46795

Поведение потребителя в рыночной экономике

Доклад

Макроэкономика

Они выдвинули субъективнопсихологическую концепцию стоимости и цены товара которую противопоставили трудовой теории стоимости. Потребитель может выразить свое желание приобрести некоторое благо посредством количественной оценки его полезности. Он рассматривал предельную полезность не как единственное основание цен а как лишь один из факторов который через свое влияние на спрос воздействует и на изменение цен. Парето считал необходимым отказаться от абсолютного измерения предельных полезностей и сконцентрировать внимание на предпочтении...

Русский

2013-11-29

30.67 KB

10 чел.

1.поведение потребителя в рыночной экономике.

Классическое направление экономической теории не изучало поведение на рынке потребителей товарных благ и поэтому не создало целостного учения о рыночной системе ведения хозяйства. Этот пробел по-своему восполнила австрийская школа экономической теории. Ее основали профессора Венского университета Карл Менгер, Ойген Бём-Баверк и Фридрих фон Визер. Они выдвинули субъективно-психологическую концепцию стоимости и цены товара, которую противопоставили трудовой теории стоимости.

Кардиналистская концепция основана на трех гипотезах. Гипотеза I. Потребитель может выразить свое желание приобрести некоторое благо посредством количественной оценки его полезности. Из гипотезы I следует, что каждый вид благ имеет для потребителя общую и предельную полезность. Общая полезность некоторого вида благ есть сумма полезностей всех имеющихся у потребителя единиц этого блага. Гипотеза II. Предельная полезность блага убывает, т.е. полезность каждой последующей единицы определенного вида благ, получаемой в данный момент, меньше полезности предыдущей единицы. Это утверждение это и есть «первый закон Госсена» и исходит из того, что потребности людей насыщаемы. Гипотеза III. Потребитель так расходует свой бюджет, чтобы получить максимум полезности от совокупности приобретенных благ.

Потребительский выбор и условия достижения равновесия потребителя (второй закон Госсена)

Достигнуть состояния равновесия субъект сможет в том случае, если будет руководствоваться вторым законом Госсена, который в формулировке автора звучит так: «Индивид, обладающий свободой выбора между некоторым числом разных видов потребления, но не имеющий достаточно времени использовать все их сполна, в целях достижения максимума своего наслаждения, как бы различна ни была абсолютная величина отдельных наслаждений, должен, прежде чем использовать полностью наибольшее из них, использовать все их частично, и притом в таком соотношении, чтобы размер каждого наслаждения в момент прекращения его использования у всех видов потребления оставался равным». Этот закон можно сформулировать следующим образом: чтобы получить максимум полезности от потребления заданного набора благ за ограниченный период времени, нужно каждое из них потребить в таких количествах, при которых предельная полезность всех потребляемых благ будет равна одной и той же величине.

Закон убывающей предельной полезности (первый закон Госсена).

Смысл первого закона Госсена выражается в двух положениях, сформулированных автором: в одном непрерывном акте потребления полезность последующей единицы потребляемого блага убывает; при повторном акте потребления полезность каждой единицы блага уменьшается по сравнению с ее полезностью при первоначальном потреблении.

Ординалистская концепция поведения потребителя. Попытки кардиналистов решить вопрос об измерении предельных полезностей имели мало успеха. В теории предельной полезности XX в., сделавшей своим основным содержанием проблему выбора потребителя, преобладающим стал ординалистский подход. Одним из его основоположников является итальянский экономист В. Парето.он исследовал проблему предельной полезности с иных позиций, чем представители австрийской школы и ранние экономисты-математики. Он рассматривал предельную полезность не как единственное основание цен, а как лишь один из факторов, который через свое влияние на спрос воздействует и на изменение цен.

Широкое распространение идеи ординализма получили после появления работ английского экономиста Дж. Хикса - «Стоимость и капитал» (1939) и «Ревизия теории спроса» (1956). Дж. Хикс, подобно В. Парето, считал необходимым отказаться от абсолютного измерения предельных полезностей и сконцентрировать внимание на предпочтении одних товаров другим. В. Парето и Дж. Хикс исходили из наличия у потребителя определенной субъективной шкалы предпочтений. В случае «с двумя товарами эти предпочтения принимают форму «кривых безразличия».

