46789

Системное и смысловое строение сознания

Доклад

Психология и эзотерика

Системное и смысловое строение сознания. Выготский определил область своего исследования как вершинную психологию психологию сознания. Согласно ему становление сознания является существенной линией развития человека. Под системным строением сознания Выготский понимал своеобразное отношение отдельных функций друг к другу то есть то что на каждой возрастной ступени определенные функции стоят в известном отношении друг к другу образуют определенную систему сознания.

Русский

2013-11-25

30.5 KB

9 чел.

58.Системное и смысловое строение сознания.

Л.С. Выготский определил область своего исследования, как вершинную психологию (психологию сознания). Согласно ему становление сознания является существенной линией развития человека. Человеческое сознание не может быть разложено на отдельные психические функции, оно представляет собой не механическую сумму, а структурное образование, систему высших психических функций, то есть сознание имеет системное строение и ни одна психическая  функция не развивается изолировано. Развитие каждой психической  функции зависит от  того, в какую структуру она входит, и какое место в ней занимает.

Под системным строением сознания Выготский понимал своеобразное отношение отдельных функций друг к другу, то есть то, что на каждой возрастной ступени определенные функции стоят в известном отношении друг к другу, образуют определенную систему сознания.

О системном и смысловом строении сознании упоминается в статье Выготского «Ранний возраст», поскольку именно в этом возрасте наряду с речью развивается именно смысловое и системное строение сознание. Вместе с речью для ребенка, прежде всего, возникает начало осмысления, осознания окружающей действительности.

В раннем детстве в центре сознания стоит - восприятие, и, по словам Выготского все психические функции в этом возрасте развиваются «вокруг восприятия, через восприятие и с помощью восприятия», в дошкольном возрасте это память, в школьном – мышление. Все остальные психические процессы развиваются в каждом возрасте под влиянием доминирующей в сознании функции.

Процесс психического развития состоит в перестройке системной структуры сознания, которая обусловлена изменением его смысловой структуры.

Смысловая структура сознания - это уровень развития значения слов, словесных обобщений данного человека.

Вход в сознание возможен только через речь и переход от одной структуры сознания у другой осуществляется благодаря развитию обобщений.

Выготский упоминал о таком строении сознания в связи с влиянием обучения на психическое развитие ребенка, утверждал, что, формируя обобщение, переводя его на более высокий уровень, обучение перестраивает всю систему сознания.

Связывая обобщение с общением, видно, что обобщение выступает как функция сознания в целом, а не только одного мышления. Все акты сознания есть обобщение.

Если рассмотреть  значения детского слова в раннем возрасте, то можно увидеть, что за значением детского слова скрывается обобщенное восприятие, то есть структура той группы предметов, к которым относится данный предмет (в отличие от указательного жеста, который относится к любому или почти ко всякому предмету). Ребенок этого возраста мыслит преимущественно обобщенными восприятиями, то есть общее восприятие является первой выступающей формой структуры значения детского слова. В словаре ребенка еще очень мало слов, которые не имели бы конкретного значения, поэтому в разных ситуациях слово ребенка относится к одному и тому же, к одинаково воспринимаемому предмету или вещи. Также  в связи с доминированием восприятия в этом возрасте преобладает несамостоятельность, зависимость от него всех других процессов, память в этом возрасте носит непроизвольный характер. Хотя в этот период появляется воспоминание, и более того - латентный период воспоминания увеличивается, но ребенок не сам вспоминает, а «ему вспоминается», память еще не действует, как отдельный процесс.

Эта гипотеза Выготским была высказана еще в 30-х годах.  

В ней можно выделить ряд недостатков:

- во-первых, схема сознания носит интеллектуалистический характер, в структуре сознания рассматриваются только  познавательные процессы, а развитие мотивационно-потребностной сферы сознательной личности оставалась за пределами внимания исследователей.

