46606

Понятие и система источников экологического права

Шпаргалка

Государство и право, юриспруденция и процессуальное право

Применение пестицидов и агрохимикатов связано прежде всего с экономическими интересами получения высоких урожаев. Мерами по охране окружающей среды при обращении с этими веществами служат: регистрационные испытания пестицидов и агрохимикатов; экспертиза результатов регистрационных испытаний пестицидов и агрохимикатов; государственная регистрация пестицидов и агрохимикатов; лицензирование деятельности в области безопасного обращения с пестицидами и агрохимикатами; стандартизация и сертификация пестицидов и агрохимикатов; ...

Русский

2013-11-24

21.75 KB

11 чел.

Билет 5

1. Понятие и система источников экологического права.

Источники экологического права – нормативные акты, принятые уполномоченными на то государственными органами и органами местного самоуправления в установленной форме и с соблюдением определенной процедуры, регулирующие общественные отношения в области природопользования, охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности.

Общественный источник экологического права – экологическое законодательство, которое условно подразделяется на три подсистемы.

Свойства НПА:

- письменная форма

- многократное применение

- неопределенное число субъектов

- обязательное исполнение

Классификация:

1) по уровню (федеральный/субъектов)

2) по юридической силе

Особенностью является то, что особое место отведено международно—правовым актам. К таким актам относятся:

Конвенция о биологическом разнообразии

Конвенция о защите Чёрного моря

Конвенция ООН по морскому праву

Венская конвенция об охране озонового слоя

Монреальский протокол по веществам, разрушающим озоновый слой

Рамочная конвенция ООН об изменении климата

I Конституция РФ: ст. 9, 36, 42, 58, 71, 72

II ФЗ

1) Специальные законы по экологическому праву:

«Об охране ОС» №7-ФЗ от 10.01.2002 г.

«Об экологической экспертизе» 1995 г.

«Об особо охраняемых природных территориях» 1995 г.

«О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах» 1995 г.

«О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» 1995 г.

«О государственном регулировании в области генно-инженерной деятельности» 1996 г.

«Об отходах производства и потребления» 1998 г.

«Об охране атмосферного воздуха» 1999 г.

«Об охране озера Байкал» 1999 г.

2) Обеспечение экологической безопасности:

«О безопасности» 1992 г.

«О защите населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера 1994 г.»

«Об использовании атомной энергии» 1995 г.

«О радиационной безопасности населения» 1996 г.

«О промышленной безопасности опасных производственных объектов» 1997 г.

«О безопасном обращении с пестицидами и ядохимикатами» 1997 г.

3) Источники природоресурсного законодательства:

ЗК 25.10.2002 г.

Водный кодекс 2007 г.

Лесной кодекс 2007 г.

Закон о недрах

Закон о животном мире 1995 г.

О континентальном шельфе 1995 г.

О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов 2004 г.

Об охоте и сохранении охотничьих ресурсов 2009 г.

4) НПА, привлекаемые из иных отраслей права:

УК, КоАП, ГК, Градостроительный кодекс, Налоговый кодекс, Трудовой кодекс, ФЗ «Об информации, информационных технологиях и защите информации» 2006 г., «О техническом регулировании» 2002 г.

III Подзаконные акты:

1) Указы Президента:

«О государственной стратегии РФ по охране ОС и устойчивому развитию»

"О Концепции перехода Российской Федерации к устойчивому развитию"

«О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти»

2) Постановления Правительства:

Положение о Министерстве природных ресурсов и экологии

Об организации осуществления мониторинга ОС

От 31.08.2002 одобрена экологическая доктрина РФ

IV НПА федеральных органов исполнительной власти

V Локальные НПА:

По Москве:

О защите зеленых насаждений

Об экологическом моиторинге г. Москвы

О комплексном природопользовании

О государственном экологическом контроле г. Москвы

Об особо охраняемых природных территориях г. Москвы

Особенность экологического законодательства состоит в том, что в общем объеме нормативных актов превалируют подзаконные акты, а среди подзаконных актов – ведомственные акты. Это означает, что большинство общественных отношений в области природопользования, охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности регулируется не актами высшей юридической силы – законами, а подзаконными актами, чаще всего ведомственными.

