46932

Профессиональные риски в СР. Проблемы профессионального здоровья специалиста, пути его сохранения и совершенствования

Доклад

Социология, социальная работа и статистика

Проблемы профессионального здоровья специалиста пути его сохранения и совершенствования. Важнейшая задача органов управления в ведении которых находятся социальные службы и учебные центры осуществляющие подготовку и переподготовку социальных работников не столько содействие им в профессиональном развитии и продвижении по службе а сохранение здоровья социальных работников профилактика их профессиональных заболеваний проведение консультаций относительно профессиональных рисков в социальной работе. Важную роль в освоении профессии...

Русский

2013-11-26

37.5 KB

9 чел.

Профессиональные риски в СР. Проблемы профессионального здоровья специалиста, пути его сохранения и совершенствования.

Проблема профессиональных рисков в социальной работе по-прежнему актуальна и мало изучена. Неоспоримо лишь, что постоянные стрессовые ситуации, в которые попадает социальный работник в процессе сложного социального взаимодействия с клиентом, постоянное проникновение в суть социальных проблем клиента, личная незащищенность и другие морально-психологические факторы оказывают негативное воздействие на здоровье социального работника, который является своего рода эмоциональным донором. Признаками этого негативного воздействия являются: ощущение эмоционального истощения; наличие враждебности по отношению к клиентам; наличие психосоматического заболевания; нарушение аппетита; негативная самооценка; возрастание агрессивности и чувства вины и др. Отсюда очевидна необходимость привлечения внимания общественности, органов власти и самих социальных работников к проблеме предупреждения профессиональных заболеваний и реабилитации социальных работников.

Социальные работники должны хорошо представлять профессиональные риски, их социально-психологическую и биологическую природу, иметь информацию о способах предупреждения такого рода заболеваний, правильно реагировать на их наличие. Социальный работник должен иметь представление о различных формах проявления психологического кризиса на том или ином этапе своей деятельности. Важнейшая задача органов управления, в ведении которых находятся социальные службы и учебные центры, осуществляющие подготовку и переподготовку социальных работников, — не столько содействие им в профессиональном развитии и продвижении по службе, а сохранение здоровья социальных работников, профилактика их профессиональных заболеваний, проведение консультаций относительно профессиональных рисков в социальной работе. Очень важно повышать психологическую культуру социальных работников и проводить психологические тренинги, консультации с ними. Социальные работники должны хорошо представлять себе профессиональные возможности и ограничения, постоянно учитывать свой психофизиологический и трудовой потенциал.

Важную роль в освоении профессии, достижении вершин профессионализма играет умелое использование ценностей физической культуры, обеспечивающее сохранение и укрепление здоровья, физического и духовного развития, двигательной подготовленности как важнейших составляющих профессионализма.

В профессиональной деятельности специалист испытывает значительные эмоциональные и физические нагрузки, которые сказываются на состоянии здоровья, физической подготовленности и работоспособности. В связи с этим формирование физической активности, сохранение и укрепление здоровья будущего специалиста по социальной работе следует рассматривать в аспекте как достижения им должного уровня профессиональной готовности, так и содействия решению с его помощью социальных проблем «клиентов». Поэтому можно считать, что на этапе обучения в вузе наиболее полно вся совокупность проблем, связанных с ролью физической активности, сохранения и укрепления здоровья в жизнедеятельности личности и социума в формировании должного уровня профессиональной готовности, проявляется именно в подготовке специалистов по социальной работе. физическая активность выступает важным условием эффективной профессиональной деятельности специалиста по социальной работе.

Сформированность физической активности у специалиста позволит сохранить и укрепить состояние здоровья, увеличить физические кондиции, являющиеся необходимыми факторами достижения профессионализма. С другой стороны, знание особенностей физической активности на разных этапах жизнедеятельности индивида и условий ее формирования позволит специалисту сформировать у «клиента» устойчивую необходимость в двигательной деятельности, которая будет являться для него объективной жизненной потребностью, способом решения социальных проблем.

Успешность профессиональной карьеры связана со здоровьем человека самым тесным образом, причем влияние карьеры на здоровье и здоровья на карьеру обоюдно. С одной стороны, отсутствие нарушений в состоянии здоровья не ограничивает профессиональную пригодность, исключает «медицинские» препятствия на пути профессионального совершенствования и социального успеха. С другой, успех в карьере, служебных делах является одним из важнейших источников положительных эмоций и уверенности в своих силах — главных «докторов» при любом физическом или душевном недуге.

