46951

Понятие и классификация инноваций. Роль инноваций в современной экономике

Доклад

Инновационные исследования

Стратегия организации – это генеральный план действий определяющий приоритеты стратегических задач распределения ресурсов и последовательность в достижении целей в течение продолжительного периода времени Виды наступательных стратегий: стратегия создания нового рынка на основе новой идеи производится уникальный продукт не имеющий аналогов стратегия приобретения компании предполагающая поглощение фирмы имеющей значительные нематериальные активы разбойничья стратегия– стратегия сущность которой заключается в том что на основе...

Русский

2013-12-01

38.13 KB

37 чел.

  1.  Понятие и классификация инноваций. Роль инноваций в современной экономике.

Инновации – целенаправленно проводимые изменения во всех сферах хозяйственной деятельности компании для адаптации к внешней среде с целью достижения долгосрочной эффективности функционирования компании

Инновации - введенный в употребление новый или значительно улучшенный продукт (товар, услуга) или процесс, новый метод продаж или новый организационный метод в деловой практике, организации рабочих мест или во внешних связях. (ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике»

Инновация - конечный результат инновационной деятельности, реализованный в виде нового или усовершенствованного продукта, нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности (экономическом обороте) (для целей стат. учета)

Классификация инноваций 1. по технологическим признакам

Продукт-инновации

Процесс-инновации

2. по объекту

Продуктовые

Маркетинговые

Управленческие

Технологические

Классификация инноваций

1. Инновации с технологической доминантой

2. Инновации с коммерческой или маркетинговой доминантой

Инновации с технологической доминантой

Инновация

  1.  Изменение физических свойств продукта на уровне производства
  2.  Применение нового компонента
  3.  Создание принципиально новых продуктов
  4.  Создание новых изделий
  5.  Создание нового физического состояния
  6.  Создание новых комплексных систем

Пример

  1.  Создание сплавов и припоев на основе олова
  2.  Стальной корд в покрышках
  3.  Пенополиуретан
  4.  Цифровой телевизор
  5.  Растворимый кофе
  6.  Скоростной поезд

Инновации с коммерческой или маркетинговой доминантой

Инновация

  1.  Новое средство платежа
  2.  Новая комбинация эстетических и функциональных свойств
  3.  Новая презентация товара
  4.  Новая форма торговли
  5.  Новый вид рекламы
  6.  Новое применение известного товара
  7.  Новый способ продажи

Пример

  1.  Кредитная карточка
  2.  Оригинальная зажигалка, совмещенная с открывалкой для пивных бутылок
  3.  Карманное издание книги (покет)
  4.  Cash&Carry (например, склад магазин «Monarch»)
  5.  Плакаты на автобусных остановках
  6.  Шампунь «2 в 1», «3 в 1»
  7.  Телемаркетинг, интернет-магазин

Классификация инноваций по степени новизны

  1.  На международном уровне
  2.  Новые для страны
  3.  Новые для предприятия

Классификация инноваций по значимости воздействия на экономику

  1.  Базовые
  2.  Улучшающие
  3.  Псевдоинновации

Классификация инноваций по причинам поведения

  1.  Стратегические (опережающие)
  2.  Адаптационные
  3.  Инновационный процесс: сущность и этапы.

Инновационный процесс - это комплексный динамично развивающийся процесс создания, разработки и внедрения новшества.

Этапы

Создание новшества→наука→Научно-техническая деятельность

Внедрение новшества→производство, потребление→инновационная деятельность

  1.  Инновационный менеджмент: сущность и функции.