Среди предписаний экологического законодательства имеется множество технических норм. Их роль в экологическом праве является одной из основных. Технические нормы включаются в нормативные акты и таким образом приобретают статус технико—юридических норм.

В первую очередь это относится к нормативам предельно допустимых сбросов и выбросов загрязняющих веществ, размерам санитарно—защитных зон, правилам сооружения и эксплуатации очистных сооружений и др.

Основополагающие экологические нормы закреплены в Конституции РФ 1993 г.

2.  правовые требования обращения с радиоактивными и опасными химическими и биологическими веществами

Согласно ст. 47 Закона об охране окружающей среды производство и обращение с потенциально опасными химическими веществами, в том числе радиоактивными, иными веществами и микроорганизмами, допускаются на территории РФ после проведения необходимых токсиколого-гигиенических и токсикологических исследований этих веществ, установления порядка обращения с ними, природоохранных нормативов и государственной регистрации этих веществ в соответствии с законодательством РФ. Обезвреживание потенциально опасных химических и биологических веществ осуществляется при наличии согласованной в установленном порядке проектной и технологической документации в соответствии с законодательством.

Закон о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения предусмотрел в качестве одной из основных мер обеспечения безопасного обращения с потенциально опасными для человека химическими, биологическими веществами и отдельными видами продукции государственную регистрацию (ст. 14). Потенциально опасные для человека химические, биологические вещества и отдельные виды продукции допускаются к производству, транспортировке, закупке, хранению, реализации и применению (использованию) после их государственной регистрации.

В соответствии со ст. 43 государственной регистрации подлежат впервые внедряемые в производство и ранее не использовав-

1. Правовое регулирование обращения с потенциально опасными веществами

химические, биологические вещества и изготовляемые на их основе препараты, потенциально опасные для человека; отдельные виды продукции, представляющие потенциальную опасность для человека; отдельные виды продукции, в том числе пищевые продукты, впервые ввозимые на территорию Российской Федерации (перечень таких видов устанавливается Правительством РФ).

Государственная регистрация веществ и отдельных видов продукции проводится на основании:

• оценки опасности веществ и отдельных видов продукции для человека и среды обитания;

• установления гигиенических и иных нормативов содержания веществ, отдельных компонентов продукции в среде обитания;

• разработки защитных мер, в том числе условий утилизации и уничтожения веществ и отдельных видов продукции, по предотвращению их вредного воздействия на человека и среду обитания.

Государственная регистрация продукции, представляющей потенциальную опасность для человека, проводится на стадии, предшествующей ее производству на территории Российской Федерации, а продукции, впервые ввозимой на территорию РФ и ранее не реализовывавшейся на ней, — до ее ввоза на территорию РФ.

Проведение государственной регистрации возложено на Министерство здравоохранения РФ, а также уполномоченные им учреждения государственной санитарно-эпидемиологической службы РФ. Эта работа проводится в порядке, установленном Положением о государственной регистрации и ведении государственного реестра отдельных видов продукции, представляющих потенциальную опасность для человека, а также отдельных видов продукции, впервые ввозимых на территорию Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства РФ.

Продукция, ввозимая на территорию РФ, которая может оказывать вредное воздействие на человека и среду обитания, допускается к ввозу на территорию РФ при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о ее соответствии санитарным правилам. Обязательства о выполнении требований санитарного законодательства к ввозимой продукции, гарантии соблюдения санитарных правил при поставке каждой партии такой продукции являются существенным условием договоров (контрактов) ее поставок.