Первый вариант - невозможность из-за физического недостатка или болезни выполнять необходимые трудовые функции (скажем, страдающий заболеванием с внезапными потерями сознания не сможет выполнять работу у движущихся механизмов, например у станка).

Второй вариант — необходимость исключить те влияния на организм, которые могут вызвать усугубление имеющихся нарушений здоровья. Такие влияния называются противопоказанными профессионально-производственными факторами.

Микроклимат и метеоусловия сильно влияют на физиологические процессы и работу всех внутренних органов. Состояние органов дыхания, сердечно-сосудистой системы, наличие заболеваний кожи — вот на что нужно в первую очередь обращать внимание, выбирая профессии с необходимостью длительного пребывания на открытом воздухе, в холодном помещении или в горячем цехе.

Заболевания нервной системы, органов слуха – ограничение при выборе тех профессий, которые сопровождаются шумом или вибрацией.

Особое внимание следует обратить на эти проблемы, если период практического овладения профессиональными функциями приходится на подростковый возраст.

Следует помнить о том, что в этом возрасте организм отличается повышенной чувствительностью ко всем факторам внешней среды. И у подростка быстрее, чем у взрослого, под их влиянием возникают те или иные отклонения в состоянии здоровья. Поэтому не следует пренебрегать консультацией у врача по данному вопросу или хотя бы на первом этапе взвешенной оценкой своих сил и возможностей, советом родителей и подробным ознакомлением с условиями предстоящей работы.

Врачам известно, насколько часто молодые люди, а нередко и девушки переоценивают свои силы и возможности. Им кажется, что они могут справиться с любой ситуацией и взвалить на себя непомерные нагрузки. Порой это приводит к значительному перенапряжению их сил, возникновению новых и обострению имеющихся заболеваний.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

3580. Психологічний аспект використання основних методів і прийомів тренування пам’яті, спостережливості, розумової активності 52.5 KB
  Психологічний аспект використання основних методів і прийомів тренування пам’яті, спостережливості, розумової активності Проведення заняття з учнями Мета: ознайомити учнів із поняттями «візуаліст», «аудіаліст» та «кінестетик», які визначають тр...
3581. У математиці своя мова – це формули 55.5 KB
  У математиці своя мова – це формули Мета: забезпечити творче застосування знань, умінь, навичок учнів у нестандартних умовах; розвивати логічне мислення, формувати самостійність, творчу активність, ініціативу, вміння швидко приймати рішення, ви...
3583. Здоровий спосіб життя. Методичний посібник для вчителів загальноосвітніх навчальних закладів 1.59 MB
  Здоров’я школярів багато в чому залежить від їхніх теоретичних знань і практичних навичок, які сприяють збереженню здоров’я. Найбільш серйозні соціальні проблеми й проблеми охорони здоров’я, поширені в наш час, багато в чому виз...
3584. Механічні коливання і хвилі 17.83 KB
  Механічні коливання і хвилі Мета уроку: повторити, узагальнити та систематизувати знання учнів з теми «Механічні коливання і хвилі», розвивати вміння творчо мислити, вчити цінувати думку та працю інших, виховувати етику та культуру спілкування. Тип...
3585. Електричний струм в електролітах. Застосування електролізу 39.45 KB
  Електричний струм в електролітах. Застосування електролізу Мета: дати учням уявлення про електроліз як окисно-відновний процес: розвивати вміння спостерігати, аналізувати фізичні й хімічні явища, робити висновки; закріпити поняття «електролітична ди...
3586. Електричний струм у газах. Несамостійний і самостійний розряди у газах. 27.41 KB
  Електричний струм у газах. Несамостійний і самостійний розряди у газах. Мета: розкрити фізичну природу електричної провідності газів з точки зору електронної теорії, з'ясувати види розрядів; розвивати логічне мислення; виховувати спостережливість, увагу...
3587. Закони постійного струму. Урок-змагання 71.68 KB
  Закони постійного струму. Урок-змагання. Узагальнити і поглибити знання учнів за темою «Закони постійного струму»; закріпити уміння і навички розв'язування розрахункових та експериментальних задач; формувати навички колективної праці в поєднанні з індивідуальною.
3588. Сценарій Вернісаж особистостей 14.63 KB
  Сценарій Вернісаж особистостей Ведуча: шановні учні, вчителі! Сьогодні ми зібрались в цій залі, щоб подумати, помріяти, відпочити і підтримувати учасників «Вернісаж особистостей». У конкурсі приймають участь 15 учасників. Ведучий: і як водиться, на ...