46647

Исламская республика

Доклад

Государство и право, юриспруденция и процессуальное право

Политические партии. Это – партии входившие в Национальный фронт партии марксистского типа а также партии использовавшие исламские лозунги. Активное участие в свержении шахского режима приняли такие левые партии как Организация моджахедов иранского народа Моджахедине Хальк Организация партизанфедаев Федаяне хальк иранского народа Народная партия Ирана Туде. Поддержали революцию некоторые буржуазнодемократические партии Национального фронта члены которых вошли в состав Временного революционного правительства партия Движение за...

Русский

2013-11-24

24.33 KB

0 чел.

7.

Исламская республика. Различные светские и религиозные группировки, объединившиеся в схватке с Пехлеви, имели совершенно разные взгляды на политическую систему, призванную придти на смену прежней монархии. В итоге в течение первых двух лет после свержения шаха в иранском обществе шла борьба между различными политическими силами. В конечном счете верх одержали исламисты, и 1 апреля 1979 была провозглашена Исламская Республика Иран, которую возглавил аятолла Хомейни.

Органы власти. Согласно конституции 1979, в основу всех сторон жизни Ирана были положены принципы ислама. Поэтому управлять странов могли исключительно сведущие в исламе лица – улемы. Верховный религиозный руководитель (факих) осуществляет опеку (велаят) над всей системой власти и страной в целом. Таким образом, реализуется концепция велаят-е-факих, являющаяся краеугольным камнем исламского государственного устройства.

Руководитель является высшим арбитром по разным вопросам внутренней и внешней политики. Он назначает командующих вооруженными силами и Корпуса стражей исламской революции, а также членов Совета попечителей – органа, призванного гарантировать, что все законодательные акты соответствуют принципам ислама. Ему также предоставлено право объявлять войну и заключать мир.

По конституции 1979, высшая исполнительная власть принадлежала президенту и премьер-министру, а законодательная – Национальному одномандатному консультативному собранию (меджлис-е-шура-е-мелли). В него сроком на 4 года избирались 270 депутатов. В функции меджлиса входили разработка, обсуждение и принятие законодательных актов, предложенных правительством.

Меджлис утверждал совет министров по представлению президента и располагал правом делать запросы членам кабинета. В случае выражения недоверия правительство или отдельные министры обязаны были уходить в отставку.

Конституция 1979 предусматривала создание Совета попечителей, в задачу которого входила проверка всех законодательных актов на соответствие исламским законам. Совет попечителей состоял из шести «беспристрастных религиозных лидеров», назначаемых Руководителем, и шести юристов, избираемых меджлисом и специализирующихся в различных областях права.

Судебная система. В результате кардинальной реорганизации судебной власти в 1922–1939 ее основой стали нормы светского права. Введение Гражданского (1927–1935), Процессуального кодекса по гражданским делам (1939) и Кодекса о наказаниях (1939), Закона о регистрации документов и имущества (1932) завершили секуляризацию права. После исламской революции в основу судебной системы были положены нормы ислама. В наибольшей степени они коснулись уголовного, семейного права и системы наказаний. Первоначально высшим органом судебной власти в ИРИ (до 1989) являлся Верховный судебный Совет, после 1989 – Глава судебной власти, назначаемый на 5 лет рахбаром. Глава судебной власти назначает председателя Верховного суда, определяет Генерального прокурора, предлагает президенту кандидатуру на пост министра юстиции. Верховный суд осуществляет общий контроль над системой судебной власти и деятельностью судов. Суды делятся на общие, включающие уголовные и гражданские суды, и специальные. Общие суды в целом сохранили порядок, сложившийся в шахский период. К ним относятся высшие и низшие уголовные суды, высшие и низшие гражданские суды. Наибольшие изменения произошли в системе специальных судов, к которым отнесены семейные и бракоразводные дела, а также профессиональные суды. Специальный гражданский суд (разрешение семейных споров, разводы, опекунство, установление родства, наследство) является общественным, по своим полномочиям равный гражданскому и уголовному. Особую активность приобрели суды по делам духовных лиц и исламские революционные суды. Исламские революционные суды (закон 1983) являются частью судебной системы ИРИ и подчиняются Главе судебной власти. Они разделяются на суды по политически (включая распространение наркотиков) и экономическим вопросам (спекуляция, хищение государственного имущества). В 1989 созданы новые революционные суды по делам коррупции, проституции, похищения детей, вооруженных нападений. Специальные суды для духовенства были созданы на основании фетвы Хомейни 1987, судья и прокурор этого суда подчиняются непосредственно рахбару, что фактически выводит этот суд за рамки общей судебной системы. Во главе почти всех судов, кроме военного, а также во главе министерства юстиции стоят представители духовенства. Министерство юстиции в судебной системе ИРИ отвечает за поддержание связей между тремя ветвями власти и предоставление меджлису судебных законопроектов. В подчинении Министерства находятся нотариат и судебная экспертиза.

