46717

Проведение мероприятий по повышению финансовой эффективности предприятия и их последующая оценка

Дипломная

Финансы и кредитные отношения

В учебниках и научных статьях категория прибыль неразрывно связывается с категорией дохода, капитала, процента, воздержания, ожидания и многими другими. В практическом же плане прибыль не представляет никакого секрета

Русский

2015-01-06

766 KB

2 чел.

1. Теоретические основы формирования финансовых результатов предприятия
1.1 Экономическая сущность прибыли, ее формирование.

В учебниках и научных статьях категория "прибыль" неразрывно связывается с категорией дохода, капитала, процента, воздержания, ожидания и многими другими. В практическом же плане прибыль не представляет никакого секрета и во всех странах с рыночной экономикой ее количественная величина определяется как разница между общей выручкой от реализации товаров и услуг и совокупными издержками. В теоретическом плане мы снова вынуждены рассмотреть два подхода к оценке экономической природы прибыли.

К. Маркс в "Капитале" определил прибыль как превращенную форму прибавочной стоимости. Последняя представляет собой неоплаченный прибавочный труд наемного рабочего, занятого в сфере материального производства. Рабочий своим трудом создает стоимость большую, чем стоит его рабочая сила. Эта разница привлекает капиталиста и ради нее он развивает свою бурную деятельность. Таким образом, в марксистской трактовке прибыль есть результат эксплуатации наемного труда капиталом и отношение "капиталист - наемный рабочий" составляет основное отношение капиталистического общества.

С такой трактовкой прибыли Маркса согласиться невозможно по ряду причин. Если под эксплуатацией понимать присвоение продукта неоплаченного труда и атрибут капитализма, то капитализм охватывает всю историю человеческой цивилизации. Важно видеть не только сам факт отчуждения продукта неоплаченного труда, но и то, в чьих интересах используется отчужденный продукт.

Современная экономическая мысль рассматривает прибыль как доход от использования всех факторов производства, т.е. труда, земли и капитала. Но и в таком понимании нет единства и четкости. В одних случаях прибыль рассматривается как плата за услуги предпринимательской деятельности, в других - как плата за новаторство и талант в управлении фирмой, в третьих - как плата за риск и т.д. Все эти определения расплывчаты и скорее выражают вознаграждение предпринимателю за его умение соединять факторы производства и эффективно их использовать. Однако доход в виде процента и ренты получают и те люди, которые передают право распоряжения своим капиталом в той или иной форме другим лицам и сами в экономической деятельности не участвуют. Речь идет о нетрудовых доходах, получаемых законным путем.

За каждым фактором производства стоят конкретные люди и группы людей. За трудом - наемные рабочие, за капиталом - его владельцы, за землей - его собственники. И если мы признаем, что всякое экономическое благо есть результат взаимодействия факторов производства, то обязаны признать и то, что все группы населения, стоящие за этими факторами участвуют своим трудом в создании благ и новой стоимости. Разница лишь в том, что одни участвуют сегодняшним живым трудом, а другие прошлым, воплощенным в материальных элементах производства. Это их накопленный овеществленный труд. Он может быть результатом трудовых усилий целого ряда поколений. Всякое экономическое благо есть в конечном счете продукт труда всего общества. И эффект его усилий принимает форму доходов (прибыли) на всех уровнях хозяйственной деятельности.

Итак, рассмотрев взгляды в экономической теории на определение прибыли, перейдем к рассмотрению ее формирования.

Прибыль образуется в результате реализации продукции. Ее величина определяется разницей между доходом, полученным от реализации продукции, и издержками (затратами) на ее производство и реализацию. Общая масса получаемой прибыли зависит, с одной стороны, от объема продаж и уровня цен, устанавливаемых на продукцию, а с другой - от того, насколько уровень издержек производства соответствует общественно необходимым затратам.

Первое – объем продаж – зависит от эффективности осуществления коммерческой работы: от умения создавать выгодные условия для реализации своей продукции, т.е. проводить маркетинг, организовать рекламу, сбыт, сформировать ценовую и товарную политику и т.д.

Второе – уровень издержек производства – зависит от эффективности организации производства и труда, выбранной технологии, технической оснащенности предприятия.

Вместе с тем прибыль на предприятии зависит не только от реализации продукции, но и от других видов деятельности, которые ее либо увеличивают, либо уменьшают. Поэтому в теории и на практике выделяют так называемую «балансовую прибыль».

      (1)

- объем реализованной товарной продукции;

- расходы на производство продукции;

- внереализационные доходы;

- внереализационные расходы

Кроме того, выделяется валовая прибыль:

       (2)

- финансовый результат от операций с основными фондами (средствами), нематериальными активами и иным имуществом.

Во всех странах с рыночной экономикой прибыль облагается налогом. Поэтому на практике принято выделять налогооблагаемую прибыль:

- отчисления в резервные фонды, доходы по видам деятельности, освобожденной от налогообложения, отчисления на капиталовложения.

В результате на предприятии, остается так называемая чистая прибыль:

- налог на прибыль и налог на превышение фактических расходов на оплату труда по сравнению с нормируемой.

Из чистой прибыли предприятие выплачивает дивиденды и различные социальные налоги, и образуют фонды. В результате остается прибыль неиспользованная, или убыток, непокрытый деньгами.

В условиях рыночных отношений, как свидетельствует мировая практика, имеется два основных источника получения прибыли.

  1.  Монопольное положение предприятия по выпуску той или иной продукции или уникальности продукта. Поддержания этого источника на относительно высоком уровне предполагает проведение постоянной новации продукта. Здесь следует учитывать такие противодействующие силы, как антимонопольную политику государства и растущую конкуренцию со стороны других предприятий
  2.  Второй источник связан с производственной и предпринимательской деятельностью, поэтому касается практически всех предприятий. Эффективность его использования зависит от знания конъюнктуры рынка и умения постоянно адаптировать под нее развитие производства. Здесь, по сути, все сводится к маркетингу. Величина прибыли в данном случае зависит:

от правильности выбора производственной направленности предприятия по выпуску продукции (выбор продуктов, пользующихся стабильным и высоким спросом);

от создания конкурентоспособных условий продажи своих товаров и оказания услуг (цена, сроки поставок, обслуживание покупателей, послепродажное обслуживания и т.д.);

от объемов производства (чем больше объем продаж, тем больше масса прибыли);

от ассортимента продукции и снижения издержек производства.

Однако получение прибыли в условиях рынка всегда связано с риском - над предприятием постоянно висит угроза потерять вложенный капитал целиком или частично. Именно поэтому в теории и на практике используется понятие «предпринимательская прибыль», которая по своей величине должна быть больше, чем процент, получаемый по вкладам в банк.

По своему содержанию понятие «риск» относится как к хозяйственной, коммерческой, так и к финансовой деятельности. Для определения риска используются два основных метода: статистический и экспертный. В основе статистического лежат приемы математической статистики (расчет вариации, дисперсии и стандартного отклонения по показателям финансово-хозяйственной деятельности). Этими показателями являются рентабельность производства, продукции, инвестиций, продаж и т.д.

Полностью избежать риска в предпринимательской деятельности практически невозможно, но существует система методов смягчения его отрицательных последствий. К ним относятся самострахование (создание резервных фондов), участие в венчурных компаниях, хеджирование, заключение фьючерсных сделок и т.д.

1.2 Функции прибыли.

Как финансовая категория прибыль выполняет функции: воспроизводственную, стимулирующую и контрольную.

Воспроизводственная функция - один из источников финансирования расширенного воспроизводства.

Стимулирующая – источник образования поощрительных фондов и социального развития коллектива.

Контрольная – один из основных показателей результативности хозяйственной деятельности предприятия.

Прибыль – важнейшая финансовая категория, призванная отражать финансовый результат хозяйственной деятельности предприятия.

Прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия, используется им самостоятельно и направляется на дальнейшее развитие предпринимательской деятельности. Никакие органы, в том числе государство, не имеют права вмешиваться в процесс использования чистой прибыли предприятия. Рыночные условия хозяйствования определяют приоритетные направления собственной прибыли. Развитие конкуренции вызывает необходимость расширения производства, его совершенствования, удовлетворения материальных и социальных потребностей трудовых коллективов.

Наряду с финансированием производственного развития прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия, направляется на удовлетворение потребительских и социальных нужд. Так, из этой прибыли выплачиваются единовременные поощрения и пособия уходящим на пенсию, а также надбавки к пенсиям; дивиденды по акциям и вкладам членам трудового коллектива в имущество предприятия. Производятся расходы по оплате дополнительных отпусков сверх установленной законом продолжительности, оплачивается жилье, оказывается материальная помощь. Кроме того, производятся расходы на бесплатное питание или питание по льготным ценам (исключая специальное питание отдельных категорий работников, относимое на затраты производства в соответствии с действующим законодательством).

Обеспечивая производственные, материальные и социальные потребности за счет чистой прибыли, предприятие должно стремиться к установлению оптимального соотношения между фондом накопления и потребления с тем, чтобы учитывать условия рыночной конъюнктуры и вместе с тем стимулировать и поощрять результаты труда работников предприятия.

Прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия, служит не только источником финансирования производственного и социального развития, а также материального поощрения, но и используется в случаях нарушения предприятием действующего законодательства для уплаты различных штрафов и санкций. Так, из чистой прибыли уплачиваются штрафы при несоблюдении требований по охране окружающей среды от загрязнения, санитарных норм и правил. При завышении регулируемых цен на продукцию (работы, услуги) из чистой прибыли взыскивается незаконно полученная предприятием прибыль.

