46718

Понятие экологического права как самостоятельной отрасли российского права

Шпаргалка

Государство и право, юриспруденция и процессуальное право

Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях содержит главу 8 административные правонарушения в области охраны окружающей природной среды и природопользования. Экологическое право – это отрасль права представляющая собой совокупность норм регулирующих общественные отношения в области рационального использования природных ресурсов и охраны окружающей среды. Предмет и метод ЭП Предмет ЭП составляют общественные отношения возникающие при осуществлении хозяйственной и иной деятельности связанной с воздействием на...

Русский

2013-11-25

27.08 KB

4 чел.

Билет 3.

1. Понятие экологического права как самостоятельной отрасли российского права.

Экологическое право является комплексной отраслью в системе российского права. Иногда ее называют суперотраслью. При оценке данной отрасли важно иметь в виду, что она включает в себя ряд самостоятельных отраслей права, признанных в таком качестве, - земельное, водное, горное, воздухоохранительное, лесное и фаунистическое.

Комплексный характер отрасли экологического права определен, однако, не этим обстоятельством, а тем, что общественные экологические отношения регулируются как собственными нормами, так и нормами, содержащимися в других отраслях российского права, включая гражданское, конституционное, административное, уголовное, предпринимательское, финансовое, аграрное и др. Процесс отражения экологических требований в этих отраслях права получил название экологизации соответственно гражданского права, уголовного права, предпринимательского права и т.д. Так, в главе 26 Уголовного кодекса РФ регулируется уголовная ответственность за экологические преступления. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях содержит главу 8 - административные правонарушения в области охраны окружающей природной среды и природопользования. Налоговый кодекс РФ регулирует взимание экологических налогов.

Экологическое право – это отрасль права, представляющая собой совокупность норм, регулирующих общественные отношения в области рационального использования природных ресурсов и охраны окружающей среды.

Предмет и метод ЭП

Предмет ЭП составляют обществен¬ные отношения, возникающие при осуществлении хозяй¬ственной и иной деятельности, связанной с воздействи¬ем на природную среду как важнейшую составляющую окружающей среды в пределах территории РФ, а также на континентальном шельфе и в исключительной экономи¬ческой зоне РФ.

Экологическим правом регулируются только такие формы воздействия на природную среду, которые влияют либо могут оказать влияние на состояние экологической системы и/или среды жизнедеятельности человека. К та¬ким формам воздействия относятся:

-хозяйственное и естественное использо¬вание природных ресурсов;

-вредное воздействие на окружающую среду.

-природоохранная деятельность, которая направле¬на на улучшение состояния природной среды либо восстановление нарушенных природных объектов.

По своему содержанию экологические отношения делятся на две группы:

1) отношения природопользования, содержание кото¬рых составляют имущественные права и обязанно¬сти субъектов экологического права;

2) природоохранительные отношения, содержание которых составляют права и обязанности субъектов экологического права в сфере государственного управления природопользованием и охраной окру¬жающей среды и обеспечения экологического пра-вопорядка.

В качестве объекта экологических отношений высту¬пает окружающая среда, под которой понимают совокуп¬ность компонентов природной среды, природных и природно-антропогенных объектов, а также антропогенных объектов.

Природным объектом признается объективно существу¬ющая часть природной среды, в которой живые и неживые ее элементы взаимодействуют как единое функциональное целое и образуют естественную экологическую систему.

В соответствии с ст. 4 Закона «Об охране окружающей среды» объектами охраны от загрязнения, деградации, порчи и иного негативного воздействия хо¬зяйственной и иной деятельности являются: земля; не¬дра; почвы; поверхностные и подземные воды; леса и иная растительность; животные и другие организмы и их генетический фонд; атмосферный воздух, озоновый слой атмосферы и околоземное космическое пространство.