2. Правовые основы обращения с веществами, материалами и отходами

Ряд специальных требований и мер природоохранного назначения предусмотрен Федеральным законом «О безопасном обращении с пестицидами и агрохимикатами». Применение пестицидов и агрохимикатов связано прежде всего с экономическими интересами" получения высоких урожаев. Одновременно использование этих веществ сопровождается загрязнением окружающей среды.

Мерами по охране окружающей среды при обращении с этими веществами служат:

• регистрационные испытания пестицидов и агрохимикатов;

• экспертиза результатов регистрационных испытаний пестицидов и агрохимикатов;

• государственная регистрация пестицидов и агрохимикатов;

• лицензирование деятельности в области безопасного обращения с пестицидами и агрохимикатами;

• стандартизация и сертификация пестицидов и агрохимикатов;

• государственный надзор и контроль за безопасным обращением с пестицидами и агрохимикатами.

Необходимость регистрационных испытаний пестицидов и агрохимикатов — новое и важнейшее правовое требование в рассматриваемой сфере. В содержание регистрационных испытаний входит:

• оценка опасности негативного воздействия пестицидов и агрохимикатов на здоровье людей и разработка гигиенических нормативов, санитарных норм и правил1;

• определение эффективности применения пестицидов и агрохимикатов и разработка регламентов их применения;

• экологическая оценка регламентов применения пестицидов и агрохимикатов;

• экспертиза результатов регистрационных испытаний пестицидов и агрохимикатов.

Очевидно, что при проведении регистрационных испытаний следует оценивать опасность негативного воздействия пестицидов и агрохимикатов не только на здоровье людей, но и на растительный и животный мир, которые неизбежно страдают при использовании тех и других средств. Это особенно важно в связи с тем, что при регистрационных испытаниях разрабатываются регламенты их применения. Экологические факторы должны учитываться на стадии разработки рег­ламентов, а не оцениваться применительно к уже разработанным регламентам, как это предусмотрено в названном Законе. Хотя в Законе обоснованно устанавливается, что регламенты обеспечивают эффективность применения пестицидов и агрохимикатов и их безопасность для здоровья человека, окружающей природной среды.

1. Правовое регулирование обращения с потенциально опасными веществами 527

Регистрационные испытания проводят юридические лица, которые имеют необходимое для этого научное и материально-техническое обеспечение, специалистов соответствующего профиля и квалификации. Такие юридические лица должны быть допущены специально уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим организацию регистрационных испытаний и государственную регистрацию пестицидов и агрохимикатов, к проведению испытаний.

Экспертиза результатов регистрационных испытаний пестицидов и агрохимикатов включает:

• государственную экологическую экспертизу пестицидов и агрохимикатов. Проводится специально уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в области экологической экспертизы;

• токсиколого-гигиеническую экспертизу. Проводится специально уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в области Госсанэпиднадзора;

• экспертизу регламентов применения пестицидов и агрохимикатов. Организуется Министерством здравоохранения РФ, а также уполномоченными им учреждениями государственной санитарно-эпидемиологической службы РФ.

На основании экспертизы результатов регистрационных испытаний пестицидов и агрохимикатов и с учетом ее заключений проводится государственная регистрация пестицидов и агрохимикатов специально уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Государственная регистрация пестицидов и агрохимикатов осуществляется на срок десять лет. В случае необходимости проведения дополнительных исследований по оценке опасности негативного воздействия пестицидов и агрохимикатов на здоровье людей и окружающую природную среду требуется новая государственная регистрация через два года.

Зарегистрированный пестицид или агрохимикат вносится в ^ Государственный каталог пестицидов и агрохимикатов, разрешенных к применению на территории Российской Федерации. Ведется каталог специально уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим организацию регистрационных испытаний и государственную регистрацию пестицидов и агрохимикатов.

