46780

Государственное регулирование рыночной экономики

Доклад

Макроэкономика

Многовековой опыт рыночного хозяйствования развитых стран мира многими интерпретируется как последовательное воплощение принципа свободы предпринимательства. И как аксиома предполагается предпочтительность экономического порядка

Русский

2013-11-29

32.09 KB

0 чел.

1. Государственное регулирование рыночной экономики

Многовековой опыт рыночного хозяйствования развитых стран мира многими интерпретируется как последовательное воплощение принципа свободы предпринимательства. И как аксиома предполагается предпочтительность экономического порядка, базирующегося на либеральном принципе laissez-faire («позволять делать» - в дословном переводе с французского). Он предполагает минимальное вмешательство государства в поведение фирм, домохозяйств, продавцов и покупателей. Регулирующее участие государства при таком подходе допускается в качестве вынужденной меры, как компенсатор отклонений от идеальной рыночной модели.

Функции государства - это основные направления его деятельности, выражающие сущность и социальное назначение, цели и задачи государства по управлению обществом в присущих ему формах и присущими ему методами.

1. Обеспечение правовой базы и общественной атмосферы, способствующих эффективному функционированию рыночной системы.

2. Зашита и поддержка конкуренции.

Путем выполнения второй группы задач правительство усиливает и модифицирует функционирование рыночной системы. Здесь важное значение имеют следующие три функции правительства: 3. Перераспределение дохода и богатства.

4. Корректирование распределения ресурсов с целью изменить структуру национальной продукции.

5. Стабилизация экономики, то есть контроль за уровнем занятости и инфляции, порождаемых колебаниями экономической конъюнктуры, а также стимулирование экономического роста.. 

Внешние функции: 

  1.  Национальная оборона, охрана границ.
  2.  Сотрудничество с другими странами и международными организациями (экономическое, научно-техническое, военное, культурное…)
  3.  Обеспечение мира на земле, участие в миротворческих и гуманитарных акциях.
  4.  Защита интересов своих граждан и соотечественников за рубежом.

По характеру действия выделяют методы административные и экономические.

Административные методы основываются на силе власти и предусматривают: законодательные ограничения (лицензирование экспорта и введение экспортных квот, замораживание цен, введение лицензирования определенных видов предпринимательской деятельности и др.); обязательные требования к экономическим субъектам по достижению ими однозначно определенных параметров хозяйственной деятельности (минимального размера уставного капитала, заработной платы и пр.); порядок организации, ведения и ликвидации бизнеса (правила государственной регистрации предпринимателей, совершения ими сделок, состав, размеры и сроки вносимых ими налогов и т.д.).

Экономические методы призваны учесть многообразие интересов и мотивов деятельности разных экономических субъектов, создать условия, способствующие выбору ими экономического поведения, позволяющего балансировать общественные и частные интересы.

По способу применения различают методы прямого и косвенного воздействия.

Методы прямого воздействия предполагают такое регулирование экономики, при котором государство в инициативном порядке осуществляет определенные действия, используя принадлежащие ему объекты и ресурсы. Посредством методов прямого регулирования организуется и функционирует система государственного социального обеспечения. Последняя реализуется в рамках программ, во-первых, социального страхования (выплата пенсий по старости, пособий по временной нетрудоспособности, безработице, медицинское страхование и др.), во-вторых, социального вспомоществования (помощь многодетным семьям, субсидии малообеспеченным, инвалидам и др.).

Методы косвенного воздействия призваны создать условия, при которых субъекты экономики будут заинтересованы принимать решения, соответствующие целям экономической политики государства. Их достоинством является способность балансировать общественные и частные интересы, недостатком - определенный временной лаг между разработкой и применением государством соответствующих мер и полученными изменениями в поведении и результатах деятельности субъектов хозяйствования.

Финансовая политика - это совокупность государственных мероприятий, направленных на достижение определенной степени эффективности в мобилизации финансовых ресурсов, их перераспределении и использовании в рамках единой экономической системы, с целью обеспечения выполнения государством его функций и, в конечном счете, создания условий для экономической стабильности и прогресса общества.

