46869

Слово категории состояния

Доклад

Иностранные языки, филология и лингвистика

В некоторых учебниках слова категории состояния рассматриваются как особая группа наречий наречия состояния. Слова категории состояния можно выделить по следующим признакам: 1 общее грамматическое значение состояние; 2 морфемные признаки: большинство слов категории состояния имеет суффикс о; 3 синтаксическая функция: сказуемое в безличном предложении. По своим морфологическим признакам слова категории состояния сближаются с наречиями например: Мне плохо слово категории состояния.

Русский

2013-11-26

30 KB

41 чел.

Слово категории состояния — это самостоятельная часть речи, которая обозначает состояние живых существ, природы, окружающей среды и отвечает на вопросы как? каково? Слова категории состояния — относительно молодая часть речи. В некоторых учебниках слова категории состояния рассматриваются как особая группа наречий — наречия состояния.

Слова категории состояния можно выделить по следующим признакам: 1) общее грамматическое значение (состояние); 2) морфемные признаки: большинство слов категории состояния имеет суффикс -о; 3) синтаксическая функция: сказуемое в безличном предложении. По своим морфологическим признакам слова категории состояния сближаются с наречиями, например: Мне плохо (слово категории состояния). — Он плохо читает (наречие). Ему грустно (слово категории состояния), — Старик грустно улыбнулся (наречие).

Слова категории состояния не имеют форм словоизменения, то есть не склоняются и не спрягаются.

Слова категории состояния на -о, образованные от качественных прилагательных, могут образовывать формы степеней сравнения, например: Тоскливее, печальней становилось на душе (А. Куприн).

Слово категории состояния выполняет синтаксическую функцию сказуемого в односоставном безличном предложении, например:

Скучно, страшно, замирает

 Всё вокруг,

(Ф. Сологуб)

В ясных улицах так пусто,

 Так мертво.

(Ф. Сологуб).

Как ЧР выдел-ся не всеми лингвистами, нет единой т.з. на её состав и св-ва слов, входящих в неё. На эту категорию слов лигв-ты обратили внимание с 1/3 19 в.: употр-ся только в кач-ве сказуемого, неизм-ся по падежам, средние м/у именами и гл.

Первым СКС в отд ЧР выделил Л. В. Щерба, употребив термин СКС в 1921г. Он относил к СКС неизм-е слова со зн-м сост-я, сказуемые в безл предлож-и (нельзя, можно, надо) и слова типа готов, горазд, доволен, рад.

В. В. Виноградов к СКС отн-л слова, выр-е недейственное сост-е, кот мыслится безлично или припис-ся лицу как субъекту, кот испытывает это сост-е (я рад, ты должен). Т.о. у него в разряд СКС попадали кр прил (рад, готов, должен), утратившие полные ф-мы, кр страд прич (угнетен. взволнован), отд сущ (охота, лень), безлично-пред-е слова на –о (хорошо, удобно, голодно).

В учебнике Шанского эта ЧР выдел-ся, в неё включ-ся неизм-е слова, кот явл-ся сказуемым в безл предложении, в двусост предл-и при подлеж инф (Ходить пешком полезно).

СКС обозн-т:

1.психич-е или физ-е состояния лица: обидно, скучно, смешно.

2.сост-е природы: сухо, темно, жарко, ветрено

3.сост-е окружающей среды: людно, грязно, пусто, шумно.

4.модальную оценку действия: можно, нужно, нельзя

5.оценку пространственно-временных отн-й: высоко, низко, далеко, близко.

СКС м.б. многозн-ми: Мне жарко. Здесь жарко. Сегодня жарко.

Сущ-т т.з., что СКС м. иметь аналитические формы времени и наклонения: СКС + Связка (в наст вр нулевая, в прош вр – было, в буд вр – будет, сослагат-е наклонение – было бы, повелит накл НЕТ).

Словоиз-ми ф-ми обладают только СКС на –о, они имеют форму степени сравнения, кот обр-ся как и ст сравнения наречий.

Синтаксические св-ва:

1.Сказуемое в безл предложении: На улице холодно.

2.М. иметь примыкающий инф: Мудрено вперед загадывать.

3.Способно упр-ть сущ в Д.п. (субъекта): мне грустно.

4.У отд слов способность иметь прямое дополн-е в В.п. (слышно, видно, жалко):Не видно ни огонька.

