46740

Тюменская область в экономике России

Доклад

Макроэкономика

Одна из последних тенденций в сфере производства состоит в стремлении к выпуску разнообразных товаров на базе использования однотипных комплектующих. Часто такие структуры напоминают картель поскольку объединяются предприятия заключающие соглашения о цене объеме производимого товара разделе рынка сбыта стремящиеся монополизировать рынок отдельных товаров. К ним прежде всего относятся: поддержание цен при перепродаже товаров или поддержание розничных цен resle price mintennce RPM договор франчайзинга {frnchise greement ...

Русский

2013-11-29

29.64 KB

12 чел.

1.Тюменская область в экономике России.

Тюменская область без входящих в нее Ханты-Мансийского и Ямало-Ненецкого автономных округов является крупной составной частью Уральского федерального округа и Российской Федерации в целом. По размерам территории (161,8 тыс. кв. км) Юг области находится на 27 месте среди регионов страны, по численности населения (1,34 млн. чел.) - на 41 месте, объему промышленного производства в 2001 г. - на 52 месте, валовому сбору зерна - на 16 месте, производству мяса скота и птицы - на 22 месте, вводу жилых домов - на 26 месте, объемам розничного товарооборота - 25 месте, платных услуг - 28 месте, доходам населения - на 18 месте.

Предприятия Юга области поставляют на Север разнообразную продукцию производственного и потребительского назначения. Главным ресурсом, поступающим в обратном направлении, является природный газ. Для Юга Тюменской области характерен сравнительно узкий набор полезных ископаемых, в настоящее время используются пески, глины и подземные воды. В перспективе может быть организована добыча йода и брома, которые в основном используются в медицине и нефтехимии. Самым ценным минеральным ресурсом является нефть, запасы которой сосредоточены в северной части Юга области, главным образом в Уватском районе. Определенные перспективы обнаружения запасов нефти имеются на территории Вагайского и Тобольского районов, но по общим геологическим закономерностям они будут размещаться в залежах небольшого размера и иметь пониженную продуктивность, что обусловит повышенные удельные затраты на разведку и добычу. Из поверхностных ресурсов важное экономическое значение имеют запасы леса, особенно хвойных пород, расположенные в основном в северной части региона на территории Уватского, Вагайского и Тобольского районов. Сельское хозяйство - важнейшая по значению отрасль экономики, с которой связана жизнь около четверти населения региона. Сравнительно устойчивая работа отрасли обеспечивается крупной финансовой поддержкой из областного бюджета. Основные виды производимой продукции - зерно, картофель, овощи, молоко, мясо скота и птицы, яйца в основном используются для внутриобластного потребления.

Вклад в ВВП страны. По производству валового регионального продукта, объему инвестиций в основной капитал, наличию основных фондов отраслей экономики в расчете на душу населения показатели Юга области соответствуют среднероссийскому уровню.

Особенности структуры ВРП. В 2008 г. по сравнению с 2007 г. валовой региональный продукт увеличился на 8%, объем промышленного производства на 8,5%.

Вклад в продукцию добывающих и обрабатывающих производств страны. Перспективы освоения запасов нефти определяются необходимостью реализации единого проекта с общей инфраструктурой для большинства участков недр, возможностями пользователей в осуществлении инвестиций. В настоящее время Тюменская нефтяная компания представляет новый долгосрочный проект, закладывающий основы для развития нефтяного комплекса Юга Тюменской области. "Уватский проект", основанный на условиях соглашения о разделе продукции, является долгосрочным и рассчитан на десятки лет.

Особенности инвестиционной деятельности и функционирования транспортной системы. За 2007 год в экономику области направлено 522,9 млрд. рублей инвестиций в основной капитал. Наибольший объем инвестиций области сконцентрирован в организациях капиталоемких видов деятельности: добыча полезных ископаемых (62,9%) и транспорт и связь (13,4%). Область является одним из перспективных регионов Российской Федерации для выгодного вложения иностранного капитала. С целью стимулирования общей инвестиционной активности планируется подписание с Тюменской нефтяной компанией соглашения о разделе продукции при добыче нефти в Уватском районе. Это даст возможность привлечь средства в экономику региона за срок реализации проекта (20 лет) в объеме более 30 млрд. рублей непосредственно в добычу нефти. Стратегия развития транспорта региона строится с учетом общенациональных, отраслевых и региональных интересов, исходя не только из тактических, но также из долгосрочных задач развития экономики и социальной сферы.