Инновационный менеджмент представляет собой совокупность систематизированных знаний по теории инноватики и современному менеджменту о методах создания наукоемких инноваций и их эффективности и форм управления инновационными процессами

Инновационный менеджмент – это совокупность принципов, методов и форм управления инновационными процессами

Задачи инновационного менеджмента:

  1.  Концентрация внимания всех исполнителей на деятельности в рамках инновационного цикла;
  2.  Организация строгого взаимодействия между исполнителями отдельных его этапов;
  3.  Нахождение или организация разработки интеллектуальных продуктов, необходимых для создания инноваций;
  4.  Организация контроля хода работ по всему инновационному циклу – от разработки продукта до сбыта продукции;
  5.  Периодическая оценка результатов работы на отдельных этапах как необходимое условие для принятия решения о целесообразности продолжения или прекращения работ по отдельным проектам.

Принципы инновационного менеджмента:

  1.  Предвидение
  2.  Постановка неординарных сложных целей, требующих новых подходов и решений.
  3.  Стратегический характер инновационного менеджмента.
  4.  Поощрение инициативы, лояльность к идеям
  5.  Ресурсная поддержка инноваций.
  6.  Разделение традиционного и инновационного управления
  7.  Преодоление психологического сопротивления инновациям
  8.  Вариантность управленческих решений
  9.  Постепенность, поэтапность инновационных преобразований, предварительная их подготовка.
  10.  Отказ от фундаментального представления о равновесном состоянии управляемой системы в пользу её неравномерности.
  11.  Управление персоналом в условиях сопротивления переменам.

Сопротивление - это первая реакция на изменения, так как людям требуется время, чтобы оценить издержки и выгоды перемен для себя. По этой причине новые инициативы руководства часто вызывают противоречивую реакцию у подчиненных.

ПРИЧИНЫ СОПРОТИВЛЕНИЯ ПЕРЕМЕНАМ. Люди сопротивляются переменам по трем основным причинам: неопределенности, ощущению потерь и убеждению, что перемены ничего хорошего не принесут. Понятие неопределенности не нуждается в пояснениях. Человек может повышенно реагировать на изменения просто потому, что он или она не знает, каковы будут их последствия. Когда человек подозревает угрозу своей защищенности, он реагирует сознательно или бессознательно, выражая свое отрицательное отношение к изменениям или проявляет дисфункциональное поведение в период осуществления изменений.

Второй причиной сопротивления является ощущение, что перемены приведут к личным потерям, т.е. меньшей степени удовлетворения какой-либо потребности. Например, рабочие, занятые в производстве, могут считать, что новшества в технологии, как например, высокий уровень автоматизации, приведут к увольнениям или нарушению социальных отношений. Третья причина сопротивления - это убеждение, что для организации изменение не является необходимым или желательным. Люди могут думать, что планируемые изменения не решат проблем, а лишь умножат их число. Например, руководитель может считать, что предлагаемая автоматизированная информационная система управления будет слишком сложной для пользователей или что она будет производить не тот тип информации. Аналогичным образом - и очень часто - руководитель может чувствовать, что проблема затрагивает не только его или ее функциональную область, а также и другую - так пусть и проводят изменения в том подразделении.

 ПРЕОДОЛЕНИЕ СОПРОТИВЛЕНИЯ. Лучшее время для преодоления сопротивления переменам - это период до их возникновения. Другими словами, руководство должно сознавать большую вероятность сопротивления и принять меры по его предотвращению. В этом случае руководству требуется «настоящее понимание - глубокое и детальное - существующей в организации системы социальных отношений, которые или сохранятся, или изменятся - как из-за самих перемен, так и из-за того, каким способом они осуществляются». Это обычно означает ясное представление о том, что же такое неформальная организация и кто ее лидеры.

  1.  Инновационные стратегии и типы конкурентного поведения компаний.

Стратегия организации – это генеральный план действий, определяющий приоритеты стратегических задач, распределения ресурсов и последовательность в достижении целей в течение продолжительного периода времени

  1.  Виды наступательных стратегий: 
  2.  стратегия создания нового рынка на основе новой идеи производится уникальный продукт, не имеющий аналогов
  3.  стратегия приобретения компании, предполагающая поглощение фирмы, имеющей значительные нематериальные активы

разбойничья стратегия– стратегия, сущность которой заключается в том, что на основе новой технологии фирма выпускает на рынок известный продукт, имеющий значительно улучшенные характеристики, что уменьшает общий размер рынка.

