46881

Леонтьев А.Н. «К теории развития психики ребенка»

Доклад

Психология и эзотерика

К теории развития психики ребенка.В ходе развития ребенка изменяется место которое он занимает в системе человеческих отношений.Все другие люди отношения к которым опосредованы для ребенка отношениями устанавливающимися в первом круге. Перестраивается система отношений; появляется общественная функция роль ребенка.

Русский

2013-11-26

34.5 KB

29 чел.

90.  Леонтьев А.Н.  «К теории развития психики ребенка».В ходе развития ребенка изменяется место, которое он занимает в системе человеческих отношений.

Дошкольное детство:

- овладение миром человеческих предметов (воспроизводятся человеческие действия с ними)

- зависимость от окружающих людей (ребенок должен считаться с требованиями, предъявляемыми окружающими людьми, т.к. эти требования определяют собой отношения с людьми)

Мир окружающих дошкольника людей как бы распадается на два круга:1.Интимно близкие люди, отношения с которыми определяют отношения с остальным миром (родители или те, кто их заменяют)2.Все другие люди, отношения к которым опосредованы для ребенка отношениями, устанавливающимися в первом круге.

Перевод в школу  новый этап. Перестраивается система отношений; появляется общественная функция, роль ребенка. Интимные отношения ребенка теряют свою прежнюю определяющую роль, теперь они сами определяются широким кругом общения.

Школьник-подросток включается в доступные ему формы общественной жизни  меняется место, которое он занимает в повседневной жизни окружающих его взрослых (в т.ч. семьи), в некоторых случаях он даже может быть наравне со взрослыми (по физической силе, знаниям и умениям).

Переход к старшему школьному возрасту  рост критичности по отношению к требованиям, поступкам, личным качествам взрослых; рождение новых, впервые подлинно теоретических интересов.

-Что непосредственно определяет развитие психики ребенка – это развитие внешней и внутренней деятельности ребенка (а ее развитие зависит от жизненных условий).

Одни виды деятельности на определенных этапах становятся ведущими. Признак перехода от одной стадии к другой – изменение ведущей деятельности.

-Признаки ведущей деятельности:1.Внутри неё возникают и дифференцируются другие виды деятельности.(пример:учебная д-ть в игровой на дошкольной стадии)2.В ней формируются или перестраиваются частные психические процессы.(в игре->активное воображение,в учении->отвлеченное мышление)2.От нее зависят основные психологические изменения ребенка в данном периоде.(в игре осваиваются общественными ф-циями)

-Стадии развития психики ребенка характеризуются не только определенной ведущей деятельностью, но и определенной связью с возрастом детей. Ни содержание стадий, ни их последовательность во времени не являются чем-то раз и навсегда данным и неизменным, так как зависят от условий жизни. Так же влияние конкретных исторических условий влияет на стадии. Так же это влияет на вед. Тип д-ти.

-Кризисы связаны со сменой стадий. Однако неизбежны не кризисы, а переломы. Кризис – это свидетельство не свершившегося вовремя и в нужном направлении перелома (сдвига). Кризисов может и не быть, так как развитие ребенка управляемо воспитанием.

-Для понимая как происходит переход от ведущей д-ти к др. вед. д-ти, нужно рассмотреть такие понятия как д-ть и действие.

Деятельность – процесс, который, осуществляя то или иное отношение человека к миру, отвечает особой, соответствующей ему потребности (когда предмет совпадает с мотивом).

С деятельностью связаны эмоции и чувства – они всегда определяются предметом, течением и судьбой той деятельности, в состав которой они входят.

-Действие – процесс, мотив которого не совпадает с предметом, а лежит с той деятельности, в которую данное действие включено. Предмет действия – сознаваемая непосредственная цель. Мотив деятельности может сдвигаться, переходить на предмет (цель действия); тогда действие превращается в деятельность.

Пример: ученик читал книгу с целью сдать экзамен. Однако в процессе ему становится интересно само содержание книги, и тогда чтение становится его деятельностью; целью становится именно содержание книги.