Кривые безразличия и предельная норма замещения. Кривая безразличия изображает совокупность наборов, между которыми потребитель не делает различий. Любой набор на кривой обеспечит один и тот же уровень удовлетворения. Кривые безразличия обладают следующими свойствами.Кривая безразличия, расположенная справа и выше другой кривой, является более предпочтительной для потребителя. Кривые безразличия всегда имеют отрицательный наклон, ибо рационально действующие потребители будут предпочитать большее количество любого набора меньшему. Кривые безразличия имеют вогнутую форму, обусловленную уменьшающимися предельными нормами замещения. Кривые безразличия никогда не пересекаются и обычно показывают уменьшающиеся предельные нормы замещения одного блага на другое. Наборы благ на кривых, более удаленных от начала координат, предпочтительнее наборам благ, расположенным на менее удаленных от координат кривых.

Предельная норма замещения представляет собой норму, в соответствии с которой одно благо может быть замещено другим без выигрыша или потери для удовлетворения потребителя. Значения предельной нормы замещения всегда отрицательны, так как увеличение количества приобретенных единиц одного блага предполагает уменьшение потребления другого.

Бюджетное ограничение и оптимум потребителя. Бюджетное ограничение - это фактор, ограничивающий покупательные возможности субъекта в виде цен на блага или уровня дохода. Потребительский набор - это возможная комбинация товаров и услуг, необходимая потребителю для его жизнедеятельности, а также количество тех благ, которые он может приобрести при определенном уровне дохода и рыночных цен. Подобно функции спроса данное соотношение показывает обратную пропорциональность уровня цен и количества приобретаемого блага. Кроме того, следует отметить большую роль закона потребительского оптимума (оптимум по Парето) при определении структуры потребительского набора. срабатывает принцип Парето-эффективности: нельзя улучшить собственное благосостояние без того, чтобы не уменьшить благосостояние другого. Этот принцип аналогичен: чтобы потребить большое количество одного продукта, нужно отказаться от некоторого количества другого.

Изменение цены какого-либо товара влияет на объем спроса через эффект дохода и эффект замещения. Эффект дохода возникает, поскольку изменение цены данного товара увеличивает (при снижении цены) или уменьшает (при повышении цены) реальный доход или покупательную способность, потребителя. Эффект замещения (замены) возникает в результате относительного изменения цен и способствует росту потребления относительно подешевевшего товара, тогда как эффект дохода может стимулировать и увеличение, и сокращение потребления товара или быть нейтральным.

Существуют два подхода к определению реального дохода, связанные с именами английского экономиста Дж. Хикса и русского математика и экономиста Е.Е. Слуцкого. Согласно Хиксу, разные уровни денежного дохода, обеспечивающие один и тот же уровень удовлетворения, т.е. позволяющие достигнуть одной и той же кривой безразличия, представляют одинаковый уровень реального дохода. Согласно Слуцкому, лишь тот уровень денежного дохода, который достаточен для приобретения одного и того же набора или комбинации товаров, обеспечивает и неизменный уровень реального дохода.

2.Статистика цен.

Статистика цен входит составной частью в социально-экономическую статистику, она изучает всю систему цен, действующую в сфере экономических отношений. Цена является важнейшим стоимостным измерителем. Цену как объект изучения статистики цен следует рассматривать с позиций макро- и микроэкономики. С позиций макроэкономики на цену воздействуют отраслевые пропорции, системы распределения национального дохода, налогообложения и кредитования, порядок формирования затрат и т.д. С микроэкономических позиций цена рассматривается как механизм, функционирующий на уровне конкретного предприятия, фирмы, с помощью которого можно обеспечить прибыль.Цены формируются как в процессе производства, так и в процессе обмена товаров. Цена выполняет также критериальную функцию, поскольку является соизмерителем, с одной стороны, затрат, с другой — результатов труда. Соотношение между результатом и затратами характеризует эффективность затрат.