-во-вторых, Л.С. Выгосткий сводил процесс развития обобщений к процессам речевого взаимодействия людей, по его мнению « самым замечательным из всех  фактов, относящихся к развитию детского мышления, является положение, что в меру того, как развивается общение ребенка с взрослыми, расширяется и детское обобщение, и наоборот. В этом явно выражается, что развитие это взаимодействие сознаний.

-в-третьих,  эта гипотеза не имел экспериментального подтверждения, поскольку во времена Л.С.детская психология вообще обладала бедными экспериментальными фактами.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

77226. Интеграция технологии DocLine с системой разработки документации Adobe FrameMaker 405.5 KB
  Цель данного проекта - разработать и реализовать плагин к Adobe FrameMaker, предоставляющий конечному пользователю удобный инструментарий среды FrameMaker для работы с технологией DocLine.
77227. Реализация подключения виртуальной машины Neko к http-серверу с помощью интерфейса FastCGI 61 KB
  Взаимодействие приложения и http-сервера реализуется при помощи FastCGI-модуля на стороне сервера и использующихся при написании приложения FastCGI-библиотек для различных языков программирования.
77228. Разработка приложения для платформы Google Аndroid 430.36 KB
  Цель курсовой работы – разработка приложения Underworld, многопользовательской игры, для платформы Google Android, предоставляющего удобный геймплей с использованием мощной функциональности, предоставляемой платформой.
77229. Параллельная реализация алгоритма ACO 69 KB
  В настоящее время биоинформатика также включает в себя теоретические методы и алгоритмы решения задач возникающих из анализа биологических данных.
77230. Интеграция мультимедиа решений с аппаратным ускорением для MID устройства 205 KB
  MID (mobile internet device) - это устройства, которые отвечают требованиям низкого энергопотребления, мобильности, а также предоставляющие обширные возможности для работы в сети. По сути MID - это компьютер по размеру не многим больше телефона...
77231. Создание среды разработки библиотек формул подсчета технико-экономических показателей теплоэлектростанций 443 KB
  В процессе создания новой системы для планирования расчёта и учёта технико-экономических показателей ТЭС возникла необходимость в модуле предоставляющем удобный пользовательский интерфейс и обладающим следующими возможностями: ввод перечня технико-экономических показателей ввод формул...
77232. Конечный мозг, его развитие, строение (отделы, полость, ее стенки, части, белое и серое вещество). Границы долей полушарий большого мозга. Артерии большого мозга 15.86 KB
  Границы долей полушарий большого мозга. Артерии большого мозга. Конечный мозг telencephlon является производным переднего мозгового пузыря и представлен двумя полушариями большого мозга hemispheri cerebrtes. Продольная щель мозга разделяет полушария между собой поперечная щель мозжечок от затылочных долей.
77233. Белое вещество полушарий большого мозга. Внутренняя капсула. Корково-ядерный пусть 16.34 KB
  Белое вещество полушарий большого мозга. Оно представлено многочисленными волокнами: Проекционные волокна представлены пучками афферентных и эфферентных волокон осуществляющих связи проекционных центров коры полушарий большого мозга с базальными ганглиями ядрами ствола головного мозга или ядрами спинного мозга. свода мозга fornix cerebri обеспечивают связь подкорковых центров обоняния c проекционным центром обоняния столбы свода тело свода спайка свода и бахромки гиппокампа Ассоциативные волокна соединяют различные участки коры в...
77234. Обонятельный мозг развивается из вентральной части конечного мозга и состоит из двух отделов: центрального и переферического 243.57 KB
  Рецептор переферические отростки биполярных клеток 1 нейроны в regio olfctori сллизистой полости носа. Центральные отростки биполярных клеток образуют nn. Аксоны митральных клеток проходят в составе обонятельного тракта и вблизи обонятельного треугольника распадаются на три пучка: Медиальный пучок Промежуточный пучок Латеральный пучок Через переднюю спайку мозга в обонятельный тракт противоположной стороны к митральным клеткам обонятельной луковицы. Образованы центральными отростками биполярных клеток расположенных в обонятельной области...