46817

Медицина. Прнципы абилитации и реабилитации детей с заболеваниями нервной системы и органов чувств

Шпаргалка

Медицина и ветеринария

Так на фоне самого заболевания у детей могут возникнуть судорожные приступы указывающие на заинтересованность в процессе самого вещества мозга. Воспалительный процесс может переходить с оболочек головного мозга на периферические нервы слуховой и зрительный реже отводящий и тройничный создавая определенную клиническую картину. В ряде случаев при менингитах воспалительный процесс не ограничивается мозговыми оболочками а распространяется на вещество мозга которое также подвергается различным патологическим нарушениям менингоэнцефалит....

Русский

2013-11-29

28.4 KB

8 чел.


30.Этиология,патогенез и клинические симптомы менингита.Менингит - воспаление мозговых оболочек. Заболевание вызывается различными бактериальными формами, но чаще всего группой кокков (менингококки, стрептококки, пневмококки). Одной из наиболее часто встречающихся форм менингита является цереброспинальный менингит, вызываемый особой группой менингококков. Обычно заболевание начинается с высокой температуры, сопровождается рвотой, сыпью на коже, сильными приступами головной боли, иногда бессознательным состоянием. Характерными признаками болезни являются позы больного: откинутая назад голова из-за патологического напряжения затылочных мышц (ригидность затылка), подогнутые к животу, полусогнутые в коленных суставах ноги (симптом Кернига), повышенная кожная чувствительность (гиперестезия), светобоязнь. Для менингита характерно развитие различных осложнений, которые могут возникать в период острого протекания болезни или выявляться после перенесенного заболевания как остаточные явления. Так, на фоне самого заболевания у детей могут возникнуть судорожные приступы, указывающие на заинтересованность в процессе самого вещества мозга. Воспалительный процесс может переходить с оболочек головного мозга на периферические нервы - слуховой и зрительный, реже отводящий и тройничный, создавая определенную клиническую картину.Менингит может возникать и в результате гнойного процесса в ухе .Встречаются и такие формы, как туберкулезный и сифилитический менингит. В ряде случаев при менингитах воспалительный процесс не ограничивается мозговыми оболочками, а распространяется на вещество мозга, которое также подвергается различным патологическим нарушениям (менингоэнцефалит). Значительная часть детей с последствиями менингита в форме расстройства слуха и зрения подлежит обучению в специальных школах (для глухих, слабослышащих, слепых, слабовидящих).

40.Прнципы абилитации и реабилитации детей с заболеваниями нервной системы и органов чувств.Абилитация - это система лечебно-педагогических мероприятий, имеющих целью предупреждение и лечение тех патологических состояний у детей раннего возраста, еще не адаптировавшихся к социальной среде, которые приводят к стойкой утрате возможности трудиться, учиться и быть полезным членом общества.Реабилитация - система лечебно-педагогических мероприятий, направленных на предупреждение и лечение патологических состояний, которые могут привести к временной или стойкой утрате трудоспособности. Реабилитация имеет целью по возможности быстро восстановить способность жить и трудиться в обычной среде.Об абилитации следует говорить в тех случаях, когда инвалидизирующее больного патологическое состояние возникло в раннем детстве. У ребенка этого возраста еще не сформированы нормальный двигательный стереотип, гностикопраксические и речевые функции. Он не владеет навыками самообслуживания и не имеет опыта общественной жизни. О реабилитации следует говорить в тех случаях, когда больной уже имел опыт общественной жизни и общественно полезной деятельности. Абилитация предусматривает лечебно-педагогическую коррекцию двигательной, психической и речевой сферы детей младшего возраста; реабилитация предусматривает такие мероприятия в отношении детей старшего возраста и взрослых.

