46845

Роль и место текстологии в процессах редакционно-издательской деятельности

Доклад

Журналистика, издательское дело, полиграфия и СМИ

текста 2 проверки его по первоисточникам и устранения в нем погрешностей ошибок произвольных изменений внесенных вопреки воле и замыслу автора. текста напр. текста аппарата издания. Но он не может быть признан основным чисто механически; для этого требуется изучение всех источников текста обстоятельств жизни автора всей истории текста и т.

Русский

2013-11-25

33 KB

5 чел.

Роль и место текстологии в процессах редакционно-издательской деятельности

ТЕКСТОЛОГИЯ - практическая область литературоведения, которая на основе ряда науч. филологических дисциплин разрабатывает принципы и методику установления осн. текста (2), проверки его по первоисточникам и устранения в нем погрешностей, ошибок, произвольных изменений, внесенных вопреки воле и замыслу автора. ОСНОВНОЙ ТЕКСТ - 1. Текст публикуемых в издании произведений, в отличие от доп. текста (напр., приложений) и вспом. текста (аппарата издания).2. Текстологически выверенный текст произведения, научно признанный на момент издания наиболее точным и окончательным (аутентичный, дефинитивный, канонический). Таким обычно считается текст произведения, напечатанный в последнем при жизни автора его издании. Но он не может быть признан основным чисто механически; для этого требуется изучение всех источников текста, обстоятельств жизни автора, всей истории текста и т. д. Текстология (от латинск. textum — связь слов, и греческ. lógos — слово) — прикладная филологическая дисциплина, изучающая приемы анализа текста литературных произведений в целях его критики (рецензии), исправления (эмендации) и издания (публикации). Основная задача Т. — дать правильный текст издаваемого литературного произведения. Критика текста в основном сводится к двум моментам: 1) к установлению подлинности или подложности источника, 2) к реконструкции, в случае констатирования подлинности первоначального текста, искаженного переписками и переделками и дошедшего до нас в виде разрозненных и неполных фрагментов. Сводка этого анализа всех существующих вариантов данного текста и их отношений друг к другу называется «критическим аппаратом», который в настоящее время считается необходимой принадлежностью всякого научного критического издания литературных произведений. Издание текста памятника основывается на его текстологическом изучении. Научное издание памятников практически применяет результаты текстологических исследований. И здание текста должно основываться не на сумме "филологических приемов", позволяющих легко и единообразно препарировать текст для отправки в типографию, а на всестороннем знакомстве с историей текста произведения. Только тогда, когда история текста изучена и работа по этому изучению закончена, издание текста может прийти к объективным выводам — какой текст издавать и какими приемами. Следование одним и тем же приемам при издании совершенно различных по своему характеру текстов недопустимо. Ни один текстологический принцип, ни одно правило не обладают всеобщностью, кроме единственного правила — соблюдать во всем строгую историчность и учитывать историю текста. Современная  текстология борется за объективность и стабильность изданий памятников. Объективность и стабильность изданий текстов не могут быть достигнуты только инструкциями и правилами изданий, хотя для каждого конкретного издания эти правила и инструкции совершенно необходимы. В самом деле, если в решении вопросов истории текста текстолог должен быть свободен от власти трафарета и механических способов исследования, должен быть готов к "особым случаям", то при издании текста, уже изученного, издатель текста, напротив, должен стремиться к единообразию, должен следовать определенным, строгим и простым правилам издания, но эти правила должны основываться на предварительном научном изучении истории текста. Раз выбрав и установив для своего издания на основе научного изучения истории текста определенные правила, издатель должен не отклоняться от них и не допускать неоговоренных в особых случаях исключений. При этом, чем более просты и строги будут эти правила, тем яснее будет взаимоотношение издаваемого текста и текстов рукописных. Точность издания — это в первую очередь точность функциональной зависимости издания от научных данных изучения истории текста в рукописях. Подлинная объективность и стабильность достигаются только научным исследованием, на котором уже и должны основываться все правила и инструкции, чтобы быть объективными и стабильными. Если же правила и инструкции не основаны на объективных данных научного изучения истории текста, а навязываются сверху требованиями издательств, редакторов и разного рода редакционных комиссий, исходящих из крайне субъективных "общих представлений", то внешнее единообразие таких изданий очень непрочно. Подобного рода правила и инструкции могут легко меняться. Вот почему превращение текстологии из суммы филологических приемов для издания текста в самостоятельную научную дисциплину, изучающую историю текста, обоснованно. Издание текста литературного произведения (научная эдиция) является важнейшим прикладным применением Т. С этим связана серия проблем: выбор текста, отбор произведений, их расположение, формирование справочного аппарата (сопроводительные статьи, комментарии, указатели и т. п.). Решение этих вопросов зависит от типа издания, обусловленного его назначением. Высший тип научного издания - академическое издание - характеризуется: 1) точностью текста, установленного научно; 2) полнотой состава и полным сводом редакций и вариантов; 3) научным комментарием, обобщающим результаты исследования текстов и содержащим сведения об источниках, наличии редакций, обоснования выбора текста, атрибуций, датировок и др. принятых решений; 4) научно-справочным аппаратом, обеспечивающим удобное пользование изданием для научной работы. Популярные издания перепечатывают тексты, установленные научно, но с изменением состава, расположения материала и орфографического режима. В аппарате издания лишь в минимальной степени находит отражение научно-подготовительная работа, преимущественное развитие получают др. виды комментария - историко-литературный, реальный. Основной, всегда стоящий перед публикатором вопрос о том, что считать подлинным текстом (и, как следствие — сохранять ли при публикации орфографические и пунктуационные особенности авторского письма и т.п.). Количество издательств, которые могут себе позволить подготовку текстологически выверенных книг с комментариями, неуклонно сокращается. Постоянно звучат призывы к тому, чтобы комментарии, равно как и разные редакции одного текста, были представлены в виде электронной книги с внутренними гиперссылками разных уровней. Как считают современные текстологи, в дальнейшем могут потребоваться три типа изданий классики: полный свод всех черновых редакций и вариантов с большими комментариями на CD, “рабочее” издание “на бумаге” с облегченным текстологическим аппаратом и популярное издание, где текстологический аппарат сведен к минимуму. Текстологические исследования свидетельствуют, с одной стороны, о преемственной связи с лучшими академическими традициями отечественной науки, а с другой - демонстрируют новизну подходов. Она выражается в понимании текста как специфической реальности. Текстология имеет также высокую практическую ценность, поставляя убедительные аргументы при составлении издательских проектов.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

