46840

Специфика обучения в дошкольном возрасте

Доклад

Педагогика и дидактика

Обучение и развитие в дошкольном возрасте С развитием ребенка меняется и характер обучения ребенка. Кро говорит о ребенке 3 лет: уже становится возможным какаято программа обучения и воспитания не школьная программа а программа самого ребенка. Раньше определенного возраста ребенка бесполезно обучать например держать ложку а позже определенного возраста это делать просто бесполезно. В педологии пользуются только нижней границей ниже известного уровня нельзя ребенка обучать тому или ному предмету.

Русский

2013-11-25

32.5 KB

19 чел.

75. Специфика обучения в дошкольном возрасте.

(Конспект по статье Выготского Л.С.«Обучение и развитие в дошкольном возрасте»)

С развитием ребенка меняется и характер обучения ребенка. Выготский выделяет следующие типы обучения:

  1.  Спонтанный тип (до 3 лет): программу обучения (речи) ребенок определяет сам
  2.  Спонтанно-реактивный тип (дошкольник): обучение занимает переходное место между 1) и 2). Ребенок делает то, что хочет сам, но делает то, чего хочет взрослый, т.е. делает то, что хочет взрослый, думая, что хочет этого сам.
  3.  Реактивный тип: ребенок обучается учителем (школьник)

Так же Выготский говорит о том, что в 3 года происходит своеобразный перелом, вследствие которого становится возможным новый тип обучения.

Кро говорит о ребенке 3 лет: уже становится возможным какая-то программа обучения и воспитания,  не школьная программа, а программа самого ребенка.

Всякое обучение связано с возрастом (важна как нижняя, так и верхняя граница). Раньше определенного возраста ребенка бесполезно обучать, например держать ложку, а позже определенного возраста это делать просто бесполезно.

Монтессори считает, что в самом развитии заложены известные периоды особо чувствительные к известным внешним воздействиям. Т.е. дети на определенном возрастном периоде наиболее чувствительны к обучению чему-то. Например, ребенку 7 лет самое время объяснять «что такое «хорошо» и что такое «плохо», потому, что именно в этом возрасте у него начинают формироваться моральные нормы.

В педологии пользуются только нижней границей (ниже известного уровня нельзя ребенка обучать тому или ному предмету).

Уровни актуального развития: для всех процессов воспитания и образования, а наиболее существенными оказываются именно находящиеся в стадии созревания и еще не созревшие к моменту обучения процессы.

Развивается сознание ребенка в целом. Изменяется отношение между отдельными психическими функциями.

В раннем возрасте ведущую роль играет восприятие  (являясь предпосылка и для памяти, и для мышления).

В дошкольном возрасте ведущую роль играет память:

В преддошкольным возрасте: для ребенка мыслить значит разбираться в видимых связях, т.е. о том, что вижу, о том и могу рассуждать.

В дошкольном же возрасте: мыслить значит разбираться в своих общих представлениях, т.е. я представляю себе, что такое 3-хэтажный дом и могу думать на эту тему.

Представление – это обобщенное воспоминание – первый отрыв от наглядного мышления.

3 момента:  

1) у ребенка нет зрелых понятий (всякое понятие, всякое значение слова означает обобщение)

наличие общих представлений предполагает уже первую ступень отвлеченного мышления.

2) совершенно перестраиваются характер интересов и потребностей ребенка. Интересы начинают определяться смыслом, который ребенок вкладывает в эту ситуацию.

3) Ребенок этого возраста переходит к совершенно новому типу деятельности, переход к новой творческой деятельности.

Дошкольный возраст – первый возраст, лишенный детской амнезии (т.к. структура сознания изменяется)

В дошкольном возрасте впервые возникают (+ складываются) этические правила и общие представления о мире.

Ребенок дошкольного возраста по своим особенностям способен к тому, чтобы начать какой-то новый цикл обучения, недоступный ему до этого (программа, которую составил взрослый + своя программа).

Программа детского сада. 2 качества:

  1.  построена на какой-то схеме, которая ведет ребенка к определенной цели, каждый год, делая определенные шаги по пути достижения этой цели.
  2.  программа самого ребенка

Требования школы к дошкольному обучению:

  1.  готовности к школе
  2.  готовности к предметному обучению
  3.  грамотности

Для того, чтобы было возможно предметное обучении, необходимо дифференцировать общее представление о том, что потом будет предметом обучения. Основная задача взрослого заключается заключается в том, чтобы подвести ребенка к науке.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

59913. «Армейский калейдоскоп» (сценарий на 23 февраля) 41.5 KB
  Ведущий 1: Февральский ветер ворошил страницы в календаре порядок наводя Потом он вдруг решил остановиться на дате 23 февраля Давным-давно был праздник установлен Что говорить традиция сильна Мальчишек поздравляем снова мы им желаем мира и добра.
59914. Seasons. The weather 44 KB
  Now I will divide you into two teams. The first team will includes the children who were born in winter and autumn. The second team will include the children who was born in summer and spring.
59915. Путешествие в мир растений. Внеклассное мероприятие для учащихся начальной школы 45.5 KB
  Предварительная подготовка: ученики экскурсоводы заранее составляют и рисуют кроссворд подбирают материал о комнатных растения имеющихся в саду подготавливают загадки для ребят распределяют роли.
59916. Внеклассное мероприятие. Викторина: Моё здоровье – в моих руках 40.5 KB
  Цели. формировать здоровый образ жизни; воспитывать общую культуру здоровья; развивать коммуникативные умения учащихся. Предварительная подготовительная работа. Подготовка вопросов викторины.
59917. В гостях у Маршака (Игровое путешествие по произведениям С.Я. Маршака) 37 KB
  Маршака В 3-4х классах Оборудование. Маршака иллюстрированные изданияч его стихов и сказок. Теперь я буду читать вам отрывки из стихов Самуила Яковлевича Маршака.
59919. Внеклассное мероприятие «Час – дружбы, вежливости и доброты» 82 KB
  Воспитательные задачи: воспитывать доброжелательность доброту; умение видеть красоту в простом и обыденном; умение дарить тепло и доброту; способствовать развитию кругозора детей умению мыслить и рассуждать; развивать у учащихся эстетические и духовно-нравственные способности..
59920. Классный час «Путешествие эрудитов» 38.5 KB
  За каждый правильный ответ команда получает 1 балл. В случае если команда ответила неправильно или не знает как отвечать то ход переходит другой команде. И эта команда за правильный ответ на этот вопрос получает 05 балла.
59921. Заседание клуба «Галактика» на планете Дружбы 52 KB
  А вы знаете песни о дружбе И можете исполнить хотя бы куплет и припев одной из них Звучит песня Вместе весело шагать по просторам дети все вместе подпевают Ведущий Молодцы Вы сказали что в доме Дружбы будет театр.