46857

Роль общения в психическом развитии ребенка. Влияние дефицита общения на психическое развитие ребенка

Доклад

Психология и эзотерика

Роль общения в психическом развитии ребенка. Влияние дефицита общения на психическое развитие ребенка. Путь ребенка к вещам и к удовлетворению собственных потребностей по мнению Л. Начало его психической жизни состоит в формировании у ребенка специфически человеческой потребности в общении.

Русский

2013-11-26

33.5 KB

59 чел.

67. Роль общения в психическом развитии ребенка. Влияние дефицита общения на психическое развитие ребенка.

Путь ребенка к вещам и к удовлетворению собственных потребностей, по мнению Л.С.Выготского, всегда пролегает через отношение к другому человеку. Начало его психической жизни состоит в формировании у ребенка специфически человеческой потребности в общении.

Потребность возникает не на фоне удовлетворения органических нужд ребенка, а специально формируется в общении ребенка и взрослого.

«Дефицит общения» взрослого и ребенка в первые годы жизни приводит к значительным нарушениям в психическом развитии ребенка.

О решающей роли общения в психическом развитии ребенка свидетельствуют явления госпитализма (многочисленные симптомы нарушения поведения и задержку психического и физического развития детей, воспитывающихся в детских учреждениях). Причина госпитализма - «дефицит общения».

«Дефицит общения - прежде всего бедность эмоционального фона. В качестве синонима «госпитализма» используется термин «депривация», обозначающий потерю чего-либо, лишения из-за недостаточного удовлетворения основных психических потребностей.

Младенческий возраст.

Общение младенца со взрослыми протекает самостоятельно, вне какой-либо другой деятельности и составляет ведущую деятельность ребенка данного возраста и имеет большое значение для общего психического развития ребенка.

Социальная ситуация общей жизни ребенка с матерью приводит к возникновению непосредственно-эмоционального общения (по Д.Б. Эльконину) или ситуативно-личностного общения (по М.И. Лисиной) ребенка и матери в младенческом периоде. Для целей общения детям необходимо научиться воспринимать воздействия взрослых, и это стимулирует формирование у младенцев перцептивных действий в зрительном, слуховом и других анализаторах. Усвоенные в социальной сфере эти приобретения начинают затем использоваться и для знакомства с предметным миром, что приводит к общему значительному прогрессу когнитивных процессов у детей.

Редкие кратковременные и недостаточно эмоционально насыщенные контакты со взрослыми создают «дефицит общения. Поведение таких детей в первые месяцы характеризуется так называемым синдромом «дефицитарности ключевых сигналов». Дети начинают улыбаться в поздние сроки, причем улыбки стертые, невыраженные. Развитие эмоциональной сферы характеризуется бедностью и невыразительностью переживаний. Дети избегают зрительного и эмоционального контакта со взрослым, напрягаются и отстраняются, когда их берут на руки. Из-за слабой чувствительности к отношению взрослого в определенной мере тормозятся развитие познавательной деятельности младенцев, овладение ими предметными манипуляциями и, в конечном счете, их общее психическое развитие. На протяжении младенчества у детей не формируется положительное самоощущение, переживание свое значимости для окружающих взрослых, открытость людям и окружающему миру. Наблюдается пассивная позиция, отсутствие уверенности в себе, требовательности к окружающим, задержки в становлении субъективного отношения к самому себе и замедленное и неполноценное развитие активности как личностного новообразования. Не происходит своевременное становление потребности в сотрудничестве со взрослым и ситуативно-деловом общении.

Ранний возраст.

Дети, лишенные родительского внимания, не проявляют интерес к своему телу и телесным переживаниям. Общая двигательная заторможенность или расторможенность - импульсивность, тики, навязчивые действия и т.д.

Несформированность навыков общения. У ребенка нет острой необходимости в активной речи: он овладевает ею медленно, с задержками, по мере усложнения жизнедеятельности и общения со взрослыми, возникает значительный временной разрыв между пониманием речи и моментом активного овладения ею.

На рубеже раннего и дошкольного детства в полном объеме и соответствующей форме центральное новообразование возраста – «Я-сам» не складывается: отношение к предметному миру, к другим людям, к себе оказываются не сформированными. Предметные действия развиваются медленными темпами, становясь с возрастом все менее импульсивными, бесцельными, неспецифическими.

Дошкольный возраст.

