46970

Процесс формирования институтов и их устойчивость. Особенности формирования неформальных институтов

Доклад

Экономическая теория и математическое моделирование

Теория поведения потребителя в рыночной экономике. Потребительское поведение общая и предельная полезности закон убывающей предельной полезности Большое значение для развития производства товаров и их предложения имеет поведение потребителя. Однако в поведении среднего потребителя можно отметить ряд общих черт: спрос потребителя зависит от уровня его доходов влияющих на размер личного бюджета потребителя; каждый потребитель стремится получить за свои деньги все что можно т. максимизировать совокупную полезность; средний...

Русский

2013-12-01

49.84 KB

6 чел.

Билет 4.

1. Теория поведения потребителя в рыночной экономике. Бюджетные линии и кривые безразличия. Механизм установления потребительского равновесия.

2. Процесс формирования институтов и их устойчивость. Особенности формирования неформальных институтов.

3. Новейшие направления западной экономической теории. Эволюционная экономика (Р. Нелсон, С. Уинтер). Экономическая теория информации (Дж. Стиглер, Дж. Акерлоф).

  1.  Потребительское поведение, общая и предельная полезности, закон убывающей предельной полезности

Большое значение для развития производства товаров и их предложения имеет поведение потребителя.

Потребительское поведение – это процесс формирования спроса потребителей на разнообразные товары и услуги.

Действия людей в сфере приобретения потребительских благ субъективны и подчас непредсказуемы. Однако в поведении среднего потребителя можно отметить ряд общих черт:

  1.  спрос потребителя зависит от уровня его доходов, влияющих на размер личного бюджета потребителя;
  2.  каждый потребитель стремится получить за свои деньги «все, что можно», т.е. максимизировать совокупную полезность;
  3.  средний потребитель имеет отчетливую систему предпочтений, свой вкус и отношение к моде;
  4.  на спрос потребителя влияет наличие или отсутствие на рынках взаимозаменяемых или взаимодополняемых товаров.

Данные закономерности отмечали еще классики политической экономии. Современная наука определяет поведение потребителя с помощью теории предельной полезности и методом кривых безразличия.

Рассмотрим сначала объяснение поведения потребителя с позиции теории предельной полезности.

Полезность, или ютиль, – это субъективное удовлетворение или удовольствие, получаемое от потребления набора товаров и услуг.

Различают общую и предельную полезность.

Общая полезность (TU) – это совокупная полезность от потребления всех наличных единиц блага.

В отличие от нее предельная полезность выступает как прирост общей полезности.

Предельная полезность (MU) – дополнительная полезность от потребления дополнительной единицы товара или услуги.

Общую полезность любого количества продукта определяют путем суммирования показателей предельной полезности. Например, потребитель покупает 10 яблок. Их общая полезность равна десяти ютилям (U), если покупается 11-е яблоко, то общая полезность возрастает и равняется одиннадцати ютилям (TU). Предельная полезность, т.е. удовлетворение от потребления дополнительного 11-го яблока, определяется:

.

Каждый потребитель пытается так распорядиться своим денежным доходом, чтобы получить максимальную общую полезность. Он не может купить все, что ему хочется, поскольку его денежный доход ограничен, а товары, которые он желает приобрести, имеют определенную цену. Поэтому потребитель выбирает между различными товарами, чтобы при ограниченном денежном доходе получить наиболее предпочтительный, с его точки зрения, набор товаров и услуг.

Правило потребительского поведения состоит в том, чтобы предельная полезность, получаемая в расчете на рубль, потраченный на товар, была бы равной предельной полезности, получаемой на рубль, потраченный на другой товар.

Такое поведение называется правилом максимизации полезности. Если потребитель «уравновесит свои предельные полезности» в соответствии с этим правилом, то ничто не будет побуждать его к изменению структуры расходов. Потребитель будет находиться в состоянии равновесия.

Правило максимизации полезности можно выразить математически:

По мере насыщения потребителя в приобретении какого-либо товара субъективная полезность этого товара для потребителя сокращается. Например, если потребность в приобретении первого телевизора очень высока, то второго и третьего, соответственно, будет ниже. Это значит, что действует закон убывающей предельной полезности.

В связи с действием этого закона приведенное ниже правило максимизации полезности необходимо постоянно корректировать с учетом снижения цен. Ибо не только при снижающейся предельной полезности каждого покупаемого товара (очередного телевизора), но и при одновременно снижающейся его цене можно побудить потребителя к последующим покупкам этого товара.

