46887

Особенности философии Возрождения. Человек как центральная проблема философии эпохи Возрождения

Доклад

Логика и философия

Гуманизм представляет собой в эту эпоху образ мышления где идея блага человека объявляется главной целью социального и культурного развития. Обращение к человеку не просто анализ его земного бытия а показатель сущности человека в мире. Путь творческой деятельности и творчества Особое значение приобретает не только духовная красота человека но и его телесная красота. Индивидуализм как принципиальная установка при рассмотрении человека становится средством обоснования его самоценности необходимости освобождения от...

Русский

2013-11-26

35 KB

2 чел.

9. Особенности философии Возрождения. Человек как центральная проблема философии эпохи Возрождения.

Родина эпоха Возрождения – Италия, где интенсивно развивалась торговля, происходили процессы первоначального накопления капитала, господствовали республиканские политические режимы.

Особенности:

  1.  Переворот в системе ценностей, в оценке всего сущего и отношении к нему. Утверждается, что высшей ценностью является человек как индивидуальность, как личность во всем богатстве своих духовных и чувственно-телесных проявлений.
  2.  Светский характер культуры и мировоззрения этой эпохи, выраженный в форме гуманизма. Гуманизм представляет собой в эту эпоху образ мышления, где идея блага человека объявляется главной целью социального и культурного развития. Человек предстает как свободное существо, творец самого себя и окружающего мира. С одной стороны, люди верили в Бога, с другой – дав человеку свободу, Бог дал ему право определять свою судьбу.
  3.  Формирование ренессансного мышления сыграло античное культурное наследие. Возобновился интерес к античным текстам, и к использованию языческих  прототипов для изображения художественных образов.
  4.  Антисхоластический характер взглядов и сочинений мыслителей этого времени.
  5.  Создание новой пантеистической картины мира. Пантеизм – отожествление Бога и природы, Бога и мира.
  6.  Антропоцентризм. Человек становится не только важнейшим объектом философского рассмотрения, но и центральным звеном всей цепи космического бытия. Обращение к человеку – не просто анализ его земного бытия, а показатель сущности человека в мире.
  7.  Путь творческой деятельности и творчества
  8.  Особое значение приобретает не только духовная красота человека, но и его телесная красота. Тело уже не оковы души, а телесная жизнь самоценна.

Индивидуализм как принципиальная установка при рассмотрении человека становится средством обоснования его самоценности, необходимости освобождения от социально-политических и духовных оков Средневековья. Возрастает запрос на умственный, интеллектуальны труд, быстро растет число так называемых «свободных профессий», формируется светская интеллигенция.

Церковь теряет авторитет и власть, утрачивает духовную монополию, исключительное право на обладание истиной. Наука постепенно утрачивает книжный и традиционный характер и обращается к опыту, к самостоятельному изучению действительности. Благодаря развитию ремесла и кругосветному мореплаванию появляется масса новых эмпирических сведений, благодаря которым рушатся прежние авторитеты. Эпоха Возрождения в философии начинается с появления кружков учёных людей, гуманистов. Для ренессансного гуманизма характерна совершенно новая, антисозерцательная установка, которая  прославляет всякую созидательную деятельность, работу, творчество. Беречь время, строить жизнь рационально, успеть побольше, достичь власти над природой и своей судьбой – это уже идеи буржуазные.

Общепризнанный родоначальник гуманизма в Италии – Франческо Петрарка. Он демонстрирует новый подход к оценке античного наследия, утверждает, что не следует слепо подражать мыслям великих предшественников, а следует переосмыслить их работы и может быть превзойти. Гуманизм дал человеку широту взгляда, открытость к новым идеям, свободу выбора традиции. Пико делла Мирандола одним из первых переосмыслил древнее понятие магии, положив начало натуральной магии – как могущества человека, основанного на научном познании тайных сил природы, т. е. сил естественных, а не сверхъестественных. Его знаменитая “Речь о достоинстве человека” (1486 г.) резюмирует антропоцентрические идеи гуманистов. Он даёт определение свободы человека, которое лежит в основании современной философской антропологии: всякая сущность в мире имеет свою природу (сущность), которая и предопределяет её жизнь от начала до конца, способ и смысл её существования, один только человек не имеет никакой определенной природы, которая ограничивала бы его возможности. Природа человека – быть свободным, т. е. создавать самого себя, самому определить свою сущность, сотворить себя в действии.

