов продукции проводится на основании:

• оценки опасности веществ и отдельных видов продукции для человека и среды обитания;

• установления гигиенических и иных нормативов содержания веществ, отдельных компонентов продукции в среде обитания;

• разработки защитных мер, в том числе условий утилизации и уничтожения веществ и отдельных видов продукции, по предотвращению их вредного воздействия на человека и среду обитания.

Государственная регистрация продукции, представляющей потенциальную опасность для человека, проводится на стадии, предшествующей ее производству на территории Российской Федерации, а продукции, впервые ввозимой на территорию РФ и ранее не реализовывавшейся на ней, — до ее ввоза на территорию РФ.

Проведение государственной регистрации возложено на Министерство здравоохранения РФ, а также уполномоченные им учреждения государственной санитарно-эпидемиологической службы РФ. Эта работа проводится в порядке, установленном Положением о государственной регистрации и ведении государственного реестра отдельных видов продукции, представляющих потенциальную опасность для человека, а также отдельных видов продукции, впервые ввозимых на территорию Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства РФ.

Продукция, ввозимая на территорию РФ, которая может оказывать вредное воздействие на человека и среду обитания, допускается к ввозу на территорию РФ при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о ее соответствии санитарным правилам. Обязательства о выполнении требований санитарного законодательства к ввозимой продукции, гарантии соблюдения санитарных правил при поставке каждой партии такой продукции являются существенным условием договоров (контрактов) ее поставок.

2. Правовые основы обращения с веществами, материалами и отходами

Ряд специальных требований и мер природоохранного назначения предусмотрен Федеральным законом «О безопасном обращении с пестицидами и агрохимикатами». Применение пестицидов и агрохимикатов связано прежде всего с экономическими интересами" получения высоких урожаев. Одновременно использование этих веществ сопровождается загрязнением окружающей среды.

Мерами по охране окружающей среды при обращении с этими веществами служат:

• регистрационные испытания пестицидов и агрохимикатов;

• экспертиза результатов регистрационных испытаний пестицидов и агрохимикатов;

• государственная регистрация пестицидов и агрохимикатов;

• лицензирование деятельности в области безопасного обращения с пестицидами и агрохимикатами;

• стандартизация и сертификация пестицидов и агрохимикатов;

• государственный надзор и контроль за безопасным обращением с пестицидами и агрохимикатами.

Необходимость регистрационных испытаний пестицидов и агрохимикатов — новое и важнейшее правовое требование в рассматриваемой сфере. В содержание регистрационных испытаний входит:

• оценка опасности негативного воздействия пестицидов и агрохимикатов на здоровье людей и разработка гигиенических нормативов, санитарных норм и правил1;

• определение эффективности применения пестицидов и агрохимикатов и разработка регламентов их применения;

• экологическая оценка регламентов применения пестицидов и агрохимикатов;

• экспертиза результатов регистрационных испытаний пестицидов и агрохимикатов.

Очевидно, что при проведении регистрационных испытаний следует оценивать опасность негативного воздействия пестицидов и агрохимикатов не только на здоровье людей, но и на растительный и животный мир, которые неизбежно страдают при использовании тех и других средств. Это особенно важно в связи с тем, что при регистрационных испытаниях разрабатываются регламенты их применения. Экологические факторы должны учитываться на стадии разработки рег­ламентов, а не оцениваться применительно к уже разработанным регламентам, как это предусмотрено в названном Законе. Хотя в Законе обоснованно устанавливается, что регламенты обеспечивают эффективность применения пестицидов и агрохимикатов и их безопасность для здоровья человека, окружающей природной среды.

1. Правовое регулирование обращения с потенциально опасными веществами 527

Регистрационные испытания проводят юридические лица, которые имеют необходимое для этого научное и материально-техническое обеспечение, специалистов соответствующего профиля и квалификации. Такие юридические лица должны быть допущены специально уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим организацию регистрационных испытаний и государственную регистрацию пестицидов и агрохимикатов, к проведению испытаний.

Экспертиза результатов регистрационных испытаний пестицидов и агрохимикатов включает:

• государственную экологическую экспертизу пестицидов и агрохимикатов. Проводится специально уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в области экологической экспертизы;

• токсиколого-гигиеническую экспертизу. Проводится специально уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в области Госсанэпиднадзора;

• экспертизу регламентов применения пестицидов и агрохимикатов. Организуется Министерством здравоохранения РФ, а также уполномоченными им учреждениями государственной санитарно-эпидемиологической службы РФ.

На основании экспертизы результатов регистрационных испытаний пестицидов и агрохимикатов и с учетом ее заключений проводится государственная регистрация пестицидов и агрохимикатов специально уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Государственная регистрация пестицидов и агрохимикатов осуществляется на срок десять лет. В случае необходимости проведения дополнительных исследований по оценке опасности негативного воздействия пестицидов и агрохимикатов на здоровье людей и окружающую природную среду требуется новая государственная регистрация через два года.

Зарегистрированный пестицид или агрохимикат вносится в ^ Государственный каталог пестицидов и агрохимикатов, разрешенных к применению на территории Российской Федерации. Ведется каталог специально уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим организацию регистрационных испытаний и государственную регистрацию пестицидов и агрохимикатов.