Понижение цены товара приводит к двум различным следствиям: «эффекту дохода» и «эффекту замещения».

«Эффект дохода»: если цена продукта (например клубники) падает, то реальный доход (покупательная способность) потребителя данного товара увеличивается. Он может на тот же денежный доход купить больше клубники. Это явление называется «эффектом дохода».

«Эффект замещения»: снижение цены продукта (клубники) означает, что он теперь стал дешевле по отношению ко всем другим товарам. Снижение цены на клубнику будет стимулировать потребителя к замещению клубникой других товаров (например бананов, яблок и т.п.). Клубника становится более привлекательным товаром по отношению к другим. Это явление называется «эффектом замещения».

Сторонники теории предельной полезности объясняют поведение потребителя с помощью эффектов дохода и замещения и с помощью закона убывающей предельной полезности.

Бюджетная линия, кривые безразличия, равновесие положение потребителя

Более глубокое объяснение поведения потребителя дается методом бюджетных линий и кривых безразличия.

Бюджетная линия показывает различные комбинации двух продуктов, которые могут быть приобретены при фиксированной величине денежного дохода.

Бюджетную линию можно изобразить графически.

Наклон бюджетной линии зависит от отношения цены товара В к цене товара А:

. 

Расположение бюджетной линии зависит от ряда факторов, главными из которых являются величина денежного дохода и цена продукта.

Влияние денежного дохода: увеличение денежного дохода приводит к перемещению бюджетной линии вправо; уменьшение денежного дохода перемещает ее влево.

Влияние изменения цены: снижение цен обоих продуктов, эквивалентное увеличению реального дохода, перемещает график вправо. И наоборот, рост цен на продукты А и В приводит к перемещению графика влево.

Теперь рассмотрим кривые безразличия.

Кривая безразличия – это кривая, показывающая различные комбинации двух продуктов, имеющих одинаковое потребительское значение или полезность для потребителя.

Все наборы из двух продуктов одинаково полезны для потребителя. Полезность, которую он теряет, отказываясь от какого-то количества одного продукта, компенсируется пользой от дополнительного количества другого продукта.

Но могут существовать такие наборы кривых безразличия, которые различаются по уровню полезности. Такое «семейство» кривых безразличия называется картой безразличия.

Карта безразличия – это совокупность кривых безразличия.

 

Чем дальше от начала координат находится кривая, тем большую пользу она обеспечивает потребителю, т.е. любая комбинация продуктов А и В, показанная точкой на кривой III, обладает большей полезностью, чем любая комбинация А и В, показанная точкой на кривой I. Однако доход (бюджет) потребителя ограничен определенной суммой. Поэтому потребитель будет искать такой вариант сочетания разных продуктов, при котором польза в рамках его бюджета будет наибольшей. Чтобы найти такой вариант, называемый равновесное положение потребителя, необходимо совместить бюджетную линию с картой безразличия.

Кривая безразличия III, обеспечивая большую полезность, чем кривые безразличия I и II, не доступна для потребителя, т.к. находится выше бюджетной линии. Точки М и К показывают доступные потребителю комбинации продуктов А и В, но они соответствуют меньшим совокупным полезностям, т.к. расположены ниже бюджетной линии. Равновесное положение потребителя достигается только в точке Д, в которой бюджетная линия касается наиболее высокой кривой безразличия II.

Достигнув ее, потребитель теряет стимул к изменениям структуры своих покупок, т.к. это будет означать потерю полезности.

2. Процесс формирования институтов и их устойчивость. Особенности формирования неформальных институтов.

Классификация институтов по признаку ситуаций, в которых они возникают

  1.  Ситуация кооперации («дилемма заключенного»)
  2.  Ситуация координации
  3.  Ситуация неравенства/перераспределения

Ситуации «невидимая рука» и «дилемма заключенных»; обещания, заслуживающие доверия

Ситуация типа  «дилеммы заключенных».

«Парадокс индивидуальной рациональности»:

Индивидуально максимизирующее поведение не всегда приводит к оптимальным результатам.

Игроки-одиночки попадают в ловушку вследствие своей рациональности.

«Не чувствуя себя в безопасности люди стремятся напасть первыми, поскольку лучшая защита это нападение».