Система показателей статистики цен представляет собой совокупность взаимосвязанных и взаимодополняющих показателей, характеризующих различные стороны формирования и движения цен. Она должна быть достаточно устойчива, но в период становления рыночных отношений необходимы ее динамичность и непрерывное совершенствование. Важную роль в анализе ценовой информации играют пространственные ряды цен, на основании которых проводятся межрегиональные сопоставления уровней цен на одни и те же группы товаров, сопоставление уровней цен по различным каналам реализации товаров и т.д.При статистическом изучении требуются разработка и анализ структуры цен определенных товаров. Они позволяют выявить сложившиеся условия производства и обращения, связи между производителями по технологической цепочке, распределительные отношения, реализуемые через цены в условиях свободного ценообразования. Система показателей статистики цен используется не только для изучения ценовых процессов, но и при расчетах большинства стоимостных показателей отраслевого и макроэкономического уровней. Проблемы разработки системы показателей, методологии сбора, обработки и анализа ценовой информации довольно сложны, и одним из перспективных направлений их решения является подготовка методической концепции статистики цен с учетом дифференциации экономических показателей в системе национальных счетов (СНС). Задачи статистики цен на современном этапе можно сгруппировать исходя из следующих целей: изучение конъюнктуры рынка; выявление средней динамики цен (тарифов) на произведенные продукцию и услуги предприятиями всех секторов экономики; выявление средней динамики цен (тарифов), сложившейся на потребительском рынке; определение стоимости социального набора и набора основных продуктов питания; элиминирование стоимостных макропоказателей от изменения цен (дефляция), например, ВВП и показателей СНС; определение паритета покупательной способности валют для международных сопоставлений национального продукта.

Значение цен в экономическом механизме велико. Коренные изменения в экономике России и ее государственном устройстве, связанные с переходом на рыночные основы хозяйствования, привели к радикальной ломке прежнего механизма управления, в том числе и в ценообразовании. В условиях плановой экономики цены устанавливались централизованно. Система цен строилась по цепочке, последовательно переходя от продукции добывающих и сырьевых отраслей к продукции передельного цикла и товарам народного потребления. Пересмотры системы цен проводились один раз в пять—десять лет, в период между ними соблюдался принцип обеспечения стабильности цен. С переходом на рыночные основы хозяйствования доминирующее положение заняли свободные цены. В рыночной экономике цена широко реализует свою балансирующую функцию. Она заключается в том, что с помощью цен достигается баланс между производством и потреблением, предложением и спросом. Государством широко используется распределительная функция цены, которая предполагает возможность распределения и перераспределения произведенной стоимости между отдельными отраслями и секторами экономики, между различными регионами, отдельными социальными группами населения и т.д.

Индекс потребительских цен широко применяется при решении целого ряда социально-экономических проблем. Индекс потребительских цен применяется для пересмотра правительственных социальных программ, служит основой повышения минимальной заработной платы, индексации прожиточного минимума, индексации минимальной пенсии, обоснования субсидий и дотаций к ценам, не допускающих снижения уровня потребления населением товаров и услуг первой необходимости.

В отечественной статистической практике расчет индекса потребительских цен производится на основе модификации формулы Ласпейреса:

Iр = (∑ (р1 / р0) х q0 х р0) / (∑q0 х р0) или

Iр = (∑ip х q0 х р0 / ∑q0 х р0)

где р0 — цена товара в базисном периоде;

р1 - цена товара в текущем периоде;

q0 - количество каждого товара в потребительской «корзине» базисного периода;

q0р0 - стоимость отдельного товара в потребительской «корзине» в базисном периоде.

Этот вариант формулы Ласпейреса можно представить и в виде средней взвешенной из индивидуальных индексов цен:

Iр = ∑ip х d0

где iр = р1 : р0 - индивидуальный индекс цен единицы товара;

d0 = (q0 х р0) : ∑(q0 х р0) — доля товара или доля расхода на товар в общих расходах в базисном периоде.