Задержки в психомоторном развитии, снижение общей познавательной активности. Отставание в области развития восприятия; мышления (обобщения и классификации у детей носят синкретический характер, в области счета не сформирован ряд представлений и действий, дети затрудняются в счете, не представляют какие единицы измерения используются для определения пространства и времени и т.д.); памяти (отставание в плане формирования функции опосредования); внимания (отставание его произвольной функции), воображение (наличие репродуктивной позиции и стереотипной интерпретации проективного материала); речевого развития (несформированность фонематического слуха, неграмотность, косноязычие).

В общей характеристике эмоционального статуса отмечаются высокая тревожность и в большинстве случаев агрессивные тенденции, одиночество, страхи.

Для детей с «дефицитом общения» эмоционально нестабильное положение ведет к нарушению аффективно-личностных отношений. По наблюдению Д.И. Фельдштейна отношение ко взрослым у таких детей определяется практической полезностью последнего в жизни ребенка.

Ограниченность круга контактов препятствует формированию продуктивных навыков общения со сверстниками и взрослыми, установлению и значимости дружеских связей, затрудняет формирование адекватной картины мира. Что в свою очередь оказывается существенным препятствием на пути их адаптации и интеграции в более широко социуме.

Отсутствие эмпатии. Дж. Боулби назвал таких детей «личностями, лишенными любви», так как многие из них оказывались неспособными установить в дальнейшей жизни глубокие отношения привязанности и завязать с другим человеком любящие, продолжительные отношения. Поскольку у них не развилась способность к близким связям в течение нормального раннего периода. Во взрослой жизни из отношения остаются поверхностными.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

7430. Развитие представлений о речи в работах Л.С. Выготского и Ж. Пиаже 127 KB
  Развитие представлений о речи в работах Л.С. Выготского и Ж. Пиаже ВВЕДЕНИЕ Прежде чем приступить к рассмотрению дискутирующих теорий необходимо понять, что же такое речь и почему она...
7431. Формирование кадрового резерва в государственных органах власти РТ (на примере Министерства труда, занятости и социальной защиты РТ) 212 KB
  Введение Формирование новой модели государственного управления, реформирование государственной службы России и ее аппарата невозможны без существенного обновления руководящих кадров, без наполнения органов государственной власти лицами, способными н...
7432. Рассмотрение стратегического подхода к управлению человеческими ресурсами в российских и зарубежных компаниях 148.52 KB
  Введение Актуальность. Глобализация и переход к новой экономической парадигме - экономике знаний - оказали существенное воздействие на менеджмент XXI века. Его основными отличительными особенностями стали гуманизация управления, переход к плоской ор...
7433. Разработка системы связи для передачи непрерывных сообщений дискретными сигналами 842.5 KB
  Разработка системы связи для передачи непрерывных сообщений дискретными сигналами Введение. Теория электрической связи (ТЭС), можно сказать, является первым специальным курсом, который ведет к дальнейшему изучению специальности. ТЭС - неотъемл...
7434. Оценка экологического риска при авариях на магистральных нефтепроводах 186.5 KB
  Оценка экологического риска при авариях на магистральных нефтепроводах ЗАДАНИЕ 1. Исходные данные к проекту: Общая характеристика населенного пункта Оценка факторов, определяющих величину ущерба ОПС при авариях на нефтепроводах О...
7435. Охрана труда. Требования, охрана и гигиена охрана труда 93.81 KB
  Содержание Тема Охрана труда. Общие положения. Тема Требования охраны труда. Тема Организация охраны труда. Тема Гигиена труда. Тема Меры борьбы производственным шумом и вибрацией. Тема Расчет зон при взрывах газовоздушных (ГВС) и ...
7436. Правовой статус субъектов РФ. Положение субъектного состава РФ 154.5 KB
  Введение Возникшая в результате победы Октябрьской революции Российская Советская республика являлась унитарным государством. Однако многонациональность России и провозглашение советской властью права нации на самоопределение активизировали тенденци...
7437. Техніко-криміналістичне дослідження грошових знаків 141 KB
  Техніко-криміналістичне дослідження грошових знаків ВСТУП Гроші - це особливий товар, що виконує роль всезагального еквіваленту. Вони є необхідним атрибутом будь-якого суспільства і характерізують певну стадію його розвитку....
7438. Проектирование привода к ленточному конвейеру с одноступенчатым цилиндрическим редуктором 508.42 KB
  Проектирование привода к ленточному конвейеру с одноступенчатым цилиндрическим редуктором Оглавление Введение. Кинематический и силовой расчет привода. Определение общего КПД привода. Определение мощности электродвигателя и подбор ...