Доминирующая стратегия – стратегия от которой не выгодно отклонятся в независимости от действий другого игрока

Оптимум по Парето - ситуация, когда нельзя улучшить положение ни одного из игроков, не ухудшая при этом положения другого. (предпосылки по Парето: Полная и совершенная информация, известна цена, издержки обмена информации между людьми отсутствуют)

Равновесие по Нэшу

  1.  ситуация, в которой стратегия каждого из игроков является лучшим ответом на действия другого игрока.
  2.  стратегия, разработанная каждым игроком, является с его точки зрения наилучшей в свете ожидаемых им стратегий поведения прочих людей. Причем эти ожидания правильны.
  3.  набор стратегий таких, что у любого агента нет стимула отказываться от выбранной стратегии при заданных стратегиях других игроков.
  4.  Sn* - NE (равновесие по Нэшу): если для любого игрока I и любой его стратегии si из Si выполняется Ui(Sn*)>=Ui(Si,S-i*).
  5.  Si*-наилучший ответ на S-i для каждого игрока i.

План А «Невидимая рука»

В

Сознаться

Молчать

А

Сознаться

-5;-5

-10;0

Молчать

0;-10

-1;-1

Доминирующая стратегия каждого игрока – молчать. Равновесие по Нэшу –  набор стратегий {молчать; молчать}. Результат игры - оба игрока получают по одному году.

Невидимая рука – рынок. А.Смит: « индивид, стремящийся исключительно к собственной выгоде, направляется невидимой рукой к результату, который не входил в его намерения. Этим результатом является удовлетворение интересов общества».

План В «Дилемма заключенных»

В

Сознаться

Молчать

А

Сознаться

-5;-5

0;-10

Молчать

-10;0

-1;-1

Доминирующая стратегия каждого игрока – сознаться. Равновесие по Нэшу – оба игрока сознаются и садятся в тюрьму на 5 лет – неэффективно по Парето.

Обязательство, заслуживающее доверия – «credible commitment». Обязательство будет надежным, если другая сторона видит, что первая сторона лишена возможности нарушить обязательство.

Обязательство может быть надежным в императивном смысле и в мотивационном смысле.

Следование личной  выгоде  приводит в   социальную ловушку. Индивидуальный интерес и коллективный интерес здесь находятся в конфликте. Достичь социально эффективного результата здесь можно, лишь  заставив игроков выбрать стратегию, которая не кажется им привлекательной. Институт  принуждает игроков выбирать непривлекательную для них стратегию.

Механизмы принуждения – решает дилемму путем создания института принуждения

Игра «Два пулеметчика»

    

А

 

В

сражаться

дезертировать

сражаться

1,1

-2,2

дезертировать

2,-2

-1,-1

 Возможные   решения: 

А) Заминировать подходы к постам, это изменит выигрыши в игре, и   взаимная солидарность будет обеспечена.

А

 

В

сражаться

дезертировать

сражаться

1,1

-2,-2

дезертировать

-2,-2

-2,-2

      

Б) Ввести строжайшую дисциплину в подразделении, где служат пулеметчики.  Игра будет иметь такой же вид, как и в случае А.

В)   Представление о чести.   Действует  внутренний механизм  принуждения (self-enforcement)  и матрица игры принимает следующий вид.

А

В

сражаться

дезертировать

сражаться

1,1

-1,0

дезертировать

0,-1

-2,-2

В ситуации типа «дилеммы заключенных» неэффективность равновесия, являющегося результатом игры, вызывает необходимость в институте, который принуждал бы игроков выбирать непривлекательную для них стратегию для достижения социально эффективного результата.

В повторяющихся ситуациях идет процесс обучения,   игроки узнают постепенно тот тип поведения, который они могут ожидать друг от друга,  каждый из игроков имеет возможность наказать нечестного партнера за некооперативное поведение в прошлом, и на этой основе возникают разделяемые всеми игроками нормы поведения, конвенции, институты, которые позволяют избежать выигрышей, предсказанных одношаговой игрой.

Ситуация координации, эффект совмещенных ожиданий и фокальные точки (Шеллинг)

Координационная игра.

А

В

Правая сторона

Левая сторона

Правая сторона

1,1

0,0

Левая  сторона

0,0

1,1

Два равноценных равновесия по Нэшу, и трудность заключается в том, чтобы осуществить выбор из этих двух равноценных результатов.    Необходим знак, сигнал (focal point).   Сигнал  -  конвенция о правостороннем (или левостороннем движении).    

