46857

Роль общения в психическом развитии ребенка. Влияние дефицита общения на психическое развитие ребенка

Доклад

Психология и эзотерика

Роль общения в психическом развитии ребенка. Влияние дефицита общения на психическое развитие ребенка. Путь ребенка к вещам и к удовлетворению собственных потребностей по мнению Л. Начало его психической жизни состоит в формировании у ребенка специфически человеческой потребности в общении.

Русский

2013-11-26

33.5 KB

53 чел.

67. Роль общения в психическом развитии ребенка. Влияние дефицита общения на психическое развитие ребенка.

Путь ребенка к вещам и к удовлетворению собственных потребностей, по мнению Л.С.Выготского, всегда пролегает через отношение к другому человеку. Начало его психической жизни состоит в формировании у ребенка специфически человеческой потребности в общении.

Потребность возникает не на фоне удовлетворения органических нужд ребенка, а специально формируется в общении ребенка и взрослого.

«Дефицит общения» взрослого и ребенка в первые годы жизни приводит к значительным нарушениям в психическом развитии ребенка.

О решающей роли общения в психическом развитии ребенка свидетельствуют явления госпитализма (многочисленные симптомы нарушения поведения и задержку психического и физического развития детей, воспитывающихся в детских учреждениях). Причина госпитализма - «дефицит общения».

«Дефицит общения - прежде всего бедность эмоционального фона. В качестве синонима «госпитализма» используется термин «депривация», обозначающий потерю чего-либо, лишения из-за недостаточного удовлетворения основных психических потребностей.

Младенческий возраст.

Общение младенца со взрослыми протекает самостоятельно, вне какой-либо другой деятельности и составляет ведущую деятельность ребенка данного возраста и имеет большое значение для общего психического развития ребенка.

Социальная ситуация общей жизни ребенка с матерью приводит к возникновению непосредственно-эмоционального общения (по Д.Б. Эльконину) или ситуативно-личностного общения (по М.И. Лисиной) ребенка и матери в младенческом периоде. Для целей общения детям необходимо научиться воспринимать воздействия взрослых, и это стимулирует формирование у младенцев перцептивных действий в зрительном, слуховом и других анализаторах. Усвоенные в социальной сфере эти приобретения начинают затем использоваться и для знакомства с предметным миром, что приводит к общему значительному прогрессу когнитивных процессов у детей.

Редкие кратковременные и недостаточно эмоционально насыщенные контакты со взрослыми создают «дефицит общения. Поведение таких детей в первые месяцы характеризуется так называемым синдромом «дефицитарности ключевых сигналов». Дети начинают улыбаться в поздние сроки, причем улыбки стертые, невыраженные. Развитие эмоциональной сферы характеризуется бедностью и невыразительностью переживаний. Дети избегают зрительного и эмоционального контакта со взрослым, напрягаются и отстраняются, когда их берут на руки. Из-за слабой чувствительности к отношению взрослого в определенной мере тормозятся развитие познавательной деятельности младенцев, овладение ими предметными манипуляциями и, в конечном счете, их общее психическое развитие. На протяжении младенчества у детей не формируется положительное самоощущение, переживание свое значимости для окружающих взрослых, открытость людям и окружающему миру. Наблюдается пассивная позиция, отсутствие уверенности в себе, требовательности к окружающим, задержки в становлении субъективного отношения к самому себе и замедленное и неполноценное развитие активности как личностного новообразования. Не происходит своевременное становление потребности в сотрудничестве со взрослым и ситуативно-деловом общении.

Ранний возраст.

Дети, лишенные родительского внимания, не проявляют интерес к своему телу и телесным переживаниям. Общая двигательная заторможенность или расторможенность - импульсивность, тики, навязчивые действия и т.д.

Несформированность навыков общения. У ребенка нет острой необходимости в активной речи: он овладевает ею медленно, с задержками, по мере усложнения жизнедеятельности и общения со взрослыми, возникает значительный временной разрыв между пониманием речи и моментом активного овладения ею.

На рубеже раннего и дошкольного детства в полном объеме и соответствующей форме центральное новообразование возраста – «Я-сам» не складывается: отношение к предметному миру, к другим людям, к себе оказываются не сформированными. Предметные действия развиваются медленными темпами, становясь с возрастом все менее импульсивными, бесцельными, неспецифическими.

Дошкольный возраст.

Задержки в психомоторном развитии, снижение общей познавательной активности. Отставание в области развития восприятия; мышления (обобщения и классификации у детей носят синкретический характер, в области счета не сформирован ряд представлений и действий, дети затрудняются в счете, не представляют какие единицы измерения используются для определения пространства и времени и т.д.); памяти (отставание в плане формирования функции опосредования); внимания (отставание его произвольной функции), воображение (наличие репродуктивной позиции и стереотипной интерпретации проективного материала); речевого развития (несформированность фонематического слуха, неграмотность, косноязычие).

В общей характеристике эмоционального статуса отмечаются высокая тревожность и в большинстве случаев агрессивные тенденции, одиночество, страхи.

Для детей с «дефицитом общения» эмоционально нестабильное положение ведет к нарушению аффективно-личностных отношений. По наблюдению Д.И. Фельдштейна отношение ко взрослым у таких детей определяется практической полезностью последнего в жизни ребенка.

