46775

Л.С.Выготский «Проблема умственной отсталости»

Доклад

Психология и эзотерика

Воля этот рычаг всех действий всех способностей отсутствует у умственно отсталого ребенка. Новая теория соглашается признать только две особенности отличающие интеллект слабоумного от интеллекта нормального ребенка. Тугоподвижность психических систем у отсталого ребенка при известных обстоятельствах может привести к тому что заместительная функция будет обнаруживаться не слабее а сильнее чем у нормального ребенка. Слабоумный ребенок не обнаруживает тех ступенчатых связных...

Русский

2013-11-25

29.5 KB

45 чел.

89. Л.С.Выготский «Проблема умственной отсталости»

Э. Сеген указывал на то, что из всех недостатков  этих детей самый главный - недостаток воли. Воля - этот рычаг  всех действий, всех способностей- отсутствует у умственно отсталого ребенка.

Новая теория, родившаяся в недрах немецкой структурной психологии, исходит из того понимания природы интеллектуального акта, которое было  развито  Кодером  в известном исследовании интеллекта человекоподобных обезьян. Сущность этого акта, по  Келеру,  заключается  в  изменении  структур  видимого    поля.    Образы, воспринимавшиеся прежде как изолированные целые,  образуют  в  результате  этого акта  единую  замкнутую  структуру.  структуры  поля  скачкообразно   изменяются, происходит группировка отдельных целых внутри них. Новая  теория  соглашается  признать  только  две  особенности, отличающие интеллект слабоумного от интеллекта нормального ребенка. Первое (чисто  внешнее)различие  состоит  в  следующем:  типичные  для  интеллекта  изменения  структур возникают у слабоумных детей не при тех условиях, что у нормальных детей того же возраста, но  при  более  легких  и  примитивных  задачах.  Второе  качественное различие заключается в том, что слабоумный  ребенок  мыслит  более  конкретно  и наглядно, чем нормальный.

1) в  тех условиях, при которых у нормальных  детей  действия  играли  замещающую  роль  и возвращение к  прерванному  действию  упало  с  80  до  23%,  у  отсталых  детей возобновление прерванного действия упало со 100 только до  94%;  2)  возможность замещения одного действия другим оказалась,  таким  образом,  у  отсталых  детей близкой к нулю. Замещение у этих детей возможно только в случае, если основное и замещающее действия почти идентичны.

К. Левин  на  первом  месте  он  ставит  различия  в  структуре личности. Второе отличие касается уже  не  степени  дифференцированности,  а  характера построения  самой  структуры.  Наконец, на третьем месте Левин  ставит  различия  в  содержании  и  значении систем.

Тугоподвижность  психических  систем  у  отсталого  ребенка  при    известных обстоятельствах  может  привести  к  тому,  что  заместительная  функция   будет обнаруживаться не слабее, а сильнее, чем у нормального ребенка. Слабоумный  ребенок  не  обнаруживает  тех  ступенчатых,   связных    и постепенных переходов между  абсолютной  разделенностью  и  абсолютным  слиянием психических систем, тех эластичных и подвижных отношений между ними, которые  мы наблюдаем у нормального ребенка. Это  Левин  считает  одной  из  фундаментальных особенностей умственно отсталого ребенка, которая объясняет часто  встречающиеся противоречия в его поведении. Самой существенной  чертой  этих  детей  Левин считает отсутствие фантазии. Критический  анализ  динамической  теории  детского  слабоумия обусловливает и несостоятельность частной теории Левина.   

Величайшим  заблуждением  Левина  является противопоставление свободы человеческого действия его мышлению.

В первой серии экспериментов мы изучили так же, как Левин, процессы насыщения в деятельности слабоумного и нормального  ребенка.  Во второй серии  опытов  мы  исследовали,  так  же  как  и  Левин,  тенденцию возвращения к прерванному действию при неразряженном аффективном побуждении. В третьей серии экспериментов мы пытались изучить характер замещения аффективной тенденции при  прерванных  действиях  у  нормального  и  слабоумного ребенка.   Все эти факты, вместе  взятые,  показывают,  думается  нам,  что  зависимость интеллекта от аффекта, установленная  Левином  на  основании  его  опытов,  есть только одна сторона дела: при соответствующем выборе экспериментальной  ситуации столь же рельефно выступает и обратная зависимость аффекта от интеллекта. Сравнительное исследование слабоумного и нормального ребенка показывает,  что их отличие следует видеть в первую очередь  не  столько  в  особенностях  самого интеллекта или самого аффекта, сколько  в  своеобразии  отношений,  существующих между этими сферами психической жизни, и путей  развития,  которые  проделывает отношение аффективных и интеллектуальных процессов.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

