46789

Системное и смысловое строение сознания

Доклад

Психология и эзотерика

Системное и смысловое строение сознания. Выготский определил область своего исследования как вершинную психологию психологию сознания. Согласно ему становление сознания является существенной линией развития человека. Под системным строением сознания Выготский понимал своеобразное отношение отдельных функций друг к другу то есть то что на каждой возрастной ступени определенные функции стоят в известном отношении друг к другу образуют определенную систему сознания.

Русский

2013-11-25

30.5 KB

10 чел.

58.Системное и смысловое строение сознания.

Л.С. Выготский определил область своего исследования, как вершинную психологию (психологию сознания). Согласно ему становление сознания является существенной линией развития человека. Человеческое сознание не может быть разложено на отдельные психические функции, оно представляет собой не механическую сумму, а структурное образование, систему высших психических функций, то есть сознание имеет системное строение и ни одна психическая  функция не развивается изолировано. Развитие каждой психической  функции зависит от  того, в какую структуру она входит, и какое место в ней занимает.

Под системным строением сознания Выготский понимал своеобразное отношение отдельных функций друг к другу, то есть то, что на каждой возрастной ступени определенные функции стоят в известном отношении друг к другу, образуют определенную систему сознания.

О системном и смысловом строении сознании упоминается в статье Выготского «Ранний возраст», поскольку именно в этом возрасте наряду с речью развивается именно смысловое и системное строение сознание. Вместе с речью для ребенка, прежде всего, возникает начало осмысления, осознания окружающей действительности.

В раннем детстве в центре сознания стоит - восприятие, и, по словам Выготского все психические функции в этом возрасте развиваются «вокруг восприятия, через восприятие и с помощью восприятия», в дошкольном возрасте это память, в школьном – мышление. Все остальные психические процессы развиваются в каждом возрасте под влиянием доминирующей в сознании функции.

Процесс психического развития состоит в перестройке системной структуры сознания, которая обусловлена изменением его смысловой структуры.

Смысловая структура сознания - это уровень развития значения слов, словесных обобщений данного человека.

Вход в сознание возможен только через речь и переход от одной структуры сознания у другой осуществляется благодаря развитию обобщений.

Выготский упоминал о таком строении сознания в связи с влиянием обучения на психическое развитие ребенка, утверждал, что, формируя обобщение, переводя его на более высокий уровень, обучение перестраивает всю систему сознания.

Связывая обобщение с общением, видно, что обобщение выступает как функция сознания в целом, а не только одного мышления. Все акты сознания есть обобщение.

Если рассмотреть  значения детского слова в раннем возрасте, то можно увидеть, что за значением детского слова скрывается обобщенное восприятие, то есть структура той группы предметов, к которым относится данный предмет (в отличие от указательного жеста, который относится к любому или почти ко всякому предмету). Ребенок этого возраста мыслит преимущественно обобщенными восприятиями, то есть общее восприятие является первой выступающей формой структуры значения детского слова. В словаре ребенка еще очень мало слов, которые не имели бы конкретного значения, поэтому в разных ситуациях слово ребенка относится к одному и тому же, к одинаково воспринимаемому предмету или вещи. Также  в связи с доминированием восприятия в этом возрасте преобладает несамостоятельность, зависимость от него всех других процессов, память в этом возрасте носит непроизвольный характер. Хотя в этот период появляется воспоминание, и более того - латентный период воспоминания увеличивается, но ребенок не сам вспоминает, а «ему вспоминается», память еще не действует, как отдельный процесс.

Эта гипотеза Выготским была высказана еще в 30-х годах.  

В ней можно выделить ряд недостатков:

- во-первых, схема сознания носит интеллектуалистический характер, в структуре сознания рассматриваются только  познавательные процессы, а развитие мотивационно-потребностной сферы сознательной личности оставалась за пределами внимания исследователей.

-во-вторых, Л.С. Выгосткий сводил процесс развития обобщений к процессам речевого взаимодействия людей, по его мнению « самым замечательным из всех  фактов, относящихся к развитию детского мышления, является положение, что в меру того, как развивается общение ребенка с взрослыми, расширяется и детское обобщение, и наоборот. В этом явно выражается, что развитие это взаимодействие сознаний.