Ограниченность круга контактов препятствует формированию продуктивных навыков общения со сверстниками и взрослыми, установлению и значимости дружеских связей, затрудняет формирование адекватной картины мира. Что в свою очередь оказывается существенным препятствием на пути их адаптации и интеграции в более широко социуме.

Отсутствие эмпатии. Дж. Боулби назвал таких детей «личностями, лишенными любви», так как многие из них оказывались неспособными установить в дальнейшей жизни глубокие отношения привязанности и завязать с другим человеком любящие, продолжительные отношения. Поскольку у них не развилась способность к близким связям в течение нормального раннего периода. Во взрослой жизни из отношения остаются поверхностными.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

24442. Преобразование Лапласа, Представление дискретной информации и способы ее отображения 93.5 KB
  Система команд однокристальной ЭВМ и способы адресации операндов Команда процессора код определяющий действие устройства при выполнении заданных операций фций. Способ адресации способ указания положения данных над которыми производятся операция адресация операндов либо способ определения точки перехода в командах передачи управления адресация переходов. При формировании команды один и тот же код операции может использоваться при различных способах адресации Пример на системе команд MCS51. Элементы в квадратных скобках могут...
24443. Параллельный и последовательный порты ЭВМ. Теорема Котельникова 279 KB
  Последовательный порт может работать в 4х режимах: В режиме 0 информация передается и принимается через ввод приемника RxD. В режиме 1 информация передается через выход передатчика TxD и принимается через вход приемника RxD В режиме 2 информация передается через выход передатTxD принимается через вход приемника RxD. Частота приема и передачи в режиме 2 задается программно и может быть равна fBQ 32 или fno 64. Режим 3 полностью идентичен режиму 2 за исключением параметров частоты приема и передачи которые в режиме 3 задаются Т С 1.
24444. Энтропия источника информации 179 KB
  Энтропия источника информации. Источник информации можно представить в виде случайной величины X принимающей одно из конечного числа возможных значений {1 2 ј m} с вероятностью pi pi вероятность того что X = i.Теорема Шеннона Если имеется источник информации с энтропией Нх и канал связи с пропускной способностью С то если С HX то всегда можно закодировать достаточно длинное сообщение таким образом что оно будет передано без задержек. Если же напротив С HX то передача информации без задержек невозможна.
24445. Технология сжатия информационных данных (Алгоритмы Шеннона-Фано, Хаффмана) 182 KB
  Выполнив выше сказанное для всех символов получим: C = 00 2 бита A = 0100 4 бита D = 0101 4 бита F = 011 3 бита B = 10 2 бита E = 11 2 бита Каждый символ изначально представлялся 8ю битами один байт и так как мы уменьшили число битов необходимых для представления каждого символа мы следовательно уменьшили размер выходного файла. Из этих комбинаций лишь 2 по длиннее равны 8 битам. Поэтому для дискретного управления в реальном масштабе времени наличие в системе команд операций...
24446. Цепи Маркова. Стационарное распределение вероятностей цепи Маркова 101.5 KB
  Марковские процессы это процессы которые в будущем и прошлом при фиксированном настоящем являются независимыми. Рассмотрим некоторый вероятностный процесс . Пространство X называют пространством состояний а его элементы называются состоянием процесса. Считаем что пространство состояний X состоит из неотрицательных целых чисел из этого следует что процесс дискретный.
24447. Цепь Маркова с непрерывным временем 240 KB
  Простейшая операция сложения используется в АЛУ для инкрементирования содержимого регистров продвижения регистрауказателя данных и автоматического вычисления следующего адреса РПП. В АЛУ выполняется 51 различная операция пересылки или преобразования этих данных. Так как используется 11 режимов адресации 7 для данных и 4 для адресов то путем комбинирования операция режим адресации базовое число команд 111 расширяется до 255 из 256 возможных при однобайтном коде операции. Память программ и память данных размещенные на кристалле МК5...
24448. Сущность метода статистических испытаний 193.5 KB
  Формат команды во многом определяется способом адресации операнда находящего в оперативной памяти длиной используемого непосредственного операнда а также наличием и длиной смещения используемого при относительных режимах адресации. Непосредственная адресация предполагает что операнд занимает одно из полей команды и следовательно выбирается из оперативной памяти одновременно с ней. Прямая адресация предполагает что эффективный адрес является частью команды. Так как ЭА состоит из 16 разрядов то и соответствующее поле команды должно...
24449. Пуассоновский процесс 218.5 KB
  б операционное устройство как преобразователь дискретной информации. Запоминающим устройством накопителем называется устройство предназначенное для хранения множества элементов информации и снабжённое средствами селекции обеспечивающего запись и или чтение заданного элемента информации. Устройством вводавывода называется устройство предназначенное для чтения информации с носителя и или записи информации на носитель путём преобразования электрических сигналов в сигналы иной физической природы т. передача информации из одной среды в...
24450. Система М/М/1 218 KB
  По способу передачи информации: параллельные последовательные и параллельнопоследовательные. По режиму передачи информации: симплексный режим передача только в одном направлении; дуплексный режим двусторонняя одновременная передача; полудуплексный режим двусторонняя передача но в разные моменты времени. Параллельные интерфейсы обеспечивают высокую пропускную способность которая измеряется количеством битов информации в единицу времени обычно в секунду. Тип передаваемой информации указывается сообщается приемному устройству...