46887

Особенности философии Возрождения. Человек как центральная проблема философии эпохи Возрождения

Доклад

Логика и философия

Гуманизм представляет собой в эту эпоху образ мышления где идея блага человека объявляется главной целью социального и культурного развития. Обращение к человеку – не просто анализ его земного бытия а показатель сущности человека в мире. Путь творческой деятельности и творчества Особое значение приобретает не только духовная красота человека но и его телесная красота. Индивидуализм как принципиальная установка при рассмотрении человека становится средством обоснования его самоценности необходимости освобождения от...

Русский

2013-11-26

35 KB

1 чел.

9. Особенности философии Возрождения. Человек как центральная проблема философии эпохи Возрождения.

Родина эпоха Возрождения – Италия, где интенсивно развивалась торговля, происходили процессы первоначального накопления капитала, господствовали республиканские политические режимы.

Особенности:

  1.  Переворот в системе ценностей, в оценке всего сущего и отношении к нему. Утверждается, что высшей ценностью является человек как индивидуальность, как личность во всем богатстве своих духовных и чувственно-телесных проявлений.
  2.  Светский характер культуры и мировоззрения этой эпохи, выраженный в форме гуманизма. Гуманизм представляет собой в эту эпоху образ мышления, где идея блага человека объявляется главной целью социального и культурного развития. Человек предстает как свободное существо, творец самого себя и окружающего мира. С одной стороны, люди верили в Бога, с другой – дав человеку свободу, Бог дал ему право определять свою судьбу.
  3.  Формирование ренессансного мышления сыграло античное культурное наследие. Возобновился интерес к античным текстам, и к использованию языческих  прототипов для изображения художественных образов.
  4.  Антисхоластический характер взглядов и сочинений мыслителей этого времени.
  5.  Создание новой пантеистической картины мира. Пантеизм – отожествление Бога и природы, Бога и мира.
  6.  Антропоцентризм. Человек становится не только важнейшим объектом философского рассмотрения, но и центральным звеном всей цепи космического бытия. Обращение к человеку – не просто анализ его земного бытия, а показатель сущности человека в мире.
  7.  Путь творческой деятельности и творчества
  8.  Особое значение приобретает не только духовная красота человека, но и его телесная красота. Тело уже не оковы души, а телесная жизнь самоценна.

Индивидуализм как принципиальная установка при рассмотрении человека становится средством обоснования его самоценности, необходимости освобождения от социально-политических и духовных оков Средневековья. Возрастает запрос на умственный, интеллектуальны труд, быстро растет число так называемых «свободных профессий», формируется светская интеллигенция.

Церковь теряет авторитет и власть, утрачивает духовную монополию, исключительное право на обладание истиной. Наука постепенно утрачивает книжный и традиционный характер и обращается к опыту, к самостоятельному изучению действительности. Благодаря развитию ремесла и кругосветному мореплаванию появляется масса новых эмпирических сведений, благодаря которым рушатся прежние авторитеты. Эпоха Возрождения в философии начинается с появления кружков учёных людей, гуманистов. Для ренессансного гуманизма характерна совершенно новая, антисозерцательная установка, которая  прославляет всякую созидательную деятельность, работу, творчество. Беречь время, строить жизнь рационально, успеть побольше, достичь власти над природой и своей судьбой – это уже идеи буржуазные.

Общепризнанный родоначальник гуманизма в Италии – Франческо Петрарка. Он демонстрирует новый подход к оценке античного наследия, утверждает, что не следует слепо подражать мыслям великих предшественников, а следует переосмыслить их работы и может быть превзойти. Гуманизм дал человеку широту взгляда, открытость к новым идеям, свободу выбора традиции. Пико делла Мирандола одним из первых переосмыслил древнее понятие магии, положив начало натуральной магии – как могущества человека, основанного на научном познании тайных сил природы, т. е. сил естественных, а не сверхъестественных. Его знаменитая “Речь о достоинстве человека” (1486 г.) резюмирует антропоцентрические идеи гуманистов. Он даёт определение свободы человека, которое лежит в основании современной философской антропологии: всякая сущность в мире имеет свою природу (сущность), которая и предопределяет её жизнь от начала до конца, способ и смысл её существования, один только человек не имеет никакой определенной природы, которая ограничивала бы его возможности. Природа человека – быть свободным, т. е. создавать самого себя, самому определить свою сущность, сотворить себя в действии.

