46621

Анализ программы «Изобразительное искусство» под ред. В.С.Кузина (1-7 класс)

Шпаргалка

Педагогика и дидактика

3 В основе программы лежат принципы:1 тематический принцип планирования учебного материала; 2принцип воспитывающего обучения; 3научность обучения; 4доступность обучения; 5систематичность и последовательность бучения; 6сознательность и активность в обучении; 7принцип межпредметных связей; 8преемственности; 9прочности усвоения матла; 10проблемности. Сущность процесса обучения. Процесс обучения это целенапр. науки и процесс обучения дидактич.

Русский

2013-11-24

22.42 KB

111 чел.

Экзаменационный билет № 4.
1. Анализ программы «Изобразительное искусство» под ред. В.С.Кузина (1-7 класс).

План: 1) Концепция, Программа и ее особенности 2)  задачи 3) основа программы-принципа 4) основные виды деятти 5) учебно-методич.обеспечение.  

1) Концепция "Школа рисунка - графическая грамота" (Авторы концепции Ростовцев Н.Н. и Кузин В.С.) продолжает традиции зародившиеся в дореволюционной методике  рисования.  В основе концепции лежит подход к обучению разработанный для Академии Художеств. Одной из главных задач этого подхода является обучение рисованию с натуры и реалистической передаче объектов.  Программа «Изобразительное искусство» в рамках данной концепции сильно изменилась за время своего существования. Авторами действующей в настоящее время программы «изобразительное искусство» являются: Кузин В.С., Шорохов Е.В и др. Программа рассчитана на 1 ч. В неделю.

2)Основные задачи действующей программы: 1.овладение учащимися знаниями элементарных основ реалистического рисунка, формирование навыков рисования с натуры, по памяти, по представлению, ознакомление с особенностями работы в области декоративно-прикладного и народного искусства, лепки и аппликации; 2.развитие у детей изобразительных способностей, эстетического восприятия, художественного вкуса, творческого воображения, пространственного мышления, эстетического чувства и понимания прекрасного, воспитание интереса и любви к искусству.

3) В основе программы лежат принципы:1) тематический принцип планирования учебного материала; 2)принцип воспитывающего обучения; 3)научность обучения; 4)доступность обучения; 5)систематичность и последовательность бучения; 6)сознательность и активность в обучении; 7)принцип межпредметных связей; 8)преемственности; 9)прочности усвоения мат-ла; 10)проблемности.

4) К имевшимся в ранее существующей программе четырем типам учебных занятий: рисование с натуры, декоративное рисование, рисование на темы, беседы об искусстве, сейчас добавились также - иллюстрирование (композиция), лепка, аппликация с элементами дизайна. "Рисование с натуры (рисунок и живопись) включает в себя также рисование по памяти и по представлению объектов действительности карандашом, а также акварельными и гуашевыми красками, пером и кистью. ... "Рисование на темы - это рисование композиции на темы окружающей жизни, иллюстрирование сюжетов литературных произведений, "Обучение декоративной работе осуществляется в процессе выполнения учащимися творческих декоративных композиций, составления эскизов оформительских работ Лепка. "Основным содержанием этого раздела является лепка из пластилина (а где возможно, и из глины) листьев, деревьев, фруктов, овощей, предметов быта, птиц и животных с натуры, по памяти и по представлению. Лепка фигурок человека по памяти и на темы сюжетов быта и труда человека".Аппликация. " В содержание этого раздела входит составление цветных наклеенных рисунков (аппликаций) с натуры овощей, фруктов, цветов, животных, фигуры человека, составление сюжетных композиций и декоративных работ. Беседы об изобразительном искусстве.

5)  Авторы составляют учебно-методические комплекты по программе, включающие учебники, рабочие тетради для школьников и методические пособия для учителей.
Вывод: целостная концепция преподавания в отличии от разрозненного учебно-тематического плана  обеспечивает системность освоения содержания по предмету.