Таким образом, предметом экологического права явля¬ются комплексные общественные отношения, складываю¬щиеся по поводу использования и охраны природных объек¬тов как средств материального производства и простран¬ственной среды жизнедеятельности человека. Данные общественные отношения, таким образом, и сам предмет экологического права делятся на три составные части:

1) природоохранное право (или природоохранительное право), которое регулирует общественные отношения по поводу охраны экологических сис¬тем и комплексов, общих природоохранных правовых институтов, решения концептуальных вопросов всей окружающей среды. Назначением этой части является обеспечение регулирования всего природного дома, естественного жилища людей в комплексе;

2) природоресурсное право, которое регулирует общественные отно¬шения по предоставлению отдельных природных ресурсов в пользование, а также вопросы их охраны и рационального использования — земли, ее недр, вод, лесов, животного мира и атмосферного воздуха;

     3)нормы других самостоятельных отраслей права, обслуживающие общественные отношения, связанные с охраной окружающей среды, объеди¬няемые задачей защиты окружающей среды (нормы административного пра¬ва, уголовного права, нормы международного права).

Методы экологического права — это совокупность приемов и способов правового воздействия на поведение участников экологических правоотношений.

Правовое воздействие осуществляется посредством установления прав и обязанностей участников правоот¬ношения.

Являясь комплексной отраслью права, экологическое право оперирует совокупностью методов правового регу¬лирования, которые подразделяются на две группы: императивные и диспозитивные.

Императивные методы в форме предписаний, запретов и экологических приоритетов используются при уста¬новлении требований к использованию и охране природных объектов.

Предписания — это такие правовые требования, в которых закрепляется обязанность определенного лица совершать определенные юридически значимые действия или воздержаться от совершения определенных действий. Такие правовые требования закрепляются в администра-тивных актах на право пользования природными ресур¬сами или вредного воздействия на окружающую среду. К предписаниям относятся, в частности, обязанность природопользователя обеспечить соблюдение нормативных ограничений вредного воздействия на окружающую среду.

Метод запретов находит выражение в установлении общеобязательных ограничений на осуществление хо¬зяйственной деятельности, связанной с вредным воз¬действием на окружающую среду. Так, запрещается сброс неочищенных сточных вод в водные объекты об-щего пользования.

Отраслевые экологические приоритеты — это закреп¬ленные в нормах природоресурсного законодательства требования преимущественной охраны отдельных при¬родных ресурсов в целях обеспечения их рационального использования и охраны.

Диспозитивный метод применяется в экологическом праве при регулировании имущественных отношений в сфере природопользования. Диспозитивный метод нахо¬дит выражение в форме дозволения, санкционирования принятых природопользователем решений и разрешений.

Метод дозволений означает свободное усмотрение субъекта права при выборе формы и способа осуществле¬ния субъективного права с соблюдением ограничений, установленных законом.

Метод разрешений выражается в предоставлении от¬дельным субъектам либо определенному кругу субъектов правоотношений права принимать решения по опреде¬ленному кругу вопросов. Например, право землепользования осуществляется сво¬бодно с соблюдением требований, установленных в пра¬воустанавливающих документах.

Метод санкционирования заключается в установле¬нии правомочий субъектов правоотношений принимать решения в определенной сфере отношений, но при усло¬вии, что юридическую силу эти решения получают с мо¬мента их утверждения компетентным органом. Напри¬мер, для возникновения права водопользования стороны заключают договор пользования водным объектом. Одна¬ко юридическая сила данного договора появляется толь¬ко после его государственной регистрации.

Таким образом, методы экологического права - это комплекс способов правового воздействия на поведение субъектов экологических отношений, предполагающих императивное регулирование природоохранительных от¬ношений в сочетании с диспозитивным подходом к опре¬делению имущественных прав природопользователей.

Методом экологического права является способ воздействия на об¬щественные отношения. Выделяются следующие методы:

экологизации (проявление общеэкологического подхода ко всем без исключения явлениям общественного бытия, проникновение глобальной за¬дачи охраны окружающей среды во все сферы общественных отношений, ре¬гулируемые правом);

административно-правовой и гражданско-правовой (первый исходит из неравного положения субъектов права — из отношений власти и подчине¬ния, второй основан на равенстве сторон, на экономических инструментах регулирования);

историко-правовой и прогностический (обоснование надежности при¬нимаемых правовых и экономических мер, возможно, с учетом социальных и иных изменений, недопущение повторения ошибок, знание будущих состоя¬ний, процессов и явлений).