Доходы компаний, бюджетов и населения. Ежегодно растет сумма налогов и сборов, перечисляемых предприятиями, организациями и физическими лицами Тюменской области в бюджеты всех уровней. В 2008 г. в бюджетную систему мобилизовано налоговых платежей на сумму более 83 млрд. рублей. Это в 1,15 раза больше, чем в предыдущем году. Более 80% налоговых платежей обеспечивается четырьмя видами налогов: платежами за пользование недрами, налогом на добавленную стоимость, на прибыль (доход) предприятий и организаций, на доходы физических лиц. Самую большую долю в налоговых поступлениях - 30-35% - занимают платежи за пользование недрами.

2. Вертикальная интеграция и вертикальные ограничения

ВЕРТИКАЛЬНАЯ ИНТЕГРАЦИЯ - производственное и организационное объединение, слияние, кооперация, взаимодействие предприятий, связанных общим участием в производстве, продаже, потреблении единого конечного продукта: поставщиков материалов, изготовителей узлов и деталей, сборщиков конечного изделия, продавцов и потребителей конечного продукта.

Рассмотрим основные мотивы, побуждающие активные фирмы, обладающие рыночной властью, к установлению вертикального контроля над поведением и собственностью других фирм вопреки действующему рыночному механизму перераспределения ресурсов. Одним из важнейших стимулов к вертикальной интеграции является экономия на трансащионных издержках, связанных с подготовкой и заключением контракта. Это прямая экономия, поскольку в вертикально интегрированной структуре снижаются затраты, связанные с ведением переговоров и подготовкой контрактов. В отсутствие вертикальной интеграции неизбежны торги относительно цены и объемов продаж полуфабрикатов или сырья. Это особенно характерно для ситуаций, когда на предшествующей и последующей стадиях производства функционируют компании, каждая из которых осознает, что от результатов торгов зависят ее частные доходы. Вертикальная интеграция способствует преодолению такого рода конфликтов, что на практике сводит к минимуму эту разновидность трансакционных издержек.

Вертикальная интеграция способствует улучшению информационного обмена между сторонами. Это связано прежде всего с тем, что вертикально интегрированные фирмы могут получить выигрыш от объединения за счет совместного поиска необходимой информации о ценах и качестве изделий. Кроме того, вертикальная интеграция способствует преодолению так называемой неполноты контрактов.

С ростом объема выпуска поставщики не всегда выполняют условия контрактов одинаково прилежно. Поэтому побудительным мотивом, подталкивающим фирму к вертикальной интеграции, является ее стремление снизить трансакционные издержки, связанные с подготовкой контракта и его исполнением.

Гигантский выигрыш от вертикальной интеграции возникает в связи с устранением неопределенности у поставщика. Поскольку поставщик промежуточного продукта не уверен в том, что за заключенным контрактом последуют другие, то он ожидает отказа от заключения следующих договоров. Выгоды, которые сулит вертикальная интеграция, состоят в том, что независимые фирмы часто не очень активно стремятся инвестировать средства в высокоспециализированные активы. Неопределенность, неполнота контрактов, колебания числа заказов — все это вряд ли способствует повышению активности инвесторов. Если компании использовали высокоспециализированные активы, которые могут быть задействованы только при производстве данного продукта, то их вертикальная интеграция способствует более равномерной загрузке, нежели это могло бы осуществляться в обособленных производствах. Но самая значительная экономия состоит в том, что руководство объединенного производства снижает степень рыночной неопределенности в деятельности своих структурных подразделений и способствует инвестированию в новые технологии, приобретению современных высокоспециализированных активов. Таким образом, главное в экономии на трансакционных издержках этого рода связано с решимостью руководства фирм обновлять активы.

