46641

Прогнозирование возможной радиационной обстановки и ее оценка

Доклад

Безопасность труда и охрана жизнедеятельности

Полученные размеры ОЯП и зон РЗ ВП наносят на карту или схему местности с учетом принятого или фактического направления ветра. Методика прогнозирования и оценки зон РЗ местности при ЯВ. На 1 этапе определяют размеры зон Р3 изображают их на карте схеме местности в соответствующих цветах и находят в какую зону по РЗ попал рассматриваемый объект. На 3 этапе разрабатывают текст оповещения населения об опасности РЗ местности и принимают решения по работе персонала объекта.

Русский

2013-11-24

23.62 KB

16 чел.

Прогнозирование возможной радиационной обстановки и ее оценка. Такая обстановка может возникнуть при ЯВ и аварии на АЭС или предприятиях ядерно-топливного цикла.

В процессе прогнозирования определяют размеры ОЯП и зон РЗ (а для АЭС - внутреннего поражения или зон ВП) по оси следа радиоактивного облака, а затем и на различных временных отрезках с учетом изменения метеоусловий. При этом берут самый неблагоприятный вариант: при ЯВ - ось следа радиоактивного облака проходит через объект экономики или населенный пункт и произведен наземный ЯВ; при аварии на АЭС - ось следа облака также проходит через объект экономики или населенный пункт, степень вертикальной устойчивости атмосферы (СВУА) - изотермия при скорости ветра на высоте 10 м (V10), равной 5 м/с, разрушение ядерного реактора, с выбросом РВ в пределах 10% всей активности.

Полученные размеры ОЯП и зон РЗ, ВП наносят на карту (или схему) местности с учетом принятого (или фактического) направления ветра. Затем ведется оценка прогнозируемой обстановки в направлении обеспечения БЖД людей и успешного функционирования объекта экономики или населенного пункта. При этом, выбирают варианты действий людей на объекте и в быту, при которых исключались радиационные потери при принятой радиационной их защите.

Методики прогнозирования и оценки возможной радиационной обстановки различны как для ЯЗ, так и для аварии на АЭС. Поэтому ниже рассмотрим их кратко, считая, что детально с ними студенты будут знакомиться по практикуму [5] при выполнении практических занятий или курсовой работы по данной дисциплине.

3.3.2.1. Методика прогнозирования и оценки зон РЗ местности при ЯВ. Исходными данными при этом служат: время, место, вид и мощность ЯВ, скорость ветра и т.д., а также рекомендуемый (см. выше) самый неблагоприятный вариант ЯВ по последствиям.

При ЯВ, как известно, образуются по следу радиоактивного облака четыре зоны РЗ (их характеристики см. в п.п. 3.1.1.2). Методика прогнозирования и сценка этих зон состоит из 4 этапов. На 1 этапе определяют размеры зон Р3, изображают их на карте (схеме) местности в соответствующих цветах и находят, в какую зону по РЗ попал рассматриваемый объект. Каждая зона регламентирует действия людей и возможность работы на объекте (например, в зоне Б необходимо укрыться в убежищах и работу продолжают через 1 сутки).

На 2 этапе находят значение уровня радиации на 1 ч после ЯВ в месте нахождения данного объекта, время начала облучения работников объекта и возможную дозу их облучения за первые сутки после ЯВ при нахождении на улице, в зданиях и защитных сооружениях (ЗС). Найденную дозу сравнивают с допустимой и принимают решение об эвакуации населения и рассредоточении работников объекта в загородной зоне. Для более точного определения времени эвакуации и рассредоточения проводят оценочный расчет полученных людьми доз за 6...1 ч после ЯВ.

На 3 этапе разрабатывают текст оповещения населения об опасности РЗ местности и принимают решения по работе, персонала объекта. Например, работающая смена, находятся на местах, но одевает (или нет) соответствующие СИЗ; прекращает работу с подходом радиоактивного облака и укрывается в ЗС на время, установленное расчетом; эвакуируется с объекта. При кратковременном прекращении работы и последующем ее возобновлении на зараженном объекте необходимо подобрать радиационный режим защиты персонала объекта.

