46813

Характеристики игры как ведущей деятельности ребенка дошкольного возраста

Доклад

Педагогика и дидактика

Характеристики игры как ведущей деятельности ребенка дошкольного возраста. Мотивация игры не выиграть а играть. Существенное отличие игры как ее описывает Селли заключается в том что ребенок начиная играть старается быть сестрой. Единица игры роль которую берет на себя ребенок ее суть выполнение действия.

Русский

2013-11-25

31.5 KB

11 чел.

65. Характеристики игры как ведущей деятельности ребенка дошкольного возраста.

Игра – это деятельности по ориентации в смыслах человеческой деятельности.

Сюжетно-ролевая игра – ведущая деятельность дошкольника; в ней моделируется система человеческих (общественных) отношений: ребенок также овладевает в ней действиями с предметами, в том числе недоступными для него.

Мотивация игры – не выиграть, а играть. Игра не является продуктивной деятельностью, ее мотив лежит не в результате, а в содержании самого действия.

В игре обязательно есть мнимая ситуация. Ее существование становится возможным на основе расхождения видимого и смыслового поля, появляющегося в дошкольном возрасте. Известен пример Леонтьева: ребенок играет в езду верхом, на палочке. В таком случае получается, что операция соответствует палочке, а действие – лошади. Из несовпадения операции с действием и рождается мнимая, воображаемая ситуация. Игра с мнимой ситуацией - новый вид поведения; деятельность в ней освобождает ребенка от ситуационной связанности. (Селли описал такую игру, когда игровая и реальная ситуация у детей совпали. Две сестры - одна пяти, другая семи лет - однажды сговорились: "Давай играть в сестры". Существенное отличие игры, как ее описывает Селли, заключается в том, что ребенок, начиная играть, старается быть сестрой.)

Единица игры – роль, которую берет на себя ребенок (ее суть – выполнение действия). Роль, которую выполняет ребенок, его отношение к предмету, если предмет изменил свое значение, будут всегда вытекать из правила, т. е. мнимая ситуация всегда будет заключать в себе правила. (В игре ребенок свободен, но это иллюзорная свобода.) Игровые правила отличаются тем, что устанавливаются самим ребенком. Это есть правила его для самого себя, правила, как говорит Пиаже,  внутреннего самоограничения и самоопределения. В 3-4 года ребенку очень тяжело подчиняться с правилами; сюжетно-ролевая игра, таким образом, формирует у ребенка произвольность, которая будет необходима в будущем, в учебной деятельности. Игры с правилами также способствуют освоению задачи (мотив игры все равно находится в процессе, а задача – это выполнение правила) и формируют моральный компонент личности ребенка (например, игра с двойной задачей, «Колдунчики» - убежать самому или спасти друга?). В играх с задачами формируется самооценка (насколько правильно и насколько успешно я это сделал).

Компонентом игры также являются и игровые действия – они свободны от операционально-технической стороны, это действия со значениями. Игровые действия обязательно отвечают правилам игры. Могут быть изменены условия действия, но содержание и порядок действия соответствуют реальному действию. Также игровое действие всегда обобщено (в этом заключается познавательное значение игры): например, играя в шофера, ребенок будет изображать шофера вообще, у него нет цели поиграть в кого-то конкретного (именно поэтому игра может осуществляться в неадекватных предметных условиях).

В игре не всякий предмет может быть всем (например, мяч не умеет ходить).

Сущность игры в том, что она есть исполнение желаний, но не единичных желаний, а обобщенных аффектов. Существенным признаком игры и является правило, ставшее аффектом.

В дошкольном возрасте в игре имеются расхождение смыслового поля и оптического поля. Отделяется мысль от вещи потому, что кусок дерева начинает играть роль куклы, палочка становится лошадью, действие по правилам начинает определяться от мысли, а не от самой вещи.

 Ребенок не может еще оторвать мысль от вещи, он должен иметь точку опоры в другой вещи; для того, чтобы мыслить о лошади, он нуждается в палочке, в точке опоры. Но все-таки в этот критический момент коренным образом меняется структура восприятия (которая и определяет отношение ребенка к действительности).

Первый парадокс игры - то, что ребенок оперирует оторванным значением, но в реальной ситуации. Второй парадокс заключается в том, что ребенок действует в игре по линии наименьшего сопротивления, т. е. он делает то, что ему больше всего хочется, так как игра связана с удовольствием.

Игра не является преобладающим типом деятельности ребенка. В основных жизненных ситуациях ребенок ведет себя диаметрально противоположно тому, как он ведет себя в игре. В игре у него действие подчинено смыслу, а в реальной жизни у него действие господствует над смыслом.









 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

18678. Прямые, косвенные, совокупные, совместные измерения 15.06 KB
  Прямые косвенные совокупные совместные измерения. Измерение совокупность операций по применению технического средства хранящего единицу физической величины обеспечивающих нахождение соотношения измеряемой величины с единицей и получения значения этой величин
18679. Создание подпрограмм ВП 16.88 KB
  Создание подпрограмм ВП. Виртуальный прибор используемый внутри другого виртуального прибора называется подпрограммой ВП. Использование подпрограмм ВП помогает легко управлять изменениями и отладкой блокдиаграмм. После того как ВП сформирован создана его иконка...
18680. Структуры в среде LabVIEW 19.12 KB
  Структуры. Структуры на блокдиаграмме используются для повторяющихся операций над потоками данных для выполнения операций над данными в определенном порядке и наложения условий выполнения операций. Среда LabVIEW содержит следующие структуры: цикл While по условию цикл ...
18681. Информационные процессы в ЦА 46.41 KB
  Информационные процессы в ЦА. 1. Представление информации это кодирование на какихлибо носителях. Т.к. информация представляется сигналами возникает задача рационального представления информации в аналоговом цифровом или аналогоцифровом АЦ смешанном виде. Ха...
18682. Условная энтропия. Энтропия сложной системы 47.76 KB
  Условная энтропия. Энтропия сложной системы. Энтропия сложной системы. Теорема сложения энтропий На практике часто приходится определять энтропию для сложной системы полученной объединением двух или более простых систем. Под объединением двух систем и с возможн...
18683. Принципы построения корректирующих кодов и их характеристики 24.75 KB
  Принципы построения корректирующих кодов и их характеристики. Коды делятся на: 1. Коды обнаруживающие ошибки. 2. Коды исправляющие ошибки. Все коды такого вида основаны на избыточности которую надо внести в кодовую комбинацию. Эта избыточность может быть введена ...
18684. Коды Хемминга с исправлением одиночной и обнаружением двойной ошибки 38.47 KB
  Коды Хемминга с исправлением одиночной и обнаружением двойной ошибки. Обычный код Хемминга исправляет одиночную ошибку.Необходимо знать сколько потребуется контрольных символов и куда их поставить. m число информационных символов k число контрольных символов ...
18685. Типы организационных структур 14.66 KB
  Типы организационных структур. Организационная структура аппарата управления форма разделения труда по управлению производством. Каждое подразделение и должность создаются для выполнения определенного набора функций управления или работ. Для выполнения функций
18686. Архитектура реестра WINDOWS 14.96 KB
  Архитектура реестра WINDOWS. Реестр Microsoft Windows XP имеет многоуровневую структуру состоящую из четырех нисходящих логических ступеней. К первой и самой верхней в иерархии реестра ступени относятся так называемые ветви Hive Keys обозначение которых по их английскому наименова