46959

Современная модель государственного управления в России

Доклад

Политология и государственное регулирование

В настоящий момент система гос управления переживает период трансформации, поиска эффективной модели администрирования, способной удовлетворить потребности населения при минимальных издержках, лишенной чиновничьего произвола, работающей на общество.

Русский

2013-12-01

41 KB

38 чел.

Современная модель государственного управления в России.

В настоящий момент система гос управления переживает период трансформации, поиска эффективной модели администрирования, способной удовлетворить потребности населения при минимальных издержках, лишенной чиновничьего произвола, работающей на общество.

По форме правления Россю нельзя отнести к  президентской республике, как и не может считаться смешанной (президентско-парламентской). Т.о. в России сочетаются признаки смешанной и президентской республик. Модель власти и построенная на ее основе система ГУ, закрепленные в Конституции 1993 г., имеют ряд «-»:

- чрезмерная концентрация власти в руках главы государства;

- технократический характер правительства;

- зависимость правительства от субъективного мнения Президента;

- отсутствие целостной системы контроля за деятельность правительства, которая обычно лежит на судебной и партийной системах;

Конст. модель власти основана на принципе «один плюс три», где Президент не включен ни в одну из ветвей власти и образует свою ветвь вл – президентскую. Моноцентрический характер организации власти не дополнен системой контроля за ее деят-ю => предпосылки коррумпированности и неэффективности. Есть крен в сторону исп. власти при неразвитости представительных органов власти. Т.О. наблюдается дисбаланс между ветвями власти, который в соответствии с этим приводит в дисбалансу в системе гос управления.

Решение: многие исследователи приходят к выводу, что необходимо перейти к формированию партийного правительства по итогам парламентских выборов и ввести ответственность правительства перед парламентом. Это позволить усилить контроль за деятельностью правительства и публичной администрации, являющихся по сути основными институтами гос управления. Реформированию подлежит и гос служба, сложившаяся по традиции на основе патронажа, а не на основе конкурса.

Законодательная власть - Федеральное собрание РФ. Это представительный и законодательный орган, состоящий из двух палат – Совета Федерации и Гос Думы.

Совет Федерации. Состав - по 2 пред-ля от зак/дат. и исп. власти Sов. Компетенция: одобрение з/проектов ГД, утверждение изменения границ между Sми РФ, утверждение указов президента о введении ЧС, решение вопроса о возможности использования вооруженных сил за пределами РФ, назначение выборов президента РФ, отрешение президента РФ от должности, назначение на должность судей Конституционного и Высшего Арбитражного суда, назначение и освобождение ген прокурора РФ, председателя Счетной палаты.

Гос Дума. Избирается населением сроком на 5 лет. Всего 450 депутатов. Компетенция: законотворчество, дача согласия президенту на назначение председателя правительства РФ, решение вопроса о доверии правительству РФ, назначение и освобождение председателя счетной палаты, назначение и освобождение Уполномоченного по правам человека, объявление амнистии, выдвижение обвинения против Президента РФ для отрешения его от должности.

Исполнительная власть. Самая многочисленная – около 500 тыс. человек. Осн. суть – исполнение законов, осуществление организ. и распоряд. деят-ти. Исп. вл сущ-т на 3 уровнях (федеральный, уровень Sов, уровень МС, выведенный за пределы ГУ)

Правительство РФ. Состоит из Председателя, его замов, фед министров. Несет двойную политическую ответственность – перед Президентом и перед Государственной Думой.

Президент РФ. Избирается всенародными прямыми тайными всеобщее выборами на 6 лет по мажоритарной системе. Полномочия обширны: верховный главнокомандующий, формирование правительства, может отправить в отставку Госдуму. Двойственность природы Президента РФ – он руководит двумя исп. органами: административным аппаратом и правительством.

Судебная власть. В РФ судебная власть осуществляется тремя высшими судами – Конституционным, Верховным, Высшим Арбитражным. Также действуют региональные  (уставные и конституционные) суды и мировые судьи, являющиеся судьями общей юрисдикции субъектов РФ. Согласно Конституции РФ в систему судебной власти включается также прокуратура – федеральная, региональная, районная – которая должна отслеживать реальное исполнение гос законов и нормативных актов, отдавая верховенство ФЗ на всей территории РФ.

Однозначного понимания си-мыгос управления пока не сложилось. Административные реформы, предпринятые в 90-е гг. коснулись копирования западных моделей администрирования, без учета национальных особенностей. Сращивание собственности и власти деформировало публичную природу управленческой системы: она стала более корпоративной, работает на себя. Попытки трансформирования системы гос. управления были начаты Путиным: была выстроена вертикаль исполнительной власти, которая должна была интегрировать властные ресурсы, находящиеся прежде в руках ближайшего окружения Ельцина. Следующим шагом стала попытка разорвать связь бизнеса и власти и переориентировать бюрократию на решение общезначимых проблем. В рамках снижения коррумпированности госаппарата была значительно повышена з/п администраторам. Но вплоть до сего дня интегрировать бюрократию на решение общезначимых проблем так и не удалось, поскольку кадровый состав составляют администраторы прежней системы с прежней психологией. Кроме того, была создана система контроля за деятельностью бюрократии. В России бюрократия не является обслуживающим классом, она сама правящий класс, поскольку в ее руках сосредоточены административные и др. ресурсы. Во многом, системные проблемы в организации г.у. обусловлены конституционными изъянами.

