46819

Рыночная система и рыночный механизм

Доклад

Макроэкономика

Рыночная экономика это экономическая система основанная на принципах свободного предпринимательства многообразия форм собственности на средства производства рыночного ценообразования договорных отношений между хозяйствующими субъектами ограниченного вмешательства государства в хозяйственную деятельность. черты: основа экономики частная собственность на средства производства; многообразие форм собственности и хозяйствования; свободная конкуренция; рыночный механизм ценообразования; саморегулирование рыночной экономики; договорные...

Русский

2013-11-29

33.07 KB

11 чел.

1.рыночная система и рыночный механизм.

Рыночная экономика - это экономическая система, основанная на принципах свободного предпринимательства, многообразия форм собственности на средства производства, рыночного ценообразования, договорных отношений между хозяйствующими субъектами, ограниченного вмешательства государства в хозяйственную деятельность. черты: основа экономики - частная собственность на средства производства; многообразие форм собственности и хозяйствования; свободная конкуренция; рыночный механизм ценообразования; саморегулирование рыночной экономики; договорные отношения между хозяйствующими субъектами; минимум вмешательства государства в экономику.

Модель кругооборота благ и доходов в рыночной экономике. Домохозяйства покупают товары и услуги, которые производят фирмы и поставляют на рынок товаров и услуг. Чтобы производить товары и услуги, фирмы закупают экономические ресурсы – труд, землю, капитал и предпринимательские способности, собственниками которых являются домохозяйства. Материальные потоки должны быть опосредованы денежными потоками. Покупая товары и услуги, домохозяйства за них платят. Расходы домохозяйств на покупку товаров и услуг носят название потребительских расходов. Фирмы, продавая свою продукцию домохозяйствам, получают выручку от продаж, из которой выплачивают домохозяйствам плату за экономические ресурсы, что для фирм представляет собой издержки, а для домохозяйств – факторные доходы - заработную плату, ренту, процент и прибыль, сумма которых составляет национальный доход. Полученные доходы домохозяйства тратят на покупку товаров и услуг (потребительские расходы). Доходы и расходы движутся по кругу. Доход каждого экономического агента расходуется, создавая доход другому экономическому агенту, что, в свою очередь, служит основой для его расходов. Увеличение расходов ведет к росту дохода, а рост дохода является предпосылкой для дальнейшего увеличения расходов. Вот почему схема получила название модели кругооборота или модели круговых потоков. Материальные потоки движутся против часовой стрелки, а денежные – по часовой стрелке. Спрос движется по часовой стрелке, а предложение – против.

Рыночные механизм и его элементы. Рынок - обязательный компонент товарного хозяйства. Объективная необходимость рынка вызвана теми же причинами, что и товарное производство: развитием общественного разделения труда и экономическим обособлением субъектов рыночных отношен.

Рынок выполняет функции: выдает сигналы производству по выработке определенных товаров и услуг, их увеличению или сокращению; уравновешивает спрос и предложение; обеспечивает сбалансированность экономики; на основе дифференциации товаропроизводителей ведет к утверждению нового, прогрессивного в жизни общества; это своеобразный двигатель научно-технического прогресса; объективно формирует корпус умелых предпринимателей, дисциплинирует субъектов рыночных отношений.

Любой рынок, независимо от его конкретного вида, базируется на трех основных элементах: цене, спросе и предложении, конкуренции. Цена - это язык рынка, его сигнальная система. Система цен в рыночной экономике играет роль основной организующей силы. Цена - это ориентир для продавца и покупателя. Растет цена - это сигнал к расширению производства, падает - сигнал к сокращению. В цене находят отражение все 3 подхода к установлению стоимости товара: предельная полезность, издержки производства, спрос и предложение. Действует регулирующая «невидимая рука», о которой писал еще Адам Смит: «Предприниматель имеет в виду лишь свой собственный интерес, преследует собственную выгоду, причем в этом случае он невидимой рукой направляется к цели, которая совсем не входит в его намерения.

Регулирующая функция рынка - самая важная. Она связана с воздействием рынка на все сферы экономики. Рынок дает ответ на вопросы: «Что производить? Как производить. Для кого производить?» Рынок немыслим без конкуренции. Объектом конкуренции являются цена с ее исходным базисом - издержками производства, качество продукта и дизайн. Конкуренция одновременно имеет и положительные и отрицательные стороны:

1) она способствует развитию научно-технического прогресса, постоянно заставляя товаропроизводителя применять лучшие технологии, рационально использовать ресурсы. В ходе ее вымываются экономически неэффективные производства, устаревшая техника, некачественные товары;

2) она чутко реагирует на изменение спроса, ведет к удешевлению издержек производства, тормозит рост цен, а в ряде случаев к их снижению;

3) в известной мере выравнивает норму прибыли на капитал и уровень заработной платы во всех отраслях национальной экономики.