Пересмотр конституции 1979. В политической системе, установленной конституцией, имелись противоречия. Часть из них проистекала из самой природы шиитских политических представлений и правовых принципов, а часть – из неопределенности в распределении полномочий между президентом и премьер-министром. По мере ухудшения состояния здоровья Хомейни стало ясно, что необходимо пересмотреть конституцию. В соответствии с письмом Хомейни от 24 апреля 1989 была создана специальная группа в составе 20 членов для пересмотра некоторых положений конституции.

Требования, предъявляемые к Руководителю. Самой трудной проблемой для 20 членов группы, получившей название Совет по переоценке конституции Исламской Республики Иран, стало определение того, каким критериям должен соответствовать преемник Хомейни. По Конституции 1979, Руководитель должен был быть авторитетным лидером. Однако в шиитской традиции отсутствуют нормативные правила определения авторитета. В результате компромиссов и споров была выработана формула, по которой функции «руководителя» (рехбариат) были отделены от функций «авторитетного лидера» (мерьяйят). Соответственно от Руководителя требуется лишь достаточный жизненный и политический опыт.

Должность Руководителя дается пожизненно. Его избирает Совет экспертов, состав которого формируется по результатам всеобщего голосования из кандидатов, одобренных Советом попечителей. Все три уровня государственной власти – законодательная, исполнительная и судебная контролируются Руководителем страны, которым с 1989 является аятолла Сайед Али Хаменеи.

В новой конституции отменен пост премьер-министра и созданы предпосылки для перехода к президентской республике. В состав исполнительной власти входят: глава правительства – президент, избирается на всеобщих выборах на четырехлетний срок (с 1997 – Сайед Мохаммед Хатами) и совет министров (назначается президентом с одобрения парламента). До настоящего времени власть президента сильно ограничена полномочиями Руководителя и парламента.

Высший законодательный орган – Собрание исламского совета, меджлис (бывш. Национальное консультативное собрание), который избирается всеобщим голосованием сроком на четыре года и состоит из 290 депутатов.

Высший орган судебной власти – Верховный суд. Срок полномочий верховного судьи – пять лет.

Пересмотренная конституция предусматривает создание Высшего совета национальной безопасности (ВСНБ). На этот совет возлагается определение государственной политики под контролем Руководителя. Председательствует в ВСНБ президент. В заседаниях Совета в качестве его членов участвуют руководители всех трех ветвей власти, глава Совета верховного командования вооруженных сил, ответственный за государственный бюджет и планирование, два представителя Руководителя, министры внутренних дел и информации, министр правительства в зависимости от повестки дня и командующий Корпусом стражей исламской революции.

Региональные и местные органы управления. Страна разделена на 28 останов (провинций), которые подразделяются на 282 шахрестана, в свою очередь делящихся на 742 бахша. Наиболее развитыми останами являются Тегеран, Центральный, Исфахан и Восточный Азербайджан. Во главе останов стоят остандары (генерал-губернаторы), назначаемые Министерством внутренних дел и утверждаемые президентом.

МВД назначает фармандаров – губернаторов (глав шахрестанов) и бахшдаров. Сельские районы делятся на дехистаны, объединяющие несколько деревень, во главе которых стоят дехдары (старосты). Согласно ст. 100 Конституции исполнительная власть каждого из уровней контролируется советами соответствующих административных единиц.

Система муниципальных органов власти является выборной.

Впервые выборы местных органов власти были проведены в 1999 последние – в феврале 2003. Городские Советы избирают руководителей исполнительных органов (муниципалитеты). С февраля 2003 муниципальная власть в Тегеране и Тегеранский Совет находятся в руках консерваторов.

Политические партии. В первые месяцы после падения шахского режима многие из ранее запрещенных партий стали действовать легально. Это – партии, входившие в Национальный фронт, партии марксистского типа, а также партии, использовавшие исламские лозунги. Активное участие в свержении шахского режима приняли такие левые партии как Организация моджахедов иранского народа (Моджахедин-е Хальк), Организация партизан-федаев (Федаяне хальк) иранского народа, Народная партия Ирана (Туде). Поддержали революцию некоторые буржуазно-демократические партии Национального фронта, члены которых вошли в состав Временного революционного правительства, партия «Движение за свободу Ирана (Нехзате азадие Иран)», лидер которой Мехди Базарган был назначен имамом Хомейни главой этого правительства. Однако вскоре все эти партии перешли в оппозицию режиму. Наиболее серьезное сопротивление оказала партия «Моджахеддине хальк», поддержавшая первого президента ИРИ Абольхасана Банисадра, совершившая ряд террористических акций против высших функционеров режима. Деятельность всех левых и демократических партий была запрещена, начались репрессии, судебные процессы. «Туде» после ареста ее лидеров в 1983 и серии показательных процессов, фактически прекратила свою деятельность, а после распада СССР утратила политическое влияние. Основная масса членов оппозиционных партий в настоящее время находится в эмиграции. Наиболее крупной и активной партией, продолжающей вести борьбу с исламским правительством, является «Моджахеддине хальк», имеющая собственные военные базы в Ираке. За рубежом действуют «Федаяне хальк» и «Пейкар». В эмиграции действуют и светские либеральные партии, в том числе группирующиеся вокруг сына последнего шаха. На полулегальном положении находится «Движение за свободу Ирана», лидером которой после смерти Базаргана является Ибрагим Язди. Члены партии, несмотря на периодические гонения, принимают активное участие в политической жизни ИРИ.