1.3. Виды прибыли.

Прежде чем мы рассмотрим виды прибыли, необходимо отметить, что общий финансовый результат хозяйственной деятельности в бухгалтерском учете определяется на счете прибылей и убытков путем подсчета и балансирования всех прибылей и убытков за отчетный период. Хозяйственные операции на счете прибылей и убытков отражаются по накопительному принципу, т.е. нарастающим итогом с начала отчетного периода.

Другим принципом определения финансовых результатов является использование метода начисления. По этой причине прибыль, показанная в отчете о финансовых результатах, не отражает реального притока денежных средств предприятия в результате его хозяйственной деятельности. Для восстановления реальной картины о величине финансового результата деятельности предприятия как приросте (или уменьшении) стоимости его капитала, образовавшегося в процессе его хозяйственной деятельности за отчетный период, необходимы дополнительные корректирующие расчеты.

На счете прибылей и убытков финансовые результаты деятельности предприятия отражаются в двух формах:

как результаты от реализации продукции, работ, услуг, материалов и иного имущества, с предварительным выявлением их на отдельных счетах реализации;

как результаты, не связанные непосредственно с процессом реализации, так называемые внереализационные доходы (прибыли) и потери (убытки).

Основными показателями прибыли являются:

общая прибыль отчетного периода - балансовая прибыль;

прибыль от реализации продукции (работ, услуг);

прибыль от финансовой деятельности;

прибыль от прочих внереализационных операций;

налогооблагаемая прибыль;

чистая прибыль;

сверхприбыль и монопольная сверх прибыль.

Балансовая прибыль представляет собой сумму прибыли от реализации продукции, финансовой деятельности и доходов от прочих внереализационных операций, уменьшенных на сумму расходов по этим операциям.

Прибыль от реализации продукции (работ, услуг) определяется как разница между выручкой от реализации продукции в действующих ценах без НДС, спецналога и акцизов и затратами на ее производство и реализацию.

Налогооблагаемая прибыль определяется специальным расчетом. Она равна балансовой прибыли, уменьшенной на сумму различных факторов:

Чистая прибыль предприятия, т.е. прибыль, остающаяся в его распоряжении, определяется как разность между балансовой прибылью и суммой налогов на прибыль, рентных платежей, налога на экспорт и импорт.

Чистая прибыль направляется на производственное развитие, социальное развитие, материальное поощрение работников, создание резервного фонда, уплате в бюджет экономических санкций, связанных с нарушением предприятием действующего законодательства, на благотворительные и другие цели.

Неотъемлемым признаком рыночной экономики является появление консолидированной прибыли. Консолидированная прибыль - это прибыль, сводная по бухгалтерской отчетности о деятельности и финансовых результатах материнских и дочерних предприятий. Консолидированная бухгалтерская отчетность представляет собой объединение отчетности двух и более хозяйствующих субъектов, находящихся в определенных юридических и финансово-хозяйственных взаимоотношениях. Необходимость консолидации определяется экономической целесообразностью. Предпринимателям выгодно вместо одной крупной фирмы создавать несколько более мелких предприятий, юридически самостоятельных, но экономически взаимосвязанных, т.к. в этом случае может быть получена экономия на налоговых платежах. Кроме того, в связи с дроблением и ограничением юридической ответственности по обязательствам снижается степень риска в ведении бизнеса, достигается большая мобильность в освоении новых форм вложения капитала и рынков сбыта.

Прибыль от реализации продукции (товаров, работ. услуг) представляет собой разницу между выручкой от реализации продукции без НДС, спецналога, акцизов, экспортных тарифов, и затратами на производство и реализацию, включаемыми в себестоимость продукции.

Выручка от реализации продукции определяется либо по мере ее оплаты либо по мере отгрузки товаров (продукции, работ, услуг) и предъявления покупателю расчетных документов. Метод определения выручки от реализации продукции устанавливается предприятием на длительный срок исходя из условий хозяйствования и заключения договоров. В отраслях сферы товарного обращения (торговля, общественное питание) вместо категории «выручка от реализации продукции» используется категория «товарооборот». Сущность товарооборота составляют экономические отношения, связанные с обменом денежных доходов на товары в порядке купли-продажи. В зарубежной практике вместо термина «выручка» зачастую используют термин «валовой доход». Однако это очень широкая трактовка данного термина. Валовой доход как экономическая категория выражает собой вновь созданную стоимость, или чистую продукцию хозяйствующего субъекта. В практике планирования и учета в торговле под валовым доходом понимается сумма торговых надбавок (скидок); в общественном питании - сумма торговых набавок (скидок) и наценок.

Себестоимость продукции представляет собой стоимостную оценку используемых в процессе производства продукции природных ресурсов, сырья, материалов, топлива, энергии, основных фондов, трудовых ресурсов, а также других затрат на ее производство и реализацию.

Также можно выделить еще одну разновидность прибыли – сверхприбыль. Так, предприятия, работающие в лучших условиях и имеющие самую низкую себестоимость, получают сверхприбыль, которая равна разнице между общей рыночной ценой и наименьшей себестоимостью изделия. Именно здесь предприниматели получают максимальную норму прибыли, превышающую среднюю для отрасли. Но, как правило, они обладают такой прибылью не постоянно.

В рамках сверхприбыли, необходимо выделить монопольную сверхприбыль. Так монополии имеют возможность сами устанавливать на рынке выгодные им цены. Крупный капитал использует это в собственных интересах, чтобы получать монопольную сверхприбыль – избыток прибыли сверх обычного, нормального для всех бизнесменов прироста капитала. Этот избыток вместе с обычным приращением авансированной суммы образует монопольно высокую прибыль.

1.4. Планирование прибыли, факторы ее роста.

Систематическое получение прибыли является необходимой целью предпринимательской деятельности любого предприятия. Поэтому доминирующей проблемой для предприятия является максимизация прибыли, что означает разработку стратегии на систематическое увеличение прибыли и минимизацию издержек. Данная задача многоплановая, вот почему для своего решения она требует системного подхода.

Итак, основную цель деятельности любого производителя (фирмы, делового предприятия) составляет максимизация прибыли. Возможности ее получения ограничены, во-первых, издержками производства и, во-вторых, спросом на произведенную продукцию.

Производители, однако, могут сталкиваться с особыми ситуациями, выдвигающими на первый план решения проблем, неукладывающихся в русло максимизации прибыли, или даже вызывающих противоречия с этой целью: например, резкое снижение цен для выхода на новые рынки или приведения дорогостоящих рекламных компаний для привлечения потребителей, осуществления мер экологического порядка и т.п. На все подобные шаги носят все же тактический характер и в конечном счете подчинены решению главной стратегической задачи - получения возможно большой прибыли.

Главным ограничителем прибыли являются издержки производства. К их определению и измерению существуют разные подходы, в которых можно выделить взгляд экономиста, ориентированный на перспективу фирмы, и позицию бухгалтера, которых, прежде всего, интересуют финансовые отчеты и балансы предприятия.

Поскольку на практике, чтобы принять решение о выходе на рынок, необходимо сопоставлять цену предложения предприятия с ценой рыночного спроса, то для этого надо знать экономическую прибыль. Последняя определяется путем вычета из валового дохода экономических (предпринимательских) издержек предприятия:

Из этого следует, что максимизация прибыли связана с процессом приращения предпринимательской прибыли. Это, в свою очередь, означает, что в расчетах требуется использование предельных величин: предельной прибыли, предельного дохода и предельных издержек. Иными словами, прибыль максимизируется в точке, в которой любое, даже малое приращение объема реализации (выпуска) продукции оставляет прибыль без изменения, т.е. приращение прибыли при приращении объема (реализации) продукции равняется нулю. Из вышеуказанной формулы следует, что прибыль максимизируется в том случае, когда предельные издержки равны предельному доходу:

Для того чтобы решить вопрос максимизации прибыли, важно также знать, действует ли предприятие в условиях свободной конкуренции или монопольного рынка.

Для предприятия максимизация прибыли заключается в выборе такого объема реализации продукции, при котором предельные издержки предприятия в производстве и при реализации равнялись бы рыночной цене.

Иными словами, на рынке свободной конкуренции доход равен рыночной цене.

1.5. Рентабельность предприятия.

Прибыль - один из основных финансовых показателей плана и оценки хозяйственной деятельности предприятий. За счет прибыли осуществляются финансирование мероприятий по научно-техническому и социально-экономическому развитию предприятий, увеличение фонда оплаты труда их работников.

Многоаспектное значение прибыли усиливается с переходом экономики государства на основы рыночного хозяйства. Предприятие любой формы собственности вправе решать, на какие цели и в каких размерах направлять прибыль, оставшуюся после уплаты налогов в бюджет и других обязательных платежей и отчислений.

Гражданским кодексом РФ закрепляется, что предпринимательская деятельность означает инициативную самостоятельность деятельность, направленную на получение прибыли. При этом предприятие как хозяйствующий субъект, самостоятельно осуществляющий свою деятельность, распоряжается выпускаемой продукцией и остающейся в его распоряжении чистой прибылью.

Ведущее значение прибыли в качестве финансового показателя предпринимательской деятельности предприятия вместе с тем не означает его уникальности. Анализ стимулирующей роли прибыли показывает, что в отдельных хозяйствующих субъектах преобладает стремление извлечь высокую прибыль в целях увеличения фонда оплаты труда в ущерб производственному и социальному развитию коллектива.

В ряде случаев рост прибыли обусловлен необоснованным повышением цен на продукцию.