2. Правовой режим экологически неблагополучной территории

Под правовым режимом экологически неблагополучной территории понимается совокупность правил об объявлении, обеспечении функционирования таких территорий и снятии их особого статуса. С учетом общественной важности и заинтересованности в последовательном восстановлении благоприятного состояния окружающей среды, развитии правового регулирования в данной сфере совокупность правовых норм, определяющих критерии и режим экологически неблагополучных территорий, можно рассматривать как формируемый институт права окружающей среды.

Порядок объявления зон чрезвычайной экологической ситуации и зон экологического бедствия определен Законом «Об охране окружающей природной среды». В соответствии со ст. 58 и 59 они объявляются постановлениями представительного органа власти либо указами Президента РФ по представлению специально уполномоченных государственных органов в области охраны окружающей среды на основании заключения государственной экологической экспертизы.

В развитие этого положения Минприроды России по своей инициативе подготовило Временный порядок объявления территории зоной чрезвычайной экологической ситуации, в соответствии с которым инициаторами объявления территории зоной чрезвычайной экологической ситуации могут быть федеральные органы исполнительной власти, органы власти субъекта РФ, органы местного самоуправления этих территорий. Для постановки вопроса об объявлении территории зоной чрезвычайной экологической ситуации инициатор подготавливает материалы о состоянии окружающей природной среды и организует разработку программы экологической реабилитации территории. Затем инициатор объявления территории зоной чрезвычайной экологической ситуации обращается в Правительство РФ с обоснованием необходимости объявления территории в таком качестве. По поручению Правительства РФ Минприроды России проводит государственную экологическую экспертизу материалов о состоянии окружающей природной среды. По ее результатам Минприроды России подготавливает и вносит в Правительство РФ проект Указа Президента РФ «Об объявлении территории зоной чрезвычайной экологической ситуации».

Таким образом, в соответствии с названными нормативными актами экологически неблагополучные территории могут быть признаны таковыми лишь на уровне Российской Федерации.

Что же касается зон чрезвычайных ситуаций, предусматриваемых Федеральным законом «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», то в отношении таких зон вовсе не требуется принятие решения об объявлении территории зоной чрезвычайной ситуации. Это презюмируется, если имела место катастрофа природного или техногенного характера. Главным тут является вопрос об определении границ зоны чрезвычайной ситуации.

Применительно к правовому режиму экологически неблагополучных территорий принципиальным является вопрос о способах и средствах восстановления благоприятного состояния окружающей среды. Он также решается по-разному.

В соответствии с Законом РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» в зоне отчуждения на территории России запрещается постоянное проживание населения, ограничивается хозяйственная деятельность и природопользование. Перечень видов хозяйственной деятельности, порядок ее организации и природопользования в зоне отчуждения устанавливаются Правительством РФ.

В зоне проживания с правом на отселение обеспечивается обязательный медицинский контроль за состоянием здоровья населения и осуществляются защитные мероприятия, направленные на снижение уровня облучения, о чем жители информируются через средства массовой информации.

Наряду с мерами по физической и социальной защите человека Законом (ст.12) установлены меры по экологическому оздоровлению территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению вследствие Чернобыльской катастрофы. В частности, на этой территории осуществляется комплекс экономических, правовых и других мер, направленных на оздоровление природной среды: научные исследования, контроль за состоянием природной среды и потенциально опасных в экологическом отношении объектов, государственная экологическая экспертиза, снижение и компенсация ущерба, наносимого природе, в том числе прекращение воздействия на нее экологически опасных факторов, приведение радиационно загрязненных участков территории в экологически безопасное состояние, пригодное для хозяйственного использования и жизнедеятельности населения, возврат радиационно загрязненных территорий по мере их экологического оздоровления в хозяйственный оборот.

Организация и обеспечение контроля за экологической обстановкой на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению, планирование и осуществление мер по ее экологическому оздоровлению осуществляются органами, уполномоченными Правительством РФ.

Цель и основная задача деятельности, связанной с чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, регулируемой Федеральным законом «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», – ликвидация таких ситуаций. Ликвидация чрезвычайных ситуаций включает аварийно-спасательные и другие неотложные работы, проводимые при возникновении чрезвычайных ситуаций и направленные на спасение жизни и сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей природной среде и материальных потерь, а также на локализацию зон чрезвычайных ситуаций, прекращение действия характерных для них опасных факторов.

