46937

Сущность экологических проблем. Причины возникновения, пути решения

Шпаргалка

Экология и защита окружающей среды

Рост потребления природных ресурсов сопровождается с одной стороны истощением природы с другой увеличением масштабов образования отходов. тонн только твердых отходов в том числе 80 млрд. Особую тревогу вызывает рост складируемых токсичных отходов количество которых достигло 2 млрд. тонн ежегодно образующихся токсичных отходов используется и обезвреживается только одна треть.

Русский

2013-11-26

37.93 KB

139 чел.

Билет 1.

  1.  Сущность экологических проблем. Причины возникновения, пути решения.

В глобальном масштабе окружающая среда и ее экологические системы истощены. Что касается состояния земель в Российской Федерации, то, по оценкам Правительства РФ, здесь продолжают действовать следующие негативные процессы: дальнейшее сокращение общей площади сельскохозяйственных угодий; уменьшение площади орошаемых и осушенных земель, ухудшение их мелиоративного состояния и хозяйственного использования; нарастание отрицательного баланса гумуса на пашне (до 1-3 тонн на гектар в год); усиление процессов эрозии и опустынивания; загрязнение почв тяжелыми металлами, радионуклидами; увеличение площадей с сильно кислыми почвами, на которых ограничивается сельскохозяйственное производство; интенсивное развитие заболачивания и подтопления земель, зарастания их древесно-кустарниковой растительностью, ухудшения естественных лугов и пастбищ. Указанные негативные процессы приведут к резкому сокращению площади сельскохозяйственных угодий, к ухудшению водно-физических, физико-химических свойств почв и снижению их плодородия. В ближайшие 10-15 лет плодородие почв может снизиться до естественного, а урожайность зерновых до 8-10 центнеров с гектара.

Из всей массы глобальных запасов воды только 2,5% приходится на пресную воду. При этом 2/3 ее аккумулировано в ледниках, а 1/5 - грунтовые воды. Из 35 млн. куб. км пресной воды человечество эксплуатирует всего 200 000 куб. км, менее 1% всех запасов, и тем не менее испытывает острый дефицит пресной воды в зоне своего расселения. Главной проблемой является загрязнение пресных вод и их очистка. Из-за существующих пределов и загрязнений мировых запасов хватит на удовлетворение в лучшем случае лишь вдвое возросших потребностей, то есть на ближайшие 20 - 30 лет.

В России многие водоемы оцениваются как экологически неблагополучные. По данным органов госсанэпиднадзора России, в целом около половины населения страны вынуждено использовать для питья воду, не соответствующую по ряду показателей гигиеническим требованиям. Хроническое загрязнение водоемов привело к серьезному ухудшению условий воспроизводства ценных видов рыб, сокращению их запасов и уловов.

До того как человек начал заниматься земледелием, на Земле было 6 млрд. га лесов. К настоящему времени их осталось 4 млрд. га, из которых только 1,5 млрд. га - нетронутые, девственные леса. Чрезмерная вырубка - это лишь одна из угроз лесам. Другой является загрязнение окружающей среды. Три четверти европейских лесов, длительное время находившихся в сбалансированном состоянии, пострадало от загрязнения воздуха и кислых дождей.

Среди проблем лесного хозяйства в настоящее время наиболее острыми являются: обеспечение своевременного восстановления не покрытых лесом земель лесного фонда, сгоревших и вырубленных лесов, особенно в европейской части страны, восстановление ценных твердолиственных насаждений (высокоствольных дубрав); обеспечение охраны лесов от пожаров, защита их от вредителей. На Земле существует от 10 млн. до 100 млн. различных форм жизни. Из них только 1,4 млн. классифицированы и поименованы. Темпы их исчезновения нарастают. По приближенным оценкам, ежедневные потери составляют от 10 до 100 видов.

Рост потребления природных ресурсов сопровождается, с одной стороны, истощением природы, с другой, - увеличением масштабов образования отходов. Сложившаяся в Российской Федерации ситуация в области обращения с отходами ведет к опасному загрязнению окружающей природной среды и создает реальную угрозу здоровью населения.

С отходами теряются миллиарды тонн материальных ресурсов, многими из которых страна практически уже не располагает. На территории России в отвалах и хранилищах накоплено свыше 85 млрд. тонн только твердых отходов, в том числе 80 млрд. тонн - горнопромышленных, количество которых ежегодно увеличивается почти на 2 млрд. тонн.