  1.  стратегия непрерывного совершенствования («кайзен») заключается в совершенствовании производственных технологий и качества благодаря высокообразованному и профессионально подготовленному персоналу
  2.  стратегия сравнительных преимуществ
  3.  лицензионная стратегия

Виды стабилизационных стратегий:

  1.  оборонительная
  2.  оппортунистическая
  3.  зависимая
  4.  защитная

селективная (избирательная)

Наступательная стратегия только при наличии высокого инновационного потенциала компании и стремление стать лидером на рынке.

Оборонительная стратегия- сознательное замедление с выходом нового продукта на рынок до тех пор, пока этого не сделает лидер.

 Оппортунистическая стратегия – это стратегия, при которой предприятие занято поисками такого продукта, который не требует слишком больших затрат на исследования и разработки, но с которым оно в течение определенного времени сможет единолично присутствовать на рынке.

Зависимая стратегия предполагает, что фирма ориентируется на разработки товара и технологии крупных ведущих компаний. ЕЕ цель – самосохранение на основе выполнения контрактных работ для данных компаний.

Селективная стратегия предполагает концентрацию ресурсов на определенных, наиболее эффективных направлениях, что создает условия для перехода к наступательной стратегии.

Различают 3 типа конкурентного поведения: креативный; приспособленческий; обеспечивающий. При креативном поведении предприниматель осуществляет мероприятия, направленные на создание новых элементов отношений, которые обеспечивали бы преимущество над конкурентами. Например, разработка и внедрение новой продукции, новые технологии, новых способов организации производства и т.д. Главный признак креативной конкуренции – это стремление к изменению существующей структуры спроса и предложения. Приспособленческий тип конкуренции состоит в учете инновационных изменений в производстве у конкурентов и мероприятия упреждающих действий конкурентов. Приспособленческое поведение применяется тогда, когда предприниматель не совсем уверен в своих инновационных возможностях и поэтому стремится к копированию, возможно в более короткие сроки достижения конкурентов (пример: промышленный шпионаж).Обеспечивающее поведение основано на стремлении предпринимателя к сохранению на длительную перспективу своего положения на рынке за счет повышения качества товара, расширения ассортимента, предоставления дополнительных услуг. Этот тип поведения применяется тогда, когда предприниматель не имеет возможности существенно изменить производственную и сбытовую программы и обладает слабым инновационным потенциалом.

  1.  Финансирование инновационной деятельности организации.

Финансирование инновационной программы должно осуществляться при соблюдении следующих условий:

  1.  динамика инвестиции должна обеспечивать реализацию программы в соответствии с временными и финансовыми ограничениями;
  2.  снижение затрат финансовых средств и риска программы должно обеспечиваться за счет соответствующей структуры и источников финансирования и определенных организационных мер.

Финансирование программы включает следующие основные стадии:

  1.  предварительное изучение жизнеспособности инновационной программы;
  2.   разработка плана реализации программы;
  3.   организация финансирования.

Классификация источников финансирования инновационных программ производится по следующим признакам:

  1.   по отношениям собственности;
  2.   по видам собственности;
  3.   по уровням собственников.

 Формы финансирования инновационной деятельности:

