46887

Особенности философии Возрождения. Человек как центральная проблема философии эпохи Возрождения

Доклад

Логика и философия

Гуманизм представляет собой в эту эпоху образ мышления где идея блага человека объявляется главной целью социального и культурного развития. Обращение к человеку – не просто анализ его земного бытия а показатель сущности человека в мире. Путь творческой деятельности и творчества Особое значение приобретает не только духовная красота человека но и его телесная красота. Индивидуализм как принципиальная установка при рассмотрении человека становится средством обоснования его самоценности необходимости освобождения от...

Русский

2013-11-26

35 KB

2 чел.

9. Особенности философии Возрождения. Человек как центральная проблема философии эпохи Возрождения.

Родина эпоха Возрождения – Италия, где интенсивно развивалась торговля, происходили процессы первоначального накопления капитала, господствовали республиканские политические режимы.

Особенности:

  1.  Переворот в системе ценностей, в оценке всего сущего и отношении к нему. Утверждается, что высшей ценностью является человек как индивидуальность, как личность во всем богатстве своих духовных и чувственно-телесных проявлений.
  2.  Светский характер культуры и мировоззрения этой эпохи, выраженный в форме гуманизма. Гуманизм представляет собой в эту эпоху образ мышления, где идея блага человека объявляется главной целью социального и культурного развития. Человек предстает как свободное существо, творец самого себя и окружающего мира. С одной стороны, люди верили в Бога, с другой – дав человеку свободу, Бог дал ему право определять свою судьбу.
  3.  Формирование ренессансного мышления сыграло античное культурное наследие. Возобновился интерес к античным текстам, и к использованию языческих  прототипов для изображения художественных образов.
  4.  Антисхоластический характер взглядов и сочинений мыслителей этого времени.
  5.  Создание новой пантеистической картины мира. Пантеизм – отожествление Бога и природы, Бога и мира.
  6.  Антропоцентризм. Человек становится не только важнейшим объектом философского рассмотрения, но и центральным звеном всей цепи космического бытия. Обращение к человеку – не просто анализ его земного бытия, а показатель сущности человека в мире.
  7.  Путь творческой деятельности и творчества
  8.  Особое значение приобретает не только духовная красота человека, но и его телесная красота. Тело уже не оковы души, а телесная жизнь самоценна.

Индивидуализм как принципиальная установка при рассмотрении человека становится средством обоснования его самоценности, необходимости освобождения от социально-политических и духовных оков Средневековья. Возрастает запрос на умственный, интеллектуальны труд, быстро растет число так называемых «свободных профессий», формируется светская интеллигенция.

Церковь теряет авторитет и власть, утрачивает духовную монополию, исключительное право на обладание истиной. Наука постепенно утрачивает книжный и традиционный характер и обращается к опыту, к самостоятельному изучению действительности. Благодаря развитию ремесла и кругосветному мореплаванию появляется масса новых эмпирических сведений, благодаря которым рушатся прежние авторитеты. Эпоха Возрождения в философии начинается с появления кружков учёных людей, гуманистов. Для ренессансного гуманизма характерна совершенно новая, антисозерцательная установка, которая  прославляет всякую созидательную деятельность, работу, творчество. Беречь время, строить жизнь рационально, успеть побольше, достичь власти над природой и своей судьбой – это уже идеи буржуазные.

Общепризнанный родоначальник гуманизма в Италии – Франческо Петрарка. Он демонстрирует новый подход к оценке античного наследия, утверждает, что не следует слепо подражать мыслям великих предшественников, а следует переосмыслить их работы и может быть превзойти. Гуманизм дал человеку широту взгляда, открытость к новым идеям, свободу выбора традиции. Пико делла Мирандола одним из первых переосмыслил древнее понятие магии, положив начало натуральной магии – как могущества человека, основанного на научном познании тайных сил природы, т. е. сил естественных, а не сверхъестественных. Его знаменитая “Речь о достоинстве человека” (1486 г.) резюмирует антропоцентрические идеи гуманистов. Он даёт определение свободы человека, которое лежит в основании современной философской антропологии: всякая сущность в мире имеет свою природу (сущность), которая и предопределяет её жизнь от начала до конца, способ и смысл её существования, один только человек не имеет никакой определенной природы, которая ограничивала бы его возможности. Природа человека – быть свободным, т. е. создавать самого себя, самому определить свою сущность, сотворить себя в действии.

