46646

Методика изучения темы «ПЗ, ПС химических элементов Д.И. Менделеева»

Доклад

Педагогика и дидактика

элтов это не только один из важнейших законов природы это и методическая основа изучения химии. – средство изучения химии.время любой систематический курс химии имеет в своей основе ПЗ. В программе по химии приводятся требования к знаниям относящиеся к образовательной стороне обучения.

Русский

2013-11-24

24.04 KB

28 чел.

7.Методика изучения темы «ПЗ, ПС химических элементов Д.И. Менделеева»

В процессе изучения периодического закона Д.И.Менделеева, особенно четко проявляются три важнейших аспекта, на которых базируется обучение – образовательный, воспитывающий и развивающий, находящиеся в единстве.

Образовательный аспект темы

ПЗ и ПС хим.эл-тов -  это не только один из важнейших законов природы, это и методическая основа изучения химии. Это с одной стороны цель, с др. – средство изучения химии.

В наст.время любой систематический курс химии имеет в своей основе ПЗ. В программе по химии приводятся требования к знаниям, относящиеся к образовательной стороне обучения. Приступая к изучению темы, учитель прежде всего актуализирует предшествующие знания учащихся:

1) понятие о хим.эл-те. Понятие об атоме хим.эл-та, его относительной атомной массе, валентности.

2) понятие о простом и сложном веществе

3) понятие о кислороде как хим.эл-те и его валентности.

4) понятие о водороде как хим.эл-те и его валентности.

5) обобщение представлений о металлических и неметаллических свойствах.

6) понятие об оксидах (основных и кислотных)

7) понятие о гидроксидах (основаниях и кислородных кислотах).

8) понимание генетической связи между металлами, кислотными оксидами, кислотами.

Все содержание темы «ПЗ и ПС хим.эл-тов Д.И.Менделеева» состоит как бы из 2-х тесно переплетающихся крупных блоков: сведений о периодическом изменении св-в хим.эл-тов и веществ в зависимости от возрастания атомных масс эл-тов и сведений о строении атомов элементов. Вскрытие причинно-следственных связей между этими блоками, зависимости первого блока от второго – в этом и заключается главная образовательная задача изучения темы.

В школьной программе принято такое построение темы:

• В начале учащиеся получают недостающие опорные знания, необходимые и достаточные для понимания явления периодичности: обобщение знаний о металлах и неметаллах, понятие об амфотерности и группах сходных элементов га примере галогенов, щелочных металлови инертных эл-тов.

• Анализ периодической повторяемости св-в элементов, расположенных в ряд по возрастанию их атомных масс.

• Изучение строения атома и установление связей приобретенных знаний с явлением периодичности.

• Глубокий синтез получизенных на 2-х предыдущих этапах знаний на материала изучения структуры ПС, формирования умений пользоваться ею для прогнозирования св-в эл-тов и их соединений.

• Завершается тема обобщением мировоззренческого характера изучением творческой деятельности Д.И.Менделеева.

8. Методика преподавания химии – составная часть дидактики.

Методика обучения химии – педагогическая наука, изучающая содержание школьного курса химии и закономерности его усвоения учащимся.

Суть методики обучения химии как науки состоит в выявлении закономерности процесса обучения химии. Основные компоненты этого процесса следующие: цели обучения, содержание, методы, формы и средства, деятельность учителя и учащихся. Функция методики химии состоит в нахождении оптимальных путей усвоения учащимися средней школы основных фактов, понятий, законов и теории, их выражение в специфической для химии терминологии.

Опираясь на важнейшие выводы, принципы и закономерности дидактики, методика решает важнейшие задачи развивающего и воспитывающего обучения химии, уделяет большое внимание проблеме профориентации учащихся. Методика, так же как и дидактика, рассматривает вопросы развития учебно-познавательной деятельности учащихся и формирования научного мировоззрения.

В отличие от дидактики методика химии имеет специфические закономерности, определяемые содержание и структурой науки химии и учебного предмета, а также особенностями процесса познания и обучения химии в школе. Примером такой закономерности может служить тенденция к смещению важнейших теоретических знаний школьного курса химии на более ранние этапы обучения.

