46857

Роль общения в психическом развитии ребенка. Влияние дефицита общения на психическое развитие ребенка

Доклад

Психология и эзотерика

Роль общения в психическом развитии ребенка. Влияние дефицита общения на психическое развитие ребенка. Путь ребенка к вещам и к удовлетворению собственных потребностей по мнению Л. Начало его психической жизни состоит в формировании у ребенка специфически человеческой потребности в общении.

Русский

2013-11-26

33.5 KB

53 чел.

67. Роль общения в психическом развитии ребенка. Влияние дефицита общения на психическое развитие ребенка.

Путь ребенка к вещам и к удовлетворению собственных потребностей, по мнению Л.С.Выготского, всегда пролегает через отношение к другому человеку. Начало его психической жизни состоит в формировании у ребенка специфически человеческой потребности в общении.

Потребность возникает не на фоне удовлетворения органических нужд ребенка, а специально формируется в общении ребенка и взрослого.

«Дефицит общения» взрослого и ребенка в первые годы жизни приводит к значительным нарушениям в психическом развитии ребенка.

О решающей роли общения в психическом развитии ребенка свидетельствуют явления госпитализма (многочисленные симптомы нарушения поведения и задержку психического и физического развития детей, воспитывающихся в детских учреждениях). Причина госпитализма - «дефицит общения».

«Дефицит общения - прежде всего бедность эмоционального фона. В качестве синонима «госпитализма» используется термин «депривация», обозначающий потерю чего-либо, лишения из-за недостаточного удовлетворения основных психических потребностей.

Младенческий возраст.

Общение младенца со взрослыми протекает самостоятельно, вне какой-либо другой деятельности и составляет ведущую деятельность ребенка данного возраста и имеет большое значение для общего психического развития ребенка.

Социальная ситуация общей жизни ребенка с матерью приводит к возникновению непосредственно-эмоционального общения (по Д.Б. Эльконину) или ситуативно-личностного общения (по М.И. Лисиной) ребенка и матери в младенческом периоде. Для целей общения детям необходимо научиться воспринимать воздействия взрослых, и это стимулирует формирование у младенцев перцептивных действий в зрительном, слуховом и других анализаторах. Усвоенные в социальной сфере эти приобретения начинают затем использоваться и для знакомства с предметным миром, что приводит к общему значительному прогрессу когнитивных процессов у детей.

Редкие кратковременные и недостаточно эмоционально насыщенные контакты со взрослыми создают «дефицит общения. Поведение таких детей в первые месяцы характеризуется так называемым синдромом «дефицитарности ключевых сигналов». Дети начинают улыбаться в поздние сроки, причем улыбки стертые, невыраженные. Развитие эмоциональной сферы характеризуется бедностью и невыразительностью переживаний. Дети избегают зрительного и эмоционального контакта со взрослым, напрягаются и отстраняются, когда их берут на руки. Из-за слабой чувствительности к отношению взрослого в определенной мере тормозятся развитие познавательной деятельности младенцев, овладение ими предметными манипуляциями и, в конечном счете, их общее психическое развитие. На протяжении младенчества у детей не формируется положительное самоощущение, переживание свое значимости для окружающих взрослых, открытость людям и окружающему миру. Наблюдается пассивная позиция, отсутствие уверенности в себе, требовательности к окружающим, задержки в становлении субъективного отношения к самому себе и замедленное и неполноценное развитие активности как личностного новообразования. Не происходит своевременное становление потребности в сотрудничестве со взрослым и ситуативно-деловом общении.

Ранний возраст.

Дети, лишенные родительского внимания, не проявляют интерес к своему телу и телесным переживаниям. Общая двигательная заторможенность или расторможенность - импульсивность, тики, навязчивые действия и т.д.

Несформированность навыков общения. У ребенка нет острой необходимости в активной речи: он овладевает ею медленно, с задержками, по мере усложнения жизнедеятельности и общения со взрослыми, возникает значительный временной разрыв между пониманием речи и моментом активного овладения ею.

На рубеже раннего и дошкольного детства в полном объеме и соответствующей форме центральное новообразование возраста – «Я-сам» не складывается: отношение к предметному миру, к другим людям, к себе оказываются не сформированными. Предметные действия развиваются медленными темпами, становясь с возрастом все менее импульсивными, бесцельными, неспецифическими.