Важнейшая задача денежно-кредитной политики - преодоление банковского кризиса, восстановление доверия к банковской системе и стимулирование организованных сбережений населения. Задачи денежно-кредитной политики:

-реструктуризация банковской системы;

-совершенствование порядка контроля за соблюдением банками обязательных нормативов;

-сглаживание колебаний курса рубля к иностранным валютам;

-пополнение валютных запасов государства и снижение оттока капиталов за границу;

-активизация закупок добываемого золота для пополнения Государственного фонда;

-усиление таможенного контроля.

Политика занятости - научно обоснованная система мер, реализуемая органами государственной власти в отношении рынка труда. Политика занятости имеет многоуровневый характер: общегосударственная политика занятости, политика занятости в субъектах федерации, региональная политика занятости, политика занятости на отдельных территориях и населенных пунктах, осуществляемая местными органами власти.

Функциональная роль политики занятости - обеспечение рациональной включенности трудоспособного населения в сферу занятости (независимо от форм хозяйствования), регионального распределения рабочей силы на территории в соответствии с количеством и качеством рабочих мест; поддержание занятости на максимально возможном уровне; регулирование отношений между субъектами рынка рабочей силы; обеспечение средствами существования лиц, не имеющих работы, и т. д.

Социальная политика - система мер, направленных на осуществление социальных программ, поддержания доходов, уровня жизни населения, обеспечения занятости, поддержки отраслей социальной сферы, предотвращения социальных конфликтов. Различают:

-социальную политику в области образования, здравоохранения, занятости и социально-трудовых отношений; а также

-культурную, жилищную, семейную, пенсионную, женскую и молодежную социальную политику.

Политика стабилизации - действия правительства по контролю над экономической ситуацией в стране с целью достижения полной занятости, поддержания низкого уровня инфляции, возрастающего объема ВНП.

Политика стабилизации - политика, направленная на сокращение амплитуды колебаний экономической активности в рыночной экономике, предполагает использование пакета взаимоувязанных между собой методов краткосрочной макроэкономической политики (денежно-кредитной, бюджетно-финансовой и внешнеэкономической политики).

Индикативное планирование - недирективное, советующее, ориентирующее планирование на государственном уровне; планирование, оперирующее показателями-индикаторами, в частности: индексами изменения экономических величин, структурными соотношениями, динамикой дисконтирования, подвижностью учетных ставок. Индикативные планы, представляющие планы-прогнозы, составляются с целью помочь хозяйствующим субъектам, фирмам ориентироваться, разрабатывать собственные планы, исходя из видения экономического будущего государственными органами и привлеченными ими научными организациями

2. Анализ общей рентабельности.

Рентабельность отражает степень прибыльности работы предприятия. Заключ в исследовании уровней прибыли по отношению к различным показателям и их динамики. Для расчета уровня доходности предприятия все показатели рентабельности можно объединить в группы: показ рассчитываемые исходя из затрат от различных видов деятельности (рент предприятия, операционной деятельности, инвестиционной деятельности, отд инвестиц проектов, обычной деятельности); показ прибыльности продаж (вал рентаб продаж, чистая рентаб продаж); показ рассчитан исходя из имеющихся ресурсов (рентаб совокупных активов, рентаб операц кап, рент осн кап, оборотного кап, собствен кап.).