На 4 этапе определяют допустимое время начала спасательных и неотложных аварийно-восстановительных работ (СНАВР), количество и продолжительность работы каждой смены при заданной (допустимой) дозе облучения людей на первые и последующие сутки. Этот этап достаточно трудоемкий, но следует помнить, что СНАВР необходимо выполнять при требуемом уровне безопасности людей.

3.3.2.2. Методика прогнозирования и оценки зон РЗ местности и ВП людей при аварии на АЭС. Исходными данными при этом служат: время аварии, тип реактора, метеоусловия, коэффициенты ослабления в местах нахождения людей и т.д., а также рекомендуемый неблагоприятный вариант аварии по последствиям.

При аварии на АЭС образуются: 1) пять зон РЗ местности, обозначаемых буквами А' (слабое  РЗ), А (умеренное  РЗ), Б (сильное РЗ), В (опасное РЗ) и Г (чрезвычайно опасное  РЗ) с характеристиками  в табл. 5; 2) две зоны ВП людей, обозначаемых буквами Д' (опасное ВП) и Д (чрезвычайно опасное ВП) с характеристиками в табл. 5.

Таблица 5

Зоны*

РЗ и ВП

Р1=Д  /400, рад/ч

Доза до полного распада Д

Размеры зоны, км

внешнего облучения, рад

внутреннего облучения, рад

длина

ширина

А'

0,014

5,6

-

300

20

А

0,14

56

-

100

4

Б

1,4

560

-

20

2

С

4,2

1680

-

10

1

Г

14

560

-

Не образуется

Д'

-

-

30

90

10

Д

-

-

250

44

5

*Для реактора типа РМБК-1000 с выбросом на 200 м 10% продуктов деления при изотермии и V10 = 5 м/с.

Методика прогнозирования и оценки при этом состоит из 3-4 этапов. На 1 этапе определяют СВУА, V10, размеры зон РЗ и ВП и другие характеристики по табл. 5. Затем эти зоны наносят на карту (или схему) местности и устанавливают, в какую  зону по РЗ и ВП попал рассматриваемый объект, а также время начала выпадения РВ из облака (tвып). Последнее сравнивают с временем начала формирования (tформ) радиоактивного следа: при tвып = tнач tформ Д = 0, т.е. выпадения осадков нет и поэтому прогноз завершен; 2) при tвып = tнач > tформ (tнач - время начала облучения) прогноз продолжают.

На 2 этапе находят Д внешнего облучения и внутреннего поражения на объекте и уровень радиации внешнего облучения за 1-ый ч после аварии или Р1, по которому определяют уровни радиации за различное время (на начало выпадения осадков, конец смены, 1 и 3 суток). Затем вычисляют дозы, полученные на открытой местности за 1, 3 и 10 суток и на РМ, при переезде к месту работы и обратно, а также в зоне отдыха работника.

На 3 этапе принимают решение по режиму радиационной защиты как для работников объекта, так и населения (в том числе для взрослых, детей и беременных женщин), йодной профилактике или их эвакуации.

При необходимости проведения СНАВР на АЭС выполняется 4 этап прогноза, который аналогичен одноименному этапу при ЯВ. Главной его особенностью является то, что за 7-кратный промежуток времени уровень радиации при аварии на АЭС уменьшается в 2 раза, а при ЯВ - в 10 раз.

3.3.3. Прогнозирование возможной химической обстановки и ее оценка. Такая обстановка может возникнуть при авариях и утечках на ХОО и применении ХО.