Методика обучения химии решает три основные задачи: чему учить, как учить и как учиться. Первая задача определяется отбором материала для школьного курса химии. При этом учитывается логика развития химической науки и ее истории, психолого-педагогические условия, а также устанавливается соотношение теоретического и фактического материала. Вторая задача связана с преподаванием химии. Преподавание – это деятельность учителя, направленная на передачу химической информации учащимся, организацию учебного процесса, руководство их познавательной деятельностью, привитие практических навыков, развитие творческих способностей и формирование основ научного мировоззрения. Третья задача вытекает из принципа «учить учиться»: как наиболее эффективно помочь учащимся заниматься. Эта задача связана с развитием мышления учащихся и заключается в обучении их оптимальным способам переработки химической информации, поступающей от учителя или другого источника знаний (книга, кино, радио, телевидение). Управление познавательной деятельностью учащихся – сложный процесс, требующий от учителя химии использования всех средств учебного воздействия на учащихся.

Методика обучения химии, как любая наука, имеет свою структуру, теоретическую основу, проблематику и достаточно сложную систему понятий.

Рассмотрим структуру методики с позиции единства трех функций обучения. Обучение в соответствии с социальным заказом общества должно выполнять три важнейших функции: образовательную, воспитывающую и развивающую. Каждая из этих функции является предметом изучения отдельных систем

9.Методика формирования и развития системы понятий о веществе в курсе химии средней школы.

Изучение вещества является важнейшей задачей химической науки и предмета химии. Система понятий о веществе состоит из следующих компонентов: 1) состав веществ, 2) строение, 3) свойства, 4) классификация, 5) получение, 6) химические методы исследования, 7) применение.

 

Структура системы понятий о классификации веществ

Классификацию веществ (схема 3.9.) нельзя дать только на основе какого-то одного критерия. Это сильно обеднит представления учащихся о веществе. Так, например, неорганические вещества учащиеся классифицируют вначале по составу. После изучения электронного строения вещества появляется новый принцип классификации веществ по строению вещества – по видам химической связи и по типам кристаллической решетки. Этот принцип классификации веществ получает свое развитие в темах «Теория электролитической диссоциации», где разбирается донорно-акцепторный механизм ковалентной связи, а также в теме «Металлы», где изучаются металлическая связь и металлическая кристаллическая решетка.

При рассмотрении теории электролитической диссоциации вещества классифицируют по свойствам в растворах. Далее при изучении поведения в окислительно-восстановительных реакциях вещества разделяют на окислители и восстановители. Обобщение знаний по неорганической химии следует подвести итог этой классификации.

В органической химии вначале классификация осуществляется по составу на три большие группы: углеводороды, кислородсодержащие и азотсодержащие, а внутри их - по строению.

Характеристика свойств веществ в процессе изучения химии.

Свойства веществ систематизируют исходя из их состава или строения. Связи эти причинно-следственные.

Среди физических свойств указывают такие, которые можно установить органолептически (цвет, запах, агрегатное состояние и пр.), определить расчетом (относительная плотность газов, относительная молекулярная масса и т. п.), измерить приборами (плотность, твердость, электрическая проводимость, температуры плавления и кипения и т. п.).

Химические свойства веществ проявляются в химических реакциях. Их классификация зависит от классификации самих веществ, от их состава и строения. Различают свойства веществ неорганических (металлы, неметаллы, оксиды, гидроксиды и пр.) и органических (предельные, непредельные, ароматические углеводороды, кислородсодержащие, азотсодержащие).

Последовательность формирования и развития системы понятий о веществе

Развитие химического понятия в курсе химии средней школы подчиняется тем же законам диалектики, что и любое другое явление: сначала идет период накопления фактов, количественных изменений, затем — период изучения разных сторон понятия, постепенного совершенствования, расширения и углубления знаний об объекте в процессе применения понятия, когда же появляется возможность обобщить полученные учащимися знания на основе новой теории, происходит качественный скачок в формировании понятия, знаменующий определенный этап в развитии мышления учащихся. Неболь¬шие качественные изменения в отдельных блоках понятия о веществе наблюдаются в каждой теме, однако наиболее значительно это происходит в процессе изучения очередной теоретической концепции.

Формирование системы понятий о веществе начинается с самых первых уроков на основе межпредметных связей с физикой. Определение вещества не дают, разъясняют только смысл понятия о веществе в сопоставлении с уже известным учащимся из физики понятием о теле и говорят о том, что каждое вещество имеет свои свойства. Но поскольку тела могут состоять из разных веществ, дается понятие о смеси веществ и о чистом веществе и сразу нее включается понятие о методах исследования, например, способах очистки веществ. Понятие о молекуле используется то, что было получено на уроках физики. Затем вводится первое понятие о классификации веществ на простые и сложные и их определение. Почти сразу дается понятие о количественной характеристике вещества — о их относительной молекулярной массе, о постоянстве их состава.

На практическом занятии у учащихся впервые начинают формироваться практические умения. Это работа с самыми распространенными лабораторными инструментами и устройствами — газовой горелкой (или спиртовкой), лабораторным штативом Бунзена и т. д. Здесь же учащихся необходимо ознакомить с правилами техники безопасности при пользовании горелкой и при других видах работы.

