46962

Учение Л.С. Выготского о предмете детской психологии, единице анализа психики и методы ее исследования. Переживание как единица анализа развития личности

Доклад

Психология и эзотерика

Переживание как единица анализа развития личности. Выготского была направлена то чтобы перевести психологию от чисто описательного эмпирического и феноменологического изучения явлений к раскрытию их сущности предложив иное понимание хода условий источника формы специфики и движущих сил психического развития ребенка; описал эпохи стадии и фазы детского развития а также переходы между ними в ходе онтогенеза; он выявил и сформулировал основные законы психического развития ребенка....

Русский

2013-11-26

39.5 KB

22 чел.

51.  Учение Л.С. Выготского о предмете детской психологии, единице анализа психики и методы ее исследования. Переживание как единица анализа развития личности.

Вся  научная  деятельность  Л. С.  Выготского была направлена то, чтобы перевести психологию   «от  чисто  описательного,   эмпирического   и феноменологического изучения явлений к раскрытию их сущности», предложив иное понимание хода, условий,  источника,  формы,  специфики и  движущих  сил  психического развития  ребенка;  описал  эпохи, стадии  и фазы детского развития, а также переходы между  ними в ходе онтогенеза;  он выявил  и сформулировал основные законы  психического  развития ребенка. Он ввел новый - экспериментально-генетический метод исследования психических явлений. Л. С. Выготский разработал учение о возрасте  как  единице анализа детского развития. 

Л.  С.  Выготский  определил область своего исследования как "вершинную психологию"  (психологию  сознания),  которая  противостоит двум  другим  - "поверхностной"   (теории   поведения)   и  "глубинной"   (психоанализ).  Он рассматривал сознание как "проблему структуры поведения".

Согласно Л. С. Выготскому, человек в процессе  своего исторического развития возвысился  до создания  новых  движущих  сил  своего  поведения;  только  в процессе общественной жизни  человека возникли, сложились  и  развились  его новые  потребности, а  самые природные потребности человека  в  процессе его исторической развития претерпели глубокие изменения.

Заслуга  Л.  С.  Выготского  состоит  в том,  что  он  первым  применил исторический  принцип в область детской  психологии. " Изучать  исторически  что-либо - значит  изучать в  движении.  Это и  есть основное требование диалектического метода". Каждая форма культурного  развития, культурного поведения, считал он, в известном   смысле  уже   продукт   исторического   развития   человечества. Выготский работал в культурно-исторической парадигме. В сравнительной таблице  показано, как самые крупные научные концепции отвечают  на вопросы  о таких параметрах детского  развития,  как  его  ход, условия, источник, форма, специфика, движущие силы. (таблица к 75 вопросу).

    Л.   С.  Выготский  сформулировал  ряд  законов  психического  развития ребенка:

    Детское  развитие  имеет  сложную  организацию во времени:  свой  ритм, который не  совпадает  с  ритмом  времени,  и свой темп, который меняется  в разные годы жизни.  Так,  год  жизни  в младенчестве не равен  году жизни  в отрочестве.

    Закон  метаморфозы  в детском развитии: развитие есть цепь качественных изменений  Ребенок не просто маленький  взрослый,  который меньше знает  или меньше умеет, а существо, обладающее качественно отличной психикой.

    Закон  неравномерности  детского развития:  каждая  сторона  в  психике

ребенка  имеет  свой  оптимальный  период  развития.

    Закон  развития высших психических  функций. ВПФ возникают  первоначально  как  форма  коллективного  поведения,  как   форма сотрудничества  с  другими  людьми   и  лишь   впоследствии  они  становятся внутренними индивидуальными (формами) функциями самого ребенка. Отличительные признаки  ВПФ:   опосредованность,  осознанность, произвольность,  системность; они формируются прижизненно; они образуются  в результате овладения специальными  орудиями, средствами, выработанными в ходе исторического  развития  общества.

Движущая сила психического развития  - обучение. Обучение не тождественно развитию. "Развитие - есть процесс  формирования человека или  личности, совершающийся   путем   возникновения   на  каждой  ступени  новых  качеств, специфических для  человека,   подготовленных   всем  предшествующим   ходом развития, но не содержащихся в готовом виде на более ранних ступенях". Обучение,  по  Л. С. Выготскому, есть  внутренне необходимый и всеобщий момент  в  процессе  развития  у   ребенка  не  природных,  но  исторических особенностей человека. Оно  создает  зону ближайшего  развития. Зона ближайшего  развития  - это расстояние  между уровнем актуального развития,  ребенка и  уровнем  возможного  развития  определяемым  с помощью задач, решаемых под руководством взрослых. Как  пишет Л. С. Выготский, "зона ближайшего развития определяет функции,  не  созревшие еще, но находящиеся в процессе созревания, функции. Уровень актуального  развития характеризует  успехи  развития,  итоги развития на вчерашний  день, а  зона ближайшего развития характеризует умственное развитие на завтрашний день".

 ЗБР  - логическое следствие закона становления высших  психических  функций,  которые   формируются  сначала  в  совместной деятельности,  в  сотрудничестве  с другими  людьми,  постепенно  становятся внутренними  психическими  процессами  субъекта.  Когда психический  процесс формируется в  совместной  деятельности,  он  находится  в  зоне  ближайшего развития;  после  формирования  он  становится  формой актуального  развития субъекта. "Обучение только тогда хорошо, когда оно идет впереди  развития". Зона ближайшего развития может быть использована как показатель  индивидуальных различий детей.