В процессе прогнозирования определяют вид ОВ или СДЯВ, продолжительность поражающего их действия и токсодозу, размеры (глубину и ширину или глубину и угловой размер) ОХП и ЗХЗ, а также время подхода облака зараженного воздуха (ЗВ) к объекту экономики или населенному пункту. При значительном действии ОВ (СДЯВ) прогнозируют обстановку для различных временных отрезков     с учетом изменения метеоусловий. При этом принимают самый неблагоприятный вариант: при применении ХО - район применения оружия с надветренной стороны, V10 до 1 м/с и ось облака ЗВ проходят через объект экономики или населенный пункт; при аварии, утечке на ХОО - разрушается наибольшая емкость со свободным разливом или в поддон СДЯВ при реальных (многолетних) метеоусловиях; разрушается весь ХОО со свободном разливом при СВУА типа "инверсия" и V10 = 1 м/с; интенсивная утечка на высоте ниже 10 м при Vв до 1 м/с и СВУА типа "инверсия". При этом ось облака ЗВ проходит через объект экономики или населенный пункт.

Полученные размеры ОХП и 3Х3 заносят на карту (или схему) местности, с учетом принятого (или фактического) направления ветра. Затем ведется оценка прогнозируемой обстановки в направлении обеспечения БЖД людей и успешного функционирования объекта экономики или населенного пункта. При этом выбирают варианты действий людей на объекте и быту, при которых исключались химические потери при принятой химической защите.

Ниже остановимся на кратком рассмотрении возможных химических обстановок, возникающих в мирное время при химических авариях (разрушениях) и утечках СДЯВ. Более детально с ними знакомились студенты отдельных направлений при выполнении расчетно-графической работы по дисциплине "Экология", а других направлений - будут знакомиться по практикуму [6] при выполнении практических занятий или курсовой работы по дисциплине "БЖД".

3.3.3.1. Методика прогнозирования и оценки ЗХЗ местности при авариях (разрушениях) на ХОО и транспорте. Исходными данными при этом служат: общее количество СДЯВ на объекте и данные о размещении их запасов в технологических емкостях и трубопроводах, количество СДЯВ, выброшенных в атмосферу, и характер их разлива на подстилающей поверхности ("свободно" или "в поддон"), метеоусловия (t воздуха, V10 и СВУА) и т.д., а также рекомендуемый (см. выше) самый неблагоприятный вариант по рассеиванию СДЯВ.

Методика прогнозирования и оценки такой обстановки установлена РД 52.04.253-90 [29] и состоит из 3 этапов. На 1 этапе определяют: 1). при разрушении наибольшей емкости со СДЯВ - эквивалентное количество СДЯВ в первичном и вторичном облаках и продолжительность поражающего действия этого вещества; 2). при разрушении всего ХОО - продолжительность поражающего действия всех выброшенных СДЯВ и суммарное эквивалентное количество СДЯВ во вторичном облаке.

На 2 этапе вычисляют полную, предельно возможную и окончательную глубину 3Х3, площади зон возможных и фактических химических заражений и время подхода облака ЗВ к объекту экономики или населенному пункту (при разрушении всего ХОО вычисление ведется только по вторичному облаку).

На 3 этапе наносят размеры ЗХЗ на карту (или схему) местности и оценивают результаты прогноза, исходя из окончательной глубины заражения, времена подхода облака ЗВ к объекту или населенному пункту и продолжительности поражающего действия СДЯВ. На базе такой оценки предлагается комплекс организационных и инженерно-технических мероприятий и разрабатываются тексты оповещения населения об опасности для каждого случая разрушения на ХОО.

3.3.3.2. Методика прогнозирования и оценки ЗХЗ местности при утечках токсических веществ на объекте. Исходными данными при этом служат: массы выбрасываемого токсического вещества в единицу времени, его токсичность, направление и скорость ветра, характер прилегающей местности и т.д., а также рекомендуемый (см. выше) самый неблагоприятный вариант по рассеиванию вещества.

