46881

Леонтьев А.Н. «К теории развития психики ребенка»

Доклад

Психология и эзотерика

К теории развития психики ребенка.В ходе развития ребенка изменяется место которое он занимает в системе человеческих отношений.Все другие люди отношения к которым опосредованы для ребенка отношениями устанавливающимися в первом круге. Перестраивается система отношений; появляется общественная функция роль ребенка.

Русский

2013-11-26

34.5 KB

26 чел.

90.  Леонтьев А.Н.  «К теории развития психики ребенка».В ходе развития ребенка изменяется место, которое он занимает в системе человеческих отношений.

Дошкольное детство:

- овладение миром человеческих предметов (воспроизводятся человеческие действия с ними)

- зависимость от окружающих людей (ребенок должен считаться с требованиями, предъявляемыми окружающими людьми, т.к. эти требования определяют собой отношения с людьми)

Мир окружающих дошкольника людей как бы распадается на два круга:1.Интимно близкие люди, отношения с которыми определяют отношения с остальным миром (родители или те, кто их заменяют)2.Все другие люди, отношения к которым опосредованы для ребенка отношениями, устанавливающимися в первом круге.

Перевод в школу  новый этап. Перестраивается система отношений; появляется общественная функция, роль ребенка. Интимные отношения ребенка теряют свою прежнюю определяющую роль, теперь они сами определяются широким кругом общения.

Школьник-подросток включается в доступные ему формы общественной жизни  меняется место, которое он занимает в повседневной жизни окружающих его взрослых (в т.ч. семьи), в некоторых случаях он даже может быть наравне со взрослыми (по физической силе, знаниям и умениям).

Переход к старшему школьному возрасту  рост критичности по отношению к требованиям, поступкам, личным качествам взрослых; рождение новых, впервые подлинно теоретических интересов.

-Что непосредственно определяет развитие психики ребенка – это развитие внешней и внутренней деятельности ребенка (а ее развитие зависит от жизненных условий).

Одни виды деятельности на определенных этапах становятся ведущими. Признак перехода от одной стадии к другой – изменение ведущей деятельности.

-Признаки ведущей деятельности:1.Внутри неё возникают и дифференцируются другие виды деятельности.(пример:учебная д-ть в игровой на дошкольной стадии)2.В ней формируются или перестраиваются частные психические процессы.(в игре->активное воображение,в учении->отвлеченное мышление)2.От нее зависят основные психологические изменения ребенка в данном периоде.(в игре осваиваются общественными ф-циями)

-Стадии развития психики ребенка характеризуются не только определенной ведущей деятельностью, но и определенной связью с возрастом детей. Ни содержание стадий, ни их последовательность во времени не являются чем-то раз и навсегда данным и неизменным, так как зависят от условий жизни. Так же влияние конкретных исторических условий влияет на стадии. Так же это влияет на вед. Тип д-ти.

-Кризисы связаны со сменой стадий. Однако неизбежны не кризисы, а переломы. Кризис – это свидетельство не свершившегося вовремя и в нужном направлении перелома (сдвига). Кризисов может и не быть, так как развитие ребенка управляемо воспитанием.

-Для понимая как происходит переход от ведущей д-ти к др. вед. д-ти, нужно рассмотреть такие понятия как д-ть и действие.

Деятельность – процесс, который, осуществляя то или иное отношение человека к миру, отвечает особой, соответствующей ему потребности (когда предмет совпадает с мотивом).

С деятельностью связаны эмоции и чувства – они всегда определяются предметом, течением и судьбой той деятельности, в состав которой они входят.

-Действие – процесс, мотив которого не совпадает с предметом, а лежит с той деятельности, в которую данное действие включено. Предмет действия – сознаваемая непосредственная цель. Мотив деятельности может сдвигаться, переходить на предмет (цель действия); тогда действие превращается в деятельность.

Пример: ученик читал книгу с целью сдать экзамен. Однако в процессе ему становится интересно само содержание книги, и тогда чтение становится его деятельностью; целью становится именно содержание книги.

Основной закон процесса развития действия: в зависимости от того, в какую деятельность включено действие, оно получает ту или иную психологическую характеристику.

Осмысливание ребенком явлений действительности происходит в связи с его деятельностью (всякое сознательное действие формируется внутри сложившегося круга отношений).

-2 вида мотивов: «только понимаемые»(учить для хорош.оценки), «реально действующие»(учить для того,что бы понять). Первый мотив может стать вторым, и так появляются новые мотивы=>новые д-ти. Это происходит из-за хорош. результата (ребенок понял+хорошая отметка).

При переходе к вед. д-ти отличие от процесса изменения мотива только тем, что «реально действительными» становятся те мотивы, кот. Находятся в сфере отношений, характеризуют место, какое ребенок сможет занять лишь на следующей стадии.