Неудовлетворительно перерабатываются бытовые отходы. Для их размещения ежегодно отчуждается 10 тыс. гектаров пригодных для использования земель. Особую тревогу вызывает рост складируемых токсичных отходов, количество которых достигло 2 млрд. тонн. Из 100 тыс. тонн ежегодно образующихся токсичных отходов используется и обезвреживается только одна треть.

"Здоровье населения, безусловно, ухудшается в результате загрязнения, О распаде генома человека свидетельствуют данные о росте генетических заболеваний в развитых странах, прежде всего психических заболеваний и врожденных нарушений. Социальные последствия этого процесса требуют пристального внимания, так как, возможно, именно с ними связаны распространение алкоголизма и наркомании, вспышки невиданной жестокости при локальных конфликтах, снижение иммунного статуса организма человека, возникновение новых болезней, расширение круга людей, затрагиваемых уже, казалось бы, искорененными болезнями (например, холерой и малярией), нарушение запретов и тормозящих процессов.

Оценки отечественных ученых, к сожалению, совпадают с суждениями в мире. "Выживаемость русских достигла критической отметки", - так считают авторитетные зарубежные эксперты ЮНЕСКО и Всемирной организации здравоохранения*(5). Они периодически проводят исследования динамики уровня жизни и, по терминологии этих организаций, "жизнеспособности народов" в зависимости от социально-экономической политики правительства и экологической ситуации в той или иной стране. Коэффициент жизнеспособности измеряется по пятибалльной шкале - он характеризует возможность сохранения генофонда, физиологического и интеллектуального развития нации в условиях продолжения социально-экономической политики правительства, осуществляемой на момент обследования конкретной страны.

По данным Главного государственного санитарного врача РФ, из общего количества поверхностных и подземных источников централизованного водоснабжения 1/5 часть (19,88%) не отвечает санитарным нормам и правилам. Более тяжелое положение сложилось с источниками водоснабжения из открытых водоемов, т.к. 48,22% от их числа не отвечает санитарным нормам и правилам. Практически две трети населения России проживает на территориях, где состояние атмосферного воздуха не соответствует гигиеническим нормативам. По оценкам Минздрава РФ, 21 тыс. человек ежегодно умирает только от загрязнения атмосферного воздуха взвешенными веществами*(7). В этих условиях ученые предсказывают гибель человечества в обозримом будущем.

Знание причин экологического кризиса важно как с научной, так и практической точек зрения. С помощью научных знаний можно дать оценку процессов и выработать необходимые рекомендации; практические знания помогают изменить в позитивном плане отношение к природе государства, общества, отдельных социальных групп и граждан.

Если оценивать наиболее общие причины глобального экологического кризиса, то в качестве главной называется природопотребительская и природопокорительская идеология человечества.

Причины кризиса

а) Отсутствие или дефицит политической воли государства к последовательному, эффективному осуществлению деятельности по охране окружающей среды и обеспечению рационального природопользования. Практическая деятельность по охране природы, как правило, подменялась и подменяется словами о важности охраны. В результате остаются не реализованными практически все наиболее значимые нормативные предписания в данной сфере.

Одним из наиболее ярких примеров может служить факт принятия на общегосударственном уровне более десяти правительственных постановлений и программ, направленных на охрану уникального природного комплекса озера Байкал, ни одно из которых полностью не было выполнено. В целом отсутствие или значительный дефицит политической воли государства в данной сфере проявляется в весьма низком уровне реализации экологической функции государства, слабой эффективности исполнения требований экологического законодательства.

б) Слабо развитое законодательство и право в сфере взаимодействия общества и природы. Несмотря на то, что в последнее время в России принят ряд законов по вопросам окружающей среды, обновлено природоресурсное законодательство, законодательство остается мало развитым. Принимаемые законы страдают серьезными дефектами: обилием декларативных положений; слабым регулированием процедур (экологического нормирования, лицензирования, сертификации, аудита); отсутствием эффективных механизмов реализации нормативных требований.

в) Дефекты организации государственного управления природопользованием и охраной окружающей среды. Речь идет, прежде всего, об отсутствии оптимальной системы специально уполномоченных государственных органов, призванных организовать и обеспечить исполнение требований законодательства в данной сфере. В Российской Федерации чуть ли не ежегодно происходит реорганизация системы государственных органов управления в сфере взаимодействия общества и природы и, к сожалению, не в направлении ее улучшения. Наиболее ущербным, по мнению специалистов, является решение об упразднении вначале Министерства по охране окружающей среды и природных ресурсов, а затем и Государственного комитета РФ по охране окружающей среды.