Основной закон процесса развития действия: в зависимости от того, в какую деятельность включено действие, оно получает ту или иную психологическую характеристику.

Осмысливание ребенком явлений действительности происходит в связи с его деятельностью (всякое сознательное действие формируется внутри сложившегося круга отношений).

-2 вида мотивов: «только понимаемые»(учить для хорош.оценки), «реально действующие»(учить для того,что бы понять). Первый мотив может стать вторым, и так появляются новые мотивы=>новые д-ти. Это происходит из-за хорош. результата (ребенок понял+хорошая отметка).

При переходе к вед. д-ти отличие от процесса изменения мотива только тем, что «реально действительными» становятся те мотивы, кот. Находятся в сфере отношений, характеризуют место, какое ребенок сможет занять лишь на следующей стадии.

Вед. д-ть не может возникнуть, когда новый мотив не соответствует реальным возможностям ребенка.

Основной закон процесса развития действий – в зависимости от того, в какую д-ть вкл. действие, оно получает ту или иную психологическую характеристику.

-Так же в процессе развития меняются операции.

Операция – способ выполнения действия (это необходимое содержание всякого действия). Одно и то же действие может осуществляться разными операциями, и наоборот. Операция определяется задачей, т.е. целью, данной в условиях, требующих определенного способа действия.

Сознательные операции: впервые формируются в качестве действия. Чтобы превратить действие в операцию, надо поставить ребенка перед такой новой целью, при которой данное действие станет способом выполнения другого действия.

Пример: спортивная стрельба. Сначала проверяешь каждое движение, а после все они «автоматизируются», перестают сознаваться (но в любой момент могут быть и осознаны).

Высокий уровень развития операций делает возможным переход к более сложным действиям.

-Так же в процессе развития меняются психофизиологические ф-ции.

Психофизиологические функции – физиологические функции, осуществляющие высшую форму жизни организма, опосредованную психическим отражением действительности. Сюда относятся сенсорные функции, мнемическая функция, тоническая и др.

Без них не может быть психической деятельности, но она к ним не сводится.

Ф-ция перестраивается и развивается внутри процесса, кот. она осущ-т (пример: ощущения развиваются в процессе целенаправленного восприятия. Обратная связь в том, что развитие ф-ции позволяет совершенствовать д-ть)

-Процесс изменений внутри стадии в двух направлениях: 1. от первичных изменений круга жизненных отношений ребенка к развитию действий, операций, ф-ций 2. от вторично возникающей перестройки ф-ций, операций к развитию данного круга д-ти ребенка

Изменения процессов психической деятельности ребенка происходят взаимосвязано.

В каждой деятельности ребенка объективно выражаются также и существующие общественные отношения. Развитие сознания ребенка находит свое выражение в изменении мотивации его деятельности.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