Стремление любыми путями получить высокую прибыль с целью увеличения фонда оплаты труда приводит к росту объема денежной массы в обращение, не обеспеченной товарными ресурсами. Отсюда - дальнейший рост цен, инфляции, а, следовательно, эмиссии денег.

Для реальной оценки уровня рентабельности предприятия можно воспользоваться методами комплексного анализа прибыли по технико-экономическим факторам. Комплексный анализ прибыли рекомендуется проводить в определенной последовательности. Прежде всего валовую прибыль анализируют по ее составным элементам, главным из которых является прибыль от реализации товарной продукции. Анализируют изменение объема и структуры реализации, изменение уровня цен на реализованную продукцию, а также на определенное сырье, материалы, топливо, энергию и другие затраты. Кроме отмеченных методов факторного анализа прибыли в том числе экономических показателей эффективности предпринимательской деятельности используется показатель рентабельности.

Рентабельность - это относительный показатель интенсивности производства. Он отражает уровень прибыльности относительно определенной базы. Предприятие считается рентабельным, если суммы выручки от реализации продукции достаточно не только для покрытия затрат на производство и реализацию, но и для образования прибыли.

Рентабельность предприятия может исчисляться по-разному. Показатель рентабельности, исчисляемый как отношение прибыли к стоимости производственных фондов, применяется для обобщения оценки уровня прибыльности, доходности предприятия.

Кроме рентабельности производства в процессе анализа предпринимательской деятельности предприятий широко используется показатель рентабельности продукции, исчисляемой как отношение прибыли от реализации продукции к полной себестоимости этой продукции.

Применение этого показателя рентабельности наиболее рационально при внутрихозяйственных аналитических расчетах, при контроле за прибыльностью отдельных видов изделий, внедрении в производство новых видов продукции и снятии с производства неэффективных изделий.

Прибыль связана как с себестоимостью изделия, так и с ценой, по которой оно реализуется, поэтому рентабельность продукции может быть исчислена как отношение прибыли к стоимости реализованной продукции по свободным или регулируемым ценам.

Эти показатели взаимосвязаны и характеризуют изменение текущих затрат на производство и реализацию как всей продукции, так и отдельных ее видов. Поэтому важно сформировать структуру продукции в зависимости от изменения удельных весов изделий с большей или меньшей рентабельностью с тем, чтобы в целом повысить эффективность производства и получить дополнительные возможности увеличения прибыли.

Важным фактором роста рентабельности в нынешних условиях является работа предприятий по ресурсосбережению, что ведет к снижению себестоимости, а следовательно, росту прибыли. Дело в том, что развитие производства за счет экономии ресурсов на данном этапе намного дешевле, чем разработка новых месторождений и вовлечение в производство новых ресурсов.

Снижение себестоимости должно стать главным условием роста прибыльности и рентабельности производства.

2. Описание структуры и деятельности ОАО «Фабрика смысла» и анализ его финансового состояния и финансовых результатов деятельности.


2.1. Описание структуры и деятельности ОАО «Фабрика смысла»

Основное направление деятельности ОАО «Фабрика смысла» - проект «Телемаркер». Это система одновременного мониторинга, анализа и трансляции прямого эфира новостных и информационно–аналитических программ в режиме реального времени.

В настоящее время система Телемаркер осуществляет мониторинг и комплексную обработку вещания 21 федерального и 50 ведущих региональных каналов российского телевидения.

Сервисная база Телемаркера постоянно расширяется и пополняется региональными и международными телеканалами.

В сервисную базу Телемаркера может быть включен региональный и международный телеканал по желанию заказчика.

Источниками сигнала служат эфирные и спутниковые телеканалы, а также внутренние видеотрансляции организаций или мероприятий. Более 100 профессиональных редакторов и модераторов круглосуточно осуществляют подробную аннотацию всего новостного телевизионного эфира и иных информационных видеоматериалов – по  ключевым словам, спикерам, темам, событиям, хронологии, отраслям, организациям и другим параметрам. Размеченные и описанные сюжеты в режиме реального времени включаются в единую базу Телемаркера.

Доступ к системе возможен через сайт www.telemarker.ru, ТВ–панели Телемаркер, видеостены, мобильные телефоны и другие устройства.

Телемаркер предоставляет дополнительные возможности:

  1.  ТВ-панели

Отображение информационных видеоматериалов на ТВ-панелях Телемаркер — в приемных и кабинетах руководителей, переговорных комнатах, конференц-залах и других помещениях заказчика.

  1.  Мобильные решения

Постоянная доставка телепотока по заданным темам в режиме мобильного офиса.

  1.  Сопровождение мероприятий

Демонстрация видеоматериалов в режиме онлайн и публикация архива на официальном сайте заказчика с возможностью поиска, скачивания и удобной навигации.

  1.  Корпоративное ТВ и видеосвязь

Построение и обслуживание системы корпоративного телевещания, видеотрансляции на ТВ-панелях Телемаркер и официальном сайте заказчика.

  1.  Корпоративные презентации

Демонстрация корпоративных видеороликов, подборок телевизионных сюжетов и интервью первых лиц компании.

  1.  Исследования и аналитика

Непрерывный мониторинг и анализ информационных телевизионных потоков, поддержание постоянной осведомленности Заказчика о всех публичных действиях интересующих организаций и персон.

Клиенты ОАО «Фабрика смысла»

Государственные структуры:

  •  Аппарат Администрации Президента РФ
  •  Управление Президента по внутренней политике
  •  Пресс–служба Председателя Правительства РФ
  •  Пресс–службы Заместителей Председателя Правительства РФ
  •  Государственная Дума Федерального Собрания РФ
  •  Министерство связи и массовых коммуникаций РФ
  •  Министерство экономического развития РФ
  •  Министерство финансов РФ
  •  Министерство сельского хозяйства РФ
  •  Министерство спорта, молодежной политики и туризма РФ
  •  Министерство здравоохранения и социального развития РФ
  •  Оргкомитет Сочи 2014
  •  Федеральная налоговая служба РФ
  •  Администрация Краснодарского Края
  •  Госкорпорация «Росатом»
  •  Фонд «Петербургский международный экономический форум»

Коммерческие предприятия и общественные организации:

  •  ОАО «Мегафон»
  •  ОАО «РЖД»
  •  ГМК «Норильский никель»
  •  СБЕРБАНК России
  •  Группа RU-COM
  •  РИА Новости
  •  Издательский дом «Коммерсантъ»
  •  ИА Reuters

Основные конкуренты ОАО «Фабрика смысла»

  1.  ИАС «Медиалогия»

«Медиалогия» – разработчик автоматической системы мониторинга и анализа СМИ в режиме реального времени.

Компания была создана в 2003 году, круглосуточный режим работы обеспечивают более 200 сотрудников: инженеры-разработчики, лингвисты, аналитики, эксперты в области СМИ и PR.

С «Медиалогией» работают пресс-службы публичных коммерческих организаций и государственных учреждений. Работа с системой позволяет осуществлять оперативный круглосуточный контроль информационного поля, выгружать требуемые тексты в традиционный формат мониторинга, а также проводить ежемесячный анализ самостоятельно с результатами в виде графиков и таблиц.

  1.  «Интегрум»

«Интегрум» вышел на рынок мониторинга СМИ в 1996 году, но технологии сбора, поиска и анализа информации разрабатывались задолго до её появления (с 1966 года) и первым «местом работы» для них был Комитет государственной безопасности СССР, где они были обкатаны и доработаны. Называлась та система «Агама».

Основной поисковой системой «Интегрума» стал «Артефакт» — потомок «Агамы», модернизированный под специфику деятельности новой компании. В дальнейшем «Артефакт» постоянно совершенствовался, модернизировался.

В середине 2000-х компания расширяет сферу деяльности и начинает оказывать услуги в области экономической безопасности и PR-услуг.

Компания располагает собственной системой мониторинга и архивации социальных сетей и блогосферы.

  1.  Factiva

Factiva — мировой лидер по поставке деловой информации и бизнес-новостей, открывающий доступ к десяткам тысяч источников на 26 языках из 200 стран мира.

Вместе с продуктами Factiva конкурентная разведка и аналитика становятся легким и приятным занятием, а бизнес-решения всегда подкреплены оперативной и качественной информацией. Специальные инструменты доставки и сервиса делают работу с ней максимально удобной и персонифицированной.

Factiva была совместно создана крупнейшими мировыми информационными агентствами Dow Jones и Reuters в 1999 году. Первоначальное название — Dow Jones and Reuters Business Interactive. В 2006 году агентство Reuters продало свою часть компании Dow Jones and Company. В 2007 году Factiva в составе Dow Jones была приобретена медиахолдингом News Corporation, принадлежащей медиамагнату Руперту Мердоку.

  1.  LexisNexis

LexisNexis — американская компания, работающая в сфере информационных услуг (предоставление онлайн-доступа к многотраслевым базам данных). Была основана в 1977 году Дональдом Уилсоном (англ. H. Donald Wilson, 1925—2006), с 1994 года принадлежит медиагруппе Reed Elsevier (контролирующей также нидерландский издательский дом Elsevier и британский Reed). Основные ресурсы – база  правовой информации Lexis.com и база новостной и бизнес-информации Nexis.com. Считается крупнейшей в мире онлайн-библиотекой юридической, архивной и деловой информации.


2.2. Общая оценка динамики и структуры статей бухгалтерского баланса

Таблица 2.1 – Бухгалтерский баланс

Актив/Пассив

Сумма, т.р.