Несмотря на то, что в 1981 был принят закон о партиях, его действие до окончания войны с Ираком было приостановлено. После запрета большинства партий партийная деятельность в ИРИ в течение более десяти лет была представлена, главным образом, исламскими партиями и группировками. В начале 1979 для завоевания духовенством политической власти, по инициативе Хомейни была создана Партия Исламской Республики (ПИР), в которую вошли все действовавшие исламские группировки и организации. Вооруженными силами ПИР стали КСИР, а также отряды «Хезболла», массовой экстремистской организации, боровшейся с противниками новой власти, но не имевшей четкой организационной структуры. Среди духовенства не было единой точки зрения на направления внешней и внутренней политики, целью ПИР являлась выработка общей позиции. Свою задачу по созданию исламского режима власти ПИР выполнила, а так как противоречия внутри партии нарастали, в 1987 она была распущена. Группировки и партии, входившие в ее состав, возобновили свою деятельность. Политическое ядро ПИР составляло Общество борющегося духовенства (Джаме-йе руханияте мобарез), представлявшее сплоченную группировку фундаменталистских сил, сторонников построения исламского государства во главе с велайе факихом. Эта организация возглавляет консервативное крыло политических сил страны. В 1988 произошел раскол внутри «Общества борющегося духовенства» и из него (с согласия Хомейни) выделилось «Ассамблея борющихся улемов» (или Ассамблея борющегося духовенства (Маджма-йе руханийуне мобарез)). В организацию вошли такие известные исламские политические лидеры как сын Хомейни Ахмад Хомейни, Мохаммад Мусави Хоениха, Мохаммад Хатами, Мохаммад Реза Тавассоли, Мохаммад Али Абтахи, Али Акбар Мохташеми. Лидером является Мехди Кярубби. Эта организация с 1997, т.е. после выбора Мохаммада Хатами президентом ИРИ, стала олицетворять реформаторское крыло в политической жизни ИРИ. Борьба этих двух группировок иранского духовенства составляла основное содержание политической жизни ИРИ до середины 90-х годов.

После роспуска ПИР, партии, входившие в нее, возобновили свою деятельность, со второй половины 90-х партийное строительство активизировалось. В 2002 МВД зарегистрировало более 200 партий и общественно-политических организаций. Крупнейшей партией реформаторского крыла является Фронт участия исламского Ирана (Джебхе мошаракяте Иране эслами), или партия Мошарекят. Организована сторонниками Хатами в 1998, став ядром образованного накануне выборов в меджлис 2000 Фронта 2 хордада (день избрания Хатами президентом), в который вошли 18 партий и организаций, выдвинувших общих кандидатов. Генеральным секретарем Мошарекят является брат Мохаммада Хатами- Мохаммад Реза Хатами. В Центральный совет партии входят члены правительства, крупные общественные деятели.

Деятельность реформаторского правительства Хатами была активно поддержана партией «ОМИР – Организация моджахедов исламской революции» (Саземане моджахедине энгелабе эслами). ОМИР была сформирована сразу после революции, в период ирано-иракской войны деятельность партии была приостановлена и возобновлена после 1988. Генеральный секретарь партии – Мохаммад Саламати, лидерами партии являются видные государственные и политические деятели – Бехзад Набави, Мостафа Таджзаде, Саед Хаджариян, Мохсен Армин, Хашем Агаджари, арест и осуждение которого судом для духовенства на смертную казнь вызвали студенческие волнения.

Сторонником реформ, особенно в экономике, является центристская партия «Служители созидания Ирана – Хезбе каргозаране сазандегие Иран» (Каргозаран). Партия была создана в 1996 сторонниками Рафсанджани в правительстве и меджлисе во главе с мэром Тегерана Голам Хоссейном Карбасчи. В настоящее время генеральным секретарем партии является Хоссейн Мараши. На президентских выборах партия поддерживала Хатами.