К числу негативных сторон можно отнести:

1) придает бизнесу определенную нестабильность, создает условия для безработицы, инфляции и банкротства;

2) ведет к дифференциации доходов и создает условия для их несправедливого распределения;

3) ее следствием может быть перепроизводство товаров и не догрузка мощностей в периоды производственных спадов.

Закон спроса гласит: при прочих равных условиях спрос на товары в количественном выражении изменяется в обратной зависимости от цены.

Закон спроса не действует: при ажиотажном спросе, вызванном ожидаемым повышением цен; для некоторых редких и дорогостоящих товаров, являющихся предметом роскоши; при переключении спроса на более качественные и дорогостоящие товары.

На изменение спроса влияют неценовые факторы: число покупателей; изменение в денежных доходах населения. изменение цен на другие товары, особенно на товары-заменители. изменение структуры населения, например старение населения.

Предложением называется количество товаров и услуг, которое производители готовы продать по определенной цене, в определенном объеме, за определенный период времени. Объем предложения товара — это количество товара, которое продавцы желают продать за некоторый период. Объем предложения зависит от цены товаров, от цены используемых в производстве ресурсов, имеющихся в распоряжении товаропроизводителей, и других факторов. Закон предложения гласит: при прочих равных условиях предложение на товары и услуги в количественных выражениях изменяется в прямой зависимости от их цены.

К неценовым факторам, влияющим на совокупный спрос, относится все, что воздействует на потребительские расходы домашних хозяйств, инвестиционные расходы фирм, государственные расходы, чистый экспорт: благосостояние потребителей, их ожидания, налоги, процентные ставки, субсидии и льготные кредиты инвесторам, колебания валютных курсов, условия на внешних рынках и т.д. Уравнение количественной теории денег также дает два неценовых фактора совокупного спроса: предложение денег М и скорость их обращения V. Изменение неценовых факторов отражается на графике сдвигом кривой AD

Динамическое равновесие на рынках товаров с различным типом предложения:

а) Рынки товаров, производимых с коротким производственным циклом и непрерывным циклом потребления

б) Рынок товаров с длительным или периодическим производством или товаров с сезонным характером предложения (сельхозпродукты).

На рис.б) показано влияние перекупщиков (спекулянтов) на рынок сезонных товаров.

Спекуляция- по советскому праву определялось как скупка и перепродажа товаров с целью наживы. В странах рыночной экономики speculator - человек размышляющий, думающий о выгоде.Виды спекуляции - по времени (разница между куплей и продажей) – спекуляция, - по месту (различие между местами купли и продажи) - арбитраж (arbitrage)

Функции государства: устанавливает правила игры - законы, и контролирует их исполнении регулирует предпринимательскую активность через кредитно-денежную политику регулирует перераспределительные отношения через налоговую политику, реализацию социальных программ

Равновесная цена - это цена, при которой объем спроса равен объему предложения, и этот объем является, соответственно, равновесным.

2. Осн.сред.,как объект учета,нормативное регулир и учет их движ.

Основ. сред. - это часть имущ-ва, используемая в качестве средств труда при прои-ве прод-и, выполнении работ или оказании услуг или для управления орг-й в течение периода, превышающего 12 мес. или обычный операционный цикл, если он превышает 12 мес. условий: испол-е их в произ-ве прод-и, при выполнении работ или оказании услуг либо для управл. нужд орг-и; испол-е в течение длительного вр., орг-ей не предполагается последующая перепродажа данных активов; способность приносить организации экономические выгоды (доход) в будущем.

Клас-я осн.срд-в: -по отраслевому признаку:ср-ва с/х,транспорта,промыш-ти и что позволяет получить данные об их стоимости в кажд.отрасли; - по направленности испол-я: произв-е и непро-е;- по степени исп-ния: действующие, находящиеся в эксплуатации, и бездействующие, находящиеся на консервации или в запасе;4-по принадлежности: собственные, принадлежащие орг-и, и арендованные, не принадлежащие орг-и и находящиеся во временном пользовании за опред. плату.

Различают первоначал-ю,остаточ-ю,восстан-ю стоимость осн.сред.При поступл-и осн.ср.на пре-е учит-ся по первон.сто-ти,кот. определ-ся в зав-ти от способа поступл-я ср-в на пред-е:1-изготовл.на самом пред-и или куплен.-фактич.затр. по их приоб-ю или возвед-ю включ.расх по доставке и установке;2-внесен.учредит. в устав.кап.-по договор.сторон;3-получены безвозмездно-рыночн.ст-ть на дату оприх-я.

