46743

Статистика занятости и безработицы

Доклад

Макроэкономика

Все это предопределяет направления деятельности страховых компаний по сбору обширной соответствующей информации ее накоплению группировке классификации и обобщению с целью разработки адекватного механизма страховой защиты. Эдвард Ллойд основывает газету Новости Ллойда в которой помещаются полные сведения об отправлениях и прибытиях судов во всех портах мира о страховых случаях объемах риска и финансовых убытках. Классификация страховых отношений означает научную их систематизацию исходя из множества страховых рисков объектов...

Русский

2013-11-29

29.77 KB

0 чел.

1. Статистика занятости и безработицы.

Экономически неактивное население - часть населения, которая не входит в состав рабочей силы, то есть все те, кто работал или был безработным в рассматриваемый промежуток времени. В их число входят: школьники и студенты, пенсионеры, домохозяйки, лица, ухаживающие за своими детьми или больными родственниками, и т.п.

Экономически активное население - часть населения, занятая общественно полезной деятельностью, приносящей доход. В России к такой категории населения относят лиц, имеющих занятие, а также их иждивенцев и иждивенцев государства.

К занятым относятся лица обоего пола в возрасте 16 лет и старше, а также лица младших возрастов, которые в рассматриваемый период:

-выполняли работу по найму за вознаграждение (на условиях полного либо неполного рабочего времени), а также иную приносящую доход работу (самостоятельно или у отдельных граждан);

-временно отсутствовали на работе из-за болезни, травмы, по случаю отпуска и другим причинам;

-выполняли работу без оплаты на семейном предприятии.

К безработным относятся лица 16 лет и старше, которые в рассматриваемый период:

-не имели работы (доходного занятия);

-занимались поиском работы (обращались в службу занятости, к администрации предприятия, использовали личные связи, помещали объявления в печати и др.) или предпринимали шаги к организации собственного дела;

-были готовы приступить к работе.

Международная организация труда (МОТ) создана на основании уставного принципа, согласно которому всеобщий и прочный мир может быть установлен только на основе социальной справедливости.

МОТ выработала такие критерии индустриального общества, как восьмичасовой рабочий день, защита материнства, законодательство, запрещающее использование детского труда, и целый ряд мер, способствующих безопасности на рабочих местах и нормальным трудовым отношениям.

МОТ является международной институциональной основой, позволяющей рассматривать такие вопросы и находить решения, способствующие улучшению условий труда во всем мире. Ни одна страна или ни одно общество не может принять любые из этих мер без аналогичных и одновременных действий со стороны своих конкурентов.

Международная организация труда - с 1946г. специализированное учреждение ООН, сферой деятельности которого являются социально-экономические проблемы трудящихся. МОТ создана в 1919 г. в соответствии с Версальским мирным договором. Задачами МОТ являются:

-регламентация рабочего времени;

-регламентация набора рабочей силы;

-борьба с безработицей;

-гарантии заработной платы, обеспечивающей нормальные условия жизни;

-защита трудящихся от профессиональных заболеваний и от несчастных случаев на производстве;

-защита детей, подростков и женщин;

-регламентация вопросов социального страхования и социального обеспечения;

-организация профессионально-технического обучения.

В МОТ действует трехсторонний принцип представительства, который предусматривает наряду с представительством правительств стран-членов также представительство профсоюзов и организаций предпринимателей этих стран.

Основными органами МОТ являются: Генеральная конференция, Административный совет и Международное бюро труда (МБТ).

Скрытая безработица - формально занятые, но фактически безработные лица; в результате спада производства рабочая сила используется не полностью, но и не увольняется.

Уровень безработицы - процент безработных от общего количества гражданской рабочей силы. Для каждой страны существует официальные данные по допустимым для экономического роста размерам безработицы.

Уровень безработицы изменяется под влиянием циклического характера развития экономики. Обычно рост безработицы сопровождается падением курса национальной валюты.

 С вхождением России в систему мирового хозяйства и переходом на МСОК (Международную стандартную отраслевую классификацию), разработанную статистической комиссией ООН, занятое население стало распределяться по видам экономической деятельности (прежде, при плановой экономике, трудовые ресурсы распределялись по видам занятости, где выделяли 5 основных групп: занятые в народном хозяйстве; учащиеся трудоспособного возраста очных отделений; трудоспособное население, занятое в домашнем хозяйстве; занятые в вооруженных силах; незанятое население).

