46620

Удельная государственно-политическая система (на примере Владимиро-Суздальского и Галицко-Волынского княжеств). Русское право периода раздробленности. Дворцово-вотчинная система управления

Доклад

История и СИД

Период феодальной раздробленности характерен бесконечными войнами распрями междоусобицами разорявшими крестьянство города ослаблявшими военную мощь Руси. Под властью Владимирского князя оказалась огромная территория северовосточной Руси. Как утверждают историки это было сильное и жизнеспособное политическое образование которое могло претендовать не только на самсютоятельность но и на центральное положение во всей Руси. киевский митрополит Максим не терпя насилия татарского оставил Киев и переехал во ВладимирСуздальский что...

Русский

2013-11-24

22.38 KB

11 чел.

  1.  Удельная государственно-политическая система (на примере Владимиро-Суздальского и Галицко-Волынского княжеств). Русское право периода раздробленности. Дворцово-вотчинная система управления.

Период феодальной раздробленности характерен бесконечными войнами, распрями, междоусобицами, разорявшими крестьянство, города, ослаблявшими военную мощь Руси. Они затрудняли борьбу русского народа с иноземными захватчиками, способствовали тому, что многие русские княжества потеряли независимость.

Наиболее важное значение в период феодальной раздробленности приобрели Ростово-Суздальское (Владимирское), Смоленское, Галицко- Волынское княжества, Новгородская земля.

Ростово-Суздальское (Владимиро-Суздальское) княжество отделилось от Киевского в 30-е годы ХП в. Во второй половине ХП в. Возросло значение города Владимира, который стал столицей княжества, а затем и резиденцией великого князя. Под властью Владимирского князя оказалась огромная территория северо-восточной Руси. Особенностью этого княжества были довольно сильная власть князя (имевшего обширные земельные владения, многих вассалов), а также большое количество объединенных княжеством городов.

Как утверждают историки, это было сильное и жизнеспособное политическое образование, которое могло претендовать не только на самсютоятельность, но и на центральное положение во всей Руси. Во Владимиро Суздальское княжество перешел из Киева великокняжеский престол. В 1299 г. киевский митрополит Максим, "не терпя насилия татарского", оставил Киев и переехал во Владимир-Суздальский, что способствовало формированию крупного государства в северо-восточной Руси.

В 1326 г. митрополичья кафедра из Владимира была перенесена в Москву. Владимиро-Суздальское княжество достигло расцвета в ХП в. - первой половине ХШ в. Как утверждают историки, Владимиро-Суздальская Русь имела связи и контакты со многими странами мира. Экономика, богатство земли делали ее важным партнером многих стран Запада и Востока. Большое значение имели тесные экономические и политические связи Владимира и Новгорода.

Общественный строй княжества был типичен для этого периода: в класс феодалов входили бояре, дети боярские, слуги вольные, а в документах ХП в. упоминаются и дворяне. Дворянами, видимо, назывались княжеские слуга, получавшие за свою службу вознаграждение в виде денежного или земельного пожалования. Важную роль играло духовенство, имевшее значительные земельные владения.

На территории северо-восточной Руси было много крупных городов, и городское население было, видимо, значительным не только по численности, но и по политическому влиянию. Ведущую роль среди горожан играли, купцы и ремесленники. Влияние торгово-ремесленных кругов сказалось и на сохранении вече, которое время от времени созывалось для решения важных жизненных вопросов.

Феодально-зависимое население состояло из крестьян, живших на землях, принадлежавших либо князьям, либо боярам или другимфеодалам.

Историки полагают, что часть крестьянского населения продолжала оставаться свободной. Крестьяне жили общинами. Вместо прежних названий смердов, изгоев и других, упоминавшихся в Русской Правде, стали употребляться общие названия "сироты", "христиане", а затем "крестьяне". Холопов, посаженных на землю, стали называть страдниками.

Государственный строй Владимиро-Суздальского княжества был типичным для этого времени. Во главе Владимирской земли стоял великий князь, имевший значительное политическое влияние. Он опирался на совет при князе, дружину, мог созывать и феодальные съезды Для решения наиболее важных вопросов князья созывали вече, но это характерно для XII в. - первой половины XIII в.

Система управления Владимирской земли мало отличается от управления Киевского государства: существовала дворцово-вотчинная система управления, во главе которой стоял дворецкий; на местах сидели представители княжеской власти - наместники и волостели, осуществлявшие функции управления и суда и получавшие так называемый "корм" с населения (отсюда и название системы -"кормление").

Во Владимиро-Суздальском княжестве действовала Русская Правда. Большинство списков Русской Правды (Пространной редакции) находится в сборниках, составленных в северо-восточной Руси. Ряд норм Русской Правды вошел в дошедший до нас памятник "Правосудие митрополичье", составленный, очевидно, в северо-восточной Руси в конце ХШ в. - начале XIV в.