  Одним из доказательств влияния обучения на психическое развитие ребенка служит гипотеза Л. С. Выготского о системном и смысловом строении сознания и его развития  в онтогенезе.  Он  считал, что человеческое сознание - не сумма отдельных  процессов, а система, структура их.  Ни одна  функция  не развивается изолированно. Развитие  каждой функции зависит от того, в какую  структуру она входит, и какое место в ней занимает. Так,  в раннем возрасте в центре сознания находится восприятие, в дошкольном возрасте  -  память,  в  школьном  - мышление. Все  остальные психические процессы развиваются в каждом возрасте под  влиянием доминирующей в сознании функции.

Можно наметить единицу и для изучения личности и среды. Эта единица в патопсихологии и в психологии получила название переживания. Переживание ребенка и есть такая простейшая единица, относительно которой нельзя сказать, что она собой представляет — средовое влияние на ребенка или особенность самого ребенка; переживание и есть единица личности и среды, как оно представлено в развитии. Так что в развитии единство средовых и личностных моментов совершается в ряде переживаний ребенка. Переживание надо понимать как внутреннее отношение ребенка как человека к тому или иному моменту действительности. Всякое переживание есть всегда переживание чего-нибудь. В современной теории, переживание вводится как единица сознания, т. е. такая единица, где основные свойства сознания даны как таковые, в то время как во внимании, в мышлении не дано связи сознания. Внимание не является единицей сознания, а является элементом сознания, в котором нет ряда других элементов, причем единство сознания как такового пропадает, а вот действительной динамической единицей сознания, т. е. полной, из которой складывается сознание, будет переживание.

Переживание имеет биосоциальную ориентировку, оно есть что-то, находящееся между личностью и средой, означающее отношение личности к среде, показывающее, чем данный момент среды является для личности. Переживание является определяющим с точки зрения того, как тот или иной момент среды влияет на развитие ребенка. В переживании - с одной стороны, среда в ее отношении ко мне, в том, как я переживаю эту среду; с другой сказываются особенности развития моей личности. В моем переживании сказывается то, в какой мере все мои свойства, как они сложились в ходе развития, участвуют здесь в определенную минуту.

Если дать некоторое общее формальное положение, было бы правильно сказать, что среда определяет развитие ребенка через переживание среды. Самым существенным, следовательно, является отказ от абсолютных показателей среды; ребенок есть часть социальной ситуации, отношение ребенка к среде и среды к ребенку дается через переживание и деятельность самого ребенка; силы среды приобретают направляющее значение благодаря переживанию ребенка.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

51773. Структура й зміст плану-конспекту уроку художньої культури 87 KB
  Структура й зміст плануконспекту уроку художньої культури.Загальні вимоги до уроку 3. Планконспект уроку застосування набутих знань і умінь.Урок як основна форма організації навчання Після планування вчитель розробляє схему уроку і на її основі – план конспект.
51775. Урок -основная форма занятий спортивным играм в школе 116.5 KB
  Длительность урока колеблется от 30 45 мин до трех и более часов. План урока предусматривает его деление на несколько взаимосвязанных частей в которых решают различные задачи. Длительность частей зависит от общей продолжительности урока подготовленности занимающихся условий проведения и т. Подготовительная часть имеет целью организовать и подготовить занимающихся к выполнению основной задачи урока.
51777. Розвиток української мови 59.5 KB
  Мета: ознайомити з історичними етапами розвитку української мови; з тенденціями розвитку української мови зокрема її лексичного складу в наші дні; виховувати повагу й любов до української мови як державної та материнської виховувати патріотизм; розвивати увагу логічне й образне мислення удосконалювати навички роботи з підручником збагачувати й уточнювати словниковий запас учнів. Науковці стверджують що протягом десятиріччя словниковий склад мови змінюється приблизно на 25. Із поверненням суспільства до національних традицій...
51780. Загальна характеристика розвитку культури та літератури XIX ст., стильове розмаїття літератури. Реалізм як напрям у світовій літературі 2.76 MB
  Тип уроку: комбінований. Гі де Мопассан ХІД УРОКУ I. Гі де Мопассан: Розрадьте мене; утіште мене; дайте мені помріяти; розчульте мене; дайте мені змогу здригнутися; дайте мені змогу поплакати; дайте мені привід для роздумів звернення до епіграфа уроку. Оголошення теми й мети уроку IV.
51781. ВИТОКИ ДЖАЗУ 530 KB
  Джексон переконатись яку важливу роль у житті людей відіграє естрадна музика; пояснити учням значення понять спірічуелс блюз джаз імпровізація;. розвивати вокально – хорові навички зокрема навички кантиленного співу відчуття ритму слухацьку уяву; розвивати інтерес до творчості зірок російської естради; виховувати естетичний смак учнів; розвивати інтерес учнів до легкої музики зокрема джазової ФОРМУВАННЯ КОМПЕТЕНЦІЙ: ТВОРЧОЇ МУЗИЧНОЇ ЖИТТЄВОЇ МУЗИЧНИЙ...