Спорный вопрос о предл типа: Курить вредно. Есть т.з., что вредно- СКС, др -, что это прил (=Курение вредно).


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

53411. оздание документов в текстовом процессоре 45 KB
  Задачи: помочь учащимся получить представление об офисном пакете OpenOffice познакомиться с возможностями программы Word научить основным операциям редактирования и форматирования текста в Word. Вопрос: Назовите этапы подготовки текстовых документов. Вопрос: Какие операции входят в процесс редактирования текстового документа Ответ: Исправление ошибок правописание удаление и добавление фрагментов.
53412. Кодирование 71 KB
  Прогнозируемые результаты: Дети познакомятся с новыми понятиям кодирование и декодирование. Дети научатся решать задачи при помощи кодирования и декодирования. № Этапы Деятельность учителя Деятельность учащихся Примечания 1 Организационный момент Здравствуйте дети Меня зовут Алиса Андреевна.Что такое графыКак обозначаются графы Что такое круг Что такое точкаЧто такое стрелочки Дети называют тему.
53413. Сатирическая журналистика второй половины XVIII века. Полемика в изданиях «Трутень» и «Всякая всячина» в аспекте образования и просвещения 122.5 KB
  Целью данной курсовой работы будет являться выявление самых главных вопросов об образовании и просвещении, которые ставили Екатерина II и Новиков, полемизируя на страницах «Всякой всячины» и «Трутня».
53414. Славянские Боги и Богини 111 KB
  Тема: Славѧнские Боги и Богини. Богиня Доля или как ее в древние времена называли Богиня Среча Небесная Богиня счастливой судьбы счастья и удачи в жизни и в созидательных деяниях. Богиня Доля весьма искусная мастерица и рукодельница. Богиня Доля самая младшая дочь Небесной Богородицы Макоши и она же является младшей сестрой Богини Недоли или как ее называли Нестреча.
53415. Проектирование ПС напряжением 35/10 кВ и электрической сети 10 кВ 8.14 MB
  Электрические нагрузки подстанции определяют для выбора силовых трансформаторов, электрических аппаратов и токоведущих частей, релейной защиты и компенсирующих устройств, а также для расчета потерь электроэнергии в трансформаторах.
53416. Інклюзивне навчання: рівні можливості для кожного 50 KB
  Тренінг для педагогічних працівників Мета: познайомити вчителів з особливостями інклюзивного навчання в сиситемі освіти; сформувати толерантне ставлення до впровадження інклюзивного навчання у закладах освіти. Чи знаєте ви що таке інклюзивне навчанняа так; б ні. Як ви вважаєте чи готова школа створити умови для впровадження інклюзивного навчання а так; б ні; в частково.
53417. Інноваційні технології навчання на уроках інформатики 61 KB
  Інноваційні технології навчання на уроках інформатики. Ця технологія навчання передбачає організацію навчального процесу за якої навчання здійснюється в процесі спілкування між учнями взаємонавчання у групах. Технологію індивідуалізації процесу навчання. Це організація навчального процесу при якій вибір педагогічних засобів та темпу навчання враховує індивідуальні особливості учнів рівень розвитку їх здібностей та сформованого досвіду.
53418. Інноваційні технологій навчання у розвитку творчих здібностей учнів в класі спеціального фортепіано школи мистецтв 158 KB
  Апробовано спосіб інтеграції деяких сучасних технологій навчання у розвитку творчої особистості учня на уроках фортепіано Опис та презентація досвіду роботи Викладача вищої категорії з фортепіано дитячої школи мистецтв при НУКіМ ім. Тема досвіду: Інноваційні технологій навчання у розвитку творчих здібностей учнів в класі спеціального фортепіано школи мистецтв Базова модель досвіду Актуальність і перспективність досвіду: Забезпечує умови для розвитку творчої особистості дитини; Сприяє виконанню завдань Національної доктрини...
53419. Використання інтерактивних технологій у навчанні іноземних мов 68.5 KB
  Для забезпечення швидкого та ефективного включення учнів в інтерактивну діяльність пропоную їм памятки які містять опис алгоритму діяльності послідовний перелік дій які вони мають здійснювати у тій чи іншій навчальній ситуації Тема: Великобританія Ажурна пилка Домашні групи: Gret Britin Wles Scotlnd Northern Irelnd red green blueyellow pink...