46623

Эмиль Антуан Бурдель

Доклад

Культурология и искусствоведение

С их подчас неистовой экспрессией Памятник павшим в Монтобане бронза 1893 1902 отмечены дробностью ритмов объёмов усложнённостью общего построения. отличаются единством конструктивности и динамики контрастностью света и тени грубоватоэнергичной обработкой утрированнокрупных плотных форм активностью пространственного построения Геракл стреляющий из лука 1909 Пенелопа 1909 12 Сафо 1924 25 все бронза. Роден бронза 1909; А. Франс бронза 1919 Б.

Русский

2013-11-24

22.67 KB

3 чел.

Лучшие произведения Эмиля Антуана Бурделя (1861—1929), художника напряженных чувств и высоких помыслов, проникнуты духом героической борьбы, созвучной прогрессивным устремлениям эпохи. Сын республиканца, художник демократических взглядов и широкого понимания задач искусства, Бурдель возрождает пришедшую в конце 19 века в упадок монументальную скульптуру. В центре его внимания могучие характеры, люди действенные, активные, целеустремленные. Основная тема искусства Бурделя — героическое действие, понимаемое в самом широком плане, не только как воинский героический подвиг, но и как творческое напряжение, как духовная деятельность. Обладая редким для начала 20 века пониманием связи архитектуры и скульптуры, Бурдель тяготел к конструктивному построению монументальных форм, к динамике крупных пластических масс, подчеркнутой резкости шероховатой обработки поверхности, как бы исполненной внутреннего движения. В поисках лаконичного пластического языка он обращался к искусству Древнего Востока, античной архаике, французской готике, мечтал о создании великих памятников и монументальных ансамблей.

Идеал человека первозданной необузданной силы выражен Бурделем в статуе «Стреляющий Геракл» (1909, Париж, Музей современного искусства). Экспрессия драматического образа «естественного человека» раскрывается в момент предельной концентрации энергии могучей фигуры, пронизанной движением, напряженной, как гигантская натянутая пружина перед разрядкой. Динамичность композиции, многоаспектно развернутой в пространстве, не нарушает цельности пластического решения. В дальнейшем Бурдель перешел к образам высокой одухотворенности и суровой нравственной силы. В Аполлоне (1900—1904, Париж, Музей Бурделя) он воплотил идеал человека с могучим интеллектом, видя в нем олицетворение светлого активного начала, торжествующего над мраком. В грандиозной бронзовой конной статуе генерала Альвеара (1914—1923, Буэнос-Айрес), возведенной на высоком пьедестале из розового гранита, архитектоническое построение форм, удлиненные пропорции, чеканная линия силуэта, утяжеленность деталей, пластическая игра рождают образ огромной силы. Размещенные по углам пьедестала стройные могучие фигуры аллегорий, олицетворяющих Победу, Свободу, Силу и Красноречие, полны сурового пафоса и строгой нравственной красоты.

Процесс дегуманизации общества и отчуждения личности в 20 века, ее бунт против гнета извне, появление людей со сложной нервной организацией и мощным интеллектом вызвали расцвет психологического портрета. Бурдель создал галерею ярких, отмеченных эмоциональностью и психологической сложностью портретных образов. Его «Бетховен» (Париж, Музей Бурделя) — воплощение могучего напора творческой энергии, трагического величия, революционной патетики.

Бурдель (Bourdelle) Эмиль Антуан (30.10.1861, Монтобан, — 1.10.1929, Ле-Везине), французский скульптор. Учился в школах изящных искусств в Тулузе (1876—84) и Париже (1884—86). Работал в мастерских А. Фальгьера (1884) и О. Родена(1893—1908). Преподавал в студии Гранд Шомьер (1909—29). Произведения Б. конца 1880-х — начала 1900-х гг., с их подчас неистовой экспрессией ("Памятник павшим" в Монтобане, бронза, 1893—1902), отмечены дробностью ритмов, объёмов, усложнённостью общего построения. В дальнейшем, стремясь к героизации и монументализации образов, Б. творчески претворяет традиции греческой архаики и ранней классики, европейского средневекового искусства; произведения Б. отличаются единством конструктивности и динамики, контрастностью света и тени, грубовато-энергичной обработкой утрированно-крупных, плотных форм, активностью пространственного построения ("Геракл, стреляющий из лука", 1909, "Пенелопа", 1909—12, "Сафо", 1924—25, — все бронза). В портретах ("О. Роден", бронза, 1909; "А. Франс", бронза, 1919) Б. выявлял напряжённость духовной жизни человека; в памятнике К. Альвеару в Буэнос-Айресе (бронза, 1915—23), в установленных в Париже статуе "Франция" (бронза, 1925) и памятнике А. Мицкевичу (бронза, 1909—29) стремился выразить гражданские идеи. В отдельных произведениях Б. 20-х гг. появляются черты декларативности, стилизации и архаизации. Б. работал также как рисовальщик и живописец (фрески Театра Елисейских полей, 1912). Творчество Б., одного из крупнейших монументалистов своего времени, заняло видное место в прогрессивном французском искусстве 1-й трети 20 в.