Деятельность в области безопасного обращения с пестицидами и агрохимикатами осуществляется гражданами и юридическими лицами на основании специальных разрешений (лицензий), которые выдаются специально уполномоченными федеральными ор-

528 XXII. Правовые основы обращения с веществами, материалами и отходами

Пестициды и агрохимикаты подлежат сертификации на соответствие требованиям к безопасному обращению с ними. Сертификация проводится в порядке, установленном специально упол­номоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим организацию регистрационных испытаний и государственную регистрацию пестицидов и агрохимикатов.

Специально уполномоченные федеральные органы исполнительной власти осуществляют государственный надзор и контроль за безопасным обращением с пестицидами и агрохимикатами.

В законодательстве установлен ряд важных общих требований к безопасному обращению с пестицидами и агрохимикатами. Они касаются разработки новых пестицидов и агрохимикатов; информации о безопасном обращении с пестицидами и агрохимикатами; производства, хранения, транспортировки пестицидов и агрохимикатов; их ввоза в Российскую Федерацию и вывоза из Российской Федерации.

Так, разработчик новых пестицидов и агрохимикатов обязан провести исследования полученных пестицидов или агрохимикатов по выявлению их токсикологических свойств, влияния на ок­ружающую природную среду для обеспечения мер по безопасному обращению с ними.

В целях обеспечения потребителей информацией о безопасном обращении с пестицидами и агрохимикатами граждане или юридические лица, подавшие заявки на государственную регистрацию пестицидов и (или) агрохимикатов, обеспечивают при государственной регистрации представление рекомендаций о транспортировке, применении и хранении пестицидов и агрохимикатов, тарной этикетки с предупредительной маркировкой. При реализации пестицидов и агрохимикатов продавец (поставщик) обязан обеспечить каждую единицу емкости с пестицидом или аг-рохимикатом рекомендациями о их применении, транспортировке и хранении и тарной этикеткой.

Пестициды и агрохимикаты должны производиться в соответствии со стандартами и иными нормативными документами, согласованными со специально уполномоченными федеральными органами исполнительной власти в области безопасного обращения с пестицидами и агрохимикатами. Запрещается производство пестицидов и агрохимикатов, не прошедших государственную регистрацию.

1. Правовое регулирование обращения с потенциально опасными веществами

Хранение пестицидов и агрохимикатов разрешается в специализированных хранилищах, предназначенных только для их хранения. А их транспортировка допускается только в специально оборудованных транспортных средствах.

Применяются пестициды и агрохимикаты: на основе разрешений; с учетом фитосанитарной, санитарной и экологической обстановки, потребностей растений в агрохимикатах, состояния плодородия земель (почв); с соблюдением установленных регламентов и правил, исключающих их негативное воздействие на здоровье людей и окружающую природную среду; только при ис­пользовании специальной техники и оборудования. Применение пестицидов ограниченного использования допускается на основании специальных разрешений специально уполномоченного фе­дерального органа исполнительной власти только гражданами, имеющими специальную профессиональную подготовку.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