Дошкольный возраст.

Задержки в психомоторном развитии, снижение общей познавательной активности. Отставание в области развития восприятия; мышления (обобщения и классификации у детей носят синкретический характер, в области счета не сформирован ряд представлений и действий, дети затрудняются в счете, не представляют какие единицы измерения используются для определения пространства и времени и т.д.); памяти (отставание в плане формирования функции опосредования); внимания (отставание его произвольной функции), воображение (наличие репродуктивной позиции и стереотипной интерпретации проективного материала); речевого развития (несформированность фонематического слуха, неграмотность, косноязычие).

В общей характеристике эмоционального статуса отмечаются высокая тревожность и в большинстве случаев агрессивные тенденции, одиночество, страхи.

Для детей с «дефицитом общения» эмоционально нестабильное положение ведет к нарушению аффективно-личностных отношений. По наблюдению Д.И. Фельдштейна отношение ко взрослым у таких детей определяется практической полезностью последнего в жизни ребенка.

Ограниченность круга контактов препятствует формированию продуктивных навыков общения со сверстниками и взрослыми, установлению и значимости дружеских связей, затрудняет формирование адекватной картины мира. Что в свою очередь оказывается существенным препятствием на пути их адаптации и интеграции в более широко социуме.

Отсутствие эмпатии. Дж. Боулби назвал таких детей «личностями, лишенными любви», так как многие из них оказывались неспособными установить в дальнейшей жизни глубокие отношения привязанности и завязать с другим человеком любящие, продолжительные отношения. Поскольку у них не развилась способность к близким связям в течение нормального раннего периода. Во взрослой жизни из отношения остаются поверхностными.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

68321. Механизм функционирования финансового менеджмента и его место в системе управления организацией 160 KB
  Рассмотреть цели, задачи и принципы финансового менеджмента; определить базовые концепции и функции финансового менеджмента; установить сущность и структуру финансового менеджмента; выявить место финансового менеджмента в системе управления организацией и механизмы его функционирования.
68322. Функції мікрофлори ШКТ, можливі порушення, профілактика 128.5 KB
  Життєдіяльність людини не можлива без нормального функціонування єдиного екологічного комплексу макро- і мікроорганізму. За останні 20-30 років зросла кількість різних патологічних станів, в основі яких є порушення нормального мікробіоценозу організму людини – дисбактеріоз.
68324. Транспозон. Типи транспозонів та механізми їх пересування 36.5 KB
  Мобільні генетичні елементи за типом транспозиції можна поділити на два класи: ДНК-транспозони які застосовують метод вирізати й вставити та ретротранспозони пересування яких має в своєму алгоритмі синтез РНК з ДНК та подальшим зворотнім синтезом ДНК з молекули РНК тобто метод копіювати й вставити.
68325. УЧЕБНЫЙ ПЛАН 32 KB
  В ответ нам покажут один максимум три листика с аккуратным указанием количества часов по каждому предмету в каждом классе. То есть практически учебный план сетка часов. Учебный план должен состоять из двух частей: объяснительная записка и сетка часов.
68326. УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА 74.5 KB
  Нормативный текст определяющий цели ценности образования учебный план учебные программы педагогические технологии и методики их практической реализации и определения результата. Организационно-управленческое знание позволяющее реализовать принцип личностной ориентации...
68327. Учебник. Учебный материал 66 KB
  Как известно содержание единицы учебника параграфы главы характеризуется следующими параметрами: структурная сложность число разнородных единиц элементов их иерархия связи и отношения; содержательная сложность категория цели; информативность степень изменения тезауруса учебника...
68328. Формы, уровни, содержание и участники процесса правового обучения 236 KB
  Формы и уровни содержание гражданско-правового юридического образования право как обучение. Формы и уровни содержание гражданско-правового образования право как предмет обучения. Уровни образования. Законодатель допускает возможность получения образования в следующих формах каждая из которых есть особый способ...
68329. Управление и нормативно-правовое регулирование в области правого обучения 166 KB
  Нормативно-правовые акты регламентирующие процесс обучения. Муниципальная система образования это территориально обособленная и относительно самостоятельная часть системы образования республики взаимосвязанная с другими аналогичными частями.