29229. Исламский тип культуры 27.5 KB
  К странам этого типа культуры относятся: Иран Ирак Сирия и др. У стран исламского типа культуры общие язык письменность и т.
29230. Личность и общество в системе культуры: инкультурация, социализация, аккультурация, маргинальность 42.5 KB
  существовавший к тому времени термин €œсоциализация€ не охватывал процессов усвоения когнитивных познавательных аспектов культуры знаний верований ценностей и т. Оно подвергалось критике ввиду неопределенности его значения; кроме того оно по сути дублировало гораздо более широко использовавшийся термин €œсоциализация€ а его происхождение было прямо связано с не вполне правомерной попыткой противопоставления общества и культуры. СОЦИАЛИЗАЦИЯ процесс усвоения и активного воспроизводства индивидом социокультурного опыта социальных...
29231. Анимизм, фетишизм, тотемизм, магия как базовые формы культуры 37.5 KB
  Отсюда магические обряды размножения тотема ритуальное поедание его мяса в обычных условиях запрещенного рассказывание мифов пляски маскированных танцоров подражающих тотему. magéia колдовство чародейство волшебство обряды связанные с верой в способность человека сверхъестественным путём воздействовать на людей животных явления природы а также на воображаемых духов и богов. Магические обряды распространённые у всех народов мира чрезвычайно разнообразны. Широко были распространены магические обряды при начале пахоты сева...
29232. СЛОВО об АНТИЧНОСТИ 40.5 KB
  Три вещи связывали древних с их землей: храмы могилы и предки. Слово родина у древних было прилагательным и сочеталось со словом земля то была отцовская земля это слово доходило до сердца. Слово свобода к примеру имело для древних тот же глубинный смысл что и ответственность . Свобода теперь имеет моральный смысл у древних же совершенно политический Древние которых все их государственное устройство заставляло быть рационалистами были одухотворены поэзией.
29233. Синкретизм первобытной культуры 62 KB
  Синкретизм первобытной культуры. Синкретизм – основное качество культуры характеризующее процесс перехода от биологической формы бытия животных к социокультурной форме существования человека разумного. Синкретизм этого первого исторического состояния культуры естествен и закономерен так как на начальном уровне целостность системы проявляется в её аморфности нерасчленённости. С этим отождествлением связан и характерный для первобытной культуры тотемизм с языка индейского племени оджибве – его род – вера в первопредка которым может быть...
29234. Проблема «Восток-Запад» в культуре 38.5 KB
  Отличия Западной и Восточной культуры: 1. Для западной культуры характерен ускоренный прогресс науки и техники быстрое изменение предметного мира. На Западе сформировалась сильная рационалистическая традиция которая проявлялась во всех видах культуры.
29235. Культура и глобальные проблемы современности 36 KB
  Одно из самых напряженных противоречий политической и духовной жизни человечества обнаружившееся в конце ХХ столетия и обозначившее рубеж между завершавшимся вторым и рождавшимся третьим тысячелетиями – столкновение процессов и движений получивших название глобализма и антиглобализма. Вообще говоря само противостояние позиций обозначенных этими новыми понятиями отнюдь не ново – оно пронизывает всю историю человечества. Речь идет о едином для всего человечества техникотехнологическом уровне производства о...
29236. Николай Яковлевич Данилевский (1822-1885) 44.5 KB
  В наше время особенно актуальна мысль Данилевского о том что необходимым условием расцвета культуры является политическая независимость. Отрицая существование единой мировой культуры Данилевский выделял 10 культурноисторических типов египетский китайский ассировавилонский индийский иранский и др. Арнольд Джозеф Тойнби 1889 1975 английский историк и социолог автор 12томного Исследования истории 1934 1961 труда в котором он стремился осмыслить развитие человечества в духе круговорота цивилизаций употребляя этот термин в...
29237. Первобытность и цивилизация 48 KB
  Кочевой образ жизни оказывался на периферии культуры. Новый хозяйственный и административный уклад принципиально меняет содержание духовной культуры: нравственная нейтральность этическая невменяемость Г. Все восточные культуры единообразны не однообразны пластичны жизнестойки. Восточные культуры способны создавать величайшие культурные ценности при сравнительно низком развитии индивидуального я и вообще самодеятельнотворческого начала.