46880

Политико-правовые проблемы отношений центра и регионов в современной России

Доклад

Государство и право, юриспруденция и процессуальное право

Этапы развития федер. Реальные процессы федерализации начались во 2ой пол. 1 этап развития федер.целостность было принято решение подписать федерый договор.

Русский

2013-11-26

34.5 KB

7 чел.

50. Политико-правовые проблемы отношений центра и регионов в современной России.

Осн.этапы развития федер.отн-ий в РФ.

Реальные процессы федерализации начались во 2-ой пол.80-ых гг., к/а союзное пра-во заявило , что м/у центром и республиками сущ-ет много проблем. Основной акцент делался на проблемы нац-ые. Стремление нац.регионов освободиться от диктата центра чувствовалось все сильнее. Чтобы остановить этот процесс была сделана  попытка подписания союзного договора( авг.1991г.). К к.80-н.90-хгг стало очевидным несостоятельность Горбачева и его полит.команды. Развал совет.союза стал фактом.

1 этап развития федер.отн-ний 1990-1991гг. Почти все нац.образования приняли декларации о сувер-те ( Татарстан, Башкортостан, Якутия). Они боролись за изменение св.статуса, увеличение св.полномочий. для ставшей самост-ой России эта проблема ватала остро. Чтобы сохранить гос.целостность было принято решение подписать федер-ый договор.

2 этап – с 1991 до 31.03.1992г.

Федер.договор носмл компромиссный хар-р, в процессе его выработки было  рассмртрено почти 30 вариантов. Идея нац.госуд-ти, к-рая была заложена в советскую конституцию, активно поддерживали нац.элиты=>вернуться к территор-ому принципу формирования федерации было невозможно. В основу федер-ого договора заложен пр-п учета интересов всех народов РФ. Но из-за разного статуса террит-ых образований подписать единый договор было невозможно=>Федер.договор- серия их 3-х документов:

1.договор, подписанный 18 из 21 республикой. Отказались Татарстан, Чечня(Ингушетия)

2.Соглашение, подписанное областями и краями

3.соглашение, подписанное автономными кругами

Федеративный договор-1-ая попытка установления конституционных рамок в РФ. В его рамках не были решены многие вопросы.

3 этап с принятия конст-ции РФ 12 дек.1993, к-рый проходил в сложной полит.обстановке. после того как испол.вл.одержала победу над зак-ой стало возможным принять более жесткий вар-т федер-ого устр-ва. Конституция отразила идею целостности и неприкосновенности терр-ии России. Конституция скорректировала положения федер-ого договора, сам он включен не был в конституцию. В конституции отсутствовало упоминание о суверенитете республик, он есть т/о у федерации в целом. Конституция содержала принцип самоопределения народов, в ней закреп-ся целостность, нерушимость РФ. В конституции утвер-ся = всех S-тов. Но полномочия республик несколько выше, у них есть право устанавливать свой гос-ый язык и принимать конституцию.

4 этап- от 12 дек. 1993 до подписания 1-ого договора о разграничении полномочий м/у федер.центром и власт-ми органами S-тов РФ-15 февр. 1994 (с Татарстаном). Здесь были закреплены те привилегии, к-рые Тат-н и так получил. Тат-н явл-ся суверенным гос-ом, ассоциированным с Россией на основе этого договора.

5 этап – заключение договоров с другими S-тами (Кабардинобал, Башкортост, с областями, краями в массовом порядке)

6 этап- с 13 мая 2000г. связан с созданием федер-ых округов. В рамках данного положения было создано 7 фед.округов:

1.северо-запад-СПб

2.центральный-г.Москва

3.приволжский-г.Н.Новгород

4.северо-кавказский-г.Ростов

5.уральский-г.Екатеринбург

6.сибирский-г.Новосиб

7.дальневосточный-г.Хабаровск

Проблемы росс-ого федерализма

В стране в условиях демокр-ого реформирования сложилась сит фактического неравенства м/у S-тами фед-ции. Этоо осложняет хар-р фед.отн-ий, снижает их эфф-ть Бол.роль в этом играет несовершенство конституции РФ. Конституция предусматривает матрешечный принцип функц-ния S-тов. Это создает трудноразреш-ые противор-ия. Сказывается отсутствие эфф-но действующих п/п , институтов МСУ регионов, к-рые были бы способны объединить население во имя общих целей. Проблемы:

1.проблема ассиметричности- по конституции S-ты равны, но статус разный

2.проблема противоречия, связанная с договорами, заключ-ми м/у фед.центром и S. Договоры противоречат конституции. В них создается перераспределение полномочий совместного ведения, распределение полномочий, предметов исключительного ведения фед-ции в пользу S.( Тат-н, Башкортостан, Якутия, Свердл.обл.)

3.проблема суверенитета республик. В их конституциях при определении их гос-правового статуса был закреплен их гос.суверенитет. такое провозглашение противоречило принципу равноправия всех S-тов РФ.

4.проблема международной правосубъектности. В фед.договоре республики в составе РФ назывались самост-ми участниками международ-х и внешнеэкономических отн-ий. Конституция РФ такими правами S-тов не наделяет.

5.проблема разграничения предметов ведения и полномочий Отношения центра и регионов определяются Конституцией 1993 г., в которой закреплено федеративное устройство. Российский федерализм — смешанный: часть субъектов выделена по национальному признаку, часть — по территориальному. В конституциях и уставах субъектов выявлено тысячи несоответствий с Конституцией РФ. Ассиметричная федерация

В марте 2000 г. начался новый период в отношениях центра и регионов. Цель – создание единого правового, экономического пространства. С этой целью в России выстраивалась «властная вертикаль»; создавались новые институты, призванные контролировать региональную власть (Федеральные округа); система двусторонних договоров отменялась (хотя в законе прописана сложная процедура их заключения); устанавливались принципы «бюджетного унитаризма», позволявшие концентрировать финансовые средства в Москве. В сентябре 2004 г. Кремль приступил к новому этапу политического реформирования: выборы глав регионов отменялись; утверждался новый порядок выборов в федеральные и региональные представительные органы власти. Одновременно началось укрупнение регионов за счет ликвидации сложносоставных субъектов федерации.

Новая политика позволила восстановить единое правовое и экономическое пространство, дисциплинировала региональных лидеров и в целом изменила конфигурацию институтов власти. Удалось осуществить ряд целей, которые официально не декларировались: было изменено соотношение элитных групп; региональные элиты были выведены из пространства большой политики; началось масштабное перераспределение экономических ресурсов в пользу федерального центра и крупнейших государственных компаний.

Остались проблемы: *отношения «центр – регионы» в «путинскую эпоху» не стали предсказуемыми и прозрачными. *не был воплощен в жизнь и тезис о «равноудалении» региональных лидеров: среди руководителей субъектов РФ остаются лица, пользующиеся наибольшей поддержкой Кремля. К ним относятся В. Матвиенко и А. Ткачев, президент Татарстана М. Шаймиев. *не произошло кардинального обновления губернаторского корпуса.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