  1.  Государственное финансирование - принимает на себя большую часть финансирования инновационных программ развития производственной и социальной инфраструктуры.
  2.  Инвестиции коллективных инвесторов - принимает на себя большую часть финансирования инновационных программ развития производственной и социальной инфраструктуры.
  3.  Акционерное финансирование - данная форма доступна для предприятий, организованных в форме закрытого или открытого акционерного общества;
  4.  Позволяет аккумулировать крупные финансовые ресурсы путем размещения акций среди неограниченного круга инвесторов для осуществления перспективных инновационных проектов.
  5.  Банковские кредиты - коммерческие банки финансируют инновационные проекты, обладающие: - реальными сроками окупаемости (срок окупаемости меньше срока реализации проекта), - имеющими источники возврата предоставляемых финансовых средств, - обеспечивающие значительный прирост инвестируемого капитала.
  6.  Венчурное финансирование - венчурное финансирование осуществляется фондами риско-капитала путем предоставления денежных ресурсов на беспроцентной основе без гарантий их возврата.
  7.  Лизинг - один из способов эффективной инвестиционной деятельности, направленный на инвестирование временно свободных или привлеченных финансовых средств по договору финансовой аренды.
  8.  Форфейтинг-Покупатель, не располагающий на момент заключения сделки требуемой суммой финансовых ресурсов, выписывает продавцу комплект векселей на сумму, равную стоимости объекта сделки и процентов за отсрочку платежа, т. е. за предоставление коммерческого кредита.
  9.  Продавец учитывает полученные векселя в банке с формулировкой «без права оборота на себя», что освобождает его от имущественной ответственности в случае неплатежеспособности векселедателя. По учтенным платежам продавец получает деньги в банке.
  10.  Иностранные инвестиции-инвестиции в форме государственных заимствований РФ, образующих государственный долг РФ, зарубежных государств и международных финансовых институтов;
  11.  инвестиции в форме вклада в акционерный капитал российских организаций;
  12.  инвестиции в форме вложения в ценные бумаги, в том числе государственные, а также корпоративных и институциональных эмитентов;

Смешанное финансирование - осуществляется путем привлечения финансовых средств, необходимых для реализации инновационных проектов, из различных источников.

7) Оценка коммерческой эффективности инновационного проекта.

Подходы к оценке эффективности инновационных проектов

1. Качественный (целевой). Необходима оценка эффективности проекта с точки зрения его максимального соответствия поставленным целям. Оценивается стратегическая эффективность нововведения в плане получения долгосрочных рыночных преимуществ 

2. Количественный (затратный). Ограниченность внутрифирменных ресурсов и необходимость изыскания финансовых средств для реализации проекта. Оценивается рентабельность и доходность инновационного проекта. Использование трех типов оценок

Существует три типа оценки эффективности инновационного проекта: - абсолютная доходность; - абсолютно-сравнительная доходность; - сравнительная доходность.

  1.  Если оценивается сумма дохода, которая может быть получена инвестором при реализации проекта, то речь идет об абсолютной оценке доходности проекта.
  2.  Если инвестор сравнивает возможную сумму абсолютного дохода с нормативом, то он использует абсолютно-сравнительную оценку доходности проекта (нормативы могут устанавливаться инвестором самостоятельно, а могут браться и общепринятые нормативы в практике данного бизнеса).
  3.  Если инвестор сравнивает проект не с нормативом, а с альтернативными вариантами проектов, прошедших отбор по нормативу, — используется сравнительная оценка доходности проекта.

Проект принято рассматривать в качестве целесообразного и эффективного, если:

  1.  чистая прибыль от проекта больше, чем чистая прибыль от помещения средств на банковский депозит;
  2.  рентабельность инвестиций больше уровня инфляции;
  3.  рентабельность проекта с учетом временного фактора выше рентабельности альтернативных проектов;
  4.  рентабельность активов после завершения проектов возрастает;
  5.  проект соответствует генеральной стратегии компании.

Количественные методы оценки эффективности инновационных проектов основаны на использовании нескольких показателей:

  1.  Чистый дисконтированный доход (ЧДД) – интегральный эффект
  2.  Индекс доходности (ИД)
  3.  Внутренняя норма доходности (ВНД)

Вид эффекта

Факторы, показатели

1. Экономический

Показатели учитывают в стоимостном выражении все виды результатов и затрат, обусловленных реализацией инноваций

2. Научно-технический

Новизна, наукоемкость, полезность,

3. Финансовый

Расчет показателей базируется на финансовых показателях

4. Ресурсный

Показатели отражают влияние инновации на объем производства и потребления того или иного вида ресурса

