46962

Учение Л.С. Выготского о предмете детской психологии, единице анализа психики и методы ее исследования. Переживание как единица анализа развития личности

Доклад

Психология и эзотерика

Переживание как единица анализа развития личности. Выготского была направлена то чтобы перевести психологию от чисто описательного эмпирического и феноменологического изучения явлений к раскрытию их сущности предложив иное понимание хода условий источника формы специфики и движущих сил психического развития ребенка; описал эпохи стадии и фазы детского развития а также переходы между ними в ходе онтогенеза; он выявил и сформулировал основные законы психического развития ребенка....

Русский

2013-11-26

39.5 KB

23 чел.

51.  Учение Л.С. Выготского о предмете детской психологии, единице анализа психики и методы ее исследования. Переживание как единица анализа развития личности.

Вся  научная  деятельность  Л. С.  Выготского была направлена то, чтобы перевести психологию   «от  чисто  описательного,   эмпирического   и феноменологического изучения явлений к раскрытию их сущности», предложив иное понимание хода, условий,  источника,  формы,  специфики и  движущих  сил  психического развития  ребенка;  описал  эпохи, стадии  и фазы детского развития, а также переходы между  ними в ходе онтогенеза;  он выявил  и сформулировал основные законы  психического  развития ребенка. Он ввел новый - экспериментально-генетический метод исследования психических явлений. Л. С. Выготский разработал учение о возрасте  как  единице анализа детского развития. 

Л.  С.  Выготский  определил область своего исследования как "вершинную психологию"  (психологию  сознания),  которая  противостоит двум  другим  - "поверхностной"   (теории   поведения)   и  "глубинной"   (психоанализ).  Он рассматривал сознание как "проблему структуры поведения".

Согласно Л. С. Выготскому, человек в процессе  своего исторического развития возвысился  до создания  новых  движущих  сил  своего  поведения;  только  в процессе общественной жизни  человека возникли, сложились  и  развились  его новые  потребности, а  самые природные потребности человека  в  процессе его исторической развития претерпели глубокие изменения.

Заслуга  Л.  С.  Выготского  состоит  в том,  что  он  первым  применил исторический  принцип в область детской  психологии. " Изучать  исторически  что-либо - значит  изучать в  движении.  Это и  есть основное требование диалектического метода". Каждая форма культурного  развития, культурного поведения, считал он, в известном   смысле  уже   продукт   исторического   развития   человечества. Выготский работал в культурно-исторической парадигме. В сравнительной таблице  показано, как самые крупные научные концепции отвечают  на вопросы  о таких параметрах детского  развития,  как  его  ход, условия, источник, форма, специфика, движущие силы. (таблица к 75 вопросу).

    Л.   С.  Выготский  сформулировал  ряд  законов  психического  развития ребенка:

    Детское  развитие  имеет  сложную  организацию во времени:  свой  ритм, который не  совпадает  с  ритмом  времени,  и свой темп, который меняется  в разные годы жизни.  Так,  год  жизни  в младенчестве не равен  году жизни  в отрочестве.

    Закон  метаморфозы  в детском развитии: развитие есть цепь качественных изменений  Ребенок не просто маленький  взрослый,  который меньше знает  или меньше умеет, а существо, обладающее качественно отличной психикой.

    Закон  неравномерности  детского развития:  каждая  сторона  в  психике

ребенка  имеет  свой  оптимальный  период  развития.

    Закон  развития высших психических  функций. ВПФ возникают  первоначально  как  форма  коллективного  поведения,  как   форма сотрудничества  с  другими  людьми   и  лишь   впоследствии  они  становятся внутренними индивидуальными (формами) функциями самого ребенка. Отличительные признаки  ВПФ:   опосредованность,  осознанность, произвольность,  системность; они формируются прижизненно; они образуются  в результате овладения специальными  орудиями, средствами, выработанными в ходе исторического  развития  общества.

