46866

Учебная деятельность как ведущая деятельность в младшем школьном возрасте

Доклад

Психология и эзотерика

Учебная деятельность как ведущая деятельность в младшем школьном возрасте. Учебная деятельность это деятельность непосредственно направленная на усвоение знаний и умений выработанных человечеством. Учебная деятельность является ведущей деятельностью в младшем школьном возрасте она опосредует всю систему отношений ребенка с обществом в ней формируются не только отдельные психические качества но и личность младшего школьника в целом. Предметом изменений в учебной деятельности становится сам ребенок сам субъект осуществляющий эту...

Русский

2013-11-26

34 KB

0 чел.

78.  Учебная деятельность как ведущая деятельность в младшем школьном возрасте.

Учебная деятельность – это деятельность, непосредственно направленная на усвоение знаний и умений, выработанных человечеством.

Учебная деятельность является ведущей деятельностью в младшем школьном возрасте, она опосредует всю систему отношений ребенка с обществом, в ней формируются не только отдельные психические качества, но и личность младшего школьника в целом.

Предметом изменений в учебной деятельности становится сам ребенок, сам субъект, осуществляющий эту деятельность. Впервые субъект сам для себя выступает как самоизменяющийся.

Учебная деятельность сложна по структуре и к началу школьного обучения только начинает складываться.

В структуру учебной деятельности входят:

  1.  Учебные мотивы – мотивы учебы могут быть социальными («учусь, чтобы меня  одобряли») и учебно-познавательные («хочу все знать»).
    1.  Учебная задача - это то, что ученик должен освоить. По определению В.В. Давыдова, учебной называется такая задача, которая вынуждает ученика искать общий способ решения всех задач данного типа. Так, например, ребенка попросят найти соотношение двух величин: Т ? А, при условии, что Т = А - У. При решении подобных задач ребенок сначала овладевает общим способом, а затем применяет его к частным задачам.
    2.  Учебное действие - это изменения учебного материала, необходимые для его освоения учеником, это то, что ученик должен сделать, чтобы обнаружить свойства того предмета, который он изучает. (например, ребенок сначала должен преобразовать условия задачи так, чтобы обнаружить всеобщие отношения в учебном материале; представить их в графической или буквенной форме. Дальнейшее преобразование модели позволит ребенку изучать свойства объекта в "чистом" виде)
    3.  Действие контроля - это указание на то, правильно ли ученик осуществляет действие, соответствующее образцу. В процессе становления учебной деятельности ребенок переходит от внешнего контроля со стороны взрослого к самоконтролю.
    4.  Действие оценки - определение того, достиг ли ученик результата или нет. По ходу обучения оценка переходит на уровень самооценки, которая бывает адекватной и неадекватной, глобальной и дифференцированной, прогнозирующей и итоговой.

Процесс развития учебной деятельности - это процесс передачи от учителя к ученику отдельных ее звеньев.

Что влияет на учебную деятельность или «трудности в учебе могут быть вызваны»:

  1.  несформированностью отдельных элементов учебной деятельности (позиции школьника, познавательной мотивации и др.)
  2.  недостаточным развитием произвольности, низким уровнем памяти, внимания, зависимостью от взрослых
  3.  неумением или невозможностью приспособиться к темпу школьной жизни, личностными нарушениями, направленностью на другие, внешкольные интересы.

Дополнительно:

В истории развития образования В.В. Давыдов различает две теории учения:
А) Ассоциативно-рефлекторная теория опирается на понятия ассоциации, рефлекса и формулу S - R. Согласно этой теории, элементарные научные понятия формируется на основе запечатления сенсорных впечатлений, их сравнения между собой, выделения общих свойств и обозначения их с помощью слова.

Б) Деятельностная теория учения опирается на понятия "действие", "задача", "решение задачи". По определению В.В. Давыдова, действие предполагает преобразование субъектом того или иного объекта. Задача - это цель, представленная в конкретных условиях своего достижения. Решение задачи - это поиск субъектом того действия, с помощью которого можно так преобразовать условия задачи, чтобы достигнуть требуемой цели.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

36264. Информационные технологии поиска информации 274.5 KB
  Информационные технологии поиска информации Поиск информации: основные понятия виды и формы организации Поиск информации или информационный поиск представляет один из основных информационных процессов. Цели возможности и характер поиска всегда зависели от наличия информации её важности и доступности а также средств организации поиска. Цель любого поиска заключается в потребности необходимости или желании находить различные виды информации способствующие получению лицом осуществляющим поиск нужных ему сведений знаний и т. Это...
36265. Интерфейсы ИПС. Особенности ИПС глобальных сетей. Поиск в Internet 142.5 KB
  Глобальные поисковые системы в отличие от локальных стремятся объять необъятное по возможности наиболее полно описать ресурсы всего информационного пространства сети Интернет. Следует отметить что поисковые системы WWW весьма оперативно индексируют группы новостей и содержат информацию о статьях реально существующих в сети. Локальные и глобальные сети Internet В зависимости от удаленности компьютеров сети условно разделяют на локальные и глобальные. Произвольная глобальная сеть может включать другие глобальные сети локальные сети а также...
36266. Технологии обработки информации. Распределенная обработка информации. Системы централизованной обработки информации 43 KB
  Технологии обработки информации. Системы централизованной обработки информации. Информационная технология обработки данных предназначена для решения хорошо структурированных задач по которым имеются необходимые входные данные и известны алгоритмы и другие стандартные процедуры их обработки. Режим реализации технологии зависит от объемновременных особенностей решаемых задач: периодичности и срочности требований к быстроте обработки сообщений а также от режимных возможностей технических средств и в первую очередь ЭВМ.
36267. Системы распределенной обработки информации 99 KB
  Возможность взаимодействия вычислительных систем при реализации распределенной обработки информации определяют как их способность к совместному использованию данных или к совместной работе с использованием стандартных интерфейсов. Распределённые системы обработки данных В современных сетевых информационных технологиях всё чаще используют распределённую обработку данных. Под распределённой обработкой данных понимают обработку приложений несколькими территориально разделёнными ЭВМ. При этом в приложениях связанных с обработкой базы данных...
36270. Система, её характеристика. Теоретико-множественное представление. Механизмы формирования взаимодействия элементов системы 73 KB
  Механизмы формирования взаимодействия элементов системы. Свойства системы: Целостность и членимость: Систему S всегда можно расчленить на элементы подсистемы 1го уровня которые в свою очередь можно разделить на элементы 2го уровня и т. Организация системы это упорядочение структурирование элементов и связей системы в пространстве и времени. иерархическая сетевая кольцевая...
36271. Количественные и качественные методы описания систем 58.5 KB
  Методы описания систем классифицируются в порядке возрастания формализованности от качественных методов до количественного систематизирования. Между этими крайними классами методов имеются методы которые стремятся охватить оба этапа среди них: кибернетический подход к разработке адаптивных систем управления проектирования принятия решений информационный подход моделирования систем системно структурный подход метод ситуационного моделирования и метод имитационного динамического моделирования. Качественные методы описания...
36272. Информационные потоки в системе управления 76 KB
  Информационные потоки в системе управления Повышение эффективности производства повышение качества выпускаемой продукции переход к выпуску новой продукции связано прежде всего с решением проблем управления производственными ресурсами: материальными технологическими финансовыми кадровыми. Применение наиболее эффективных форм управления производством неразрывно связано с активным использованием информационного пространства предприятия состояние которого определяется специфическим видом ресурсного обеспечения производства информационным...