46962

Учение Л.С. Выготского о предмете детской психологии, единице анализа психики и методы ее исследования. Переживание как единица анализа развития личности

Доклад

Психология и эзотерика

Переживание как единица анализа развития личности. Выготского была направлена то чтобы перевести психологию от чисто описательного эмпирического и феноменологического изучения явлений к раскрытию их сущности предложив иное понимание хода условий источника формы специфики и движущих сил психического развития ребенка; описал эпохи стадии и фазы детского развития а также переходы между ними в ходе онтогенеза; он выявил и сформулировал основные законы психического развития ребенка....

Русский

2013-11-26

39.5 KB

23 чел.

51.  Учение Л.С. Выготского о предмете детской психологии, единице анализа психики и методы ее исследования. Переживание как единица анализа развития личности.

Вся  научная  деятельность  Л. С.  Выготского была направлена то, чтобы перевести психологию   «от  чисто  описательного,   эмпирического   и феноменологического изучения явлений к раскрытию их сущности», предложив иное понимание хода, условий,  источника,  формы,  специфики и  движущих  сил  психического развития  ребенка;  описал  эпохи, стадии  и фазы детского развития, а также переходы между  ними в ходе онтогенеза;  он выявил  и сформулировал основные законы  психического  развития ребенка. Он ввел новый - экспериментально-генетический метод исследования психических явлений. Л. С. Выготский разработал учение о возрасте  как  единице анализа детского развития. 

Л.  С.  Выготский  определил область своего исследования как "вершинную психологию"  (психологию  сознания),  которая  противостоит двум  другим  - "поверхностной"   (теории   поведения)   и  "глубинной"   (психоанализ).  Он рассматривал сознание как "проблему структуры поведения".

Согласно Л. С. Выготскому, человек в процессе  своего исторического развития возвысился  до создания  новых  движущих  сил  своего  поведения;  только  в процессе общественной жизни  человека возникли, сложились  и  развились  его новые  потребности, а  самые природные потребности человека  в  процессе его исторической развития претерпели глубокие изменения.

Заслуга  Л.  С.  Выготского  состоит  в том,  что  он  первым  применил исторический  принцип в область детской  психологии. " Изучать  исторически  что-либо - значит  изучать в  движении.  Это и  есть основное требование диалектического метода". Каждая форма культурного  развития, культурного поведения, считал он, в известном   смысле  уже   продукт   исторического   развития   человечества. Выготский работал в культурно-исторической парадигме. В сравнительной таблице  показано, как самые крупные научные концепции отвечают  на вопросы  о таких параметрах детского  развития,  как  его  ход, условия, источник, форма, специфика, движущие силы. (таблица к 75 вопросу).

    Л.   С.  Выготский  сформулировал  ряд  законов  психического  развития ребенка:

    Детское  развитие  имеет  сложную  организацию во времени:  свой  ритм, который не  совпадает  с  ритмом  времени,  и свой темп, который меняется  в разные годы жизни.  Так,  год  жизни  в младенчестве не равен  году жизни  в отрочестве.

    Закон  метаморфозы  в детском развитии: развитие есть цепь качественных изменений  Ребенок не просто маленький  взрослый,  который меньше знает  или меньше умеет, а существо, обладающее качественно отличной психикой.

    Закон  неравномерности  детского развития:  каждая  сторона  в  психике

ребенка  имеет  свой  оптимальный  период  развития.

    Закон  развития высших психических  функций. ВПФ возникают  первоначально  как  форма  коллективного  поведения,  как   форма сотрудничества  с  другими  людьми   и  лишь   впоследствии  они  становятся внутренними индивидуальными (формами) функциями самого ребенка. Отличительные признаки  ВПФ:   опосредованность,  осознанность, произвольность,  системность; они формируются прижизненно; они образуются  в результате овладения специальными  орудиями, средствами, выработанными в ходе исторического  развития  общества.

