46866

Учебная деятельность как ведущая деятельность в младшем школьном возрасте

Доклад

Психология и эзотерика

Учебная деятельность как ведущая деятельность в младшем школьном возрасте. Учебная деятельность это деятельность непосредственно направленная на усвоение знаний и умений выработанных человечеством. Учебная деятельность является ведущей деятельностью в младшем школьном возрасте она опосредует всю систему отношений ребенка с обществом в ней формируются не только отдельные психические качества но и личность младшего школьника в целом. Предметом изменений в учебной деятельности становится сам ребенок сам субъект осуществляющий эту...

Русский

2013-11-26

34 KB

0 чел.

78.  Учебная деятельность как ведущая деятельность в младшем школьном возрасте.

Учебная деятельность – это деятельность, непосредственно направленная на усвоение знаний и умений, выработанных человечеством.

Учебная деятельность является ведущей деятельностью в младшем школьном возрасте, она опосредует всю систему отношений ребенка с обществом, в ней формируются не только отдельные психические качества, но и личность младшего школьника в целом.

Предметом изменений в учебной деятельности становится сам ребенок, сам субъект, осуществляющий эту деятельность. Впервые субъект сам для себя выступает как самоизменяющийся.

Учебная деятельность сложна по структуре и к началу школьного обучения только начинает складываться.

В структуру учебной деятельности входят:

  1.  Учебные мотивы – мотивы учебы могут быть социальными («учусь, чтобы меня  одобряли») и учебно-познавательные («хочу все знать»).
    1.  Учебная задача - это то, что ученик должен освоить. По определению В.В. Давыдова, учебной называется такая задача, которая вынуждает ученика искать общий способ решения всех задач данного типа. Так, например, ребенка попросят найти соотношение двух величин: Т ? А, при условии, что Т = А - У. При решении подобных задач ребенок сначала овладевает общим способом, а затем применяет его к частным задачам.
    2.  Учебное действие - это изменения учебного материала, необходимые для его освоения учеником, это то, что ученик должен сделать, чтобы обнаружить свойства того предмета, который он изучает. (например, ребенок сначала должен преобразовать условия задачи так, чтобы обнаружить всеобщие отношения в учебном материале; представить их в графической или буквенной форме. Дальнейшее преобразование модели позволит ребенку изучать свойства объекта в "чистом" виде)
    3.  Действие контроля - это указание на то, правильно ли ученик осуществляет действие, соответствующее образцу. В процессе становления учебной деятельности ребенок переходит от внешнего контроля со стороны взрослого к самоконтролю.
    4.  Действие оценки - определение того, достиг ли ученик результата или нет. По ходу обучения оценка переходит на уровень самооценки, которая бывает адекватной и неадекватной, глобальной и дифференцированной, прогнозирующей и итоговой.

Процесс развития учебной деятельности - это процесс передачи от учителя к ученику отдельных ее звеньев.

Что влияет на учебную деятельность или «трудности в учебе могут быть вызваны»:

  1.  несформированностью отдельных элементов учебной деятельности (позиции школьника, познавательной мотивации и др.)
  2.  недостаточным развитием произвольности, низким уровнем памяти, внимания, зависимостью от взрослых
  3.  неумением или невозможностью приспособиться к темпу школьной жизни, личностными нарушениями, направленностью на другие, внешкольные интересы.

Дополнительно:

В истории развития образования В.В. Давыдов различает две теории учения:
А) Ассоциативно-рефлекторная теория опирается на понятия ассоциации, рефлекса и формулу S - R. Согласно этой теории, элементарные научные понятия формируется на основе запечатления сенсорных впечатлений, их сравнения между собой, выделения общих свойств и обозначения их с помощью слова.

Б) Деятельностная теория учения опирается на понятия "действие", "задача", "решение задачи". По определению В.В. Давыдова, действие предполагает преобразование субъектом того или иного объекта. Задача - это цель, представленная в конкретных условиях своего достижения. Решение задачи - это поиск субъектом того действия, с помощью которого можно так преобразовать условия задачи, чтобы достигнуть требуемой цели.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

2711. Энергетика: вчера, сегодня, завтра 34.55 KB
  Деловая игра телемост, Энергетика, вчера, сегодня, завтра Цель, развитие экономического и экологического мышления учащихся на основе межпредметной интеграции учебных предметов географии, экологии, литературы, немецкого языка. Суть игры: Иг...
2712. День защиты Земли 136.24 KB
  День защиты Земли Цель занятия: Сформировать представление о различных типах корневых систем растений. Закрепить знания о почве, как о факторе, необходимом для жизни растений. Повторить правила поведения в лесу. Воспитывать бережное отношение к п...
2713. Жизненные формы организмов. Ритмы жизни 29.97 KB
  Жизненные формы организмов. Ритмы жизни (урок по экологии в 10-м классе) Цель: познакомить учащихся с жизненными формами организмов и ритмичностью в живой природе. Задачи: 1. Дать классификацию жизненных форм организмов растений и животных. 2. Форми...
2714. Определение моментов инерции тел физического маятника 51.66 KB
  Физический маятник Цель работы: познакомиться с методом определения моментов инерции тел. Приборы: исследуемое тело (пластина), кронштейн для подвешивания тела, секундомер, линейка, математический маятник. Сведения из теории. Физическим маятником...
2715. Загрязнение Мирового океана. Очистка сточных вод 30 KB
  Загрязнение Мирового океана. Очистка сточных вод Цели:  изучение основных видов загрязнения водных ресурсов Земли;  показать, что в последние годы объемы и скорость выбросов в водную среду превосходят возможности биосферы к их разбавлению ...
2716. Организм и среда 31.84 KB
  Организм и среда  Для учителя. Данное задание может быть использовано на разных этапах обучения: от начального до завершающего. В таблице записаны несколько основных свойств живых организмов и особенности взаимодействия организма с окружающей с...
2717. Занятие на тему Экологические права граждан 26.3 KB
  Занятие на тему Экологические права граждан Цель занятия, 1. Способствовать повышению уровня экологических правовых знаний 2. Показать ученикам, какими экологическими правами обладает гражданин нашей страны на конкретных примерах – ситуациях....
2718. Азот и фосфор — элементы жизни 26.04 KB
  Азот и фосфор — элементы жизни. Урок-игра Счастливый случай. Химия для гуманитариев Цели.  Обобщить знания учащихся о составе и свойствах соединений азота и фосфора. Развить практические умения определять вещества по качественным реакция...
2719. Антропогенные факторы воздействия на биогеоценозы 64.5 KB
  Антропогенные факторы воздействия на биогеоценозы Цели: Выделить главные факторы влияния человека на окружающую среду. Способствовать развитию речи, навыков самостоятельной работы, коммуникативных способностей учащихся. Способствовать воспитанию у д...