г) В общественном развитии России, как и раньше, предпочтение отдается развитию экономики и удовлетворению экономических интересов без необходимой увязки с экологическими потребностями человека и экологическими возможностями природы. Как известно, экономическое развитие - главный фактор отрицательного воздействия на состояние окружающей среды. При разработке государственных планов экономического развития общественные интересы в сохранении и восстановлении благоприятного состояния окружающей среды, обеспечении неистощительного использования природных богатств или вовсе не принимались во внимание, или принимались в минимальной мере.

д) Дефицит финансирования программ и мероприятий по охране окружающей среды. Традиционно финансирование в данной сфере осуществляется по остаточному принципу. Ситуация усугубляется крайне низкой эффективностью капиталовложений в охрану природы. В частности, это проявляется в том, что при выделении на строительство очистных сооружений немалых средств (иногда до 40% от стоимости самого предприятия), они либо эксплуатируются с низким коэффициентом полезного действия, либо не работают вовсе.

е) Дефицит специалистов - экологов: юристов, экономистов, социологов, инженеров и др. Так, все властные структуры испытывают острейший дефицит юристов. В комитете по экологии представительных органов власти, как правило, нет юристов-экологов. Отсутствие в депутатском корпусе опытных юристов, несомненно, сказывается на качестве принимаемых законодательными органами актов экологического законодательства. Недостает юристов-экологов и в органах исполнительной власти. Особо стоит вопрос экологической подготовки работников прокуратуры и судей. По оценкам самих прокуроров и судей, низкая эффективность экологического права в России связана с профессиональной неготовностью многих из них к квалифицированному исполнению своих обязанностей в рассматриваемой сфере.

з) Крайне низкий уровень правосознания, экологических знаний и экологической культуры. Низкий уровень общей и экологической культуры, невиданное нравственное падение общества, безнаказанность - общий фон, на котором происходит деградация природы.

Социологические исследования и данные природоохранительных органов свидетельствуют о низком уровне знаний экологического законодательства должностными лицами государственных органов, руководителями предприятий. Речь идет о круге лиц, которые уполномочены принимать экологически значимые решения. Если они не знают законодательства, которое должны исполнять, то наивно ожидать, что принимаемые ими решения будут экологически обоснованными.

Перечень причин критического состояния окружающей среды в России может быть продолжен, их очередность может быть изменена. Характерно, что все они, на наш взгляд, - основные и взаимосвязанные.

Пути решения экологических проблем

Большинство ученых, исследующих экологические проблемы, считает, что у человечества есть еще около 40 лет для возврата природной среды в состояние нормально функционирующей биосферы и решения вопросов собственного выживания.

К главным достижениям цивилизации в ХХ веке относят успехи науки и техники. Достижения науки, в том числе науки экологического права, можно рассматривать и как главный ресурс в решении экологических проблем.

а) Формирование нового эколого-правового мировоззрения. Для преодоления экологического кризиса и последовательного решения проблем окружающей среды России и человечеству необходимо совершенно новое и ценностное юридическое мировоззрение. Его научной и философской основой может стать учение о ноосфере, в разработку которого огромный вклад внес русский естествоиспытатель академик В.И. Вернадский. Это учение пронизано идеей гуманизма, направлено на преобразование отношений с окружающей средой в интересах свободно мыслящего человечества в целом.

При этом нуждается в решении проблема восстановления давно утраченной здоровой связи человека с природой и соотношения правовых норм, по которым живет или должен жить человек, с природными императивами, вытекающими из законов развития природы. При воспитании, формировании экологического мировоззрения эти истины должны быть взяты за основу. Признавая свою жизнь высшей ценностью, человек должен учиться ценить все живое на Земле для того, чтобы решительно перестроить условия совместного бытия человечества и природы.