Стимулом к вертикальной интеграции является возможность компаний, работающих на рынке несовершенной конкуренции, реализовать всю рыночную власть вертикально интегрированной структуры. Это возможно за счет устранения так называемого эффекта «двойной маржинализации», или «двойной надбавки», в результате которой вертикально интегрированная пирамида производителей может снизить промежуточные затраты и увеличить прибыль.

Одним из важнейших стимулов к вертикальной интеграции выступает возможность крупной компании организовать эффективную ценовую дискриминацию. На практике достижение слагаемых успеха ценовой дискриминации требует от компании разработки определенных способов формирования взаимоотношений со своими потребителями, одним из которых является вертикальная интеграция или вертикальный контроль.

Существенным мотивом к вертикальной интеграции может служить возможность диверсификации компании, поскольку создаваемые на промежуточных стадиях производства комплектующие и детали могут использоваться в других изделиях. Одна из последних тенденций в сфере производства состоит в стремлении к выпуску разнообразных товаров на базе использования однотипных комплектующих. Диверсификация как инвестиционная стратегия направлена на уменьшение риска и рост фирмы, поскольку: вертикально интегрированные компании в условиях постоянно трансформирующейся структуры рынка и частого появления новых прибыльных сфер приложения капитала получают возможность переключиться на более рентабельные направления; позволяет быстрее и эффективнее внедрять технические достижения: улучшив один комплектующий элемент, можно использовать его в нескольких изделиях сразу (это характерно для практики южно-корейских «чеболи», аналога наших ФПГ); вертикальная интеграция способствует разработкам новых материалов, технологий, обеспечивающих обновление ассортимента. Поскольку диверсификация позволяет снизить риск хозяйствования, то это особенно важно в условиях расширения деятельности.

В рамках вертикальной интеграции или контроля компания- производитель может способствовать преодолению морального ущерба потребителя. Дело в том, что часто крупная компания- монополист реализует свою продукцию при помощи розничных торговцев, которые являются совершенными конкурентами. Последние устанавливают цены на уровне своих предельных издержек по реализации продукта и не склонны предоставлять дополнительные услуги по реализации (информирование потребителя о качестве, доставка, реклама, сервис). В этом случае производитель может установить для продавца цену, превышающую предельные издержки последнего, чтобы стимулировать розничного торговца расходовать средства на рекламу, улучшать обслуживание и информирование потребителя о качественной стороне товара.

Стремление к экономии финансовых ресурсов активной фирмой также может быть мотивом для вертикальной интеграции, поскольку появляется возможность эффективного финансового управления. Во-первых, это позволит снизить некоторые налоговые отчисления, что может быть достигнуто, например, за счет того, что исчезает налогооблагаемая база для налога с оборота. Поскольку этот налог взимается при каждой сделке, то на конечной стадии производства база налога содержит уже уплаченные налоги на предыдущих стадиях. При вертикальной интеграции сокращается число сделок и снижаются расходы на этот налог. Во- вторых, в результате перераспределения прибыли между структурными подразделениями вертикально интегрированной структуры появляется возможность снизить налогооблагаемую базу по налогу на прибыль. В-третьих, в рамках технологической цепочки у компании не возникают дебиторская и кредиторская задолженности между предприятиями на разных стадиях производства; следовательно, нет необходимости инвестирования финансовых ресурсов в закупки дополнительных ресурсов и средства находятся в «связанном» состоянии менее продолжительное время.

Покупка компании представляет собой не что иное, как приобретение активов в виде готовой фирмы. Но свершившаяся сделка влечет за собой прежде всего смену собственника. Интегрировать активы так, чтобы установить контроль над собственностью, достаточно сложно. Однако это еще не означает, что интеграционный процесс завершился. Далее необходимо из двух компаний создать единую организационную структуру, которая будет соответствовать характеристикам активной фирмы. Другой важный вопрос — осуществление эффективного управления подразделениями объединенных фирм. Рост размеров фирмы за счет слияния влияет и на концентрацию на отраслевом рынке, и на степень рыночной власти вновь образованной организационной структуры, которая расширила властные, внутрифирменные отношения до пределов объединения ранее независимых фирм. Таким образом, интеграция, осуществляющаяся в процессе приобретения одной фирмой другой, предполагает установление полного контроля как над собственностью, так и за поведением. Следовательно, здесь мы имеем дело с интеграцией в классическом представлении, когда формируется новый субъект рынка.