На территории северо-восточной Руси в пору ее расцвета (во второй половине XII в.), были построены новые города, возникли крупные торгово-ремесленные центры, развивалось искусство, литературная летописная деятельность, были созданы великолепные архитектурные ансамбли (особенно во Владимире), покоряющие своей красотой до сих пор. Несмотря на усугублявшуюся феодальную раздробленность, Владимирское княжество дольше других сохраняло относительное политическое единство, что способствовало экономическому подъему русских земель северо-восточного района.

Владимир и другие объединяемые им города были разрушены в XIII в. татаро-монгольскими ордами, но результаты экономического и политического развития русских земель в 1федшествуюпщй период не погабли безвозвратао - именно на земле бывшего Владимирского княжества возник новый политический центр - Москва, сыгравший большую роль в создании единого Русского государства.

Галищо-Волынская Русь - важный политический центр западных  русских земель, объединивший земли таких племен, как дулены, тиверцы, хорваты, бужане, и вошедший в состав Киевской Руси в конце X в. Расцвет его приходится на вторую половину XII в. Особенностью Галиции было раннее и интенсивное развитие феодальных отношений, приведшее к созданию сильной боярской верхушки, сумевшей захватить основные земли и крестьян. Большого княжеского домена там не образовалось. Бояре имели, кроме земель, свои торгово-ремесленные центры, замки.

Иное положение занимал Волынский князь - обладатель крупного домена, сплотивший вокруг себя бояр земельными пожалованиями. В 1199 г., опираясь главным образом на феодалов Волыни, княжеская власть сумела объединить оба княжества. Центром его был Галич, затем - Холм, а в конце Х1П в. - Львов. Но это политическое единство не было ни долгим, ни достаточно прочным. Боярство, имевшее большие политические права, противопоставляло княжеской власти свои интересы, а зачастую вело открытую борьбу против князя, опираясь на соседние государства - Венгрию, Польшу. В 1214 г. венгерский король и польский князь заключили договор о разделе Галицко-Волынской Руси. В XIII в. Западная Русь попала под власть монголо-татарских завоевателей. Позднее ее земли бказались поделенными между Венгрией, Польшей и Литвой.

Общественный строй Галицко-В олынской Руси характерен сильным влиянием крупных феодалов - бояр ("мужи галицкие"), местных землевладельцев, выросших в недрах разлагавшихся общин. Они были мало связаны с князьями, что и обусловило слабость княжеской власти на Галицкой земле.

Другую группу феодалов составляли служилые феодалы, чаще всего получавшие земли за службу и на время службы. Земельные владения имели и церковная знать, монастыри. Крестьяне, жившие на землях светских и духовных феодале», находились в различных формах зависимости. Важное положение в Галицко-Волынской Руси занимали города Галич, Львов, Холм, Луцк и др. Но городское население в этой земле было малочисленнее, чем в других землях. Для политического строя Галицко-Волынского княжества характерно сильное влияние боярства, а в связи с этим и влияние боярского совета.

Для Галицко-Волынского княжества характерно сохранение системы дворцово-вотчинной организации управления и системы кормления. В города князья посылали посадников, на места — воевод и волостелей, выполнявших административные и судебные функции.

Основным правовым памятником Руси в период феодальной раздробленности оставалась Русская Правда. Списки этого документа дополнялись и изменялись в зависимости от интересов и потребностей местных властей. Типичный: для феодализма партикуляризм права особенно проявился именно в этот период. Кроме Русской Правды, действовали княжеские церковные уставы киевских князей (Устав князя Владимира о десятинах, церковных судах и людях церковных, Устав князя Ярослава о церковных судах) и местные правовые документы – княжеские грамоты, уставы. Так, известны грамота Ивана Ростиславовича Берладника (1134 г.) - князя Галиции; Рукописания князя Владимира Васильковича (1287 г.) - завещание Волынского князя; уставная грамота Волынского князя Мстислава Смоленского (ХП в.); уже упоминавшийся договор (''правда") Смоленска с Ригой и Готским берегом (1229 г.). Многие правовые акты и памятники письменности погибли в годы междоусобия и иноземных нашествий, что не дает историкам возможности рассмотреть правовую систему этого периода достаточно подробно. Исключение составляет право Новгорода и Пскова.

Сложившаяся на Руси в ХШ ХIV вв. политическая обстановка усугубляла тяготы феодальной раздробленности. Русским землям приходилось выдерживать наступление иноземных захватчиков и с Запада, и с Востока. Вторжение немецких крестоносцев в Прибалтике было одним из этапов их агрессии на Востоке, направленной на захват славянских земель. Русским княжествам угрожала и шведская экспансия.

В начале ХШ в. русские земли подверглись опустошительному нашествию монголо-татарских племен. Завоевание ими Руси заняло несколько лет. В связи со значительными потерями монголо-татары не смогли реализовать планы дальнейшего продвижения в страны Западной Европы. Нашествие принесло неисчислимые беды русскому народу: были разрушены многие города, уничтожены, расхищены культурные и материальные ценности, погибло большое число людей.

