46887

Особенности философии Возрождения. Человек как центральная проблема философии эпохи Возрождения

Доклад

Логика и философия

Гуманизм представляет собой в эту эпоху образ мышления где идея блага человека объявляется главной целью социального и культурного развития. Обращение к человеку – не просто анализ его земного бытия а показатель сущности человека в мире. Путь творческой деятельности и творчества Особое значение приобретает не только духовная красота человека но и его телесная красота. Индивидуализм как принципиальная установка при рассмотрении человека становится средством обоснования его самоценности необходимости освобождения от...

Русский

2013-11-26

35 KB

1 чел.

9. Особенности философии Возрождения. Человек как центральная проблема философии эпохи Возрождения.

Родина эпоха Возрождения – Италия, где интенсивно развивалась торговля, происходили процессы первоначального накопления капитала, господствовали республиканские политические режимы.

Особенности:

  1.  Переворот в системе ценностей, в оценке всего сущего и отношении к нему. Утверждается, что высшей ценностью является человек как индивидуальность, как личность во всем богатстве своих духовных и чувственно-телесных проявлений.
  2.  Светский характер культуры и мировоззрения этой эпохи, выраженный в форме гуманизма. Гуманизм представляет собой в эту эпоху образ мышления, где идея блага человека объявляется главной целью социального и культурного развития. Человек предстает как свободное существо, творец самого себя и окружающего мира. С одной стороны, люди верили в Бога, с другой – дав человеку свободу, Бог дал ему право определять свою судьбу.
  3.  Формирование ренессансного мышления сыграло античное культурное наследие. Возобновился интерес к античным текстам, и к использованию языческих  прототипов для изображения художественных образов.
  4.  Антисхоластический характер взглядов и сочинений мыслителей этого времени.
  5.  Создание новой пантеистической картины мира. Пантеизм – отожествление Бога и природы, Бога и мира.
  6.  Антропоцентризм. Человек становится не только важнейшим объектом философского рассмотрения, но и центральным звеном всей цепи космического бытия. Обращение к человеку – не просто анализ его земного бытия, а показатель сущности человека в мире.
  7.  Путь творческой деятельности и творчества
  8.  Особое значение приобретает не только духовная красота человека, но и его телесная красота. Тело уже не оковы души, а телесная жизнь самоценна.

Индивидуализм как принципиальная установка при рассмотрении человека становится средством обоснования его самоценности, необходимости освобождения от социально-политических и духовных оков Средневековья. Возрастает запрос на умственный, интеллектуальны труд, быстро растет число так называемых «свободных профессий», формируется светская интеллигенция.

Церковь теряет авторитет и власть, утрачивает духовную монополию, исключительное право на обладание истиной. Наука постепенно утрачивает книжный и традиционный характер и обращается к опыту, к самостоятельному изучению действительности. Благодаря развитию ремесла и кругосветному мореплаванию появляется масса новых эмпирических сведений, благодаря которым рушатся прежние авторитеты. Эпоха Возрождения в философии начинается с появления кружков учёных людей, гуманистов. Для ренессансного гуманизма характерна совершенно новая, антисозерцательная установка, которая  прославляет всякую созидательную деятельность, работу, творчество. Беречь время, строить жизнь рационально, успеть побольше, достичь власти над природой и своей судьбой – это уже идеи буржуазные.

Общепризнанный родоначальник гуманизма в Италии – Франческо Петрарка. Он демонстрирует новый подход к оценке античного наследия, утверждает, что не следует слепо подражать мыслям великих предшественников, а следует переосмыслить их работы и может быть превзойти. Гуманизм дал человеку широту взгляда, открытость к новым идеям, свободу выбора традиции. Пико делла Мирандола одним из первых переосмыслил древнее понятие магии, положив начало натуральной магии – как могущества человека, основанного на научном познании тайных сил природы, т. е. сил естественных, а не сверхъестественных. Его знаменитая “Речь о достоинстве человека” (1486 г.) резюмирует антропоцентрические идеи гуманистов. Он даёт определение свободы человека, которое лежит в основании современной философской антропологии: всякая сущность в мире имеет свою природу (сущность), которая и предопределяет её жизнь от начала до конца, способ и смысл её существования, один только человек не имеет никакой определенной природы, которая ограничивала бы его возможности. Природа человека – быть свободным, т. е. создавать самого себя, самому определить свою сущность, сотворить себя в действии.

Важнейшее место в философии Возрождения принадлежит Hиколаю Кузанскому. В отличие от других гуманистов он глубоко интересовался математикой и естествознанием и создал своеобразный христианский натуралистический пантеизм. Мир существует в Боге и Бог существует в мире, а поскольку Бог актуально бесконечен, то мир – безграничен, т. е. в нём можно перейти любую границу. Земля – не центр мира, а неподвижные звезды – не его край. Из бесконечности мира следует далее и бесконечность процесса познания. Знание и истина – это многоугольник и круг: как ни велико число сторон знания, оно, хотя и приближается к действительности, но никогда не совпадает с ней.