БУРДЕ́ЛЬ (Bourdelle) Эмиль Антуан (30 октября 1861, Монтобан — 1 октября 1929, Ле Везине), французский скульптор, график. 
Родился в семье резчика по дереву, в 13 лет стал помогать отцу, резал декоративные детали для украшения мебели и одновременно занимался в Художественной школе Монтобана. Дальнейшее образование получает в Тулузе, в Школе изящных искусств (1876—84), затем в Школе изящных искусств Парижа, у Фальгиера (1884—86). Через два года уходит, вспоминая впоследствии: «Понадобилось десять лет, чтобы избавиться от злополучного влияния» — настолько бессмысленной и устаревшей предстала перед ним академическая система. «Лувр, мастера Нотр-Дам, Пюже, Бари — вот мои истинные учителя». 
«Адам» (1889, бронза, Париж, Музей Бурделя) — одно из первых самостоятельных произведений Бурделя, свидетельствующих о его профессиональном мастерстве. В 1893 он получает заказ на «Памятник павшим в войне 1870—1871» для Монтобана (установлен в 1902, бронза, гранит). Четыре фигуры памятника исполнены динамизма и экспрессии, олицетворяя кровавый ужас войны. Напряжение форм доведено до болезненной нервозности, предвещая приемы будущих экспрессионистов. В памятнике ощутимо влияние О. Родена (см. РОДЕН Огюст), в мастерской которого Бурдель начинал работать в эти годы в качестве пратисьена (помощника). Однако необузданная экспрессия его не удовлетворяет, он хочет вернуть пластику в русло строгих законов архитектоники (см. АРХИТЕКТОНИКА). Об этом свидетельствует голова «Аполлона» (1900, бронза, Париж, Музей Бурделя), отмеченная мужественной энергией и благородством, воплощенными в строгих, четких формах. Бурдель стремится идти своим путем. Безудержная энергия человека 20-го столетия, его дерзкая воля нашли пластическое воплощение в «Стреляющем Геракле» (1909, бронза, там же) — одном из самых известных произведений мастера. Ясная логика конструкции, лапидарность объемов, четкий, ясный силуэт отличает «Пенелопу» (1912, бронза, там же). Ощущение устойчивости усиливает звучание основной идеи: ни стихиям, ни бурям не сломить верности и воли этой женщины. «Так ждут бретонки своих мужей, ушедших в море», — говорил о «Пенелопе» Бурдель. Он становится признанным мастером монументальной пластики, ему поручаются важные государственные заказы не только во Франции, но и в других странах. В 1910—13 он выполняет мраморные рельефы для Театра Елисейских полей в Париже (архитектор О. Перре), добиваясь единства скульптуры и архитектуры. Тема центрального фриза — «Размышления Апполона и музы», в трактовке муз заметно влияние греческой архаики, хотя в работе над декором театра Бурделя вдохновляла Айседора Дункан (см. ДУНКАН Айседора) (он рисовал ее во время исполнения танцев и оставил серию великолепных рисунков, передающих легкие, стремительные движения танцовщицы). Кроме огромного фриза (14 м х 2,48 м), скульптор выполнил пять отдельных рельефов между окнами на боковых фасадах. 
В 1912—23 Бурдель работает над памятником генералу Альвеару для Буэнос-Айреса — вероятно, одним из самых благородных и возвышенных произведений монументальной скульптуры 20 столетия. На высоком постаменте помещена конная статуя генерала, по углам постамента четыре аллегории: Сила, Победа, Свобода, Красноречие. Эти статуи — одна из самых больших удач художника. Художник работал над монументом в годы Первой мировой войны и вложил в него свой гнев и тревогу: «Я видел перед собой пылающий Реймс... И тогда я вооружил мою Победу мечом Нации. Надо мной простиралось военное небо Франции...». 
В 1909—29 Бурдель работает над памятником польскому поэту А. Мицкевичу (см. МИЦКЕВИЧ Адам), которого он представляет в образе странствующего пророка. Статуя «Франция» (1925) была поставлена в память павшим в войне 1914—1918, на родине Бурделя в Монтобане, затем в Форте Вобан, в Бриансоне, а спустя десятилетия в Париже — в честь волонтеров «Свободной Франции, павших за честь и свободу Франции 18 июня 1940 года — 8 мая 1945». Монументальностью замысла отмечены также и другие работы Бурделя: «Умирающий кентавр» (1914) и «Сафо» (1925, обе бронза, Музей Бурделя) — воплощение трагизма судьбы поэта и творца. 
Значительностью образов отмечены портреты Бурделя. При остроте индивидуальной характеристики в них запечатлена мощь духовной энергии их создателя; по его словам, «любой портрет является одновременно изображением и модели, и автора». Для каждого образа он прежде всего хотел найти как бы «пластический ключ»: «Чтобы сделать портрет гения, надо сначала четко представить себе форму его сущности». Портреты Бетховена с их словно пульсирующей фактурой, динамичностью объемов, контуров всех деталей должны были, по мысли Бурделя, воплотить душу музыки (начиная с 1888 он выполнил около 50-ти вариантов портрета композитора, последний, «Бетховен на кресте», делался в 1929). Творческая мощь запечатлена в бюсте Энгра (2 варианта, 1908, бронза, Монтобан, Музей Энгра); могучий «Роден» подобен скале, утесу (1909, бронза, Музей Родена в Париже); «Анатоль Франс» — олицетворение высокой, благородной мысли (1919, бронза, Оттава, Национальная галерея Канады).


