46887

Особенности философии Возрождения. Человек как центральная проблема философии эпохи Возрождения

Доклад

Логика и философия

Гуманизм представляет собой в эту эпоху образ мышления где идея блага человека объявляется главной целью социального и культурного развития. Обращение к человеку – не просто анализ его земного бытия а показатель сущности человека в мире. Путь творческой деятельности и творчества Особое значение приобретает не только духовная красота человека но и его телесная красота. Индивидуализм как принципиальная установка при рассмотрении человека становится средством обоснования его самоценности необходимости освобождения от...

Русский

2013-11-26

35 KB

1 чел.

9. Особенности философии Возрождения. Человек как центральная проблема философии эпохи Возрождения.

Родина эпоха Возрождения – Италия, где интенсивно развивалась торговля, происходили процессы первоначального накопления капитала, господствовали республиканские политические режимы.

Особенности:

  1.  Переворот в системе ценностей, в оценке всего сущего и отношении к нему. Утверждается, что высшей ценностью является человек как индивидуальность, как личность во всем богатстве своих духовных и чувственно-телесных проявлений.
  2.  Светский характер культуры и мировоззрения этой эпохи, выраженный в форме гуманизма. Гуманизм представляет собой в эту эпоху образ мышления, где идея блага человека объявляется главной целью социального и культурного развития. Человек предстает как свободное существо, творец самого себя и окружающего мира. С одной стороны, люди верили в Бога, с другой – дав человеку свободу, Бог дал ему право определять свою судьбу.
  3.  Формирование ренессансного мышления сыграло античное культурное наследие. Возобновился интерес к античным текстам, и к использованию языческих  прототипов для изображения художественных образов.
  4.  Антисхоластический характер взглядов и сочинений мыслителей этого времени.
  5.  Создание новой пантеистической картины мира. Пантеизм – отожествление Бога и природы, Бога и мира.
  6.  Антропоцентризм. Человек становится не только важнейшим объектом философского рассмотрения, но и центральным звеном всей цепи космического бытия. Обращение к человеку – не просто анализ его земного бытия, а показатель сущности человека в мире.
  7.  Путь творческой деятельности и творчества
  8.  Особое значение приобретает не только духовная красота человека, но и его телесная красота. Тело уже не оковы души, а телесная жизнь самоценна.

Индивидуализм как принципиальная установка при рассмотрении человека становится средством обоснования его самоценности, необходимости освобождения от социально-политических и духовных оков Средневековья. Возрастает запрос на умственный, интеллектуальны труд, быстро растет число так называемых «свободных профессий», формируется светская интеллигенция.

Церковь теряет авторитет и власть, утрачивает духовную монополию, исключительное право на обладание истиной. Наука постепенно утрачивает книжный и традиционный характер и обращается к опыту, к самостоятельному изучению действительности. Благодаря развитию ремесла и кругосветному мореплаванию появляется масса новых эмпирических сведений, благодаря которым рушатся прежние авторитеты. Эпоха Возрождения в философии начинается с появления кружков учёных людей, гуманистов. Для ренессансного гуманизма характерна совершенно новая, антисозерцательная установка, которая  прославляет всякую созидательную деятельность, работу, творчество. Беречь время, строить жизнь рационально, успеть побольше, достичь власти над природой и своей судьбой – это уже идеи буржуазные.

Общепризнанный родоначальник гуманизма в Италии – Франческо Петрарка. Он демонстрирует новый подход к оценке античного наследия, утверждает, что не следует слепо подражать мыслям великих предшественников, а следует переосмыслить их работы и может быть превзойти. Гуманизм дал человеку широту взгляда, открытость к новым идеям, свободу выбора традиции. Пико делла Мирандола одним из первых переосмыслил древнее понятие магии, положив начало натуральной магии – как могущества человека, основанного на научном познании тайных сил природы, т. е. сил естественных, а не сверхъестественных. Его знаменитая “Речь о достоинстве человека” (1486 г.) резюмирует антропоцентрические идеи гуманистов. Он даёт определение свободы человека, которое лежит в основании современной философской антропологии: всякая сущность в мире имеет свою природу (сущность), которая и предопределяет её жизнь от начала до конца, способ и смысл её существования, один только человек не имеет никакой определенной природы, которая ограничивала бы его возможности. Природа человека – быть свободным, т. е. создавать самого себя, самому определить свою сущность, сотворить себя в действии.