По новым стандартам занятое население распределяется на следующие группы:

-наемные работники (лица, заключившие трудовой договор - контракт, устное соглашение - с руководителем предприятия или с отдельным лицом);

-работодатели (лица, управляющие частным или семейным предприятием и использующие на постоянной основе труд наемных работников);

-самостоятельно занятые (группа граждан, работающих самостоятельно или имеющих деловых партнеров, но не нанимающих работников на постоянной основе);

-члены производственных кооперативов (лица, работающие на собственном предприятии, имеющие равные права в производственной деятельности и при распределении дохода);

-помогающие члены семьи (неоплачиваемые работники).

Из перечисленных групп только первая (самая большая) - это лица, работающие по найму, работники остальных групп - это лица, работающие не по найму. По статистике данная группа составляет примерно 5% занятого населения.

На основе данных о численности экономически активного населения и занятого населения в статистике рассчитывают коэффициент занятости населения Кзан , который равен отношению численности занятых Тзан к численности экономически активного населения Тэа :

При расчете коэффициента по отдельным возрастным группам в знаменателе формулы коэффициента занятости берется численность населения данной группы вместо численности экономически активного населения.

Общий коэффициент безработицы (общий уровень безработицы) рассчитывается как отношение общего числа безработных Боб к численности экономически активного населения Тэа :

Коэффициент официально зарегистрированной безработицы (уровень официально зарегистрированной безработицы) рассчитывается как отношение официально зарегистрированных безработных к численности экономически активного населения:

Статистическая информация, классифицируемая по видам безработицы, дает возможность проанализировать общее состояние занятости на рынке труда, а также обеспечивает статистической информацией соответствующие государственные службы о причинах невостребованности рабочей силы, о масштабах и тенденциях безработицы, вызванной структурными и циклическими факторами, что, в свою очередь важно для своевременного профессионального переобучения рабочей силы.

2. Страховые отношения: сущность и классификация.

Страхование как особая сфера финансово-экономических отношений охватывает различные объекты и субъекты, разные формы организации страховой защиты, многообразные страховые риски и страховые интересы, разные виды и объемы страховой ответственности. Все это предопределяет направления деятельности страховых компаний по сбору обширной соответствующей информации, ее накоплению, группировке, классификации и обобщению с целью разработки адекватного механизма страховой защиты. Так, в историческом аспекте основой формирования страхования как денежных отношений послужило накопление и обобщение сведений о морских рисках, характере, масштабности разрушений, специфике объектов (в основном товары и грузы судовладельцев), объемах перевозок, маршрутах морской торговли и т. п. В результате разработанные положения страхования были включены во многие статьи актов морского законодательства. Это опубликованные, например, в 1435 г. «Барселонские капитулы».

В 1662 г. Эдвард Ллойд основывает газету «Новости Ллойда», в которой помещаются полные сведения об отправлениях и прибытиях судов во всех портах мира, о страховых случаях, объемах риска и финансовых убытках. Через четыре года создается «Страховая контора Ллойда» на основе важнейшего базиса страхования — информации. За 60 лет своей последующей деятельности компания «Ллойд» сконцентрировала в своем страховом портфеле 99% рисков морского страхования. В настоящее время она является одной из лидирующих корпораций на мировом страховом рынке и уникальной по своей организационной структуре.

Информация и в настоящее время служит первым, необходимым условием развития страхового бизнеса. Так, американское страховое информационное общество (СИО), созданное более 40 лет назад, успешно функционирует на страховом рынке и выполняет свои задачи по предоставлению полной, своевременной и объективной информации по страхованию. Оно признано Правительством США, организациями страхового сектора, университетами и обществом.

СИО представляет собой независимую организацию (ни от страхов тиков, ни от страхователей и других субъектов) pi каждый год обрабатывает более 3700 новых историй, обслуживает более 6000 запросов н; информацию и отвечает на 50 000 вопросов от потребителей. При этол осуществляет постоянное информационное обслуживание юридических и физических лиц, контакты с прессой, издает книги, брошюры, буклеты по актуальным проблемам страхования.