Ликвидация чрезвычайных ситуаций осуществляется силами и средствами организаций, органов местного самоуправления, органов исполнительной власти субъектов РФ, на территориях которых сложилась чрезвычайная ситуация. При недостаточности вышеуказанных сил и средств в установленном законодательством порядке привлекаются силы и средства федеральных органов исполнительной власти.

Важной предпосылкой минимизации неблагоприятных последствий чрезвычайных ситуаций является подготовка населения в области защиты от них и лиц, которые могут быть вовлечены в деятельность по ликвидации таких ситуаций. Подготовка населения к действиям в чрезвычайных ситуациях осуществляется в организациях, в том числе в образовательных учреждениях, а также по месту жительства. Подготовка руководителей и специалистов организаций, а также сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций для защиты от чрезвычайных ситуаций осуществляется в учреждениях среднего и высшего профессионального образования, повышения квалификации, на курсах, в специальных учебно-методических центрах и непосредственно по месту работы.

Финансирование мероприятий по ликвидации чрезвычайных ситуаций проводится за счет средств организаций, находящихся в зонах чрезвычайных ситуаций, средств федеральных органов исполнительной власти, соответствующих бюджетов, страховых фондов и других источников. При отсутствии или недостаточности указанных средств для ликвидации чрезвычайных ситуаций выделяются средства резервного фонда Правительства РФ (ст. 24 Федерального закона «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»).

Для ликвидации чрезвычайных ситуаций названным Законом предусматривается создание и использование резервов финансовых и материальных ресурсов (ст. 25). Такие резервы создаются федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, а также органами местного самоуправления заблаговременно в целях экстренного привлечения необходимых средств в случае возникновения чрезвычайных ситуаций.

Некоторые конкретные способы оздоровления экологически неблагополучных территорий предусмотрены также Законом «Об охране окружающей природной среды» (п. 3 ст. 39). Так, в зоне экологического бедствия должна быть прекращена деятельность хозяйственных объектов. Исключение составляет деятельность объектов, связанных с обслуживанием проживающего на территории зоны населения. Законом запрещается строительство и реконструкция новых хозяйственных объектов, существенно ограничиваются все виды природопользования, принимаются оперативные меры по восстановлению и воспроизводству природных ресурсов и оздоровлению окружающей среды.

Почти аналогичен режим зон чрезвычайной экологической ситуации. Здесь предусматривается прекращение деятельности, отрицательно влияющей на окружающую среду, приостанавливается работа предприятий, цехов, агрегатов, оборудования, оказывающих неблагоприятное влияние на здоровье человека и окружающую среду, ограничиваются отдельные виды природопользования, проводятся оперативные меры по восстановлению и воспроизводству природных ресурсов.

Центральный вопрос, связанный с объявлением экологически неблагополучных зон, – финансирование восстановления благоприятного состояния окружающей среды. По Закону финансирование мероприятий по оздоровлению окружающей среды производится:

• в первую очередь за счет средств министерств и ведомств, предприятий – непосредственных виновников деградации природной среды, аварий и катастроф, а также

• за счет целевых средств федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ. Правда, в ст. 58 Закона «Об охране окружающей природной среды» говорится лишь о бюджете республик.

Кроме того, как уже отмечалось, для решения неотложных экологических проблем и оздоровления окружающей среды создаются внебюджетные экологические фонды. Так что средства этих фондов также могут быть использованы для выполнения программ оздоровления экологически неблагополучных территорий.

С учетом складывающейся практики относительно реализации положения Закона «Об охране окружающей природной среды», касающегося зон чрезвычайной экологической ситуации и зон экологического бедствия, нуждается в обсуждении вопрос о целесообразности выделения двух видов зон. Если экологическая ситуация обострилась вследствие техногенной или природной катастрофы, то меры принимаются в рамках Федерального закона «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера». При этом объявление специального режима соответствующей территории может и не требоваться – к примеру, в ситуации, когда произошла авария на транспорте при перевозке нефтепродуктов и разлитую нефть собрали в течение определенного времени, чем и была решена экологическая проблема. Если таких мер недостаточно или опасная экологическая ситуация – результат продолжительной экологически необоснованной хозяйственной деятельности человека, то в соответствии с определенной в законодательстве процедурой принимается решение об объявлении зоны экологического бедствия, о разработке специальной программы реабилитации и т.д.

