46959

Современная модель государственного управления в России

Доклад

Политология и государственное регулирование

В настоящий момент система гос управления переживает период трансформации, поиска эффективной модели администрирования, способной удовлетворить потребности населения при минимальных издержках, лишенной чиновничьего произвола, работающей на общество.

Русский

2013-12-01

41 KB

37 чел.

Современная модель государственного управления в России.

В настоящий момент система гос управления переживает период трансформации, поиска эффективной модели администрирования, способной удовлетворить потребности населения при минимальных издержках, лишенной чиновничьего произвола, работающей на общество.

По форме правления Россю нельзя отнести к  президентской республике, как и не может считаться смешанной (президентско-парламентской). Т.о. в России сочетаются признаки смешанной и президентской республик. Модель власти и построенная на ее основе система ГУ, закрепленные в Конституции 1993 г., имеют ряд «-»:

- чрезмерная концентрация власти в руках главы государства;

- технократический характер правительства;

- зависимость правительства от субъективного мнения Президента;

- отсутствие целостной системы контроля за деятельность правительства, которая обычно лежит на судебной и партийной системах;

Конст. модель власти основана на принципе «один плюс три», где Президент не включен ни в одну из ветвей власти и образует свою ветвь вл – президентскую. Моноцентрический характер организации власти не дополнен системой контроля за ее деят-ю => предпосылки коррумпированности и неэффективности. Есть крен в сторону исп. власти при неразвитости представительных органов власти. Т.О. наблюдается дисбаланс между ветвями власти, который в соответствии с этим приводит в дисбалансу в системе гос управления.

Решение: многие исследователи приходят к выводу, что необходимо перейти к формированию партийного правительства по итогам парламентских выборов и ввести ответственность правительства перед парламентом. Это позволить усилить контроль за деятельностью правительства и публичной администрации, являющихся по сути основными институтами гос управления. Реформированию подлежит и гос служба, сложившаяся по традиции на основе патронажа, а не на основе конкурса.

Законодательная власть - Федеральное собрание РФ. Это представительный и законодательный орган, состоящий из двух палат – Совета Федерации и Гос Думы.

Совет Федерации. Состав - по 2 пред-ля от зак/дат. и исп. власти Sов. Компетенция: одобрение з/проектов ГД, утверждение изменения границ между Sми РФ, утверждение указов президента о введении ЧС, решение вопроса о возможности использования вооруженных сил за пределами РФ, назначение выборов президента РФ, отрешение президента РФ от должности, назначение на должность судей Конституционного и Высшего Арбитражного суда, назначение и освобождение ген прокурора РФ, председателя Счетной палаты.

Гос Дума. Избирается населением сроком на 5 лет. Всего 450 депутатов. Компетенция: законотворчество, дача согласия президенту на назначение председателя правительства РФ, решение вопроса о доверии правительству РФ, назначение и освобождение председателя счетной палаты, назначение и освобождение Уполномоченного по правам человека, объявление амнистии, выдвижение обвинения против Президента РФ для отрешения его от должности.

Исполнительная власть. Самая многочисленная – около 500 тыс. человек. Осн. суть – исполнение законов, осуществление организ. и распоряд. деят-ти. Исп. вл сущ-т на 3 уровнях (федеральный, уровень Sов, уровень МС, выведенный за пределы ГУ)

Правительство РФ. Состоит из Председателя, его замов, фед министров. Несет двойную политическую ответственность – перед Президентом и перед Государственной Думой.

Президент РФ. Избирается всенародными прямыми тайными всеобщее выборами на 6 лет по мажоритарной системе. Полномочия обширны: верховный главнокомандующий, формирование правительства, может отправить в отставку Госдуму. Двойственность природы Президента РФ – он руководит двумя исп. органами: административным аппаратом и правительством.

Судебная власть. В РФ судебная власть осуществляется тремя высшими судами – Конституционным, Верховным, Высшим Арбитражным. Также действуют региональные  (уставные и конституционные) суды и мировые судьи, являющиеся судьями общей юрисдикции субъектов РФ. Согласно Конституции РФ в систему судебной власти включается также прокуратура – федеральная, региональная, районная – которая должна отслеживать реальное исполнение гос законов и нормативных актов, отдавая верховенство ФЗ на всей территории РФ.

