46768

Финансы как социально-экономическая категория. Сущность и роль финансов в рыночной экономике

Доклад

Финансы и кредитные отношения

3осуществляется воздействие на развитие финансов в низовых структурах общества и укрепление финансового положения предприятия. Сущность финансов проявляется через их функции: 1Распределительная распределение и перераспределение общей суммы финансовых ресурсов предприятия 2Контрольная контроль за результатами финансовой деятельности предприятия процессом формирования распределения и использования финансовых ресурсов в соответствии с планами 3Регулирующая вмешательство государства через финансы в процессе воспроизводства:...

Русский

2013-11-25

29.49 KB

5 чел.

1.Финансы как социально-экономическая категория. Сущность и роль финансов в рыночной экономике.

Финансы- совокупность денежных отношений, возникших в процессе формирования распределения использования денежных фондов денежных средств.

Роль финансов:

1)Делают возможным формирование целевых денежных фондов в руках правительства, которые предназначены для выполнения общественных услуг, соц.-экономических функций гос-ва.

2)С помощью финансов государством регулируются основные пропорции в развитии общественного производства: между производственными и непроизводственными сферами, между фондом накопления и потребления и др.

3)осуществляется воздействие на развитие финансов в низовых структурах общества и укрепление финансового положения предприятия.

4)Финан.отношения являются экономическим базисом в развитии международных, социальных и трудовых отношениях.

5)Финансы служат сферой реализации соц.программ, соц.защиты и экономич.поддержки населения.

Сущность финансов проявляется через их функции:

1)Распределительная (распределение и перераспределение общей суммы финансовых ресурсов предприятия)

2)Контрольная (контроль за результатами финансовой деятельности предприятия, процессом формирования, распределения и использования финансовых ресурсов в соответствии с планами)

3)Регулирующая (вмешательство государства через финансы в процессе воспроизводства: использование финансовых инструментов (налоги, пошлины) с целью развития приоритетных, с точки зрения государства, направлений (отраслей) народного хозяйства)

4)Обеспечивающая(накопительная) (систематическое формирование в необходимом объеме денежных средств из различных источников для обеспечения текущей и стратегической хозяйственной деятельности предприятия).

2.Финансовая система: содержание, структура, принципы построения и функционирования.

Это система форм и методов образования, распределения и использования финансовых денежных средств гос-ва и предприятий.

Финансовая система включает сферы и  звенья фин.отношений:

1)Финансы предприятий, учреждений, организации: финансы коммерческих предприятий, финансы некоммерческих предприятий, финансы общественных объединений.

2)Страхование: социальное, имущественное и личное, страх-еответственносчти, страх-е предпринимательских рисков.

3)Госуд.финансы: гос.бюджет, внебюджетные специальные фонды, гос.кредит и рынок гос.ценных бумаг.

4)Финансы домохозяйства.

4.Государственный бюджет и его роль. Основные звенья бюджетной системы.

Гос.бюджет- основной финансовый план образования, распределения и использования централизованного денежного фонда государства, утверждаемый представительным органом власти и имеющий силу закона.

Функции:

1)Мобилизация денежных средств в руках государства.

2)Их использование с целью удовлетворения общегосударственных потребностей.

3)Контроль за своевременностью и полнотой поступления финансовых ресурсов в распоряжении гос-ва и эффективностью их использования.

Уровни бюджетной системы:

1)федеральный бюджет РФ

2)бюджет субъектов РФ ( 21 республика, 47 областей и 8 краев, 6 автономных округов и 2 города Федерального назначения) Всего 85 субъекта.

3)Местные бюджеты (около 29 тысяч городских, районных, поселковых и сельских бюджетов.

Деньги и их функции. Взаимосвязь денежной массы, скорости оборота денег, уровня цен и совокупного спроса, их влияние на объем производства.

1)Мера стоимости – стоимость товара, выраженная в деньгах – цена. Она отражает общественно необходимые затраты труда на его производство и реализацию. Цена формируется на рынке и подчиняется закону стоимости.