б) Выработка и последовательная, максимально эффективная реализация государственной экологической политики. Эта задача должна решаться в рамках постоянной экологической функции государства

Важнейшими элементами экологической политики являются цели восстановления благоприятного состояния окружающей среды, стратегия и тактика их достижения. При этом цели должны быть реалистическими, то есть основанными на реальных возможностях. С учетом указанных целей общество и государство определяют стратегию природоохранительной деятельности, то есть совокупность действий, необходимых и достаточных для решения поставленных задач, способы достижения намеченных целей. Одним из таких способов служит право, в рамках которого регламентируется использование разнообразных правовых средств - нормирования, оценки воздействия планируемой деятельности на окружающую среду, экспертизы, сертификации, лицензирования, планирования, аудита, мониторинга, контроля и др. Необходимо создание такого положения, когда любое хозяйственное, управленческое и иное экологически значимое решение подготавливается и принимается только на основе и в соответствии с правовыми экологическими требованиями.

в) Формирование современного экологического законодательства. Экологическое законодательство является одновременно продуктом и основной формой закрепления государственной экологической политики. Основные характеристики и критерии "современного" экологического законодательства включают:

- создание системы специальных законодательных актов в области окружающей среды, актов природоресурсного законодательства и экологизация иного законодательства (административного, гражданского, предпринимательского, уголовного, экономического и др.). Главные требования - отсутствие пробелов в правовом регулировании экологических отношений, его соответствие общественным потребностям;

- формирование механизмов обеспечения реализации правовых экологических требований;

- гармонизация с экологическим законодательством Европы и мира.

г) Создание оптимальной системы органов государственного управления природопользованием и охраной окружающей среды с учетом принципов:

- комплексного подхода в решении задач обеспечения рационального природопользования и охраны окружающей среды;

- организации управления с учетом не только административно-территориального, но и природно-географического районирования страны;

- разделения хозяйственно-эксплуатационных и контрольно-надзорных полномочий специально уполномоченных органов.

д) Обеспечение оптимального финансирования мероприятий по обеспечению рационального природопользования и охраны окружающей среды и высокой эффективности капиталовложений. Государство должно обеспечить решение этой данной двуединой задачи за счет:

- закрепления в законодательстве требования об обязательном выделении в бюджете минимального процента сумм на природоохранные цели от расходной части бюджета;

- посредством осуществления государственного экологического контроля за выполнением предприятиями правовых экологических требований, закрепления в праве мер экономического стимулирования, обеспечения ими природоохранного финансирования в пределах реальных возможностей;

- создание правового механизма обеспечения максимального эффекта капиталовложений в сферу природопользования и охраны окружающей среды.

е) Государство как политическая организация общества в рамках экологической функции для достижения целей экологической политики заинтересовано в привлечении к природоохранительной деятельности широких слоев населения. Одна из тенденций последнего времени связана с демократизацией экологического права. Это проявляется в создании организационных и правовых условий для участия заинтересованных общественных формирований и граждан в подготовке и принятии экологически значимых хозяйственных, управленческих и иных решений.

Высокая степень демократизации в сфере правовой охраны окружающей среды, определяемая потребностями заинтересованной общественности, - важное направление, предпосылка и резерв повышения эффективности природоохранительной деятельности государства.

ж) Экологическое воспитание и подготовка специалистов-экологов. "Только переворот в умах людей принесет желанные перемены. Если мы хотим спасти себя и биосферу, от которой зависит наше существование, все ... - и стар и млад - должны стать настоящими, активными и даже агрессивными борцами за охрану окружающей среды"*(9), - такими словами завершает свою книгу "Трехсотлетняя война. Хроника экологического бедствия" Уильям О. Дуглас, доктор права, бывший член Верховного суда США.

Переворот в умах людей, который так необходим для преодоления экологического кризиса, сам по себе не произойдет. Он возможен при целенаправленных усилиях в рамках государственной экологической политики и самостоятельной функции государственного управления в сфере окружающей среды. Эти усилия должны иметь целью экологическое воспитание всех поколений, особенно молодых, воспитание чувства бережного отношения к природе. Необходимо формирование экологического сознания, индивидуального и общественного, основанного на идее гармоничного взаимоотношения человека и природы, зависимости человека от природы и ответственности за ее сохранение для будущих поколений.

Одновременно, важнейшей предпосылкой решения экологических проблем в стране является целенаправленная подготовка экологов - специалистов в области экономики, техники, технологии, права, социологии, биологии, гидрологии и др. Без высококвалифицированных специалистов, обладающих современными знаниями по всему спектру вопросов взаимодействия общества и природы, особенно в процессе принятия экологически значимых хозяйственных, управленческих и иных решений, достойного будущего у планеты Земля может не быть.

2.  правовое регулирование деятельности в области обращения с отходами производства  и потребления.