Вед. д-ть не может возникнуть, когда новый мотив не соответствует реальным возможностям ребенка.

Основной закон процесса развития действий – в зависимости от того, в какую д-ть вкл. действие, оно получает ту или иную психологическую характеристику.

-Так же в процессе развития меняются операции.

Операция – способ выполнения действия (это необходимое содержание всякого действия). Одно и то же действие может осуществляться разными операциями, и наоборот. Операция определяется задачей, т.е. целью, данной в условиях, требующих определенного способа действия.

Сознательные операции: впервые формируются в качестве действия. Чтобы превратить действие в операцию, надо поставить ребенка перед такой новой целью, при которой данное действие станет способом выполнения другого действия.

Пример: спортивная стрельба. Сначала проверяешь каждое движение, а после все они «автоматизируются», перестают сознаваться (но в любой момент могут быть и осознаны).

Высокий уровень развития операций делает возможным переход к более сложным действиям.

-Так же в процессе развития меняются психофизиологические ф-ции.

Психофизиологические функции – физиологические функции, осуществляющие высшую форму жизни организма, опосредованную психическим отражением действительности. Сюда относятся сенсорные функции, мнемическая функция, тоническая и др.

Без них не может быть психической деятельности, но она к ним не сводится.

Ф-ция перестраивается и развивается внутри процесса, кот. она осущ-т (пример: ощущения развиваются в процессе целенаправленного восприятия. Обратная связь в том, что развитие ф-ции позволяет совершенствовать д-ть)

-Процесс изменений внутри стадии в двух направлениях: 1. от первичных изменений круга жизненных отношений ребенка к развитию действий, операций, ф-ций 2. от вторично возникающей перестройки ф-ций, операций к развитию данного круга д-ти ребенка

Изменения процессов психической деятельности ребенка происходят взаимосвязано.

В каждой деятельности ребенка объективно выражаются также и существующие общественные отношения. Развитие сознания ребенка находит свое выражение в изменении мотивации его деятельности.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

7843. Технология возрождения традиционного народного творчества в современных условиях 19.67 KB
  Технология возрождения традиционного народного творчества в современных условиях Интерес к возрождению национальных культур - яркая примета нашего времени. Начиная с 1989 года, по всей стране идет активный процесс создания различных общественны...
7844. Технология проведения выставок народного художественного творчества 22.35 KB
  Технология проведения выставок народного художественного творчества Выставки также занимают особое место в арсенале средств социально-культурной деятельности, так как они представляют широкие возможности демонстрации результатов народного художестве...
7845. Законодательные основы организации и руководства НХТ в Российской Федерации 17.52 KB
  Законодательные основы организации и руководства НХТ в Российской Федерации В современной России в течение последних десяти лет (с 1991 г.) принят, по сути дела, целый свод законов, охватывающих основные направления СКД и создающих правовые основы д...
7846. Кадровое обеспечение коллективов народного художественного творчества 17.83 KB
  Кадровое обеспечение коллективов народного художественного творчества Социально-культурная сфера в целом обеспечена высококвалифицированными специалистами. На протяжении десятилетий ведется подготовка педагогических и культурно-досуговых кадров. В т...
7847. Материально-техническое обеспечение коллективов народного художественного творчества 18.3 KB
  Материально-техническое обеспечение коллективов народного художественного творчества Наличие хорошей материально-технической базы является одним из важнейших условий успешной социокультурной деятельности. К сожалению, материально-техническую базу бо...
7848. Планирование и учет работы коллектива народного художественного творчества 18.87 KB
  Планирование и учет работы коллектива народного художественного творчества Планирование- это обоснованная разработка приемов и результатов деятельности на определенный период. Планы, разрабатываемые и используемые в сфере культуры, различаются...
7849. Руководство народным художественным творчеством в культурно–досуговых учреждениях 20.19 KB
  Руководство народным художественным творчеством в культурно–досуговых учреждениях Административное руководство НХТ в культурно-досуговых учреждениях (клубе, сельском Доме культуры, районном Доме культуры, досуговом центре и др.) осуществляется ...
7850. Технология создания коллектива народного художественного творчества 20.19 KB
  Технология создания коллектива народного художественного творчества Технология создания коллектива народного художественного творчества состоит из нескольких блоков. 1 блок. Выявление интересов и потребностей потенциальных участников в определенном ...
7851. Специфика организационного процесса в социокультурной сфере 20.09 KB
  Специфика организационного процесса в социокультурной сфере Организационный фактор занимает важное место в социокультурной деятельности (СКД). С одной стороны, организация - это часть социокультурного менеджмента, с другой - вполне самостоятельная с...