Коэф рентаб рассч как отношение прибыли к активам, ресурсам или потокам, её формирующим (выражают в %). Показ рентаб: Рентаб продукции — отношение чистой приб к полной себест. ROM = ((Чистая) прибыль/Себест) * 100 %. Рентаб основ средств — отношение чистой прибыли к величине осн средств. ROFA = ЧП/Осн сред * 100 %. Рентабельность Продаж — коэфф рентаб, кот показывает долю прибыли в каждом заработанном рубле. Отношение прибыли от продаж компании к ее выручке. ROS = прибыль от продаж/Выручка * 100 %. Рентаб персонала — отношение чистой прибыли к среднесписоч численности персонала. ROL = Чистая прибыль/Среднесписочная численность * 100 %. Коэф базовой прибыльности активов — отношение прибыли до уплаты налогов и процентов к получению к суммарной величине активов. BEP = Прибыль до уплаты налог/Активы * 100 %. Рентаб акт — отнош чист приб к сред размеру суммарных актив. Относит показ эффект деят, частное от деления чистой прибыли на общ величину активов организации за период. ROA = Чист приб/Акт * 100 %. Рентаб собств капитала — отнош чист прибыли к сред за период размеру собств кап. Относ показ эффективности деятельности, частное от деления чистой прибыли, полученной за период, на собственный капитал. ROE = Чистая прибыль/Собств капитал * 100 %. Рентабельность чистых активов = Приб до налогообложения / Чистые активы. Рентабельность производства = Прибыль / (Стоим осн фондов + стоим оборот средств). Рассчитывается как отношение прибыли от реализации к сумме затрат на производство и реализацию продукции. Коэффициент показывает, сколько рублей прибыли предприятие имеет с каждого рубля, затраченного на производство и реализацию продукции.

Для анализа деят хоз субъекта используют научно-техническую, административно-правовую и экономич информ. Все источники данных для анализа делятся на плановые, учетные и внеучетные. К плановым источникам относятся все типы планов (перспективные, текущие, оперативные), а также нормативные материалы, сметы, ценники, проектные задания. К уч источ: бух учет и отчетность; статист учет и отчетность; налоговый учет и отчетность; оперативный учет и отчетность; выборочные учетные данные. К внеучетным источ относятся документы, которые регулируют хозяйственную деятельность: офиц документы: законы, указы президента, постановления кабинета министров, приказы вышестоящих органов управления, акты ревизий и проверок, приказы и распоряжения руководителей; договоры, соглашения, решения арбитража и судебных органов; материалы изучения передового опыта, приобретенные из разных источников информации; техническая и технологическая документация; материалы специальных исследований состояния производства на отдельных рабочих местах; устная информ. Ро =Пб /Ф*100% , Ро - общая рентабельность, Пб – общая сумма балансовой прибыли, Ф – среднегод стоим основных производств средств, нематериальных активов и материальных оборотных средств. Уровень рентаб производ деят, зависит от 3 основных факторов первого порядка: изменения структуры продаж; уровня себест реализ продукции; средних цен реализации.

.

Рентабельность производ деятельности зависит от изменения 2 факторов: реализации на рубль производ фондов; прибыли на рубль реализации. Первый фактор характеризует эффект использования производст фондов. Второй фактор характеризует уровень рентаб реализ продукции. Реализация, приходящаяся на один рубль производственных фондов, зависит от эффективности использования основных фондов и материальных оборотных средств. Изменение уровня прибыли, приходящейся на один рубль реализации, зависит от уровня себестоимости и структуры ассортимента реализованной продукции, от изменения качества продукции и цен. Изменение второго укрупненного фактора также зависит от действия факторов второго порядка. Степень выгодности для предприятия продукции характеризует показатель ее рентабельности. Этот показатель исчисляется как отнош прибыли от реализации продукции к полной ее себестоимости. Чтобы определить рентабельность конкретного вида продукции, необходимо предварительно определить сумму прибыли по этой продукции. Для этого из цены продажи этого вида продукции необходимо исключить сумму НДС и акцизов и вычесть ее полную себестоимость. Отнош полученной суммы прибыли к полной себест покажет уровень рентаб. Анализ рентаб прод проводится сравнением показателей отчетного года с предыдущим годом и планом. Рентаб реализ прод зависит от уровня рентаб отд видов продукции и их удельного веса в общем объеме реализ прод. Факторами, влияющими на сумму прибыли от продажи: изм объема продажи (увелич объема продаж рентабельной прод приводит к увелич прибыли); изм структуры ассортимента продук (увелич доли более рентабельных видов прод в общем объеме реализации приводит к увелич суммы прибыли); изм себест прод (сниж себест приводит к росту прибыли, и наоборот).

3. Экономическая сущность налогообложения, виды и элементы налога.

