46911

Рассказы и повести В.Г. Короленко. Идейные мотивы, образы, метод, стиль. Обновление метода реализма, романтические элементы

Доклад

Литература и библиотековедение

Короленко. Владимир Галактионович Короленко. Владимир Галактионович Короленко выдающийся русский писатель. Большую роль в формировании мировоззрения Короленко сыграла демократическая литература 60 х годов сочинения Н.

Русский

2013-11-26

36.5 KB

7 чел.

7.Рассказы и повести В.Г. Короленко. Идейные мотивы, образы, метод, стиль.Обновление метода реализма, романтические элементы. 
Владимир Галактионович Короленко.

Владимир Галактионович Короленко - выдающийся русский писатель. Родился в 1853 году в городе Житомире в семье чиновника. Учился в житомирской гимназии, позднее - в ровенской реальной гимназии. Большую роль в формировании мировоззрения Короленко сыграла демократическая литература 60- х годов, сочинения Н. Г. Чернышевского, Н. А. Добролюбова, М. Е. Салтыкова-

Щедрина, Н. А. Некрасова, Т. Г. Шевченко; их взгляды оказали огромное влияние на всё его творчество. В 1871 году Короленко поступил в

Петербургский институт, но не смог учиться из-за отсутствия средств.

Работал корректором, рисовальщиком географических карт. В 1874 году поступил в Петровскую земледельческую и лесную академию в Москве. Будучи студентом, готовился к пропагандистской деятельности среди крестьян. В марте 1876 года Короленко был исключён из академии, а потом арестован за то, что от имени большинства студентов выступил с протестом против администрации, выполнявшей чисто полицейские функции. С 1879 года в жизни Короленко наступает длительная полоса ссылок (в Вятскую губернию, в Восточную Сибирь, и др.). В августе 1881 года он был выслан в Якутскую область, после демонстративного отказа подписать присягу Александру III. В

Европейскую Россию Короленко было разрешено вернуться осенью 1884 года. С

1885 года он жил в Нижнем Новгороде, находясь под надзором полиции.

В первом рассказе Короленко „Эпизоды из жизни искателя" (1879 год) в известном мере отразились народные взгляды. Однако в двух последующих рассказах „Яшка" (1881 год) и „Ненастоящий город" (1881 год) наметился отдых писателя от народной иллюзии, чему способствовало непосредственное знакомство с народом в период ссылок. Уже для ранних рассказов и очерков

Короленко характерно реалистичное изображение народной жизни, внимание к людям, непокаривщимся тяжёлой судьбе, полным неукротимого стремления добиться правды и свободы. Стойкость и мужество русской девушки - революционерки послужили темой рассказа „Чудное" (1880 год, заграничная публикация 1893 год, в России - 1905год). Протестует против социальной несправедливости якутский крестьянин, герой рассказа „Сон Макара" (1885 год). Макар — главный герой, крестьянин. Сам автор отнес свое произведение к «святочным рассказам». Написанный в якутской ссылке (зима 1883-го), рассказ навеян реальными бытовыми впечатлениями молодого писателя (он жил у крестьянина Захара Цыкунова, который и стал прототипом Макара). Но, называя в первоначальных набросках героя Захаром, Короленко, очевидно, недаром сменил его имя на Макара — на него, по русской поговорке, «все шишки валятся»; с другой стороны, короленковский Макар живет именно там, куда другой фольклорный Макар «телят не гонял». Макар — потомок русских крестьян, житель «глухой слободки Чалган», затерянной «в далекой якутской тайге». Отделяя себя от «поганых якутов», он по-русски говорит «мало и довольно плохо»; «работал он страшно, жил бедно, терпел голод и холод», много пил.В канун Рождества, выпив и отправившись осматривать свои ловушки в тайге — в надежде поймать лисицу, Макар заблудился и стал замерзать. Во сне он видит попика Ивана, умершего четыре года назад, всю свою незадавшуюся жизнь, а потом оказывается на суде у «старого Тойона», в котором персонифицирован Бог. Тойон начинает взвешивать грехи Макара, и их оказывается так много, что Тойон велит отдать Макара в наказание церковному трапезнику в мерины. Но тут в избу входит «сын старого Тойона» и просит отца разрешить Макару «что-нибудь» сказать. И Макар, вдруг ощутив в себе «дар слова», рассказывает в подробностях о своей жизни: как «его гоняли всю жизнь! Гоняли старосты и старшины, заседатели и исправники, требуя подачи; гоняли попы, требуя ругу; гоняли нужда и голод; гоняли морозы и жары, дожди и засухи; гоняла промерзшая земля и злая тайга!..» Горький рассказ его сменяется яростью: «Как он мог до сих пор выносить это ужасное бремя». Он надеялся на «лучшую долю», по «теперь он стоял у конца, и надежда угасла…» От рассказа Макара заплакал старый Тойон, «старый попик Иван», «молодые божьи работники», а чаша весов, где находились грехи Макара, «подымалась все выше и выше!» Этот рассказ Короленко был чрезвычайно популярен у современников, а его аллегорическая подоплека позволяла давать различные интерпретации — как революционного характера, так и сугубо христианские. Рассказ допускает и менее драматическое толкование: обстоятельства позволяют предположить, что Макар не замерз в тайге, а видит сон, отлеживаясь после попойки

