46845

Роль и место текстологии в процессах редакционно-издательской деятельности

Доклад

Журналистика, издательское дело, полиграфия и СМИ

текста 2 проверки его по первоисточникам и устранения в нем погрешностей ошибок произвольных изменений внесенных вопреки воле и замыслу автора. текста напр. текста аппарата издания. Но он не может быть признан основным чисто механически; для этого требуется изучение всех источников текста обстоятельств жизни автора всей истории текста и т.

Русский

2013-11-25

33 KB

5 чел.

Роль и место текстологии в процессах редакционно-издательской деятельности

ТЕКСТОЛОГИЯ - практическая область литературоведения, которая на основе ряда науч. филологических дисциплин разрабатывает принципы и методику установления осн. текста (2), проверки его по первоисточникам и устранения в нем погрешностей, ошибок, произвольных изменений, внесенных вопреки воле и замыслу автора. ОСНОВНОЙ ТЕКСТ - 1. Текст публикуемых в издании произведений, в отличие от доп. текста (напр., приложений) и вспом. текста (аппарата издания).2. Текстологически выверенный текст произведения, научно признанный на момент издания наиболее точным и окончательным (аутентичный, дефинитивный, канонический). Таким обычно считается текст произведения, напечатанный в последнем при жизни автора его издании. Но он не может быть признан основным чисто механически; для этого требуется изучение всех источников текста, обстоятельств жизни автора, всей истории текста и т. д. Текстология (от латинск. textum — связь слов, и греческ. lógos — слово) — прикладная филологическая дисциплина, изучающая приемы анализа текста литературных произведений в целях его критики (рецензии), исправления (эмендации) и издания (публикации). Основная задача Т. — дать правильный текст издаваемого литературного произведения. Критика текста в основном сводится к двум моментам: 1) к установлению подлинности или подложности источника, 2) к реконструкции, в случае констатирования подлинности первоначального текста, искаженного переписками и переделками и дошедшего до нас в виде разрозненных и неполных фрагментов. Сводка этого анализа всех существующих вариантов данного текста и их отношений друг к другу называется «критическим аппаратом», который в настоящее время считается необходимой принадлежностью всякого научного критического издания литературных произведений. Издание текста памятника основывается на его текстологическом изучении. Научное издание памятников практически применяет результаты текстологических исследований. И здание текста должно основываться не на сумме "филологических приемов", позволяющих легко и единообразно препарировать текст для отправки в типографию, а на всестороннем знакомстве с историей текста произведения. Только тогда, когда история текста изучена и работа по этому изучению закончена, издание текста может прийти к объективным выводам — какой текст издавать и какими приемами. Следование одним и тем же приемам при издании совершенно различных по своему характеру текстов недопустимо. Ни один текстологический принцип, ни одно правило не обладают всеобщностью, кроме единственного правила — соблюдать во всем строгую историчность и учитывать историю текста. Современная  текстология борется за объективность и стабильность изданий памятников. Объективность и стабильность изданий текстов не могут быть достигнуты только инструкциями и правилами изданий, хотя для каждого конкретного издания эти правила и инструкции совершенно необходимы. В самом деле, если в решении вопросов истории текста текстолог должен быть свободен от власти трафарета и механических способов исследования, должен быть готов к "особым случаям", то при издании текста, уже изученного, издатель текста, напротив, должен стремиться к единообразию, должен следовать определенным, строгим и простым правилам издания, но эти правила должны основываться на предварительном научном изучении истории текста. Раз выбрав и установив для своего издания на основе научного изучения истории текста определенные правила, издатель должен не отклоняться от них и не допускать неоговоренных в особых случаях исключений. При этом, чем более просты и строги будут эти правила, тем яснее будет взаимоотношение издаваемого текста и текстов рукописных. Точность издания — это в первую очередь точность функциональной зависимости издания от научных данных изучения истории текста в рукописях. Подлинная объективность и стабильность достигаются только научным исследованием, на котором уже и должны основываться все правила и инструкции, чтобы быть объективными и стабильными. Если же правила и инструкции не основаны на объективных данных научного изучения истории текста, а навязываются сверху требованиями издательств, редакторов и разного рода редакционных комиссий, исходящих из крайне субъективных "общих представлений", то внешнее единообразие таких изданий очень непрочно. Подобного рода правила и инструкции могут легко меняться. Вот почему превращение текстологии из суммы филологических приемов для издания текста в самостоятельную научную дисциплину, изучающую историю текста, обоснованно. Издание текста литературного произведения (научная эдиция) является важнейшим прикладным применением Т. С этим связана серия проблем: выбор текста, отбор произведений, их расположение, формирование справочного аппарата (сопроводительные статьи, комментарии, указатели и т. п.). Решение этих вопросов зависит от типа издания, обусловленного его назначением. Высший тип научного издания - академическое издание - характеризуется: 1) точностью текста, установленного научно; 2) полнотой состава и полным сводом редакций и вариантов; 3) научным комментарием, обобщающим результаты исследования текстов и содержащим сведения об источниках, наличии редакций, обоснования выбора текста, атрибуций, датировок и др. принятых решений; 4) научно-справочным аппаратом, обеспечивающим удобное пользование изданием для научной работы. Популярные издания перепечатывают тексты, установленные научно, но с изменением состава, расположения материала и орфографического режима. В аппарате издания лишь в минимальной степени находит отражение научно-подготовительная работа, преимущественное развитие получают др. виды комментария - историко-литературный, реальный. Основной, всегда стоящий перед публикатором вопрос о том, что считать подлинным текстом (и, как следствие — сохранять ли при публикации орфографические и пунктуационные особенности авторского письма и т.п.). Количество издательств, которые могут себе позволить подготовку текстологически выверенных книг с комментариями, неуклонно сокращается. Постоянно звучат призывы к тому, чтобы комментарии, равно как и разные редакции одного текста, были представлены в виде электронной книги с внутренними гиперссылками разных уровней. Как считают современные текстологи, в дальнейшем могут потребоваться три типа изданий классики: полный свод всех черновых редакций и вариантов с большими комментариями на CD, “рабочее” издание “на бумаге” с облегченным текстологическим аппаратом и популярное издание, где текстологический аппарат сведен к минимуму. Текстологические исследования свидетельствуют, с одной стороны, о преемственной связи с лучшими академическими традициями отечественной науки, а с другой - демонстрируют новизну подходов. Она выражается в понимании текста как специфической реальности. Текстология имеет также высокую практическую ценность, поставляя убедительные аргументы при составлении издательских проектов.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