Большое число доступных альтернатив мешает людям достигать эффективных результатов, если выгода от выбранного поведения зависит от действий других участников игры и при этом отсутствует эффективный обмен информацией о действиях друг друга.

Проблема координации: вывод

Уменьшение количеств доступных альтернатив помогает людям достигать эффективных результатов.

Чтобы извлечь выгоду от обмена, ожидания сторон должны быть согласованными.

Для этого необходимы:

  1.  заранее утвержденная и гарантировано соблюдаемая сторонами процедура действий

и/или

  1.  существование достоверных обязательств.

Фокальная точка -  Томас Шеллинг. Фокальная точка это равновесие в координационной игре, выбираемое всеми участниками взаимодействия на основе общего знания, помогающего им скоординировать свой выбор.

В своей повседневной жизни люди используют символические детали, чтобы скоординировать свои действия. Эффект совмещенных ожиданий.

Институты с непосредственно экономическим значением, которые координируют действия людей – это, например, деньги и кредит, промышленные и технологические стандарты, типовые договора.

В ситуации координации возникает необходимость в институте вследствие множественности возможных равновесий. Институт, возникающий в этой ситуации, не нуждается в специальном механизме принуждения, людям нужен лишь знак, сигнал о том, какое из равновесий им выбрать.

Ситуация неравенства

Игра «Два пастуха»

Пастух А

Пастух В

пастбище  1

пастбище  2

пастбище 1

2,2

8,4

пастбище 2

4,8

1,1

Права собственности как институт, возникающий в ситуации неравенства:

  1. решает   проблему координации действий людей;
  2. сохраняет  существующее неравенство, то есть защищает интересы стороны, находящееся в более выгодном положении

ВЫВОД!!! Необходимость в  социальных институтах возникает в тех ситуациях, когда имеется несколько равновесий (проблема координации), неэффективность    равновесия (дилемма заключенных) или несправедливость равновесия (ситуация неравенства) в тех типах игр, которые ведут к их возникновению

3) Новейшие направления западной экономической теории.

Эволюционный институционализм

Основные представители: Ричард Нельсон, Сидней Уинтер, Джеффри Ходжсон

Основная работа: Р. Нельсон, С. Уинтер «Эволюционный анализ экономических изменений» (1982)

Если же новый институционализм в какой-то мере уходит своими корнями в работы Дж. Коммонса, то эволюционный институционализм вряд ли возник бы без трудов Т. Веблена. По общему мнению, эволюционный институционализм (называемый также эволюционной экономической теорией) «родился» в 1982 году, когда была опубликована вышеназванная пионерная работа Р. Нельсона и С. Уинтера. Основные свойства:

а) Отказ от предпосылок оптимизации и методологического индивидуализма. Эволюционные институционалисты вслед за старыми отвергают представление о человеке как о «рациональном оптимизаторе», действующем в отрыве от общества.

б) Акцент на исследовании экономических изменений. Эволюционисты, как и Т. Веблен (и другие старые институционалисты) рассматривают рыночную экономику как динамическую систему.

в) Проведение биологических аналогий. Если же, например, многие классики и неоклассики уподобляли рыночное хозяйство механической системе, то эволюционисты трактуют хозяйственные изменения в значительной мере по аналогии с биологическими (например, уподобляя совокупность фирм популяции и т.д.)

г) Учет роли исторического времени. В этом плане эволюционные институционалисты похожи на посткейнсианцев; однако же если последние акцентируют внимание больше на неопределенности будущего, то первые - на необратимости прошлого. В связи с этим ими подчеркиваются различные динамические феномены, являющиеся следствием необратимости исторического времени и приводящие к неоптимальным для хозяйства в целом результатам. Подобные феномены являются проявлением зависимости от прошлой траектории развития. Это «кумулятивная причинность», а также «гистерезис» и  «блокировку». Гистерезис представляет собой зависимость конечных результатов системы от ее предшествующих результатов. Блокировка является неоптимальным состоянием системы, которое является результатом прошлых событий, и из которого не существует мгновенного выхода.

д) Понятие рутин. В поведении хозяйствующих субъектов главенствующую роль играют рутины, представляющие собой  нечто вроде устойчивых стереотипов поведения. Рутины в значительной мере являются аналогом привычек, с той разницей, что первые во многом носят бессознательный характер.