Важнейшее место в философии Возрождения принадлежит Hиколаю Кузанскому. В отличие от других гуманистов он глубоко интересовался математикой и естествознанием и создал своеобразный христианский натуралистический пантеизм. Мир существует в Боге и Бог существует в мире, а поскольку Бог актуально бесконечен, то мир – безграничен, т. е. в нём можно перейти любую границу. Земля – не центр мира, а неподвижные звезды – не его край. Из бесконечности мира следует далее и бесконечность процесса познания. Знание и истина – это многоугольник и круг: как ни велико число сторон знания, оно, хотя и приближается к действительности, но никогда не совпадает с ней.

Самый могущественный стимул деятельности человека, согласно Никколо Маккиавелли, – интерес, главным образом – интерес сохранения и приумножения собственности. Неискоренимый эгоизм человеческой природы требует сильной государственной власти, устанавливающей порядок путём насилия, принуждения. Сила есть основа права – эта мысль перейдет к крупнейшим мыслителям Нового времени. Макиавеллизмом в последующем стали называть принцип, согласно которому общее благо народа превыше всего, и достижение его оправдывает любое насилие, обман – любые средства. Насилие и обман, разумеется, – не самоцель, они должны созидать, а не разрушать.

Наибольший вклад в развитие натурофилософских представлений внес Джордано Бруно. Центральный тезис его философии – утверждение о бесконечности вселенной,  которая не может быть охвачена и потому беспредельна, бесконечна и безгранична. Она не сотворена, она существует вечно и не может исчезнуть. Отрицает геоцентрические и гелиоцентрические системы, рассматривающие вопрос о центре мира. Центром не может быть ни Земля ни Солнце, потому что существует бесчисленное множество миров и  у каждого мира есть свой центр, своя звезда.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

7057. Расчет сечения объемной ионизации атомов электронным ударом 36 KB
  Расчет сечения объемной ионизации атомов электронным ударом. Цель работы: Ознакомление с различными формулами, аппроксимирующими сечение ионизации. Оценить пределы применимости той или иной аппроксимирующей сечение ионизации формулы, выб...
7058. Определение параметров сетей с использованием теории очередей. Модели M/M/1/ 36.57 KB
  Определение параметров сетей с использованием теории очередей. Модели M/M/1/. Задание: По заданным значениям параметров произвести расчет других параметров с использованием модели типа M/M/1. Результаты расчета: Утилизация: Среднее число элементов д...
7059. Медиасследования как новый инструмент маркетинга 65.2 KB
  Введение Актуальность исследования. В настоящее время большинство компаний в той или иной форме регулярно осуществляют рыночные исследования. Содержание понятия маркетинг определяется стоящими перед ним задачами. С момента появления и до наших дней ...
7060. Качество программного продукта 73 KB
  Качество программного продукта Любой программный продукт должен выполнять те функции, для которых был создан. Качественный ПП должен обладать еще рядом свойств, позволяющих успешно его использовать в течение продолжительного времени. Качество
7061. Life is life. Can money make a man happy 59 KB
  Тема : Life is life. Can money make a man happy Мета: Практична : Навчити учнів працювати цілим класом, щоб досягнути спільної мети. Розвиваюча: вдосконалити лексичні навички. Виховна: допомогти учням зрозуміти, що гроші це не головне в житті....
7062. Программирование постоянного запоминающего устройства 142.5 KB
  Программирование постоянного запоминающего устройства Программирование ПЗУ осуществляется с целью задания работы микропрограммного автомата с помощью закодированной микропрограммы его работы. Этот этап используется в дальнейшем для прошивки...
7063. Социальное пространство воспитательного процесса. Семейное воспитание 68.42 KB
  Социальное пространство воспитательного процесса. Семейное воспитание 1 Понятие социального пространства Воспитательный процесс разворачивается в социуме, имеющем свои пространственные рамки. Социальное пространство - это совокупность социальны...
7064. Процессы происходящие в металлах при сварке 72.5 KB
  Сварочная металлургия отличается от других металлургических процессов высокими температурами термического цикла и малым временем существования сварочной ванны в жидком состоянии, т. е. в состоянии, доступном для металлургической обработки м...
7065. Разработка модуля информационной системы Амортизация оборудования 79.5 KB
  Разработка модуля информационной системы Амортизация оборудования Цель лабораторной работы: приобретение практических навыков создания пользовательских форм для разработки модуля информационной системы Амортизация оборудования. Краткие теоретическ...