2)Функция денег как средства обращения – деньги обслуживают товарное обращение – Товар – Деньги – Товар. Т.е. деньги позволяют преодолеть индивидуальные, пространственные границы прямого обмена товара на товар.

3)Функция денег как средства платежа –

• При продаже товаров в кредит, необходимость которого связана с неодинаковыми условиями производства и реализации товаров, различной продолжительностью их производства и обращения, сезонным характером производства и т.д.

• При выплате заработной платы рабочим и служащим.

4)Функция денег как средства накопления и сбережения –  при металлическом обращении функция создания накоплений и сбережений («сокровищ») играла роль регулятора денежного оборота. В условиях обращения бумажных символов кредитные деньги, в форме которых хранят свои сбережения и накопления население, не создают для них реального богатства. Но они позволяют получать по ним доход, т.е. пускаются в оборот

5)Функция мировых денег – международное средство платежа при расчетах по международным балансам.

Закон денежного обращения:

количество денег для выполнения функций денег как средства обращения зависит от трех факторов:

  1.  количества проданных на рынке услуг (прямая связь)
  2.  уровня цен (прямая связь)
  3.  скорости обращения денег (обратная связь)
  4.  M=PQ/V, где
  5.  М – количество денег для выполнения функции средства обращения
  6.  PQ – сумма товарных цен (P – цены товаров, Q – количество произведенных и предложенных к продаже товаров)
  7.  V – скорость обращения – число оборотов денежной единицы за определенный период

6.Инфляция, ее социально-экономическое содержание, виды. Антиинфляционная политика.

Инфля́ция  — повышение общего уровня цен на товары и услуги. При инфляции за одну и ту же сумму денег по прошествии некоторого времени можно будет купить меньше товаров и услуг, чем прежде. В этом случае говорят, что за прошедшее время покупательная способность денег снизилась, деньги утратили часть своей реальной стоимости.

Типы инфляции:

1)Инфляция спроса — порождается избытком совокупного спроса по сравнению с реальным объемом производства(дефицит товара).

2)Инфляция предложения (издержек) — рост цен вызван увеличением издержек производства в условиях недоиспользованных производственных ресурсов. Повышение издержек на единицу продукции сокращает объем предлагаемой производителями продукции при существующем уровне цен.

3)Сбалансированная инфляция — цены различных товаров остаются неизменными друг относительно друга.

4)Несбалансированная инфляция — цены различных товаров изменяются по отношению друг к другу в различных пропорциях.

5)Прогнозируемая инфляция — это инфляция, которая учитывается в ожиданиях и поведении экономических субъектов.

6)Непрогнозируемая инфляция — становится для населения неожиданностью, так как фактический темп роста уровня цен превышает ожидаемый.

В зависимости от темпов различают инфляцию: ползучую, галопирующую, и гиперинфляцию.

Ползучая (умеренная) инфляция, для которой характерны относительно невысокие темпы роста цен, примерно до 10% в год. Такого рода инфляция присуща большинству стран с развитой рыночной экономикой, и она не представляется чем-то необычным. Средний уровень инфляции по странам Европейского сообщества составил за последние годы около 3-3,5%.

Галопирующая инфляция, при которой характерен рост цен от 20% до 200% в год. Является уже серьезным напряжением для экономики, хотя рост цен еще не сложно предсказать и включить в параметры сделок и контрактов.

Гиперинфляция наиболее губительна для экономики. Представляет собой астрономический рост количества денег в обращении, и как следствие - катастрофический рост товарных цен. В отдельных случаях появляются параллельные валюты, сильно возрастает роль иностранных валют. Гиперинфляция наносит сильнейший ущерб населению, разрушается национальное хозяйство.

Методы борьбы с инфляцией :

Косвенные методы

1)Регулирование общей массы денег через управление ими центральным банком;

2)Регулирование ссудного и учетного процесса коммерческих банков через управление ими центральным банком;

3)Обязательные резервы коммерческих банков, операции центрального банка на открытом рынке ценных бумаг.

