46828

Изучение типов памяти

Контрольная

Психология и эзотерика

Ощущения, которые человек воспринимает об окружающем мире, передают определенный отпечаток, сохраняются, зафиксируются, а при необходимости и возможности - воссоздаются. Эти процессы именуются памятью. Она заложена в фундаменте умений человека, является условием обучающих действий, усвоение и знаний, выстраивание навыков и умений. Без памяти не может быть осуществлен человеческий процесс ни личности, ни общества

Русский

2015-01-11

280 KB

1 чел.

Введение

Важнейшими компонентами любой человеческой деятельности являются психические процессы: восприятие, внимание, мышление, память, речь и воображение. Восприятие  в взаимодействии практической деятельности находят свои первостепенные  человеческие качества. Психические процессы: восприятие, внимание, воображение, память, мышление, речь — реализуют себя как самые нужные составляющие любого человеческого существования. Для того, чтобы осуществлять свои желания, взаимодействовать в общении, развлекаться, обучаться, воспитываться, совершенствоваться духом и телом и трудиться над желанием идти вперед и не останавливаться, человек обязан созерцать на мир, концентрировать взор на те или иные отрывки или составляющие существования человека, проектировать то, что ему нужно совершить, зафиксировать памятью, обдумать, предложить свою точку зрения. Это ведет к тому, что без участия психических действий человеческое существование не может быть осуществлено, они представляют себя как ее самые нужные внутренние компоненты.

Но на самом деле, психические действия не только взаимодействую в существовании, они в ней совершенствуются и сами выступают как индивидуальные виды существования.

Взаимодействие   в осуществлении прикладной деятельности устанавливают  его самые нужные виды: взаимодействие глубины, направления и быстрота и резкость движения, отрезков  и объема существования. Практические манипуляции ребенка с окружающими предметами, ближайшими и отдаленными объектами позволяют понять ему бесспорно то , что объекты и окружающие пространство несут значимые вымеривание: ширину, высоту, глубину. В следствие человек постегает восприятие и прогнозирует виды объектов. В результате наблюдения за манипуляцией рук и глаз, сопровождаемые   взаимоусилены, точкой направления сокращены  определенной группой мышц, воздействуют образованию восприятия движения и его направления. Трансформация скорости направленных предметов непроизвольно воссоздаются в убыстрениях и торможениях сокращений отдельных значимых  групп мышц, и это обучает органы чувств воспроизведению скорости.

Фантазийные манипуляции тоже взаимосвязаны совместными действиями. В первую очередь, человек не сможет представить или сфантазировать такое, что когда-либо не было представлено в навыке, не было частью, предметом, условием или отрывком какой-либо манипуляции. Истинное лицо фантазии есть выражение, хотя и не дословно, навыка практических манипуляций.

Еще главных манипуляциях это относиться к памятивдобавок к нескольким ее главным действиям в тоже время: к фиксацией памятью и воссозданию. Фиксация памятью воплощается  в постоянных действиях и само предлагает индивидуальные аналогические самоизбирательные постоянные действия, которые несут в себе действия и манипуляции, направленные на тренировку материала к избранному его запоминанию. Это —  структуризация, осмысление, группирование материала с известными фактами, внедрение различных компонентов и действий в процедуре  фиксации памяти и т.п.

Фиксация памяти также предполагает выполнение направленных действий, предназначенный на то, чтобы своевременно и точно воссоздать запомненный в памяти момент. Бесспорно, что осознанное воспроизведение деятельности, в манипуляции которой ,некоторый отрывок был запомнен памятью, сопутствует тому, что он легче воссоздается памятью.

Мыслительная манипуляция  в ряде своих видов похожей практической деятельности (так называемое «ручное», или практическое, мышление). В более усовершенствованных формах — образной и логической — Деятельный отрывок выступает в нем в образе внутренних, Исцеляющих  действий и функций. Речь также выставляет себя как особого рода деятельность, так что постоянно, характеризуя ее, используют словосочетанием «речевое действие». «Потому внутренние психические функции у человека находят то же устройство, что и внешние манипуляции, есть все предпосылки говорить не только о внешней, но и внутренней манипуляции».

В результате исследований было доказано, что внутренние, т.е. душевные, функции, именуемые высшими душевными функциями, по возникновению и составляющей части являются деятельностями. Выработаны и приведены доказательство на практике теории, усиливающие, что духовные процессы можно создавать через структурированную по индивидуальным установкам внешнюю деятельность (теория пошагового становления умственной деятельности, более точно разбирается во второй книге учебника). Внешние действия в итоге ее специальных модификаций, предназначенных на сокращение и автоматизацию отдельных составляющих, их трансформация в навыки, последовательно перетекает во внутреннюю, в конечном счете психическую (переход). Такими переходящими психическими действиями представляют собой свободные и опосредствованные речью познавательные действия : восприятие, внимание, фантазия, память и мышление.

С другой точки зрения, ни один из перечисленных психических манипуляций не проходит как исключительно внутренний и безоговорочно несет в себе какие-либо внешние, как правило двигательные, звенья. Зрительное восприятие, например, неразделимо связано с деятельностью глаз, осязание — с действиями рук, внимание — с мышечными сокращениями, предназначающими его сфокусированность, переключаемость и раздробленность. При решении человеком задач почти всегда работает его артикуляционный аппарат; речевая деятельность без манипуляций гортани и лицевых мышц не может быть осуществляется . Выходя из этого, всякие действия  — это соединение внутренних и внешних, душевных и поведенческих действий и операций.

Глава 1. Основные теории изучения познавательных процессов

1.1 Основные теории изучение памяти

Ощущения, которые человек воспринимает об окружающем мире, передают определенный отпечаток, сохраняются, зафиксируются, а при необходимости и возможности - воссоздаются. Эти процессы именуются памятью. Она заложена в фундаменте умений человека, является условием обучающих действий, усвоение и знаний, выстраивание навыков и умений. Без памяти не может быть осуществлен  человеческий процесс ни личности, ни общества. Благодаря своей памяти, ее модификации человек выступил из животной общины и достигает высоты, на которых он сейчас находится. Да и последующим прогресс людей на земле без постоянного совершенствования  этой функции невозможен. Память представляет собой  способность к получению, переработке, хранению и воспроизведению жизненного опыта( причем память функционирует в полной мере даже когда человек пребывает в состоянии сна) . Не запоминая о том, что с ним происходило, организм просто не сумел бы модифицироваться дальше, так как то, что он набирает, не с чем было бы сопоставить и оно бы бесповоротно утрачивалось.

Память есть у всех живых организмов, но наиболее высокой степени своего развития она достигает у человека. У до человеческих существ, есть только две разновидности памяти: генетическая и механическая, первая проявляет себя в передаче генетическим путем из поколения в поколение жизненно неотъемлемых, биологических, психологических и поведенческих функций. Вторая выступает в виде навыка к способности обучению, к приобретению жизненного багажа знаний, который иначе, как внутри организма, нигде сохраняться не может и убывает вместе с его окончанием жизненного пути.

У человека имеет речь как мощный инструмент фиксации памяти, возможность хранения информации в виде текстов и разного рода технических записей. Ему нет необходимости возлагать только на свои органические способности, так как главные средства модификации памяти на хранения необходимой информации находятся вне его и одновременно в его расположении: он в состоянии модифицировать эти средства практически бездонно, не изменяя своей собственного существования. У человека есть три разновидности памяти, гораздо более сильной и плодоносящей, чем у животных: свободная, логическая и опосредствованная. Первая взаимосвязана с широким волевым контролем фиксации памяти, вторая - с употреблением логики, третья - с использованием разновидных средств фиксации памяти, большей своей составляющей изображенных в виде предметов физической и духовной культуры. Память можно представить как функцию к достижению, хранению и воспроизведению за жизненный путь наработанного  опыта. Разного вида инстинкты, переданные по наследству и наработанные устройства поведения есть не что иное, как зафиксированный, передаваемый по наследству или приобретаемый в следствии самостоятельной жизни навык. Благодаря своей совершенной памяти, и ее усовершенствованию человек выделяет себя из животной категории и постигает высоты, на которых он в данный момент имеет место быть. Да и последующая модернизация человечества без безостановочного развития этой функции не имеет смысла.