Эти два варианта формулы Ласпейреса предполагают использование отношения цены текущего периода к базисному. статистической практике Российской Федерации с 1993 года в качестве формулы для расчета выбрана модифицированная формула Ласпейреса:

Iр = (∑ х (рn / рn-1) х рn-1) х (q0 / ∑р0 х q0)

где рn — цена товара (услуги) в текущем периоде;

рn-1 — цена товара (услуги) в предыдущем периоде;

q0 — количество товара (услуги) потребленного в базисном периоде;

р0 х q0 — стоимость потребленного товара (услуги) в базисном периоде;

рn-1 х q0 — стоимость потребленного товара (услуги) в базисном периоде в ценах предыдущего периода;

рn х q0 - стоимость потребленного товара (услуги) в базисном периоде по ценам текущего периода.

Модификация формулы Ласпейреса состоит в том, что изменение цен исчисляется на основе последовательных наблюдений цен, то есть в каждый период времени базисные веса умножаются на последнее значение индекса цен. Такой подход позволяет сохранить постоянную основу весов при изменении ее стоимостной оценки в соответствии с изменением цен по группам товаров.

Индекс цен – неявный дефлятор ВВП, или, как его кратко называют, дефлятор ВВП, - рассчитывается по типу индекса Паше, т.е. индекса, где в качестве весов используется набор благ текущего периода:

 n n

 Рр = (∑Рit х Qit) / (∑Рi0 х Qit)

 i=1 i=1

где Qit – количество i-го блага в текущем периоде. Если вместо Q подставить весь набор благ, представленный в ВВП, а вместо Р, соответственно, их цены, то получим дефлятор ВВП. Фактически он равен отношению номинального ВВП к реальному в текущем периоде: Дефлятор ВВП = Номинальный ВВП / Реальный ВВП

В отличие от индекса Ласпейреса индекс Пааше несколько занижает рост уровня цен в экономике, поскольку также не учитывает динамику структуры весов, но фиксирует ее уже в текущем периоде. Если с его помощью оценивать рост стоимости жизни, то не будет учтено влияние на потребителей повышения цен на блага, которые присутствовали в наборе базисного года, но отсутствует в наборе текущего года. Индекс Фишера отчасти устраняет недостатки индексов Ласпейреса и Пааше, усредняя их значение:

РF = √РL х РР

Статистическое наблюдение за изменением цен производителей промышленных товаров показало, что рост цен в 2010 г. продолжался и составил к уровню декабря 2009 г. 111,8% против 105,5% в 2009 году, в том числе продукции обрабатывающих производств – 112,2%, производства и распределения электроэнергии, газа и воды - 110,1%.Изменение индексов цен производителей промышленных товаров в целом по области за 2010 г. было неравномерным и колебалось от 99,4% до 102,2% за месяц.

Из продукции непродовольственного назначения в 2010 г. в большей степени (на 20-40%) выросли цены производителей на резисторы, аппараты теплообменные, смолы эпоксидные в первичных формах, шерсть подготовленную для прядения; на 10-15% увеличились цены на ткани хлопчатобумажные и льняные технические, бельевой трикотаж, обувь с верхом из текстильных материалов, изделия столовые, кухонные и бытовые и их части из черных металлов, меди или алюминия, оборудование для добычи полезных ископаемых и строительства, кровати деревянные. ИНДЕКС ЦЕН - статистический показатель, применяемый для измерения динамики цен во времени и пространстве, представляет относительную величину.

3. Тарифная политика страховщиков: принципы и особенности построения тарифов.

Тарифная политика - целенаправленная деятельность страховщика по установлению, уточнению, упорядочению и дифференциации страховых тарифов в интересах страхователей и безубыточного развития страхования. Основные принципы тарифной политики страховщика включают: обеспечение эквивалентности страховых экономических отношений между страховщиком и страхователем на основе равенства полученной за тарифный период страховой нетто-премии и общей суммы убытков (страховых выплат) в связи со страховыми случаями; доступность страховых тарифов для широкого круга потенциальных страхователей; стабильность страховых тарифов и расширение, по возможности, страховой ответственности при постоянных тарифах; обеспечение самоокупаемости и рентабельности страховых операций; обеспечение гибкости и индивидуальный подход при разработке и применении страховых тарифов при заключении договоров страхования, т.е. проведение страховщиком гибкой ценовой политики.