Движущая сила психического развития  - обучение. Обучение не тождественно развитию. "Развитие - есть процесс  формирования человека или  личности, совершающийся   путем   возникновения   на  каждой  ступени  новых  качеств, специфических для  человека,   подготовленных   всем  предшествующим   ходом развития, но не содержащихся в готовом виде на более ранних ступенях". Обучение,  по  Л. С. Выготскому, есть  внутренне необходимый и всеобщий момент  в  процессе  развития  у   ребенка  не  природных,  но  исторических особенностей человека. Оно  создает  зону ближайшего  развития. Зона ближайшего  развития  - это расстояние  между уровнем актуального развития,  ребенка и  уровнем  возможного  развития  определяемым  с помощью задач, решаемых под руководством взрослых. Как  пишет Л. С. Выготский, "зона ближайшего развития определяет функции,  не  созревшие еще, но находящиеся в процессе созревания, функции. Уровень актуального  развития характеризует  успехи  развития,  итоги развития на вчерашний  день, а  зона ближайшего развития характеризует умственное развитие на завтрашний день".

 ЗБР  - логическое следствие закона становления высших  психических  функций,  которые   формируются  сначала  в  совместной деятельности,  в  сотрудничестве  с другими  людьми,  постепенно  становятся внутренними  психическими  процессами  субъекта.  Когда психический  процесс формируется в  совместной  деятельности,  он  находится  в  зоне  ближайшего развития;  после  формирования  он  становится  формой актуального  развития субъекта. "Обучение только тогда хорошо, когда оно идет впереди  развития". Зона ближайшего развития может быть использована как показатель  индивидуальных различий детей.

  Одним из доказательств влияния обучения на психическое развитие ребенка служит гипотеза Л. С. Выготского о системном и смысловом строении сознания и его развития  в онтогенезе.  Он  считал, что человеческое сознание - не сумма отдельных  процессов, а система, структура их.  Ни одна  функция  не развивается изолированно. Развитие  каждой функции зависит от того, в какую  структуру она входит, и какое место в ней занимает. Так,  в раннем возрасте в центре сознания находится восприятие, в дошкольном возрасте  -  память,  в  школьном  - мышление. Все  остальные психические процессы развиваются в каждом возрасте под  влиянием доминирующей в сознании функции.

Можно наметить единицу и для изучения личности и среды. Эта единица в патопсихологии и в психологии получила название переживания. Переживание ребенка и есть такая простейшая единица, относительно которой нельзя сказать, что она собой представляет — средовое влияние на ребенка или особенность самого ребенка; переживание и есть единица личности и среды, как оно представлено в развитии. Так что в развитии единство средовых и личностных моментов совершается в ряде переживаний ребенка. Переживание надо понимать как внутреннее отношение ребенка как человека к тому или иному моменту действительности. Всякое переживание есть всегда переживание чего-нибудь. В современной теории, переживание вводится как единица сознания, т. е. такая единица, где основные свойства сознания даны как таковые, в то время как во внимании, в мышлении не дано связи сознания. Внимание не является единицей сознания, а является элементом сознания, в котором нет ряда других элементов, причем единство сознания как такового пропадает, а вот действительной динамической единицей сознания, т. е. полной, из которой складывается сознание, будет переживание.

Переживание имеет биосоциальную ориентировку, оно есть что-то, находящееся между личностью и средой, означающее отношение личности к среде, показывающее, чем данный момент среды является для личности. Переживание является определяющим с точки зрения того, как тот или иной момент среды влияет на развитие ребенка. В переживании - с одной стороны, среда в ее отношении ко мне, в том, как я переживаю эту среду; с другой сказываются особенности развития моей личности. В моем переживании сказывается то, в какой мере все мои свойства, как они сложились в ходе развития, участвуют здесь в определенную минуту.

Если дать некоторое общее формальное положение, было бы правильно сказать, что среда определяет развитие ребенка через переживание среды. Самым существенным, следовательно, является отказ от абсолютных показателей среды; ребенок есть часть социальной ситуации, отношение ребенка к среде и среды к ребенку дается через переживание и деятельность самого ребенка; силы среды приобретают направляющее значение благодаря переживанию ребенка.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