37.Болезни вегетативной нервной системы:причины и клинические проявления. Вегетативная нервная система— часть нервной системы, обеспечивающая деятельность внутренних органов, регуляцию сосудистого тонуса, иннервацию желез, трофическую иннервацию скелетной мускулатуры, рецепторов и самой нервной системы. Взаимодействуя с соматической (анимальной) нервной системой и эндокринной системой, она обеспечивает поддержание постоянства гомеостаза и адаптацию в меняющихся условиях внешней среды. Вегетативная нервная система имеет центральный и периферический отделы. В центральном отделе различают надсегментарные (высшие) и сегментарные (низшие) вегетативные центры. Надсегментарные вегетативные центры сосредоточены в головном мозге — в коре головного мозга (преимущественно в лобных и теменных долях), гипоталамусе, обонятельном мозге, подкорковых структурах (полосатое тело), в стволе головного мозга (ретикулярная формация), мозжечке и др. Сегментарные вегетативные центры расположены и в головном, и в спинном мозге. Вегетативные центры головного мозга условно подразделяют на среднемозговые и бульбарные (вегетативные ядра глазодвигательного, лицевого, языко-глоточного и блуждающего нервов), а спинного мозга — на пояснично-грудинные и крестцовые (ядра боковых рогов сегментов CVIII—LIII и SII—SIV соответственно). Периферический отдел вегетативная нервная система представлен нервами и узлами, расположенными вблизи внутренних органов либо в их толще .Вегетативные узлы соединяются между собой нервами, образуя сплетения, например легочное, сердечное, брюшное аортальное сплетение. К парасимпатической нервной системе относят вегетативные центры, заложенные в стволе головного мозга и представленные парасимпатическими ядрами III, VII, IX, Х пар черепных нервов, а также вегетативные центры в боковых рогах SII—IV сегментов спинного мозга.

28.Характеристика основных клинических форм ДЦП. В зависимости от преимущественного характера двигательных нарушений выделяют пять основных форм детского церебрального паралича: Двойная гемиплегия характеризуется особой тяжестью поражения как верхних, так и нижних конечностей.Ребенок не держит голову или держит ее очень неуверенно, не сидит, не стоит. У него не развиваются предпосылки к самостоятельному передвижению и формированию навыков самообслуживания. Более чем у 90% детей с этой формой заболевания отмечаются тяжелые нарушения речи и познавательной деятельности.При спастической диплегии также имеет место поражение всех четырех конечностей, причем ноги поражены больше, чем руки. Иногда поражение верхних конечностей может быть настолько легким, что выявляется лишь при специальном исследовании. В этих случаях (если заболевание возникает на фоне недоношенности) — это фактически та форма, которая носит название болезнь Литтля. При спастической диплегии речевые и интеллектуальные нарушения наблюдаются примерно у 50—60% детей.Гемипаретическая форма характеризуется односторонними двигательными нарушениями. Эта форма отмечается у 20—25% учащихся, страдающих церебральным параличом. Интеллектуальные и речевые нарушения отмечаются с той же частотой, что и при спастической диплегии.При гиперкинетической форме нарушения движений связаны как с патологией мышечного тонуса, так и с наличием непроизвольных насильственных движений (гиперкинезов), различных по характеру и степени выраженности. При этой форме интеллект чаще нормальный. Однако почти у 90% детей отмечаются тяжелые нарушения речи. Слух нарушен примерно у 10—15% учащихся.

27.Детские церебральные параличи как неврологическая и дефектологическая проблема.Этиологические факторы ДЦП.Термин "детский церебральный паралич" (ДЦП) объединяет группу различных по клиническим проявлениям синдромов, которые возникают в результате недоразвития мозга и его повреждения на различных этапах онтогенеза и характеризуются неспособностью сохранять нормальную позу и выполнять произвольные движения. Об этиологии ДЦП существует много различных мнений, и заболевание рассматривается как полиэтиологическое. Описано более 400 факторов, влияющих на ход нормального внутриутробного развития, причиной же возникновения церебральной патологии в 70 – 80% случаев является воздействие на мозг комплекса вредных факторов. Эпидемиологическое исследование И.М.Волкова выявило зависимость возникновения церебрального паралича от возраста матери: наибольшее число рожениц (60,8%) были в возрасте от 19 до 30 лет, 29,2% – от 30 до 39 лет, 3,1%– старше 40 лет, 6,9% матерей были моложе 18 лет.К внутриутробным вредностям прежде всего относят острые или хронические экстрагенитальные заболевания матери, в первую очередь гипертоническую болезнь, пороки сердца, анемию, ожирение, сахарный диабет и другие , имеющие место при церебральном параличе в 40% наблюдений . Другими "материнскими" факторами перинатального риска являются прием лекарств во время беременности (10%) , профессиональные вредности (1–2%), алкоголизм родителей (4%), стрессы, психологический дискомфорт (2–6%), физические травмы во время беременности (в 1–3,88%).В последние годы большое значение в этиологии ДЦП придается влиянию на плод различных инфекционных агентов, особенно вирусного происхождения.