Антиподом интеграции является процесс дезинтеграции компании. Отчасти аутсорсинг является процессом дезинтеграции. Компании прибегают к аутсорсингу в тех случаях, когда при наличии полного контроля над собственностью становится все труднее осуществлять эффективный контроль за управлением активами.

Порой возникает ситуация, когда по тем или иным причинам активной фирме не удается установить полный контроль над собственностью, т.е. она не может консолидировать необходимый пакет акций. Вместе с тем менеджмент активной фирмы все же имеет возможность осуществлять контроль за управлением подразделениями разных структур. В этом случае мы имеем дело с неполной, или частичной, интеграцией. Неполная интеграция проявляется в деятельности сетевых компаний.

Основным критерием для деления на полную, частичную и квазиинтеграцию является степень контроля активной фирмы над собственностью при сохранении полного контроля за управлением различными формами бизнеса.

Другим критерием классификации видов интеграции выступает степень однородности производимой продукции на интегрируемых предприятиях. Горизонтальная интеграция характеризуется тем, что под единый контроль активной фирмы подпадает одно или несколько предприятий, выпускающих однородную продукцию или имеющих однотипные стадии технологической цепочки. Часто такие структуры напоминают картель, поскольку объединяются предприятия, заключающие соглашения о цене, объеме производимого товара, разделе рынка сбыта, стремящиеся монополизировать рынок отдельных товаров. По этой причине горизонтальные объединения находятся под жестким контролем государственных органов по антимонопольной политике. Таким образом, горизонтальная интеграция — это стратегия предприятия, направленная на расширение своих позиций на рынке путем приобретения различных компаний, находящихся на одном уровне производственно-торговых отношений, что и само предприятие, либо усиление в них своих позиций.

Квазиинтеграция - представляет собой процесс создания нового целого объединения хозяйствующих субъектов, когда происходит не приобретение активов, а приобретение контроля над активами объединяемых структур.

Вертикальные ограничения представляют собой некие обязательства, которые фирма, действующая на одной из стадий технологической цепочки сделок между компаниями, налагает на поведение фирмы, оперирующей на другой стадии2. Хотя практика таких ограничений весьма разнообразна, выделим некоторые, наиболее часто встречающиеся. К ним прежде всего относятся: поддержание цен при перепродаже товаров или поддержание

розничных цен (resale price maintenance, RPM)\

договор франчайзинга {franchise agreement) — предоставление одной фирмой исключительных прав производства или продажи определенных видов товаров или оказания услуг другой фирме;

условие продажи продукции только при покупке других товаров производителя, или связанные продажи {tying arrangements);

исключительные территории (territorial restrictions), под которыми понимается как пространственная дифференциация рынка, так и его «сегментация».

Большое многообразие вертикальных ограничений связано, в частности, с тем, что компания, обладающая рыночной властью, стремится получить максимально возможную часть потребительского излишка. Рассмотрим некоторые способы установления вертикального контроля.

3. Косвенные налоги в системе налогообложения.

Преимущества косвенных налогов связаны в первую очередь с их ролью в формировании доходов бюджета. При умелом использовании, косвенные налоги могут быть эффективными финансовыми инструментами регулирования экономики.

1. косвенным налогам характерно быстрое поступление.

2. так как косвенными налогами охватываются товары народного потребления и услуги, то достаточно высокой есть вероятность их полного или почти полного поступления.

3. потребление более-менее равномерно в территориальном разрезе, а поэтому косвенные налоги снимают напряжение в межрегиональном распределении доходов.

4. косвенные налоги осуществляют существенное влияние на само государство. Используя все свои возможности и инструменты, оно должно обеспечить соответствующие условия для развития производства и сферы услуг, так как чем больше объем реализации, тем больше поступления в бюджет.

5. косвенные налоги влияют на потребителей. При умелом их использовании государство может регулировать процесс потребления, сдерживая его в одних направлениях и стимулируя в других.