Это понятие является базовым в эволюционной теории фирм. Поведение фирм управляется не оптимизационными расчетами, а рутинами. Это означает, что в случае изменений окружающей фирмы среды последние далеко не всегда будут менять свое поведение, что противоречит неоклассической теории. Фирмы соглашаются на замену старых рутин новыми лишь при чрезвычайных обстоятельствах. При этом сам процесс изменения рутин, называемый поиском, управляется соответствующими рутинами. Причины устойчивости рутин:

  1.  рутины являются своеобразными активами фирм, на приобретение которых были осуществлены определенные расходы. Рутины связаны с безвозвратными издержками. Поэтому замена старых рутин новыми требует больших затрат.
  2.  смена рутин может привести к ухудшениям (или даже разрыву) отношений данной фирмы с ее другими партнерами или отношений внутри этой фирмы.
  3.  рутины прочны также вследствие их вышеуказанной бессознательности.

е) Благосклонное отношение к государственному вмешательству. Предыдущие свойства эволюционно-институционального анализа указывают на то, что экономические изменения не имеют внутренней тенденции обеспечивать оптимальные результаты. Поэтому, с точки зрения эволюционистов, государственное вмешательство - например, в сфере технического прогресса - может оказать позитивное влияние на экономику.

Новый французский институционализм

Основные представители: Лоран Тевено, Люк Болтянски, Оливье Фаворо, Франсуа Эмар-Дюверне.

Основная работа: Л. Тевено, Л. Болтянски. «Экономика значимого» (1987).

Новый французский институционализм - или экономика соглашений - наиболее позднее течение в институционализме, возникшее на рубеже 1980-1990-х годов. Его специфика - рыночная экономика рассматривается не как отдельно взятый объект исследования, а как подсистема общества. Последнее рассматривается с точки зрения анализа различных «институциональных подсистем» или «миров», каждая из которых характеризуется особыми способами координации между людьми - «соглашений» -  и особыми требованиями к действиям людей - «норм поведения». Такой анализ, являющийся «сердцевиной» исследований новых французских институционалистов, выделяет следующие институциональные подсистемы:

1) Рыночная подсистема. Она включает в себя «рынок», анализируемый в неоклассической теории. Объектами, функционирующими в рыночной подсистеме, являются добровольно обмениваемые товары и услуги. Основную информацию об этих товарах предоставляют цены. Поведение субъектов должно быть рациональным. Координация действий осуществляется через достижение равновесия посредством функционирования ценового механизма. Здесь интересен тот аспект, что выполнение норм поведения в рыночной подсистеме оказывается необходимым условием рационального действия. Иным словами, согласно новым французским институционалпстам, рациональное поведение и следование нормам отнюдь не противоречат друг другу, как полагали представители других школ институционализма.

2) Индустриальная подсистема. Она состоит из промышленных предприятий. «рынок никогда не является местом производства, а предприятие всегда им является». Это один из ключевых пунктов их учения. В отличие от «рынка», в индустриальной подсистеме объектом является стандартизированная продукция, а основную информацию несет не цена, а технические стандарты. Координация деятельности осуществляется через функциональность и согласованность отдельных элементов производственного процесса. Таким образом, индустриальный мир является материальной основой для общественного производства.  

3) Традиционная подсистема. Она включает персонифицированные связи и традиции и играет ведущую роль в традиционных обществах. В этой подсистеме важную роль играет разделение на «своих» и «чужих» и личная репутация. Деятельность участников данной подсистемы направлена на обеспечение и воспроизводство традиций. К традиционной подсистеме можно отнести не только отношения внутри и между домохозяйствами, но и, например, «мир» мафии и прочих криминальных групп.

4) Гражданская подсистема. Она базируется на принципе подчинения частных интересов общим. В рамках этой подсистемы функционируют государство и его учреждения (полиция, суды) и многие важные общественные организации (например, церкви).

5) Подсистема общественного мнения. Здесь координация деятельности людей строится на основе наиболее известных и привлекающих всеобщее внимание людей событий. К этой подсистеме, например, можно отнести некоторые финансовые рынки, где большую роль играет ориентация на среднее мнение.

6) Подсистема творческой деятельности. В этом мире основной нормой поведения является стремление к достижению неповторимого, уникального результата. К данной подсистеме относится такая сфера общественной жизни, как искусство.

7) Экологическая подсистема. В данной подсистеме координация действий осуществляется в соответствии с природными циклами и направлена на поддержание «баланса окружающей среды». Соответственно, объектами деятельности являются различные природные объекты.