85325. Семиотические основы изучения народной художественной культуры 39.09 KB
  Решающим фактором народной культуры является процесс антропогенеза и происхождения народной культуры как таковой. В животном мире культуры не существует. В животном мире обнаруживаются явления которые в дальнейшем послужили основанием для формирования народной культуры.
85326. Семейно-бытовые праздники и обряды: структура, функции и художественные элементы 47.87 KB
  Понятие обычая обряда ритуала традиции Мы видим что стремлением людей ярко красиво торжественно и памятно отметить узловые события своей жизни обусловлено придание этим событиям форм праздников и обрядов. являются переломными моментами в жизни людей меняющими их отношения с окружающими дающими им новые права и предъявляющими новые требования. Что же заключается в понятии обряд В чем его сущность Почему во все времена начиная с первобытнообщинного строя люди отмечали торжественными ритуальными действиями наиболее выдающиеся события...
85327. Концепция этногенеза Л. Н. Гумилева 42.19 KB
  В основу своей теории этногенеза Гумилев положил в качестве главного постулата тезис о природнобиологическом характере этноса обусловленного тем что он является составной частью биоорганического мира планеты и возникает в определенных географоклпматических условиях.cnn же некоторое количество людей обладающих этим признаком соберется вместе объединенные одной целью если при этом они находятся в благоприятных географических условиях необходим разнообразный ландшафт появляется зародыш нового этноса начинается бурный процесс...
85328. Основные принципы формирования понятия народной художественной культуры 38.78 KB
  До сих пор понимание предметного поля каждого ил этих образований народной к остается весьма дискурсивным. Тем более что ряд наук филология история этнография искусствоведение претендовали в разные годы на всеобъемлющую роль в изучении народной культуры преувеличивая значение для последней своих проблем. Нельзя не сказать и о том что в России ситуация усугубляется за счет потерянных народной художественной культурой ориентиров развития в ХХ в.
85329. Традиционные и инновационные формы народной художественной культуры 39.23 KB
  В народной художественной культуре любого народа постоянно появляется и бытует огромное количество образований представляюших собой традиционный фольклор традиции и новых образований связанных с традиционными художественными структурами новации. В культурологии сочетанием традиции и новации обозначают две взаимозависимые стороны развития культуры в которых зафиксирована мысль о том что она содержит в себе как устойчивые так и изменчивые моменты. Глобальная характеристика культуры заключается в единстве традиции и новаторства...
85330. Поняття «норма» і «аномалія» в психології 31.92 KB
  Норма лат. В практичній психології і педагогіці сьогодні працюючими є поняття учбова норма; соціальновікова норма індивідуальна норма. Питання про аномалії в розвитку може розглядатися тільки в контексті знання про нормальні параметри цих процесів і поведінки.
85331. Полісенсорна система навчання слабочуючих дітей і комунікаційна система навчання глухих 38.93 KB
  Отже потрібно для нього створити відповідні його природі умови. У сучасній дидактичній системі навчання мови глухих дітей за принципом формування мовного спілкування С.Зиков розрізняють три форми словесної мови: дактильная усна і письмова. В якості вихідної форми мови найбільш повно відповідає природі глухого дитини використовується пальцева сприймається зором форма словесної мови дактильная форма.
85332. Психолого-педагогічні основи розвитку і освіти дітей зі складним дефектом 37.31 KB
  Залежно від структури порушення діти з поєднаними порушеннями поділяються на три основні групи. У першу входять діти з двома вираженими психофізичними порушеннями кожне з яких може викликати аномалію розвитку: сліпоглухих діти розумово відсталі глухі слабочуючі із затримкою психічного розвитку первинної. У другу групу мають одне істотне психофізичний порушення провідне і супутнє йому інше порушення виражене в слабкому ступені але помітно обтяжлива хід розвитку: розумово відсталі діти з невеликим зниженням слуху. У третю групу...
85333. Причини порушень слуху 41.95 KB
  Стійкі порушення слуху у дітей можуть бути вродженими і набутими. Висновок про природжений або набутий характер порушення слуху робиться зазвичай на підставі відомостей отриманих зі слів батьків а ці відомості часто виявляються досить неточними. З іншого боку нерідко дійсно вроджене порушення слуху залишається протягом декількох місяців а іноді років нерозпізнаним а коли воно виявляється то приписується якомусь випадковому захворювання або травмі що мали місце незадовго до виявлення дефекту слуху.