Однозначного понимания си-мыгос управления пока не сложилось. Административные реформы, предпринятые в 90-е гг. коснулись копирования западных моделей администрирования, без учета национальных особенностей. Сращивание собственности и власти деформировало публичную природу управленческой системы: она стала более корпоративной, работает на себя. Попытки трансформирования системы гос. управления были начаты Путиным: была выстроена вертикаль исполнительной власти, которая должна была интегрировать властные ресурсы, находящиеся прежде в руках ближайшего окружения Ельцина. Следующим шагом стала попытка разорвать связь бизнеса и власти и переориентировать бюрократию на решение общезначимых проблем. В рамках снижения коррумпированности госаппарата была значительно повышена з/п администраторам. Но вплоть до сего дня интегрировать бюрократию на решение общезначимых проблем так и не удалось, поскольку кадровый состав составляют администраторы прежней системы с прежней психологией. Кроме того, была создана система контроля за деятельностью бюрократии. В России бюрократия не является обслуживающим классом, она сама правящий класс, поскольку в ее руках сосредоточены административные и др. ресурсы. Во многом, системные проблемы в организации г.у. обусловлены конституционными изъянами.

Вопросы отставки Правительства РФ регулируются ст.117 Конституции РФ. В ней предусмотрены различные основания отставки Правительства  в  зависимости от того, кто был ее инициатором. Правительство РФ несет политическую ответственность преимущественно перед Президентом РФ, а также перед Государственной Думой. Президент РФ принимает решение об отставке Правительства РФ по заявлению самого Правительства, в связи с выраженным Государственной Думой недоверием или отказом в доверии. Перед вновь избранным Президентом РФ Правительство РФ слагает свои полномочия. Освобождение от должности Председателя Правительства РФ также влечет отставку Правительства. Государственная Дума может выразить недоверие Правительству РФ, постановление о котором принимается большинством голосов от общего числа депутатов. После выражения недоверия Президент России вправе объявить об отставке Правительства РФ или не согласиться с решением Государственной Думы. Если Государственная Дума повторно выразит Правительству РФ недоверие в течение трех месяцев, то Президент России объявляет об отставке Правительства РФ или распускает Государственную Думу.  Председатель Правительства РФ может поставить перед Государственной Думой вопрос о доверии Правительству РФ. Если Государственная Дума отказывает в доверии Правительству РФ, то Президент России в течение семи дней принимает решение об отставке Правительства РФ или о роспуске Государственной Думы и назначении новых выборов. При отставке или сложении полномочий Правительство РФ по поручению Президента России продолжает действовать до сформирования нового Правительства РФ. Правительство вправе подать в отставку, которая принимается или отклоняется Президентом РФ. Министры также несут ответственность перед Президентом РФ. «Силовые» министры, министр иностранных дел, некоторые другие руководители служб и ведомств подчинены ему непосредственно и Несут ответственность только перед ним. Остальные министры также назначаются Президентом РФ и отвечают перед ним, хотя их деятельностью непосредственно руководит премьер-министр и Правительство в целом. Президент неоднократно увольнял отдельных министров из состава Правительства, объявляя выговоры заместителям министров. Председатель Правительства также объявлял публичные замечания отдельным министрам.

Контроль парламента в отношении Правительства РФ в определенных формах применяется, но ответственность Правительства перед парламентом имеет ограниченный характер. Во-первых, перед Советом Федерации Правительство ответственности не несет. Совет Федерации не вправе отказывать Правительству в доверии и даже ставить этот вопрос. Хотя представители Правительства выступают Иногда на заседаниях Совета Федерации, это, как правило, лишь информация (правда, новый Регламент Совета Федерации 2002 г. содержит некоторые контрольные элементы). Во-вторых, ответственность Правительства перед Государственной Думой из-за альтернативного полномочия Президента РФ (права уволить или не увольнять при вотуме недоверия) не безусловна. Государственная Дума не может уволить Правительство в отставку даже при двух вотумах недоверия. Это прерогатива Президента. Кроме того, как говорилось, вотум недоверия только тогда имеет юридическое значение, когда их два и в течение трех месяцев. Если разрыв достигает более трех месяцев, вотумы недоверия недействительны.