31.12 2013

31.12.2012

31.12.2011

I. Внеоборотные активы:

Нематериальные активы

167

166

59

Итого по разделу I

167

166

59

II. Оборотные активы:

Запасы

Денежные средства и денежные эквиваленты

Прочие оборотные активы

18739

5292

9930

13775

2168

5472

2776

1055

3068

Итого по разделу II

33961

21415

6899

БАЛАНС

34128

21581

6958

III. Капитал и резервы:

1188

793

552

Итого по разделу III

1188

793

552

IV. Долгосрочные обязательства:

0

0

0

Итого по разделу IV

0

0

0

V. Краткосрочные пассивы:

Краткосрочные финансовые средства

Кредиторская задолженность

0

32940

0

20788

3

6403

Итого по разделу V

32940

20788

6406

БАЛАНС

34128

21581

6958


Сгруппируем статьи баланса в отдельные специфические группы и создадим аналитический нетто баланс:

Таблица 2.2 – Аналитический баланс-нетто (агрегированный вид)

Актив

Сумма, т.р.

% к итогу

Пассив

Сумма, т.р.

% к итогу

31.12.13

31.12.12

31.12.11

31.12.13

31.12.12

31.12.11

31.12.13

31.12.12

31.12.11

31.12.13

31.12.12

31.12.11

1. Внеоборотные активы

167

166

59

0,49%

0,77%

0,85%

3. Капитал и резервы

1188

793

552

3,48%

3,67%

7,93%

2. Оборотные активы

33961

21415

6899

99,51%

99,23%

99,15%

4. Долгосрочная задолженность

0

0

0

0,00%

0,00%

0,00%

2.1. Запасы

18739

13775

2776

54,91%

63,83%

39,90%

5. Краткосрочная задолженность

32940

20788

6406

96,52%

96,33%

92,07%

2.2. Прочие оборотные активы

9930

5472

3068

29,10%

25,36%

44,09%

5.1. Краткосрочные заемные средства

0

0

3

0,00%

0,00%

0,04%

2.3. Денежные средства

5292

2168

1055

15,51%

10,05%

15,16%

5.2. Кредиторская задолженность

32940

20788

6403

96,52%

96,33%

92,02%

Баланс

34128

21581

6958

100

100

100

Баланс

34128

21581

6958

100

100

100

 

Проведем анализ представленных выше таблиц:

1.) За рассматриваемый период (с 31.12.2011 по 31.12.2013) валюта баланса организации увеличилась на 27170 т.р. или на 390,49%. Изменение в 2012 году составило 14623 т.р. (210,16%), в 2013 году 12547 т.р. (58,14%). Для оценки положительного или отрицательного влияния роста валюты баланса оценим рост изменение выручки за период:


Итак, мы видим, что прирост выручки за период составил 217,55%, а рост валюты баланса за этот же период (с 2011 по 2013 год) всего 390,49%, что говорит о нерациональном росте валюты баланса.

2) Прирост валюты баланса произошел в основном за счет роста оборотных активов (они увеличились на 27062 т.р. – 99,6% от увеличения валюты баланса), что говорит о благоприятном изменении структуры баланса. Увеличение оборотных активов произошло за счет сильного увеличения запасов (с 2776 т.р. (39,9%) до 18739 т.р. (54,91%)).

3) На изменение источников имущества наибольшее изменение оказало увеличение краткосрочных обязательств (с 6406 т.р. (92,07%) до 32940 т.р. (96,52%)).

В целом, эту динамику можно рассматривать, как положительную, потому что приобретение краткосрочных обязательств хотя и ведет, как правило, к приобретению краткосрочных активов, не грозит увеличением финансовых рисков в перспективе.

4) Основное изменение источников имущества было направлено, прежде всего, на увеличение оборотных активов (с 6899 т.р. (99,15%) до 33961 т.р. (99,51%)) – в частности, на увеличение запасов (с 2776 т.р. (39,9%) до 18739 т.р. (54,91%)) и прочих оборотных активов (с 3068 т.р. (44,09%) до 9930 т.р. (29,1%)).

Такое изменение говорит об увеличении мобильности предприятия.

5) На увеличение внеоборотных активов, прежде всего, оказало увеличение нематериальных активов (с 59 т.р. (0,85%) до 167 т.р. (0,49%)).

Увеличение нематериальных активов для предприятия является положительным, так как это свидетельствует о повышении деловой активности.


2.3. Анализ финансового состояния и платежеспособности по статьям баланса

Элементы балансовой модели

Определим данные элементы:

    

Для характеристики источников формирования запасов и затрат определяют следующие показатели:

 т.е.

 т.е.

  т.е.


Таблица 2.3 – Анализ финансовой устойчивости

Показатель

31.12.2013

31.12.2012

31.12.2011

Изменения за период

На 31.12.2013 к 31.12.2012

На 31.12.2012 к 31.12.2011

1. Капитал и резервы

1188

793

552

395

241

2. Внеоборотные активы

167

166

59

1

107

3. Наличие собственных оборотных средств

1021

627

493

394

134

4. Долгосрочные обязательства

0

0

0

0

0

5. Наличие собственных и долгосрочных заёмных источников формирования запасов и затрат

1021

627

493

394

134

6. Краткосрочные обязательства

0

0

3

0

-3

7. Общая величина основных источников формирования запасов и затрат

1021

627

496

394

131

8. Общая величина запасов и затрат

28669

19247

5844

9422

13403

9. Излишек или недостаток собственных оборотных средств

-27648

-18620

-5351

-9028

-13269

10. Излишек или недостаток собственных и долгосрочных источников формирования запасов и затрат

-27648

-18620

-5351

-9028

-13269

11. Излишек или недостаток общей величины основных источников формирования запасов и затрат

-27648

-18620

-5348

-9028

-13272

12. Трехкомпонентный показатель типа финансовой ситуации

S=(0 ;0; 0)

S=(0 ;0; 0)

S=(0 ;0; 0)

Анализ показал, что на всем рассматриваемом периоде предприятие было абсолютно неустойчивым. При отсутствии краткосрочных и долгосрочных задолженностей тенденция сохранялась на протяжении всего периода.


Определим платежеспособность предприятия:

На 31 декабря 2013:

На 31 декабря 2012:

На 31 декабря 2011:

Анализ показывает, что предприятие сохраняло платежеспособность на протяжении всего исследуемого периода.

Определим коэффициент общей платежеспособности:

 

Анализ показал, что коэффициент общей платежеспособности на протяжении всего исследуемого периода значительно превышает минимально рекомендуемый.

Определим коэффициент долгосрочной платежеспособности:

Анализ показал, что долгосрочная задолженность у предприятия отсутствует, а значит, у него нет необходимость в долгосрочной платежеспособности.

Определим коэффициент собственной платежеспособности:

Анализ показал, что в 2012-2013 гг. предприятие не имело краткосрочной задолженности, а значит, коэффициент собственной платежеспособности на этот период неактуален. В 2011 году он составил 164,33, что значительно выше рекомендуемого, что говорит о наличии высокой собственной платежеспособности на тот период.

2.4. Анализ ликвидности баланса

Разделим активы по ликвидности:

 

Разделим пассивы по срочности их оплаты:

 

Сопоставим итоги приведённых групп:

   


Сведем данные в таблицу и выявим платёжный излишек/недостаток:

Таблица 2.4 – Анализ ликвидности баланса

Актив

31.12.2013

31.12.2012

31.12.2011

А1

5292

2168

1055

А2

9930

5472

3068

А3

18739

13775

2776

А4

167

166

59

Баланс:

34128

21581

6958

А1+А2

15222

7640

4123

А3+А4

18906

13941

2835

Пассив

31.12.2013

31.12.2012

31.12.2011

П1

32940

20788

6403

П2

0

0

3

П3

0

0

0

П4

1188

793

552

Баланс:

34128

21581

6958

Платежный излишек или недостаток

На 31.12.2013

На 31.12.2012

На 31.12.2011

-27648

-27648

-27648

9930

9930

9930

18739

18739

18739

-1021

-1021

-1021

-17718

-17718

-17718

Итак, в таблице видим, что самые ликвидные активы (А1) на всем периоде имеют платежный недостаток, т.е. не покрывают самые срочные обязательства (П1). Он составляет в 2011 году: -5348т.р., в 2012 году: -18620т.р., в 2013 году: -27648т.р.

Сочетание наиболее ликвидных активов (А1+А2) также не покрывает наиболее срочные обязательства (П1+П2) на всем периоде исследования. Отсюда можно сделать вывод, что в ближайшей перспективе предприятие не сможет полностью отвечать по своим обязательствам.

Если рассматривать наименее ликвидные активы (А3+А4), то они на протяжении всего анализируемого периода образуют платёжный излишек (в 2011 году: 2283т.р., в 2012 году: 13148т.р., в 2013 году: 17718 т.р.) и покрывают наименее срочные обязательства (П3+П4), что говорит о способности предприятия отвечать по своим обязательствам в долгосрочной перспективе.

Определим общий показатель ликвидности:

Анализ показал, что в 2012 году общий показатель ликвидности снизился, затем немного поднялся в 2013 году, что говорит об уменьшении ликвидности всего предприятия в 2012 году и его увеличении в 2013 году.

Определим показатель рабочего капитала:

Анализ показал, что показатель рабочего капитала уменьшался на протяжении всего исследуемого периода, что говорит о том, что величина свободных средств в обороте после уплаты краткосрочных обязательств уменьшилась на рассматриваемом периоде.