Самый могущественный стимул деятельности человека, согласно Никколо Маккиавелли, – интерес, главным образом – интерес сохранения и приумножения собственности. Неискоренимый эгоизм человеческой природы требует сильной государственной власти, устанавливающей порядок путём насилия, принуждения. Сила есть основа права – эта мысль перейдет к крупнейшим мыслителям Нового времени. Макиавеллизмом в последующем стали называть принцип, согласно которому общее благо народа превыше всего, и достижение его оправдывает любое насилие, обман – любые средства. Насилие и обман, разумеется, – не самоцель, они должны созидать, а не разрушать.

Наибольший вклад в развитие натурофилософских представлений внес Джордано Бруно. Центральный тезис его философии – утверждение о бесконечности вселенной,  которая не может быть охвачена и потому беспредельна, бесконечна и безгранична. Она не сотворена, она существует вечно и не может исчезнуть. Отрицает геоцентрические и гелиоцентрические системы, рассматривающие вопрос о центре мира. Центром не может быть ни Земля ни Солнце, потому что существует бесчисленное множество миров и  у каждого мира есть свой центр, своя звезда.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

33009. Философия И. Канта 28.93 KB
  Канта 22. Основные достижения философии Канта: 1. Периодизация творчества Имеет место разделение творчества Канта на докритический и критический период.: Кант находится под влиянием Лебница и разрабатывает философию как умозрительное знание.
33010. Философия Фихте и Шеллинга. Основоположения «наукоучения» в философии Фихте. Понятие «абсолютного тождества» в философии Шеллинга 25.61 KB
  Кроме того следует признать недостаточным у Канта и то что он всего лишь только описал формы мышления умственные категории и законы мысли но не выявил основного единого общего принципа познания. Ведь только наличием подобного единого общего принципа познания можно объяснить не только слаженность форм мышления умственных категорий и законов мысли но и само их внутреннее единство между собой.И это есть вопрос не только выявления недостаточности кантовской философии это вопрос концептуальный потому что задача раскрытия данного единого...
33011. Философия Гегеля 23.36 KB
  Введением к гегелевской философской системе служит его Феноменология духа где Гегель рассматривает последовательный ряд развития различных ступеней человеческого сознания от низшей формы непосредственного чувственного восприятия до высшей ступени абсолютного или чистого знания на которой все внешние предметы оказываются полностью преодоленными и дух мыслит только собственную сущность. От бытия понимаемого как явление Гегель переходит к более глубоким внутренним закономерностям к: сущности. Гегель утверждает что противоречие ...
33012. Философия марксизма 18.68 KB
  Дарвина открытие клеточного строения живых организмов изобретение проволочного телеграфа паровоза парохода автомобиля фотографии многочисленные открытия в сфере производства механизация труда; крушение идеалов Великой французской революции свобода равенство братство идеи французского Просвещения их невозможность воплощения в реальной жизни; нарастание социальноклассовых противоречий и конфликтов революция 1848 1849 гг. Суть исторического материализма в следующем: на каждом этапе общественного развития люди для...
33013. Позитивизм и его разновидности 16.86 KB
  Логика и основания развития науки в позитивизме заключались в том чтобы наблюдать описывать и систематизировать факты и на этой основе формулировать научные законы и теории. Современная философия науки начинается с Венского кружка философов участники кот выпустили манифест научное мировоззрение. По мнению неопозитивистов предметом философии д б язык науки а также деятельность философов направленная на анализ знания выраженного в языке науки. культ науки философия должна быть заменена науками в результате логического анализа языка3.
33014. Иррационализм в середине XIX века 14.55 KB
  Они вообще говоря не отвергали науку ее практическое значение для человеческой жизни но отказывались видеть в ней адекватный способ познания окружающего мира и самого человека.Кьергегор на первый план выдвигает проблему человека. Рассмотрим каковы по Кьеркегору методы и способы познания человека. По Кьеркегору никакие научные рациональные методы не годятся для познания человека.
33015. Западноевропейская философия XX века 38.12 KB
  Метод основан на идее специфики философского изучения сознания заключающегося в применении метода интуиции. Метод Эдмунда Гуссерля позволяет философии стать на позиции внутреннего вхождения в поток сознания обеспечивающий возможность непосредственно наблюдать видение структур чистого сознания. Основные формы эмоционального состояния обыденного сознания: забота вина страх ответственность страх смерти и т. В отличие от классических онтологий что как правило рассматривают бытие как объективный независимый от сознания мир Мартин...
33016. Русская православная философия 18.37 KB
  Поэтому философия приобретает религиозный характер что проявляется в русской философии в целом и ее религиозноидеалистическом направлении в частности. Важнейшие философскомировоззренческие проблемы по поводу понимания и толкования духовного и материального веры и разума смысла жизни свободы человека смерти и бессмертия и другие были в поле зрения как философии так и религии. О русской философии. Ее фундамент закладывает Киреевский определив задачи русской религиозной философии.
33017. Основной вопрос философии, две его стороны. Понятие материализм и идеализм, идеальное, первичное, вторичное. Гносеологические и социальные корни идеализма 43.54 KB
  Основной вопрос философии: Философия – это система основополагающих идей в составе мировоззрения человека и общества. Вот почему она может быть в определенном смысле названа основным вопросом философии. Вопрос о соотношении сознания и бытия духа и природы является основным вопросом философии.