Правовое регулирование в области обращения с отходами имеет целью предотвращение вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую природную среду, а также вовлечение таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья. Оно осуществляется в соответствии с Федеральным законом «Об отходах производства и потребления».

Основными принципами государственной политики в области обращения с отходами являются:

.охрана здоровья человека, поддержание или восстановление благоприятного состояния окружающей природной среды и сохранение биологического разнообразия;

.научно обоснованное сочетание экологических и экономических интересов общества в целях обеспечения устойчивого развития общества;

.использование новейших научно-технических достижений в целях реализации малоотходных и безотходных технологий;

.комплексная переработка материально-сырьевых ресурсов в целях уменьшения количества отходов;

.использование методов экономического регулирования деятельности в области обращения с отходами в целях уменьшения количества отходов и вовлечения их в хозяйственный оборот;

.доступ в соответствии с законодательством РФ к информации в области обращения с отходами;

.участие в международном сотрудничестве РФ в области обращения с отходами.

Право собственности на отходы принадлежит собственнику сырья, полупродуктов, продукции (товаров), в результате использования которых эти отходы образовались. Оно может быть приобретено другим лицом на основании сделки об отчуждении отходов (по договору купли-продажи, мены, дарения).

Собственник опасных отходов вправе отчуждать их в собственность другому лицу, передавать ему (оставаясь собственником) право владения, пользования или распоряжения ими, если у этого лица имеется лицензия на осуществление деятельности в области обращения с опасными отходами.

Лицо, в собственности, во владении либо в пользовании которого находится земельный участок, водоем или иной объект, где имеются брошенные собственником отходы, может обратить их в свою собственность, приступив к их использованию или иным законным способом.

Полномочия органов власти в области обращения с отходами разделены между Российской Федерацией и субъектами Российской Федерации.

К полномочиям Российской Федерации, в частности, относятся:

.лицензирование деятельности в области обращения с опасными отходами;

.установление государственных стандартов, правил, нормативов и требований безопасного обращения с отходами;

.осуществление мер по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, возникших при осуществлении обращения с отходами.

Полномочиями субъектов РФ, в частности, являются:

.проектирование и строительство объектов размещения отходов, а также объектов использования и обезвреживания отходов;

.организация и осуществление государственного контроля и надзора за деятельностью в области обращения с отходами;

.проведение мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, возникших при осуществлении обращения с отходами.

Общие требования обращения с отходами. Закон об отходах устанавливает ряд общих требований обращения с ними:

1. Деятельность по обращению с опасными отходами подлежит лицензированию. Обязательным условием лицензирования является соблюдение требований охраны здоровья человека и охраны окружающей природной среды.

2. При проектировании, строительстве, реконструкции, консервации и ликвидации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, в процессе эксплуатации которых образуются отходы, требуется:

.наличие положительного заключения государственной экологической экспертизы;

.соблюдение экологических, санитарных и иных требований в области охраны окружающей среды и здоровья человека;

.наличие технической и технологической документации об использовании, обезвреживании образующихся отходов;

.обеспечение площадками для сбора отходов, образующихся в процессе эксплуатации.

3. При эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений индивидуальные предприниматели и юридические лица обязаны, в частности:

.внедрять малоотходные технологии на основе новейших научно-технических достижений;

.проводить инвентаризацию отходов и объектов их размещения;

.проводить мониторинг состояния окружающей природной среды на территориях объектов размещения отходов;

.соблюдать требования предупреждения аварий, связанных с обращением с отходами, и принимать неотложные меры по их ликвидации;

.в случае возникновения или угрозы аварий немедленно информировать об этом специально уполномоченные федеральные органы исполнительной власти в области обращения с отходами, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления.

4. Требования к объектам размещения отходов (ОРО). Объект размещения отходов — специально оборудованное сооружение, предназначенное для размещения отходов (полигон, шламохранилище, хвостохранилище, отвал горных пород и другое). Закон устанавливает следующие основные требования к ОРО:

.создание ОРО допускается на основании разрешений, выданных специально уполномоченными федеральными органами исполнительной власти;

.определение места строительства ОРО осуществляется при наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы;

.на территории ОРО и в пределах их воздействия на окружающую природную среду собственники ОРО обязаны проводить мониторинг состояния окружающей природной среды;

.собственники ОРО, а также лица, во владении или пользовании которых они находятся, обязаны проводить контроль за их состоянием и воздействием на окружающую природную среду и работы по восстановлению нарушенных земель;

.запрещается захоронение отходов на территориях городских и других поселений, лесопарковых, курортных, лечебно-оздоровительных, рекреационных зон, а также во-доохранных зон, на водосборных площадях подземных водных объектов, которые используются в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения. Запрещается захоронение отходов в местах залегания полезных ископаемых и ведения горных работ в случаях, если возникает угроза загрязнения мест залегания полезных ископаемых и безопасности ведения горных работ;

ОРО вносятся в государственный реестр.