2.5. Анализ финансовых коэффициентов

1. Определим показатели оценки рентабельности предприятия:

Определим общую рентабельность предприятия:

Анализ показал, что в 2013 году общая рентабельность предприятия снизилась по сравнению с 2012 годом.

Определим чистую рентабельность предприятия:

Анализ показал, что в 2013 году чистая рентабельность предприятия снизилась по сравнению с 2012 годом.

Определим чистую рентабельность собственного капитала:

Анализ показал, что на протяжении исследуемого периода предприятие рентабельно относительно собственного капитала.

Определим чистую рентабельность производственных фондов:

Анализ показал, что в 2013 году общая рентабельность производственных фондов предприятия снизилась по сравнению с 2012 годом.

2. Определим оценки эффективности управления:

Определим чистую прибыль на 1 руб. оборота:

Анализ показал, что в 2013 году чистая прибыль предприятия на 1 рубль оборота снизилась по сравнению с 2012 годом.

Определим прибыль от продаж на 1 руб. оборота:

Анализ показал, что в 2013 году на 1 руб. оборота приходится 0,0067 руб. прибыли от продаж, а в 2012 году 0,009 руб., т.е. прибыльность предприятия снизилась.

Определим прибыль до налогообложения на 1 руб. оборота:

Анализ показал, что в 2012 году предприятие имело 0,0079 руб. прибыли до налогообложения на 1 руб. оборота, а в 2013 году на 1 руб. оборота её приходится 0,0059 руб., т.е. прибыльность снизилась.

Определим общую прибыль на 1 руб. оборота:

Анализ показал, что в 2012 году предприятие имело 0,0079 руб. общей прибыли на 1 руб. оборота, а в 2013 году на 1 руб. оборота её приходится 0,0059 руб., т.е. прибыльность снизилась.

3. Определим оценки деловой активности:

Определим общую капиталоотдачу:

Анализ показал, что в 2013 году капиталоотдача немного выросла по сравнению с 2012 годом, что говорит увеличении отдачи активов.

Определим отдачу основных производственных средств и нематериальных активов:

Анализ показал, что отдача основных производственных средств в 2013 году повысилась по сравнению с 2012 годом.

Определим оборачиваемость оборотных активов:

Анализ показал, что в 2013 году оборачиваемость оборотных активов выросла по сравнению с 2012 годом.

Определим оборачиваемость запасов:

Анализ показал, что в 2013 году оборачиваемость оборотных запасов выросла по сравнению с 2012 годом.

Определим оборачиваемость кредиторской задолженности:

Анализ показал, что кредиторская задолженность незначительна на протяжении исследуемого периода, а значит, показатель весьма высок.

Определим оборачиваемость банковских активов:

Анализ показал, что в 2013 году оборачиваемость банковских активов уменьшилась по сравнению с 2012 годом.

Определим отношение оборота к собственному капиталу:

Анализ показал, что в 2013 году отношение оборота к собственному капиталу увеличилось по сравнению с 2012 годом. Это говорит о повышении эффективности собственного капитала.

4. Рассчитаем показатели рыночной устойчивости:

Рассчитаем коэффициент автономии:

Анализ показал, что на протяжении исследуемого периода коэффициент автономии значительно ниже рекомендуемого.

Рассчитаем коэффициент финансовой устойчивости:

Так как предприятие имело краткосрочные заемные средства только в 2011 году, коэффициент финансовой устойчивости рассчитывается только для него – он значительно выше рекомендуемого, что говорит о высокой финансовой устойчивости.

Рассчитаем коэффициент отношения заёмных и собственных средств:

Так как предприятие имело заемные средства только в 2011 году, коэффициент отношения заёмных и собственных средств рассчитывается только для него – он находится в рекомендуемых рамках.

Определим коэффициент заёмного финансирования:

Так как предприятие имело краткосрочные заемные средства только в 2011 году, коэффициент заемного финансирования рассчитывается только для него – он значительно выше рекомендуемого, что говорит о высокой финансовой устойчивости.

Определим коэффициент отношения мобильных и иммобилизованных средств:

Анализ показал, что коэффициент отношения мобильных и иммобилизованных средств сохраняется в рекомендуемых рамках на всем исследуемом периоде.

Определим коэффициент обеспеченности запасов и затрат собственными средствами:

Анализ показал, что коэффициент обеспеченности запасов и затрат заметно снизился в 2013 году по сравнению с 2011 годом, что указывает на отрицательную тенденцию для предприятия

Определим коэффициент маневренности собственного капитала:

Анализ показал, что коэффициент маневренности для данного предприятия немного снизился на исследуемом периоде, что говорит об определенной отрицательной тенденции.

Рассчитаем коэффициент имущества производственного назначения:

Анализ показал, что коэффициент имущества производственного назначения падает в исследуемом периоде, хотя пока ниже оптимального значения.

Рассчитаем коэффициент краткосрочной задолженности:

Так как предприятие имело заемные средства только в 2011 году, коэффициент краткосрочной задолженности рассчитывается только для него – он находится в рекомендуемых рамках.

Рассчитаем коэффициент автономии источников формирования запасов и затрат:

Анализ показал, что на настоящий момент (2013 год) источники формирования запасов и затрат автономны.

Рассчитаем коэффициент кредиторской задолженности и прочих пассивов:

Анализ показал, что все заемные средства составляют собой кредиторскую задолженность.

Рассчитаем коэффициент обеспеченности собственными средствами:

Анализ показал, что на всем исследуемом периоде у организации критическое финансовое состояние.

Рассчитаем индекс постоянного актива:

Анализ показал, что доля иммобилизованных активов в собственных источниках колеблется на протяжении исследуемого периода.

5. Определим оценки ликвидности активов баланса:

Определим коэффициент абсолютной ликвидности:

Анализ показал, что предприятие может погасить совсем малую часть кредиторской задолженности в короткое время, т.к. на протяжении всего исследуемого периода коэффициент ниже оптимального.

Рассчитаем критический коэффициент ликвидности:

Анализ показал, что предприятие не имеет прогнозируемых финансовых возможностей для покрытия краткосрочных обязательств, т.к. коэффициент ниже оптимального.

Определим коэффициент текущей ликвидности:

Анализ показал, что в исследуемом периоде данный коэффициент был ниже оптимального.


Проведём балльную оценку финансовой устойчивости:

Таблица 2.5 – Количество набранных баллов, характеризующих финансовую устойчивость

Показатели финансового состояния

31 декабря 2013

31 декабря 2012

31 декабря 2011

Фактические значения

Количество баллов

Фактические значения

Количество баллов

Фактические значения

Количество баллов

Коэффициент абсолютной ликвидности

0,1607

0

0,1043

0

0,1647

0

Критический коэффициент ликвидности

0,1607

0

0,1043

0

0,1647

0

Коэффициент текущей ликвидности

1,031

1

1,0302

1

1,0770

1

Коэффициент обеспеченности собственными источниками финансирования

0,0301

0

0,0293

0

0,0715

0

Коэффициент финансовой независимости

0,035

0

0,037

0

0,079

0

Коэффициент финансовой независимости в части формирования запасов и затрат

1

13,5

1

13,5

0,99

13

Итого:

14,5

14,5

14


Анализ данной таблицы показывает, что на 31 декабря 2013 года финансовое состояние предприятия может быть оценено как соответствующее классу 5, т.е. предприятие имеет кризисное финансовое состояние, близкое к банкротству.

Есть еще один балльный способ определения финансовой устойчивости – он основан на коэффициентах критической ликвидности, текущей ликвидности и автономности. Определим класс финансовой устойчивости предприятия:

Таблица 2.6 – Количество набранных баллов, характеризующих финансовую устойчивость предприятия

Показатели финансового состояния

31 декабря 2013

31 декабря 2012

31 декабря 2011

Коэффициент критической ликвидности

0,1607

0,1043

0,1647

-класс

IV

IV

IV

-рейтинг

40

40

40

-балл

110

110

110

Коэффициент текущей ликвидности

1,031

1,0302

1,077

-класс

III

III

III

-рейтинг

35

35

35

-балл

105

105

105

Коэффициент автономии

0,035

0,037

0,079

-класс

VI

VI

VI

-рейтинг

25

25

25

-балл

125

125

125

Итого:

135

170

135

Анализ показал, что в соответствии с данными показателями предприятие имеет низший – 5 класс на 31 декабря 2013 на всем исследуемом периоде.


2.6. Определение неудовлетворительной структуры баланса неплатёжеспособных организаций

Для признания структуры баланса удовлетворительной, а предприятия платежеспособным, необходимо выделить два показателя, рассчитанных ранее и сравнить их:

  •  коэффициент текущей ликвидности;
  •  коэффициент обеспечения собственными средствами

Таблица 2.7 – Проверка предприятия на платежеспособность

Показатель

31 декабря 2013

31 декабря 2012

31 декабря 2011

Коэффициент текущей ликвидности

1,031

1,0302

1,077

Коэффициент обеспечения собственными средствами

0,0301

0,0293

0,0715

Коэффициент восстановления платежеспособности

0,515

0,527

Анализ показал, что на 31 декабря 2013 года предприятие неплатежеспособно, т.к. оба показателя-индикатора ниже оптимальных значений.

Исходя из этого, выявим, реально ли предприятию восстановить платежеспособность в течение 6 месяцев:

Анализ показал, что значение коэффициента восстановления меньше единицы, а значит, у предприятия нет реальных шансов восстановить платежеспособность в течение 6 месяцев.


2.7. Анализ показателей прибыли

Построим аналитическую таблицу для проведения анализа структуры и динамики изменения прибыли во времени:

Таблица 2.8 – Анализ структуры и динамики прибыли

Сумма средств, т.р.

