46880

Политико-правовые проблемы отношений центра и регионов в современной России

Доклад

Государство и право, юриспруденция и процессуальное право

Этапы развития федер. Реальные процессы федерализации начались во 2ой пол. 1 этап развития федер.целостность было принято решение подписать федерый договор.

Русский

2013-11-26

34.5 KB

7 чел.

50. Политико-правовые проблемы отношений центра и регионов в современной России.

Осн.этапы развития федер.отн-ий в РФ.

Реальные процессы федерализации начались во 2-ой пол.80-ых гг., к/а союзное пра-во заявило , что м/у центром и республиками сущ-ет много проблем. Основной акцент делался на проблемы нац-ые. Стремление нац.регионов освободиться от диктата центра чувствовалось все сильнее. Чтобы остановить этот процесс была сделана  попытка подписания союзного договора( авг.1991г.). К к.80-н.90-хгг стало очевидным несостоятельность Горбачева и его полит.команды. Развал совет.союза стал фактом.

1 этап развития федер.отн-ний 1990-1991гг. Почти все нац.образования приняли декларации о сувер-те ( Татарстан, Башкортостан, Якутия). Они боролись за изменение св.статуса, увеличение св.полномочий. для ставшей самост-ой России эта проблема ватала остро. Чтобы сохранить гос.целостность было принято решение подписать федер-ый договор.

2 этап – с 1991 до 31.03.1992г.

Федер.договор носмл компромиссный хар-р, в процессе его выработки было  рассмртрено почти 30 вариантов. Идея нац.госуд-ти, к-рая была заложена в советскую конституцию, активно поддерживали нац.элиты=>вернуться к территор-ому принципу формирования федерации было невозможно. В основу федер-ого договора заложен пр-п учета интересов всех народов РФ. Но из-за разного статуса террит-ых образований подписать единый договор было невозможно=>Федер.договор- серия их 3-х документов:

1.договор, подписанный 18 из 21 республикой. Отказались Татарстан, Чечня(Ингушетия)

2.Соглашение, подписанное областями и краями

3.соглашение, подписанное автономными кругами

Федеративный договор-1-ая попытка установления конституционных рамок в РФ. В его рамках не были решены многие вопросы.

3 этап с принятия конст-ции РФ 12 дек.1993, к-рый проходил в сложной полит.обстановке. после того как испол.вл.одержала победу над зак-ой стало возможным принять более жесткий вар-т федер-ого устр-ва. Конституция отразила идею целостности и неприкосновенности терр-ии России. Конституция скорректировала положения федер-ого договора, сам он включен не был в конституцию. В конституции отсутствовало упоминание о суверенитете республик, он есть т/о у федерации в целом. Конституция содержала принцип самоопределения народов, в ней закреп-ся целостность, нерушимость РФ. В конституции утвер-ся = всех S-тов. Но полномочия республик несколько выше, у них есть право устанавливать свой гос-ый язык и принимать конституцию.

4 этап- от 12 дек. 1993 до подписания 1-ого договора о разграничении полномочий м/у федер.центром и власт-ми органами S-тов РФ-15 февр. 1994 (с Татарстаном). Здесь были закреплены те привилегии, к-рые Тат-н и так получил. Тат-н явл-ся суверенным гос-ом, ассоциированным с Россией на основе этого договора.

5 этап – заключение договоров с другими S-тами (Кабардинобал, Башкортост, с областями, краями в массовом порядке)

6 этап- с 13 мая 2000г. связан с созданием федер-ых округов. В рамках данного положения было создано 7 фед.округов:

1.северо-запад-СПб

2.центральный-г.Москва

3.приволжский-г.Н.Новгород

4.северо-кавказский-г.Ростов

5.уральский-г.Екатеринбург

6.сибирский-г.Новосиб

7.дальневосточный-г.Хабаровск

Проблемы росс-ого федерализма

В стране в условиях демокр-ого реформирования сложилась сит фактического неравенства м/у S-тами фед-ции. Этоо осложняет хар-р фед.отн-ий, снижает их эфф-ть Бол.роль в этом играет несовершенство конституции РФ. Конституция предусматривает матрешечный принцип функц-ния S-тов. Это создает трудноразреш-ые противор-ия. Сказывается отсутствие эфф-но действующих п/п , институтов МСУ регионов, к-рые были бы способны объединить население во имя общих целей. Проблемы:

1.проблема ассиметричности- по конституции S-ты равны, но статус разный

2.проблема противоречия, связанная с договорами, заключ-ми м/у фед.центром и S. Договоры противоречат конституции. В них создается перераспределение полномочий совместного ведения, распределение полномочий, предметов исключительного ведения фед-ции в пользу S.( Тат-н, Башкортостан, Якутия, Свердл.обл.)

3.проблема суверенитета республик. В их конституциях при определении их гос-правового статуса был закреплен их гос.суверенитет. такое провозглашение противоречило принципу равноправия всех S-тов РФ.