Налог на добавленную стоимость (НДС), его основные элементы: объект налогообложения, налоговая база, налоговый период, налоговые ставки

Объектом налогообложения признаются следующие операции:

-реализация товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации;

-передача на территории Российской Федерации товаров (выполнение работ, оказание услуг) для собственных нужд, расходы на которые не принимаются к вычету при исчислении налога на прибыль организации; выполнение строительно-монтажных работ для собственного потребления; ввоз товаров на таможенную территорию Российской Федерации; передача товаров на безвозмездной основе, товарообменные (бартерные) операции.

Налоговая база при реализации товаров (работ, услуг) в общем случае определяется как их стоимость, исчисленная исходя из цен, определяемых в соответствии с положениями ст. 40 НК РФ с учетом акцизов (для подакцизных товаров) и без включения в них налога (п. 1 ст. 154 НК РФ).

С 1 января 2008 г. налоговым периодом признается квартал.

По налогу на добавленную стоимость существует три ставки: 0, 10 и 18%.

Вычетам подлежат следующие суммы налога (ст. 171 НК РФ): предъявленные при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг), а также имущественных прав либо уплаченных им при ввозе товара на таможенную территорию РФ для внутреннего потребления; предъявленные покупателю и уплаченные продавцом товаров (работ, услуг) в бюджет, в случае возврата этих товаров или отказа от работ и услуг; уплаченные по расходам на командировки, представительским расходам, принимаемым к вычету при исчислении налога на прибыль организаций.

Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, исчисляется по итогам каждого налогового периода как уменьшенная на сумму налоговых вычетов общая сумма налога, исчисленная от налоговой базы. Если сумма вычетов превышает общую сумму налога, то разница подлежит возмещению налогоплательщику.

Уплата НДС производится:

-ежемесячно по итогам каждого налогового периода исходя из фактической реализации не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом;

-поквартально налогоплательщиками с ежемесячными в течение квартала суммами выручки (без учета НДС), не превышающими 2 000000 руб., не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим кварталом;

-по товарам, ввозимым на территорию Российской Федерации, одновременно с уплатой таможенных платежей.

Акцизы – индивидуальный косвенный налог. Акцизы - это разновидность косвенного налога, включаемого в структуру цены отдельных видов товаров. Как правило, акцизами облагаются высокорентабельные товары для изъятия в пользу государственного бюджета полученной производителями сверхприбыли.

Объектами налогообложения признаются :

-реализация подакцизных товаров собственного производства;

-продажа конфискованных или бесхозных подакцизных товаров, от которых произошел отказ в пользу государства;

-ввоз подакцизных товаров на таможенную территорию Российской Федерации;

-передача в структуре организации произведенных подакцизных товаров для дальнейшего производства неподакцизных товаров;

-иные операции, предусмотренные законодательством.

Налоговая база определяется отдельно по каждому виду подакцизного товара. Предусмотрено несколько механизмов ее определения. Применение того или иного механизма зависит от вида подакцизного товара и соответственно от того, какой вид налоговых ставок установлен в отношении этих товаров: специфические (твердые), адвалорные (в процентах) или комбинированные.

При применении специфических налоговых ставок налоговая база определяется как объем реализованных (переданных) подакцизных товаров в натуральном выражении (штуках, литрах, килограммах, тоннах, лошадиных силах).

При применении адвалорных налоговых ставок возможны два варианта, когда налоговая база определяется:

-как стоимость реализованных (переданных) подакцизных товаров, исчисленная исходя из цен, указанных сторонами сделки с учетом положений ст. 40 НК РФ;

-как стоимость переданных подакцизных товаров, исчисленная исходя из средних цен реализации, действовавших в предыдущем налоговом периоде, а при их отсутствии - исходя из рыночных цен.

Порядок исчисления налога установлен в ст. 194 НК РФ. Сумма налога по подакцизным товарам равна произведению соответствующей налоговой ставки и налоговой базы. Общая сумма налога исчисляется по итогам каждого налогового периода (месяц) по всем операциям, дата реализации которых относится к соответствующему налоговому периоду, а также с учетом всех изменений, увеличивающих и уменьшающих налоговую базу.