Структура средств, %

Темп роста, %

На начало периода

На конец периода

Изменение

На начало периода

На конец периода

Изменение

Выручка

83214

38250

44964

100

100

-

218%

Себестоимость продаж

82659

37904

44755

99,33%

99,10%

0,24%

218%

Валовая прибыль (убыток)

555

346

209

0,67%

0,90%

-0,24%

160%

Прочие расходы

61

44

17

0,07%

0,12%

-0,04%

139%

Налогооблагаемая прибыль (убыток)

494

302

192

0,59%

0,79%

-0,20%

164%

Текущий налог на прибыль

99

61

38

0,12%

0,16%

-0,04%

162%

Чистая прибыль (убыток)

395

241

154

0,47%

0,63%

-0,16%

164%

Таблица показала, что в 2013 году прибыльность предприятия увеличилась на 64% по сравнению с 2012 годом.

Рассмотрим методику расчета влияния внутренних факторов первого порядка (наличие различных видов доходов и расходов) на прибыль по данным финансовой отчетности:


Таблица 2.9 – Доходы и расходы организации

Сумма средств, т.р.

Структура средств, %

Темп роста, %

На конец периода

На начало периода

Изменение

На конец периода

На начало периода

Изменение

Доходы

Выручка (за минусом НДС, акцизов)

83214

38250

44964

100

100

-

218%

Итого доходов:

83214

38250

44964

100

100

-

218%

Расходы

Себестоимость продаж

82659

37904

44755

99,33%

99,10%

0,24%

218%

Прочие расходы

61

44

17

0,07%

0,12%

-0,04%

139%

Текущий налог на прибыль

99

61

38

0,12%

0,16%

-0,04%

162%

Итого расходов:

82819

38009

44810

99,53%

99,37%

0,16%

218%

Превышение доходов над расходами

395

241

154

0,47%

0,63%

-0,16%

164%

Данная методика дала те же результаты, что и предыдущая – прибыльность предприятия увеличилась на 64% по сравнению с 2012 годом.


Определим величину расходов периода на 1 руб. доходов периода:

  

Анализ показал, что у предприятия было меньше расходов, чем доходов на всем исследуемом периоде, т.е. оно прибыльно.

Определим величину доходов периода на 1 руб. расходов периода:

Анализ показал, что у предприятия было меньше расходов, чем доходов на всем исследуемом периоде, т.е. оно прибыльно.

Определим расходы по основной деятельности на 1 руб. выручки от реализации продукции:

Анализ показал, что расходы по основной деятельности увеличились в 2013 году по сравнению с 2012 годом, т.е. себестоимость продукции уменьшилась.

Определим долю доходов от основной деятельности в общей сумме доходов:

Анализ показал, что все свои доходы предприятие получает от основной деятельности.

Определим величину чистых доходов периода (чистой прибыли):

Анализ показал, что у предприятия было меньше расходов, чем доходов на всем исследуемом периоде, т.е. оно прибыльно.

Основной вид прибыли – прибыль от продаж. Проведем её анализ:

Определим абсолютное изменение прибыли от продаж:

Анализ показал, что прибыль от продаж увеличилась, что дало увеличение чистой прибыли

Определим относительное изменение прибыли от продаж:

Анализ показал, что прибыль от продаж увеличилась, что дало увеличение чистой прибыли.

Определим влияние выручки на сумму прибыли:

Анализ показал, что увеличение выручки увеличило размер прибыли от продаж на 406,73 т.р.

Определим влияние изменения себестоимости на изменение прибыли от продаж:

Анализ показал, что изменение себестоимости уменьшило прибыль от продаж на 197,73 т.р.

Так как в исследуемом периоде не было управленческих и коммерческих расходов, они не оказали влияния на изменение прибыли от продаж.

Проверим совокупное изменение прибыли от продаж:

Рассчитаем величину дополнительного эффекта:

2.8. Анализ деловой активности организации

Для данного анализа определим следующие показатели:

1. Темп роста прибыли от продаж:

2. Темп роста объемов реализации:

3. Темп роста активов:

Анализ показывает, что темпы роста прибыли от продаж ниже, чем темпы роста выручки, однако темпы роста выручки выше темпов роста активов – это противоречит «золотому правилу экономики», хотя и все темпы больше 100, т.е. положительны.

На основании теоретического исследования, а также данных, представленных выше, можно сделать вывод, что предприятие находится на высоком уровне в сравнении с другими российскими и зарубежными структурами мониторинга СМИ.

В ходе прохождения производственной практики я приобрел навыки работы с программами предприятия, а также с навыки обработки финансовой отчетности . Также получены знания о структуре работы ОАО «Фабрика смысла» и опыт в результате общения с другим персоналом предприятия.

Также был проведен анализ финансового состояния и финансовых результатов предприятия за 2011 – 2013 гг. Он показал:

За рассматриваемый период (с 31.31.2011 по 31.31.2013) валюта баланса организации увеличилась на 21170 т.р. или на 390,49%.

Прирост валюты баланса произошел в основном за счет роста оборотных активов (они увеличились на 27062 т.р. – 99,6% от увеличения валюты баланса), что говорит о благоприятном изменении структуры баланса.

На изменение источников имущества наибольшее изменение оказало увеличение краткосрочных обязательств (с 6406 т.р. (92,07%) до 32940 т.р. (96,52%)).

На увеличение внеоборотных активов, прежде всего, оказало увеличение нематериальных активов (с 59 т.р. (0,85%) до 167 т.р. (0,49%)).

Анализ показал, что на всем рассматриваемом периоде предприятие было абсолютно неустойчивым. При отсутствии краткосрочных и долгосрочных задолженностей тенденция сохранялась на протяжении всего периода.

Сопоставление наиболее ликвидных активов с наиболее срочными обязательствами свидетельствует о том, что предприятие на протяжении исследуемого периода было неплатежеспособно на короткий промежуток времени. Сравнение медленно реализуемых активов с несрочными обязательствами свидетельствует о том, что предприятие в перспективе способно полностью отвечать по этим обязательствам.

Анализ таблицы финансовых коэффициентов показывает, что на 31 декабря 2013 года финансовое состояние предприятия может быть оценено как соответствующее классу 5, т.е. предприятие имеет кризисное финансовое состояние, близкое к банкротству.

Анализ показал, что на 31 декабря 2013 года предприятие неплатежеспособно, т.к. оба показателя-индикатора ниже оптимальных значений, а т.к. значение коэффициента восстановления меньше единицы, а значит, у предприятия нет реальных шансов восстановить платежеспособность в течение 6 месяцев.

Анализ отчета о прибылях и убытках показал, что у предприятия было больше доходов, чем расходов на всем исследуемом периоде. Также было выявлено, что увеличение выручки увеличило размер прибыли от продаж на 406,73 т.р., а изменение себестоимости уменьшило прибыль от продаж на 197,73 т.р. Так как в исследуемом периоде не было управленческих и коммерческих расходов, они не оказали влияния на изменение прибыли от продаж.

Темпы роста прибыли от продаж ниже, чем темпы роста выручки, однако темпы роста выручки выше темпов роста активов – это противоречит «золотому правилу экономики», хотя и все темпы больше 100, т.е. положительны.


3. Проведение мероприятий по повышению финансовой эффективности предприятия и их последующая оценка

3.1. Перевод основной операционной деятельности

В качестве основного мероприятия по повышению финансовой эффективности предприятия было принято решение о переводе основной операционной деятельности из Москвы (где изначально располагались офисы) в Тулу. Рассмотрим данную меру с точки зрения прибыльности и эффективности.

Так как, основная деятельность ОАО «Фабрика смысла» направлена прежде всего на работу с новостными потоками, транслируемыми по федеральным и региональным телевизионным каналам, не имеет решающего и весомого значения, где расположены фактические офисы обработки информации. В связи с этим перевод основной деятельности из Москвы в регион с более мягкими условиями ведения бизнеса (с точки зрения затрат на обслуживание) будет основным мероприятиям, направленным на повышение финансовых результатов.

В истории ведения предпринимательства такие меры уже применялись даже на уровне государств и всегда показывали отличные данные. Во второй половине последнего столетия компании из богатых стран начали переводить в более дешевые регионы не только поставки сырья и рабочей силы, но также поспешили перенести в бедные страны, где накладные расходы ниже, производство и окончательную обработку товаров. Они сконцентрировали и сгруппировали свои расходы и профессиональные знания еще ближе к конечным точкам цепочки начисления стоимости, которые можно назвать «первой и последней милей» для покупателя. Непосредственно в начале (это научные исследования, разработка и проектирование новых продуктов и новых технологий) и непосредственно в конце (где к готовому товару добавляются стоимость бренда и дифференциация).

Структуру предприятия и фактический перевод можно наглядно увидеть на приведенной ниже схеме (рис.3.1):

Рисунок 3.1-Перевод части основного персонала предприятия

Таким образом, можно видеть, что непосредственные исполнительные работники, а именно операторы – сотрудники, осуществляющие новостной мониторинг и последующую обработку информации и редакторы – контрольный орган, следящий за качеством исполнения работы операторами, переводится в Тулу. Это самые обширные и высокооплачиваемые (в абсолютном выражении) категории работников. Остальная часть сотрудников, а именно генеральное руководство, модераторы (персонал, исполняющий окончательную проверку сюжетов) и служба технической поддержки, остается в Москве, поскольку их присутствие в регионе нецелесообразно и необязательно. Такая дифференциация производства в перспективе дает отличные результаты. Проведем прогноз увеличения прибыльности после проведения данных мероприятий:

1. Снижение стоимости аренды офиса.