2. Сущность процесса обучения. Его структура, движущие силы.

Процесс обучения – это целенапр. активное взаимодействие преподавателя и учащихся, часть целостного пед.процесса, в результате которого у обучающегося формир. определенные ЗУН, опыт деят-ти и поведения, личностные кач-ва. Обучение - социально обусловленный процесс, вызванный необходимостью формирования человека как субъекта общественных отношений. Обучение есть целенаправленный пед. процесс организации и стимулирования активной учебно-познавательной деятельности учащихся по овладению научными знаниями, умениями и навыками, развитию творческих способностей, мировоззрения и нравственно-эстетических взглядов и убеждений.    

Процесс формирования у школьника ЗУН, процесс его личностного развития происходит только в результате его собственной деятельности.

Обучение, как категория пед. науки, и процесс обучения (дидактич. процесс) понятия не тождественные, не синонимы. Процесс – это смена состояния системы обучения как целостного педагогического явления, как фрагмента, как акта педагогической деятельности. Осуществляясь на разных уровнях, процесс обучения носит циклический характер, и важнейшим, главным показателем развития циклов учебного процесса являются ближайшие дидактические цели: образовательная; воспитательная и развивающая.

Обучение, как целостная система содержит в себе множество взаимосвязанных элементов: цель, учебную информацию, средства, формы их деятельности и способы осуществления пед. руководства учебной и другими видами деят. и повед. учащихся.

Системообразующими понятиями пр. обучения как системы выступают цель обучения, деят.учителя (преподавание), деят. учащихся (учение) и результат. Переменными составляющими выступают средства управления (содержание уч. материала, методы обучения, организационные формы обучения). Связь переменных компонентов с постоянными смыслообразующими компонентами, зависит от цели обучения и его конечного результата.  

Овладение знаниями, способами деятельности (умениями) может происходить в двух основных вариантах построения учебного процесса: репродуктивном и продуктивном (Загвязинский).

В обучении выделяют следующие структурные компоненты:

• целевой;

• потребностно-мотивационный;

• содержательный;

• операционно-деятельностный;

• эмоционально-волевой;

• контрольно-регулировочный;

• оценочно-результативный.

Движущие силы и стимулы внутренне присущи процессу обучения как общему явлению, удовлетворяющему потребности детей, имеющему для них глубокий личностный смысл.

личность учителя, его эрудиция и мастерство преподавания.

доброжелательные отношения учителя к учащимся, основанные на уважении и требовательности к ним

подлинный глубокий интерес к учению (не внешний стимул разнообразной деят.). Проявляется как результат углубленной познав. работы и проявляется как направленность, влечение, мощная движущая сила.

внутренний и поверхностный интересы как движущие силы обучения находятся между собой в сложной взаимосвязи и взаимозависимости. На смену поверхностному интересу в обучении неизбежно приходят более сильные и устойчивые стимулы, образующие и углубляющие внутренний интерес. Интересы могут быть едины и противоположны, могут дополнять и противоречить друг другу. Источником одного из них является “познав рефлекс”, другого – педагогически организованный упорный труд.

противоречие между нуждой в ЗУН и их отсутствием  рождает потребность в познав. деятельности; удовольствие от успеха; осознание общественной важности успешной учебы.

механизмом и одновременно движущей силой учебной деятельности детей является преодоление противоречий, в процессе которых образуются и постепенно осознаются детьми действительные мотивы – стимулы. Противоречия уч. деят-ти как движущие силы пр.обучения и источник образования внутренних стимулов подразделяются на две основные группы. 1противоречия самой жизни 2 внутренние противоречия развития формирующейся личности. 
3. Выполнить изображение кошки (сидящей) мелом на доске с соответствующим словесным объяснением.
1. В начале обозначаем размеры и расположение кошки на листе.

2. Определить части тела кошки при помощи геометрических фигур: голова – круг, тело (грудка, спинка объеденены) – овал, задняя лапка – круг.