21.Дизартрия:этиология и патогенез.Характеристика видов дизартрии.Бульбарная форма.Патогенез: нарушения по типу периферического вялого паралича. Наблюдается гипотонус или атония.Симптоматика: речь невнятная, смазанная.1) Парез голосовых складок. Парез мышц мягкого неба не позволяет использовать ротовой резонатор.2) Парез мышц артикуляции. 3) Парез дыхательных мышц. Коррекция:. Для развития достаточной силы мышц используют упражнения с сопротивлением.Псевдобульбарная форма.Этиология: поражение кортиконуклеарного пути на любом участке.Патогенез: центральный спастический паралич. Растормаживание сегментарных аппаратов продолговатого и спинного мозга.Коррекция: речевая терапия должна начинаться с первых месяцев жизни: воспитание навыков глотания, сосания, жевания развитие проприоцептивных ощущения в речевой мускулатуре путем пассивно-активной гимнастики артикуляционных мышц развитие дыхательной функции воспитание голосовой активности. Мозжечковая форма.Этиология: поражение мозжечка и его связей.Патогенез: гипотония и паретичность артикуляторных мышц, атаксия с явлениями гиперметрии.Коррекция: важно развивать точность артикуляционных движений и их ощущений, развивать интонационно-ритмическую и мелодическую стороны речи, работать над синхронизацией процессов артикуляции, дыхания и голосообразования.Подкорковая (экстрапирамидная) форма.Этиология: поражение экстрапирамидной системы. Патогенез: нарушение мышечного тонуса по типу дистонии. При поражении паллидарной системы наблюдается паркинсонизм: нарушаются двигательные акты по типу гипофункций. Нарушения проявляются во всей моторике, в том числе, и артикуляционной. Коррекция: Все речевые занятия проводят на фоне патогенетической и симптоматической медикаментозной терапии. Использование рефлекс - запрещающих позиций. Развитие произвольных движений в артикуляционной, фонационной, дыхательной и скелетной мускулатуре. Используются определенные ритмические раздражители: слуховые - музыка, удары метронома, счет, зрительные - ритмические взмахи руками логопеда и потом самого ребенка.. Используют специальные дыхательные игры-упражнения, надувание мыльных пузырей, задувание свечей, игра на губных дет. муз. инструментах (свирели, гармошки. дудочки).Корковая форма.При эфферентной форме .Этиология: поражение локализуется в области передней центральной извилины.Патогенез: страдает иннервация артикуляционной мускулатуры.При афферентной форме .Этиология: наличие поражения в ретроцентральных областях коры головного мозга.Патогенез: кинестетическая апраксия в речевой мускулатуре и в пальцах рук.Коррекция: на фоне медикаментозной терапии производится развитие тонких дифференцированных артикуляционных движений, кинестетических ощущений, орального и ручного праксиса.

35.Неврозы:причины,классификация,основные формы.Причиной неврозов является действие психотравмирующих раздражителей. Чаще всего неврозы вызываются информацией о потере близких, крахе надежд, о семейных или любовных невзгодах, служебных неприятностях, наказании за совершенное деяние, угрозе жизни, здоровью. Неврозы могут вызывать и такие общеистощающие вредности, как длительное недосыпание, умственное или физическое перенапряжение. Даже в этих случаях имеет значение информация, побуждающая человека преодолевать усталость.Классификация.Предложены многочисленные классификации неврозов. Наиболее удачной считают классификацию, которая разделяет неврозы по следующим формам:1.Неврастения. 2.Невроз навязчивых состояний. 3.Истерия. 4.Невроз страха. 5. Ипохондрический невроз.6. Депрессивный невроз.Особым вариантом невроза страха является аффективно-шоковый невроз или невроз испуга, который подразделяется на следующие формы:1. Простая форма, которая характеризуется замедленным течением психических процессов и рядом соматовегетативных расстройств. Заболевание наступает остро, вслед за действием шоковой психической травмы, которая сигнализировала о большой опасности для жизни. Наблюдается бледность лица, тахикардия, колебания АД, учащенный или поверхностный характер дыхания, учащение актов мочеиспускания и дефекации, сухость во рту, потеря аппетита, похудание, дрожание рук, коленей, чувство слабости в ногах. Отмечается заторможенность мыслительных процессов и словесно-речевых реакций, нарушение сна. Постепенно происходит восстановление, но длительнее всех держится нарушение сна. 2. Анситированная форма характеризуется развитием тревоги и двигательного беспокойства с замедлением словесно-речевых реакций, мыслительных процессов с вегетативными нарушениями, свойственными простой форме. 3. Ступорозная форма в сочетании с мутизмом, т.е. оцепенение и онемение. 4. Сумеречная форма (появляется сумеречное состояние сознания, неосознание бормотания, непонимание местонахождения).