На практике важную роль играет дифференциация страховых тарифов, т.е. разработка страховщиком системы базовых тарифов - тарифной сетки с учетом особенностей объектов страхования, застрахованных рисков и объема страховой ответственности.

Брутто-тариф (страховой взнос) - это размер страховых платежей по договору страхования, уплачиваемый страхователем страховщику (страховой организации) за определенный период времени со всей страховой суммы. При разработке страховых тарифов обязательно учитываются следующие моменты.

1. Страховой тариф должен обеспечить эквивалентность взаимоотношений страхователей и страховщика за тарифный период (минимальный - 1 год, рекомендуемый - 5-10 лет). 2. Страховой тариф должен, с одной стороны, соответствовать уровню платежеспособности возможно более широкого круга потенциальных страхователей, а с другой - обеспечивать формирование страховой компанией всех необходимых фондов и резервов, а также давать страховщику возможность получить прибыль. 3. Страховой тариф должен учитывать динамику ставок по банковским депозитам и кредитам, так как из-за более высокой цены страхования потенциальному страхователю может быть выгоднее осуществить самострахование, взяв кредит в банке или накапливая средства на сберегательном вкладе. 4. Страховой тариф должен быть стабилен в течение длительного времени. 5. Страховой тариф должен быть гибким при определении конкретного размера страхового взноса.

Брутто-тариф зависит от величины страховой суммы, степени риска и периода, за который делается этот страховой взнос. Структура брутто-тарифа отражает экономический механизм страхования. Можно выделить: 1. Нетто-премия - предназначена для страховых выплат по условиям договора страхования. Рассчитывается на единицу страховой суммы и носит название нетто-ставки. 2. Нагрузка - предназначена для покрытия расходов по ведению дела и получения прибыли от страховых организаций.

Базой для расчета нетто-ставки по видам страхования, относящимся к страхованию жизни, служат:

-в показатели таблиц смертности, разрабатываемые на основе данных демографической статистики;

-норма доходности, принятая при расчете тарифа, от инвестирования временно свободных средств страховщика;

-срок страхования и накопительного периода.

Таблица смертности показывает уменьшение с возрастом некоторой совокупности родившихся людей вследствие их смертности. Страхование жизни предусматривает страховую защиту имущественных интересов застрахованного лица путем страховых выплат при его дожитии до определенного возраста или окончании срока страхования, а также в случае смерти.

Основой для расчета нетто-ставки страхового тарифа по рисковым видам страхования служит убыточность страховой тарифной ставки за тарифный период.

К рисковым относятся виды страхования:

-не предусматривающие обязательств страховщика по выплате страховой суммы по окончании срока действия договора страхования;

-не связанные с накоплением страховой суммы в течение срока действия договора страхования.

Массовые рисковые виды страхования предположительно охватывают значительное число субъектов страхования и страховых рисков, характеризующихся однородностью объектов страхования и незначительным разбросом в размерах страховых сумм. Формируя тарифную политику, страховщик стремится реализовать обычно следующие принципы.

1. Соблюдение эквивалентности экономических отношений между страховщиком и страхователями за тарифный период (минимальный — 1 год, рекомендуемый - 5-10 лет). 2. Соответствие размеров страховых тарифов уровню платежеспособности широкого круга потенциальных страхователей при одновременном обеспечении рентабельности (прибыльности) страховых операций. 3. Обеспечение длительного действия (стабильности) страховых тарифов данного уровня по виду (предмету) страхования. 4. Обеспечение гибкости в установлении конкретных размеров страховых тарифов при заключении договоров страхования тех или иных предметов (объектов) страхования с присущими им и их рисковым обстоятельствам особенностями.

Перестрахование - это передача страховщиком, заключившим договор прямого страхования, части принятой на себя ответственности, превышающей его финансовые возможности, другому страховщику. Перестрахование могут осуществлять как специально созданные для этого перестраховочные компании, так и обычные страховщики, имеющие соответствующую лицензию, но в любом случае смысл перестрахования заключается в обеспечении платежеспособности страховщиков.