Прямые методы

1)Прямое и непосредственное регулирование государством кредитов и тем самым - денежной массы;

2)Государственное регулирование цен;

3)Государственное (по соглашению с профсоюзами) регулирование заработной платы;

4)Государственное регулирование внешней торговли, ввоза и вывоза капитала и валютного курса.

9.Кредитно-банковская система и ее социально-экономические функции. Структура кредитно-банковской системы, ее элементы и взаимосвязь.

Кредитная система – это совокупность кредитных отношений, форм и методов кредитования. Представлена: банковским, потребительским, коммерческим, государственным, международным кредитами.

Структура современной кредитной системы:

1.Центральный банк, государственные и негосударственные банки.

2.Банковский сектор: коммерческие, сберегательные, инвестиционные, ипотечные, специализированные торговые банки.

3.Парабанковский сектор: инвестиционные, финансовые, страховые компании, НПФ, благотворительные фонды, ссудо-сберегательные ассоциации, кредитные союзы.

Кредитная система функционирует через кредитный механизм, который представляет собой:

1.Систему связей по аккумуляции и мобилизации денежного капитала между кредитными институтами и различными секторами экономики.

2.Отношения, связанные с перераспределением денежного капитала между самими кредитными институтами в рамках действующего рынка капитала.

3.Отношения между кредитными институтами и иностранными клиентами.

Кредитная система играет важную роль:

1.В поддержании высокой нормы народнохозяйственного накопления, что характерно для большинства промышленно развитых стран

2.В разрешении проблемы реализации товаров и услуг на рынке

3.В формировании международных условий воспроизводства

10.Назначение и функции ЦБ России.Система коммерческих банков. Регулирование Банковских систем.

Цель: регулирование всей денежно-кредитной системы страны и обеспечение стабильности национальной валюты. (НЕ ПОЛУЧЕНИЕ ПРИБЫЛИ!!!)

Традиционно перед Центральным банком ставится пять основных задач. ЦБ должен быть:

1. эмиссионным центром страны, т.е. пользоваться монопольным правом на выпуск банкнот;

2. банком банков, т.е. совершать операции не с торгово-промышленной клиентурой, а преимущественно с банками данной страны: хранить их кассовые резервы, размер которых устанавливается законом, предоставлять им кредиты, осуществлять надзор, поддерживая необходимый уровень стандартизации и профессионализма в национальной кредитной системе;

3. банкиром правительства, для этого он должен поддерживать государственные экономические программы и размещать государственные ценные бумаги; предоставлять кредиты и выполнять расчетные операции для правительства, хранить золото - валютные резервы;

4. главным расчетным центром страны, выступая посредником между другими банками страны при выполнении безналичных расчетов, основанных на зачете взаимных требований и обязательств;

5. органом регулирования экономики денежно-кредитными методами.

Пассивные операции ЦБ РФ: ( образование ресурсов)

1.Эмиссия банкнот (от 54% до 85% всех пассивов)

2.Прием средств коммерческих банков .

3.Операции по образованию собственного капитала ( 4% от всех пассивов)

Активные операции (размещение своих ресурсов):

1.Учетно-ссудные операции: учетные операции (покупка векселей у государства и банков), краткосрочные ссуды государству и банкам.

2.Вложение в ценные бумаги

3.Операции с золотом и иностранной валютой.

Современные коммерческие банки – это кредитные организации, которые имеют исключительное право осуществлять в совокупности привлечение во вклады средств юридических и физических лиц и размещение денежных средств от своего имени и за свой счет на условиях возвратности, платности, срочности.

Регулирование – комплекс мер, с помощью которых правительство через ЦБ обеспечивает стабильное и безопасное функционирование банков.

12.Финансовое планирование: задачи и методы.Этапы, группы и виды финансового планирования.

Задачи:1.обеспечение источниками финансирования процесс воспроизводства путем формирования и использования соответствующих целевых фондов.

2.обеспечение расчетов по платежам в бюджет и внебюджетные фонды, с банками и страховыми организациями, кредиторами.

3.выявление имеющихся резервов.