4.проблема международной правосубъектности. В фед.договоре республики в составе РФ назывались самост-ми участниками международ-х и внешнеэкономических отн-ий. Конституция РФ такими правами S-тов не наделяет.

5.проблема разграничения предметов ведения и полномочий Отношения центра и регионов определяются Конституцией 1993 г., в которой закреплено федеративное устройство. Российский федерализм — смешанный: часть субъектов выделена по национальному признаку, часть — по территориальному. В конституциях и уставах субъектов выявлено тысячи несоответствий с Конституцией РФ. Ассиметричная федерация

В марте 2000 г. начался новый период в отношениях центра и регионов. Цель – создание единого правового, экономического пространства. С этой целью в России выстраивалась «властная вертикаль»; создавались новые институты, призванные контролировать региональную власть (Федеральные округа); система двусторонних договоров отменялась (хотя в законе прописана сложная процедура их заключения); устанавливались принципы «бюджетного унитаризма», позволявшие концентрировать финансовые средства в Москве. В сентябре 2004 г. Кремль приступил к новому этапу политического реформирования: выборы глав регионов отменялись; утверждался новый порядок выборов в федеральные и региональные представительные органы власти. Одновременно началось укрупнение регионов за счет ликвидации сложносоставных субъектов федерации.

Новая политика позволила восстановить единое правовое и экономическое пространство, дисциплинировала региональных лидеров и в целом изменила конфигурацию институтов власти. Удалось осуществить ряд целей, которые официально не декларировались: было изменено соотношение элитных групп; региональные элиты были выведены из пространства большой политики; началось масштабное перераспределение экономических ресурсов в пользу федерального центра и крупнейших государственных компаний.

Остались проблемы: *отношения «центр – регионы» в «путинскую эпоху» не стали предсказуемыми и прозрачными. *не был воплощен в жизнь и тезис о «равноудалении» региональных лидеров: среди руководителей субъектов РФ остаются лица, пользующиеся наибольшей поддержкой Кремля. К ним относятся В. Матвиенко и А. Ткачев, президент Татарстана М. Шаймиев. *не произошло кардинального обновления губернаторского корпуса.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

56529. Розв’язування прямокутних трикутників 519 KB
  Продовжте речення: Синус кута дорівнює відношенню протилежного катета до. гіпотенузи; cos 30o = ; Сума квадратів катетів дорівнює квадрату гіпотенузи; Прилеглий катет дорівнює добутку гіпотенузи на косинус кута...
56530. Трикутники. Сторони. Кути. Основа. Висота. Розпізнавання та креслення трикутників 276.5 KB
  Розпізнавання та креслення трикутників. Наочність: таблиця Трикутники малюнки трикутників Тип уроку: формування нових знань умінь і навичок Перебіг уроку. Види трикутників за кутами. Відшукування видів трикутників за допомогою косинця.
56531. Розв’язування трикутників 685 KB
  Мета уроку: формувати навички і вміння з розв’язування трикутників. Час виконання 1 Організаційний момент 7хв 2 Актуалізація опорних знань 7хв 3 Розв’язування вправ 16хв 4 Самостійна робота 10хв 5 Підсумок уроку 5хв...
56532. Сума кутів трикутника 197.5 KB
  Мета: Навчальна: Поглибити знання учнів про властивості трикутників Формувати уміння застосовувати вивчені властивості при розв’язуванні задач Провести діагностику засвоєння системи знань та умінь і її застосування для...
56533. ОЗНАКИ РІВНОСТІ ТРИКУТНИКІВ 743.5 KB
  У даній роботі представлена методична розробка уроків теми «Ознаки рівності трикутників», яка складається з 8-ми уроків та різнорівневої контрольної роботи. Розробка дає змогу подивитися на тему під іншим кутом зору.
56534. Трикутник. Перша і друга ознаки рівності трикутників 8.2 MB
  Перевірка домашнього завдання Після чого обирається по одному учневі з кожного ряду які отримують по 1 листку з 10ма твердженнями інша частина учнів виконують на місцях аналогічне завдання. Ні слайд 2 На домашнє завдання учням було задано вправи на знаходження градусних мір...
56535. Трикутники 1.02 MB
  Мета: Систематизувати основні теоретичні положення з теми «Трикутники». Ліквідувати прогалини в знаннях, уміннях і навичках учнів; виховання активності, самостійності учнів, творчого підходу до оволодіння знаннями.
56536. Трикутники. Урок 52.5 KB
  Мета: навчитися виділяти ознаки різних видів трикутників об’єднувати трикутники за групами на основі знайдених ознак; навчитися вести дослідження за алгоритмом дій аналізувати отримані дані і робити висновки...
56537. Трикутники 67 KB
  Вісім параграфів підручника геометрії 7-го класу знайомлять нас з трикутниками, їх властивостями. Сьогодні на уроці ми узагальнимо і систематизуємо знання про трикутник, повторимо все, що вивчили, і таким чином підготуємося до контрольної роботи.