46917

Влияние Чернышевского на современников и на русскую молодежь

Доклад

Литература и библиотековедение

С точки зрения художественной ценности стиля роман можно оценить невысоко. Чернышевский получает мировое признание роман переведен на много языков. Каким образом роман вышел в печать 2 версии: 1 тюремная цензура понадеялась на внешнюю а внешняя решила что тюремная его уже проверила 2 цензор решил что раз роман написал таким ужасным стилем то он скомпрометирует сам идеи которые в нем изложены.

Русский

2013-11-26

37 KB

0 чел.

Роман написан Ч. в 1863 г., когда он находился в Петропавловской крепости за 4 месяца. Это философско-утопич. роман.

Чернышевский был фанатиком прогресса, считал, что с помощью прогресса человечество построит рай  на земле и это очень скоро случится. С точки зрения художественной ценности, стиля роман можно оценить невысоко. Художественные недостатки Чернышевский сам признавал. Их вообще признавали все, кроме Ленина.

Но влияние Чернышевского на современников и на русскую молодежь при этом огромно. Чернышевский получает мировое признание, роман переведен на много языков. Каким образом роман вышел в печать? 2 версии:

1) тюремная цензура понадеялась на внешнюю, а внешняя решила, что тюремная его уже проверила

2) цензор решил, что раз роман написал таким ужасным стилем, то он скомпрометирует сам идеи, которые в нем изложены.

На "Что делать?" откликнулись Достоевский и Толстой - они в своих произведениях ведут полемику с Чернышевским.

В идеях Чернышевского многим виделись вредность и опаснсоть.

Толстой и Достоевский считали, что истина приобретается только в течение жизни, "исканий".У Чернышевского же герой Рахметов прочел книги (читал трое суток кряду) и стал другим человеком, познал истину.

Чернышевский объясняет, «что делать», чтобы построить земной рай и сделать всех людей счастливым. И эти идеи овладевают миллионами.

Чернышевский касается самых разных вопросов.

1) в том числе хозяйства. Хозяйство должно быть в коллективной собственности.

2)Чернышевский излагает новую этику в романе - этику без Бога, на прочном основании разума. При том, что сам Чернышевский происходил из семьи священника.

Суть этики без Бога: в общем ходе жизни возвышенные стремления ничтожны.

3) Превыше всего - стремление к своей пользе, то есть разумный эгоизм. Разумный эгоизм отличает то, что человек не выходит на большую дорогу и не убивает, чтобы обогатиться, а строит завод, создает машины и становится миллионером. Разумный эгоист приносит пользу себе и окружающим.

4) отрицает понятие жертвы. Жертва -  это фальшивое понятие, а ведь это - центральное понятие христианства.

5) пытался объяснить нравственность с точки зрения того, что человеку выгодно поступать нравственно.

Все эти попытки потерпели крах. Нужно признать, что не разум управляет нравственностью, а наоборот. Неубедительность теории Чернышевского в ее внутренних противоречиях (пример - сам Чернышевский отрицает жертву, а Рахметов ее приносит). Эту противоречивость видели Достоевский, Толстой, их произведения "Война и Мир" и "Записки из Подполья" - полемика с романом "Что делать?".

Д.И. Писарев. Мыслящий пролетариат:

Всех, кого кормит и греет рутина, роман Ч-го приводит в неописуемую ярость.

Роман глумится над их эстетикой, разрушает их нравственность, показывает  узость их целомудрия. На все остальные русские романы он похож только внешней формой, сюжет его прост и в нём мало действ-х лиц. Роман «Что делать?» создан работой сильного ума. Умел вглядываться в явления жизни, автор умеет обобщать и осмысливать их. Все симпатии автора лежат на стороне будущего. Чернышевский знает не только то, как думают и рассуждают «новые люди», но и то, как они чувствуют.

По содержанию, о Рахметове, новых людях.

Создавая образ профессионального революционера, Ч. заглядывает в будущее, во  многом опережая свое время.

  1.  показывает процесс становления революционера, выделяя в жизни Рахметова три стадии:

-теоретич. подготовка,

-практич. приобщение к жизни народа

-переход к проф. революционной деят-ти.

2) на всех этапах своей жизни Рахметов действует с полной самоотдачей.

Р. живет общим, а не личным, постоянно в хлопотах, мало бывает дома. Известен эпизод его любви к некой даме, которую он спас, остановив шарабан с понесшей лошадью. Р. сознательно отказывается от любви, потому что она связывает ему руки. На образе Р. лежит печать таинственности, которой зашифрована революционная деятельность героя — «потаенный» сюжет романа. Сюжетная функция его — представлять тип особенного, «идеального» человека, с которым сопоставлены так или иначе все прочие персонажи. Известно, что через два года после описанных в романе событий он уезжает из Петербурга, считая, что здесь уже сделал все. Автор называет людей типа Р. «солью соли земли».

Такие люди нужны не всегда, а на крутых перевалах истории как личности, вбирающие в себя общенародные потребности и глубоко чувствующие общенародную боль.

Краткое содержание, обязательно прочитать четвертый сон!!!

Выстрел на литейном мосту.

Письмо для Веры. В нем говорится о том, что пишущий его сходит со сцены, потому что слишком любит «вас обоих»...

Трагической развязке предшествует история жизни Веры Павловны. Мать хочет поскорее выдать ее замуж за богатого. К брату приглашен учитель, студент-медик Дмитрий Лопухов. Узнав о бедственном положении девушки, Лопухов пытается ей помочь. Делает предложение. В это время ей снится первый сон: она видит себя выпущенной из сырого и темного подвала и беседующей с удивительной красавицей, которая называет себя любовью к людям. Верочка обещает красавице, что всегда будет выпускать из подвалов других девушек, запертых так же, как была заперта она.