13424. ОСНОВИ РОБОТИ В ОПЕРАЦІЙНІЙ СИСТЕМІ WINDOWS 2000 4.33 MB
  ЛАБОРАТОРНА РОБОТА № 1 ОСНОВИ РОБОТИ В ОПЕРАЦІЙНІЙ СИСТЕМІ WINDOWS 2000. 1. Мета роботи Оволодіти практичними навичками правильного запуску операційної системи Windows 2000 та правильного виходу із неї ознайомитися з основними елементами інтерфейсу системи. Вивчити принц
13425. ПРОВІДНИК ОС WINDOWS 2000 469 KB
  ЛАБОРАТОРНА РОБОТА №2 ПРОВІДНИК ОС WINDOWS 2000 1. Мета роботи Ознайомитися з основними прийомами роботи у програмі Провідник€ та навчитися переміщати копіювати файли створювати папки каталоги виконувати пошук документів. 2. Задачі роботи 2.1. Освоїти робот...
13426. НАСТРОЮВАННЯ ПАНЕЛІ ЗАДАЧ, ГОЛОВНОГО МЕНЮ, РОБОТА З ЯРЛИКАМИ 4.15 MB
  ЛАБОРАТОРНА РОБОТА № 3 НАСТРОЮВАННЯ ПАНЕЛІ ЗАДАЧ ГОЛОВНОГО МЕНЮ РОБОТА З ЯРЛИКАМИ 1. Мета роботи Оволодіти навичками настроювання Панелі задач та Головного меню Windows 2000 навитися працювати з ярликами на Робочому столі. 2. Задачі роботи 2.1. Оволодіти навичкам...
13427. НАСТРОЮВАННЯ ІНТЕРФЕЙСУ ОС WINDOWS 2000 439 KB
  ЛАБОРАТОРНА РОБОТА № 4 НАСТРОЮВАННЯ ІНТЕРФЕЙСУ ОС WINDOWS 2000 1. Мета роботи Ознайомитися з можливостями настроювання інтерфейсу операційної системи Windows 2000 за допомогою програм папки Панель управління та придбати практичні навички у настроюванні елементів інтер
13428. РОБОТА У ФАЙЛОВОМУ МЕНЕДЖЕРІ WINDOWS COMMANDER 358 KB
  ЛАБОРАТОРНА РОБОТА № 5 РОБОТА У ФАЙЛОВОМУ МЕНЕДЖЕРІ WINDOWS COMMANDER 1. Мета роботи Ознайомитися з можливостями програми WINDOWS COMMANDER та придбати навички для її використання у повсякденній діяльності. 2. Задачі роботи 2.1. Освоїти роботу з файловим менеджером WINDOWS COMMAND...
13429. ПРОГРАМА АРХІВАЦІЇ WINRAR 477 KB
  ЛАБОРАТОРНА РОБОТА № 6 ПРОГРАМА АРХІВАЦІЇ WINRAR 1. Мета роботи Навчитися виконувати архівацію файлів документів і програм за допомогою програми архівації WinRAR. 2. Задачі роботи 2.1. Освоїти роботу з програмою архівації WinRAR. 2.2. Придбати практичні навички по архіва...
13430. ОБСЛУГОВУВАННЯ ДИСКІВ ПК ЗА ДОПОМОГОЮ СЛУЖБОВИХ ДОДАТКІВ 437 KB
  ЛАБОРАТОРНА РОБОТА № 7 ОБСЛУГОВУВАННЯ ДИСКІВ ПК ЗА ДОПОМОГОЮ СЛУЖБОВИХ ДОДАТКІВ 1. Мета роботи Навчитися виконувати обслуговування дисків за допомогою службових додатків ОС Windows 2000. 2. Задачі роботи Придбати практичні навички роботи із службовими дода...
13431. ФОРМУВАННЯ ТАБЛИЦЬ В ТАБЛИЧНОМУ ПРОЦЕССОРІ MICROSOFT EXCEL 1.81 MB
  МЕТОДИЧНІ ВКАЗІВКИ ДО ЛАБОРАТОРНОЇ РОБОТИ №1 ФОРМУВАННЯ ТАБЛИЦЬ В ТАБЛИЧНОМУ ПРОЦЕССОРІ MICROSOFT EXCEL 1. Мета заняття Оволодіти практичними навичками роботи в процесі формування електронних таблиць ЕТ та здійснення в них розрахунків. 2. Завдання роботи Оволо...
13432. ПОВЯЗУВАННЯ ТАБЛИЦЬ MICROSOFT EXCEL 494 KB
  МЕТОДИЧНІ ВКАЗІВКИ ДО ЛАБОРАТОРНОЇ РОБОТИ №2 ПОВЯЗУВАННЯ ТАБЛИЦЬ MICROSOFT EXCEL 1. Мета заняття Навчитись працювати і придбати практичні навички роботи з декількома пов'язаними таблицями. 2. Завдання роботи Оволодіти прийомами пов'язування електронних таблиц