Методика прогнозирования и оценки вытекает из ОНД-86 [30] и состоит из 3 этапов. На 1 этапе определяют максимальную приземную концентрацию токсического вещества и расстояние от источника утечки. Затем рассчитывают приземные концентрации этого вещества по оси факела утечки до тех пор, пока последняя не будет ниже поражающей концентрации.

На 2 этапе вычисляют приземные концентрации перпендикулярно оси утечки (т.е. ширину поражающей зоны) на тех же удалениях от источника утечки до тех пор, пока последняя не будет ниже поражающей концентрации.

На 3 этапе наносят размеры ЗХЗ на карту (или схему) местности и оценивают результаты прогноза, исходя из глубины и ширины ЗХЗ в направлении обеспечения БЖД населения поселков и отдельных производств, попавших в поражающую ЗХЗ.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

68090. Цінність людини – в її унікальності! 48.5 KB
  Мета: довести ідею неповторності й унікальності кожної особистості, допомогти кожному з учнів знайти в собі те, що відрізняє їх від інших. Обладнання: стікери, постери-самореклами
68091. ЛИКИ ТОЛЕРАНТНОСТИ 39.5 KB
  Усовершенствовать умения толерантного общения в практических упражнениях Информационное сообщение: Современный мир жесток жестокими стали и дети. Именно поэтому мировая общественность в качестве всеобъемлющего средства борьбы за выживание выбрала толерантность как основополагающий...
68092. Культура поведінки 28.5 KB
  Поговорімо діти про культуру про те як треба звертатись до людей щоб кожному було приємно з вами спілкуватись і щоб про кожного з нас люди могли сказати що ви людина вихована культурна. Для цього треба вміти поводитися серед людей знати правила поведінки вживати у у своїй мові чарівні слова які...
68093. Культурное наследие 151.52 KB
  Беседа Какое время года Какой месяц Что вы знаете об этом месяце Последний месяц зимы самый короткий високосный 29 дней небо голубое увеличивается световой день в народе называют лютый бокогрей. Что следует делать если подарок сладости или фрукты а поблагодарить...
68094. Режим дня. Практична робота: організація куточка відпочинку в класі та вдома 37.5 KB
  Мета: вчити учнів розуміти роль розпорядку дня для збереження і зміцнення свого здоров’я; навчити дітей самостійно визначати в себе ознаки втоми; прищеплювати вміння організовувати свою працю і відпочинок правильно облаштовувати куточок відпочинку в класі та вдома.
68095. Мусор как проблема человечества. Борьба Домовёнка Кузи за чистоту родного города Днепропетровска 53 KB
  Цели урока: познакомить учащихся с проблемой переработки мусора и ликвидации свалок бытовых отходов воспитывать бережное отношение к своей планете любовь к природе научить будущие поколения сортировать мусор и собирать бытовые отходы в раздельные баки для будущей переработки и получения...
68096. Квіти в нашому житті 137.5 KB
  Сьогодні на уроці про славні квіти ми поведемо розмову будемо вчитися вживати їх у мовленні удосконалювати наші читацькі та графічні вміння. Перевірка домашнього завдання формування компетентності уміння вчитися Та не можна йти в гості без подарунка.
68097. Головна перспектива України не в Європі і не в Росії, а в самій Україні 129.5 KB
  Мета: Розширити та поглиблювати знання дітей про Україну рідну Батьківщину та країни Європи. Обладнання: Клас прикрашений квітами парти розставлені відповідно для роботи учнів в групах командах на дошці написана тема заходу перед дітьми велика карта Європи на якій добре видно Україну.
68098. КВН для учащихся 6-х классов 67.5 KB
  Цель: Воспитывать любовь предмету. Развивать познавательные интересы. Совершенствовать умение работать в команде. Повторение и закрепление учебного материала. Участники игры: Ведущий (учитель географии). Две команды игроков (учащиеся 6-х классов). Жюри(3-5учеников старших классов).