46789

Системное и смысловое строение сознания

Доклад

Психология и эзотерика

Системное и смысловое строение сознания. Выготский определил область своего исследования как вершинную психологию психологию сознания. Согласно ему становление сознания является существенной линией развития человека. Под системным строением сознания Выготский понимал своеобразное отношение отдельных функций друг к другу то есть то что на каждой возрастной ступени определенные функции стоят в известном отношении друг к другу образуют определенную систему сознания.

Русский

2013-11-25

30.5 KB

10 чел.

58.Системное и смысловое строение сознания.

Л.С. Выготский определил область своего исследования, как вершинную психологию (психологию сознания). Согласно ему становление сознания является существенной линией развития человека. Человеческое сознание не может быть разложено на отдельные психические функции, оно представляет собой не механическую сумму, а структурное образование, систему высших психических функций, то есть сознание имеет системное строение и ни одна психическая  функция не развивается изолировано. Развитие каждой психической  функции зависит от  того, в какую структуру она входит, и какое место в ней занимает.

Под системным строением сознания Выготский понимал своеобразное отношение отдельных функций друг к другу, то есть то, что на каждой возрастной ступени определенные функции стоят в известном отношении друг к другу, образуют определенную систему сознания.

О системном и смысловом строении сознании упоминается в статье Выготского «Ранний возраст», поскольку именно в этом возрасте наряду с речью развивается именно смысловое и системное строение сознание. Вместе с речью для ребенка, прежде всего, возникает начало осмысления, осознания окружающей действительности.

В раннем детстве в центре сознания стоит - восприятие, и, по словам Выготского все психические функции в этом возрасте развиваются «вокруг восприятия, через восприятие и с помощью восприятия», в дошкольном возрасте это память, в школьном – мышление. Все остальные психические процессы развиваются в каждом возрасте под влиянием доминирующей в сознании функции.

Процесс психического развития состоит в перестройке системной структуры сознания, которая обусловлена изменением его смысловой структуры.

Смысловая структура сознания - это уровень развития значения слов, словесных обобщений данного человека.

Вход в сознание возможен только через речь и переход от одной структуры сознания у другой осуществляется благодаря развитию обобщений.

Выготский упоминал о таком строении сознания в связи с влиянием обучения на психическое развитие ребенка, утверждал, что, формируя обобщение, переводя его на более высокий уровень, обучение перестраивает всю систему сознания.

Связывая обобщение с общением, видно, что обобщение выступает как функция сознания в целом, а не только одного мышления. Все акты сознания есть обобщение.

Если рассмотреть  значения детского слова в раннем возрасте, то можно увидеть, что за значением детского слова скрывается обобщенное восприятие, то есть структура той группы предметов, к которым относится данный предмет (в отличие от указательного жеста, который относится к любому или почти ко всякому предмету). Ребенок этого возраста мыслит преимущественно обобщенными восприятиями, то есть общее восприятие является первой выступающей формой структуры значения детского слова. В словаре ребенка еще очень мало слов, которые не имели бы конкретного значения, поэтому в разных ситуациях слово ребенка относится к одному и тому же, к одинаково воспринимаемому предмету или вещи. Также  в связи с доминированием восприятия в этом возрасте преобладает несамостоятельность, зависимость от него всех других процессов, память в этом возрасте носит непроизвольный характер. Хотя в этот период появляется воспоминание, и более того - латентный период воспоминания увеличивается, но ребенок не сам вспоминает, а «ему вспоминается», память еще не действует, как отдельный процесс.

Эта гипотеза Выготским была высказана еще в 30-х годах.  

В ней можно выделить ряд недостатков:

- во-первых, схема сознания носит интеллектуалистический характер, в структуре сознания рассматриваются только  познавательные процессы, а развитие мотивационно-потребностной сферы сознательной личности оставалась за пределами внимания исследователей.

-во-вторых, Л.С. Выгосткий сводил процесс развития обобщений к процессам речевого взаимодействия людей, по его мнению « самым замечательным из всех  фактов, относящихся к развитию детского мышления, является положение, что в меру того, как развивается общение ребенка с взрослыми, расширяется и детское обобщение, и наоборот. В этом явно выражается, что развитие это взаимодействие сознаний.

-в-третьих,  эта гипотеза не имел экспериментального подтверждения, поскольку во времена Л.С.детская психология вообще обладала бедными экспериментальными фактами.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

1312. Экономические проблемы организации производства 75.5 KB
  Прибыль и убытки предприятия, производящего продукты питания. Прибыль и показатели рентабельности предприятия, производящего продукты питания. Налогооблагаемая прибыль и фактический налог на прибыль определяются по материалам налоговой отчетности.
1313. Ускорение. Прямолинейное движение с постоянным ускорением. Мгновеннная скорость 128 KB
  Векторная величина, равная отношению изменения скорости к промежутку времени, в течение которого это изменение произошло. Перемещение при равноускоренном движении. Уравнение движения.
1314. Адвокат в арбитражном процессе 27 KB
  Участие адвоката в арбитражной процессе обусловлено тем, что такие дела решают судьбу владения большими материальными ценностями. То есть, как известно, арбитражный процесс, и адвокат в арбитражном процессе являют собой процесс по решению хозяйственного вопроса между юридическими лицами.
1315. Расчет экономической эффективности установки 342.5 KB
  Установка поверки включает в себя электронные компоненты, корпус, печатную плату, блок питания. Их стоимость по прайсу Чип и Дип от 13.05.2012. Расчет заработной платы проектировщика. Экономический эффект от внедрения установки.
1316. Конспект лекций по Java 203.88 KB
  Коллекции-ассоциативные массивы (Мар). Сортировка и поиск, библиотеки ява. Предложение знакомства с менеджерами компоновки.
1317. Концепт желание в сопоставительном плане (на материале глагольных лексем русского, английского и немецкого языков) 325.17 KB
  Целью работы является характеристика способов выражения концепта желание в сопоставительном плане на материале глагольных лексем русского, английского и немецкого языков.
1318. ЛИНГВОКУЛЬТУРНЫЙ КОНЦЕПТ ВРЕМЯ ВОЕННОЕ/ KRIEGSZEIT В ИДИОЛЕКТАХ К. М. СИМОНОВА И Э. М. РЕМАРКА (НА МАТЕРИАЛЕ ТЕКСТОВ ВОЕННОЙ ПРОЗЫ) 328.6 KB
  Целью настоящей диссертации является подтверждение правомерности выделения сложного концепта Время военное/ Kriegszeit, а также анализ реализации его многоуровневой структуры в сопоставительном плане на материале текстов военной прозы К. Симонова и Э. М. Ремарка.
1319. Поэтический мир А. Городницкого: Образная репрезентация концептосферы 336.4 KB
  Предметом исследования являются поэтические произведения А.М. Городницкого (стихотворения, песни, поэмы), созданные автором на протяжении более чем полувековой творческой деятельности.
1320. Курсова робота. Навчально-методичні поради для студентів історичного факультету всіх форм навчання 336.83 KB
  Підготовчий етап роботи на курсовим проектом. Пошук, накопичення та обробка наукової інформації. Список використаних джерел і літератури. Типові помилки в написанні та оформленні курсової роботи.