18492. ЕКОНОМІЧНИЙ МЕХАНІЗМ СТРАХОВОЇ КОМПАНІЇ 139.5 KB
  ТЕМА 4. ЕКОНОМІЧНИЙ МЕХАНІЗМ СТРАХОВОЇ КОМПАНІЇ План Поняття про економічний механізм страхової компанії. Формування страхових резервів і управління страховою компанією. Класифікація витрат на утримання страхової компанії. Поняття про собівартість ...
18493. СТАТУТНИЙ КАПІТАЛ СТРАХОВОЇ КОМПАНІЇ, ЙОГО УТВОРЕННЯ ТА ВИКОРИСТАННЯ 89.5 KB
  ТЕМА 5. СТАТУТНИЙ КАПІТАЛ СТРАХОВОЇ КОМПАНІЇ ЙОГО УТВОРЕННЯ ТА ВИКОРИСТАННЯ План Утворення статного капіталу його призначення та використання. Порядок збільшення і зменшення статутного капіталу. Інвестування коштів статутного капіталу. Повернення ...
18494. ЦІНА СТРАХОВОГО ПРОДУКТУ І ГРОШОВІ НАДХОДЖЕННЯ СТРАХОВОЇ КОМПАНІЇ 312 KB
  ТЕМА 6. ЦІНА СТРАХОВОГО ПРОДУКТУ І ГРОШОВІ НАДХОДЖЕННЯ СТРАХОВОЇ КОМПАНІЇ План 1.Страховий тариф як ціна страхового продукту. 2.Страховий тарифнетто і навантаження та їх призначення. 3. Сутність грошових надходжень страховиків та їх класифікація. ...
18495. Страхові технічні резерви, їх склад та порядок формування 194 KB
  Тема 3. Лекція 3. Страхові технічні резерви їх склад та порядок формування План. Поняття страхових технічних резервів та їх склад. Порядок формування резерву незаробленої премії. Порядок формування резервів збитків. Порядок формування резерву коливань зб
18496. Резерви зі страхування життя 62.5 KB
  Тема 4. Резерви зі страхування життя І. Поняття резервів зі страхування життя та їх склад 2. Законодавчі вимоги до резервів зі страхування життя. 3. Принципи розрахунку резервів довгострокових зобов`язань. 4. Резерви належних виплат страхових сум. І. Поняття ре
18497. ІНВЕСТИЦІЙНІ ОПЕРАЦІЇ В СТРАХОВИХ КОМПАНІЯХ 122 KB
  ТЕМА 8. ІНВЕСТИЦІЙНІ ОПЕРАЦІЇ В СТРАХОВИХ КОМПАНІЯХ План 1.Джерела інвестиційних операцій. 2.Напрями інвестування галузей економіки за рахунок коштів страхових резервів. 3.Інвестиційна діяльність та формування портфеля інвестицій страховика 4.Доходи від інв
18498. ОПОДАТКУВАННЯ СТРАХОВИХ КОМПАНІЙ 449.5 KB
  ТЕМА 10 ОПОДАТКУВАННЯ СТРАХОВИХ КОМПАНІЙ План 1.Види податків які сплачують страхові компанії. 2.Характеристика ділової системи оподаткування страхових компаній. 3.Податок з прибутку страхових компаній. 4. Інші податки і порядок їх сплати страховими компанія...
18499. ФІНАНСОВА НАДІЙНІСТЬ СТРАХОВОЇ КОМПАНІЇ І СПОСОБИ ЇЇ ЗАБЕЗПЕЧЕННЯ 97.5 KB
  ТЕМА 11 ФІНАНСОВА НАДІЙНІСТЬ СТРАХОВОЇ КОМПАНІЇ І СПОСОБИ ЇЇ ЗАБЕЗПЕЧЕННЯ План 1.Поняття про фінансову надійність страхової компанії. 2.Досягнення фінансової надійності страхової компанії. 3.Перестрахувальні операції як фактор фінансової надійності. 4.Кон
18500. ПЛАТОСПРОМОЖНІСТЬ СТРАХОВОЇ КОМПАНІЇ І СПОСОБИ ЇЇ ВИЗНАЧЕННЯ 939.5 KB
  ТЕМА 12. ПЛАТОСПРОМОЖНІСТЬ СТРАХОВОЇ КОМПАНІЇ І СПОСОБИ ЇЇ ВИЗНАЧЕННЯ План 1.Поняття про платоспроможність страхової компанії. 2.Показники платоспроможності страхових компаній з ризикового страхування та зі страхування життя. 3.Показники платоспроможност