46813

Характеристики игры как ведущей деятельности ребенка дошкольного возраста

Доклад

Педагогика и дидактика

Характеристики игры как ведущей деятельности ребенка дошкольного возраста. Мотивация игры не выиграть а играть. Существенное отличие игры как ее описывает Селли заключается в том что ребенок начиная играть старается быть сестрой. Единица игры роль которую берет на себя ребенок ее суть выполнение действия.

Русский

2013-11-25

31.5 KB

11 чел.

65. Характеристики игры как ведущей деятельности ребенка дошкольного возраста.

Игра – это деятельности по ориентации в смыслах человеческой деятельности.

Сюжетно-ролевая игра – ведущая деятельность дошкольника; в ней моделируется система человеческих (общественных) отношений: ребенок также овладевает в ней действиями с предметами, в том числе недоступными для него.

Мотивация игры – не выиграть, а играть. Игра не является продуктивной деятельностью, ее мотив лежит не в результате, а в содержании самого действия.

В игре обязательно есть мнимая ситуация. Ее существование становится возможным на основе расхождения видимого и смыслового поля, появляющегося в дошкольном возрасте. Известен пример Леонтьева: ребенок играет в езду верхом, на палочке. В таком случае получается, что операция соответствует палочке, а действие – лошади. Из несовпадения операции с действием и рождается мнимая, воображаемая ситуация. Игра с мнимой ситуацией - новый вид поведения; деятельность в ней освобождает ребенка от ситуационной связанности. (Селли описал такую игру, когда игровая и реальная ситуация у детей совпали. Две сестры - одна пяти, другая семи лет - однажды сговорились: "Давай играть в сестры". Существенное отличие игры, как ее описывает Селли, заключается в том, что ребенок, начиная играть, старается быть сестрой.)

Единица игры – роль, которую берет на себя ребенок (ее суть – выполнение действия). Роль, которую выполняет ребенок, его отношение к предмету, если предмет изменил свое значение, будут всегда вытекать из правила, т. е. мнимая ситуация всегда будет заключать в себе правила. (В игре ребенок свободен, но это иллюзорная свобода.) Игровые правила отличаются тем, что устанавливаются самим ребенком. Это есть правила его для самого себя, правила, как говорит Пиаже,  внутреннего самоограничения и самоопределения. В 3-4 года ребенку очень тяжело подчиняться с правилами; сюжетно-ролевая игра, таким образом, формирует у ребенка произвольность, которая будет необходима в будущем, в учебной деятельности. Игры с правилами также способствуют освоению задачи (мотив игры все равно находится в процессе, а задача – это выполнение правила) и формируют моральный компонент личности ребенка (например, игра с двойной задачей, «Колдунчики» - убежать самому или спасти друга?). В играх с задачами формируется самооценка (насколько правильно и насколько успешно я это сделал).

Компонентом игры также являются и игровые действия – они свободны от операционально-технической стороны, это действия со значениями. Игровые действия обязательно отвечают правилам игры. Могут быть изменены условия действия, но содержание и порядок действия соответствуют реальному действию. Также игровое действие всегда обобщено (в этом заключается познавательное значение игры): например, играя в шофера, ребенок будет изображать шофера вообще, у него нет цели поиграть в кого-то конкретного (именно поэтому игра может осуществляться в неадекватных предметных условиях).

В игре не всякий предмет может быть всем (например, мяч не умеет ходить).

Сущность игры в том, что она есть исполнение желаний, но не единичных желаний, а обобщенных аффектов. Существенным признаком игры и является правило, ставшее аффектом.

В дошкольном возрасте в игре имеются расхождение смыслового поля и оптического поля. Отделяется мысль от вещи потому, что кусок дерева начинает играть роль куклы, палочка становится лошадью, действие по правилам начинает определяться от мысли, а не от самой вещи.