Уплата акциза при реализации подакцизных товаров производится в след сроки:

-по операциям с нефтепродуктами - не позднее 25-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом. Но если налогоплательщик имеет свидетельство только на оптовую реализацию, то он уплачивает акциз по прямогонному бензину не позднее 25-го числа третьего месяца, следующего за истекшим налоговым периодом, по остальным нефтепродуктам - не позднее 25-го числа второго месяца, следующего за истекшим налоговым периодом. Налогоплательщики, имеющие свидетельство только на розничную реализацию уплачивают акциз не позднее 10-го числа месяца, следующего за налоговым периодом;

-по операциям с остальными подакцизными товарами исходя из фактической реализации равными долями не позднее 25-го числа месяца, следующего за отчетным, и не позднее 15-го числа второго месяца, следующего за отчетным.

Таможенная пошлина - это обязательный платеж в федеральный бюджет, взимаемый таможенными органами страны при ввозе (вывозе) товара на ее таможенную территорию, а также в иных случаях, установленных таможенным законодательством Российской Федерации в целях таможенно-тарифного регулирования внешнеторговой деятельности в экономических интересах Российской Федерации. Таможенные пошлины подразделяются на ввозные, включая сезонные, и вывозные. Размер таможенной пошлины определяется таможенным тарифом, который содержит списки товаров, облагаемых таможенной пошлиной. Плательщиками таможенных пошлин являются предприятия, учреждения, организации и граждане, перемещающие товары через таможенную границу Российской Федерации (при ввозе и вывозе).


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

96. Решение логических задач на уроках математики в 5-6-х классах 719.5 KB
  Особенности мышления учащихся на уроках математики в 5-6 классах. Научно-методические основы организации обучения решению задач в основной школе. Психолого-педагогические основы формирования умений решать задачи.
97. Исследование электрических цепей при переходных процессах первого и второго родов 699.5 KB
  Составляем схему свободной составляющей и определяем корень характеристического уравнения. Составляем выражение для входного сопротивления и график на основе математических расчётов.
98. Особенности строительства новой современной железной дороги 570 KB
  Проектирование организации строительства новой железнодорожной линии. Характеристика района строительства искусственных сооружений. Составление схемы участка и распределения объемов работ.
99. Розробка двосекційного шестеренного насосу 600 KB
  Установка, що спрямована на створення ізоляційного шару на будь-яких поверхнях і будь-якої складності конфігурації поверхні. Не відмінною перевагою установки є простота, як у її використанні, так й у готуванні робочого середовища.
100. Проектирование электрической части ТЭЦ 628.5 KB
  Расчет токов короткого замыкания, выбор аппаратов и токоведущих частей схемы ТЭЦ. Выбор аппаратов и токоведущих частей электроустановок. Определение расчетной мощности для выборов трансформаторов связи с системой.
101. Создание синтетических финансовых инструментов. Трансформирование инструментов 768.92 KB
  Создание синтетических форвардного и фьючерсного контрактов. Трансформирование сроков погашения инвестиций. Практическое применение исследуемых методов и стратегий. Трансформирование обязательств с плавающей ставкой.
102. Расчет строительства жилого помещения и его энергосбережение 309 KB
  Эффективность действия отопительных установок обеспечивается путём оптимизации проектных решений с применением ЭВМ, придания установке надежности в эксплуатации автоматического поддержания необходимой температуры теплоносителя.
103. Санітарно-гігієнічні вимоги до планування, благоустрою, експлуатації загальноосвітніх шкіл 174 KB
  Більшість дітей дотримуються тих гігієнічних вимог, що є необхідними для даного віку. Гігієнічна оцінка фізичного розвитку і стану здоров`я учнів. Складання плану гігієнічного виховання учнів класу.
104. Организация работ по строительству производственного цеха по ремонту механизмов 827.5 KB
  Определение продолжительности строительства, объёмов и трудоёмкости работ. По конструктивному решению здание представляет собой рамную, каркасную конструкцию. Прямые затраты на выполнение проекта.