Таким образом, рациональность как способ поведения и стремление к рыночному равновесию как способ координации трактуются новыми французскими институционалистами лишь как «частные случаи» С их точки зрения, ошибочно объяснять всю хозяйственную жизнь при помощи только этих двух понятий. Например, деятельность российских предприятий в 1990-е годы, которая зачастую не соответствовала канонам неоклассической теории, вполне можно объяснить, если исходить из того, что эта деятельность осуществлялась в рамках индустриальной и традиционной подсистем.

При этом каждый хозяйствующий субъект одновременно функционирует в нескольких «мирах». Например, любая фирма действует в «рыночном мире», когда занимается сбытом своей продукции, и в «индустриальном мире», когда непосредственно организует  производство.

Особые проблемы возникают на «стыке» различных «миров» или «соглашений», т.е. в ситуации, когда одно и то же взаимодействие (будь то покупки потребительских благ или принятие политических решений) может потенциально приниматься на основе норм поведения разных подсистем. Здесь зачастую к неблагоприятным последствием может привести так называемая «экспансия соглашений», при которой осуществление взаимодействий происходит на основе норм одного из «миров» в тех сферах, где прежде использовались нормы других «миров». Примером может служить замена гражданских «соглашений» на рыночные в политической сфере.

Новый французский институционализм - наиболее позднее  направление в институционализме и, вероятно, самые значимые концепции в его рамках будут созданы лишь в будущем.

Новейшие направления западной экономической теории: эволюционная экономика,  экономическая теория информации.

Экономическая теория информации.

Еще в середине прошлого века в работах экономистов США был обоснован вывод о том, что информация - один из важнейших экономических ресурсов.

Экономическая теория информации связана с трактовкой информации как самостоятельного блага, полезность которого состоит в уменьшении неопределенности. Разумеется, в большинстве ситуаций реальной хозяйственной жизни это благо является ограниченным и платным, иными словами, экономическим.

Одним из создателей экономической теории информации был ученый Чикагской школы - лауреат нобелевской премии Джордж Стиглер, одноименная статья которого вышла в 1961 г.

Этот экономист показал в своей работе, что на рынке даже однородных товаров существует разброс цен. Поэтому поиск продавца с минимальной ценой может быть выгодным для покупателя. Для любого покупателя ожидаемая экономия от дополнительной единицы поиска будет приблизительно равна количеству товара, которое он хочет закупить, умноженному на ожидаемое снижение цены в результате поиска.

Оптимальная продолжительность поиска определяется из равенства предельной экономии предельным альтернативным издержкам поиска, которые, напротив, имеют тенденцию к росту.

«Величина» или продолжительность поиска зависит, прежде всего, от разброса цен. Кроме того, она обусловлена расходами на данный товар в потребительском бюджете, географической протяженностью рынка, долей на рынке новых и прежних продавцов и покупателей.

Джордж Стиглер утверждал, что затраты потребителя на поиск приблизительно пропорциональны числу опрашиваемых продавцов, поскольку расходуется здесь главным образом время. Эти затраты, конечно, не обязательно должны быть одинаковы для всех потребителей: не говоря о разнице во вкусах, время более ценно для людей с большим доходом. Если расходы на поиск уравниваются ожидаемым предельным эффектом, можно найти оптимальный объем поиска. Разумеется, продавцы тоже могут заняться поиском, и в случае уникальных товаров они поступают точно так же, как покупатели. В этом (эмпирически малозначимом) случае оптимальным объемом поиска будет такой, при котором предельные затраты на поиск окажутся равны ожидаемому увеличению выручки, т. е. точно такие, как и у покупателей.

Джордж Стиглер так же отмечал, что в случае уникальных товаров эффективность личного поиска как для покупателей, так и для продавцов крайне низка, поскольку неизвестно, кто является потенциальным продавцом, а значит, затраты на поиск нужно поделить на долю потенциальных покупателей (или продавцов) в населении, которое представляет собой поле поиска.

Издержки поиска могут быть снижены с помощью реклам дилерской сети, их снижает наличие корреляции между ценами в разные периоды (опытный покупатель в данном случае имеет преимущество - так, например, мы и сейчас ждем сезона скидок, чтобы купить нужный нам товар).

Д. Стиглер вывел следующий постулат: издержки поиска информации можно считать приблизительно пропорциональными числу выявленных продавцов, поскольку покупатель тратит время на этот поиск. Стиглер не выходил за рамки рутинного поведения и вопросу взаимодействия между предварительным знанием и выбором процедур сбора информации уделял мало внимания.