Важнейшее место в философии Возрождения принадлежит Hиколаю Кузанскому. В отличие от других гуманистов он глубоко интересовался математикой и естествознанием и создал своеобразный христианский натуралистический пантеизм. Мир существует в Боге и Бог существует в мире, а поскольку Бог актуально бесконечен, то мир – безграничен, т. е. в нём можно перейти любую границу. Земля – не центр мира, а неподвижные звезды – не его край. Из бесконечности мира следует далее и бесконечность процесса познания. Знание и истина – это многоугольник и круг: как ни велико число сторон знания, оно, хотя и приближается к действительности, но никогда не совпадает с ней.

Самый могущественный стимул деятельности человека, согласно Никколо Маккиавелли, – интерес, главным образом – интерес сохранения и приумножения собственности. Неискоренимый эгоизм человеческой природы требует сильной государственной власти, устанавливающей порядок путём насилия, принуждения. Сила есть основа права – эта мысль перейдет к крупнейшим мыслителям Нового времени. Макиавеллизмом в последующем стали называть принцип, согласно которому общее благо народа превыше всего, и достижение его оправдывает любое насилие, обман – любые средства. Насилие и обман, разумеется, – не самоцель, они должны созидать, а не разрушать.

Наибольший вклад в развитие натурофилософских представлений внес Джордано Бруно. Центральный тезис его философии – утверждение о бесконечности вселенной,  которая не может быть охвачена и потому беспредельна, бесконечна и безгранична. Она не сотворена, она существует вечно и не может исчезнуть. Отрицает геоцентрические и гелиоцентрические системы, рассматривающие вопрос о центре мира. Центром не может быть ни Земля ни Солнце, потому что существует бесчисленное множество миров и  у каждого мира есть свой центр, своя звезда.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

8479. Нафтогазова механіка. Конспект лекцій 790.76 KB
  У роботі подані загальні положення, що вивчаються даною дисципліною, та її звязок з іншими дисциплінами, стан нафтогазовидобувної галузі та проблеми нафтогазовидобутку..
8480. Правовые основы бухгалтерской деятельности 132.12 KB
  Правовые основы бухгалтерской деятельности Тема. Правовые основы бухгалтерского и налогового учета План Понятие и правовое значение бухгалтерского учета. Реформирование бухгалтерского учета в РФ. Правовое регулирование бухгалтерс...
8481. Проблемное поле и задачи философии техники 27.83 KB
  Проблемное поле и задачи философии техники Научно-технические революции, создавшие в XX в. единое представление о научно-техническом прогрессе, актуализировали исследование в философии такого явления, как техника. Философия техники - одно из значимы...
8482. Социальные последствия научно-технического прогресса 23.4 KB
  Социальные последствия научно-технического прогресса Развитие техники, начиная с эпохи Возрождения, тесно связано со становлением науки. Слившись воедино, две интеллектуальные и творческие силы образовали достаточно устойчивый социальный процесс, ко...
8483. Философия техники 28.75 KB
  Философия техники О становлении философии техники Область философских интересов человека изменяется от одной эпохи к другой, с ростом значения той или иной области деятельности человека она становится все более самостоятельной, начиная привлекать к ...
8484. Философия и техника 185 KB
  Философия и техника Техника как область человеческой деятельности с давних пор привлекает к себе внимание философов. Мыслители Древней Греции и Рима, эпохи Возрождения, нового времени обращались к рассмотрению теоретических и философских проблем тех...
8485. Ответы по философии. Место философии в системе знаний о природе и человеке 198 KB
  Сущность и предмет философии. Место философии в системе знаний о природе и человеке. Философия - это особая форма общественного сознания и познания мира, вырабатывающая систему знаний об основаниях и фундаментальных принципах человеческого быти...
8486. Доктрина Оптимального Строя 83 KB
  Доктрина Оптимального Строя История цивилизаций - это история войн, междоусобиц, революций. Воинская доблесть, умение побеждать, храбрость, патриотизм - безусловно, достоинство Нации, и мы по праву гордимся своими Героями. Но нет, и...