Таким образом, Правительство РФ несет двойную политическую ответственность – перед Президентом и перед Государственной Думой.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

33039. Финансовая система: понятие, назначение. Структура и принципы организации финансовой системы РФ 43.5 KB
  Структура и принципы организации финансовой системы РФ. Возглавляет систему финансовых органов РФ Министерство финансов РФ которое является исполнительным органом обеспечивающим проведение единой финансовой бюджетной налоговой и валютной политики и осуществляющим общее руководство организацией финансов в РФ. Функции финансовой деятельности выполняют также органы государственного управления РФ и субъектов РФ в рамках отнесенных к их компетенции сфер управления. Структура финансовой системы это совокупность её элементов и связей...
33040. Государственные внебюджетные фонды: Пенсионный фонд, Фонд социального страхования, Фонд обязательного медицинского страхования: цели, задачи, порядок формирования и расходования финансовых ресурсов. Роль внебюджетных фондов в системе финансов 53.5 KB
  Государственные внебюджетные фонды: Пенсионный фонд Фонд социального страхования Фонд обязательного медицинского страхования: цели задачи порядок формирования и расходования финансовых ресурсов.; Фонд социального страхования РФ создан в 1990 г.; Фонд обязательного медицинского страхования создан в 1991 г. Вторым по объёму аккумулируемых средств государственным внебюджетным фондом является Фонд социального страхования РФ.
33041. Финансовые рынки и финансовые посредники: понятие, виды, функции 53 KB
  Финансовый рынок представляет собой сферу реализации финансовых активов и экономических отношений возникающих между продавцами и покупателями этих активов. Функции финансового рынка: Реализация стоимости и потребительной стоимости заключённой в финансовых активах. Организация процесса доведения финансовых активов до потребителей Финансовое обеспечение процессов инвестирования и потребления Воздействие на денежное обращение В процессе выполнения финансовым рынком 1й функции Реализация стоимости и потребительной стоимости...
33042. Финансовый механизм: понятие, цель и задачи, структура 49 KB
  Цель финансового механизма в обеспечении эффективного функционирования финансовой системы. Задачи финансового механизма: обеспечение стабильного кругооборота финансовых ресурсов; обеспечение перераспределения финансовых ресурсов в соответствии с потребностями отдельных субъектов хозяйствования; уменьшение риска потерь финансовых ресурсов субъектами хозяйствования. Организационная функция финансового механизма направлена на организацию финансовых отношений как объекта управления т. Управленческая функция финансового механизма...
33043. Органы управления финансами в РФ: перечень, характеристика. Особенности реформы государственного управления 2004г 109.5 KB
  Функции органов представительной власти Президента РФ И Центрального Банка в области регулирования финансов. Структура и функции органов власти осуществляющих управление финансами в условиях реализации административной реформы претерпели существенные изменения. Функции этих органов разделены на четыре вида: нормотворческая контроль и надзор: управление государственным имуществом; оказание государственных услуг. В систему федеральных органов исполнительной власти входят федеральные министерства федеральные службы и федеральные...
33044. Министерство финансов РФ: цели и задачи деятельности 45 KB
  К основным задачам Министерства финансов РФ относятся: совершенствование бюджетной системы и развитие бюджетного федерализма; разработка и реализация единой финансовой бюджетной налоговой и валютной политики в РФ; концентрация финансовых ресурсов на приоритетных направлениях социальноэкономического развития; разработка проекта федерального бюджета и обеспечение исполнения федерального бюджета; составление отчета об исполнении федерального бюджета и консолидированного бюджета РФ; разработка программ государственных...
33045. Финансовая политика: понятие , задачи, содержание, структура. Взаимосвязь финансовой политики и социально-экономической политики государства. Содержание и особенности финансовой политики в 2013 г 35.88 KB
  Взаимосвязь финансовой политики и социальноэкономической политики государства. Содержание и особенности финансовой политики в 2013 г. Задачи финансовой политики: обеспечение условий для формирования максимально возможных финансовых ресурсов; рациональное распределение и использование финансовых ресурсов; организация регулирования и стимулирования экономических и социальных процессов финансовыми методами; создание эффективной системы управления финансами. В разработке финансовой политики участвуют законодательные Гос.
33046. Сущность финансового планирования и прогнозирования. Современные подходы и методы финансового планирования при разработке среднесрочных финансовых планов 33 KB
  Сущность финансового планирования и прогнозирования. Современные подходы и методы финансового планирования при разработке среднесрочных финансовых планов. Назначение и сущность финансового планирования заключается в определении общих направлений деятельности предприятия главных целей и основных способов их достижения предприятием. Конечным результатом финансового планирования является составление финансового плана.
33047. Финансовый контроль: понятие, цели, субъектный состав, формы, методы 38.5 KB
  Финансовый контроль: понятие цели субъектный состав формы методы. Финансовый контроль как и планирование является важнейшим показателем управления финансами. Государственный финансовый контроль вневедомственный ведомственный 2. Негосударственный финансовый контроль.