Сравним среднюю стоимость аренды офисов в Москве и в Туле (рис.3.2.):

Рис.3.2.-Сравнение стоимости аренды офисов в Москве и в Туле

Как видно из таблицы, стоимость аренды в Москве примерно в три раза превышает стоимость аренды в Туле, что при размере арендованного помещения в 120 кв.м. даст ежегодную экономию ориентировочно в 1500000 руб.

2. Снижение расходов на заработную плату сотрудникам.

Рассмотрим заработные платы операторов и редакторов в Москве и в Туле (табл.3.1.):

Таблица 3.1 – Сравнение заработных плат сотрудников ОАО «Фабрика смысла в Москве и в Туле

З/п сотрудника ОАО «Фабрика смысла» за одну рабочую смену

Оператор

Редактор

Москва

1800

2700

Тула

800

1100

Посчитаем примерную экономию средств за год (табл. 3.2.):

Таблица 3.2 – Экономия средств за год

Оператор

Редактор

Экономия за одну смену

1000

1600

Количество смен в день

3

3

Количество сотрудников в смену

6

2

Сумма экономии за год

6570000

3500000

Итого, экономия составит примерно 10000000 руб.

Итак, мы видим, что перевод основной операционной деятельности даст значительную экономию средств предприятия при равнозначном качестве выполнения работы.

3.2. Оптимизация затрат предприятия

Следующим шагом по повышению прибыльности предприятия будет проведение оптимизации затрат. Для любого бизнеса основная цель – максимизация прибыли, увеличение рыночной стоимости предприятия в интересах их владельцев.

Приспособление предприятия к рыночным условиям требует как изменения выполняемых функций, так и внутренней организационной перестройки, прежде всего дополнения организационной структуры новыми звеньями, пересмотра всей системы распределения прав, полномочий и ответственности. Оценка реальных потребностей рынка и собственных (наличных и потенциальных) возможностей, ориентация на рыночный спрос - краеугольный камень выработки стратегии предприятия и создания обеспечивающих ее организационных механизмов.

Менеджеры компании должны постоянно изыскивать пути снижения издержек производства без уменьшения полезности товара. Полезность – общепринятый экономический термин, выражающий предполагаемое удовлетворение потребностей в результате использования или владения товарами. Часто в литературе, посвященной вопросам управления, ее еще называют «качеством». Некоторые теоретики стратегии утверждают, что перед фирмой всегда открыты две возможности: конкуренция, основанная на издержках, и конкуренция, основанная на дифференцировании. Однако этот выбор является искусственным. Сегодня фирме необходим как низкий уровень издержек, так и дифференцирование, нацеленное на повышение полезности. Невысокие издержки помогают фирме создать отличительное преимущество либо путем снижения цены для потребителей, либо с помощью инвестиций в товары, услуги, персонал или в улучшение имиджа.

Оптимизация затрат предполагает построение модели, которая строится на увеличении маржинальной прибыли предприятия. Важным критерием изменений удельного веса некоторых видов продукции является показатель рентабельности продукции. Наличие большого количества высокорентабельных изделий обеспечивает увеличение размера прибыли. Мероприятия по оптимизации затрат, которые разрабатываются каждым предприятием, обязательно предусматривают четкий учет доходов и расходов. А годовая смета учитывает решение задач краткосрочных и долгосрочных программ, которые следует решать на конкретном отрезке времени. Бухгалтерский баланс предприятия за первый квартал, полугодие, девять месяцев и отчетный год дает возможность оценить фактические доходы и сравнить их с утвержденной сметой (бюджетом).

Проведение оптимизации затрат на ОАО «Фабрика смысла» предполагает следующие мероприятия:

  1.  Формирование гибкого графика работы операторов
  2.  Установление системы штрафов и премий
  3.  Смена провайдера интернет-услуг
  4.  Заключение долгосрочного договора аренда офисного помещения

Рассмотрим мероприятия подробнее и оценим их полезность для предприятия:

Формирование гибкого графика операторов предполагает, что количество задействованных работников в разные периоды времени будет варьироваться в зависимости от загруженности новостного потока. К примеру, в выходные и праздничные дни, когда новостей не так много и они преимущественно посвящены одной теме, нецелесообразно привлекать к работе всю операторскую смену полностью. В этом случае, проделав основную работу, сотрудники большую часть времени будут попусту просиживать рабочее время, что непрактично с точки зрения затрат. Поэтому в такие дни (а именно в праздничные и выходные) на смену вместо 6 операторов будет вызвано только 4, а вместо двух редакторов – один. Очередность замен будет определяться по графику или в зависимости от пожеланий самих сотрудников. Такие меры приведут к уменьшению издержек на заработную плату при равнозначном выполнении производственных задач.

Введение системы штрафов и премий несет в основном дисциплинарную подоплеку, хотя в конечном итоге приводит к определенному снижению издержек производства. Данная мера заключается в том, что за определенные нарушения трудовой дисциплины сотрудники будут штрафоваться путем уменьшения заработной платы за смену. К примеру, оператор, опоздавший на 15 минут, лишится 200 рублей из своей дневной зарплаты и получит вместо 800 рублей только 600. Часть суммы, сэкономленной таким образом, пойдет на премирование особо выдающихся работников, описавших, к примеру, больше всех сюжетов и т.д. Остальное будет зачислено в зачет снижения издержек производства. Такие меры крайне полезны, так как не только формируют рабочую дисциплину и экономит определенную сумму средств, но и мотивирует сотрудников на качественную работу с целью получить премии в конце месяца.

Остальные меры по оптимизации затрат несут характер снижения стоимости организации рабочего процесса. Так как основная деятельность проводится в интернете, для обеспечения бесперебойной связи необходим достаточно дорогой тариф. На сегодняшний день рынок заполнен различными провайдерами, выбрав оптимальный из которых, можно существенно снизить затраты. По поводу долгосрочной аренды офисного помещения можно сказать, что такой вид аренды часто подразумевает определенные скидки от арендодателя, что также благоприятно скажется на издержках по обслуживанию рабочего процесса.

3.3. Расширение сферы деятельности

Завершающим этапом увеличения финансовой эффективности предприятия будет расширения сферы его деятельности. В качестве данной меры было принято решение о введении сервиса AdMonitoring для привлечения новых групп клиентов и, как следствие, увеличения прибыли.

AdMonitor – сервис онлайн-мониторинга рекламы на телевидении и радио, сетки вещания телеканала или радиостанции.

Целевая аудитория данного проекта:

  •  Телерадиовещатели – контроль за вещанием региональных партнеров (выходы федеральных рекламных блоков, наложение бегущих строк, соответствие региональных программ концепции вещания и т.д.), структурный анализ деятельности конкурентов, независимый аудит размещения рекламы.
  •  Рекламные агентства – предоставление клиентам данных независимого аудита рекламных кампаний с аудиовизуальным подтверждением выхода рекламных спотов.
  •  Рекламодатели – независимый аудит рекламных кампаний, конкурентный анализ.

Конкурентные преимущества проекта:

  •  Возможность мониторинга радио, аналогового, цифрового, кабельного и спутникового телевидения.
  •  Мониторинг телерадиоэфира в режиме 24/7, доступ к сервису осуществляется через web-браузер с любого компьютера.
  •  Для мониторинга телеэфира используются одновременно алгоритмы распознавания аудио- и видеоряда, что позволяет максимально точно фиксировать все нарушения в вещании или проводить аудит рекламных кампаний.
  •  Ежедневное пополнение базы данных рекламных роликов.
  •  Автоматизированная технология распознавания эфира дополнена проверкой операторской службой.
  •  Оперативность: данные по новым кампаниям доступны не позднее, чем на следующий рабочий день после старта, данные по текущим кампаниям – в течение 15-30 минут после выхода в эфир.
  •  Аудиовизуальное воспроизведение эфира (в том числе рекламных блоков), с возможностью пресс-клиппинга рекламных блоков.
  •  Подробная классификация роликов (рекламодатель, бренд, категория и название товара/услуги).
  •  Мониторинг типа размещения (локальное / национальное / орбитальное для ТВ и локальное / сетевое / ретрансляция для радио) и типа ролика (прямая реклама, имиджевый ролик или упоминание спонсора, спонсорский анонс, спецпроект, коммерческий сюжет, интервью, анонс, социальная реклама).
  •  Для мониторинга невыходов сетевой рекламы в регионах возможно сравнение с эталонным сигналом или с медиапланом. Отчет по невыходам включает ссылки на просмотр или прослушивание фрагментов эфира с указанием причины невыхода. Для мониторинга локальных размещений используется сравнение с медиапланом.
  •  На всех радиостанциях Москвы и Санкт-Петербруга ведется расширенный мониторинг спонсорства, спецпроектов, коммерческих программ и интервью, для спонсорских пакетов рассчитывается бюджет размещения.
  •  Данные по интервалам расхождения регионального эфира с эталоном, возможность просмотра расхождений и формирования отчетов.
  •  Формирование различных типов отчетов

Данный проект, разумеется, рассчитан на определенную перспективу развития. Если предыдущие меры по повышению финансовой эффективности несли немедленный характер, то есть начинали снижение издержек непосредственно после их введения, то для запуска AdMonitoring необходимо привлечение определенного персонала, покупка дополнительного оборудования в случае необходимости (столы, компьютеры и т.д.). Тем не менее, после отладки и формирования клиентской базы проект будет приносить доход и улучшит финансовые показатели предприятия.