Имеются  несколько оснований для подразделения видов человеческой памяти. Одно из подразделений - разъединение памяти по времени удержания информации:

1. Мгновенная – (0,1-0,5сек) – сохранения точного и полного фрагмента действия секунду назад  полученного органами чувств данными о действии (память – образа).

2. Кратковременная – (до 20сек) – изображает собой метод хранения полученных данных в по ходу короткого отрезка времени. В ней запечатлеются наиболее весомые части  образа. Из быстротечной памяти в нее входит только та информация которая завлекает к себе повышенное внимание.

3. Оперативная – (до нескольких дней) сбережение различных данных на протяжении предназначенному, вперед поставленного срока. Срок сбережение полученных данных в этой памяти представляется задачей выступающий перед человечеством.

4. Долговременная (неограниченно) - хранение информации в неограниченном промежутке времени. Данная информация может воспроизводиться сколько угодно раз (временен) без утраты.

Другое - по преобладающему в процессах запоминания, сохранения и воспроизведения материала анализатору:

1. Генетическая - информация которая храниться в генотипе, передается и воспроизводится по наследству.

2. Зрительная - сохранение и воссоздание воспринятых  зрительной памятью ,образов.

3. Слуховая - запоминание и точное воссоздание различных звуков.

4. Двигательная - запоминание, сохранение и воссоздание в последующем.

5. Эмоциональная - запоминание без особого труда, на долго и способно вызвать у человека определенные эмоции

6. Осязательная, обонятельная, вкусовая … - удовлетворение естественных потребностей человека, потребности безопасности и самосохранение организма.

По характеру участия воли в процессах память делится на:

1. Непроизвольное запоминание - означает запоминание без особого труда, автоматически, без специальных задач.

2. Произвольное запоминание - означает, что для запоминания необходимо приложить определенные.

Память у людей различается по многим параметрам. Параметры бывают как количественные, так и качественные. Качественные параметры означают, что преобладают отдельные виды памяти: слуховая, зрительная, двигательная, эмоциональная и другие. Количественные параметры - это точность, прочность, длительность, скорость и объем запоминания. В чистом виде, какая либо память преобладает очень редко. Как правило в жизни встречаются сочетания различных видов памяти. Наиболее стандартными сочетаниями являются двигательно-зрительная, зрительно-слуховая, а также двигательно-слуховая. Чаще всего у большего количества людей встречается зрительная память.

У человека развивается та память, которую он использует чаще всего. Конечно же свой отпечаток накладывает профессия человека. Например, у ученых развита хорошо логическая и смысловая память, зато слабо развита механическая память. А у актеров и врачей хорошо развита память на лица.

Основатель психоанализа 3. Фрейд изучал анализ механизмов забывания, которые случаются в повседневной жизни человека. Он писал о том, что один из таких весьма распространенных механизмов состоит в «нарушении хода мысли силой внутреннего протеста, исходящего из чего-то вытесненного». Фрейд утверждал, что человек забывает, потому что не хочет помнить. С таким утверждением можно поспорить, однако не следует отрицать, что в жизни случается такой механизм забывания. Например мотивированным забыванием, по 3. Фрейду, являются случаи, когда человек не специально теряет, кладет куда-либо вещи, связанные с чем то, что он желает забыть, и забывает об этих вещах, чтобы не вспоминать психологически неприятных обстоятельствах. Действительно, забывание неприятного широко существует в нашей жизни. Целенаправленное забывание неприятных обещаний и намерений проявляются тогда, когда эти воспоминания порождают отрицательные эмоции.

Память исследуют в наше время разные научные представители: психологи, биологи, медики, генетики, кибернетики и ряда других. Каждая из этих наук обращается к проблемам памяти, в каждой из них имеются свои вопросы, свои понятия, а также свои теории памяти. И вместе с тем, в совокупности эти науки дополняют друг друга, увеличивают наши знания о человеческой памяти, помогают нам вглубь проникнуть в  это явление, которое является самым важным и загадочным в психологии человека.

Известно, что изучение памяти, с психологической точки зрения, возникло еще до того, как ее начали исследовать с точки зрения медицины, генетики, биохимии и кибернетики. Первая психологическая теория памяти, которая не отрицается и в настоящее время является ассоциативная теория. Ассоциативная теория возникла в XVII в., активно разрабатывалась в XVIII и XIX вв., преимущественное распространение и признание получила в Англии и в Германии. Данная теория основана на понятии ассоциации - связи одного психологического феномена с другим. В этой теории память представляет собой сложную систему, краткосрочных и долгосрочных ассоциаций, при чем эти ассоциации близки между собой пространством, подобием, смежностью, близостью во времени и пространстве. Данная теория позволила открыть и описать многие законы и механизмы памяти, одним из которых закон забывания Г. Эббингауза. Согласно этого закона, который был выведен на основе опытов с запоминанием трехбуквенных бессмысленных слогов, забывание после первого безошибочного повторения серии таких слогов идет вначале довольно быстро. Уже в течение первого часа забывается до 60% всей полученной информации, а через 6 дней остается менее 20% от общего числа первоначально выученных слогов.

Спустя какое-то время теория ассоциаций столкнулась с некоторыми проблемами, одной из которых было, невозможность объяснить избирательность памяти человека. Как правило, ассоциации возникают случайно, а память всегда из той информации которая поступает и хранится в мозге человека, всегда выбирает какую-то определенную информацию.  В следствии этого пришлось ввести еще один фактор в теоретическое объяснение мнемических процессов, который позволил  объяснить целенаправленный характер соответствующих процессов.

Так в конце XIX в. ассоциативную теорию памяти сменила гештальттеория. В основе данной теории основным источником и принципом объяснения памяти является не ассоциация элементов, а их целостная организация - гештальт. Только законы гештальта, по убеждению сторонников этой теории, определяют память. Данная теория выделяла большое значение структурированию материала, его В русле данной теории особенно подчеркивалось значение структурирования материала, его соединение в единое целое, создание системы запоминания и воспроизведения, и вместе с этим,  роль намерений и потребностей человека в процессах памяти (так роль намерений помогает  объяснить избирательность мнемических процессов).

Существует общепсихологическая теория деятельности, которая развита наибольшим образов в российской  психологии. Основу данной  теории памяти составляет уникальный вид психологической деятельности, который включает систему теоретических и практических действий, и подчиняются  решению мнемической задачи - запомнить, сохранить и воспроизвести различную информацию. При этом  исследуются составляющие мнемических действий и операций, в нашей жизни существуют примеры когда в результате эмоционального подъема человек может неординарно и неожиданно решить проблему. В мыслительном процессе участвуют эмоции когда человек решает какую-то трудную задачу, так эмоции выполняют эвристическую и регулятивную функции. Первая из которых означает фиксацию определенной точки оптимального поиска, в пределах которой находится искомое решение задачи. Вторая функция означает активизацию поиска необходимого мышления тогда, когда этот поиск  ведется в правильном направлении, и притормаживают его, когда интуитивно, выбранный ход направления мысли является ошибочным.

Все теории, которые объясняют мыслительный процесс, делятся на два большие группы: первые основаны на  гипотезе о том, что интеллект человека складывается исходя из природного мышления  человека на который не влияет  жизненный опыт. Вторые основаны на том, что интеллект человека формируется о развивается в процессе жизни. Первая теория используется во многих работах о мышлении,  в основном в немецкой школе психологии. Так эта теория  выявлена в гештальттеории мышления, т.е. интеллект основан на способности  формировать и преобразовывать структуры, видеть их в реальной действительности. В современной психологии влияние идей обсуждаемых теорий прослеживается в понятии схемы. Издавна известно, что мышление подчинено логике, если оно не связано с какой-либо конкретной, внешне детерминированной задачей. Эта логика, на которой основана мысль, не опирающаяся не на что извне,  называется схемой. Считается,  что схема возникает на уровне внутренней речи, а в дальнейшем руководит мыслью, придет  последовательность и  логичность. Схема это то, существует всегда. Схема имеет свою историю развития, появляющаяся  в результате усвоения логики, средств управления мыслью. Так, если какая-либо схема существует долго без каких-либо изменений, то она становится навыком  умственной операции.

