46813

Характеристики игры как ведущей деятельности ребенка дошкольного возраста

Доклад

Педагогика и дидактика

Характеристики игры как ведущей деятельности ребенка дошкольного возраста. Мотивация игры – не выиграть а играть. Существенное отличие игры как ее описывает Селли заключается в том что ребенок начиная играть старается быть сестрой. Единица игры – роль которую берет на себя ребенок ее суть – выполнение действия.

Русский

2013-11-25

31.5 KB

6 чел.

65. Характеристики игры как ведущей деятельности ребенка дошкольного возраста.

Игра – это деятельности по ориентации в смыслах человеческой деятельности.

Сюжетно-ролевая игра – ведущая деятельность дошкольника; в ней моделируется система человеческих (общественных) отношений: ребенок также овладевает в ней действиями с предметами, в том числе недоступными для него.

Мотивация игры – не выиграть, а играть. Игра не является продуктивной деятельностью, ее мотив лежит не в результате, а в содержании самого действия.

В игре обязательно есть мнимая ситуация. Ее существование становится возможным на основе расхождения видимого и смыслового поля, появляющегося в дошкольном возрасте. Известен пример Леонтьева: ребенок играет в езду верхом, на палочке. В таком случае получается, что операция соответствует палочке, а действие – лошади. Из несовпадения операции с действием и рождается мнимая, воображаемая ситуация. Игра с мнимой ситуацией - новый вид поведения; деятельность в ней освобождает ребенка от ситуационной связанности. (Селли описал такую игру, когда игровая и реальная ситуация у детей совпали. Две сестры - одна пяти, другая семи лет - однажды сговорились: "Давай играть в сестры". Существенное отличие игры, как ее описывает Селли, заключается в том, что ребенок, начиная играть, старается быть сестрой.)

Единица игры – роль, которую берет на себя ребенок (ее суть – выполнение действия). Роль, которую выполняет ребенок, его отношение к предмету, если предмет изменил свое значение, будут всегда вытекать из правила, т. е. мнимая ситуация всегда будет заключать в себе правила. (В игре ребенок свободен, но это иллюзорная свобода.) Игровые правила отличаются тем, что устанавливаются самим ребенком. Это есть правила его для самого себя, правила, как говорит Пиаже,  внутреннего самоограничения и самоопределения. В 3-4 года ребенку очень тяжело подчиняться с правилами; сюжетно-ролевая игра, таким образом, формирует у ребенка произвольность, которая будет необходима в будущем, в учебной деятельности. Игры с правилами также способствуют освоению задачи (мотив игры все равно находится в процессе, а задача – это выполнение правила) и формируют моральный компонент личности ребенка (например, игра с двойной задачей, «Колдунчики» - убежать самому или спасти друга?). В играх с задачами формируется самооценка (насколько правильно и насколько успешно я это сделал).

Компонентом игры также являются и игровые действия – они свободны от операционально-технической стороны, это действия со значениями. Игровые действия обязательно отвечают правилам игры. Могут быть изменены условия действия, но содержание и порядок действия соответствуют реальному действию. Также игровое действие всегда обобщено (в этом заключается познавательное значение игры): например, играя в шофера, ребенок будет изображать шофера вообще, у него нет цели поиграть в кого-то конкретного (именно поэтому игра может осуществляться в неадекватных предметных условиях).

В игре не всякий предмет может быть всем (например, мяч не умеет ходить).

Сущность игры в том, что она есть исполнение желаний, но не единичных желаний, а обобщенных аффектов. Существенным признаком игры и является правило, ставшее аффектом.

В дошкольном возрасте в игре имеются расхождение смыслового поля и оптического поля. Отделяется мысль от вещи потому, что кусок дерева начинает играть роль куклы, палочка становится лошадью, действие по правилам начинает определяться от мысли, а не от самой вещи.

 Ребенок не может еще оторвать мысль от вещи, он должен иметь точку опоры в другой вещи; для того, чтобы мыслить о лошади, он нуждается в палочке, в точке опоры. Но все-таки в этот критический момент коренным образом меняется структура восприятия (которая и определяет отношение ребенка к действительности).

Первый парадокс игры - то, что ребенок оперирует оторванным значением, но в реальной ситуации. Второй парадокс заключается в том, что ребенок действует в игре по линии наименьшего сопротивления, т. е. он делает то, что ему больше всего хочется, так как игра связана с удовольствием.

Игра не является преобладающим типом деятельности ребенка. В основных жизненных ситуациях ребенок ведет себя диаметрально противоположно тому, как он ведет себя в игре. В игре у него действие подчинено смыслу, а в реальной жизни у него действие господствует над смыслом.









 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

79659. ДЕГРАДАЦИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА 112 KB
  Язык любого народа важнейший компонент его национальной культуры средство выражения национального и личностного самосознания. Восприятие русского языка в других странах и культурах во многом зависит от его состояния его функционирования в обществе.
79660. ПРАВОВАЯ ПРИРОДА И ВИДЫ ДОГОВОРА БАНКОВСКОГО ВКЛАДА И БАНКОВСКОГО СЧЕТА 158.5 KB
  Законодательство иногда предусматривает возможность замены стороны в договоре банковского вклада. Это может произойти по правилам уступки права требования или перевода долга. Представляется, что перевод долга на стороне банка может проводиться, только когда новый должник также является банком.
79661. К ВОПРОСУ О ПОРЯДКЕ И ОСОБЕННОСТЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ЖИЛИЩНОЙ ПОЛИТИКИ В РОССИИ 149 KB
  Современное жилье как элемент материальной культуры прошло длинный исторический путь: от естественных укрытий и пещер — первых пристанищ наших предков — до современных домов-небоскребов, оборудованных сложной инженерной техникой. На разных этапах развития общества по-разному решались вопросы обеспечения граждан жильем.
79662. Moscow 21.44 KB
  Moscow is the capital of Russia, its administrative, economic, political and educational centre. It is one of Russias major cities with the population of about 9 million people. Its total area is about 900 thousand square kilometres
79663. London 22.39 KB
  London with its suburbs hs popultion of bout 11 million people. London hs been cpitl for nerly thousnd yers. The most fmous of them re the Tower of London where the crown jewels re kept Westminster bbey nd St.
79664. Krasnodar 16.57 KB
  I ws born in Krsnodr. The history of Krsnodr begn in 1793. The popultion of Krsnodr is more thn 800 000 people.
79665. The United States of America 20.59 KB
  The United Sttes is lnd of rivers nd lkes. The United Sttes re riebii nturl nd minerl resources.
79666. Education in the Russian Federation 21.38 KB
  Every boy or girl must get secondry eduction. Eduction in Russi is compulsory up to the 9th form inclusive. If pupil of secondry school wishes to go on in higher eduction he or she must sty t school for two more yers.
79667. Russia 20.03 KB
  The vst territory of Russi lies in the estern prt of Europe nd the northern prt of si. Russi is wshed by twelve ses nd three ocens. Russi borders on mny countries such s Mongoli nd Chin in the southest Finlnd nd Norwy in the northwest nd so on.