Деятельность в области безопасного обращения с пестицидами и агрохимикатами осуществляется гражданами и юридическими лицами на основании специальных разрешений (лицензий), которые выдаются специально уполномоченными федеральными ор-

528 XXII. Правовые основы обращения с веществами, материалами и отходами

Пестициды и агрохимикаты подлежат сертификации на соответствие требованиям к безопасному обращению с ними. Сертификация проводится в порядке, установленном специально упол­номоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим организацию регистрационных испытаний и государственную регистрацию пестицидов и агрохимикатов.

Специально уполномоченные федеральные органы исполнительной власти осуществляют государственный надзор и контроль за безопасным обращением с пестицидами и агрохимикатами.

В законодательстве установлен ряд важных общих требований к безопасному обращению с пестицидами и агрохимикатами. Они касаются разработки новых пестицидов и агрохимикатов; информации о безопасном обращении с пестицидами и агрохимикатами; производства, хранения, транспортировки пестицидов и агрохимикатов; их ввоза в Российскую Федерацию и вывоза из Российской Федерации.

Так, разработчик новых пестицидов и агрохимикатов обязан провести исследования полученных пестицидов или агрохимикатов по выявлению их токсикологических свойств, влияния на ок­ружающую природную среду для обеспечения мер по безопасному обращению с ними.

В целях обеспечения потребителей информацией о безопасном обращении с пестицидами и агрохимикатами граждане или юридические лица, подавшие заявки на государственную регистрацию пестицидов и (или) агрохимикатов, обеспечивают при государственной регистрации представление рекомендаций о транспортировке, применении и хранении пестицидов и агрохимикатов, тарной этикетки с предупредительной маркировкой. При реализации пестицидов и агрохимикатов продавец (поставщик) обязан обеспечить каждую единицу емкости с пестицидом или аг-рохимикатом рекомендациями о их применении, транспортировке и хранении и тарной этикеткой.

Пестициды и агрохимикаты должны производиться в соответствии со стандартами и иными нормативными документами, согласованными со специально уполномоченными федеральными органами исполнительной власти в области безопасного обращения с пестицидами и агрохимикатами. Запрещается производство пестицидов и агрохимикатов, не прошедших государственную регистрацию.

1. Правовое регулирование обращения с потенциально опасными веществами

Хранение пестицидов и агрохимикатов разрешается в специализированных хранилищах, предназначенных только для их хранения. А их транспортировка допускается только в специально оборудованных транспортных средствах.

Применяются пестициды и агрохимикаты: на основе разрешений; с учетом фитосанитарной, санитарной и экологической обстановки, потребностей растений в агрохимикатах, состояния плодородия земель (почв); с соблюдением установленных регламентов и правил, исключающих их негативное воздействие на здоровье людей и окружающую природную среду; только при ис­пользовании специальной техники и оборудования. Применение пестицидов ограниченного использования допускается на основании специальных разрешений специально уполномоченного фе­дерального органа исполнительной власти только гражданами, имеющими специальную профессиональную подготовку.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

60438. Добірка текстів по темі «Ділова поїздка за кордон» 400 KB
  Методична розробка призначена для роботи на заняттях англійської мови з метою розвитку навичок усного, монологічного та діалогового мовлення; Розвитку зацікавленості до країни, мови до якої вивчаємо.
60439. Жінки і Україна 84.5 KB
  Познайомити учнів із життям та творчістю видатних українських жінок які зробили великий внесок у розвиток української культури; виховувати шанобливе ставлення до жінок як особистості почуття національної гордості любов до рідного краю; розвивати духовність.
60440. Ця чудова країна „Цирк” 59.5 KB
  Діти сьогоднішнє заняття незвичайне адже ви зустрінетеся з улюбленими циркачами більше дізнаєтесь про них що вони роблять які вони; зможете цікаво розповісти рідним друзям а може хтось з вас захоче стати циркачем і вже сьогодні вибере ким саме.
60441. У пошуках Новорічної зірки (Новорічне свято) 96.5 KB
  Мета: Викликати емоційне піднесення в очікуванні Новорічних свят. Розвивати вміння застосовувати свої знання та навички в нестандартних ситуаціях. Виховувати товариськість, наполегливість в досягненні мети, доброзичливість у стосунках, згуртованість.
60442. Народний живопис Полісся (Сценарій виховного заходу) 828 KB
  Вступне слово куратора: У складному переплетенні сучасних економічних соціальних педагогічних проблем цивілізації людство все частіше звертається до моралі гуманізму і культури вбачаючи в них реальний шлях свого виживання і майбутнього процвітання.
60443. Жизнь дается человеку только один раз 36 KB
  Учитель: Как приятно на вас дети смотреть какие вы красивые словно солнышко. Что помогает вам быть такими Дети высказывают свои мысли и делают вывод что это - здоровье. Сообщение темы Психологическая установка...
60445. Найтяжчі злочини проти людства 75.5 KB
  Історія народу-бездонна, невичерпна криниця духу мудрості, перемог і страждань. Кожен народ, має власну історію. Глибоку і прозору, або замулену й прикидану.
60446. Виховання соціально-громадянської позиції молоді засобами масової інформації 31 KB
  Зараз є очевидним що дія багатьох з цих чинників в галузі формування громадянськості української молоді є стихійною не досить ефективною а часто і деструктивною. Засоби масової інформації роблять великий вплив на виховання...