5. Территории городских и других поселений подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями.

6. Требования к обращению с опасными отходами. Опасные отходы — отходы, которые содержат вредные вещества, обладающие опасными свойствами (токсичностью, взрывоопасностью, пожароопасностью, высокой реакционной способностью) или содержащие возбудителей инфекционных болезней, либо которые могут представлять непосредственную или потенциальную опасность для окружающей природной среды и здоровья человека самостоятельно или при вступлении в контакт с другими веществами.

В зависимости от степени вредного воздействия опасные отходы подразделяются на классы опасности в соответствии с установленными критериями. Индивидуальные предприниматели и юридические лица обязаны подтвердить отнесение образующихся у них опасных отходов к конкретному классу. На опасные отходы должен быть составлен паспорт.

Деятельность индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, в процессе которой образуются опасные отходы, может быть ограничена или запрещена в установленном законодательством РФ порядке при отсутствии технической или иной возможности обеспечить безопасное для окружающей природной среды и здоровья человека обращение с опасными отходами. (Обратим внимание на норму Закона: «может быть ограничена или запрещена», а значит, может быть не ограничена и не запрещена. Такая норма вряд ли обеспечит безопасность.)

7. Лица, которые допущены к обращению с опасными отходами, обязаны иметь профессиональную подготовку, подтвержденную свидетельствами (сертификатами) на право работы с опасными отходами. Ответственность за допуск работников к работе с опасными отходами несет соответствующее должностное лицо организации.

8. Транспортирование опасных отходов должно осуществляться при следующих условиях:

.наличие паспорта опасных отходов;

.наличие специально оборудованных и снабженных специальными знаками транспортных средств;

.соблюдение требований безопасности к транспортированию опасных отходов на транспортных средствах;

.наличие документации для транспортирования и передачи опасных отходов с указанием количества транспортируемых опасных отходов, цели и места назначения их транспортирования.

9. Требования к трансграничному перемещению отходов. Трансграничное перемещение отходов — перемещение отходов с территории, находящейся под юрисдикцией одного государства, на территорию (через территорию), находящуюся под юрисдикцией другого государства, или в район, не находящийся под юрисдикцией какого-либо государства, при условии, что такое перемещение отходов затрагивает интересы не менее чем двух государств.

Ввоз отходов на территорию РФ:

.в целях их захоронения и обезвреживания запрещается;

.в целях использования — осуществляется на основании разрешения, выданного в установленном порядке.

Нормирование, учет и отчетность в области обращения с отходами. Индивидуальные предприниматели и юридические лица разрабатывают проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, которые утверждаются в порядке, установленном Правительством РФ.

Лимит на размещение отходов — предельно допустимое количество отходов конкретного вида, которые разрешается размещать определенным способом на установленный срок в объектах размещения отходов с учетом экологической обстановки на данной территории.

Норматив образования отходов — установленное количество отходов конкретного вида при производстве единицы продукции.

Лимиты на размещение отходов устанавливают в соответствии с предельно допустимыми нормами воздействия на окружающую природную среду.

При нарушении нормативов и лимитов предпринимательская деятельность может быть ограничена, приостановлена или запрещена.

Индивидуальные предприниматели и юридические лица обязаны:

.вести в установленном порядке учет образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов;

.предоставлять в установленные сроки соответствующую отчетность.

Государственный кадастр отходов. В Российской Федерации ведется по единой системе Государственный кадастр отходов. Он включает в себя федеральный классификационный каталог отходов, государственный реестр объектов размещения отходов, а также банк данных об отходах и о технологиях использования и обезвреживания отходов различных видов.

Экономическое стимулирование в области обращения с отходами. Экономическое стимулирование осуществляется в следующих направлениях:

1. Уменьшение количества отходов и вовлечение их в хозяйственный оборот. В этих целях разрабатывают федеральные и региональные программы в области обращения с отходами.