Элементы налога – необходимый минимум параметров, без нормативного закрепления которых налог не может считаться законно установленным.

Объект налогообложения – юридические факты (действия, события, состояния), с наличием которых у налогоплательщика налоговое законодательство связывает возникновение налоговой обязанности.

Объектами налогообложения могут являться операции по реализации товаров (работ, услуг), имущество, прибыль, доход либо иной объект, имеющий стоимостную, количественную или физическую характеристики, с наличием которых у налогоплательщика законодательство о налогах и сборах связывает возникновение обязанности по уплате налога (ст. 38 НК РФ).

Имущество – вид объектов гражданских прав (за исключением имущественных прав), относящихся к имуществу в соответствии с ГК РФ.

Товар – любое имущество, реализуемое либо предназначенное для реализации.

Работа – деятельность, результаты которой имеют материальное выражение и могут быть реализованы для удовлетворения потребностей организации и (или) физических лиц.

Услуга – деятельность, результаты которой не имеют материального выражения, реализуются и потребляются в процессе осуществления этой деятельности.

Доход – экономическая выгода в денежной или натуральной форме, учитываемая в случае возможности ее оценки и в той мере, в которой такую выгоду можно оценить.

Прибыль – доходы налогоплательщика, уменьшенные на величину произведенных им расходов.

Дивиденд – любой доход, полученный акционером (участником) от организации при распределении прибыли, остающейся после налогообложения.

Процент – любой заранее заявленный (установленный) доход, полученный по долговому обязательству любого вида.

Налоговая база определяется законодателем как стоимостная, физическая или иная характеристика объекта налогообложения (п. 1 ст. 53 НК РФ). Функция налоговой базы – выразить объект налогообложения количественно, т. е. его измерить.

Налоговая ставка – величина налоговых начислений на единицу измерения налоговой базы (п. 1 ст. 53 НК РФ). Налоговые ставки выражаются: 1) в процентах к налоговой базе; 2) в твердой денежной сумме, когда на единицу налогообложения устанавливается фиксированный размер налогового платежа; 3) в комбинированной форме, сочетающей твердую и процентную составляющие.

Налоговый период представляет собой календарный год или иной период времени применительно к отдельным налогам, по окончании которого определяется налоговая база и исчисляется сумма налога, подлежащая уплате.

Порядок исчисления налога состоит в определении суммы налога, подлежащего к уплате в бюджет (внебюджетный фонд). Налог может быть исчислен: 1) самим налогоплательщиком; 2) налоговым агентом; 3) налоговым органом.

Порядок и сроки уплаты налога. Сроки уплаты устанавливаются применительно к каждому налогу и определяются календарной датой или истечением периода времени, исчисляемого годами, кварталами, месяцами, неделями и днями, а также указанием на событие, которое должно наступить или произойти, либо действие, которое должно быть совершено.

Течение срока, исчисляемого годами, месяцами, неделями или днями, начинается на следующий день после календарной даты или наступления события, которыми определено его начало.

Классификация налогов на прямые и косвенные. Критерием классификации выступает субъект, несущий налоговое бремя. Для прямых налогов таким лицом выступает непосредственно налогоплательщик, для косвенных – конечный потребитель (покупатель) товаров, работ или услуг. Налогоплательщик включает сумму косвенного налога в цену товара, перекладывая реальное бремя его уплаты на покупателя. В случае дальнейшей перепродажи этот покупатель, в свою очередь, становится налогоплательщиком.

Прямые налоги, в свою очередь, принято классифицировать на личные и реальные. Размер личных налогов определяется полученными доходами, реальные налоги исчисляются в зависимости не от действительных, а от предполагаемых доходов налогоплательщика.

К федеральным налогам и сборам относятся: 1)налог на добавленную стоимость, акцизы, налог на доходы физических лиц, единый социальный налог, налог на прибыль организаций, налог на добычу полезных ископаемых, водный налог, сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов , государственная пошлина.

К региональным налогам относятся: налог на имущество организаций, налог на игорный бизнес; транспортный налог.