Движущая сила психического развития  - обучение. Обучение не тождественно развитию. "Развитие - есть процесс  формирования человека или  личности, совершающийся   путем   возникновения   на  каждой  ступени  новых  качеств, специфических для  человека,   подготовленных   всем  предшествующим   ходом развития, но не содержащихся в готовом виде на более ранних ступенях". Обучение,  по  Л. С. Выготскому, есть  внутренне необходимый и всеобщий момент  в  процессе  развития  у   ребенка  не  природных,  но  исторических особенностей человека. Оно  создает  зону ближайшего  развития. Зона ближайшего  развития  - это расстояние  между уровнем актуального развития,  ребенка и  уровнем  возможного  развития  определяемым  с помощью задач, решаемых под руководством взрослых. Как  пишет Л. С. Выготский, "зона ближайшего развития определяет функции,  не  созревшие еще, но находящиеся в процессе созревания, функции. Уровень актуального  развития характеризует  успехи  развития,  итоги развития на вчерашний  день, а  зона ближайшего развития характеризует умственное развитие на завтрашний день".

 ЗБР  - логическое следствие закона становления высших  психических  функций,  которые   формируются  сначала  в  совместной деятельности,  в  сотрудничестве  с другими  людьми,  постепенно  становятся внутренними  психическими  процессами  субъекта.  Когда психический  процесс формируется в  совместной  деятельности,  он  находится  в  зоне  ближайшего развития;  после  формирования  он  становится  формой актуального  развития субъекта. "Обучение только тогда хорошо, когда оно идет впереди  развития". Зона ближайшего развития может быть использована как показатель  индивидуальных различий детей.

  Одним из доказательств влияния обучения на психическое развитие ребенка служит гипотеза Л. С. Выготского о системном и смысловом строении сознания и его развития  в онтогенезе.  Он  считал, что человеческое сознание - не сумма отдельных  процессов, а система, структура их.  Ни одна  функция  не развивается изолированно. Развитие  каждой функции зависит от того, в какую  структуру она входит, и какое место в ней занимает. Так,  в раннем возрасте в центре сознания находится восприятие, в дошкольном возрасте  -  память,  в  школьном  - мышление. Все  остальные психические процессы развиваются в каждом возрасте под  влиянием доминирующей в сознании функции.

Можно наметить единицу и для изучения личности и среды. Эта единица в патопсихологии и в психологии получила название переживания. Переживание ребенка и есть такая простейшая единица, относительно которой нельзя сказать, что она собой представляет — средовое влияние на ребенка или особенность самого ребенка; переживание и есть единица личности и среды, как оно представлено в развитии. Так что в развитии единство средовых и личностных моментов совершается в ряде переживаний ребенка. Переживание надо понимать как внутреннее отношение ребенка как человека к тому или иному моменту действительности. Всякое переживание есть всегда переживание чего-нибудь. В современной теории, переживание вводится как единица сознания, т. е. такая единица, где основные свойства сознания даны как таковые, в то время как во внимании, в мышлении не дано связи сознания. Внимание не является единицей сознания, а является элементом сознания, в котором нет ряда других элементов, причем единство сознания как такового пропадает, а вот действительной динамической единицей сознания, т. е. полной, из которой складывается сознание, будет переживание.

Переживание имеет биосоциальную ориентировку, оно есть что-то, находящееся между личностью и средой, означающее отношение личности к среде, показывающее, чем данный момент среды является для личности. Переживание является определяющим с точки зрения того, как тот или иной момент среды влияет на развитие ребенка. В переживании - с одной стороны, среда в ее отношении ко мне, в том, как я переживаю эту среду; с другой сказываются особенности развития моей личности. В моем переживании сказывается то, в какой мере все мои свойства, как они сложились в ходе развития, участвуют здесь в определенную минуту.

Если дать некоторое общее формальное положение, было бы правильно сказать, что среда определяет развитие ребенка через переживание среды. Самым существенным, следовательно, является отказ от абсолютных показателей среды; ребенок есть часть социальной ситуации, отношение ребенка к среде и среды к ребенку дается через переживание и деятельность самого ребенка; силы среды приобретают направляющее значение благодаря переживанию ребенка.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