В блоке «Состав вещества» отражена и количественная сторона. Ее объем различен в разных учебниках. Кроме обязательного понятия об относительной атомной массе и относительной молекулярной массе многими авторами вводятся понятия о количестве вещества и о единице количества вещества — моле, о молярной массе и молярном объеме газов при нормальных условиях, о законе Авогадро, относительной плотности газов; понятия о тепловом эффекте химических реакций и расчеты как по формулам, так и по уравнениям реакций. Именно на этом этапе учащиеся знакомятся с принципами решения химических задач разных типов, что в дальнейшем явится базой для развития этих умений. Одновременно получает развитие и использование химической символики. Очень важна тема «Обобщение сведений о важнейших классах неорганических соединений». Не во всех программах и учебниках она носит такое название, но суть ее именно в этом. Ее не обходит ни один из авторов. При этом раскрывается генетическая связь между классами неорганических веществ. Эта тема очень важна для развития мыслительных приемов — сравнения, синтеза, обобщения. Здесь обобщаются знания по понятиям всех блоков и устанавливаются причинно-следственные связи между ними. При проведении уроков по этой теме повторяют и обобщают материал всего пройденного к этому времени курса.

В теме «Периодический закон и периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева» понятие «вещество» получает новое развитие. Наряду с периодической зависимостью свойств элементов от заряда ядра атома выявляется такая же четкая зависимость и для их соединений. Знания учащихся возводятся на новый теоретический уровень: создаются условия для прогнозирования свойств соединений, познания научной картины мира, формируется база для дальнейшего обучения посредством дедуктивного подхода. Через понятие «вещество» устанавливается связь между атомно-молекулярным учением и учением о периодичности.

В теме «Химическая связь. Строение вещества» осуществляется скачок в системе понятий о строении вещества, которые почти не развивались в течение всего вводного курса химии.

После изучения теории электролитической диссоциации вещества рассматриваются с позиции ионных представлений, Отмечается влияние типа химического строения на поведение веществ в растворе. С позиции теории электролитической диссоциации учащиеся изучают свойства электролитов в растворах, химические свойства кислот, оснований, амфотерных гидроксидов и солей, совершенствуя понятие об этих классах веществ. Их свойства рассматривают в процессе выполнения лабораторных опытов и при решении экспериментальных задач. Изучается также поведение веществ в окислительно-восстановительных реакциях.

Большой качественный скачок в развитии понятия о веществе осуществляется при изучении органической химии. Здесь система понятий о веществе с первых уроков приобретает совершенно новые характеристики по всем параметрам. В ее основу также кладется понятие о составе и строении органических веществ. Продолжают развиваться понятия о качественном (элементном) и количественном составе вещества. В органической химии особенно четко можно показать диалектическую закономерность зависимости качественного изменения свойств от количественного состава веществ. Важно показать в органической химии система понятий о строении вещества обогащается таким большим числом качественно новых знании, что актуализация предшествующих опорных знаний становится обязательным условием усвоения учащимися содержания органической химии.

научных знаний. Образовательная функция изучается дидактикой, воспитывающая – теорией воспитания, развивающая – психологией. Одновременно сложной системой понятий является и сама химия. В процессе обучения все эти системы взаимодействуют между собой. Это взаимодействие настолько глубоко, что переходит в их взаимную интеграцию – возникает новая система знаний, использующая понятия всех четырех систем, но уже в несколько измененной форме. Эта система и есть методика обучения химии.

Все четыре системы могут рассматриваться как естественные структурные элементы методики обучения химии как науки. Следовательно, методика обучения химии в средней школе – это педагогическая наука об образовании, воспитании и развитии учащихся в процессе изучения химии. Названные четыре системы, с одной стороны, порождают методику химии как науку, с другой – входят в ее состав как структурные элементы. Такова диалектика методики обучения химии.

Методика обучения химии находится на стыке психолого-педагогических, химических, общественных и других дисциплин, будучи прочно связана с ними межпредметными связями.

Главная задача методики обучения химии как учебной дисциплины – вооружить будущего учителя знаниями и умениями, необходимыми для работы в средней школе.

Для более прочного и глубокого усвоения темы решаются разнообразные познавательные задачи, и главным образом прогнозирующего характера.

Воспитательный аспект темы.

Изучая химию, учащиеся должны понимать значение ПЗ и ПС хим.эл-тов Д.И. Менделеева для развития науки и производства; понимать идею материального единства хим.эл-тов и вещ-в.