Конечно сейчас ситуация на рынке информации изменилась кардинально, но и 50 лет назад модель рутинного сбора информации, разработанная Стиглером, не отвечала потребностям решения действительных проблем информационной экономики ввиду своей ограниченности и упрощенности.

Вскоре после опубликования статьи, теория Стиглера была подвергнута критике.

Американский экономист Сидни Уинтер выдвинул против теории поиска следующее серьезное возражение: поскольку человек заранее не знает размера будущей экономии и связанных с ее получением предельных издержек, то для того, чтобы их вычислить, необходимо провести предварительную процедуру поиска на шаг раньше основной. Поскольку этот аргумент можно применять бесконечно, Теория Стиглера лишь формально решает проблему необходимой информации. На самом деле, отмечает Уинтер, рано или поздно придется отказаться от оптимизации и выбрать приблизительно удовлетворительный вариант. А раз так, то почему не сделать это раньше?

Асимметрия информации как таковая была проанализирована Дж. Акерлофом. Гипотеза о том, что распределение информации и знания неравномерно и обусловлено экономическим и социальным положением агентов, оказывается весьма продуктивной. Научный интерес Акерлофа был сосредоточен на одной особенности. Государству, считал он, нечего делать там, где возникают проблемы асимметрии информации. Существует лишь два способа решения - гарантии и репутация. Кроме этого, существуют бренды, магазины, включенные в цепи единых поставок, франчайзинг и различные формы контрактов.

Возражая Стиглеру, Акерлоф показал, что информационная асимметрия порождается действиями самих агентов независимо от того, пытаются ли они приспособиться к внешним шокам или максимально использовать свою рыночную власть. Подобный подход имеет свои фундаментальные следствия. Речь идет о том, что разброс цен является результатом функционирования рынка, он не вызван каким-либо внешним несовершенством. Провал рынка не является локальным или конъюнктурным, он становится теперь структурным и необратимым. В результате возрастает значение нерыночных способов принятия решений, подчеркивается роль организаций и иерархий.

Акерлоф, Стиглиц, Спенс и др. рассматривали информацию в связи с неопределенностью ситуации на рынке и ее неполнотой для субъектов рынка. Они не исследовали роль информационных технологий в экономике, производство информации, информационный сектор и т.п. Информационное общество связано не только с информацией, но и с технологиями ее производства, использования, передачи и хранения. Поэтому сейчас экономическая теория информации, разработанная 50 лет назад может использоваться с очень большими допущениями.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

55844. Мои домашние животные 63.5 KB
  При создании урока я как учитель поставила перед собой и детьми цели: Цели урока: развитие языковой догадки зрительной и слуховой памяти логического мышления инициативы через составление диалога...
55845. Борьба за существование и ее формы 24.5 KB
  Напомнила домашнее задание и тему прошлого урока дала несколько минут на повторение домашнего задания. При проверке домашнего задания использовала индивидуальный опрос так как материал прошлого урока достаточно объемный и каждый ответ на вопрос может быть оценен.
55846. Время 34.5 KB
  Специфика урока состоит в том что он готовит учащихся через повторение времени к следующему блоку Распорядок дня.
55847. Минералы и горные породы 31.5 KB
  Анализ целеполагания Анализ структуры урока Анализ содержания учебного материала Анализ деятельности учителя на уроке. Задачи урока реальны для выполнения.
55850. Самоосвіта – одна із акмеологічних умов професійного росту вчителя 51.5 KB
  Самоосвіта вчителя є необхідною умовою професійної діяльності педагога. Не секрет що багато батьків приводячи дитину до школи просяться в клас до конкретного вчителя предметника або класного керівника.
55851. Методичний супровід формування та розвитку компетентності педагога шляхом самоосвіти 657 KB
  Одним з найбільш ефективних засобів підвищення професійної компетентності педагога вбачаємо у самоосвітній діяльності. Самоосвіта педагога - свідома діяльність з удосконалення своєї особистості як фахівця...
55852. Классный час на тему: Самооценка 45.5 KB
  Обсуждение с учащимися основных понятий Как Вы думаете что такое самооценка Учащиеся дают свои ответы Какие виды самооценки вы знаете Самооценка -– оценка человеком собственных качеств достоинств и недостатков.