65204. АДМІНІСТРАТИВНО-ПРАВОВІ ЗАСАДИ ФУНКЦІОНУВАННЯ ПІДРОЗДІЛІВ ЗВ’ЯЗКІВ З ГРОМАДСЬКІСТЮ ОРГАНІВ ВНУТРІШНІХ СПРАВ УКРАЇНИ 186 KB
  За роки незалежності створено правову базу для функціонування підрозділів звязків із громадськістю ОВС України. До того ж значний масив нормативноправових актів у регулюванні зазначеного інституту становлять локальні...
65205. УДОСКОНАЛЕННЯ СИСТЕМИ ДОВГОТРИВАЛОГО РАДІАЦІЙНОГО МОНІТОРИНГУ ПРОДУКТІВ ХАРЧУВАННЯ ТА ХАРЧОВИХ РАЦІОНІВ НА ТЕРИТОРІЇ УКРАЇНИ 245.5 KB
  До заходів такого захисту відносять не тільки запобігання проникнення РН в організм але і зниження накопичення РН в організмі шляхом призначення елімінаційної дієти уведенням у раціон різноманітних радіозахисних продуктів харчування...
65206. СИСТЕМИ БАГАТОМІРНОГО КЕРУВАННЯ ПРОЦЕСАМИ ВИРОБНИЦТВА ОРГАНІЧНИХ СЦИНТИЛЯТОРІВ 546 KB
  Сцинтиляційний метод детектування іонізуючих випромінювань знайшов широке вживання в промисловості і наукових дослідженнях. Значне зростання потреби в органічних сцинтиляторах (ОСЦ), до яких відносяться органічні монокристали...
65207. Удосконалення функціонування інформаційної підсистеми прикордонних передавальних станцій 381.5 KB
  Метою дисертаційної роботи є вирішення науковоприкладної задачі з удосконалення функціонування інформаційної підсистеми прикордонних передавальних станцій при...
65208. Удосконалення технічного обслуговування пристроїв електричної сигналізації та централізації шляхом комплексного контролю технічного стану 2.55 MB
  У сучасних умовах ринкової економіки технічне обслуговування ТО пристроїв електричної сигналізації та централізації ЕЦ залізниць може надати змогу більш ефективно використовувати ресурси дистанцій сигналізації та звязку.
65209. РЕОЛОГІЧНІ ВЛАСТИВОСТІ АСФАЛЬТОПОЛІМЕРБЕТОНІВ ПРИ ДИНАМІЧНОМУ ДЕФОРМУВАННІ 236.5 KB
  Ефективне використання асфальтополімербетонів в значній мірі може бути забезпечене на стадії проектування за рахунок визначених реологічних властивостей і обліку його розрахункових характеристик.
65210. УДОСКОНАЛЕННЯ ТЕХНОЛОГІЇ ОДЕРЖАННЯ ЛЛЯНОЇ ТРЕСТИ ШЛЯХОМ ШТУЧНОГО ЗВОЛОЖЕННЯ 1.38 MB
  Метою дослідження є одержання високоякісного волокна льону за рахунок удосконалення традиційного технологічного процесу приготування трести шляхом обробки лляної соломи розчином меляси. Для досягнення поставленої мети необхідно було вирішити такі завдання...
65211. МОДЕЛІ ТА ЗАСОБИ ПІДВИЩЕННЯ ЕФЕКТИВНОСТІ ФУНКЦІОНУВАННЯ АДАПТИВНИХ ІНФОРМАЦІЙНО-УПРАВЛЯЮЧИХ СИСТЕМ ПРОМИСЛОВИХ ВИРОБНИЦТВ 336 KB
  Метою дисертаційної роботи є вирішення важливої науковотехнічної задачі підвищення ефективності функціонування та розвитку процесів оптимізації та адаптивного управління промислових виробництв сутність якої полягає в розробці теоретичних та методологічних основ...
65212. ВПЛИВ НЕЛІНІЙНИХ ПРУЖНИХ ХАРАКТЕРИСТИК НА ДИНАМІКУ РУХОМИХ ГНУЧКИХ ЕЛЕМЕНТІВ МАШИН 329.5 KB
  Найважливішими та найпоширенішими динамічними процесами які мають місце в енергетичних транспортних технологічних та інших системах є коливання. Отримати точні чи наближені аналітичні розвязки для них вдається тільки в окремих випадках а застосування компютерної техніки...