3. Проработать форму тела: соединяем намеченные фигуры плавными линиями, намечаем линии глаз и носика на голове.
4. Прорабатываем голову: прорисовываем черты мордочки (глаза, носик, ушки и тд.).

5. Дорабатываем тело, прорисовываем лапки, хвост.

6. Прорабатываем детали.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

25587. Становление понятийного аппарата психологии как предмет истории психологии 27.5 KB
  Его нельзя смешивать с предметом самой психологии как науки. История же психологии описывает и объясняет как эти факты и законы открывались порой в мучительных поисках истины человеческому уму. Задача истории психологии: Задачей истории психологии является анализ возникновения и дальнейшего развития научных знаний о психике.
25588. Основные категории психологии в их исторической перспективе 30.5 KB
  Субъект личность индивид Это к Рубинштейну или куда Человека как субъект деятельности. Человек субъект 3х видов деятельности по Рубинштейну: работа игра учеба. Ананьев выделяет общение как вид деятельности. Игру рассматривал как производную от ведущего типа деятельности.
25589. Принципы отечественной психологии в их истории и развитии 36 KB
  Принцип отражения. Принцип развития. Выявлен принцип гетерохронности психики.
25590. Основные проблемы психологии и способы их решения в истории психологии 41 KB
  Значение и актуальные задачи психологической историографии Зачем мы изучаем историю психологии и действительно Идеологическая функция Некоторые работы служат основой для материалистических и идеологических школ мыслей Гносеологическая функция Нам важна роль психологии и ее истории в становление научной картины мира Функция междисциплинарной связи История психологии развивалась в тесной связи с другими науками вспомните астрономию Кумулятивная функция Накопительная функция. Память науки это сбережение преумножение информации и...
25591. Основные способы изложения истории психологии 32 KB
  Основные способы изложения истории психологии Выделяют несколько подходов к изучению истории психологии. Хронологический подход для каждого конкретного момента существует характерная атмосфера мнений которая воздействует на исследователя. Персонологический подход через характеристику научных взглядов мыслителей прошлого. В основе этого подхода лежит идея о том что история делается великими людьми Карлейль.
25592. Значение и актуальные задачи психологической историографии 27 KB
  Память науки это сбережение преумножение информации и знаний Прогностическая функция Прогноз основан на предыдущем опыте Прагматическая функция В какой мере психология имеет потенцию для решения прикладных задач в области бизнеса медицины образования начало в 70е годы сейчас активно развивается Мировоззренческая функция Представление об окружающем мире и отношение к нему Аксиологическая Изучение истории психологии помогает психологам формировать оценочные суждения строить шкалу оценки новых фактов и теорий знание прошлого ...
25593. Возникновение эволюционных идей в древности 28 KB
  своими взглядами на возникновение и развитие животных в наивной и фантастической форме высказывает идею эволюции. По мнению этого древнегреческого мыслителя путь развития животных представлен четырьмя периодами. В последний период происходит дифференциация полов и возникновение животных и людей путем размножения. Развитие животных возникает по необходимости.
25594. Представления об анатомо-физиологических основах психики в античную эпоху 28.5 KB
  Все эти анатомофизиологические сведения периода эллинизма объединил и дополнил римский врач Гален II в. Галену принадлежат открытия связанные с выяснением строения и функций головного и спинного мозга. Предприняв серию опытов с перерезкой нервов снабжающих различные мускулы Гален пришел к выводу: . Также экспериментально Гален установил функции спинного мозга.
25595. Возникновение бихевиоризма в зарубежной психологии и его современные формы 29.5 KB
  оно не наблюдаемо надо изучать наблюдаемое поведение. Необихевиоризм: Толмен ввел понятие промежуточной переменной промежуточные факторы между стимулом и реакцией В отличие от других бихевиористов Толмен настаивал на том что поведение не сводится к выработке двигательных навыков. И тем не менее оно способно изменять поведение. Скиннер переходит к разработке методов целенаправленного обучения и управления поведением.