О способности русского человека совершить подвиг о силе его души говорится в очерке „Река играет" (1892 год). В творчестве Короленко раскрыто глубокая внутренняя красота людей из народа, поднимающихся на борьбу за своё освобождение. В центре повести „ Слепой Музыкант" (1886 год) - душевная драма слепого, который „увидел" мир через высокое искусство. Это душевное произведение, явившееся результатом слепого музыканта с людьми из народа, помогает преодолеть личное горе, из которого казалось, не было выхода.

В произведениях Короленко нашли отражение русской действительности, связанные с распадом патриархальных форм крестьянского быта и проникновением капитала в деревню. Значительным было его выступление с очерками о знаменитых кустарных промыслах села Павлова, близ Нижнего Новгорода („Павловские очерки", 1890 года). Народники считали это село примером кустарного производства, якобы избежавшего влияния капитализма о свободных эксплуатации. Решительно отвергая эти лживые утверждения, Короленко нарисовал правдивую картину разорения кустарей, их полной зависимости от скупщиков капиталистов. „Нет просто мужика, - писал

Короленко в очерках „В голодный год", - есть бедняки и богачи, хозяева и работники". Короленко высказывал своё несогласие с беллетристикой позднего народничество, которая, по его выражению, рассматривала действительность „сквозь призму лжи". Значительное место в творчестве Короленко занимает повесть „Без языка" (1895 год), где изображены злоключения украинского крестьянина, попавшего в Америку. Герой повести столкнулся с рабством, безработицей, преступной властью денег. Доведённый до исступления, он восклицает: „Пусть гром разобьёт этот проклятый город и выбранного вами какого-то мэра. Пусть гром разобьёт и эту их медную свободу, там на острове...".

В годы, предшествовавшие революции 1905 года, Короленко продолжает цикл своих рассказов: „Государевы ямщики" (1901 год), „Мороз" (1901 год),

Марусина заимка" (1903 год), „Феодалы" (1901 год). Здесь писатель-гуманист рисует тяжёлую жизнь людей подневольного труда, обличает пережитки феодально-крепостнических порядков, затрагивает тему бесчеловечности буржуазного строя. Несмотря на неопределённость своих политических идеалов,

Короленко верил в победу народа. К этому же времени относится рассказ „Нестрашное" (1903 год), Который по силе разоблачения буржуазной интеллигентности и по мастерству выполнения может быть отнесён к числу лучших произведений Короленко.

В 1900 году Короленко был избран почётным академиком. В 1902 году он, как и А. П. Чехов, отказался от этого звания в знак протеста против того, что М. Горький не был утверждён царским правительством в качестве почётного академика.