24008. Ориентирование на местности. Азимут и компас 59 KB
  Азимут и компас. С помощью Полярно звезды или с помощью специальных намагниченных предметов стрелки компаса человек может независимо от других людей находясь в какой угодно точке поверхности нашей планеты определит сначала направление на север а затем встав к ней лицом по сторонам своего тела найти справа восток сзади юг слева запад. на стороны горизонта без компаса как днем так и ночью как в хорошую так и в плохую погоду. 84 Компас Компас это угломерный прибор который служит для измерения магнитных азимутов на местности не на...
24009. Способы и средства ориентирования 49 KB
  К средствам ориентирования и факторам способствующим или затрудняющим ориентирование в туристском походе относятся: топографическая карта местности или схема маршрута или маршрутная лента или легенда; топографическая ситуация в районе похода; просматриваемость ситуации небесные светила и так называемые местные признаки по которым грубо можно определить где север; протокол движения; специальные действия привязки разведки опрос местных жителей; инструменты компас часы курвиметр и т. Все ориентиры можно разделить на 3 вида:...
24010. Действия в случае потери ориентировки 28.5 KB
  Правда иногда ручей может впадать в болото и теряться но чаще всего ручей впадает в реку. Поэтому путь вниз по реке чаще всего имеющей по берегу тропу практически всегда приводит к людям. Если человек вышел на тропу то направление к жилью можно определить по следующим признакам: по состоянию лесной тропы: при приближении к населенному пункту она расширяется становится более натоптанной на ней чаще встречаются ответвления и места стоянок бытовой мусор;Лпри удалении от жилья картина противоположная; выйдя на лесовозную дорогу надо...
24011. Обеспечение безопасности при проведении туристских походов 18.68 KB
  При необходимости члены МКК дают советы руководителям по планированию маршрута действиям на какихлибо сложных его участках однако техническая и тактическая подготовка участников похода остается вне зоны внимания МКК. Зачастую участники выполняют задания без участия руководителя группы. Здесь причины возникновения аварийных экстремал ных ситуаций можно разделить на три группы: возникающие по вине руководителя группы; возникающие по вине детей участников похода; природные факторы и несчастные случаи в походе. В походах с детьми как нигде...
24012. Опасности в различных видах туризма 18.29 KB
  Признаки лавиноопасности: обильный снегопад перепады температур наличие лавинных концов в нижней части различные валы камни вырванные деревьяМеры предосторожности: переход осуществлять в нижней части; страховка; если участок протяжённый нужно переходить по одному с помощью лавинного шнура обязательно нужен смотритель; желательно проходить утром либо ночью. Меры предосторожности: спланировать переход должна быть тактика перехода выбор места переправы время и способ переправы переправу нужно планировать на утреннее часы. Меры...
24013. ПРАВОВЫЕ И ЭТИЧЕСКИЕ НОРМЫ ЖУРНАЛИСТСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 44.83 KB
  19 ВДПЧ: свобода убеждений и выражения их сбора и распространения информации и идей любыми средствами независимо от государственных границ.29 гарантия свободы мысли и слова свобода искать получать передавать и распространять информацию гарантия свободы массовой информации запрет на цензуру. Журналист имеет право: 1 искать запрашивать получать и распространять информацию; 2 посещать государственные органы и организации предприятия и учреждения либо их прессслужбы; 3 быть принятым должностными лицами в связи с запросом...
24014. МЕДИАСОЦИОЛОГИЯ И МЕДИАПСИХОЛОГИЯ 57.93 KB
  Журналист обязан иметь при себе достаточный запас ручек на случай если какаялибо из них подведет в нужный момент и как минимум пару блокнотов: для записи официальных бесед и для фиксации неофициальной информации. Диктофон фиксирует ход беседы при непосредственном контакте с собеседником но не имеет возможности фиксировать мысли журналиста возникающие по ходу беседы поэтому блокнот остается непременным атрибутом журналиста всегда он помогает при переработке поступающей информации. При сборе информации он контактирует с индивидуальным...
24015. ИСТОРИЯ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ЖУРНАЛИСТИКИ 211.12 KB
  16 декабря этот указ был напечатан а уже 17 декабря появился в свет первый номер новой газеты Ведомости и его следует считать первенцем русской периодики. 27 декабря вышел следующий номер газеты имевший особое название Юрнал или поденная роспись что в мимошедшую осаду под крепостью Нотебурхом чинилось сентября с 26 числа в 1702 году. Очередной номер газеты изданный 2 января 1703 г. Эти лаконичные и разнообразные сообщения первого номера русской газеты полны глубокого смысла и подбор их великолепен.
24016. ИСТОРИЯ ЗАРУБЕЖНОЙ ЖУРНАЛИСТИКИ 139.3 KB
  Подзаголовок газеты: Казуистическая газета . Успех газеты был велик количество писем все росло. Острота вопроса в том что все это были газеты и журналы разных направлений. Ричард Стиль бывший в ту пору редактором официальной газеты решил использовать созданную Свифтом маску для издания нового журнала в 1709 г.