Монголо-татарское нашествие задержало развитие экономики, культуры Руси на многое десятилетия. Значительно медленнее по сравнению со странами Западной Европы возникали и развивались предпосылки создания единого Русского государства, преодоления феодальной раздробленности. Кроме того, татарские ханы как верховные сюзерены русских земель присвоили себе право назначать великого хана (выдавали ярлык на великое княжение) и пользовались этим, чтобы разжигать феодальные распри.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

27353. ормально-динамическое направление 24.61 KB
  Соотношение а темперамента и успешности учебной деятельности б темперамента и характера. А Тип темперамента влияет не столько на успешность учебной деятельности обучающегося сколько на выбор способов исполнения учебной деятельности. Особенности темперамента человека не только проявляются в его поведении но и определяют своеобразие динамики познавательной деятельности и сферы чувств отражаются в побуждениях и действиях человека а также в характере интеллектуальной деятельности особенностях речи и т. Тип темперамента есть прирожденный...
27354. Проблема деятельности в психологии образования 24.13 KB
  Проблема деятельности в психологии образования. О деятельности как об объяснительном принципе говорят в том случае если понятия и положения теории деятельности применяют к анализу психических процессов сознания личности Ю. Так можно вести речь о деятельности восприятия деятельности мышления. Психология наука о законах порождения и функционирования психического отражения индивидом объективной реальности в деятельности человека и поведении животных.
27355. Психическое развитие ребенка до поступления в школу 23.71 KB
  Психическое развитие ребенка до поступления в школу. У детей этого возраста уже сформирована достаточно высокая компетентность в различных видах деятельности и в сфере отношений например: у ребенка развито устойчивое положительное отношение к себе уверенность в своих силах; умеет учитывать интересы других детей в некоторой степени сдерживать свои эмоциональные порывы; умеет следовать инструкции взрослого придерживаться игровых правил; новый этап развития познавательных способностей; преобладание общественно значимых мотивов над...
27356. Проблема готовности ребенка к обучению в школе 18.85 KB
  Проблема готовности ребенка к обучению в школе. Готовности ребенка к обучению в школе желания учиться умения общаться со сверстниками и взрослыми способности решать сложные задачи стремления к достижениям самостоятельности и ответственности. Под психологической готовностью к школьному обучению понимается необходимый и достаточный уровень психологического развития ребенка для усвоения школьной программы при определенных условиях обучения. Основные компоненты готовности ребенка к школе.
27357. Учебная деятельность как ведущая в младшем школьном возрасте 23.74 KB
  Давыдова учебная деятельность один из видов деятельности школьников и студентов направленный на усвоение ими посредством диалогов и дискуссий теоретических знаний и связанных с ними умений и навыков в таких сферах общественного сознания как наука искусство нравственность право и религия. Концепция учебной деятельности является в психологии одним из подходов к процессу учения реализующим положение об общественноисторической обусловленности психического развития. Она сложилась на базе основополагающего диалектикоматериалистического...
27358. Формирование учебной мотивации у младших школьников 22.96 KB
  Учебная мотивация определяется как частный вид мотивации включенный в определенную деятельность в данном случае деятельность учения учебную деятельность. Матюхина выделяет две основные группы мотивов: Мотивы заложенные в самой учебной деятельности: Мотивы связанные с содержанием учения: ученика побуждает учиться стремление узнать новые факты овладеть знаниями способами действий проникнуть в суть явлений и т. Мотивы связанные с самим процессом учения: ученика побуждает учиться стремление проявлять интеллектуальную активность...
27359. Концепции развивающего обучения 18.79 KB
  Основы теории развивающего обучения были заложены Л. Занкова было предпринято масштабное экспериментальное исследование по изучению объективных закономерностей и принципов обучения. Усилия исследователей были направлены на разработку дидактической системы обучения младших школьников имеющей целью их общее психическое развитие.
27360. Психологические основы проблемного обучения 21.31 KB
  История проблемного обучения начинается с введения так называемого исследовательского метода многие правила которого были разработаны Джоном Дьюи. В XX столетии идеи проблемного обучения получили интенсивное развитие и распространение в образовательной практике. В зарубежной педагогике концепция проблемного обучения развивалась под влиянием идей Дж.
27361. Исследовательское обучение в начальной школе 24.68 KB
  Главная особенность исследовательского обучения активизировать учебную работу детей придав ей исследовательский творческий характер и таким образом передать учащимся инициативу в организации своей познавательной деятельности. Если задачи исследовательского обучения свести к поощрению учащегося проявлять природную любознательность задавать вопросы и стараться самостоятельно находить на них ответы то оказывается что мы отстаиваем лишь то о чем давно говорили и что даже осуществляли на практике многие талантливые педагоги прошлого....