32.Полиомиелит:этиология,формы,симптомы,остаточные явления.Полиомиелит— инфекционная болезнь, характеризующаяся поражением преимущественно серого вещества спинного мозга с развитием вялых парезов и параличей. Этиология. Возбудитель — полиовирус, или вирус полиомиелита, объединяющий три антигенных типа (I, II, III).). Патогенез. После проникновения полиовируса через рот и первичного размножения в ротоглотке и кишечнике происходит его широкая диссеминация через кровь и лимфатическую систему с образованием очагов размножения во многих органах и тканях (лимфатические узлы, селезенка, печень и др.). Проникновение вируса через гематоэнцефалический барьер ведет к поражению нервных клеток. Клиническая картина. Различают П., протекающий без поражения ц.н.с. — инаппарантная инфекция (вирусоносительство) и абортивная форма (малая болезнь), а также П. с поражением ц.н.с., при котором выделяют непаралитическую, или менингеальную, форму и паралитические формы. Паралитические формы включают спинальную (с локализацией процесса в шейном, грудном или поясничном отделах спинного мозга), которая может быть распространенной или ограниченной: понтинную; бульбарную, смешанную (понтоспинальнук), оульбоспинальную, бульбопонтоспинальную). Диагноз устанавливают на основании клинической картины болезни, результатов лабораторных исследований (вирусологических и серологических и данных электромиографии. В каждом случае подозрения на П. в ранние сроки болезни исследуют фекалии и кровь для выделения вируса. Кровь для иммунологического исследования берут дважды: при поступлении больного в стационар и через 2—4 недели. Обнаружение вируса П. и нарастания титра антител к нему в сыворотке крови подтверждает диагноз П. При электромиографическом исследовании выявляется урежение ритма осцилляций или биоэлектрическое молчание. Прогноз для жизни при отсутствии параличей всегда благоприятный. Наиболее серьезный прогноз имеют бульбарная форма и распространенная спинальная форма с дыхательными расстройствами. Степень восстановления парезов зависит от тяжести поражения. Глубокие параличи обычно дают остаточные явления.

23.Пути установления невролоического диагноза:жалобы,анамнез,неврологический осмотр.Жалобы больного.Важным правилом является предоставление возможности пациенту самостоятельно изложить свои жалобы, не прерывая его. Большинство пациентов может дать корректное описание своих симптомов в течение двух-трех минут, так что время, затраченное на эту процедуру, не будет потеряно впустую.Анамнез и результаты обследования.В практике невролога невозможно разделить сбор анамнеза и собственно неврологическое обследование, так как обследование начинается с первой беседы для сбора анамнеза.Ценная информация может быть получена уже на основании первого впечатления о пациенте; внимание следует обратить на следующее:Походка.выражение лица.дрожание рук.особенности речи.Неврологический осмотр не может быть отделен от осмотра общесоматического. Особое внимание должно быть уделено состоянию сердечно-сосудистой и мышечной систем. Следует обратить внимание на следующие признаки, которые могут быть связаны с сосудистым поражением нервной системы:пульс — частота и ритмичность.артериальное давление.аускультативные шумы — сердечные, каротидные, кранильные и спинальные.При осмотре мышечно-скелетной системы особое внимание следует обратить на наличие или отсутствие деформаций черепа, позвоночника, суставов.Основные компоненты детального неврологического обследования, которые должны быть оценены у каждого пациента:уровень сознания,когнитивные функции,речь,черепные нервы,состояние шеи и туловища,двигательные и чувствительные функции конечностей,походка.

22.Понятие о невропатологическихсимптомах и синдромах,их диагностическое значение.Симптомы (symptoma — признак) — это обнаруженные при клинической диагностике признаки болезни (признак патологического состояния или болезни). Все симптомы делятся на: 1. Субьективные (когда патологические проявления ощущаются самим больным) и Объективные симптомы (изменения, выявляемые при обследовании больного клиницистом). 2. Ранние и Поздние Симптомы — по срокам появления в процессе течения болезни. 3. Специфические и Неспецифические (для конкретной болезни) Симптомы.Синдром (греч. syndrome — скопление, стечение признаков болезни, от syndromos вместе бегущий; син. симптомокомплекс) -совокупность симптомов, объединенных единым патогенезом; иногда термином синдром обозначают самостоятельные нозологические единицы или стадии (формы) какой-либо болезни. В настоящее время известно более 1500 синдромов.