62755. Новогодняя игрушка «Собачка» 21.32 KB
  Прежде чем начать работу правильно приготовь рабочее место. Кончил работу аккуратно убери рабочее место. Составление плана С чего начнете работу Что будете делать потом Что дальше Пословица да доске.
62756. Практична політологія. Політичний менеджмент та політичний маркетинг 37.2 KB
  Річ у тім що постійне ускладнення процесів політичного розвитку зростання ролі засобів масової інформації в суспільному житті значно посилили суспільну увагу до практичних аспектів політологічних знань.
62758. Про доброту і милосердя. Ніхто не має права ображати іншу людину 23.81 KB
  Мета: учити оцінювати вчинки дійових осібпоглиблювати уміння творчо працювати; з’ясувати зміст понять добриймилосерднийпривітний; розвивати память мисленнямовлення; формувати у дітей уявлення про тещо добрачуйна людина допомагає іншим...
62759. Здоровя - найдорожчий скарб 32.14 KB
  Мета: Допомогти усвідомити дітям що здоров’я це великий дар не тільки для людини а й для всього суспільства а сім’я осередок збереження та зміцнення здоров’я.
62761. Невербальное общение. Навыки невербального общения 16.39 KB
  Познакомить учащихся с понятием общение и его видами; Что такое общение Общение это: а поддержка взаимных отношений с кем либо с чем либо; б взаимные отношения деловая или дружеская связь; в процесс установления и развития контакта между людьми.
62763. Спряжение глагола. Неопределённая форма глагола 21.2 KB
  Цели: Закрепить умение определять спряжение глагола, распознавать неопределённую форму. Развивающие: способствовать развитию орфографической зоркости, познавательного интереса, умения сравнивать, обобщать...