Остальные теории интеллекта основаны на неврожденности  способностей ума, а на том, что они развиваются в течении жизни. Эти теории утверждают, что внешняя среда влияет на мышление.  

Обычно память лежит в основе любого психического процесса; без этого процесса образы ощущения и восприятия все время будут переживаться как впервые возникшие. Распад следов памяти – распад личности; человек превращается в живой автомат, реагирующий на стимулы, действующие в данный момент.

Обратить внимание на то, что определение памяти как процесса запоминания, сохранения и воспроизведения есть лишь определение ее основных процессов, в котором отсутствует указание нас основную функцию этого процесса

Важное замечание, что первоначальным видом памяти является память непроизвольная, осмысленная, отвечающая основным жизненным целям, позволяет точно определить, что нужно сделать, чтобы сделать память лучше. Главный ответ: определить значение запоминаемого для организации жизнедеятельности.

Важным для понимания сущности памяти является рассмотрение механизмов запоминания  в контексте разных психологических теорий: роль ассоциаций в возникновении образов памяти; повторения в закреплении материала; значение структурности в организации опыта и т.п.

1.3 Основные теории изучение ощущений

Ощущение является отражением свойств реальности, которые образуются в процессе влияния  их на органы чувств и возбуждения нервных центров головного мозга. Ощущения бывают разные: зрительные,  осязательные, обонятельные, вибрационные и т. д. Качественное отличие этих ощущений называется их модальностью.

Ощущение является самым простым явлением из всех психических, осознанно или неосознанно действующее  на человеческое поведение, конечный продукт переработки раздражителей центральной нервной системой, которые образуются во внешней или внутренней среде. Для нас естественным является слышать, видеть, чувствовать прикосновение предмета.... Скорее потеря  одного из этих чувств для нас является неестественным. Ощущение, как явление на столько примитивны, что, в жизни практике для них нет конкретного определения. Однако в психологии имеется точное определение ощущений. С психологической точки зрения ощущения являются осознанными, субъективно существующими  в голове у человека или неосознанны, но влияют на человеческое поведение продукт переработки центральной нервной системой значимых раздражителей, возникающих во внутренней или внешней среде. Все живые существа, которые имеют нервную систему, могут ощущать. А  осознанные  ощущения имеются у тех живых существ, которые имеют головной мозг и кору головного мозга. Доказательством этого является то, что при отключении работы коры головного мозга естественным путем и торможении деятельности высших отделов центральной нервной системы или с помощью биохимических препаратов человек теряет состояние сознания а также способность ощущать, чувствовать, осознанно воспринимать мир. Примером такого состояния является сон, состояние наркоза, нарушения сознания в результате болезни. В процессе эволюции  живых существ ощущения основаны на первичной раздражимости, которая представляет собой свойство живой материи избирательно реагировать на биологические воздействия среды изменением своего внутреннего состояния и внешнего поведения. Происхождение ощущений всегда были связаны с деятельностью организма, с потребностью удовлетворить его биологические потребности. Роль ощущений в нашей жизни состоит в том, чтобы вовремя и быстро довести до центральной нервной системы, как главного органа управления деятельностью сведения о состоянии внешней и внутренней среды, наличии в ней биологически значимых факторов.

Ощущения классифицируются:

1. В зависимости от видов раздражителей:

-   проприоцептивные информируют о состоянии мышечной системы. Проприоцептивные ощущения придают человеку возможности восприятия изменений положения отдельных частей, тела в состоянии покоя и во время совершения движений. Информация, которая поступает от проприоцепторов, позволяет ему в постоянном контроле держать позу и точность совершения произвольных движений, также  позволяет дозировку силу мышечных сокращений при оказании раздражения внешних сопротивлений, например при поднятии, или желании переместить груз.

-   интероцептивные – несут информацию о состоянии внутренних органов, Оповещают о состоянии  внутренних  деятельности организма. Они образуются благодаря рецепторам, находящимся: 
   - на стенках желудка, кишечника, сердца, кровеносных сосудов и других органов, 
   - внутри мышц и других органов. Как оказалось, это наиболее древняя и наиболее элементарная группа ощущений. Рецепторы, воспринимающие информацию о состоянии внутренних органов, называются внутренними рецепторами. Интероцептивные ощущения относятся к числу наименее осознаваемых и наиболее диффузных форм ощущений. Они, что характерно, в сознании всегда сохраняют свою близость к эмоциональным состояниям. 
   Также интероцептивные ощущения часто называют органическими.

-  специфические виды ощущений, которые несут информацию о времени, ускорении, вибрации и т.д.

2. В зависимости от энергии, которая воспринимается стимулами - раздражителями различают слуховые, зрительные, обонятельные, вкусовые,  осязательные и т.д.

Ощущения можно тренировать. Например, двигательные ощущения можно развить с помощью физкультуры и спорта. Слуховые ощущения можно улучшить различием близких звуков.

1.4 Основные теории изучение восприятия

Восприятие является сложным процессом приема и преобразования информации, который обеспечивает отражение объективной реальности и ориентировку в окружающем мире. Восприятие в виде формы чувственного отражения предмета включает нахождение объекта как целого, различие отдельных признаков в объекте, выделение в нем информативного содержания,  формирование чувственного образа. Восприятие – это синтез таких ощущений, которые осмысленны, т.е. содержат в себе принятие решений и обозначены, т.е.  связанны с речью. Эти ощущения можно получить от предметов и явлений в целом, при этом они выступают в виде образа данного предмета или явление, и складывается в ходе активного их отражения.

Только живые существа, имеющие головной мозг, могут осознавать ощущения. А воспринимать мир, как образ может только человек и высшие животные, эта способность образуется и развивается в процессе жизненного опыта.

Восприятие и  ощущение  очень тесно связанны друг с другом, но вместе с тем они  различаются. Восприятие субъективно соотносится с оформленной действительностью, которая представлена предметами, также к этим предметам относятся иллюзии, а также когда то свойство, которое мы воспринимаем , является элементарным, вызывает простое ощущение (когда какое-либо явление или объект ассоциируется с этим ощущением). Напротив , же ощущения происходят независимо от нас и не воспринимаются нами как  свойства явлений, предметов и  процессов.

Также отличием ощущения от восприятия является то, что конечным этапом ощущения выступает какое-либо чувство (например, ощущения громкости, яркости, равновесия, соленого, высоты звука и т. п.), а в итоге восприятия собирается некий образ, который включает комплекс различных взаимосвязанных ощущений, которые человеческим сознанием предмету, явлению, процессу.

Психологи различают четыре свойства восприятия образа. Целостность, предметность, категориальность (осмысленность и означенность) и константность - это основные свойства образа, которые складываются в процессе и результате восприятия.

1. Целостность  восприятия означает то, что образ который воспринимается в предметах не дается полностью в готовом виде со всеми необходимыми элементами, а мысленно дополняется до некоторой целой формы на основе небольшого набора элементов. Такое происходит и тогда, когда некоторые элементы предмета человеком в данный момент времени не воспринимаются.

2. Предметность - это способность человека воспринимать мир в виде отдельных друг от друга предметов, которые обладают рядом свойств, а не как набор не связанных друг с другом ощущений.

3. Категориальность означает , что восприятие носит обобщенный характер, и каждый предмет который мы воспринимаем, мы обозначаем словом-понятием и  относим к определенному классу. К каждому  классу в воспринимаемом предмете мы ищем и видим признаки, которые присуще предметам данного класса и проявляются в объеме и содержании этого понятия.

4. Константность - это способность воспринимать предметы не зависимо от условий восприятия постоянными по форме, цвету и величине, ряду других параметров.

В жизненной практике  такие явления описанные свойства целостности, предметности, целостности, реальных  категорий и  константности восприятия человеку не присущи с рождения; они постепенно формируются  в процессе жизненного опыта.