К местным налогам относятся: земельный налог; налог на имущество физических лиц.

Налоги подразделяются также на прямые и косвенные.

Расходы фирмы делятся на затраты, связанные с производством и реализацией, и внереализационные расходы. На сумму этих затрат налогоплательщик уменьшает полученные доходы. Правда, здесь есть исключение. Расходы, указанные в ст. 270 Налогового кодекса РФ, при налогообложении не учитываются.

Согласно ст. 253 Налогового кодекса РФ производственные расходы подразделяются на: 1) материальные расходы; 2) расходы на оплату труда ; 3) суммы начисленной амортизации ; 4) прочие расходы.

К доходам в целях налогообложения прибыли относятся: 1) доходы от реализации товаров (работ, услуг) и имущественных прав (доходы от реализации). 2) внереализационные доходы. При определении доходов из них исключаются суммы налогов, предъявленные в соответствии с настоящим Кодексом налогоплательщиком покупателю (приобретателю) товаров (работ, услуг, имущественных прав).

Порядок определения доходов методом начисления регламентируется статьей 271 НК РФ. При этом методе доходы признаются в том отчетном (налоговом) периоде, в котором они имели место, независимо от фактического поступления денежных средств, иного имущества (работ, услуг) и (или) имущественных прав. По кассовому методу датой получения дохода (как от реализации, так и внереализационного) признается день поступления имущества (работ, услуг) или имущественных прав либо погашения задолженности иным способом. Для определения возможности применять кассовый метод организация ежеквартально исчисляет вышеупомянутый показатель путем суммирования выручки за предыдущие четыре квартала и деления суммы на четыре.

При кассовом методе расходами организации признаются затраты после их фактической оплаты. Оплата товара, работ, услуг рассматривается в пункте 3 статьи 273 НК РФ как прекращение встречного обязательства налогоплательщиком - приобретателем указанных товаров, работ, услуг и имущественных прав перед продавцом, которое непосредственно связано с поставкой этих товаров, выполнением работ, оказанием услуг, передачей имущественных прав. При этом:

1) материальные расходы и расходы на оплату труда учитываются в момент погашения задолженности (например, в момент выдачи зарплаты из кассы);

2) амортизация учитывается в суммах, начисленных за отчетный (налоговый) период. Относить амортизационные отчисления на расходы можно только по оплаченному имуществу;

3) суммы налогов и сборов включаются в расходы в размере их фактической уплаты в момент их перечисления с расчетного счета.

Плательщиками налога на прибыль являются организации, осуществляющие в России предпринимательскую деятельность и имеющие объект налогообложения - прибыль.

При этом плательщиками налога признаются российские организации, а также иностранные организации, как осуществляющие свою деятельность в нашей стране через постоянные представительства, так и не осуществляющие в России такую деятельность через постоянные представительства, но получающие доходы от источников в Российской Федерации.

К российским организациям относятся организации, в том числе бюджетные, являющиеся по российскому законодательству юридическими лицами, включая созданные на российской территории предприятия с иностранными инвестициями.

Филиалы и другие обособленные подразделения организаций, имеющие отдельный баланс и расчетный или текущий счет, также уплачивают налог на прибыль.

Объектом налогообложения при исчислении налога на прибыль является полученная прибыль.

Прибылью признается:

-для российских организаций - полученный доход, уменьшенный на величину произведенных расходов, определяемых в соответствии с главой 25 НК РФ;

-для иностранных организаций, осуществляющих деятельность в Российской федерации через постоянные представительства, - полученный через эти постоянные представительства доход, уменьшенный на величину произведенных этими постоянными представительствами расходов определяемых в соответствии с главой 25 НК РФ;

-для иных иностранных организаций - доход, полученный от источников в Российской Федерации.

Доходы, подлежащие налогообложению, делятся на доходы от реализации и внереализационные доходы, порядок определения и состав которых регламентируются. Расчет налоговой базы по налогу на прибыль организаций является одним из документов, подтверждающих данные налогового учета. расчет налоговой базы за отчетный (налоговый) период составляется налогоплательщиком самостоятельно в соответствии с нормами, установленными настоящей главой, исходя из данных налогового учета нарастающим итогом с начала года.