2. Плата за размещение отходов по дифференцированным ставкам, устанавливаемым с учетом экологической обстановки на соответствующей территории на основании базовых нормативов, определяемых Правительством РФ.

3. Экономическое стимулирование, осуществляемое, в частности, посредством:

.понижения размера платы при внедрении технологий, обеспечивающих уменьшение отходов;

.применения ускоренной амортизации основных производственных фондов, связанных с осуществлением деятельности в области обращения с отходами.

Контроль. За деятельностью в области обращения с отходами осуществляется государственный (на федеральном а региональном уровнях), производственный и общественный контроль.

Государственный контроль предусматривает, в частности, привлечение в установленном порядке виновных индивидуальных предпринимателей и юридических лиц к ответственности, применение штрафных санкций, предъявление исков о возмещении ущерба, причиненного окружающей природной среде и здоровью человека в результате нарушения законодательства РФ в области обращения с отходами.

Порядок осуществления производственного контроля определяют юридические лица по согласованию со специально уполномоченными федеральными органами исполнительной власти.

Ответственность. Неисполнение или ненадлежащее исполнение законодательства РФ в области обращения с отходами должностными лицами и гражданами влечет за собой дисциплинарную, административную, уголовную или гражданско-правовую ответственность.

Исковые требования об ограничении, приостановлении или прекращении деятельности юридических лиц, осуществляемой с нарушением законодательства РФ в области обращения с отходами, рассматриваются:

.в отношении юридических лиц — судом или арбитражным судом;

.в отношении индивидуальных предпринимателей — судом.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

72446. Общая теория статистики 2.05 MB
  Все показатели социально-экономической статистики и методология их исчисления рассматриваются в свете теории и практики применения системы национальных счетов в условиях рыночной экономики. В результате изучения общей теории статистики социально-экономической статистики и статистики финансов...
72447. Правление Ивана I Калиты. Именно при нём начинается возвышение Москвы 28.5 KB
  Тверской князь поддержал это восстание. Этим тут же воспользовался Иван Калита, поехал в Золотую Орду, нажаловался на Тверского князя. Его поставили во главе монгольского отряда для подавления восcтания. Тверь была захвачена и полностью разграблена.
72448. ИСТОРИЯ ПЕДАГОГИКИ И ОБРАЗОВАНИЯ КАК ОТРАСЛЬ НАУЧНОГО ЗНАНИЯ 928 KB
  В настоящем пособии на основе ведущих концептуальных подходов к осмыслению историко-педагогического процесса предлагается целостное изложение основных явлений теории и практики образования начиная с рассмотрения предмета истории педагогики и образования и заканчивая...
72449. Послевоенное мирное урегулирование. Начало «холодной войны». Послевоенное мирное урегулирование в Европе 664.5 KB
  В Европе в 1945 г. вся политическая атмосфера была отмечена общим сдвигом влево. Самые широкие и с политической точки зрения активные народные массы, которые в эпоху первого мирового конфликта демонстрировали всевозрастающее отвращение к войне, в это время были вовлечены в борьбу...
72450. Эпоха «великих реформ» в России 753 KB
  «Эпоха Великих реформ», подготовка и проведение, которых растянулись на несколько десятилетий, была временем, когда правительство предприняло одну из наиболее последовательных попыток модернизировать весь уклад жизни огромной империи.
72451. ИСТОРИЯ И ТЕОРИЯ МАССОВЫХ ПРАЗДНИКОВ 1.38 MB
  Изучение истории и теории возникновения и эволюции праздников предполагает исследование как духовных, так и зрелищных составляющих празднично-обрядовой культуры разных народов. Их роль в деле рекреации человека, восстановлении его физических и духовных сил необычайно велика...
72452. ИСТОРИЯ ПСИХОЛОГИИ 606.5 KB
  Конспект лекций курса «История психологии» содержит информацию об основных этапах развития психологии как науки, о базовых идеях и понятиях, их появлении, усложнении и преем-ственности. В курсе освещены вопросы, касающиеся изменения в различные исторические периоды собственно предмета...
72454. ИСТОРИЯ ОТЕЧЕСТВА 498.5 KB
  В середине XVI века население России составило 5 млн. В течение года он опустошал казну истратив 05 млн. Император ограничил привилегии дворян заключил в 1800 году союз с Наполеоном вступил в переговоры с Папой Римским и договорился об объединении Православной и Католической Церквей предписал...