Формирование восприятия играет важную роль в становление навыков человека . его ежесекундных мыслительных процессов , внедряется в выработку автоматических движений внося свою лепту на подсознательном уровне.

Восприятие моделирует человека на сознательном уровне, например  человек сам настаивает на диетах, занимается спортом, закаляется .Это метод сознательного восприятия , формирует в человеке выносливость, стремление и другие активные качества. На подсознательном уровне же существуют различные факторы влияющие на становления человека . Эти факторы могут приносит пользу человеку , при этом эти же моменты могут сыграть злую роль для человека, его продолжительности жизни к примеру курение может расцениваться человеком как уничтожения своего здоровья , а может восприниматься человеком как дань моде , при этом фактор опасности смерти не исключен, но ставиться под сомнения по причине стадного суждения «как все так и я». Человеку стоит держать свою восприятие в жесткой узде если он хочет быть счастливым и прожить долгую счастливую жизнь.

1.5 Наиважнейшие построение постижение воображения

Воображение – выраженное очертание психики человека, она стоит отдельно от остального психического действа и вместе с тем занимает промежуток в положение между восприятием, мышлением и памятью. Воображение – (фантазия), психический процесс, состоит он из воссоздания фантазией образов и  мысленных ситуаций, никогда в целом не воспринимавшихся человеком существовании. Разновидности воображения представлены как воссоздающая фантазия и творческая фантазия.

До сегодняшнего дня научным деятелям практически неизвестно о механизме фантазии. Эта очертание свойственно только для представителя человеческого рода и странным образом повязана с процессами организма. При помощи фантазии человек делает и осознанно планирует свой быт и манипулирует ею. Фантазия значится базисом наглядно – образного мышления, допускающему человеку ориентировать себя в любой обстановке и разрешать задачи без непосредственного вмешательства практических манипуляций.

От восприятия фантазия отличает себя тем, что его образы не всегда пропорциональны действительности, в них имеется элементы воображения, вымысла. В различные отрывки времени похожее представление может приходить в разных областях сознания.

Восприятие определяет себя как четырьмя видами:

Активное

Пассивное

Продуктивное

Репродуктивное

приходит по собственному велению, при помощи силы воли.

приходит у человека самопроизвольно, вне воли и желания.

реальность осознанно строиться человеком. (но при этом в образе она творчески модифицируется)

воссоздать действительность в том виде, в каком она существует (элементы фантазии)

Представление делят:

· по действию наиважнейшего органа чувств - зрительные - двигательные - и др.

· по составу - технические - топографические - музыкальные - и др.

Для более успешного развития безраздельности, справедливости, ясности представления нужна заинтересованность к определенному виду деятельности. Если представление о предмета более прочное и яркое, значит этот предмет чаще является объектом попадает во внимание и действия человека. Неактивное возобновление восприятия объекта не конструирует представление о нем. При помощи комплектования зрительных, двигательных, а также системных представлений обучающихся являются учебные кинофильмы, диафильмы, видеофильмы.

Для познания исследовательской роли фантазии(воображения) нужно прояснить его особенности. Трудность поиска специфики воображения заключена в рамках тем, что оно тесно пересекается со всеми существования фантазии как особого вида отражения. Чтобы разрешить эту проблему, нужно прояснить действительное  происхождение  фантазии.

Обратим внимание к определениям, которые есть в книгах. Л.С. Выготский помечает, что “воображение не повторяет в тех же сочетаниях и в тех же формах отдельных впечатлений, которые накоплены прежде, а строит какие-то новые ряды из прежде накопленных впечатлений. Иначе говоря, привнесение нового в само течение наших впечатлений и изменение этих впечатлений так, что в результате этой деятельности возникает новый, раньше не существовавший образ, составляет, как известно, самую основу той деятельности, которую мы называем воображением”.

Таким образом, принятие в свое внимание тот факт, что фантазия есть и сотворение новых образов, и новое образование прошлого опыта, и то, что такое образование вершится при органическом единении чувственного и рационального.

Воображение с позволения мыслей человека, а если точнее стимуляцией мыслями человека, может проектировать будущие события, предметы. Также  может спроектировать ситуацию, которой желает либо опасается сам хозяин воображения - мыслей . Воображение является правой рукой творения , жизни на земле , оно само стимулируемо мыслями и само выступает в качестве стимулятора , так как при помощи воображения можно нафантазировать – спроецировать определенную цель и идти к ней . Цель может быть как не материального , так и  физического плана .Воображение является каркасом творения.

В структуре познавательной деятельности человека особое место занимает воображение (или фантазия). При помощи этого психического процесса человек способен мысленно преодолевать расстояние, переноситься в далекое прошлое и будущее.

С помощью ощущений, восприятий, мышления человек узнает о свойствах и связях вещей, процессам, закрепляя все это в памяти в виде образов, мыслей. Именно образы представления, удерживаемые памятью, являются тем строительным материалом, из которого формируются новые образы — образы воображения.

Работая над содержанием темы, следует иметь в виду, что образы фантазии могут быть реализованы, но могут остаться на уровне идеального (психического). Именно в этом их своеобразие. Ни одно живое существо не обладает фантазией, это исключительно человеческое свойство.

В психологии принято различать два вида воображения: воссоздающее и творческое.

Членение воображения на творческое и воссоздающее до некоторой степени относительно, поскольку в каждом из них есть элементы другого. Если ученый воссоздает по найденной кости скелет древнего животного, то он не только «расшифровывает» кость, но и комбинирует, по-новому сочетает имеющиеся знания, т. е. проявляет творчество. Если писатель силой творческого воображения создает неповторимый образ литературного героя, то элементы воссоздающего воображения в виде лиц, картин природы, взаимодействия персонажей представлены в полной мере.

При рассмотрении вопроса о способах создания новых образов отметить, что все они есть, по сути, результат аналитико-синтетической деятельности мозга (что роднит воображение с мышлением). Проблема развития воображения это отчасти проблема обучения созданию образов воображения: агглютинации, схематизации, типизации и т.п.

Отмеченные способы создания образов воображения используются при заранее поставленной задаче (например, создание художником картины на определенную тему или работа ученика на уроках истории, географии), а также в процессе непреднамеренного, нецеленаправленного воображения (свободное течение образов во время отдыха, в случайных ситуациях и по случайному поводу).

Дело в том, что мышление направлено на вскрытие реально существующих связей и отношений. Мышление как бы «вычерпывает» знания из предметов, явлений. В строгом смысле логическое мышление возможно тогда, когда есть достаточно сведений или их можно добыть путем различных логических операций. А если этих сведений мало, если их пока и добыть невозможно, тогда помогает творческое воображение. Оно предлагает недостающие сведения, при его помощи создаются пропущенные звенья, увязываются факты в систему. Эти факты и вся система служат временно, до тех пор, пока при помощи мышления не будут найдены реальные, соответствующие действительности факты и связи между ними.

Следует отметить, что роль творческого воображения не во всех областях человеческой деятельности одинакова. Например, в научном поиске его роль несколько меньше, чем в литературном творчестве, так как ученому приходится иметь дело с большей степенью определенности, чем писателю.

1.6 Основные теории изучения внимания

Внимание - концентрированность и направление психических процессов на непосредственный объект. Различают внимание невольное (пассивное) и свободное (активное), когда выбирание объекта внимания делается осознанно, преднамеренно. Параметры внимания: стойкость, объем (определенные объекты которые человек может воспринять и запечатлеть в относительно короткий отрезок времени), распределение (способность в одно время и тоже время фиксировать в поле сознания объекты различных процессов), вероятность переключения.

Внимание –  познавательный процесс который, относится своей сущностью правом, к тем процессам, которые при самостоятельном рассмотрении психологи не могут придти к единому мнению. Одни ученые настаивают на утверждении, что, процесс внимания как особо независимый не существует, что оно представляет собой лишь как грань или фрагмент любого другого психической манипуляции или быта человека. Другие предполагают, что внимание представляет в виде независимого психического состояния человека, индивидуальное внутренние действие, которое имеет свои личные качества.