45250. Информационное, организационное и финансовое обеспечение ПР- акции 28 KB
  Информационное организационное и финансовое обеспечение ПР акции 1. Формы опосредованной маркетинговой коммуникации нередко играют важнейшую роль в обеспечении акции. 3 этап формирование плана в основе которого лежат конкретные ПР-акции которые должны быть спланированы по времени и иметь свое отражение в СМИ репортажи интервью аналитический обзор и т. Организационное обеспечение также предполагает написание сценарного плана акции который включаете: а открытие акции включая представления гостей б содержание и последовательность...
45251. Представительские акции в ПР-технологиях: функции, формы, этапы подготовки 22.5 KB
  Представительский обед 7-8 часов вечера прибытие по приглашению не более чем за 10 минут до начала не опаздывать; 1 банкетный стол или несколько; приглашение с указанием места; правила рассадки дамы и кавалеры сидят последовательно; приветственные тосты и рассадка от самых серьезных по убыванию. Время проведения около часа с переменой блюд: горячий стол музыкальная пауза сладкий стол кофе уход. Фуршет перед началом возможны некоторые объявления пока не сели за стол.
45252. Презентация как форма PR-акции: функции, этапы разработки и реализации 33 KB
  Полная готовность к проведению презентации 11 часов на час раньше назначенного времени остается время на устранение мелких неполадок и недочетов. Приглашенных встречает первое лицо и ведущий презентации. Модератор ведущий выступает с предварительной речью приветствие и обращение к аудитории оглашение тем презентации представление участников президиума оглашение регламента проведения презентации представительский блок. Примечание: Все участники президиума имеют на руках специально подготовленные папки с материалами презентации...
45253. Ярмарка как форма ПР акции: функции, классификация, этапы разработки и реализации 29.5 KB
  Ярмарки - это регулярно организуемые оптово-розничные рыночные мероприятия с ограниченным временем проведения где значительное количество экспонентов реализуют характерные услуги и товары одной или нескольких отраслей. Ярмарки имеют множество сходных признаков и характеристик деятельности с выставками однако на ярмарках производится не только демонстрация выставочных образцов но и прямая продажа продукции посетителям как оптом так и в розницу. Ярмарки зародились как мероприятие рыночного характера основной целью которого являлся сбыт....
45254. Выставка как форма ПР-акции: функции, классификация, этапы разработки и реализации 30.5 KB
  Выставки позволяют наглядно показать каких достижений добилась организация показать фирму с наиболее выгодной стороны и заинтересовать потенциальных потребителей. Функции: организация выставки вызывает у общественности мнение что фирма обладает положительными качествами: солидность успешность компетентность авторитетность. создание благоприятного общественного мнения о фирме в рамках выставки. Для чего проводятся мероприятия: освещение выставки в СМИ интервью доклады выступления с сообщением о деятельности фирмы качествах...
45255. Участие в выставке как В ПР акция: этапы организации, содержание информационной поддержки 31 KB
  Выбор конкретной выставки. стадия работы выставки работа в ходе функционирования выставки 5. Завязывание контактов в деловом мире страны-организатора выставки. Предоставление необходимой информации о самой фирме и ее продуктах формирование у потребителей знаний о конкретном товаре или услуге; формирование положительного имиджа фирмы доброжелательного отношения к ней поддержание репутации строительной фирмы на определенном этапе; поиск новых партнеров или агентов; формирование потребностей и стимулирование сбыта продукта; позиционирование...
45256. Выставочный стенд как форма ПР-коммуникаций: маркетинговые задачи, предметный формат, содержательное оформление 26 KB
  Маркетинговые задачи: Стенд это образ фирмы-экспонента в миниатюре воплощающий его общую предпринимательскую культуру. Отразить лицо фирмы.Иметь свое лицо название фирмы эмблема графическое изображение цвета что помогает идентификации фирмы и создает предпосылки для ее узнавания в будущем. Структура стенда: руководитель стенда документальное обеспечение представительские контакты с выставочным комитетом представление фирмы перед СМИ несколько стендистов рядовая публика привлечение к стенду и менеджер по продажам работа с...
45257. Антикризисная стратегия фирмы: этапы формирования и реализации 28 KB
  Антикризисная стратегия фирмы: этапы формирования и реализации Кризис это событие по вине которого компания попадает в центр не всегда доброжелательного внимания СМИ и других внешних целевых аудиторий в том числе акционеров политиков профсоюзных организации движений в защиту окружающей среды которые по той или иной причине вполне законно интересуются действиями организации. Реагирование на кризис: выявление сути проблемы идентификация источника выявление ключевых аудиторий расчет издержек информирование публичное заявление для СМИ...
45258. СМИ как ресурс реализации антикризисной программы фирмы 28 KB
  СМИ как ресурс реализации антикризисной программы фирмы. Кризис это событие по вине которого компания попадает в центр не всегда доброжелательного внимания СМИ и других внешних целевых аудиторий в том числе акционеров политиков профсоюзных организации движений в защиту окружающей среды которые по той или иной причине вполне законно интересуются действиями организации. Необходимо работать со СМИ они склонны искать и транслировать сенсации конфликты неоднозначные оценки слухи и т. Для СМИ важно кто первый обнародует сенсационный...