Элементом правового режима экологически неблагополучной территории является также снятие особого статуса такой территории. В Законе «Об охране окружающей природной среды» об этом ничего не говорится. Вопрос урегулирован Временным порядком объявления территории зоной чрезвычайной экологической ситуации. Решение о снятии такого статуса принимается по результатам государственной экологической экспертизы по истечении срока, который был установлен Правительством РФ при подготовке решения об объявлении зоны. После рассмотрения и одобрения материалов государственной экологической экспертизы Правительство РФ представляет Президенту РФ этот проект для принятия соответствующего решения.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

83397. Разработка программы научно-методического сопровождения ОЭР: Учебно-методическое пособие 101.6 KB
  Современный этап социально-экономического развития характеризуется изменением роли образования в жизни каждого человека и всего российского общества. Образование обретает статус особого механизма общественного, культурного развития регионов, становится пространством личностного развития всех субъектов...
83398. ДІЛОВОДСТВО НАВЧАЛЬНИЙ ПОСІБНИК: ДІЛОВОДСТВО 599 KB
  У посібнику наведено вимоги до створення й оформлення організаційно-розпорядчих, інформаційних, фінансово-розпорядчих та кадрових документів. Запропоновано різноманітні зразки документів, які відображають особливості написання та оформлення реквізитів. За допомогою наведених тестів...
83399. Система задач и упражнений по языку программирования Pascal 780 KB
  В работе приведены задачи и упражнения по основным разделам курса изучения языка программирования Паскаль. К каждой лабораторной работе прилагаются тексты программ, необходимых для ее выполнения. Содержание подкреплено значительным количеством контрольных вопросов по всем изучаемым темам.
83400. Психологічна служба: Навчально-методичний посібник 491 KB
  До її змісту включено питання що стосуються вивчення методології практичної психології особистості у практичній психології особливостей реалізації особистісного підходу в роботі практичного психолога життєвої ситуації особистості специфіки роботи психологопедагогічний консиліум особливостей...
83401. СИСТЕМИ ТА ЗАСОБИ ВІДОБРАЖЕННЯ ІНФОРМАЦІЇ: НАВЧАЛЬНИЙ ПОСІБНИК 2.55 MB
  За технічну допомогу в підготовці посібника до друку Зміст Вступ Роль та місце систем відображення інформації в АСУ. Варіанти побудови систем відображення інформації в комплексі АСУ. Основні характеристики системи відображення інформації і критерії їх оцінки.
83402. ГІГІЄНА І САНІТАРІЯ 1.1 MB
  У навчальному посібнику узагальнено відомості про основні задачі гігієни і санітарії, ведучу роль цих дисциплін у харчовій промисловості. Наведено принципи роботи з нормативною документацією. Розглянуто методи контролю та забезпечення належного санітарно-гігієнічного стану підприємств громадського харчування.
83403. Английский язык: Методические указания по составлению заявки на грант 592.5 KB
  Другие организации занимающиеся деятельностью сходной с Вашим проектом часто также могут предоставить подробную информацию об источниках финансирования в интересующей Вас области а лучший способ получить подробную информацию о конкретном фонде запросить из этого фонда ежегодный отчет и другие материалы...
83404. Грамматика испанского языка: Практический курс 3.03 MB
  С момента третьего издания этой книги прошло почти десять лет. Однако цели и назначение учебника остались прежними. Книга предназначена для студентов отделений испанского языка различных университетов, специализированных гимназий, лицеев и может быть использована лицами...
83405. Теория игр. Расчётно-графическая работа 999.59 KB
  В данном разделе будет представлены методы нахождения минимакса максимина седловой точки решения игры оптимальных стратегий доминирующих стратегий графическое решение игр изоморфное и аффинное преобразования матрицы. Кроме того важно отметить не только то как решаются игры но и то что показывает...