Важнейшее место в философии Возрождения принадлежит Hиколаю Кузанскому. В отличие от других гуманистов он глубоко интересовался математикой и естествознанием и создал своеобразный христианский натуралистический пантеизм. Мир существует в Боге и Бог существует в мире, а поскольку Бог актуально бесконечен, то мир – безграничен, т. е. в нём можно перейти любую границу. Земля – не центр мира, а неподвижные звезды – не его край. Из бесконечности мира следует далее и бесконечность процесса познания. Знание и истина – это многоугольник и круг: как ни велико число сторон знания, оно, хотя и приближается к действительности, но никогда не совпадает с ней.

Самый могущественный стимул деятельности человека, согласно Никколо Маккиавелли, – интерес, главным образом – интерес сохранения и приумножения собственности. Неискоренимый эгоизм человеческой природы требует сильной государственной власти, устанавливающей порядок путём насилия, принуждения. Сила есть основа права – эта мысль перейдет к крупнейшим мыслителям Нового времени. Макиавеллизмом в последующем стали называть принцип, согласно которому общее благо народа превыше всего, и достижение его оправдывает любое насилие, обман – любые средства. Насилие и обман, разумеется, – не самоцель, они должны созидать, а не разрушать.

Наибольший вклад в развитие натурофилософских представлений внес Джордано Бруно. Центральный тезис его философии – утверждение о бесконечности вселенной,  которая не может быть охвачена и потому беспредельна, бесконечна и безгранична. Она не сотворена, она существует вечно и не может исчезнуть. Отрицает геоцентрические и гелиоцентрические системы, рассматривающие вопрос о центре мира. Центром не может быть ни Земля ни Солнце, потому что существует бесчисленное множество миров и  у каждого мира есть свой центр, своя звезда.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

23957. Эсхил (525-456гг до н.э.) 14.51 KB
  Э был глубоко религ чел он верил в могущ богов и в их вмеш в жизнь людей. В ранний период ТВва боги всегда жестокие коварн мстит они завлекают чел в сети беды. Наряду с этим чел у Э достат самостоят: он сам приним реш но и сам за него отвечает несет ответ. У Э если сам чел ни в чем не согреш он страдать не будет.
23959. УСТРОЙСТВО ТЕАТРА И СТРОЕНИЕ ТРАГЕДИИ 19.48 KB
  Почти все трагедии начинались с _пролога_ в котором обычно содержалась завязка действия. За пародом следовали _эписодии_ диалогические части трагедии в которых главная роль отводилась актерам а от хора выступали корифей или отдельные хоревты. Заключительная часть трагедии когда хор с песней удалялся с орхестры называлась _эксод_.
23960. Трилогия Эсхила «Орестея». «Агамемнон» 16.74 KB
  Трилогия Эсхила Орестея. Агамемнон В основу этой траг положен миф о царе Атрее его сыне Агамемноне и внуке Оресте. Хор призерает Эгисфа осыпает бранью и пресказ что вернется сын Агамемнона Орест с чужбины и отомстит за смерть отца. Эсхил Орестея.
23963. АНТИГОНА 15.78 KB
  История Антигоны примыкает непосредственно к мифу о братоубийственной вражде Этеокла и Полиника излагаемому в античных источниках более или менее единообразно. 928931 поставленных через 20 лет после Антигоны . Наряду с этим сохранилось свидетельство Павсания позволяющее предположить наличие фиванского варианта в котором особо выделялась роль Антигоны IX 25 2. Никаких санкций по адресу Антигоны согласно Павсанию не последовало поскольку жестокость победителей не заходила в Греции так далеко чтобы не...