Внимание может определяться как психофизиологическое действие, состояние, описывающие быстроизменяющиеся особенности познавательных процессов. Это действие осознаваемого или бессознательного выбора одной информации, приходящий через органы чувств, и пренебрежение другой.

Внимание человека имеет пятью наиважнейшими качествами:

Устойчивость – умение на протяжении длительного времени фиксировать состояние внимания на каком – либо объекте.

Сосредоточенность – умение сосредотачивать свое внимание на одном объекте при этом отвлекаться  на другие.

Переключаемость – переход с одного объекта на другой, с одного типа действий  на другой тип.

Распределение – умение рассеивать внимание на важнейшим окружение, помимо этого делая несколько видов процессов.

Объем – количество информационного потока , который человек может сберегать в области повышенного внимания.

Внимание владеет низкие и высокие виды, как и все другие психические действия. Первые процессы представляют себя непроизвольным вниманием, а вторые представляют произвольным. Самого рождения у человека начинает формироваться внимание, и в действиях образования его происходит взаимосвязь в развитие памяти, речи и т.д.

Очень часто наше внимание очень рассеяно и человек недоделывая одно , берется за другое , происходит это по причине того что окружающие пространство наполнено огромным потоком информации в семидесяти процентах не нужной человеку , она лишь засоряет мозг тем самым тормозит развитие концентрации внимания на чем то определенным. Самым эффектным и безотказно действующим разбросом внимания является противоположный пол , особенно для особей мужского пола. Современная мода делает женщину более обнаженной , а обнажении женщины говорит о ее готовности близости с мужчиной . Мужчина перестает думать о чем либо , только как об этой  женщине, за тем появляется другая женщина. а затем новая и новая и все они обнажены и готовы к близости по мнению мужского подсознания , так как в природой заложенная реакция на обнаженное тело мужчины бросает все и иди творить человечество. При помощи этого не хитрого приема во всех странах мира индустрия науки образования идет по пути деструкции , так как направленность индустрии этой достижения овладеть всеми этими соблазнами, наука если и развивается  для прогресса эволюции человека то это происходит медленно , а во многих случаях вообще заглушается оппонентами. Поэтому умения «концентрировать свое внимание» играет важнейшую роль в развитии эволюции человека .

Человеку постоянно хочется удовлетворить свое внимания направив его на то , что ему диктует окружающая среда, на вещи , фрагменты которые совершенно которую за частую губят человека тормозя его развитие, что приводит к быстрой гибели человека , желания удовлетворить свое внимания и нарушить состояние покоя называется ( в состоянии покоя человек находит пути к созидательным процессам) «Синдром повышенной тревожности».

1.7 Основные теории изучение речи

Речь – общее количество переданных голосом или воспринятых слухом звуков, которые имеют такой  же смысл, и такое же значение, что и соответствующая им порядок письменных знаков.

Речь – одна из разновидностей разнотипных процессов человека ,которую он используют как средство контакта с другими представителями языкового сообщества. Речь понимаются как манипуляция говорения (речевую деятельность), так и ее труды (речевые произведения, зафиксированные памятью или письменностью).

Речь как средство общения представляется как особое сознание человека, она не ограничивается  личным наработанным опытом, а обобщает себя с  навыком других людей, причем в несравнимо большем значении, чем это может позволить себе наблюдение и другая деятельность неречевых процессов, непосредственного познания,  которое осуществляется через органы чувств: восприятие, внимание, воображение, память и мышление.

В зависимости от различных условий деятельности речь людей обретает своеобразную индивидуальность. Сопоставимо этому акцентируют на разные разновидности речи. Разделяют, прежде всего внешнюю и внутреннюю речь. Внешняя речь представляется  как устная и письменная. Равно как устная речь представляется как монологическая и диалогическая.

Внешняя речь относиться к общению (хотя в определенных ситуациях человек умеет раздумывать вслух, не общаться ни с кем), поэтому ее основание это признак—доступность восприятию (слуху, зрению) других людей. Завися от того, что произносятся ли с этой целью звуки или письменные знаки, различают сказанную (это обычная звуковая разговорная речь) и написанную речь. Устная и письменная речь имеют определенные  психологические особенности. При сказанной речи человек понимает слушателей, их реагирования на его слова. Написанная же речь обращается к непресутствующиму читателю, который в момент написания ,  не видит и не слышит пишущего, прочтет написанное только через какое то время. Зачастую автор даже вообще никогда не контактирует со своим читателем и вообще не имеет никакой с ним связи. Так как отсутствует непосредственный контакт между автором написанных слов и читающим, это создает определенные тяжести в постройке письменной речи. Автор письма лишает себя возможности пользоваться выразительными средствами (интонации, мимики, жестами) для улучшения способа излагать своих мыслей (знаки препинания не могут заменить в полной мере этих выражающих средств), как это может быть в сказанной речи. Так что написанная речь менее выражает себя, чем устная. Более того, написанная речь обязана быть особенно доскональной, неразрывной, доступной и полной, т. е. отретушированной. И ни зря самые знаменитые писатели акцентировали этому особенное внимание.

 Но написанная речь несет в себе другие достоинства: она  отличается от сказанной речи тем, что допускает протяженную и детальную работу над словесным мысленным выражением, тогда как в словесной речи не допускаются задержки, времени на отделку  и полировку и фразеологических оборотов нет. Если ознакомит себя к примеру, с черновыми работами Л. Н. Толстого или А. С. Пушкина, то поражаешься их оригинальной детальной и требовательной работы по словесному воплощению мыслей. Написанная речь, как в исторических процессах общества, так и в жизнях отдельных людей возникла  позднее словесной речи и формирует себя на основе письменной речи. Важность написанной речи крайне  большое .  Именно  в ней накоплен и заключен весь исторический навык человеческого общества, все миграции и помесь народов отражается в речи . Благодаря навыку письменности все достижения культуры, научных трудов и искусства передает человеческое общество от предков и отцов потомкам, даже ученые антропологи фиксирует передачи информации от цивилизации следующий цивилизации .

Завися от разных условий общения , количества собеседников ,словесная речь обретает очертания либо диалогической, либо монологической речи.

Диалогическая речь — это разговор, общение , беседа двух или нескольких лиц, которые говорят поочередно. В каждодневном и бытовом общении  диалогическая речь не строится заранее. Это речь подтвержденная. Направление такого разговора и его итоги в значимой степени определяют себя тем, что выскажут участники беседы, их репликами, примечаниями, одобрением, возражением, позволением и замечаниями. Но существуют ситуации, когда  беседа организуются специально, чтобы прояснить отчетливый вопрос, тогда она носит целеустремленный нрав (к примеру, ответ обучаемого , на вопросы обучающего). 

События,  в которых возникает диалогическая речь, определяются  рядом  особенностей, к которым относят : сжатость высказываний (преимущественно в вопросно-ответной виде диалога, в наименьшей стадии при преобразования предложений-реплик), обширное применение внеречевых инструментов (мимика, жесты), наибольшая роль манеры говорить, разные формы особых предложений неполной составляющей (чему благоприятствует не только естественная опора на высказывания второго участника беседы, но и обстановка беседы), произвольное от правил книжной речи синтаксическое оформление выражение, заранее не конструируемого, превосходства простейших предложений, свойственное для разговорной речи вообще

Монологическая речь намеривает, что вещает один человек, а другие только слушают, не принимая участия в разговорном процессе. Монологическая речь в обучении общения людей овладевает значительное место и проявляет себя в самых различных сказанных и написанных включениях. К монологическим формам речи относят лекционные выступления, донесения, сообщения информации на собраниях. В общих чертах и характеризует свойство всех видов монологической речи — ярко выражается направленностью ее к слушателю. Задача этой устремления — достичь очень важного влияния на слушающих людей, с целью передать им знания, убеждаю в чем-либо. Ввиду этого монологическая речь отображает  развернутое свойство, настаивает на связанных высказываниях мыслей, а это значит, что неокончательной специализации  и составления планов.