Для реализации воспитывающей функции темы учителю полезно использовать литературу по философии и воспоминания о Д.И. Менделееве современников.

Учащимся будет интересно узнать, как сам Менделеев оценивал особенности системы. Особенно следует подчеркнуть, что ПЗ – это объективный закон природы, а построение ПС явилось методом исследования, с помощью которого, он был открыт.

Т.о., главное – это сам закон, а ПС – лишь графическое ее выражение. Необходимо рассказать учащимся о твердой уверенности Д.И.Менделеева в том, что должно ожидать открытия еще многих неизвестных простых тел.

Развивающий аспект темы.

Само содержание темы, его дидактическое решение способствует развитию важнейших хим.понятий в сознании учащегося. Однако методически тема должна быть подана так, чтобы мыслительная активность учащихся не ослабевала при ее изучении. Для этого важно как можно шире использовать проблемный подход, применяя систему проблемных ситуаций.

Методы и средства изучения темы.

При изучении ПЗ используется проблемный подход. На первом этапе средствами проблемного обучения раскрывается относительность деления элементов на металлы и неметаллы через доказательство амфотерных свойств соединений некоторых эл-тов.

На втором этапе обнаружение явлений периодической повторяемости св-в эл-тов, изменения их от металлов к неметаллам и инертным эл-там, также требует объяснения причин и ставит учащихся в условия проблемной ситуации.

На третьем этапе при изучении стр-ры ПС проблемные ситуации возникают при анализе причин возникновения подгрупп внутри группы.

НВ четвертом этапе учащиеся с помощью учителя раскрывают возможности и перспективы развития учения о переодичности.

Проблемное обучение сочетается с самостоятельной поисковой работой самих учищихся.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

55769. Суспільно – політичне життя й політична боротьба в Україні 1953 – 1964 рр. 444.5 KB
  Обладнання: підручник хрестоматія настінна карта атласи фрагменти відеофільмів Хрущов на XX з’їзді КПРС Усунення М. Основні поняття і терміни: десталінізація реабілітація відлига Програма КПРС. XX з’їзд КПРС; 1957 р. ухвалення нової Програми КПРС; 1963 р.
55770. Утворення давньоруської держави, її значення в історії українського народу 139 KB
  Але ці слабкості були настільки непомітними що неозброєним оком їх не побачиш тому що їх затьмарює відвага войовничість хоробрість простота мудрість і любов до рідної землі; по-друге вся діяльність князя була спрямована на зміцнення...
55771. You are what you eat. Ви є те, що ви їсте 466.5 KB
  Welcome to McDonald’s, dear friends! Nice to meet you here! We’re not going to eat here, but see how they prepare the meals. What are the most popular dishes at McDonald’s? How do we call the lunch box at McDonald’s?
55772. Системи лінійних рівнянь 1.77 MB
  При вивченні цієї теми учні отримують новий потужний апарат розв’язання задач який буде використовуватись і далі. Використання цієї програми дає змогу вчителю значно...
55774. Внеклассное мероприятие по французскому языку 64.5 KB
  Bonjour mesdmes et messieurs Dns un instnt on v commencer Instllezvous dns votre futeil bien gentiment Доброго дня пані та панове За мить ми розпочнемо Розташовуйтесь зручніше ujourd’hui nous nous sommes reunit pour jouer un peu et bien sûr pour svoir qui est plus intelligent prmi les onzièmes clsses. Permettezmoi de vous présenter des équipes : Дозвольте вам представити команди: L’équipe de 11 clsse ___________________ le chef est _______ Команда 11а класу Кістка вишні командир Тімченко Поліна L’équipe de 11B clsse...
55775. Пізнаємо себе 37 KB
  Слайд 1 Ми з вами будемо розмовляти про емоції почуття риси характеру навчимося керувати своїми емоціями. Слайд 2 Зверніть увагу зараз ми з вами знаходимося у дружньому колі ми всі рівні.
55776. Стиснення, архівування та розархівування даних. Програми-архіватори 48 KB
  Мета: Навчальна: сформувати вміння учнів використовувати програми-архіватори для стиснення архівації та розархівації файлів; Розвивальна: розвивати логічне мислення формувати алгоритмічний стиль думки поглибити знання учнів про впорядкування інформації в комп’ютері...
55777. ЕТНОГРАФІЧНА ПОДОРОЖ УКРАЇНОЮ 64 KB
  До розповсюджених на Україні художніх промислів відносяться вишивка виробництво художніх тканин килимарство різьбярство взагалі художня обробка дерева гончарство гутне скло художнє ковальство обробка металів і ювелірних виробів розпис тканин...