5. Социальный

Показатели учитывают социальные результаты реализации инноваций;

повышение безопасности условий труда персонала

6. Экологический

Показатели учитывают влияние инноваций на окружающую среду;

малоотходность или безотходность, экологическая чистота внедренной технологии производства

  1.  Срок окупаемости (Ток)



 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

29998. Туристично-рекреаційний потенціал Мальти 742.06 KB
  Туристичнорекреаційний потенціал Мальти Мальта країна з історією що іде коренями в глибоке минуле. Мальта – маленька острівна країна в центральній частині Середземного моря з дуже вигідним стратегічним положенням. Мальта входить до числа найгустіше заселених країн світу. Мальта – найбільшому з островів – і має дві великі глибоководні бухти.
29999. Разработка автоматизированного электропривода шлифовального станка 127.05 KB
  В некоторых тяжелых станках применяется автоматическое регулирование скорости вращения двигателя в диапазоне примерно 2:1 с целью поддержания постоянства скорости резания. Поэтому при сравнительно больших диаметрах шлифовальных кругов до 1000 мм скорость вращения шлифовального шпинделя ниже или равна скорости вращения приводного двигателя около 950 об мин. Скорости вращения этих двигателей 24000 : 48000 об мин а при малых диаметрах шлифовальных кругов доходят до 150000 : 200000 об мин. При скоростях вращения до 48000 об мин ротор...
30001. Анализ и структура активных операций, проводимых в Московском филиале ОАО АКБ «Росбанк», а также технология их осуществления 893.82 KB
  Успех того или иного банка все больше зависит от эффективного управления постоянного повышения конкурентоспособности. Поэтому вопрос управления активными и пассивными банковскими операциями в современных условиях приобретает особую остроту поскольку от того насколько эффективно используются ресурсы банка зависит основной финансовый показатель деятельности банка прибыль. Опыт как мировой так и отечественной практики показывает что недооценка управления в банках приводит к негативным последствиям в их деятельности. В соответствии со...
30002. ОЦЕНКА ВЛИЯНИЯ АНТРОПОГЕННОГО ФАКТОРА НА ПРОСТРАНСТВЕННУЮ ДИНАМИКУ ГИДРОХИМИЧЕСКИХ ПАРАМЕТРОВ В РЕКЕ МОСКВА 8.72 MB
  Антропогенное загрязнение водных ресурсов Московского региона в последнее время приобретает черты неуправляемого и неконтролируемого процесса, предоставляющего серьёзную угрозу здоровью населения. Загрязнение вод нарушает экологическую устойчивость водной среды, приносит значительный экономический ущерб народному хозяйству.
30003. Организация ресторана. Роль повара – кондитера на предприятии общественного питания 956.86 KB
  Пищевая ценность блюд. Соблюдение санитарных требований правил личной гигиены при приготовлении блюд. Бракераж готовых блюд. Характер приготовления блюд русской кухни в значительной мере обусловлен особенностям русской печи которая в качестве очага столетиями с 14 века верно служила и богатому и простому народу.
30004. Применение оптимальных способов преобразования и регулирования социальных отношений и процессов в жизнедеятельности людей 118.18 KB
  Политические и социально-экономические катаклизмы, вызванные резким переходом страны от социалистической системы хозяйствования к капиталистической, создали благоприятную почву для роста преступности, коррупции, разрыву между доходами богатых и бедных
30006. Анализ коммуникационных связей и деятельности на предприятии в системе руководитель-подчиненный. Общая характеристика организации ООО «Весна» 380 KB
  Коммуникация это связующие нити объединяющие взаимозависимые части организации. Коммуникация является жизненно важной системой организации : если каким то образом ликвидировать потоки сообщений в организации то она прекратит свое существование. Коммуникация предоставляет средства для выработки и исполнения решений осуществления обратной связи и корректировки целей и процедур деятельности организации в соответствии с требованиями ситуации. Организационная коммуникацияэто процесс с помощью которого руководители развивают...