Примерно такую же роль и функции на российском страховом рынке выполняют Всероссийский союз страховщиков, созданный страховыми компаниями, и Центр экономической конъюнктуры при Правительстве России.

Информативность, массовость, вероятность, опасность представляют собой главные условия — факторы формирования научно-теоретических и методических основ анализа, планирования и прогнозирования финансово-экономических отношений в страховании. При этом систематизация, группировка и классификация являются основными требованиями в этих процессах.

Как известно, под классификацией понимается система соподчиненных понятий какой-либо области знаний или деятельности человека, используемая как средство установления связей между этими понятиями. Другими словами, классификация — это иерархически соподчиненная система взаимосвязанных звеньев, элементов и частей.

Классификация страховых отношений означает научную их систематизацию, исходя из множества страховых рисков, объектов, субъектов и их интересов на основании конкретных признаков и критериев.

Классификация страховых отношений ставит целью содействие формированию страхового рынка, приведение в единый порядок финансово-экономической отчетности, государственное регулирование страховой деятельности и развитие международной интеграции в страховании. К задачам классификации относятся: разработка правил и условий страхования; создание единой системы страховых продуктов для эффективного продвижения на рынок; определение объективного уровня цен по страховым рискам и страховым продуктам; установление обоснованной страховой суммы по договорам страхования; расчет страховых выплат по наступившим страховым событиям; разработка новых страховых продуктов; рациональная организация учета, контроля и оценки страховых операций.

Четкое разграничение рисков необходимо не только страховщику для точного расчета страховых сумм, премий и выплат, но и для страхователя, который, осознавая возможные последствия нанесенного ущерба, уделяет большее внимание превентивным мероприятиям.

Систематизация страховых отношений, исходя из интересов страхователей и страховщиков, предполагает применение различных критериев и принципов. Поисками наиболее оптимальных из них до сих пор занимаются многие ученые, практики и специалисты. В зависимости от количества и обоснованности критериев разрабатываются определенные типы классификаций, каждая из которых имеет свое назначение и применение.

В связи с многообразием и спецификой страховых отношений страховая защита осуществляется различными способами, разными субъектами и охватывает различные объекты и разные по своему характеру страховые риски. Исходя из этих четырех признаков (способы, субъекты, риски и объекты), строятся различные классификации. Первые два признака тесно взаимосвязаны в аспекте того, что интересы субъектов обусловливают и выбор способов страхования. В основе этой классификации используется понятие «страховой фонд», которое выходит за рамки страхования как такового, т. е. коммерческого страхования, проводимого страховыми компаниями. В. К. Райхер в своем фундаментальном труде «Общественно-исторические типы страхования» приводит три возможные формы организации страхового фонда: децентрализованная форма (самострахование); централизованная форма (государственный страховой фонд); смешанная форма (непосредственно страхование).

Поскольку третья форма организации может осуществляться на коммерческой и некоммерческой основе, то при организационной классификации страховых отношений выделяют следующие формы страхования: государственное страхование; коммерческое страхование; взаимное страхование; самострахование.

Эти способы осуществляются разными субъектами страховых отношений: государством, страховыми компаниями, страхователями и любыми экономическими субъектами. Механизм страховой защиты предполагает участие государства за счет проведения социального, классифицировались по видам рисков (роду опасностей), влияющих т имущественные интересы владельцев движимой и недвижимой собственности. Разрабатывается частичная классификация (см. третий признак), охватывающая различные страховые риски по разным сферам деятельности и применяемая только в страховании имущества.

С развитием общественного производства, научно-технического прогресса и новых сфер деятельности объективно возникает потребность в страховой защите от разнообразных технических и экономических рисков. Так, эксплуатация машин, оборудования, транспортных средств и других источников повышенной опасности обусловливает угрозу не только жизни, здоровью рабочих, но и другим лицам, не связанным с эксплуатацией технических средств. В связи с этим расширяются виды страховой ответственности, страховые услуги по новым объектам страхования, новым направлениям и сферам бизнеса. Объективные предпосылки всеобъемлющей группировки и систематизации разнообразных страховых отношений по объектам страхования (см. выше четвертый признак) с соответствующими видами страховой ответственности обусловили формирование всеобщей классификации страховых отношений.