4.ведение рациональной налоговой политики.

5.организация контроля рублем за финансовым состоянием и платежеспособностью предприятия.

Методы:1.Метод экономического планирования. Определяют основные закономерности, тенденции в движении натуральных стоимостных показателей, внутренние резервы предприятия.

2.метод нормативных расчетов. На основе заранее установленных норм и технико-экономических нормативов рассчитывается потребность предприятия в ресурсах и их источников.

3.метод балансовых расчётов. Основывается на прогнозе поступлений средств и затрат по основным статьям баланса.

4.метод денежных потоков. Основывается на прогнозе ожидаемых поступлений денежных средств на бюджетирование издержек и расходов.

5.метод многовариантности. Состоит в разработке альтернативных вариантов плановых расчетов.

6.метод экономико-математического моделирования. Позволяют количественно выразить тесноту взаимосвязи между финансовыми показателями и основными факторами, их определяющими.

Этапы:1.Анализ всех финансовых показателей деятельности предприятия.

2.Разработка финансовой стратегии предприятия и финансовой политики по основным направлениям фин.деятельности предприятия.

3.Уточнение и корректировка основных показателей прогнозных финансовых документов путем составления текущих финансовых планов.

4.Состыковка показателей финансовых планов с производственными, коммерческими, инвестиционными, строительными и др.

5.Осуществление оперативного финансового планирования путем разработки оперативных финансовых планов.

6.Осуществление текущей, производственной, коммерческой и финансовой деятельности предприятия, определяющей конечные финансовые результаты деятельности в целом.

7.Анализ и контроль за выполнением финансовых планов.

Выделяют следующие группы финансовых планов:

1.Перспективные (разработка фин.стратегии и прогнозирование фин.деятельности)

2.Текущие (разработка фин.стратегии и фин.политики по отдельным аспектам деятельности, как правило на текущий год).

3.Оперативные )отражение оперативного денежного оборота предприятия, поступления и расходования средств по конкретным календарным датам, как правило на ближайший месяц).

По временным периодам разработки фин.планов различают:

1.долгосрочное фин.планирование (5-25 лет)

2.среднесрочное (2-5 лет)

3.краткосрочное (до 2 лет)

В современной экономике выделяют следующие модели фин.планирования:

1.разработка фин.части бизнес-плана.

2.бюджетирование (при краткосрочном планировании)

3.составление прогнозных финансовых документов (при долгосрочном планировании).

13.Разработка финансовой части бизнес-плана.

1.подготовка заявок на получение кредитов в коммерческих банках.

2.составление проспектов эмиссии ценных бумаг для привлечения дополнительного капитала в денежной форме.

3.обоснование получения иностранных инвестиций, сопровождающиеся предоставлением инвесторам надежной информации о финансовой привлекательности бизнес-проекта.

При разработке модели применяются след.методы:

1.Прогноз объемов реализации. Метод определения величины будущих продаж может определяться мнением экспертов, а также путем анализа временных рядов, цикличности и сезонности, применением экономических моделей.

2.Баланс денежных объемов и поступлений, заключается в оценке синхронности поступления и расходования денежных средств для обеспечения достаточности денежных поступлений на отдельном временном отрезке для покрытия своих расходов.

3.Составление таблицы доходов и затрат, аналогично отчету о прибылях и убытках.

4.Прогнозируемый баланс активов и пассивов предприятия, дает возможность убедиться в том, что все запланированные активы предприятия действительно обеспечены источниками формирования).

5.Расчет точки достижения безубыточности, определение точки нулевой прибыли.

Бюджетирование применяется при краткосрочном планировании и включает:

-установление общих целей развития предприятия

-уточнение общих целей и определение задач для каждого подразделения

-подготовка отделами оперативных бюджетов

- анализ подготовленных бюджетов

-подготовка итоговых бюджетов.

