46880

Политико-правовые проблемы отношений центра и регионов в современной России

Доклад

Государство и право, юриспруденция и процессуальное право

Этапы развития федер. Реальные процессы федерализации начались во 2ой пол. 1 этап развития федер.целостность было принято решение подписать федерый договор.

Русский

2013-11-26

34.5 KB

7 чел.

50. Политико-правовые проблемы отношений центра и регионов в современной России.

Осн.этапы развития федер.отн-ий в РФ.

Реальные процессы федерализации начались во 2-ой пол.80-ых гг., к/а союзное пра-во заявило , что м/у центром и республиками сущ-ет много проблем. Основной акцент делался на проблемы нац-ые. Стремление нац.регионов освободиться от диктата центра чувствовалось все сильнее. Чтобы остановить этот процесс была сделана  попытка подписания союзного договора( авг.1991г.). К к.80-н.90-хгг стало очевидным несостоятельность Горбачева и его полит.команды. Развал совет.союза стал фактом.

1 этап развития федер.отн-ний 1990-1991гг. Почти все нац.образования приняли декларации о сувер-те ( Татарстан, Башкортостан, Якутия). Они боролись за изменение св.статуса, увеличение св.полномочий. для ставшей самост-ой России эта проблема ватала остро. Чтобы сохранить гос.целостность было принято решение подписать федер-ый договор.

2 этап – с 1991 до 31.03.1992г.

Федер.договор носмл компромиссный хар-р, в процессе его выработки было  рассмртрено почти 30 вариантов. Идея нац.госуд-ти, к-рая была заложена в советскую конституцию, активно поддерживали нац.элиты=>вернуться к территор-ому принципу формирования федерации было невозможно. В основу федер-ого договора заложен пр-п учета интересов всех народов РФ. Но из-за разного статуса террит-ых образований подписать единый договор было невозможно=>Федер.договор- серия их 3-х документов:

1.договор, подписанный 18 из 21 республикой. Отказались Татарстан, Чечня(Ингушетия)

2.Соглашение, подписанное областями и краями

3.соглашение, подписанное автономными кругами

Федеративный договор-1-ая попытка установления конституционных рамок в РФ. В его рамках не были решены многие вопросы.

3 этап с принятия конст-ции РФ 12 дек.1993, к-рый проходил в сложной полит.обстановке. после того как испол.вл.одержала победу над зак-ой стало возможным принять более жесткий вар-т федер-ого устр-ва. Конституция отразила идею целостности и неприкосновенности терр-ии России. Конституция скорректировала положения федер-ого договора, сам он включен не был в конституцию. В конституции отсутствовало упоминание о суверенитете республик, он есть т/о у федерации в целом. Конституция содержала принцип самоопределения народов, в ней закреп-ся целостность, нерушимость РФ. В конституции утвер-ся = всех S-тов. Но полномочия республик несколько выше, у них есть право устанавливать свой гос-ый язык и принимать конституцию.

4 этап- от 12 дек. 1993 до подписания 1-ого договора о разграничении полномочий м/у федер.центром и власт-ми органами S-тов РФ-15 февр. 1994 (с Татарстаном). Здесь были закреплены те привилегии, к-рые Тат-н и так получил. Тат-н явл-ся суверенным гос-ом, ассоциированным с Россией на основе этого договора.

5 этап – заключение договоров с другими S-тами (Кабардинобал, Башкортост, с областями, краями в массовом порядке)

6 этап- с 13 мая 2000г. связан с созданием федер-ых округов. В рамках данного положения было создано 7 фед.округов:

1.северо-запад-СПб

2.центральный-г.Москва

3.приволжский-г.Н.Новгород

4.северо-кавказский-г.Ростов

5.уральский-г.Екатеринбург

6.сибирский-г.Новосиб

7.дальневосточный-г.Хабаровск

Проблемы росс-ого федерализма

В стране в условиях демокр-ого реформирования сложилась сит фактического неравенства м/у S-тами фед-ции. Этоо осложняет хар-р фед.отн-ий, снижает их эфф-ть Бол.роль в этом играет несовершенство конституции РФ. Конституция предусматривает матрешечный принцип функц-ния S-тов. Это создает трудноразреш-ые противор-ия. Сказывается отсутствие эфф-но действующих п/п , институтов МСУ регионов, к-рые были бы способны объединить население во имя общих целей. Проблемы:

1.проблема ассиметричности- по конституции S-ты равны, но статус разный

2.проблема противоречия, связанная с договорами, заключ-ми м/у фед.центром и S. Договоры противоречат конституции. В них создается перераспределение полномочий совместного ведения, распределение полномочий, предметов исключительного ведения фед-ции в пользу S.( Тат-н, Башкортостан, Якутия, Свердл.обл.)

3.проблема суверенитета республик. В их конституциях при определении их гос-правового статуса был закреплен их гос.суверенитет. такое провозглашение противоречило принципу равноправия всех S-тов РФ.

4.проблема международной правосубъектности. В фед.договоре республики в составе РФ назывались самост-ми участниками международ-х и внешнеэкономических отн-ий. Конституция РФ такими правами S-тов не наделяет.