В мировой практике есть много примеров различных классификаций страховых отношений.

Под класификацией понимают иерархически объединенную систему взаимосвязанных элементов.

Классификацию страховых отношений характеризуют два критерия, ознаменованные всевозможными по роду опасностями и различиями в объекте страхования.

На территории Российской Федерации распространено применение двух классификаций, одна из которых, именуемая всеобщей, подразумевает объекты страхования, охватывающие весь перечень страховых отношений, а вторая, именуемая частичной, - только отношения имущественного характера.

В свою очередь, во всеобщей классификации в качестве высшего звена выступает отрасль в страховании, среднего - подотрасль и низшего - виды страховых услуг.

всеобщая классификация в своем составе содержит четыре страховых отрасли:

1. личное страхование предполагающее своим объектом здоровье, жизнь, гражданскую трудоспособность.

2. Имущественное, предполагающее объектом ценности товарно-материального характера, характеризуемые наличием точной стоимостной оценки и возможностью полного восстановления.

3. Страхование ответственности граждан, где объектом является вероятность непреднамеренного нанесения ущерба страхователем третьему лицу. Нет стоимостной оценки в силу юридически - правового направления данного типа страхования.

4. Страхование рисков финансового характера, предполагающее своим объектом потерю дохода или сокращение прибыли вследствие хозяйственной деятельности. Характеризуется наличием стоимостной оценки и возможности полного восстановления.

3. Бюджетный федерализм как основа построения бюджетной системы.

Бюджетный федерализм - форма бюджетного устройства в федеративном государстве, которая предполагает учет интересов всех участников бюджетного процесса на основе достижения компромисса и самостоятельного управления функционированием всех звеньев бюджетной системы.

Политический принцип федерализма заключается в конституционном распределении между сторонами федеративного образования принадлежащих им по праву властных полномочий в реализации единой политики при обеспечении целостности составных единиц Федерации.

Экономический принцип федерализма состоит в разделении полномочий в отношениях собственности, в разработке и реализации денежно-кредитной, бюджетно-налоговой, структурной, инвестиционной политики между Федерацией и ее субъектами.

Федеративные системы характеризуются рядом признаков: а) наличием иерархии; б) четко сформулированными полномочиями каждого из уровней управления; в) установленной автономией и регламентированным суверенитетом каждого из уровней.

Бюджетный федерализм базируется на следующих принципах:

-разграничение прав и полномочий между органами всех уровней власти по формированию соответствующих бюджетов;

-законодательное разграничение прав и полномочий всех уровней власти по исполнению соответствующих бюджетов;

-обеспечение соответствующих органов власти необходимыми финансовыми ресурсами для выполнения ими своих задач и функций;

-обеспечение единого механизма выравнивания доходов всех звеньев бюджетной системы по вертикали и горизонтали;

-наличие единых, прозрачных и понятных методов регулирования бюджета для каждого звена бюджетной системы;

-самостоятельность и равноправие каждого бюджета, входящего в единую бюджетную систему, в определении направлений использования бюджетных средств, в подконтрольности исполнения бюджета соответствующими законодательными органами власти.

Организация межбюджетных отношений

Межбюджетные отношения представляют собой отношения между органами государственной власти федерального, регионального уровней и органами местного самоуправления по поводу бюджетного устройства, реализации бюджетного федерализма, в том числе распределения и перераспределения доходов и расходов между бюджетами. В этом определении компетенция органов государственной власти и местного самоуправления необоснованно ограничивается и не соответствует законодательно установленным в ст. 7-9 Бюджетного кодекса РФ и практически реализуемым полномочиям.

Методами бюджетного регулирования являются:

а) распределение расходов между отдельными видами бюджетов, входящих в бюджетную систему;

б) установление собственных (постоянно закрепленных) доходов для каждого звена бюджетной системы;

в) установление налогов, передаваемых из вышестоящих бюджетов в нижестоящие в целях сбалансирования последних. Данные налоги принято именовать «регулирующие налоги»;

г) сбалансирование нижестоящего бюджета путем оказания ему финансовой помощи из вышестоящего бюджета на основе безвозвратного предоставления денежных средств (дотация, субвенция, субсидия);

д) межбюджетное кредитование в виде в виде бюджетного кредита или бюджетной ссуды;

е) сокращение бюджетных расходов, включая секвестирование.