Важнейшее место в философии Возрождения принадлежит Hиколаю Кузанскому. В отличие от других гуманистов он глубоко интересовался математикой и естествознанием и создал своеобразный христианский натуралистический пантеизм. Мир существует в Боге и Бог существует в мире, а поскольку Бог актуально бесконечен, то мир – безграничен, т. е. в нём можно перейти любую границу. Земля – не центр мира, а неподвижные звезды – не его край. Из бесконечности мира следует далее и бесконечность процесса познания. Знание и истина – это многоугольник и круг: как ни велико число сторон знания, оно, хотя и приближается к действительности, но никогда не совпадает с ней.

Самый могущественный стимул деятельности человека, согласно Никколо Маккиавелли, – интерес, главным образом – интерес сохранения и приумножения собственности. Неискоренимый эгоизм человеческой природы требует сильной государственной власти, устанавливающей порядок путём насилия, принуждения. Сила есть основа права – эта мысль перейдет к крупнейшим мыслителям Нового времени. Макиавеллизмом в последующем стали называть принцип, согласно которому общее благо народа превыше всего, и достижение его оправдывает любое насилие, обман – любые средства. Насилие и обман, разумеется, – не самоцель, они должны созидать, а не разрушать.

Наибольший вклад в развитие натурофилософских представлений внес Джордано Бруно. Центральный тезис его философии – утверждение о бесконечности вселенной,  которая не может быть охвачена и потому беспредельна, бесконечна и безгранична. Она не сотворена, она существует вечно и не может исчезнуть. Отрицает геоцентрические и гелиоцентрические системы, рассматривающие вопрос о центре мира. Центром не может быть ни Земля ни Солнце, потому что существует бесчисленное множество миров и  у каждого мира есть свой центр, своя звезда.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

82784. Знаходження значень виразів на сумісні дії першого ступеня. Задачі з буквеними даними 287 KB
  Мета: Закріплювати вміння учнів виконувати дії додавання і віднімання над багатоцифровими числами. Формувати обчислювальні навички, потребу в навчанні. Навчати узагальнених прийомів розв’язування задач. Ознайомити учнів з навчальним закладами і професіями.
82785. Особливості соціально-психологічної адаптації людей похилого віку до умов стаціонарних установ 951 KB
  Мета роботи – теоретично обґрунтувати та дослідити питання соціально – психологічної адаптації людей похилого віку до умов стаціонарних установ. Завдання роботи: Описати функціонування стаціонарних установ в контексті надання соціальних послуг та організацією побуту людям похилого віку...
82786. Прибыль и ее использование на предприятии на примере ООО «Объединение» 748.5 KB
  Целью выпускной квалификационной работы является понятие и анализ прибыли, ее распределение и пути ее роста, а также разработка мероприятий по увеличению прибыли на предприятии. Задачи для достижения данной цели реализуются следующие: изучить понятие и виды прибыли; распределение и использование прибыли...
82787. Организация продаж с целью повышения эффективности сети магазинов «Пятёрочка» в городе Кунгуре 95.33 KB
  Для достижения цели в работе решены следующие задачи: определить и обобщить особенности торговли приемы современных продаж размещения товаров и качественного обслуживания; провести анализ организационно-экономического состояния торгового предприятия оценить размещение товаров устройство...
82788. Учет и аудит заемных средств на примере DaCar ООО «ЭйБиСи – Авто» 212.78 KB
  В настоящее время трудно представить себе современную, успешно развивающуюся организацию, которая бы не использовала заемные средства, занимающие особое место в жизни современного общества. Вопросы и проблемы аудита и учета долговых средств и обязательств находятся в постоянном совершенствовании и доработке.
82789. Политические репрессии в Казахстане в I половине XX века 1.57 MB
  Обоснование актуальности темы: Обретение Казахстаном независимости открыла широкие возможности для изучения целого ряда проблем ранее не доступных для исследователей. Советская история находилась под прессом партии, которая стремилась представить всю мировую историю как постоянное и чуть неосознанное...
82790. Экономический анализ технической базы автотранспортного предприятия, с целью расширения оказываемых услуг 321.52 KB
  Так как технической базой предприятия выступают основные фонды автотранспортного предприятия то и методы оценки технической базы такие же как и у основных фондов. Оценка основных фондов в денежной форме позволяет определять величину стоимости которая подлежит переносу на готовую продукцию.
82791. Проблемные вопросы квалификации налоговых преступлений 265 KB
  Целью дипломной работы является комплексное изучение и разработка проблемы уголовной ответственности за налоговые преступления, определение путей совершенствования уголовного законодательства и практики его применения.
82792. Разработка рекомендаций по совершенствованию системы управления персоналом в ООО «Вертикаль» 182.6 KB
  Кадровая технология это средство управления количественными и качественными характеристиками персонала обеспечивающее достижение целей организации ее эффективное функционирование. Провести анализ кадрового потенциала ООО Вертикаль и управления развитием персонала...