25.Синдромы поражения спинного мозга на разных уровнях.Синдром поражения задних канатиков. Нарушение глубокой и частично тактильной чувствительности с развитием сенситивной (заднестолбовой) атаксии на стороне очага ниже уровня поражения .Синдром поражения боковых канатиков .Гомолатеральный спастический паралич .Контралатеральное нарушение поверхностной чувствительности по проводниковому типу на 2-3 сегмента ниже очага поражения .Синдром поражения переднего рога.Периферический паралич по сегментарному типу. Асимметрия поражений с наличием фибриллярных подергиваний. Синдром бокового рога. Вазомоторные, вегетативно-трофические нарушения по сегментарному типу. Синдром заднего рога.Диссоциированное расстройство чувствительности (нарушение поверхностной чувствительности) на стороне поражения в зоне иннервации соответствующего сегмента. Синдром поперечного половинного поражения спинного мозга . (синдром Броун-Секара, синдром спинного мозга) .Задние канатики спинного мозга. Нарушение глубокой и частично тактильной чувствительности по проводниковому типу на стороне очага на всем протяжении ниже уровня поражения .Боковые канатики спинного мозга. Центральный паралич на стороне очага на всем протяжении ниже уровня поражения. Контралатеральное нарушение поверхностной чувствительности по проводниковому типу на 2-3 сегмента ниже уровня поражения вниз до кончиков пальцев. Синдром полного поперечного поражения спинного мозга.Центральное нарушение мочеиспускания (дефекации) при поражении C1-S2 сегментов спинного мозга (острая задержка мочи). Периферическое нарушение мочеиспускания (дефекации) при поражении S3-S5 сегментов спинного мозга (истинное недержание мочи).

33.Этиология,патогенез и классификация эпилепсии.Характеристика большого и малого судорожных припадков.Оказание первой помощи.Эпилепсия— это хронически протекающее психическое заболевание, проявляющееся различными припадочными состояниями психозами, а также характерными изменениями личности.Этиология и патогенез эпилепсии во многом еще не выяснены. В настоящее время изучение эпилепсии направлено либо на выяснение характера органических поражений мозга, приводящих к появлению припадков, и разнообразных провоцирующих моментов заболевания, либо сводится к тщательному исследованию обмена веществ (явлений аутоинтоксикации), особенностей врожденного предрасположения, связанного с повышенной возбудимостью преимущественно коры головного мозга, и провоцирующих факторов.В настоящее время практически различают три формы эпилепсии: 1) явно симптоматическую; 2) вероятно симптоматическую (наличие в анамнезе нейроинфекций, черепно-мозговых травм, осложнений при родах и т. д.); 3) идиопатическую (генуинную), при которой не удается выявить перечисленные выше факторы .Межприпадочный период. Эпилепсия является «судорожной болезнью всего организма», процессом, когда пароксизмы захватывают не только моторику, но распространяются и на рецепторный аппарат, на обменно-вегетативные функции, психику и т. д. Эти малые и часто скрытые пароксизмы («внутренние припадки») развертываются в различных системах и органах больного эпилепсией (вазомоторные припадки, биохимические кризы, приступообразные нарушения терморегуляции, электроэнцефалографические дизритмии, хронаксические пертурбации, взрывчатый характер психики больного эпилепсией и т. д.




 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

74989. Местоимение как часть речи. Роль местоимений в тексте 115.5 KB
  ЦЕЛЬ: Дать представление о местоимении как части речи; познакомить с особенностями местоимений и их ролью в речи; учить подбирать необходимые местоимения в связной речи. Называют ли местоимения она у нее конкретный предмет или только указывают на него...
74990. Інтерактивні методи навчання на уроках у початковій школі 42.5 KB
  Інтерактивне навчання забезпечує взаєморозуміння взаємодію взаємозбагачення. Сумісна діяльність учнів у процесі навчання полягає в тому що кожний учень сильний чи слабкий вкладає в цей процес свій особистий індивідуальний внесок.
74991. День Святого Миколая 34.5 KB
  Найбільшою пошаною в народі відзначалося свято Миколи, який вважається покровителем бідний і знедолених та заступником рибалок і моряків. Святого Миколу вшановують два рази на рік: 22 травня і 19 грудня.