Каждая страховая организация стремится к созданию устойчивого, стабилизированного страхового портфеля, то есть к созданию такого портфеля, который состоял бы из возможно большего количества страховых договоров, но с невысокой степенью ответственности по каждому принятому риску. Для ограждения себя от возможных финансовых затруднений страховщики прибегают к передаче принятых ими рисков с помощью института перестрахования другим страховщикам. Перестрахование является системой экономических отношений в процессе которой страховщик, принимая на страхование риски различной величины, часть ответственности по ним, в соответствии со своими финансовыми возможностями передает па определенных согласованных условиях другим страховщикам в целях создания сбалансированного портфеля собственных страхований и обеспечения тем самым финансовой устойчивости и рентабельности страховых операций. Следовательно экономической сущностью перестрахования является перераспределение между страховыми организациями созданного первичного страхового фонда.

Основной функцией перестрахования является вторичное распределение риска, благодаря которому происходит количественное и качественное выравнивание страхового портфеля. Распределение риска происходит не только в рамках национальных экономик, а приобретает международный характер. Кроме того, перестрахование выполняет некоторые вспомогательные функции. Оно позволяет принимать на страхование уникальные и дорогостоящие риски. Благодаря перестрахованию появляется возможность организации новых видов и вариантов страхования.

Перераспределение рисков с помощью системы перестрахования достигается не только защита страхового портфеля от крупных убытков, но также и то обстоятельство, что выплата страхового возмещения по таким убыткам не ложится на одно общество (которое должно иметь для этого достаточные свободные средства), а осуществляется коллективно всеми страховщиками, участвующими в перестраховании этих объектов.

Во многих случаях страховые стоимости объектов, подлежащих страхованию, настолько велики и опасны, что емкость отдельных национальных страховых рисков, со всеми, находящимися в них страховыми организациями, оказывается недостаточной, чтобы обеспечить их страхование в полных суммах. Через каналы перестрахования такие риски передаются на страховые рынки других стран, в результате чего может оказаться, что в страховании крупных рисков принимает участие весь или почти весь международный страховой рынок, сотни и тысячи страховых учреждений.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

70005. Оцінка сучасного стану та перспективи розвитку ринку банківських послуг в Україні на прикладі ПАТ Акціонерний банк «Південний» 526 KB
  Глобалізація фінансових ринків, сучасні тенденції розвитку світової та національної економіки відображають процес переходу від екстенсивного до інтенсивного розвитку банківської системи. Це проявляється у розширенні сфер діяльності банків, опануванні ними нових сегментів ринку...
70007. ОБЕСПЕЧЕНИЕ КАЧЕСТВА СТРОИТЕЛЬСТВА АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ 748.43 KB
  Планирование дорожной деятельности осуществляется уполномоченными органами государственной власти Российской Федерации органами государственной власти субъектов Российской Федерации органами местного самоуправления на основании документов...
70009. Реконструкция цеха в условиях ОАО “Жирекенский ГОК” 262.64 KB
  В связи с тем что в молибденовом концентрате который используют для получения ферромолибдена на ОАО Жирекенский ГОК содержится рений в данной дипломной работе будет происходить выделение его из обжиговых газов. Он извлекается либо из ренийсодержащего лома вторичное производство либо...
70010. Разработка мероприятий по повышению эффективности управления предприятием общественного питания 308.49 KB
  Потребность в создании эффективной системы управления развитием сферы общественного питания делает особенно важными вопросы теории и методологии с учетом ее особенностей и специфики оказываемых услуг. В то же время многие вопросы эффективного функционирования сферы общественного...
70011. Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста в процессе изобразительной деятельности 55.67 KB
  Задачи исследования: Изучить психолого-педагогическую и методическую литературу по данной теме. Выявить условия развития творческих способностей средствами изобразительной деятельности. Подобрать и апробировать диагностические методики способствующие изучению творческих...
70012. Техническое обслуживание тормозной системы. Ваз 2115 137.77 KB
  Тормозная система служит для снижения скорости и быстрой остановки автомобиля, а также для удержания его на месте при стоянке Наличие надежных тормозов позволяет увеличить среднюю скорость движения, а, следовательно, эффективность при эксплуатации автомобиля.