Старейшей и наиболее крупной партией консервативных сил, ядром Общества борющегося духовенства является «Исламское Коалиционное Общество (ИКО)» (Джамийате моталефейе эслами), созданное на базе объединения трех религиозных группировок до исламской революции. Вошла в состав ПИР, прервав самостоятельную деятельность. После роспуска возобновила работу как самостоятельная партия.. В работе с молодежью ИКО опирается на партию «Ансаре Хезболла», программа которой близка экстремистским организациям. В последние годы «Ансаре Хезболла» утратила своё влияние среди иранского студенчества, которое объединяется в ассоциации, поддерживающие реформаторов, в частности в отделения партии «Дафтаре Тахкиме вахдат». Генеральный секретарь ИКО – Хабиболла Аскар-Оулади, является представителем рахбара в Комитете имама Хомейни. Среди лидеров – бывший глава КСИР и Фонда обездоленных Мохсен Рафик-Дуст.

Накануне выборов в меджлис 7 созыва была создана партия нео-консервативных сил «Абадгяран» (Устроители), завоевавшая большинство мест в меджлисе. Лидер партии Голамали Ходдад Адель (лингвист, президент созданной в 1990 Академии персидского языка) избран спикером меджлиса.

В 2001 была создана партия нео-реформаторов «Иранцы за демократию» (лидеры – Казем Шоале Саади и Мохсен Сазегар), деятельность которой ограничивается публикацией статей, критикующих теократический режим, в зарубежных и электронных изданиях.

В целом партийная система не развита. Партии продолжают группироваться не вокруг программ, а вокруг лидеров. Большинство партий не имеют своих печатных изданий.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

44008. ВДОСКОНАЛЕННЯ РУХОВИХ НАВИЧОК СКЕЛЕЛАЗІВ НА ЕТАПІ БАЗОВОЇ ПІДГОТОВКИ 1.29 MB
  Скелелазіння як спосіб подолання скельного рельєфу людиною в процесі освоєння і пристосування до життя в гірських районах виник дуже давно. Скелелазіння як подолання скельного рельєфу не з метою вирішення утилітарних життєвих завдань (полювання, пошук найкоротших шляхів в горах і т. п.), а для самоствердження, рішення спортивних завдань, тобто як різновид активного відпочинку та спорту, виникло в гірських районах в XIX столітті.
44009. Усовершенствование двигательных навыков скалолазов на этапе базовой подготовки 1.17 MB
  В 1986 принято решение придать международным соревнованиям в Ялте статус неофициального Кубка Европы. Международная Организация Ассоциаций Альпинизма (UIAA) направила на соревнования официального представителя — Густава Нардера из ФРГ. В соревнованиях приняли участие 10 команд из Болгарии, Венгрии, ГДР, Польши, Румынии, СССР, США, ФРГ, Чехословакии и Японии.
44011. Исследование возможности обнаружения движущихся объектов в телевизионных системах 795 KB
  Категория Характеристика значимости объекта Производственное или другое назначение объекта Обозначение Объекты А Особо важные Объекты зоны объектов здания помещения территории несанкционированное проникновение на которые может принести особо крупный или невосполнимый материальный и финансовый ущерб создать угрозу здоровью и жизни большого количества людей находящихся на...
44012. Исследование возможности обнаружения движущихся объектов в телевизионных системах 3.07 MB
  Для предотвращения хулиганских выходок, попыток суицида, возникновения «живых пробок» целесообразно применить к системе наблюдения модуль трэкинга целей. Модуль должен программироваться на детектирование заданных видов движений, регистрировать моменты начала и прекращения перемещений, осуществлять подсчет объектов, двигающихся в том или ином направлении
44013. Социальные организации: их основные виды. Идеи Р. Мертона 16.49 KB
  В социологии ключевым понятием является элемент социальной структуры и дается такое определение: социальная организация — большая социальная группа, сформированная для достижения определенных целей.
44014. Разработка электронного регистратора пульсовых колебаний 2.07 MB
  Мембрана изготовлена из тонколистовой бронзы толщиной около 003 мм. Катодами в ванне служат листы из меди или коррозионностойкой стали помещенные в чехлы из хлориновой ткани. Медная фольга защищается от возможных повреждений при хранении транспортировании и сверлении отверстий медным или алюминиевым листовым протектором толщиной 50 75 мкм. В наши дни весьма актуальна подготовка специалистов...
44015. Розробка програмного забезпечення спортивної статистики, соціальної мережі та веб-сервісу прийому замовлень для служб таксі 6.68 MB
  Розробка універсального алгоритму і програмного забезпечення для автоматичного підрахунку фізичних вправ і ведення спортивної статистики, створення відповідної соціальної мережі, здатної витримувати високі навантаження на ресурси (більше 1000 запитів за секунду). Розробка веб-сервісу прийому замовлень для служб таксі