3.4. Анализ показателей прибыли

Построим аналитическую таблицу для проведения анализа структуры и динамики изменения прибыли во времени:

Таблица 3.3. – Анализ структуры и динамики прибыли

Сумма средств, т.р.

Структура средств, %

Темп роста, %

На начало периода

На конец периода

Изменение

На начало периода

На конец периода

Изменение

Выручка

83214

84878

-1664

100

100

-

102%

Себестоимость продаж

82659

73567

9092

99,33%

86,67%

12,66%

89%

Валовая прибыль (убыток)

555

11312

-10757

0,67%

13,33%

-12,66%

2038%

Прочие расходы

61

293

-232

0,07%

0,34%

-0,27%

480%

Налогооблагаемая прибыль (убыток)

494

11019

-10525

0,59%

12,98%

-12,39%

2231%

Текущий налог на прибыль

99

2204

-2105

0,12%

2,60%

-2,48%

2226%

Чистая прибыль (убыток)

395

8815

-8420

0,47%

10,39%

-9,91%

2232%

Таблица показала, что после проведения мероприятий прибыльность предприятия увеличилась на 2232% или на 8420 т.р.

Рассмотрим методику расчета влияния внутренних факторов первого порядка (наличие различных видов доходов и расходов) на прибыль по данным финансовой отчетности:


Таблица 3.4. – Доходы и расходы организации

Сумма средств, т.р.

Структура средств, %

Темп роста, %

На начало периода

На конец периода

Изменение

На начало периода

На конец периода

Изменение

Доходы

Выручка (за минусом НДС, акцизов)

83214

84878

-1664

100

100

-

102%

Итого доходов:

83214

84878

-1664

100

100

-

102%

Расходы

Себестоимость продаж

82659

73567

9092

99,33%

86,67%

12,66%

89%

Прочие расходы

61

293

-232

0,07%

0,34%

-0,27%

480%

Текущий налог на прибыль

99

2204

-2105

0,12%

2,60%

-2,48%

2226%

Итого расходов:

82819

76063

6755,896

99,53%

89,61%

92%

Превышение расходов над доходами

395

8815

-8420

0,47%

10,39%

2232%

Данная методика дала те же результаты, что и предыдущая – прибыльность предприятия увеличилась на 2232% или на 8420 т.р.


Определим изменение величины расходов периода на 1 руб. доходов периода:

  

Анализ показал, что величина расходов предприятия над его доходами снизилась после проведения мероприятий по повышению финансовых результатов, а значит, они были эффективны. Снижение показателя составило 0,0991 р/р

Определим изменение величины доходов периода на 1 руб. расходов периода:

Анализ показал, что величина доходов предприятия над его расходами увеличилась после проведения мероприятий по повышению финансовых результатов, а значит, они были эффективны. Увеличение показателя составило 0,1111 руб/руб


Определим изменение расходов по основной деятельности на 1 руб. выручки от реализации продукции:

Анализ показал, что величина расходов предприятия над его доходами снизилась после проведения мероприятий по повышению финансовых результатов, а значит, они были эффективны. Снижение показателя составило 0,0991 руб/руб.

Определим изменение величины чистых доходов периода (чистой прибыли):

Рисунок 3.3.-Изменение чистых доходов предприятия

Анализ показал, что величина чистых доходов предприятия увеличилась после проведения мероприятий по повышению финансовых результатов, а значит, они были эффективны. Увеличение показателя составило 8420т.р.

Основной вид прибыли – прибыль от продаж. Проведем её анализ:

Определим абсолютное изменение прибыли от продаж:

Анализ показал, что мероприятия по повышению финансовых результатов значительно повысили прибыль для продаж.

Определим относительное изменение прибыли от продаж:


Анализ показал, что относительное изменение прибыли от продаж изменилось вследствие проведения мер по повышению финансовых результатов.

Определим влияние выручки на сумму прибыли:

Анализ показал, что увеличение выручки после проведения мероприятий по повышению финансовых результатов увеличило размер прибыли от продаж на 11,1 т.р.

Определим влияние изменения себестоимости на изменение прибыли от продаж:

Анализ показал, что снижение издержек после проведения мероприятий по повышению финансовых результатов увеличило прибыль от продаж на 10745,7 т.р.

Так как в исследуемом периоде не было управленческих и коммерческих расходов, они не оказали влияния на изменение прибыли от продаж.

Проверим совокупное изменение прибыли от продаж:

Рассчитаем величину дополнительного эффекта:

Итак, наглядно видно, что проведение мероприятий по повышению финансовых результатов значительно повысили прибыль от продаж – основной источник чистой прибыли предприятия.

3.5. Анализ изменения деловой активности организации

Для анализа изменения определим показатели после проведения финансовых результатов и сравним с предыдущими показателями:

1. Темп роста прибыли от продаж:

2. Темп роста объемов реализации:

 

3. Темп роста активов:

Рисунок 3.4.-Темпы роста финансовой деятельности

Анализ показывает, что темпы роста прибыли от продаж ниже, чем темпы роста выручки, однако темпы роста выручки выше темпов роста активов – это противоречит «золотому правилу экономики», хотя и все темпы больше 100, т.е. положительны.

PAGE  


PAGE  51


PAGE  


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

82248. История как форма проявления жизни. Объективация жизни во времени. Жизнь как незавершаемая целостность.(О.Шпеннглер, Э. Гуссерль) 33.65 KB
  Объективация жизни во времени. Она может трактоваться в естественно-научном это форма движения материи психологическом это одухотворенность бытия историко-культурном это проявление жизни в разных эпохах биографическом жизнь отдельного человека и философском жизнь как благо смыслах. Она может изучаться с разных позиций например со стороны образа жизни людей стиля и манеры жизни повседневного жизненного мира человека со стороны продолжительности уровня качества жизни и т.
82249. Социальные и культурно- историческиеформы жизни:общее строение и иерархия уровней. Научные и вненаучные представления о формах жизни 41.6 KB
  Державин в своей поэме Бог весьма образно характеризовал проблему человека: Частица целой я вселенной Поставлен мнится мне в почтенной Средине естества я той Где кончил тварей ты телесных Где начал ты духов небесных И цепь существ связал всех мной. Во всех этих случаях отчетливо обнаруживаются две основные методологические тенденции в объяснении природы человека: редукционистская сводящая природу человека либо к биологической либо напротив к социальной его стороне и целостная системная понимающая природу человека как единое...
82250. Время как параметр физических событий и время как мера становления человеческого бытия (общее условие осуществления жизни) 34.6 KB
  Социальное время – это продолжительность существования определенных общностей людей общественных явлений отдельных личностей а также социальных процессов. Время зависит также от самого отношения людей ко времени. В истории общества образы времени менялись так образ обратимого времени все возвращается на круги свои сменился на образ необратимого линейного времени время течет от прошлого к настоящему и от него к будущему.
82251. Объективное и субъективное время. Социальное и культурно-историческое время 32.58 KB
  Социальное и культурноисторическое время. В наст вр отмечает Микешина происходит концептуальная революция наука вновь открывает для себя время. В текстах проявляются и формируются и проявляются представления о времени социсторическое время.
82252. Переосмысление категорий пространства и времени в гуманитарном контексте (М.М. Бахтин). Введение понятия хронотопа как конкретного единства пространственно-временных характеристик 32.05 KB
  Бахтин. В гуманитарном познании Бахтина П и В проявляются как совершенно новая идея. Зная идеи о П и В Канта и Бергсона Бахтин находит свое видение этих категорий значимое для современного понимания природы темпоральности и пространственности в познании. Бахтин соединяет действующее сознание и все мыслимые пространственные и временные отношения в единый центр архетектоническое целое.
82253. Коммуникативность (общение учёных) как условие создания нового социально-гуманитарного знания и выражение социально –культурной природы научного познания 34.79 KB
  Нормальная фаза. Эта фаза в истории специальности конструируется ретроспективно только в тех случаях когда новая специальность сформировалась. Нормальная фаза часто завершается опубликованием манифеста в котором содержатся в общих чертах программа разработки проблематики и оценки ее перспективности. Фаза формированиям развития сети характеризуется интеллектуальными и организационными сдвигами приводящими к объединению исследователей в единой системе коммуникаций.
82254. Научные конвенции как необходимость и следствие коммуникативной природы познания 308.25 KB
  Проблемы общения в науке Интерес к структуре формальным моделям диалога и их содержательным возможностям возродившийся в семидесятых годах постепенно привел к формированию такого направления логико-методологических исследований которое со временем получает название...
82255. Рождение знания в процессе взаимодействия коммуницирующих индивидов. Распространение и борьба научных идей. Индоктринация 32.16 KB
  Важную роль в развитии социальногуманитарных науках играет коммуникация ученых диалог между ними. Механизмом их преодоления является постоянный диалог ученых представителей разных школ в социальногуманитарных науках. Диалог является важнейшим видом коммуникации и представляет собой попеременный обмен высказываниями репликами между двумя или более ученымигуманитариями. Диалог может представлять собой определенную дискуссию беседу диспут и т.
82256. Рациональное, объективное, истинное в социально-гуманитарных науках 28.02 KB
  Социальное познание является частным видом научного познания подчиняющимся его критериям и законам. Социальное познание неразрывно связано с предметными справедливо несправедливо добро зло субъективными установки взгляды нормы цели ценностями на основе которых осуществляется познание объекта. Таким образом социальное познание объективно так как изучение объекта общества на определенном этапе развития происходит на основе объективных критериев и законов характерных для научного познания в целом. Социальное познание рационально...