46880

Политико-правовые проблемы отношений центра и регионов в современной России

Доклад

Государство и право, юриспруденция и процессуальное право

Этапы развития федер. Реальные процессы федерализации начались во 2ой пол. 1 этап развития федер.целостность было принято решение подписать федерый договор.

Русский

2013-11-26

34.5 KB

7 чел.

50. Политико-правовые проблемы отношений центра и регионов в современной России.

Осн.этапы развития федер.отн-ий в РФ.

Реальные процессы федерализации начались во 2-ой пол.80-ых гг., к/а союзное пра-во заявило , что м/у центром и республиками сущ-ет много проблем. Основной акцент делался на проблемы нац-ые. Стремление нац.регионов освободиться от диктата центра чувствовалось все сильнее. Чтобы остановить этот процесс была сделана  попытка подписания союзного договора( авг.1991г.). К к.80-н.90-хгг стало очевидным несостоятельность Горбачева и его полит.команды. Развал совет.союза стал фактом.

1 этап развития федер.отн-ний 1990-1991гг. Почти все нац.образования приняли декларации о сувер-те ( Татарстан, Башкортостан, Якутия). Они боролись за изменение св.статуса, увеличение св.полномочий. для ставшей самост-ой России эта проблема ватала остро. Чтобы сохранить гос.целостность было принято решение подписать федер-ый договор.

2 этап – с 1991 до 31.03.1992г.

Федер.договор носмл компромиссный хар-р, в процессе его выработки было  рассмртрено почти 30 вариантов. Идея нац.госуд-ти, к-рая была заложена в советскую конституцию, активно поддерживали нац.элиты=>вернуться к территор-ому принципу формирования федерации было невозможно. В основу федер-ого договора заложен пр-п учета интересов всех народов РФ. Но из-за разного статуса террит-ых образований подписать единый договор было невозможно=>Федер.договор- серия их 3-х документов:

1.договор, подписанный 18 из 21 республикой. Отказались Татарстан, Чечня(Ингушетия)

2.Соглашение, подписанное областями и краями

3.соглашение, подписанное автономными кругами

Федеративный договор-1-ая попытка установления конституционных рамок в РФ. В его рамках не были решены многие вопросы.

3 этап с принятия конст-ции РФ 12 дек.1993, к-рый проходил в сложной полит.обстановке. после того как испол.вл.одержала победу над зак-ой стало возможным принять более жесткий вар-т федер-ого устр-ва. Конституция отразила идею целостности и неприкосновенности терр-ии России. Конституция скорректировала положения федер-ого договора, сам он включен не был в конституцию. В конституции отсутствовало упоминание о суверенитете республик, он есть т/о у федерации в целом. Конституция содержала принцип самоопределения народов, в ней закреп-ся целостность, нерушимость РФ. В конституции утвер-ся = всех S-тов. Но полномочия республик несколько выше, у них есть право устанавливать свой гос-ый язык и принимать конституцию.

4 этап- от 12 дек. 1993 до подписания 1-ого договора о разграничении полномочий м/у федер.центром и власт-ми органами S-тов РФ-15 февр. 1994 (с Татарстаном). Здесь были закреплены те привилегии, к-рые Тат-н и так получил. Тат-н явл-ся суверенным гос-ом, ассоциированным с Россией на основе этого договора.

5 этап – заключение договоров с другими S-тами (Кабардинобал, Башкортост, с областями, краями в массовом порядке)

6 этап- с 13 мая 2000г. связан с созданием федер-ых округов. В рамках данного положения было создано 7 фед.округов:

1.северо-запад-СПб

2.центральный-г.Москва

3.приволжский-г.Н.Новгород

4.северо-кавказский-г.Ростов

5.уральский-г.Екатеринбург

6.сибирский-г.Новосиб

7.дальневосточный-г.Хабаровск

Проблемы росс-ого федерализма

В стране в условиях демокр-ого реформирования сложилась сит фактического неравенства м/у S-тами фед-ции. Этоо осложняет хар-р фед.отн-ий, снижает их эфф-ть Бол.роль в этом играет несовершенство конституции РФ. Конституция предусматривает матрешечный принцип функц-ния S-тов. Это создает трудноразреш-ые противор-ия. Сказывается отсутствие эфф-но действующих п/п , институтов МСУ регионов, к-рые были бы способны объединить население во имя общих целей. Проблемы:

1.проблема ассиметричности- по конституции S-ты равны, но статус разный

2.проблема противоречия, связанная с договорами, заключ-ми м/у фед.центром и S. Договоры противоречат конституции. В них создается перераспределение полномочий совместного ведения, распределение полномочий, предметов исключительного ведения фед-ции в пользу S.( Тат-н, Башкортостан, Якутия, Свердл.обл.)

3.проблема суверенитета республик. В их конституциях при определении их гос-правового статуса был закреплен их гос.суверенитет. такое провозглашение противоречило принципу равноправия всех S-тов РФ.

4.проблема международной правосубъектности. В фед.договоре республики в составе РФ назывались самост-ми участниками международ-х и внешнеэкономических отн-ий. Конституция РФ такими правами S-тов не наделяет.