5.проблема разграничения предметов ведения и полномочий Отношения центра и регионов определяются Конституцией 1993 г., в которой закреплено федеративное устройство. Российский федерализм — смешанный: часть субъектов выделена по национальному признаку, часть — по территориальному. В конституциях и уставах субъектов выявлено тысячи несоответствий с Конституцией РФ. Ассиметричная федерация

В марте 2000 г. начался новый период в отношениях центра и регионов. Цель – создание единого правового, экономического пространства. С этой целью в России выстраивалась «властная вертикаль»; создавались новые институты, призванные контролировать региональную власть (Федеральные округа); система двусторонних договоров отменялась (хотя в законе прописана сложная процедура их заключения); устанавливались принципы «бюджетного унитаризма», позволявшие концентрировать финансовые средства в Москве. В сентябре 2004 г. Кремль приступил к новому этапу политического реформирования: выборы глав регионов отменялись; утверждался новый порядок выборов в федеральные и региональные представительные органы власти. Одновременно началось укрупнение регионов за счет ликвидации сложносоставных субъектов федерации.

Новая политика позволила восстановить единое правовое и экономическое пространство, дисциплинировала региональных лидеров и в целом изменила конфигурацию институтов власти. Удалось осуществить ряд целей, которые официально не декларировались: было изменено соотношение элитных групп; региональные элиты были выведены из пространства большой политики; началось масштабное перераспределение экономических ресурсов в пользу федерального центра и крупнейших государственных компаний.

Остались проблемы: *отношения «центр – регионы» в «путинскую эпоху» не стали предсказуемыми и прозрачными. *не был воплощен в жизнь и тезис о «равноудалении» региональных лидеров: среди руководителей субъектов РФ остаются лица, пользующиеся наибольшей поддержкой Кремля. К ним относятся В. Матвиенко и А. Ткачев, президент Татарстана М. Шаймиев. *не произошло кардинального обновления губернаторского корпуса.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

37593. МАРКЕТИНГОВОЕ УПРАВЛЕНИЕ РАЗВИТИЕМ ПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА РЕГИОНА 1.08 MB
  Методические рекомендации по поиску целевогосегмента рынка 206 ГЛАВА 4. Стержневой задачей как и в прежние годы остается насыщение регионального рынка товарами разработка механизмов регулирования кооперативного арендаторского фермерского движения поиск источников субсидирования предприятий местной промышленности поддержание жизненного уровня малообеспеченного населения и т. Методологической и практической основой для эффективной деятельности предприятий на региональных и межрегиональных рынках на микроуровне является региональный...
37594. ИПОТЕЧНОЕ КРЕДИТОВАНИЕ В РОССИИ И ПРОБЛЕМЫ ПОВЫШЕНИЯ ЕГО ЭФФЕКТИВНОСТИ 767 KB
  ЭкономиЧЕСКИЕ И правовЫЕ основЫ Ипотечного кредитования [2.3] Отечественные схемы ипотечного кредитования [2.1] Отечественные тенденции ипотечного кредитования [2.2] Регионы как участники ипотечного кредитования [2.
37595. Соотношение мер защиты и мер ответственности в гражданском праве России 780 KB
  Однако проблема соотношения мер защиты и мер ответственности изучена недостаточно. Несмотря на то, что проблема рассматривалась в некоторых работах, сделанные в них выводы не дают возможности считать этот вопрос разработанным, поэтому требуется специальное научное исследование в этой сфере.
37596. МЕТОДОЛОГИЯ СТАТИСТИЧЕСКОЙ ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ 1.54 MB
  В литературе по управленческой тематике преобладают, как правило, публикации учебного и учебно-методического характера, рассматривающие главным образом историю и основы менеджмента, а также специальные вопросы управления, такие как финансовый менеджмент, кадровый менеджмент, ситуационные и системные подходы к управлению, социология организаций, маркетинг. При этом в море публикаций по проблемам управления явно не хватает литературы, для специалистов-менеджеров, высшего звена, а именно по оценки эффективности управления персоналом.
37597. ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ФАРМАЦЕВТИЧЕСКОГО РЫНКА 2.67 MB
  Целью диссертационной работы является исследование комплекса проблем рынка лекарственных средств для формирования системы государственного регулирования фармацевтического рынка России в сложившихся экономических, политических и социальных условиях.
37598. МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АНТИКРИЗИСНОГО УПРАВЛЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЕМ 1.27 MB
  современные проблемы управления несостоятельными предприятиями [2. Кризисные предприятия в национальной экономике России [2.2] Понятие несостоятельного предприятия [2. Степень качества финансового состояния предприятия [2.
37599. СТИМУЛИРОВАНИЕ НАЕМНЫХ РАБОТНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 1.04 MB
  Теоретические основы организации стимулирования наемных работников в процессе предпринимательской деятельности [2.2] работников в предпринимательской деятельности [2. Анализ действующих систем стимулирования наемных работников [3.
37600. Издержки производства: экономическая природа, региональные особенности и резервы снижения (на примере отраслей нефтедобычи Республики Татарстан) 957 KB
  Экономическое содержание издержек производства. Классификация издержек производства. Региональные особенности издержек производства в нефтедобыче.
37601. Проектирование информационных систем 1.12 MB
  Приводимые в обзоре рекомендации могут способствовать успешному внедрению CASEсредств и уменьшить риск неправильных инвестиций. Несмотря на высокие потенциальные возможности CASEтехнологии увеличение производительности труда улучшение качества программных продуктов поддержка унифицированного и согласованного стиля работы далеко не все разработчики информационных систем использующие CASEсредства достигают ожидаемых результатов. Существуют различные причины возможных неудач но видимо основной причиной является неадекватное понимание...