Вопросы отставки Правительства РФ регулируются ст.117 Конституции РФ. В ней предусмотрены различные основания отставки Правительства  в  зависимости от того, кто был ее инициатором. Правительство РФ несет политическую ответственность преимущественно перед Президентом РФ, а также перед Государственной Думой. Президент РФ принимает решение об отставке Правительства РФ по заявлению самого Правительства, в связи с выраженным Государственной Думой недоверием или отказом в доверии. Перед вновь избранным Президентом РФ Правительство РФ слагает свои полномочия. Освобождение от должности Председателя Правительства РФ также влечет отставку Правительства. Государственная Дума может выразить недоверие Правительству РФ, постановление о котором принимается большинством голосов от общего числа депутатов. После выражения недоверия Президент России вправе объявить об отставке Правительства РФ или не согласиться с решением Государственной Думы. Если Государственная Дума повторно выразит Правительству РФ недоверие в течение трех месяцев, то Президент России объявляет об отставке Правительства РФ или распускает Государственную Думу.  Председатель Правительства РФ может поставить перед Государственной Думой вопрос о доверии Правительству РФ. Если Государственная Дума отказывает в доверии Правительству РФ, то Президент России в течение семи дней принимает решение об отставке Правительства РФ или о роспуске Государственной Думы и назначении новых выборов. При отставке или сложении полномочий Правительство РФ по поручению Президента России продолжает действовать до сформирования нового Правительства РФ. Правительство вправе подать в отставку, которая принимается или отклоняется Президентом РФ. Министры также несут ответственность перед Президентом РФ. «Силовые» министры, министр иностранных дел, некоторые другие руководители служб и ведомств подчинены ему непосредственно и Несут ответственность только перед ним. Остальные министры также назначаются Президентом РФ и отвечают перед ним, хотя их деятельностью непосредственно руководит премьер-министр и Правительство в целом. Президент неоднократно увольнял отдельных министров из состава Правительства, объявляя выговоры заместителям министров. Председатель Правительства также объявлял публичные замечания отдельным министрам.

Контроль парламента в отношении Правительства РФ в определенных формах применяется, но ответственность Правительства перед парламентом имеет ограниченный характер. Во-первых, перед Советом Федерации Правительство ответственности не несет. Совет Федерации не вправе отказывать Правительству в доверии и даже ставить этот вопрос. Хотя представители Правительства выступают Иногда на заседаниях Совета Федерации, это, как правило, лишь информация (правда, новый Регламент Совета Федерации 2002 г. содержит некоторые контрольные элементы). Во-вторых, ответственность Правительства перед Государственной Думой из-за альтернативного полномочия Президента РФ (права уволить или не увольнять при вотуме недоверия) не безусловна. Государственная Дума не может уволить Правительство в отставку даже при двух вотумах недоверия. Это прерогатива Президента. Кроме того, как говорилось, вотум недоверия только тогда имеет юридическое значение, когда их два и в течение трех месяцев. Если разрыв достигает более трех месяцев, вотумы недоверия недействительны.

Таким образом, Правительство РФ несет двойную политическую ответственность – перед Президентом и перед Государственной Думой.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

1081. Процесс расширения пара в турбинной ступени 370 KB
  Основные уравнения и формулы, используемые для расчета движения водяного пара в проточной части турбинных ступеней. Конструкция турбинной ступени осевого типа и процессы преобразования энергии в ней. Тепловая диаграмма процесса расширения в турбинной ступени. Степень реактивности турбинной ступени.
1082. Мощность и экономичность турбинных ступеней 443.5 KB
  Усилия в турбинной ступени и ее мощность. Относительный лопаточный КПД ступени. Двухвенечные ступени паровых турбин. Процесс расширения в проточной части двухвенечной ступени.
1083. Турбинные решетки и их выбор 3.25 MB
  Геометрические характеристики турбинных решеток. Газодинамические и режимные характеристики турбинных решеток. Маркировка турбинных решеток и их формирование. Зависимости для определения коэффициентов потерь сопловой решетки.
1084. Относительный внутренний КПД турбинной ступени 765.5 KB
  Потери трения диска и лопаточного бандажа. Потери при парциальном подводе водяного пара в турбинную ступень. Потери от утечек в турбинной ступени. Лабиринтовые уплотнения. Потери от влажности водяного пара.
1085. Расчет турбинных ступеней. Методика расчета турбинной ступени 426.5 KB
  Выбор исходных данных и параметров при расчете турбинной ступени. Методика расчета турбинной ступени. Процесс расширения водяного пара в турбинной ступени. Схема отклонения потока в косом срезе сопловой решетки. Особенности расчета турбинных ступеней.
1086. Особенности расчета и проектирования ступеней с длинными лопатками 499 KB
  Уравнения радиального равновесия. Законы профилирования турбинных лопаток. Закон постоянного профиля сопловых и рабочих лопаток по высоте ступени. Примеры исполнения лопаток паровых турбин.
1087. Основы проектирования паровых турбин 613 KB
  Основные показатели паровых турбин и их компоновки. Схема компоновки паровой турбины К-800-23,5 ЛМЗ. Предельная мощность однопоточной конденсационной турбины. Компоновочные решения для паровых турбин ТЭС. Упрощенная тепловая схема конденсационной ПТУ. Способы повышения мощности паровых турбин.
1088. Основные расчеты при проектировании паровой турбины 328 KB
  Построение процесса расширения водяного пара в проточной части турбины и оценки его расхода. Расчет числа ступеней и распределение теплоперепадов по ступеням турбины. Выбор частоты вращения валопровода турбоагрегата и числа его ЦНД.
1089. Обеспечение надежности основных элементов паровых турбин. Выбор конструкции роторов 915 KB
  Конструкции уплотнений паровых турбин. Расчет осевых усилий и способы их компенсации. Пример конструкции паровой турбины. Схема разгрузки осевого подшипника. Статическая прочность рабочих лопаток турбинных ступеней. Конструкции роторов паровых турбин.