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

21840. Возведение каменных зданий 113 KB
  В зависимости от нагрузки и условий работы для обеспечения устойчивости и повышения несущей способности отдельных элементов столбов стенок простенков их усиливают стальной арматурой. Отделочные и специальные работы отличаются большим разнообразием и выполняются по дизайнпроектам. Таблица 52 Цикл Наименование процессов Очерёдность выполнения работ Подземная часть Устройство котлована траншей под фундаменты. Отделочные и специаль ные работы Отделочные работы: штукатурные малярные плиточные столярные...
21841. Монтаж крупнопанельных зданий 107.5 KB
  Конопатка швови другие работы по стыкам внутри здания. бетонные работы.Специальные работы 1 этапа. Плиточные работы.
21842. Возведение одноэтажных промышленных зданий 111.5 KB
  L ширина пролёта; b шаг колонн; продольные и поперечные оси; обозначения осей. Размеры пролётов связаны с определёнными высотами и шагом колонн грузоподъёмностью крана и подкрановыми габаритами. Несущий каркас в виде железобетонных рам образованных защемлёнными в фундаментах колоннами и шарнирно опирающимися на них стропильными фермами или балками обеспечивает поперечную жёсткость здания. что позволяет увеличивать шаг колонн 36м.
21843. Рамно-шарнирный индикатор (РШИ) 59 KB
  База РШИ оборудована кольцевыми подмостями и поворотными люльками расположенными в уровне верхнего и нижнего этажей яруса колонн. За базовую модификацию принят РШИ для ячейки 6х6м с двухэтажной разрезкой колонн. Комплект монтажного оснащения должен включать не менее 4х РШИ иметь свой номер определяющий положение в цепи и устанавливаться в одноименные ячейки по вертикали.
21844. Монтаж каркасных многоэтажных зданий 78 KB
  Все размеры несущих и ограждающих конструкций кратны номинальным размерам с восприятием горизонтальных усилий жёсткими узлами рам; связевой при которой колонны работают только на вертикальные нагрузки а горизонтальные воспринимаются системой вертикальных дисков и ядер жёсткости; и рамнопланировочного модуля 05м и высотного 06м. Сетка колонн кратна укрупнённому планировочному модулю 15м. Промышленные здания выполняются из железобетонных элементов с сеткой колонн 6х6 или 6х9м высотой этажей 3672м количество этажей от 2 до 12 с...
21845. Управление риском. Основные понятия и определения 97.5 KB
  Все участники проекта заинтересованы в том чтобы исключить возможность провала проекта или хотя бы убытка для себя. Вместе с тем ни у кого из них нет и не может быть уверенности в благополучном исходе проекта риск в любом реальном деле общепризнан. Под неопределенностью понимается неполнота или неточность информации об условиях реализации проекта в том числе о связанных с ними затратах и результатах. Неопределенность связанная с возможностью возникновения в ходе реализации проекта неблагоприятных ситуаций и последствий характеризуется...
21846. Реализация проекта и обратная связь 76.5 KB
  Реализация проекта и обратная связь. Организационные формы управления проектами Структуры управления проектами Это понятие включает в себя вопервых организационные формы и вовторых организационные структуры управления проектом Под организационной структурой управления проектом понимают совокупность взаимосвязанных органов управления расположенных на различных ступенях системы. Использование системы управления проектами предполагает создание специальной группы которая становится самостоятельным участником проекта или структурно входит...
21847. Управление качеством проекта 88 KB
  В чем же здесь роль управления проектами и чем новая система может помочь Оказывается весьма многим прежде всего потому что обеспечение требуемого уровня качества есть задача организационноэкономическая и проектменеджер оказался именно той фигурой которая в состоянии вооружившись методологией управления проектами навести должный порядок в сложном и потому зачастую хаотичном мире среды и окружения проекта. Задача обеспечения качества на должном уровне пронизывает весь жизненный цикл проекта. А потому задача этой главы показать не...
21848. Человеческие аспекты в управлении проектами 49 KB
  Создание проектной команды. В практике проектменеджмента используются два основных вида структуры проектной команды. Матричная форма структуры команды Эта форма применяется как правило для малых и средних проектов продолжительность жизненного цикла которых до двух лет этот критерий в разных странах варьируется от 05 до 2 лет. Преимущества: гибкость в организации и развитии команды; полномочия функциональных отделов фирмы не дублируются; наличие у членов команды уверенности в завтрашнем дне .