46881

Леонтьев А.Н. «К теории развития психики ребенка»

Доклад

Психология и эзотерика

К теории развития психики ребенка.В ходе развития ребенка изменяется место которое он занимает в системе человеческих отношений.Все другие люди отношения к которым опосредованы для ребенка отношениями устанавливающимися в первом круге. Перестраивается система отношений; появляется общественная функция роль ребенка.

Русский

2013-11-26

34.5 KB

26 чел.

90.  Леонтьев А.Н.  «К теории развития психики ребенка».В ходе развития ребенка изменяется место, которое он занимает в системе человеческих отношений.

Дошкольное детство:

- овладение миром человеческих предметов (воспроизводятся человеческие действия с ними)

- зависимость от окружающих людей (ребенок должен считаться с требованиями, предъявляемыми окружающими людьми, т.к. эти требования определяют собой отношения с людьми)

Мир окружающих дошкольника людей как бы распадается на два круга:1.Интимно близкие люди, отношения с которыми определяют отношения с остальным миром (родители или те, кто их заменяют)2.Все другие люди, отношения к которым опосредованы для ребенка отношениями, устанавливающимися в первом круге.

Перевод в школу  новый этап. Перестраивается система отношений; появляется общественная функция, роль ребенка. Интимные отношения ребенка теряют свою прежнюю определяющую роль, теперь они сами определяются широким кругом общения.

Школьник-подросток включается в доступные ему формы общественной жизни  меняется место, которое он занимает в повседневной жизни окружающих его взрослых (в т.ч. семьи), в некоторых случаях он даже может быть наравне со взрослыми (по физической силе, знаниям и умениям).

Переход к старшему школьному возрасту  рост критичности по отношению к требованиям, поступкам, личным качествам взрослых; рождение новых, впервые подлинно теоретических интересов.

-Что непосредственно определяет развитие психики ребенка – это развитие внешней и внутренней деятельности ребенка (а ее развитие зависит от жизненных условий).

Одни виды деятельности на определенных этапах становятся ведущими. Признак перехода от одной стадии к другой – изменение ведущей деятельности.

-Признаки ведущей деятельности:1.Внутри неё возникают и дифференцируются другие виды деятельности.(пример:учебная д-ть в игровой на дошкольной стадии)2.В ней формируются или перестраиваются частные психические процессы.(в игре->активное воображение,в учении->отвлеченное мышление)2.От нее зависят основные психологические изменения ребенка в данном периоде.(в игре осваиваются общественными ф-циями)

-Стадии развития психики ребенка характеризуются не только определенной ведущей деятельностью, но и определенной связью с возрастом детей. Ни содержание стадий, ни их последовательность во времени не являются чем-то раз и навсегда данным и неизменным, так как зависят от условий жизни. Так же влияние конкретных исторических условий влияет на стадии. Так же это влияет на вед. Тип д-ти.

-Кризисы связаны со сменой стадий. Однако неизбежны не кризисы, а переломы. Кризис – это свидетельство не свершившегося вовремя и в нужном направлении перелома (сдвига). Кризисов может и не быть, так как развитие ребенка управляемо воспитанием.

-Для понимая как происходит переход от ведущей д-ти к др. вед. д-ти, нужно рассмотреть такие понятия как д-ть и действие.

Деятельность – процесс, который, осуществляя то или иное отношение человека к миру, отвечает особой, соответствующей ему потребности (когда предмет совпадает с мотивом).

С деятельностью связаны эмоции и чувства – они всегда определяются предметом, течением и судьбой той деятельности, в состав которой они входят.

-Действие – процесс, мотив которого не совпадает с предметом, а лежит с той деятельности, в которую данное действие включено. Предмет действия – сознаваемая непосредственная цель. Мотив деятельности может сдвигаться, переходить на предмет (цель действия); тогда действие превращается в деятельность.

Пример: ученик читал книгу с целью сдать экзамен. Однако в процессе ему становится интересно само содержание книги, и тогда чтение становится его деятельностью; целью становится именно содержание книги.

Основной закон процесса развития действия: в зависимости от того, в какую деятельность включено действие, оно получает ту или иную психологическую характеристику.

Осмысливание ребенком явлений действительности происходит в связи с его деятельностью (всякое сознательное действие формируется внутри сложившегося круга отношений).

-2 вида мотивов: «только понимаемые»(учить для хорош.оценки), «реально действующие»(учить для того,что бы понять). Первый мотив может стать вторым, и так появляются новые мотивы=>новые д-ти. Это происходит из-за хорош. результата (ребенок понял+хорошая отметка).