 Ребенок не может еще оторвать мысль от вещи, он должен иметь точку опоры в другой вещи; для того, чтобы мыслить о лошади, он нуждается в палочке, в точке опоры. Но все-таки в этот критический момент коренным образом меняется структура восприятия (которая и определяет отношение ребенка к действительности).

Первый парадокс игры - то, что ребенок оперирует оторванным значением, но в реальной ситуации. Второй парадокс заключается в том, что ребенок действует в игре по линии наименьшего сопротивления, т. е. он делает то, что ему больше всего хочется, так как игра связана с удовольствием.

Игра не является преобладающим типом деятельности ребенка. В основных жизненных ситуациях ребенок ведет себя диаметрально противоположно тому, как он ведет себя в игре. В игре у него действие подчинено смыслу, а в реальной жизни у него действие господствует над смыслом.









 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

80564. Фінансове забезпечення інвестиційної діяльності 104 KB
  Згідно закону України Про інвестиційну діяльність інвестиції усі види майнових та інтелектуальних цінностей що вкладаються в обєкти підприємницької та фінансової діяльності в результаті чого створюється прибуток або досягається соціальний ефект. інвестиції це вкладення капіталу в обєкти підприємницької діяльності з метою забезпечення його зростання у майбутньому. Інвестиції розрізняють за видами. Фінансові інвестиції це активи які утримує підприємство з метою отримання прибутку за рахунок відсотків дивідендів зростання вартості...
80565. Оцінка ефективності інвестицій 180 KB
  Ефективність дохідність довготермінових облігацій може бути виміряна у вигляді: купонної дохідності норма відсотка облігації; ставки розміщення річної ставки складних відсотків. Ставка розміщення найбільш точно характеризує реальну фінансову ефективність облігації враховуючи всі види доходів від неї. Отже завдання вимірювання фінансової ефективності облігації зводиться до обчислення ставки розміщення у вигляді річної ставки складних відсотків. Нарахування відсотків за цією ставкою на ціну придбання облігації яка може відрізнятись від...
80566. Особливості фінансів малого бізнесу 232 KB
  Малий бізнес є найбільш поширеним сектором економіки. Відмінності між цими трьома видами бізнесу обумовлені різним рівнем суспільного поділу праці, характером спеціалізації га усуспільнення виробництва, а також вибором технологічного типу виробничого процесу.
80568. Направления совершенствования расчетного и кассового обслуживания клиентуры в Новоуренгойском отделении Сберегательного банка №8369 707.5 KB
  Сберегательный Банк Российской Федерации – старейший банк страны. Созданный в 1841 году как финансовый институт для малоимущих слоёв населения, он и по сегодняшний день остаётся единственным банком, который обслуживает наименее обеспеченные группы физических лиц.
80569. Процесс перевозки грузов автомобильным транспортом на примере ОО УМ «Газпромдорстрой» 718 KB
  Автомобильный транспорт состоит на пороге больших перемен. Меняются требования к его работе. Необходимо поднять использование автомобилей на новый более качественный уровень развития...
80570. РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИЙ РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ (НА ПРИМЕРЕ ИП «СОРОЧИНСКАЯ Л.В.») 482 KB
  Цель работы охарактеризовать деятельность работы магазина розничной торговли и выявить перспективы развития данного предприятия. В первой части содержатся теоретические аспекты разработки стратегии развития организации.
80571. Анализ финансового состояния ООО «Транстехсервис» 191.37 KB
  Целью данной выпускной квалификационной работы является выявление и обоснование основных направлений совершенствования финансового состояния ООО «Транстехсервис» Исходя из цели исследования данного дипломного проекта, в работе поставлены следующие задачи: рассмотреть теоретические основы анализа финансового...
80572. Электрооборудование и электроснабжение электромеханического цеха 370.94 KB
  Организация проверки и наладки электрооборудования после монтажа или ремонта. Спецификация электрооборудования. Избыток тепла от электрооборудования и освещения. Для безопасного обслуживания электрооборудования находящегося на ферме моста устанавливают блокировочные контакты на люке и двери кабины.