Молодые снимают квартиру, и жизнь их идет хорошо. Странные отношения: спят в разных комнатах, входят друг к другу после стука, не показываются неодетыми.

Вскоре она затевает швейную мастерскую. Девушки работают не по найму, а являются совладелицами и получают свою долю от дохода.

Во втором сне видит поле, на котором растут колосья. На этом поле и грязь фантастическая и реальная. Реальная грязь — это забота о самом необходимом - из нее могут вырасти колосья. Фантастическая грязь — забота о лишнем и ненужном; из нее ничего не вырастает.

У Лопуховых часто бывает Александр Кирсанов. Он скрашивает разговорами одиночество Веры Павловны, влюбляется в нее, а она в него.

Ситуация, в которую попали трое умных и порядочных «новых людей», кажется неразрешимой. Лопухов находит выход — выстрел на Литейном мосту.

В день, когда получено это известие, к Вере Павловне приходит старый знакомый Кирсанова и Лопухова — Рахметов, «особенный человек» Рахметов однажды он решает спать на гвоздях, чтобы испытать свои физические возможности. Он не пьет вина, не прикасается к женщинам.

Рахметов приносит Вере Павловне записку от Лопухова, прочитав которую она делается спокойною и даже веселою.

Семейство Кирсановых имеет примерно такой же образ жизни, что прежде семейство Лопуховых.

Вскоре ей снится четвертый сон.

Перед ней проходят картины жизни женщин в разные тысячелетия. Великая женщина, знакомая ей еще по первому сну, объясняет Вере Павловне, в чем смысл женского равноправия и свободы. Эта женщина являет Вере Павловне и картины будущего: граждане Новой России живут в прекрасном доме из чугуна, хрусталя и алюминия. С утра они работают, вечером веселятся, а «кто не наработался вдоволь, тот не приготовил нерв, чтобы чувствовать полноту веселья». Путеводительница объясняет Вере Павловне, что это будущее следует любить, для него следует работать и переносить из него в настоящее все, что можно перенести.

У Кирсановых бывает много молодых людей, единомышленников. Среди них вскоре появляется семейство Бьюмонт. Екатерина Васильевна Бьюмонт, урожденная Полозова Она выходит замуж за человека, называющего себя агентом английской фирмы Чарльзом Бьюмонтом. Тот прекрасно говорит по-русски, потому что якобы до двадцати лет жил в России. При встрече Бьюмон-та с Кирсановым становится понятно, что этот человек — Лопухов. Семейства Кирсановых и Бьюмонт чувствуют такую духовную близость, что вскоре поселяются в одном доме, вместе принимают гостей. Екатерина Васильевна тоже устраивает швейную мастерскую, и круг «новых людей» становится таким образом все шире.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

5437. Україна в повоєнний період 1945-1953 рр 58 KB
  Україна в повоєнний період 1945-1953 рр. Економічне і політичне становище України після ІІ Світової війни. Загострення політичної боротьби у Західних областях України Десталінізація Нові методи управління народним господарством Шестидес...
5438. Суспільно-політичні та соціально-економічні процеси в україні в середині 50-х – першій половині 60хх рр 67 KB
  Суспільно-політичні та соціально-економічні процеси в україні в середині 50-х – першій половині 60хх рр. Україна в другій половині 60 х  - 80 х рр. 1. Зростання кризових явищ у політичному житті. 2.Дисидентський рух в Україні. 3.Криза у соціаль...
5439. Україна в умовах проголошення та утвердження державної незалежності 66 KB
  Україна в умовах проголошення та утвердження державної незалежності. Серпневі події 1991р. у Москві, їх спрямованість і наслідки. Акт проголошення Незалежності України. Державотворчі процеси в Україні в умовах незалежності. Прийняття Кон...
5440. Фізична культура як суспільне явище 131.5 KB
  Фізична культура як суспільне явище Метою лекції єознайомлення студентів з основними завданнями дисципліни Вступ до спеціальності фізичне виховання,визначення місця фізичної культури в загальній культурі суспільства та оволодіння основ...
5441. Предмет, метод, система трудового права 56.5 KB
  Предмет, метод, система трудового права Предмет регулювання трудового права України. Метод правового регулювання трудових відносин. Функції трудового права України. Система трудового права України. Предмет регулювання трудового пр...
5442. Джерела трудового права україни 47 KB
  Джерела трудового права україни План 1. Поняття джерел трудового права України, їх класифікація. 2. Конституція України як основне джерело трудового права. 3. Кодекс законів про працю України та інші законодавчі акти України, що регулюють трудові ві...
5443. Основні історичні етапи розвитку науки 81.5 KB
  Основні історичні етапи розвитку науки План Передумови виникнення науки. Основні етапи розвитку науки. Особливості класичної науки. Революція в природознавстві в кінці ХІХ ст. - початку ХХ ст. і формування...
5444. Теоретичні основи процесу навчання у вищій школі 81 KB
  Теоретичні основи процесу навчання у вищій школі План Педагогічний процес у вищому навчальному закладі та особливості його організації. Закономірності та принципи навчання у ВНЗ. Методи і засоби навчання у вищій школі. Основні поня...
5445. Спадкові хвороби людини 47 KB
  Спадкові хвороби людини. Класифікація складових хвороб людини. Хромосомні хвороби,спричинені порушенням кількості або структури хромосом. Моногенні (молекулярні) спадкові захворювання. Спадкові захворювання зявляються внаслідок...