Выделяют несколько основных видов бюджетов:1.материальный – перечень все материалов, необходимых для реализации конретного плана.2.Бюджет закупок – уточняются расходы на закупку всех материалов.3.Трудовой бюджет 4.бюджет административных расходов – включает расходы на выполнение главных управленческих функций.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

81331. Поворот виконання 28.31 KB
  Поворот виконання це спосіб захисту майнових прав відповідача який полягає у поверненні позивачем стягувачем відповідачу боржнику всього одержаного за скасованим рішенням. Загальних правил які б передбачали поворот виконання немає що примушує знову звертатися до процесуального процедурного чи іншого законодавства яке передбачає винесення і виконання юрисдикційного рішення яке підлягає виконанню у порядку ст. Питання про поворот виконання вирішує суд який переглядає судові рішення постанови і до компетенції якого входить...
81332. Виконавчий збір 28.08 KB
  Виконавчий збір не стягується із страховиків які здійснюють державне обовязкове особисте страхування при виконанні державними виконавцями рішень про стягнення коштів за державним обовязковим особистим страхуванням та з осіб звільнених від його сплати згідно з законодавством а також за виконавчими документами про конфіскацію майна стягнення періодичних платежів стягнення виконавчого збору накладення арешту на майно для забезпечення позовних вимог. Постанова про стягнення виконавчого збору виноситься при першому надходженні виконавчого...
81333. Витрати на здійснення виконавчих дій та їх види 26.9 KB
  До інших витрат на організацію виконавчих дій належать витрати на виплату винагороди державним виконавцям відповідно до статті 47 Закону; придбання службових житлових приміщень; придбання службових приміщень; страхування державних виконавців; забезпечення державних виконавців форменим одягом
81334. Розподіл стягнутих з боржника грошових сум і черговість задоволення вимог стягувачів 27.72 KB
  Розподіл стягнутих державним виконавцем з боржника за виконавчим провадженням грошових сум у тому числі одержаної від реалізації майна боржника здійснюється у такому порядку: у першу чергу повертається авансовий внесок сторін та інших осіб на організацію та проведення виконавчих дій...
81335. Закінчення та відновлення виконавчого провадження 27.23 KB
  Про закінчення виконавчого провадження державний виконавець виносить постанову, яка затверджується начальником відповідного органу державної виконавчої служби. Копія постанови у триденний строк надсилається сторонам та суду або іншому органу (посадовій особі), які видали виконавчий документ, або за належністю до іншого органу державної виконавчої служби
81337. Порядок звернення стягнення на грошові кошти та інше майно боржника 28.14 KB
  Звернення стягнення на майно боржника полягає в його виявленні шляхом надіслання запитів до органів державної податкової інспекції банків дорожньої автомобільної інспекції бюро технічної інвентаризації нотаріату тощо описі арешті вилученні та примусовій реалізації. Стягнення за виконавчими документами в першу чергу звертається на кошти боржника в гривнях та іноземній валюті інші цінності в тому числі кошти на рахунках та вкладах боржника в установах банків та інших кредитних організаціях на рахунки в цінних паперах у депозитаріях...
81338. Порядок звернення стягнення на заставлене майно 27.41 KB
  Стягнення на заставлене майно в порядку примусового виконання допускається за виконавчими документами для задоволення вимог стягувача заставодержателя. За постановою державного виконавця про стягнення виконавчого збору винесеною у виконавчому провадженні про звернення стягнення на заставлене майно стягнення звертається на вільне від застави майно боржника. Крім того право заставодержателя на звернення стягнення саме на заставлене майно регулюється статтею 20 Закону України Про заставу .
81339. Порядок звернення стягнення на майно боржника,яке знаходиться в інших осіб 24.23 KB
  Державний виконавець на письмову пропозицію боржника або стягувача має право звернути стягнення на майно боржника що знаходиться в інших осіб а також на майно та кошти належні боржникові від інших осіб. Зазначені особи на запит державного виконавця зобовязані надати у визначений ним строк відомості про належне боржникові майно що знаходиться в них та майно чи кошти які вони повинні передати боржникові. Одержавши від названих осіб відомості про наявність майна боржника державний виконавець описує це майно в присутності понятих вилучає...