При переходе к вед. д-ти отличие от процесса изменения мотива только тем, что «реально действительными» становятся те мотивы, кот. Находятся в сфере отношений, характеризуют место, какое ребенок сможет занять лишь на следующей стадии.

Вед. д-ть не может возникнуть, когда новый мотив не соответствует реальным возможностям ребенка.

Основной закон процесса развития действий – в зависимости от того, в какую д-ть вкл. действие, оно получает ту или иную психологическую характеристику.

-Так же в процессе развития меняются операции.

Операция – способ выполнения действия (это необходимое содержание всякого действия). Одно и то же действие может осуществляться разными операциями, и наоборот. Операция определяется задачей, т.е. целью, данной в условиях, требующих определенного способа действия.

Сознательные операции: впервые формируются в качестве действия. Чтобы превратить действие в операцию, надо поставить ребенка перед такой новой целью, при которой данное действие станет способом выполнения другого действия.

Пример: спортивная стрельба. Сначала проверяешь каждое движение, а после все они «автоматизируются», перестают сознаваться (но в любой момент могут быть и осознаны).

Высокий уровень развития операций делает возможным переход к более сложным действиям.

-Так же в процессе развития меняются психофизиологические ф-ции.

Психофизиологические функции – физиологические функции, осуществляющие высшую форму жизни организма, опосредованную психическим отражением действительности. Сюда относятся сенсорные функции, мнемическая функция, тоническая и др.

Без них не может быть психической деятельности, но она к ним не сводится.

Ф-ция перестраивается и развивается внутри процесса, кот. она осущ-т (пример: ощущения развиваются в процессе целенаправленного восприятия. Обратная связь в том, что развитие ф-ции позволяет совершенствовать д-ть)

-Процесс изменений внутри стадии в двух направлениях: 1. от первичных изменений круга жизненных отношений ребенка к развитию действий, операций, ф-ций 2. от вторично возникающей перестройки ф-ций, операций к развитию данного круга д-ти ребенка

Изменения процессов психической деятельности ребенка происходят взаимосвязано.

В каждой деятельности ребенка объективно выражаются также и существующие общественные отношения. Развитие сознания ребенка находит свое выражение в изменении мотивации его деятельности.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

64544. Великая французская революция и развитие международных отношений 15.86 KB
  К концу 1780-х гг. выявился кризис внешней политики Франции: неудачи в соперничестве с Англией в колониях, уменьшение влияния в Германии и Польше. В предреволюционный период ведущие страны пытались разрешать спорные вопросы мирным путём...
64545. Появление евреев в России по итогам трёх разделов Польши. Курс самодержавья на разрушение их самоизоляции (1795-1855) 44.5 KB
  По поручению Павла Державин занимался изучением религиозного и общественного быта евреев. Евреи устроили в черте оседлости тайное израильское царство разделённое на кагальные округа с кагальными управлениями облечёнными деспотической властью на основе законов Талмуда.
64546. Великое княжество литовское и русское. Несостоявшийся проект объединения русских земель 18.39 KB
  Постепенно русский язык становится языком административным судебным; законодательные акты правительственные распоряжения составляются порусски; в самом Вильнюсе столице Литвы при дворе великих...
64547. Общение как вид социальных контактов 30.5 KB
  Виды общения по средствам: вербальное общение осуществляется посредством речи и является прерогативой человека. Оно предоставляет человеку широкие коммуникативные возможности и гораздо богаче всех видов и форм невербального общения хотя в жизни не может полностью его заменить...
64548. Сократ: жизнь, учение и метод 34 KB
  Жена Сократа Ксантиппа была известна своим сварливым характером; ее имя стало нарицательным для обозначения дурных сварливых жен. Поведение Сократа на суде отражено в платоновской Апологии Сократа.
64549. Искусственное и смешанное вскармливание детей первого года жизни. Методы проведения контроля и коррекции. Продукты питания 41.5 KB
  Необходимость такого докармливания возникает в случае если потребности ребенка в пищевых ингредиентах и калориях в силу тех или иных причин не могут удовлетворяться полностью только одним женским молоком а время для прикорма еще не наступило.
64550. Система национальных счетов 21.6 KB
  Система национальных счетов (СНС) — это система взаимоувязанных показателей, применяемая для описания и анализа макроэкономических процессов. Она дает сведения о всех стадиях экономического кругооборота — производстве и обмене...
64551. Дипломатические системы Древней Индии 32.5 KB
  Законы Ману были в этой редакции открыты англичанами в XVIII веке. Согласно индийскому преданию законы Ману божественного происхождения: относятся они к эпохе легендарного Ману считавшегося родоначальником арийцев.