Восст-я ст-ть- переоценка осн.ср. находящ.в собствен-ти орган-и на отчет.дату по рын.ст-ти.Остат.ст-ть=первонач.ст-ть-амортизации(средс-ва отраж-ся в балансе.)

Докум.оформ-е поступл-я и выбытия осн.ср-в исп-ся след.формы: Акт приемки-сдачи отремонт-ных, реконстр-ных и модерн-ных объектов. Акт на списание осн. ср. Акт на списание автотр-тных средств. Инвентарная кар-ка учета осн. ср. Акт о приемке обор-ния. Акт приемки-передачи обор-ния в монтаж.

Для синтет.учет исп-ся сч.-01,02,03 и для обобщ-я инф-и 001,010,011.Отражение в учете поступления осн. ср. зависит от того, каким образом они приобретены(покупка,строит-во). Для отр-я затрат по конкретным видам вложений к сч. открываются субсч.: 08.1 «Приобретение земел.участков», 08.2 «Приобретение объектов осн. ср.», 08.3 «Строительство объектов осн.ср.», 08.4 «Приобретение отдельных объектов осн. ср.». Обор-ие, предназначенное для монтажа, первоначально учитывается на счете 07 «Обор-ие к установке». По мере передачи оборудования в монтаж его стоимость списывается с Кт указанного счета в Дт счета 08 «Вложение во внеоб. Акт.». При вводе объектов в эксплуатацию составляется акт (накладная) по форме № ОС-1, а при принятии к учету первонач. стоимость объекта списывается с Кт счета 08 в Дт счета 01 и 03. 25 «Общепр-ные расходы», 26 «Общехоз-ные расходы», 44 «Расходы на продажу» и др. Аморт-я начисляется до полного погашения стоим-ти объекта осн. ср. или его списания в установленном порядке со сч. бух. уч. в связи с прекращением права соб-ти или иного вещного права. Назначением счета является обобщение информации о величине нак-ной ам-и за время эксплуатации объектов ос.ср. при линейном способе - на основе первон-й стоимости или восстано-й стоимости при переоценке объекта и нормы амор-и, исчисленной исходя из срока его полезного исп-я; при способе уменьшаемого остатка - на основе остат. сто-ти объекта на нач. отч. года и нормы амор-и, исчисленной исходя из срока его полезн.испол-я и коэфф-та ускорения, устанавливаемого в соответствии с законод-вом РФ. при способе списания стоимости пропорционально объему продукции (работ) - исходя из натур-го показателя объема прод-и в отч. периоде и соотношения перв-ой стоимости объекта осн.ср. и предполагаемого объема прод-и (работ) за весь срок полезного использования объекта.

Источниками погашения затрат по ремонту ос. ср. является себ-ть изг-мой с их исп-ем гот. прод-и, выпол-ных работ, оказанных услуг.

Оформляются записи:-при хозяйственном способе: Д20, 23, 25, 26, 44 К10, 70, 69, 71 при подрядном способе: Д20, 23, 25, 26, 44 К60

Сумма резерва на ремонт ос. ср. ежемес. включается в себ-ть в размере норматива, установленного орг-й самостоятельно. Для учета наличия и движения сумм резерва используется сч. 96 «Резервы предстоящих расх.», субсч.«Резерв предстоящих расх. на ремонт осн. ср.». Сч. пасс., сальдо по дан. статье отражает сумму неиспользованного резерва на указанные работы.

Сумма резерва на ремонт осн. ср. ежемес.включается в себест-ть в размере норматива, устан-го орган-й сам-но. Норматив разр-ся сроком на 5лет в твердой фиксированной сумме или в % к первонач. сто-ти. Анал-й учет операций по сч. 96 ведется в ведомости №15 с переносом данных в журнал-ордер №12.

Сумма затрат отражается на счетах: Д08-3 К10, 70, 69, 71, 60, 76 Дох, расх. и потери от списания с бух. бал. объектов ос. ср. отр-ся в бух. уч. в отч. периоде, к кот. они относятся, и подлежат зач-нию соот-но в прибыль или убыток орг-и в качестве опер-х дох-в или расходов. Синт-й учет выбытия (снятия с баланса) осн. ср. осуществляется с исп-ем сч. 01 , 03, 02, 91 и 99.