Внутренняя речь это проходящий внутри без выдачи  звуков речевое действии . К ней не имеет доступ восприятие других людей и, это значит что, внутренняя речь не  может являться  средством общения не с кем, только лишь со своим внутренним «я»- внутренним голосом  . Внутренняя речь (голос)—словесная оболочка мышления, которая в тоже время стимулирует его к действиям , процессам . Внутренняя речь своеобразна, она является отражением индивидуальности психологического портрета человека, а также за частую несет отражения подсознательных процессов , в следствии чего, она может быть как бы произвольна ,а если быть точнее не контролируема сознанием  . Она очень сокращена, свернута, это объясняется выплеском подсознательных мыслей которые отражают внутренне эго человека . Так как наше подсознание ограничено в развитии по причине не развитости общества, в следствии  этого выплеск внутренних фраз – мыслей очень короткий , не развернут. Предложения из этих – мыслей фраз получаются короткими  и часто не имеет смысла на первый взгляд, а с другой стороны человечеству стоит призадуматься о информационной наполненности пространства, поэтому . Очень часто полные  фразы подсознательный голос сокращает до одного слова (подлежащего или сказуемого). происходит это в следствии того когда человек увидит одинокий предмет ( к примеру: лежащий листок на столе  или одиноко стоящий дом). Объясняется это тем, что предмет собственной мысли человеку вполне ясен и поэтому не требует от него развернутых словесных формулировок, но при этом у человека нет времени чтобы проговорить и выдать мысли увиденного предмета. К  сожалению человек прибегает к развернутым мыслям в процессе мышления , тем самым обрезая себе мыслительные процессы и сказания слов для описания предметов их цвета ,функций и физиологических процессов( например едет машина а человек рассказывает себе как работает двигатель внутреннего сгорания, при этом представляя его в разрезе), поэтому стоит прибегать к развернутости речи не только в случаях мыслительных процессов , а во всех случаях и манипуляциях внутреннего диалога, тем самым развивая свое сознательные и подсознательные процессы. В  результате  ограничения словарного запаса в процессе внутренне м диалоге человек не может описать не действие не предметы в разговоре с участниками беседы , тем самым испытывает затруднения общения , В отдельных ситуациях человеку на помощь может придти сокращение внутренней речи которая, понятна для себя, к развернутой внешней речи, понятной для других.

Ошибочно полагать о том , что мысли это не сказанные слова  ,что мышление — это речь, которую лишили звука («речь минус звук», как считают некоторые буржуазные ученые), а речь—«звучащее мышление». Это мыслительные наработки  ошибочны хотя бы потому, что одну и ту же мысль люди выражают на разных языках , различными действиями (например, когда человек чувствует привязанность к противоположному полу он дарит цветы или хочет совершить ,что ни будь необычное) ,или сотнями разных звукосочетаний( рисованием картин, написанием стихов и т д..). Существуют также, известные слова-омонимы (слова с идентичным звучанием, но различным смыслом: «корень», «коса», «ключ», «реакция» и т. д.), т. е. одно и то же слово может выражать разные мысли, разные понятия . Чаще всего омонимы появляются в результате языковых контактов, когда при заимствовании к уже существующему в языке слову добавляется такое же Иностранное, но с совершенно другим значением. Так, из английского bank - скамейка образовалось русское название скамьи в шлюпке - банка. Но задолго до этого в русском языке существовало слово банка со значением «сосуд» , произошедшее от древнего общеславянского корня. Такие слова образуют омонимическую пару.

Глава 2. Экспериментальная часть

2.1 экспериментальное изучение памяти

2.1.1 цели, гипотезы и задачи исследования основных познавательных процессов (память)

Основная часть первого эксперимента является выявление той памяти, которая преобладает у людей участвующих в испытании. Известно, что  каждый человек имеет зрительную, слуховой, и двигательную память.

Зрительная память означает, что человеку легко запомнить и воспроизвести, образы , которые он увидел глазами. Хорошая зрительная память имеется у людей с эйдетическим восприятием, которые способны долгое время видеть воспринятую картинку в своём воображении после того, как она перестала воздействовать на органы чувств.

Слуховая память означает, что человек может хорошо запоминать и точно воспроизводить разнообразные звуки, как музыкальные, так и речевые. Одной из разновидностью речевой памяти является словесно-логическая, такая память тесно связана со словом, мыслью и логикой.

Двигательная память - это  запоминание, сохранение, а также воспроизведение с высокой точностью многообразных сложных движений. Такая память является неотъемлемой частью формирования двигательных умений и навыков. Одним из  примеров этого вида памяти является рукописное воспроизведение текста, представляющее собой автоматическое написание когда-то изученных символов.

Помимо зрительной, слуховой, двигательной памяти также существует эмоциональная память.  Она означает память на переживания. Этот вид памяти присутствует в работе трех видов памяти. Однако, сильно проявляется в человеческих отношениях. Прочность запоминания материала основана на эмоциональной памяти. Человеку легче запомнить то, что вызывает у него сильные эмоциональные переживания.

Целью второго эксперимента является определение коэффициента эмоциональной памяти. Т.е. степень развитости у человека эмоциональной памяти.

Согласно нормативам коэффициент эмоциональной памяти варьируется от 25 до75%.

2.1.2. Методика исследования памяти.

Испытуемые.

Для первого эксперимента я выбрал четверых испытуемых:

номер п/п

пол

возраст

Профессиональная принадлежность

Семейное положение

1

Женский

29

Менеджер

Замужем

2

Женский

31

Домохозяйка

Замужем

3

Мужской

32

Оператор

Женат

4

Мужской

47

Программист

Женат

Используемые методики.

Методика №1. Тип памяти. Данная методика направлена на определение преобладающего типа памяти.

Методика №2. Объёма эмоциональной памяти. Даная методика направлена на определение  оценки эмоциональной памяти и её объёма.

Использованная литература:

1. Столяренко Л.Д. «Основы психологии. Практикум» Р\Д 2003г.

2. « Практическая психология в тестах или как научиться понимать себя и других» М-2001г.

Процедура проведения эксперимента

Эксперимент №1 «Тип памяти»

Этот тест состоит из трех частей, между частями перерыв 10 мин. Необходимо прочитать инструкцию по всем трем частям добиться понимания, собрать бланки ответов, проанализировать ответы.

Инструкция :

« 1) Вам будут прочитаны 10 слов, вы их должны записать на бумаге.

Слова: окно, ночь, мост, конь, стол, брат, игла ,лес, дом, кот.

2) Вам раздадут бланки с 10 словами, которые вы должны прочитать про себя, перевернуть бланк ответов и записать слова, которые запомнили.

Слова: книга, сад, мир, вода, куст, рак, колесо, звон, стул, мед.

3) Вам будут зачитаны слова, которые вам необходимо проговорить про себя и одновременно записать их пальцем в воздухе.

Слова: спичка, кресло, собака, дверь, котел, щетка, вода, лампа, цвет, дорога.»

Оценка результатов :

По каждой части теста необходимо подсчитать коэффициент типа памяти 

, где

 - количество правильно воспроизведенных слов. Чем ближе этот коэффициент к единице, тем лучше развит данный тип памяти. 

Сделать вывод : Выявить тот тип памяти, который наиболее развит у испытуемого (слуховая, зрительная или  двигательная).

Эксперимент №2 «Объем эмоциональной памяти»

Вам будут прочитаны слова с паузой в две секунды. После того, как экспериментатор закончит читать, через 10 секунд предложит вспомнить слова и записать их. Далее необходимо собрать бланки ответов и проанализировать их.

Инструкция : « Сейчас вам будет представлен список из 25 слов, слушайте их внимательно и постарайтесь запомнить как можно больше слов. По моей команде вы запишите все слова, которые запомнили.»