К последнему периоду творчества Короленко относится крупнейшие его произведение „История моего современника", в котором легко рассмотреть художественное воплощение биографии автора, её важнейших этапов Короленко в тоже время знакомит читателя с развитием общественного движения 60-х - 70-х годов, с выдающимися историческими событиями того времени. Последние главы эпопеи, освещающие деятельность народной интеллигенции, были написаны после великой октябрьской социалистической революции. Не поняв её подленного значения, писатель, однако, видел, что революция победила потому, что в ней участвовали самые широкие народные массы. В „Истории моего современника" он сумел показать, сколь наивны были расчёты народников на героизм „избранных" при отсутствии поддержки со стороны трудовых масс.

Короленко оказал значительное влияние на писателей вышедших из народной среды. „В ранние годы на меня сильно повлиял

Короленко", - писал А. С. Сирофимович. Реалистический метод Короленко сыграл положительную роль в развитии украинской, белорусской, литовской, латышской, якутской прозы. Произведения Короленко переведены на многие языки народов.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

56504. Організація навчальних тренінгів у системі внутрішньошкільної методичної роботи 49 KB
  МЕТА: знайомити учасників тренінгу із активними формами роботи з педагогічними працівниками використовуючи інтерактивні методи навчання. ОБЛАДНАННЯ: ватмани маркери плакат із правилами роботи в групах липкі...
56505. Тренінг як форма групової роботи з учнями 45.5 KB
  Пропоную тренінг який можна провести у 4 класі на уроці основ здоров’я як узагальнення знань або на годині спілкування. Тренінг Здоров’я людини найцінніший скарб Прийняття правил. Що це за скарб Здоров’я.
56506. Здоров’я молоді в Україні. ВІЛ, СНІД, ІПСШ: шляхи передачі й методи захисту 47.5 KB
  Націлити учнів на убезпечення від ВІЛ-інфікування; учити дітей гуманному толерантному ставленню до ВІЛінфікованих і хворих на СНІД; навчати дітей протидії стигмі й дискримінації ВІЛінфікованих...
56507. Імідж як форма життєтворчості лідера 55.5 KB
  Мета: ознайомити учасників з поняттям «імідж»; стимулювати уяву школярів в пошуках власного розуміння іміджу лідера учнівського самоврядування; сприяти розвитку в учнів навичок самопізнання та саморегуляції
56508. Пізнаємо себе і світ 76 KB
  Мета:розвиток емоційної сфери дитини; розвиток її як особистості; розкриття позитивних здібностей дитини; формування знань про особистість та спілкування; формування в класі дружніх відносин, взаєморозуміння та взаємоповаги.
56509. Выставки-ярмарки как инструмент продвижения товара ОАО «Савушкин продукт» 241.72 KB
  Проанализировать основные показатели хозяйственной деятельности ОАО «Савушкин продукт» за 2011-2012г. Провести анализ организационно-экономических характеристик ОАО «Савушкин продукт». Рассказать об средствах рекламы ОАО «Савушкин продукт».
56510. Сценарій тренінгу: «Як без перешкод здійснити свої мрії?» 31.5 KB
  Мета: На прикладах показати дітям, що в житті кожного повинні бути цілі. Вчитися аналізувати і змінювати свої цілі, якщо це знадобиться. Спонукати до того, щоб діти замислювалися над своїми мріями, над тим, чого вони прагнуть отримати від життя.
56511. Усвідомлений вибір майбутнього покликання, професійної діяльності – запорука життєвого успіху (інформаційно–ігровий тренінг для учнів 8–11 класів) 138 KB
  Основна мета: активізація самосвідомості учнів щодо формування свого майбутнього покликання. Майбутньої професійної діяльності; залучення учнів до гри, групової тренінгової роботи; створення сприятливого психологічного клімату при проведенні заняття.
56512. КОНВЕРГЕНЦИЯ ФОРМ И ТИПОВ ТЕЛЕПЕРАДАЧ 50.96 KB
  Само слово конвергенция произошло от латинского convergo — «сближаю». В английском языке convergence означает «схождение в одной точке». Павликова М. дает следующее определение, ссылаясь при этом на канадского исследователя СМИ и коммуникаций Дэниса Макуэйла...