-в-третьих,  эта гипотеза не имел экспериментального подтверждения, поскольку во времена Л.С.детская психология вообще обладала бедными экспериментальными фактами.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

76945. Граждане Российской Федерации как субъекты административного права. Права, обязанности и гарантии реализации прав граждан в сфере государственного управления 26.91 KB
  Граждане Российской Федерации как субъекты административного права. Права обязанности и гарантии реализации прав граждан в сфере государственного управления. Гражданин как субъект административного права это участник общественных отношений выступающий в качестве носителя содержащихся в нормативных актах конкретных прав и обязанностей которыми он наделен для реализации своих жизненных потребностей участия в управлении делами общества и государства. Административноправовой статус гражданина это составная часть правового статуса личности...
76946. Особенности административно-правового статуса иностранных граждан и лиц без гражданства 28.5 KB
  Правовое положение иностранных граждан на территории РФ регулируется российским законодательством а также международными договорами. Законы РФ распространяются на всех лиц находящихся на ее территории. Правовое положение иностранных граждан регламентируется Конституцией законами России международными договорами правилами пребывания иностранных граждан на территории РФ и транзитного проезда иностранных граждан через территорию РФ. Законодательство различает иностранных граждан постоянно проживающих и временно пребывающих на территории...
76947. Понятие и признаки органов исполнительной власти РФ, система органов исполнительной власти, их классификация 29.22 KB
  Понятие и признаки органов исполнительной власти РФ система органов исполнительной власти их классификация. Орган исполнительной власти государственное учреждение обладающее относительной самостоятельностью структурной организацией наделенное государственно-властными полномочиями исполнительно-распорядительного характера и действующее в пределах определенной территории. Признаки органа исполнительной власти: является государственным учреждением; вместе с органами законодательной и судебной власти входит в систему органов...
76948. Президент Российской Федерации и исполнительная власть 27.36 KB
  Назначает и отзывает после консультаций с соответствующими комитетами или комиссиями палат Федерального Собрания дипломатических представителей РФ в иностранных государствах и международных организациях; Федеральные министерства федеральные службы и федеральные агентства руководство деятельностью которых осуществляет Президент РФ: Министерство внутренних дел РФ подведомственная ему Федеральная миграционная служба Министерство РФ по делам гражданской обороны чрезвычайных ситуаций и ликвидации последствий стихийных бедствий Министерство...
76949. Правительство Российской Федерации: порядок формирования, состав, основные полномочия 25.06 KB
  Правительство РФ это коллегиальный орган состоящий из Председателя Правительства РФ заместителей Председателя Правительства РФ и федеральных министров. ФКЗ О Правительстве РФ по сути является документом составляющим вместе с Конституцией РФ правовую базу деятельности Правительства РФ. Председатель Правительства РФ назначается Президентом РФ с согласия Государственной Думы и освобождается от неё на основаниях предусмотренных законом. Заместители Председателя Правительства РФ и федеральные министры назначаются на должность и...
76950. Федеральные органы исполнительной власти России: понятие, система, структура, правовое положение, функции 26.71 KB
  Федеральные органы исполнительной власти России: понятие система структура правовое положение функции. В систему федеральных органов исполнительной власти входят федеральные министерства федеральные службы и федеральные агентства. Правовое положение или правовой статус органов исполнительной власти подразумевает что все они действуют на основе законов и других нормативных актов осуществляют нормотворческую деятельность совершают действия возложенные на них нормативными актами имеют полномочия компетенцию а также обладают...
76951. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации 27.14 KB
  Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.государственная и территориальная целостность Российской Федерации. распространение суверенитета Российской Федерации на всю ее территорию; верховенство Конституции и федеральных законов на всей территории Российской Федерации...
76953. Общественные объединения как субъекты административного права: понятие, порядок и цели создания, правовой статус, прекращение деятельности 26.21 KB
  Виды общественных объединений: 1 в зависимости от организационноправовой формы: общественная организация основанное на членстве общественное объединение созданное на основе совместной деятельности для защиты общих интересов и достижения уставных целей объединившихся граждан; общественное движение состоящее из участников и не имеющее членства массовое общественное объединение преследующее социальные политические и иные общественно полезные цели поддерживаемые участниками общественного движения; общественный фонд является одним...