Налоговым периодом по налогу признается календарный год. Основная ставка налога на прибыль установлена в размере 20%. При этом налоговым законодательством предусмотрено разделение этой ставки на 2 составляющие ее ставки. Сумма налога, исчисленная по налоговой ставке в размере 18%, зачисляется в федеральный бюджет, по ставке 2% - в бюджеты субъектов РФ. По истечении налогового периода подлежащий уплате налог должен быть уплачен налогоплательщиком не позднее срока, установленного для подачи налоговых деклараций, т.е. до 28 марта следующего года.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

37058. Классный час Поговорим о дружбе 20.66 KB
  Ход классного часа: Ребята послушайте стихотворение: Дружба – главное чудо всегдаСто открытий для всех настоящееИ любая беда – не бедаЕсли рядом друзья настоящие. Дружба крепка не лестью а правдой и честью. Дружба как стекло: разобьешь не сложишь.
37060. Интернет и зависимость от него 28.47 KB
  Информацию черпают И чего здесь только нет Как же сеть ту называют Ну конечно Интернет Поднимите руки кто хотя бы один раз играл в Онлайн игры Говорите ли вы с друзьями об играх кодах уровнях и т. Примерно такие вопросы задают психологи когда хотят убедиться страдает ли человек Интернет зависимостью. Я задала эти вопросы не случайно и хочу чтобы вы посмотрели на себя со стороны оценили свое отношение к компьютеру и Интернету.
37061. Минута славы 51 KB
  Ведущий 1 Здравствуйте ребята Сегодня мы рады приветствовать вас на прекрасном мероприятии которое приготовили ваши талантливые одноклассники. Ведущий 2 Вам кажется что вы знаете все о своих одноклассниках Ведущий 3 Вы ошибаетесь Имя фамилия и оценки в классном журнале это еще не все. Ведущий1 Сегодня мы предоставим каждому свою минуту славы И вы увидите что они этой славы достойны. Ведущий 2 Итак сегодня мы проведем игру Минута славы.
37062. Я- гражданин России. Класный час 31.56 KB
  Тема классного часа: Я гражданин России Задачи: Образовательные Знакомство с понятием гражданин. Знакомство с символами России. Воспитывать интерес к России.
37063. Классный час, посвященный 200 - летию Бородинской битвы 26.21 KB
  Наполеон Бонапарт- человек необычной судьбы. Он родился 15 августа 1769 года на небольшом острове Корсика, принадлежащем Франции. Сын бедного дворянина Наполеон закончил военную академию в Париже, когда ему было 16 лет. В 24 года он уже был генералом, затем стал консулом Франции
37064. Вредные привычки. Классный час 23.17 KB
  У1 – слайд №2 “Здоровье это состояние полного физического психического и социального благополучия а не только отсутствие болезней и поврежденийâ€. Основная часть: слайд 3 У2 На слайде мы видим три основных вредных привычки которые портят наше с вами здоровье. слайд №4 Табак приносит вред телу разрушает разум отупляет целые нации. слайд№5 Из истории Курение табака возникло еще в глубокой древности.
37065. Личностно-ориентированный классный час 74.5 KB
  Классный час это гибкая по составу и структуре форма фронтальной воспитательной работы представляющая собой специально организуемое во внеурочное время общение классного руководителя с учащимися класса с целью содействия формированию классного коллектива и развитию его членов Е. Час классного руководителя – это форма воспитательной работы при которой школьники под руководством педагога включаются в специально организованную деятельность способствующую формированию у них системы отношений к окружающему миру Г. Основные компоненты...
37066. ВИКТОРИНА ПО СКАЗКАМ К.И. ЧУКОВСКОГО 23.93 KB
  ЧУКОВСКОГО Тема: ВИКТОРИНА ПО СКАЗКАМ К. ЧУКОВСКОГО Цели: 1. Такова внешность Корнея Ивановича Чуковского. Сегодня мы встретимся с героями сказок Корнея Чуковского.