При недостаче остат. ст-ть списывается со сч. 01 в Дт94 . Недостача относится на материально ответственных лиц (в Дт 73-3 «Расчеты по возмещению материального ущерба») или на расх. орг-и (Дт91-2 «Прочие расходы»), а в случае стихийных бедствий – в Дт 99.Рез-ты инв-и д/б отражены в учете в теч-е 10 дн.после ее окончания

Обобщающим пок-м эф-ти использования ос. фондов является фондоотдача: Fо = N / S; S — средн.первонач. стоимость ос. ср.N - выручка от реализации. Повышение фонд-чи приводит при прочих равных условиях к снижению суммы аморт-ных отчислений, приходящейся на 1 руб. гот. прод-и, или амортизациоемкости, и соответственно способствует повышению доли прибыли в цене товара: Ае = А / N,где Ае — амортизациоемкость; А — сумма начисленной амортизаци. Величина фондоотдачи зависит от объема выпуска или реализации продукции, удельного веса машин и оборудования в общей стоимости осн. фондов. При анализе выясняется влияние на этот показатель выхода продукции на одну денежную единицу стоимости действующего оборудования и коэффициента использования наличного оборудования, зависящего от неустановленного оборудования и установленного, но бездействующего оборудования.

3. Расходы бюджетов

Расходы бюджета согласно Бюджетному кодексу РФ - это выплачиваемые из бюджета денежные средства, за исключением средств, являющихся источниками финансирования дефицита бюджета. В более широком смысле это система денежных отношений, связанная с экономико-правовым регулированием процесса перераспределения денежных средств, необходимых для финансового обеспечения расходных обязательств органов государственной власти и местного самоуправления.

Расходные обязательства – это обусловленные законом, иным нормативно-правовым актом, договором или соглашением обязанности публично-правового образования (Российской федерации, субъекта РФ, муниципального образования) или действующего от его имени бюджетного учреждения предоставить физическому или юридическому лицу, иному публично-правовому образованию, субъекту международного права средства из соответствующего бюджета (ст. 6 БК РФ).

Для количественной оценки расходов могут использоваться такие показатели, как общий их объем, темпы роста (прироста), динамика по отношению к ВВП, структура расходов и ее изменение, а также объем отдельных видов расходов в расчете на душу населения.

Величина бюджетных расходов зависит от многих факторов. Она определяется объемом валового внутреннего продукта страны; величиной доходов государства, которая, в свою очередь, зависит от уровня налогообложения, собираемости налогов, неналоговых поступлений в бюджет; предпочтениями общества в пользу перераспределительных программ и рядом других факторов. В различных странах периодически принимаются программы сокращения отдельных видов расходов (секвестирование), направленные на экономию бюджетных средств и повышение эффективности их использования. Однако, для государственных расходов в целом характерна тенденция к опережающему росту по отношению к ВВП.

Формирование расходов бюджетов бюджетной системы России осуществляется в соответствии с расходными обязательствами, обусловленными установленным законодательством РФ разграничением полномочий федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, исполнение которых согласно российскому законодательству, международным и иным договорам и соглашениям должно происходить в очередном финансовом году (очередном финансовом году и плановом периоде) за счет средств соответствующих бюджетов.

К бюджетным ассигнованиям относятся ассигнования на: оказание государственных (муниципальных) услуг, в том числе ассигнования на оплату государственных (муниципальных) контрактов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных (муниципальных) нужд; социальное обеспечение населения; предоставление бюджетных инвестиций юридическим лицам, не являющимся государственными (муниципальными) учреждениями; предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам – производителям товаров, работ, услуг; предоставление межбюджетных трансфертов предоставление платежей, взносов, безвозмездных перечислений субъектам международного права; обслуживание государственного (муниципального) долга; исполнение судебных актов по искам к Российской Федерации, субъектам РФ, муниципальным образованиям о возмещении вреда, причиненного гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов. Основными из них являются бюджетные ассигнования на оказание государственных (муниципальных) услуг и социальное обеспечение населения. Расходы бюджета, их объем и структура подвержены более частым изменениям, чем его доходы.

В расходной части бюджетов бюджетной системы РФ (за исключением бюджетов государственных внебюджетных фондов) предусматривается создание резервных фондов исполни-тельных органов государственной власти (местных администраций) - резервного фонда Правительства РФ, резервных фондов высших исполнительных органов государственной власти субъектов РФ, резервных фондов местных администраций.

Создание резервных фондов законодательных (представительных) органов и депутатов законодательных (представительных) органов не допускается. Размер резервных фондов исполнительных органов государственной власти (местных администраций) устанавливается законами (решениями) о соответствующих бюджетах и не может превышать 3 % утвержденного указанными законами (решениями) общего объема расходов.