5.проблема разграничения предметов ведения и полномочий Отношения центра и регионов определяются Конституцией 1993 г., в которой закреплено федеративное устройство. Российский федерализм — смешанный: часть субъектов выделена по национальному признаку, часть — по территориальному. В конституциях и уставах субъектов выявлено тысячи несоответствий с Конституцией РФ. Ассиметричная федерация

В марте 2000 г. начался новый период в отношениях центра и регионов. Цель – создание единого правового, экономического пространства. С этой целью в России выстраивалась «властная вертикаль»; создавались новые институты, призванные контролировать региональную власть (Федеральные округа); система двусторонних договоров отменялась (хотя в законе прописана сложная процедура их заключения); устанавливались принципы «бюджетного унитаризма», позволявшие концентрировать финансовые средства в Москве. В сентябре 2004 г. Кремль приступил к новому этапу политического реформирования: выборы глав регионов отменялись; утверждался новый порядок выборов в федеральные и региональные представительные органы власти. Одновременно началось укрупнение регионов за счет ликвидации сложносоставных субъектов федерации.

Новая политика позволила восстановить единое правовое и экономическое пространство, дисциплинировала региональных лидеров и в целом изменила конфигурацию институтов власти. Удалось осуществить ряд целей, которые официально не декларировались: было изменено соотношение элитных групп; региональные элиты были выведены из пространства большой политики; началось масштабное перераспределение экономических ресурсов в пользу федерального центра и крупнейших государственных компаний.

Остались проблемы: *отношения «центр – регионы» в «путинскую эпоху» не стали предсказуемыми и прозрачными. *не был воплощен в жизнь и тезис о «равноудалении» региональных лидеров: среди руководителей субъектов РФ остаются лица, пользующиеся наибольшей поддержкой Кремля. К ним относятся В. Матвиенко и А. Ткачев, президент Татарстана М. Шаймиев. *не произошло кардинального обновления губернаторского корпуса.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

58520. Встановлення Якобінської диктатури 57 KB
  прихід якобінців до влади; 24 червня 1793 р. прихід до влади термідоріанців; 17951799 рр. перехід влади до трьох консулів. Вивчення нового матеріалу Організація влади якобінців.
58521. ІV Універсал Центральної Ради. Проголошення незалежності УНР 79 KB
  Перед зовнішньою агресією УЦР виявилася фактично беззбройною. Більшість із них заплатили власним життям за недалекоглядну політику лідерів УЦР але нічого змінити не змогли. Керівники УЦР були змушені переглянути свої погляди на статус України і відмовившись від гасел автономії у складі рівноправної федерації...
58522. Запровадження радянської влади в Україні 78 KB
  Мета: навчальна охарактеризувати політику воєнного комунізму в Україні; розповісти про червоний терор повстанський рух Н. наступ денікінців в Україні денікінський режим; серпень 1919 р. Стара назва якою радянська влада в Україні прикривалася в 1918 р.
58523. конспект Позакласного заходу з історії студенткипрактикантки V курсу 51 групи факультету історії та пр. 48 KB
  Мета: навчальна: розширити знання учнів з історії Першої світової війни; детальніше розкрити події Першої світової війни. Обладнання: роздатковий матеріал афоризми про історію зображення подій і діячів Першої світової війни...
58524. УРОК КАК ОСНОВНАЯ ФОРМА ОБУЧЕНИЯ ИНФОРМАТИКЕ. КЛАССИФИКАЦИЯ ТИПОВ УРОКОВ ПО ИНФОРМАТИКЕ. ДИДАКТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ УРОКОВ ИНФОРМАТИКИ 31 KB
  Основной формой организации учебно-воспитательной работы с учащимися по всем предметам в средней школе является урок. Преподавание основ информатики и вычислительной техники без сомнения наследует все дидактическое богатство накопленное школой...
58525. Додатні і відємні числа. Число 0 29 KB
  Разом з нею Олівець креслив різноманітні фігури це давало змогу дітям вимірювати довжину відрізків та узнавати периметри різних фігур. Олівець вважав свою подругу дуже освіченою. Але Олівець ніяк не міг збагнути чому на шкалі у Лінійки є цифра...
58526. ФИЗИКА – МЕДИЦИНЕ 83 KB
  А вот как измеряют давление крови у человека Измеряют давление с помощью манометра и фонендоскопа докладчик демонстрирует приборы и действия врача с помощью одного из учащихся класса. При этом врач скажет что у вас давление 120 на 80 и что это давление считается для человека нормальным.
58527. Развитие личности ребенка в раннем возрасте 68.5 KB
  Цель: Изучение основных закономерностей развития личности ребенка в раннем возрасте. Задачи: Обучающая: ознакомить студентов с о теоретическим материалом по теме рассмотреть взгляды детских психологов на проблему развития личности ребенка в раннем возрасте...
58528. Урок літератури, його самобутність 53 KB
  При підготовці до уроку літератури вчителем має бути продумано все: методи і прийоми навчання характер завдань і видів роботи доцільність використання посібників і художніх текстів дозування часу контакт з класом темп уроку його загальна...