Основным методом бюджетного регулирования является установление твердо закрепленных и регулирующих доходов.

Закрепленные доходы - это доходы, которые в соответствии с законодательством полностью или в твердо фиксированной доле (в процентах) на постоянной или долговременной основе (не менее пяти лет) поступают в соответствующий бюджет.

Регулирующие доходы бюджетов. Это доходы, которые передаются в бюджет в целях сбалансированности его доходов и расходов, в виде процентных отчислений от налогов и других платежей по нормативам, определяемым при утверждении бюджета на предстоящий финансовый год.

Межбюджетные отношения в регионе

Все многообразие моделей организации межбюджетных отношений между органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления можно свести к четырем моделям.

Первая модель характеризуется одноуровневой структурой государственной власти субъекта РФ и одноуровневой структурой муниципальных органов власти (на уровне крупных городов и районов).

Вторая модель представляет собой двухуровневую структуру государственной власти субъекта РФ и одноуровневую структуру муниципальных органов власти, обладающих бюджетными правами.

Третья модель представлена двухуровневой структурой государственной власти субъекта РФ и одноуровневой структурой муниципальных органов власти, лишенных бюджетных прав (в нарушение федерального законодательства).

Четвертая модель состоит из одноуровневой структуры государственной власти субъекта РФ и двухуровневой структуры муниципальных органов власти, предполагающая подчинение одних муниципалитетов другим.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

57841. АТМОСФЕРНИЙ ТИСК 127 KB
  Сформувати знання учнів про атмосферний тиск причини його зміни та прилади яким вимірюється атмосферний тиск; формувати вміння визначати зміну тиску з висотою простежувати зв’язок між тиском та станом погоди географічною широтою та поясами атмосферного тиску...
57842. Тоталітаризм 29 KB
  Мета уроку: ознайомити учнів з поняттям тоталітаризм з основними ознаками та різновидами тоталітаризму схарактеризувати особливості тоталітарних режимів співвідносити події та явища теми; розвивати вміння учнів аналізувати та порівнювати матеріал...
57843. Означення квадратного рівняння. Неповні квадратні рівняння 174.5 KB
  Сприяти знайомству учнів з поняттям квадратного рівняння та його елементів неповних квадратних рівнянь та організувати діяльність з розробки алгоритму їх розв’язування. Добрий день Я дуже рада вітати вас на тренінгу Неповні...
57844. Тригонометричні функції 493.5 KB
  Мета уроку: узагальнити і систематизувати знання учнів про тригонометричні функції; Розвивати вміння використовувати властивості тригонометричних функцій для розвязання вправ творчу активність розширювати кругозір учнів...
57845. Трикутник 4.09 MB
  Мета уроку: Навчальні: узагальнити та систематизувати знання про трикутник, його властивості, організувати діяльність учнів по застосуванню знань, при розв’язанні задач на застосування елементів трикутника; ознак рівності трикутників.
57846. Рівнобедрений трикутник. Властивість рівнобедреного трикутника 567.5 KB
  По закінченні прошу вас відповісти на запитання. Осмислення нових знань умінь Виконаємо декілька задач на розуміння означення рівнобедреного трикутника...
57847. Таємниці трикутника 475 KB
  Задачі проекту: розширити знання учнів з геометрії про трикутник та його властивості; ознаки подібності трикутників, Формулювати висновки на підставі проведених досліджень і роботи з інформацією...
57848. Урок. Трикутники 146.5 KB
  Мета уроку: Систематизувати та узагальнити знання учнів про зміст основних понять теми; систематизувати та узагальнити знання, вміння й навички учнів для розв’язування задач.
57849. Трикутник. Види трикутників. Периметр трикутника 62.5 KB
  Мета дидактична: подальше закріплення знань учнями класифікації трикутників; складання алгоритму побудови трикутників за двома сторонами і кутом між ними та за стороною і прилеглими кутами...