Слова:

1. краска (0)             11. веселье (+)           21. обман (-)

2. приз (+)                12. окно (0)               22. карандаш (0)

3. тоска (-)                13. красота (+)          23. сплетни (-)

4. танцы (+)              14. ручка (0)             24. радость (+)

5. пол (0)                  15. несчастье(-)         25.  дверь (0)

6. лампочка (0)         16. победа (+)

7. грусть (-)               17. плач (-)

8. друг (+)                 18. лист (0)

9. злость (-)               19. спасибо (+)

10. фарт (+)               20. ссора (-)

Оценка результатов: необходимо подсчитать общее количество запомненных слов, также, необходимо обратить внимание, слова какой модальности больше всего запомнит испытуемый. Далее подчитывается коэффициент эмоциональной памяти 

, где

 А- это количество всех запомненных слов,

Б – все слова которые произнес экспериментатор.

Оценка коэффициента:

от 0-25% низкий уровень эмоциональной памяти;

от 25-75% норма;

от 75-100% высокий уровень памяти;

Сделать вывод: какой объем эмоциональной памяти имеют испытуемые.

2.1.3. Результат исследования

Результаты испытания будут представлены в таблице. Задание №1.

слова

испытуемые

1

2

3

4

окно

+

-

+

+

ночь

+

+

+

-

продолжение таблицы

мост

-

+

-

+

конь

-

+

+

-

стол

+

+

+

-

брат

+

+

+

+

игла

-

-

+

+

лес

+

-

+

-

дом

+

+

+

+

кот

-

-

+

-

результат

6

6

9

5

Подсчитаем коэффициент слуховой памяти. Расчет будет произведен по выше написанной формуле.

С1 = 6:10 =  0,6;

С2 = 6:10= 0,6;

С3 = 9:10= 0,9;

С4 = 5:10= 0,5.

Задание №3

слова

Испытуемые

1

2

3

4

книга

+

+

-

+

сад

+

+

+

+

мир

+

+

+

+

вода

+

-

-

+

куст

+

-

-

+

рак

+

-

+

+

колесо

+

-

+

-

звон

-

-

-

+

стул

+

+

-

+

мед

+

+

-

+

результат

9

5

4

9

Подсчитаем коэффициент зрительной памяти.

С1 = 9:10 =  0,9;

С2 = 5:10= 0,5;

С3 = 4:10= 0,4;

С4 = 9:10= 0,9.

Задание №3.

Слова

Испытуемые

1

2

3

4

спичка

+

+

+

+

кресло

+

+

+

+

собака

-

+

+

+

дверь

-

+

+

-

котел

-

+

-

-

щетка

-

+

-

-

вода

-

+

+

-

лампа

-

+

-

-

цвет

-

-

-

+

дорога

-

+

-

+

результат

2

9

5

5

Подсчитаем коэффициент двигательной памяти.

С1 = 2:10 =  0,2;

С2 = 9:10= 0,9;

С3 = 5:10= 0,5;

С4 = 5:10= 0,5.

Сведем результаты эксперимента в единую таблицу.

испытуемые

задание №1

задание №2

задание № 3

Менеджер

0,6

0,9

0,2

Домохозяйка

0,6

0,5

0,9

Оператор

0,9

0,4

0,5

Программист

0,5

0,9

0,5

Согласно проведенному исследованию, мы видим, что у менеджера и у программиста преобладает зрительная память.  Слуховая память развита на среднем уровне.  Однако, менеджер имеет очень низкий коэффициент двигательной памяти, а программист ее средний уровень. У домохозяйки же, наоборот, очень развита двигательная память, зато слуховая и зрительная имеют среднее значение. Преобладание слуховой памяти мы можем наблюдать у оператора, тогда, как зрительная и двигательная память имеют среднее значение.

Эксперимент №2 также представим в виде таблицы.

слова

Испытуемые

1

2

3

4

краска (0)

+

-

+

+

приз (+)

+

+

+

-

тоска (-)

-

-

+

-

танцы (+)

+

+

-

+

пол (0)

-

+

-

+

лампочка (0)

+

+

+

+

грусть (-)

-

-

+

-

друг (+)

+

-

+

+

злость (-)

+

+

+

+

фарт (+)

+

-

-

-

веселье (+)

+

+

+

+

окно (0)

+

+

+

+

красота (+)

+

-

-

-

ручка (0)

-

-

+

+

несчастье(-)

-

-

-

+

победа (+)

+

+

+

-

плач (-)

-

+

+

+

лист (0)

-

-

+

+

спасибо (+)

-

-

-

+

ссора (-)

-

-

+

+

обман (-)

-

+

+

-

карандаш (0)

+

-

-

-

сплетни (-)

-

-

+

-

радость (+)

+

-

+

-

дверь (0)

-

-

+

+

результат

13

10

18

15

Подсчитаем результаты эксперимента.

К1 = 13:25*100 = 52%;

К2 = 10:25*100 = 40%;

К1 = 18:25*100 = 72%;

К1 = 15:25*100 = 60%.

Из выше представленного эксперимента видно, что испытуемые обладают хорошим объемом эмоциональной памяти. Оператор и программист имеют очень высокий его уровень. При чем, эмоциональная окраска у первых двух испытуемых имеет положительный оттенок. У третьего испытуемого - отрицательный оттенок. А у четвертого испытуемого - нейтральный.

2.2 экспериментальное изучение мышления.

2.2.1. цели, гипотезы и задачи исследования основных познавательных процессов (мышление)

Основная цель моего эксперимента определить насколько развито понятийное мышления у разных людей. Как известно, мышление –это особого рода теоретическая и практическая деятельность, предполагающая систему включенных в нее действий и операций ориентировочно-исследовательского, преобразовательного и познавательного характера. Существует несколько видов мышления. В данном эксперименте мы будем рассматривать теоретическое понятийное мышление.

Теоретическое понятийное мышление - это такое мышление, пользуясь которым человек в процессе решения задачи обращается к понятиям, выполняет действия в уме, непосредственно не имея дела с опытом, получаемым при помощи органов чувств. Он обсуждает и ищет решение задачи с начала и до конца в уме, пользуясь готовыми знаниями, полученными другими людьми, выраженными в понятийной форме, суждениях, умозаключениях. Теоретическое понятийное мышление характерно для научных теоретических исследований.

2.2.2 Методика исследования мышления.

Испытуемые.

Для эксперимента я выбрал троих испытуемых:

Номер испытуемого

пол

возраст

Профессиональная принадлежность

Семейное положение

1

Мужской

25

Военнослужащий

Женат

2

Женский

27

Косметолог

Замужем

3

Мужской

25

Инженер

Женат

Используемые методики.

Тест «Логически-понятийное мышление. Образование сложных аналогий». Данный метод раскрывает уровень понятийного мышления у человека.

Использованная литература:

1.Столяренко Л.Д. «ОСНОВЫ ПСИХОЛОГИИ ПРАКТИКУМ» Р\Д 2003г.

2.«Практическая психология в тестах или как научиться понимать себя и других» М-2001г.

Аппаратура

В данных экспериментах аппаратура не использовалась.

Процедура проведения эксперимента

В «Образце» расположены 6 пар слов, каждой из которых присущи определенные отношения. Например: «Овца — стадо» — часть и целое, «Малина — ягода» — определение, «Море — океан» — различаются в количественном отношении, и т. д.. В части «Материал» расположены пары слов, принцип связи которых испытуемые должны сопоставить с одним из образцов. Например: «Глава — роман» аналогично «Овца — стадо» (указать номер аналогичного образца: «Глава — роман» — 1).

Образец: 1. Овца — стадо

2.Малина — ягода

3.Море — океан

4.Свет — темнота

5.Отравление — смерть

6.Враг — неприятель

МАТЕРИАЛ:

1.Испуг — бегство 11. Десять — число

2.Физика — наука 12. Праздность — безделье

3.Правильно — верно 13. Глава — роман

4.Грядка — огород 14. Покой — движение

5.Похвала — брань 15. Бережливость — скупость

6.Пара — два 16. Прохлада — мороз

7.Слово — фраза 17. Обман — недоверие

8.Бодрость — вялость 18. Пение — искусство

9.Свобода — независимость 19. Капля — дождь

10.Месть — поджог 20. Радость — печаль

«Ключ» и интерпретация результатов представлены в виде таблиц:

Предъявленные пары слов

Правильный ответ

Испуг — бегство

5

Физика — наука

2

Правильно — верно

6

Грядка — огород

1

Похвала — брань

4

Пара — два

6

Слово — фраза

1

Бодрость — вялость

4

Свобода — независимость

6

Месть — поджог

5

Десять — число

2

Праздность — безделье

6

Глава — роман

1

Покой — движение

4

Бережливость — скупость

3

Прохлада — мороз

3

Обман — недоверие

5

Пение — искусство

2

Капля — дождь

1

Радость — печаль

4

Оценка результатов : подсчитывается количество ошибок и соответственно проставляются баллы.