Средства резервных фондов исполнительных органов государственной власти (местных администраций) направляются на финансовое обеспечение непредвиденных расходов, в том числе на проведение аварийно-восстановительных работ и иных мероприятий, связанных с ликвидацией последствий стихийных бедствий и других чрезвычайных ситуаций.

Отчет об использовании бюджетных ассигнований резервных фондов исполнительных органов государственной власти (местных администраций) прилагается к ежеквартальному и годовому отчетам об исполнении соответствующего бюджета.

Кроме того, в расходной части федерального бюджета на очередной финансовый год и плановый период предусматривается создание резервного фонда Президента Российской Федерации в размере не более 1 % утвержденных расходов федерального бюджета.

Средства резервного фонда Президента РФ используются на финансовое обеспечение не-предвиденных расходов. Не допускается использование бюджетных ассигнований резервного фонда Президента на проведение выборов, референдумов, освещение деятельности Президента Российской Федерации Использование бюджетных ассигновании резервного фонда Президента РФ осуществляется на основании указов и распоряжений Президента Российской Федерации.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

47882. ГОСПОДАРСЬКІ РІШЕННЯ У РІЗНИХ СФЕРАХ ПІДПРИЄМНИЦЬКОЇ ДІЯЛЬНОСТІ 814 KB
  Сутнісна характеристика господарських рішень План: Господарські рішення та їх види Способи формалізації та реалізації господарських рішень Якість і ефективність господарських рішень Доповідь: Особливості управління ризиками господарської діяльності Л1Ст. ГОСПОДАРСЬКІ РІШЕННЯ ТА ЇХ ВИДИ Від прийняття господарських рішень їх якості раціональності й обґрунтованості в багатьох випадках залежать реальні можливості досягнення цілей організації її ефективна діяльність....
47884. Субєкти правової роботи на підприємствах, в установах, організаціях 266.5 KB
  Правова робота в нових ринкових нестабільних відносинах стає невід'ємною виробничою частиною діяльності юридичних осіб незалежно від форм власності і господарювання
47885. Методологія наукового пізнання та журналістика 149.5 KB
  Специфіка обєкта пізнання в журналістиці. Схеми пізнання обєкта. Специфіка обєкта пізнання в журналістиці. Схеми пізнання обєкта.
47886. Барокко. Архітектура. Скульптура. Живопис 519 KB
  Мета завдання лекції Метою викладання теоретичного курсу є знайомство з основними теоретичними поняттями мистецтвознавства особливостями історичних етапів світової образотворчості декоративноужиткового мистецтва та архітектури памятками світової культури допоможе студентам оволодіти належним рівнем методичної готовності до професійної діяльності виховати високий рівень художньоестетичного смаку креативний підхід у поєднанні традицій та новацій у професійній діяльності. засвоєння історії образотворчого декоративноужиткового...
47887. Міждисциплінарні методи в журналістиці 502 KB
  Міждисциплінарні методи в журналістиці Міждисциплінарні методи в журналістиці Логіка викладу Вступ. Методи історії: метод повної історичної реконструкції метод часткової історичної реконструкції порівняльноісторичний метод метод архівного дослідження. Біографічний та автобіографічний метод як важливе джерело відомостей про особу у роботі журналіста.
47888. МАНУФАКТУРНИЙ ПЕРІОД СВІТОВОЇ ЕКОНОМІКИ 292.08 KB
  Це стадія промисловості що історично передувала великому машинному виробництву. Одночасно в промисловості зберігалося ремесло і дрібне товарне виробництво. Більшість галузей промисловості у своєму розвитку поступалися континентальним країнам Європи а англійський флот значно відставав від голландського. Все це позитивно вплинуло на розвиток англійської промисловості.
47889. Повторювані незалежні експерименти за схемою Бернулі 84 KB
  Якщо імовірність появи події А у кожному випробуванні не залежить від результатів інших випробувань є сталою то такі випробування називаються незалежними або експериментальними за схемою Бернулі. У кожному експерименті р імовірність події А q імовірність не появи події А. Формула Бернулі : імовірність того що у результаті nнезалежних експериментів за схемою Бернулі подія А зявиться mразів знаходиться за формулою : 1...
47890. СВІТОВЕ ГОСПОДАРСТВО У МІЖВОЄННИЙ ПЕРІОД 308.11 KB
  Воювали США на боці країн Антанти. У зв'язку зі зростаючим попитом на всі види стратегічної сировини зброю боєприпаси продукти харчування США перетворилися у економічно найрозвиненішу державу світу. Із країниборжника США перетворилися на найбільшого кредитора. У США продовжувало розвиватися ринкове господарство на відміну від інших індустріальних країн в яких економіка перетворювалася у ринковорегульовану.