Количество ошибок

Баллы

Уровень развития понятийного мышления

0

5

Очень высокий уровень логически-понятийного мышления

1

4

Хороший уровень, выше, чем у большинства людей

2

3+

Хорошая норма большинства людей

3-4

3

Средняя норма

5-6

3-

Низкая норма

7 и более

2

Ниже среднего уровня понятийного мышления

Вывод: на основании полученных результатов делают вывод о том, на сколько развито понятийное мышление у человека.

2.2.3. Результат исследования

Результаты исследования представлены в виде протоколов (смотри приложения 3)

Заключение.

Подводя итог проведенной мной научной работы можно сделать следующие выводы:

1. Важнейшим компонентом любой человеческой деятельности выступают психические процессы. Психические процессы являются высшими психическими функциями по происхождению и структуре.

2. В понятие «психические процессы» входят следующие виды деятельности – восприятие, внимание, воображение, память, мышление, ощущение, речь.

Мышление - теоретическая и практическая деятельность, предполагающая систему включенных в неё действий и операций ориентировочно - исследовательского и познавательного характера.

Восприятие - сложный процесс приема и преобразования информации, обеспечивающий отражение объективной реальности и ориентировку в окружающем мире.

Ощущение – отражение свойств реальности, возникающее в результате воздействия их на органы чувств и возбуждения нервных центров головного мозга.

Внимание - сосредоточенность и направленность психической деятельности на определенный объект.

Память – это процесс сохранения и закрепления впечатлений, которые человек получает об окружающем мире.

Воображение - особая форма человеческой психики, стоящая отдельно от остальных психических процессов и вместе с тем занимающая промежуточное положение между восприятием, мышлением и памятью.

Речь - один из видов коммуникативной деятельности человека использование средств языка для общения с другими членами языкового коллектива.

3. Исследованиями психических процессов во все времена занимались представители разных наук: психология, биология, медицины, генетики и других наук. На базе их учений, были разработаны теории объясняющие природу психических процессов. На основе этих теорий были разработаны методики, которые предназначены для выявления и измерения индивидуально психологических особенностей личности. В настоящее время эти методики приобрели широкую практическую значимость в разных сферах человеческой деятельности.

В ходе выполнения научной работы я более подробно рассмотрел такие познавательные процессы как мышление и память. Как известно уровень развития тех или иных психических процессов у всех людей разный. В экспериментальной части своей работы я при помощи различных методик практически доказал, что: 1) каждый человек обладает несколькими типами памяти (зрительный, слуховой, двигательный и т.д.), однако преобладающим, как правило, является лишь один. 2) объём памяти также являются индивидуальной особенностью индивида. 3) люди обладают разными типами мышления, а уровень развития мышления зависит от многих факторов.

Библиография

1. Немов Р.С. Психология: учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: В 3кн - 4-е изд.-М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС,2003-Кн.1:общие основы психологии

2. Основы психологии: Практикум /Ред.-сост.Л.Д. Столяренко Изд-е 4-е.,доп.и переработ.-Ростов н/Д: изд-во «Феникс»,2003

3. Практическая психология в тестах или как научиться понимать себя и других М-2001г.

4. Ануфриев А.Ф. Научное исследование. Курсовые, дипломные и диссертационные работы. – М.: Ось-89,2002

5. Практикум по возрастной психологии: Учеб. пособие/под ред.Л.А.Головей, Е.Ф.Рыбалко,-СПб.: Речь,2002

6. Краткий психологический словарь.- М.,1985


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

44006. Розрахунок верстату з ЧПУ 188 KB
  На базі верстатів з ЧПУ та обробляючих центрів буде створюватися гнучкий виробничий модуль який вимагає обмеженого втручання обслуговуючого персоналу який складається з верстата контрольновимірювального пристрою завантажувальнорозвантажувального пристрою автоматичного маніпулятора накопичувача для заготівок та оброблених деталей пристроїв управління та автоматизованого підтримування робочого процесу. Вже зараз при переході від верстатів з ручним управлінням к верстатам з ЧПУ продуктивність праці значно підвищується в результаті...
44007. Учёт и аудит расчётов с поставщиками и подрядчиками в коммерческой организации 999.5 KB
  Контроль за состоянием расчетов приводит к сокращению дебиторской и кредиторской задолженности ускорению оборачиваемости оборотных средств что влияет на финансовое состояние предприятия. Рассмотреть методику отражения хозяйственных операций по расчётам с поставщиками и подрядчиками а так же интерпретировать способы бухгалтерской оценки величины дебиторской и кредиторской задолженности предприятия на каждой из стадий учётного процесса. Практическая значимость работы определяется тем что приведенные в дипломе данные по учёту расчётов с...
44008. ВДОСКОНАЛЕННЯ РУХОВИХ НАВИЧОК СКЕЛЕЛАЗІВ НА ЕТАПІ БАЗОВОЇ ПІДГОТОВКИ 1.29 MB
  Скелелазіння як спосіб подолання скельного рельєфу людиною в процесі освоєння і пристосування до життя в гірських районах виник дуже давно. Скелелазіння як подолання скельного рельєфу не з метою вирішення утилітарних життєвих завдань (полювання, пошук найкоротших шляхів в горах і т. п.), а для самоствердження, рішення спортивних завдань, тобто як різновид активного відпочинку та спорту, виникло в гірських районах в XIX столітті.
44009. Усовершенствование двигательных навыков скалолазов на этапе базовой подготовки 1.17 MB
  В 1986 принято решение придать международным соревнованиям в Ялте статус неофициального Кубка Европы. Международная Организация Ассоциаций Альпинизма (UIAA) направила на соревнования официального представителя — Густава Нардера из ФРГ. В соревнованиях приняли участие 10 команд из Болгарии, Венгрии, ГДР, Польши, Румынии, СССР, США, ФРГ, Чехословакии и Японии.
44011. Исследование возможности обнаружения движущихся объектов в телевизионных системах 795 KB
  Категория Характеристика значимости объекта Производственное или другое назначение объекта Обозначение Объекты А Особо важные Объекты зоны объектов здания помещения территории несанкционированное проникновение на которые может принести особо крупный или невосполнимый материальный и финансовый ущерб создать угрозу здоровью и жизни большого количества людей находящихся на...
44012. Исследование возможности обнаружения движущихся объектов в телевизионных системах 3.07 MB
  Для предотвращения хулиганских выходок, попыток суицида, возникновения «живых пробок» целесообразно применить к системе наблюдения модуль трэкинга целей. Модуль должен программироваться на детектирование заданных видов движений, регистрировать моменты начала и прекращения перемещений, осуществлять подсчет объектов, двигающихся в том или ином направлении
44013. Социальные организации: их основные виды. Идеи Р. Мертона 16.49 KB
  В социологии ключевым понятием является элемент социальной структуры и дается такое определение: социальная организация — большая социальная группа, сформированная для достижения определенных целей.
44014. Разработка электронного регистратора пульсовых колебаний 2.07 MB
  Мембрана изготовлена из тонколистовой бронзы толщиной около 003 мм. Катодами в ванне служат листы из меди или коррозионностойкой стали помещенные в чехлы из хлориновой ткани. Медная фольга защищается от возможных повреждений при хранении транспортировании и сверлении отверстий медным или алюминиевым листовым протектором толщиной 50 75 мкм. В наши дни весьма актуальна подготовка специалистов...